Виды иммиграции в Беларусь в 2020 году

Процесс оформления

Иностранец, приехавший в Беларусь, должен пройти такой порядок получения ВНЖ:

  1. Стать на учет в государственном миграционном органе;
  2. Обрести документ, который дает право официально пребывать в государстве девяносто дней.
  3. Узнать в соответствующей организации миграционной службы список необходимых документов.
  4. Пройти обследование в больнице;
  5. Посетить психоневрологическое отделение медицинского учреждения.
  6. Оплатить государственный сбор за рассмотрение обращения;
  7. Подать заявление и сопроводительные документы.
  8. Получить ВНЖ в Беларуси для россиян.

Зачастую процесс оформления занимает не менее двух недель.

Квитанция об оплате государственных сборов.

Условия получения

Правила едины для всех иностранных граждан:

  1. После получения трудоустройства. В соседнем государстве нуждаются в хороших специалистах. Для уезда достаточно предоставить трудовой контракт, и это уже будет основанием поездки на ПМЖ в Беларусь.
  2. Для проживания с родными. Если родственники, имеющие гражданство или вид на жительство в Беларуси, разрешат переехать в государство.
  3. Если заключить брачные отношения с гражданином другого государства, процедура получения постоянного места жительства ускорится.
  4. Поступление в ВУЗ. Чтобы разрешили проживать в другом государстве, достаточно предоставить договор с высшим учебным заведением.
  5. Инвестиции. Если совершить вложения в размере не менее, чем 150 тысяч евро, постоянное проживание в ней гарантировано.
  6. При покупке недвижимости. Это дает возможность миграции из родной страны в РБ.

Но есть нюанс: должен податься отказ от уже имеющегося российского, так как получение второго гражданства исключено. Беженцам из другой страны предоставляется автоматически гражданство при условии, что свой статус они будут сохранять на протяжении семи лет.

Как выглядит документ, подтверждающий выход из гражданства РФ, смотрите на картинке:

Как выглядит документ, подтверждающий выход из гражданства РФ, смотрите на картинке.

Порядок въезда в страну

Поговорим о порядке въезда в Белоруссию. Считается, что иммиграция в эту страну — это один из самых простых способов покинуть Российскую Федерацию. Гражданам России разрешено в свободном порядке выбирать себе места для проживания в Белоруссии. При этом, они освобождаются от необходимости оформления иммиграционных карт во время пересечения границы.

Гражданам Российской Федерации разрешено находиться на территории страны 30 дней без регистрации, однако если срок приближается к одному месяцу, необходимо обратиться в местную миграционную службу или администрацию. Для россиян процедура максимально упрощена, и на сбор необходимых документов и оформление заявления потребуется всего лишь пару часов.

Также, стоит отметить что на границе Российской Федерации и Республики Беларусь нет учёта проведённого россиянином времени в Республике, поэтому, формально можно немного превысит заданный срок.

В первую очередь гражданин оформляет временную регистрацию, а уже после, имеет право оформить ПМЖ. Для временной регистрации предусмотрена своя процедура, а также свой определенный перечень документов.

Берется справка о составе семьи.

Оформление ПМЖ

Итак, после 2 лет проживания по ВНЖ можно приступить к продлению документа. Следующий ВНЖ выдаётся сроком на 5 лет, оформлять его нужно не позднее, чем за 2 недели до окончания предыдущего. Порядок оформления крайне прост: достаточно заполнить заявление, принести документы, удостоверяющие личность и подтверждающие основания для пребывания и фотографии. Новый ВНЖ выдадут буквально через несколько часов в день подачи пакета документов.

После того, как гражданин РФ проживёт на территории Белоруссии 7 лет, он имеет право на обретение гражданства Республики Беларусь. На такой отважный шаг решаются только те, кто планируют навсегда уехать из родной страны. Дело в том, что Беларусь не признает наличия двойного и второго гражданства, что ведёт к отречению от предыдущего. Получается, что русский, становясь белорусом, автоматически становится иностранцем в РФ.

По этой причине многие предпочитают иметь ВНЖ, дающий владельцу практически все гражданские права, за исключением права земельной собственности, участия в выборах и трудовой деятельности на госслужбе. Все остальные права и обязанности гражданина Белоруссии распространяются на граждан РФ с ВНЖ. Оформление гражданства Республики Беларусь обойдётся в 70€.

Казалось бы, поменял одну столицу на другую, но разница между ними существенная.

Инвестирование в экономику страны

Этот способ подходит для бизнесменов или состоятельных лиц, которые желают совершить инвестицию на сумму от 150 тысяч евро. Процедура осуществляется следующим образом:

  1. Инвестор подает заявку в Минэкономразвития РБ, в которой аргументирует свое желание вложить деньги в какой-либо проект.
  2. В течение 90 дней Министерство рассматривает заявку и принимает решение о разрешении инвестиций.
  3. В случае положительного решения инвестор приобретает акции белорусских предприятий или приобретает долю в уставном капитале какой-либо фирмы.
  4. Далее собираются документы на получение ВНЖ.

Переезд по оседлости.

Пенсионное обеспечение

Если граждане РФ переезжают в РБ, то вопрос их пенсии решается на основании закона о социальном обеспечении. Этим занимается Министерство труда и соцзащиты. Предусмотрены разные варианты пенсионного обеспечения, подходящий способ выбирается по усмотрению заявителя.

Заявление направляется в органы того государства, в котором проживает заявитель. Страны обмениваются документами и сведениями, после чего назначают выплаты. Экспорт пенсий происходит ежеквартально, выплата производится в белорусских рублях.

Так как не все россияне отказываются от своего гражданства после переезда, то большая часть из них предпочитает оформлять пенсию на родине в российских рублях и получать ее на карточку.

Получение документов в Беларуси отталкивается места регистрации постоянного адреса, по которому живет иностранец.

Заявление — 2 экземпляра

  1. При подаче на вид на жительство для белорусов, как и для выходцев из других государств, прошение печатается с двух сторон одного листа. Анкету, распечатанную с одной стороны, не принимают к рассмотрению.
  2. Откажитесь от использования сокращений, аббревиатур при составлении заявления. Пишите не РФ, а Россия или Российская Федерация, не г., а город и т. д.
  3. Вносите данные точно так, как они записаны в документах (паспорте, свидетельстве о браке…).
  4. Проверьте несколько раз каждое слово, букву и цифру. Не должно быть ошибок, опечаток. У инспекторов «глаз намётан», поэтому они замечают любые недочеты.
  5. Если сомневаетесь в правильности заполнения отдельных пунктов, подготовьте несколько вариантов прошения.
  6. Не подписывайте анкету. Это делается исключительно в присутствии должностного лица.

Бланки, образцы заполнения для Республики Беларусь скачайте в конце статьи.

При подаче на вид на жительство для белорусов, как и для выходцев из других государств, прошение печатается с двух сторон одного листа.

Миграционная политика Республики Беларусь

Миграционная политика Республики Беларусь

Миграция населения является естественным и закономерным процессом, позволяющим сбалансировать экономическую, социальную, политическую и духовную сферы мирового сообщества. Средства массовой информации, Интернет позволяют получить информацию о социальных гарантиях в развитых странах, установить контакты, подыскать работу, а развитость транспортных систем способствует быстрому и относительно недорогому перемещению людей из одной страны в другую. По данным Международной организации по миграции, общее количество мигрантов в мире составляет около 175 млн человек, то есть почти 3 % населения планеты проживают в странах, не являющихся их родиной.

С точки зрения развития человечества миграция является положительным явлением, так как с ее помощью происходит преодоление различий в уровне жизни, удовлетворяются потребности мировой экономики, происходит социокультурный обмен, духовное взаимообогащение. Международная миграция способствует развитию стран происхождения и повышению благосостояния принимающих стран.

В миграционной сфере, как в фокусе, сходятся самые актуальные задачи по развитию человеческого капитала, включая такие, как становление экономики знаний и национальных инновационных систем, а также формирование качественно новой политики социального развития, опирающиеся на принципы самореализации граждан.

В то же время миграционные процессы, международная миграция населения – одна из самых сложных проблем мирового развития. Для многих государств все более актуальными становятся вопросы преодоления отрицательных последствий миграционных процессов, таких как высокий уровень нелегальной миграции, незаконной занятости, торговля людьми и др. Данные явления представляют угрозу национальной безопасности, оказывают крайне негативное влияние на экономику и другие сферы жизни общества.

Проблемы миграции, урегулирования процессов миграции всегда были наиболее актуальными для государств – участников Содружества Независимых Государств. Общая история, сложившаяся за многие десятилетия, культурные связи народов, отсутствие языковых барьеров в общении создают почву для активного перемещения людей.

Принятые Советом глав государств Содружества в октябре 2007 года предложения по согласованной миграционной политике, включая Декларацию о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ, создали необходимые условия для обеспечения конструктивных подвижек на этом весьма важном направлении.

Планом основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств предусмотрено совершенствование договорно-правовой базы Содружества и его государств – участников в сфере миграции. Этот вопрос рассматривался Группой для выработки предложений по согласованной миграционной политике стран СНГ. И сегодня уже можно сказать, что созданы реальные предпосылки для преодоления расхождений в национальном законодательстве государств – участников СНГ, повышения организационной составляющей сотрудничества, определения единых подходов к учету мигрантов, налаживания полномасштабного информационного обмена.

В Рабочем плане Исполнительного комитета СНГ по выполнению Комплексного плана первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ, определены новые направления и ориентиры в сфере миграции, мероприятия по закреплению сложившихся форм сотрудничества. Так, в соответствии с Рабочим планом продолжено взаимодействие и обмен опытом между компетентными органами государств – участников СНГ, осуществляющими противодействие незаконной миграции, в выявлении и пресечении деятельности организаторов и лиц, содействующих незаконной миграции. В этих целях Советом руководителей миграционных органов стран Содружества заключены протоколы о координации взаимодействия в области миграционной политики с Советом министров внутренних дел государств – участников СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ.

Читайте также:  Посольство Финляндии в Москве - официальный сайт, адрес и телефон

Продолжается переговорный процесс с сопредельными государствами и странами СНГ о заключении международных договоров о приеме и передаче лиц через государственную границу, осуществляется ежегодный мониторинг выполнения Программы о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией на 2009–2011 годы.

В рамках международного сотрудничества в сфере миграции 19 сентября 2008 года подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Исполнительным комитетом СНГ и Международной организацией по миграции, а 3 февраля текущего года подписан План по его реализации.

В октябре 2010 года на заседании Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ планируется рассмотреть предложения по совершенствованию договорно-правовой базы СНГ, регламентирующей вопросы внешней трудовой миграции.

Сегодня проблемы миграции непосредственно затрагивают безопасность и суверенитет многих государств. Миграция, а также ее последствия – очень деликатная проблема, она крайне чувствительна как для местного населения, так и для самих мигрантов. Поэтому вопросы миграционной политики, интенсивный рост миграционных потоков должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с решением долгосрочных задач социально-экономического развития страны, проблем демографии, гуманитарной адаптации.

Об этих и других вопросах и их решении в Республике Беларусь мы попросили рассказать Полномочного представителя Республики Беларусь в Совместной комиссии государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года, начальника Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Беларуси А. Ю. БЕГУНА.

«В конце XX и начале XXI столетий проблемы гуманного управления возросшими миграционными потоками приобретают особую актуальность и становятся объектом пристального внимания международного сообщества. В настоящее время практически все страны мира вовлечены в активные миграционные процессы. Миллионы людей ежегодно пересекают границы в целях поиска работы, учебы, отдыха, общения с родственниками, спасаясь от различного рода преследований и чрезвычайных ситуаций.

Республика Беларусь занимает достойное место в управлении миграционными потоками, проводит эффективную политику в сфере миграции в рамках Содружества, активно участвует в реализации принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников Содружества Независимых Государств.

Беларусь расположена непосредственно по соседству с одной стороны с государствами Евросоюза (Латвия, Литва и Польша) и с другой стороны со странами СНГ (Россией и Украиной). Географическое положение страны, стабильная политическая и экономическая ситуация привлекают мигрантов в Беларусь, в особенности из стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии.

В Республике Беларусь можно выделить пять основных миграционных потоков: внутренняя миграция; внешняя миграция (эмиграция и иммиграция); внешняя трудовая миграция (экспорт и импорт рабочей силы); вынужденная миграция; незаконная миграция.

Основные показатели внутренней миграции в Республике Беларусь и статистический анализ населения страны изучались в ходе переписи населения, проведенной с 14 по 24 октября 2009 года.

По предварительным данным переписи населения, на 14 октября 2009 года численность населения Республики Беларусь составила 9 млн 489 тыс. человек, из них численность городского населения составила 7 млн 52 тыс. человек, или 74 % общей численности населения, сельского – 2 млн 437 тыс. человек (26 %). Общая численность населения с 1999 года (согласно переписи населения 1999 года) сократилась на 556 тыс. человек.

Переписью населения 2009 года учтено 4 млн 423 тыс. мужчин и 5 млн 66 тыс. женщин. Численность женщин превышает численность мужчин как в составе городского населения, так и сельского. По предварительным данным, на 14 октября 2009 года на 1000 мужчин приходилось 1 145 женщин.

В настоящее время в Национальном статистическом комитете Республики Беларусь осуществляется ввод персональных данных, полученных в ходе переписи населения. По мере его завершения (до 1 сентября 2010 года) будут сформированы окончательные итоги общей численности населения республики с распределением по составу и размещению, а также по уровню образования, источникам средств существования.

Согласно данным Национального статистического комитета, число лиц, прибывших в 2009 году в республику на постоянное проживание, составило 19 892 человека (в 2008 году – 17 413), число выбывших из республики на постоянное жительство – 7 643 (в 2008 году – 9 268), миграционный прирост – 12 249 (в 2008 году – 8 145).

При этом основной миграционный приток иммигрантов наблюдается из стран СНГ (15 582 человека), в том числе: России – 9 601 человек, Украины – 2 978 человек, Казахстана – 855 и Туркменистана – 662, на долю которых приходится около 90 % общего числа прибывающих в Беларусь. Численность иммигрантов из других государств составляет 4 310 человек.

За январь – февраль 2010 года в республику прибыло 2 798 человек и выбыло 1 061, миграционный прирост составил 1 737 человек.

Ежегодно в установленном порядке разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь получают 10–13 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. В настоящее время в органах внутренних дел состоит на учете 133 277 иностранных граждан и 7 799 лиц без гражданства, имеющих разрешение на постоянное проживание, из них:

И сегодня уже можно сказать, что созданы реальные предпосылки для преодоления расхождений в национальном законодательстве государств участников СНГ, повышения организационной составляющей сотрудничества, определения единых подходов к учету мигрантов, налаживания полномасштабного информационного обмена.

Коронавирус в Беларуси, последние новости на 15 июля 2020 года: на каких условиях белорусы смогут ездить в Россию и когда ЕС откроет для нас границы

Ситуация в Беларуси

По официальным данным Министерства здравоохранения, в Беларуси выявлено 65 443 случая COVID-19. За последние сутки коронавирус подтвердился у 174 человек.

За время с начала пандемии медики вылечили и выписали домой 56 379 выздоровевших белорусов. К сожалению, победить недуг удалось не всем: за последние сутки скончались 6 пациентов – это люди с рядом хронических заболеваний и подтвержденным коронавирусом. За период с начала вспышки в республике умерли 480 человек.

По данным на 14 июля, в Беларуси проведено 1 151 734 теста на коронавирусную инфекцию.

Ситуация в мире

COVID-19 продолжает шагать по миру: официально зарегистрировано свыше 13,2 миллионов заражений. Выздоровели 7,7 миллионов пациентов, скончались – 576 тысяч. По данным ресурса worldometers.info, эпицентр вируса сейчас находится в Северной и Южной Америке . В США коронавирус выявлен у 3,4 млн человек, а в Бразилии – у 1,8 млн. На третьем месте в списке стран с наибольшим количеством инфицирований находится Индия – более 911 фактов COVID-19.

Россия отменяет 14-дневный карантин для иностранцев, но есть нюанс

С 15 июля Российская Федерация отменяет обязательный 14-дневный карантин для иностранцев, въезжающих в страну. А также возобновляет авиасообщение с 13-ю странами. Но для белорусов в этой бочке меда есть две ложки дегтя. Во-первых, самоизоляцию отменяют не просто так, а при условии, что иностранцы при въезде предъявят отрицательный тест на коронавирус. Он должен быть сделан не позднее, чем за 3 дня до прибытия. При этом информация об исследовании должна быть на двух языках – русском и английском. Также можно сделать этот тест уже в России , в течение трех суток после въезда в страну.

А во-вторых, Беларусь не вошла в список государств, с которыми Россия возобновляет авиасообщение. По словам министра здравоохранения России Татьяны Голиковой , для этого должно быть соблюдено условие: заболеваемость ковидом должна составлять около 40 случаев на 100 тысяч населения. Такие цифры должны держаться в течение двух недель. А среднесуточный прирост числа инфицированных и показатель распространения должен быть не выше 1 процента. Список стран, из которых можно прилететь в Россию, публикуем здесь.

Глава ВОЗ раскритиковал многие страны за то, как они относятся к коронавирусу

Глава Всемирной организации здравоохранения Тедрос Гебрейесус заявил, что большинство стран идут в неверном направлении. Он не уточнил, о каких именно государствах идет речь, но отметил, что COVID-19 остается врагом общества №1. А в действиях многих правительств и людей этого не видно.

По прогнозам главы ВОЗ, если продолжать игнорировать базовые принципы общественного здравоохранения, ситуация будет только ухудшаться.

БЖД отменила шахматную рассадку в поездах, которую вводила в связи с эпидемиологической обстановкой

Читайте также:  Квартиры в Чехии выгодны для покупки в 2020 году - причины доступности недвижимости в Чехии

Из-за распространения COVID-19 в республике, в апреле Белорусская железная дорога ввела шахматную схему рассадки пассажиров в поездах. В одном купе могли ехать не более двух пассажиров, в плацкарте – не более трех, а в общих вагонах и электричках места рядом не продавались.

Эти меры социального дистанцирования действовали более двух месяцев, но сейчас билеты на поезд продаются в прежнем режиме. Ограничения в поездах БЖД сняты.

Белорусов в Европу пока не пускают, но летать на моря уже можно

Сегодня белорусы могут беспрепятственно летать в четыре страны: в Албанию , Турцию , Египет и Черногорию . Беспрепятственно – это значит, что туристам не нужно предъявлять отрицательный тест на коронавирус или соблюдать 14-дневную самоизоляцию при возвращении в Беларусь. Путешественников лишь просят соблюдать дистанцию, находиться в масках в самолете и в местах скопления людей.

А что со странами Евросоюза ? Ес ли коротко, то попасть в Европу нам пока не светит. ЕС впускает на свою территорию туристов из стран, в которых на протяжении 14 дней число новых заражений не превышает показатель 25 случаев на 100 тысяч населения. В Беларуси этот показатель выше: 35,3 инфицированных. Подробнее об этом мы рассказываем здесь.

Что касается Украины , то официально белорусско-украинская граница открыта с 15 июня. Но при въезде в страну иностранцы должны либо сдать ПЦР-тест и получить отрицательный результат. Либо выдержать 14-дневную самоизоляцию в определенных властями пунктах. Есть и еще один нюанс: при въезде в Украину нужно иметь страховку, которая покроет расходы на случай заболевания коронавирусом.

ПИШИТЕ НАМ!

Если вы или ваши близкие заболели коронавирусом, у вас есть актуальные вопросы или факты по этой теме, вы медик и хотите поделиться информацией – ждем ваши письма на vir@phkp.by или сообщения в Вайбере на номер +375 29 124-42-59.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«У свекрови было поражено 80% легких, а без работы и сейчас сидеть не может»: 89-летняя женщина из Браславского района победила коронавирус

В больнице Мария Синица оказалась самой старшей пациенткой с таким диагнозом. В этом же отделении вместе с ней лежал сын – у него тоже выявили коронавирус (подробнее…)

Эксперт объяснил, почему пандемия коронавируса набирает обороты в мире

По данным ВОЗ, за последние несколько дней суточный прирост заболевших дважды ставил рекорды (подробнее…)

«Мы видим снижение количества новых случаев коронавируса в Беларуси. Но расслабляться нельзя»: представитель ВОЗ передал маски и костюмы для медиков

ВОЗ вместе с ЕС отправили в Беларусь средства индивидуальной защиты. Общая помощь составила более 3,6 миллионов СИЗ, которые направили по всем регионам (подробнее…)

Еще больше материалов по теме: «Коронавирус в Беларуси»

А что со странами Евросоюза.

Статистика знает не все

Резкое увеличение объема иммиграции в Россию было зафиксировано в июльском выпуске «Мониторинга экономического развития», который издается Институтом Гайдара и РАНХиГС. Четвертый раздел доклада, подготовленный ведущими сотрудниками лаборатории исследований демографии, миграции и рынка труда РАНХиГС Никитой Мкртчяном и Юлией Флоринской, так и называется – «Миграционный прирост: аномальные показатели». Анализируя данные «Росстата» по постоянной миграции, авторы раздела отмечают, что в январе апреле 2019 г. миграционный прирост населения РФ неожиданно вырос почти в два раза – с 57,1 до 98 тыс. чел.

Столь резкое увеличение миграционного притока было вызвано исключительно ростом числа прибывших. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оно выросло со 177,3 до 218,6 тыс., тогда как количество выбывших практически не изменилось. Никаких видимых экономических или иных причин столь значительного увеличения иммиграции в Россию не прослеживается, что наводит на мысль о банальном недоучете числа мигрантов в предшествующий период. Подозрения эти усиливаются тем, что количество прибывших в первом квартале 2019 г. оказалось самым большим за все десятилетие, тогда как в предыдущем 2018 г., напротив, был зафиксирован самый низкий с 2005 г. миграционный прирост населения РФ.

В целом, миграционный обмен между Россией и Беларусью в постсоветский период, несмотря на этнокультурную близость между русскими и белорусами, был не очень интенсивным.

Кому ограничат въезд в США на 60 дней

22 апреля, появилась официальная информация что Приказ об ограничении иммиграции в США на 60 дней будет касаться следующих категорий иностранцев:

1. желающих получить грин-карту на основании занятости(трудоустройства)

2. ближайших членов семьи(супруга(г) и несовершеннолетние дети грин карт холдеров(постоянных жителей), которые имеют право на воссоединение.

3. выигравших лотерею грин карт DV-2020

Кому ограничат въезд в США на 60 дней.

Программа Express Entry

Собственно система иммиграции Express Entry не дает права стать участником какой-либо программы, она лишь выберет, под какие условия подходят предоставленные данные. Уже после получения приглашения сдать документы, будут предложены варианты. У претендента существует выбор – принять или дожидаться другой, в Канаде немало разнообразных программ для желающих устроить жизнь в этой стране.

  • Federal Skilled Worker – лидер по обращениям в этом году, не требует наличия стажа и официального приглашения
  • Federal Skilled Trades – подойдет труженикам рабочих профессий (строительство, обработка металлов, электротехника, автодело, кулинария и т.п.). Для участия понадобится сертификат квалификации или официальное приглашение
  • Canadian Experience Class – для тех, кто в последние три года был трудоустроен в канадской организации

Ориентировочная стоимость на одного человека.

Способ 7: уехать в Канаду по программе для предпринимателей или бизнес иммиграция

Суть программы – создание рабочих мест для канадцев. Если у вас есть идея и соответвующий бизнес план, который удовлетворит канадское правительство, то добро пожаловать. Три основных требования:

  • иметь $300 000 чистой стоимости личного имущества и имущества бизнеса
  • нанять минимум одного канадца
  • вести бизнес минимум три года в этой сфере.

Есть определенные поблажки для фермеров.

Это еще не все, ваш брак скорее всего проверят на пригодность, а это включает себя кучу вопросов, наверняка, если вы читали об этих программах, знаете детали.

МИГРАЦИЯ. Большой статистический обман

Согласно официальной статистике, в Беларусь чаще переезжают, нежели покидают страну. Альтернативные расчеты опровергают радужную картину…

Официально принято считать, что Беларусь — страна с положительным сальдо внешней миграции. То есть, за время государственной независимости на ПМЖ в Беларусь приехало большее количество людей, чем эмигрировало в другие страны из Беларуси. К примеру, с 2000 г. положительное сальдо якобы составило почти 100 тыс. человек. Причем имеются в виду не туристы и приезжающие в гости или на лечение, и не временные трудовые мигранты (это отдельный вопрос), а постоянные мигранты, то есть меняющие место своего постоянного проживания как минимум на один год.

На кону — тезис об иммиграционной привлекательности Беларуси

Вопрос о сальдо внешней миграции для Беларуси как страны с устойчивой естественной убылью населения — не праздный. С 1994 г. население неуклонно сокращается. При этом принято считать, что положительное сальдо миграции несколько минимизирует эту проблему (за счет прибытия новых поселенцев). Однако альтернативные подсчеты ставят этот тезис под сомнение.

Существует два основных механизма проверки реалистичности официальной статистики. Во-первых, сравнение со статистическими данными принимающих стран. Обычно вероятность ошибки при регистрации прибывших меньше, чем при регистрации выбывших.

Во-вторых, сравнение данных переписей населения с динамикой естественного (рождаемость, смертность) и механического (иммиграция, эмиграция) движением населения.

Применяемая в Беларуси система учета считает лишь часть безвозвратных мигрантов, сменивших гражданство, постоянных мигрантов, которые получили разрешение в органах МВД на выезд в другие страны на ПМЖ, а затем вставших на постоянный консульский учет в белорусских посольствах за границей. Эмигранты, которые не произвели соответствующих процедур, учету не подвергаются и считаются проживающими в Беларуси.

Посчитали в свою пользу

Согласно российской статистике, прибывающих из Беларуси больше, чем считает белорусская статистика, а выбывающих из России — меньше, чем фиксируют в Беларуси. То есть, сальдо миграции остается положительным для Беларуси, но не настолько, насколько это отмечается белорусской статистикой. Согласно российским данным, с середины 90-х до 2011 г. белорусская статистика недоучла более 30 тысяч эмигрантов в Россию.

В таблице можно увидеть, насколько расходятся данные о количестве выбывших белорусов в Россию.

Выбыло в Россию из Беларуси

Источники: Росстат, Белстат

Показательным является 2011-й год. По версии Белстата, из Беларуси в Россию выбыло 4953 человека, прибыло из России — 9666 человек, то есть сальдо составило 4713 человек в пользу Беларуси. По версии Росстата, картина обратная: из России в Беларусь выбыло всего 2622 человека, а прибыло из Беларуси 10 182. В итоге сальдо составило 7560 человек в пользу России.

Данные по прибытиям-выбытиям между Россией и Беларусью

Следует отметить, что с 2011 года в российский учет долгосрочной миграции населения стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более, вместо 1 года, как ранее. Одновременно выделяются и данные о мигрантах, зарегистрированных по месту жительства. Это несколько завысило российские цифры, но значительно тенденцию не исказило.

Читайте также:  Какие документы нужны для замены паспорта в 45 лет в 2020 женщины в мфц

Если верить статистическим данным России и Беларуси лишь в отношении прибывших, то получится, что в 2011 году сальдо положительным было все же для России и составило 516 человек.

Эта арифметика важна с точки зрения оценки реалистичности задач Национальной программы демографической безопасности. Программа предполагает ряд мер, которые помогли бы увеличить сальдо внешней миграции в 2011-2015 гг. на 60 тыс. человек, что выглядит совсем нереалистично. Впрочем, согласно данным Белстата, из Беларуси в 2011 г. выбыло 7610 человек, прибыло из всех других стран 17 510 человек и сальдо составило +9990, что якобы возместило естественную убыль населения на 38,5%.

На основании российских данных можно сделать вывод, что сальдо как минимум не было положительным в такой степени, как это учтено статистикой. Но статистические белорусско-российские расхождения — лишь часть проблемы. Если в ряде научных статей сотрудников официальных академических институтов расхождение с российскими миграционными данными упоминается, то сравнений со статистикой западных стран вообще нет. А такие сравнения указывают, что сальдо миграции, по всей вероятности, уходит для Беларуси в минус.

Ого, сколько белорусов!

Похоже, что в последние годы белорусы все менее охотно сообщают в местные отделы по гражданству и миграции о смене постоянного места жительства для получения специального паспорта (серии PP) и редко становятся на учет в белорусских посольствах за границей. Дело, среди прочего, и в том, что белорусским законодательством за отказ становиться на такой учет наказание не предусмотрено.

По официальным данным, сальдо миграции со странами вне СНГ в последние годы якобы стало устойчиво положительным для Беларуси. Если по данным 2006 г. показатель составлял -599 человек, в 2007-м — 120, то в 2008, 2009, 2010 и 2011 годах сальдо составило + 762, +1980, +1040 и +1009 человек, соответственно.

Такое завышение происходит во многом из-за отсутствия учета лиц, которые не уведомляют органы внутренних дел о смене ПМЖ. Многие белорусы, особенно студенты-участники международных программ обмена, выезжают за границу с различными типами виз и впоследствии меняют свое правовое положение, не утрачивая при этом своей регистрации в Беларуси.

Данные некоторых развитых стран по количеству принимающих белорусских эмигрантов.

США. Согласно данным официальной белорусской статистики, в США в 2000-2011 гг. выбыло около 9,2 тыс. белорусов. Американская статистика (2009-2011 American Community Survey) приводит вдвое большую цифру: в США проживают 20,2 тыс. уроженцев Беларуси, въехавших в США в 2000 году и позже. Предел статистической погрешности составляет 10%, то есть реальная цифра находится в пределах 17,5-23,1 тыс. эмигрантов. Кроме этого, еще до 10 тыс. эмигрантов не было учтено белорусской статистикой в течение 90-х.

Канада. По данным официальной статистики, в Канаду ежегодно выбывают всего несколько десятков белорусов, в отдельные годы — более ста. Официально из Беларуси в Канаду в 1990-2006 гг. выбыло около 1,5 тыс. белорусов. Тем временем в ходе канадской переписи населения 2006 г. белорусами назвали себя 10,5 тыс. человек. Из них родились в Беларуси и переехали в Канаду в 1991-2006 гг. около 6 тыс. человек. То есть, статистика недоучла 4,5 тыс. эмигрантов в Канаду только до 2006 года. В июне 2013 г. будут обнародованы данные по этническому составу канадской переписи 2011 г., тогда можно будет узнать, сколько эмигрантов в Канаду белорусская статистика недоучла с 2007 года.

Израиль. Согласно данным израильской переписи населения 2008 г., в стране проживали 222 тыс. человек, родившихся в Беларуси. К сожалению, данные не разбиты по годам, но с большой уверенностью можно предположить, что большинство переехало в 1989 г. (когда началась массовая эмиграция евреев из СССР) и позже. Белорусская статистика зафиксировала отъезд менее 100 тыс. человек в Израиль с 1989 г. По всей видимости, не были учтены дополнительно около 100 тыс. человек как выбывшие в Израиль.

Германия. По состоянию на 2012 год более 24 тыс. белорусов были занесены в реестр иностранных граждан (постоянно проживающие в Германии граждане Беларуси, либо получившие немецкое гражданство). В то же время, официально на постоянное место жительства из Беларуси в 1990 г. и позже выбыло около 14 тыс. человек. То есть, разница составляет 10 тысяч.

Сравнение со статистическими данными Великобритании, Польши, Италии, Испании, Швеции и других западных стран также указывает на недоучет белорусской статистикой тысяч эмигрантов. Даже в случае с Украиной белорусская статистика недоучла 2 тысячи выбывших за последние несколько лет.

Оценочное расхождение в числе выбывших
на основе статистики принимающих стран

Минус 130 тысяч к 2010 году

Переписи населения считаются самым точным способом исчисления населения. Именно по результатам данных переписей корректируется предварительная численность населения в период между переписями. В идеале, если перепись проводится подобающим образом и миграционный учет точен, то данные ожидаемого числа населения к моменту следующей переписи должны сходиться. Однако белорусские переписи населения традиционно устанавливают «пропажу» жителей: 134 тысячи человек недосчитались во время переписи 1999 г. и еще 158 тыс. — 2009 г.

К данным по естественному движению населения претензий быть не может: случаи рождений и смертей в стране фиксируются загсами вплоть до одного человека, потому за каждый год известна точная величина естественной убыли населения. Статистику по убывающим и прибывающим на ПМЖ ведет Департамент по гражданству и миграции МВД, данными которого и пользуются статистические органы Беларуси.

В итоге, упомянутые расхождения могут образовывать либо недоучтенные эмигранты, либо переучтенные иммигранты, либо некачественные данные переписей. Но скорее — комбинация всех трех обстоятельств в разной степени. Выше были показаны цифры некоторых стран по недоучтенным эмигрантам. Также не все прибывающие в страну иммигранты (а сюда включаются и иностранные студенты, приезжающие на срок более года) становятся постоянными жителями Беларуси, но покидают страну через какой-то период времени.

Применив такую схему и использовав официальные данные о естественном и механическом движении населения, вкупе с результатами переписей населения, в одном из недавних исследований (Загорец В. и Загорец И.) содержится вывод, что сальдо миграции с 1990 до 2010 гг. составило для Беларуси минус 131 тыс. человек.

Ситуация усугубляется, а рапорты все те же

Альтернативные оценки сальдо внешней миграции показывают, что миграционный обмен не возмещает естественную убыль населения, а усугубляет ее. Причем не только в количественном, но и качественном планах. Даже по данным, регистрируемым официальной статистикой, белорусские эмигранты — более молодые и более образованные, чем прибывающие в Беларусь на постоянное место жительства.

Это ставит перед страной серьезный вызов, который, к сожалению, недооценивается. Вместо публичного признания остроты проблемы и поиска путей ее решения, госорганы, оперируя данными официальной статистики, тешат белорусов данными, которые свидетельствуют об иммиграционной привлекательности страны. Проблема еще более очевидная, если учитывать и все более негативные последствия временной трудовой миграции в виде дефицита кадров по ряду специальностей на внутреннем рынке труда. Тем временем настоящая Нацпрограмма демографической безопасности действует до 2015 г. И уже сейчас для следующего этапа реализации госпрограммы всем компетентным органам следует искать реальные выходы из сложившейся ситуации, а не рапортовать об очередных «статистических» достижениях и ставить новые нереальные задачи.

Даже в случае с Украиной белорусская статистика недоучла 2 тысячи выбывших за последние несколько лет.

Как пандемия сказалась на трудовой миграции белорусов и сколько соотечественников трудится в России

Пандемия существенно повлияла на рынок труда и трудовую миграцию. В первом квартале в нашей стране трудоустроилось почти в 2,5 раза больше иностранцев, чем выехало на заработки белорусов. Это следует из данных департамента по гражданству и миграции МВД. Из интересного: россияне стали даже чаще у нас трудоустраиваться, чем в прошлом году. А многие европейские страны не попали в топ-8 государств, в которые чаще всего идут на заработки белорусы (зато в нем оказались Корея, Япония и ОЭА). По данным Белстата белорусы также стали реже выезжать на заработки за границу.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

В статистике МВД учитываются те, кто выехал за границу на работу по подписанным договорам и контрактам через уполномоченные на трудоустройство за рубежом организации. Те, кто самостоятельно уехал, не зафиксированы в статистике. Поэтому данные стран, в которые уезжают на заработки, отличаются в большую сторону по числу трудовых мигрантов из Беларуси.

Снимок носит иллюстративный характер.

Добавить комментарий