Фото Актун-Туничиль-Мукналь

masterok

В каждом подобном туристическом месте есть похожие легенды. Я помню, объездил много экскурсий по пещерам и водопадам Сочи, так там тоже что не место – то своя легенда или история. А вот в Мексике свои легенды, подтверждение которым пытаются найти историки.

Гигантская подземная пещера Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal), в джунглях западного Белиза уникальна. Чтобы проникнуть в это природное сооружение, нужно преодолеть подземную реку, которая вот уже много тысяч лет несет через пещеру свои воды.

Археолог Калифорнийского университета Холли Мойес занимается изучением Актун-Туничиль-Мукналь. Вместе с небольшой группой археологов она пытается разгадать тайну пещеры, наполненной странными «экспонатами». Холли провела два десятилетия, буквально ползая в душных подземных лабиринтах.

Она пыталась (и пытается до сих пор) найти ответ на один вопрос: что заставило древних майя совершать жертвоприношения именно в этом труднодоступном месте?

Фото 2.

Вместе с членами археологической экспедиции Холли из года в год пробирается в пещеру, двигаясь вверх по течению подземной реки. Рост женщины 160 сантиметров, вода достигает ее подбородка. В огромных пещерных залах, пол которых местами уходит под воду, каждый звук разносится эхом, а походные фонарики на касках исследователей кажутся в непроницаемой темноте маленькими светящимися точками.

Фото 3.

Индейцы майя верили, что пещеры, особенно те, что простираются на километры под землей, — это порталы в загробный мир, или Шибальба, «место страха», где живут повелители зла. Майя боялись преисподней и считали, что нужно задабривать ужасных богов, живших под землей, с помощью жертвоприношений, в том числе и человеческих. Это одно из таких мест, где людей приносили в жертву богам загробного мира.

Фото 4.

Актун-Туничиль-Мукналь, что в переводе означает «пещера хрустальной девы», которую также называют сокращенно АТМ, впервые была исследована в конце 1980-х годов. Вход в пещеру имеет форму песочных часов и затоплен водой.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Пройдена четверть мили. Путешественники выбираются из воды на скользкий берег и оказываются в огромном помещении. Прямо на земле лежат сотни оранжевых и черных керамических горшков размером с футбольный мяч. Между ними тут и там разбросаны миниатюрные инструменты из обсидиана, пиритовые статуэтки и зеркала. По лестнице, вырубленной в камне, можно подняться в еще одно небольшое помещение.

– Она здесь, – говорит Холли, как будто речь идет о старом друге.

Фото 15.

Ее фонарь освещает скелет молодой женщины, лежащий на спине. Кости, поблескивая в свете фонарика, кажутся хрустальными, поэтому пещеру и называют пещерой Хрустальной девы. Эта женщина была принесена в жертву кровавым богам. И произошло это более 1000 лет назад.

Фото 16.

За прошедшие 50 лет исследователи обнаружили подтверждение того, что в сотнях пещер на землях майя, простирающихся от полуострова Юкатан в Мексике до Сальвадора, проводились религиозные ритуалы с жертвоприношениями. В таких пещерах, как Актун-Туничиль-Мукналь, найдены останки людей и животных, а также огромные керамические горшки, музыкальные инструменты, драгоценные украшения, ритуальные статуэтки. Во многих пещерах имеются алтари. Стены некоторых пещер украшены роскошной резьбой по камню. А ведь древние резчики трудились почти в полной темноте.

Фото 17.

Майя сильно рисковали, углубляясь под землю более чем на милю, преодолевая реки, поднимаясь на крутые утесы или опускаясь в бездонные трещины. Даже в наше время археологи пробираются в эти места только благодаря специальному снаряжению.

Фото 18.

Майя жили на большей части Центральной Америки. Их сакральным центром, судя по всему, была пещера Актун-Туничиль-Мукналь. В период между 250 и 950 годами, который археологи называют классическим, джунгли являлись родиной великолепных городов. В Копане, к югу от Актун-Туничиль-Мукналь, жили 30 тысяч человек. В Тикале, в нескольких часах езды на запад, – 100 тысяч человек. А в соседнем Караколе обитали аж 180 тысяч человек!

Фото 19.

Майя возводили в городах величественные пирамиды и стелы из серого камня. Они наблюдали звездное небо, сочиняли музыку и писали книги. Их система письма до сих пор считается самой передовой в доколумбовой Америке. Но цивилизации майя наступил конец. Большие города были оставлены людьми и постепенно заросли лесом.

Фото 20.

Начиная с середины XIX века археологи исследовали джунгли в поисках следов древних жителей. Самое первое, что они отметили в ландшафте, – это изобилие пещер с сенотами: естественными провалами, образованными обрушиванием сводов известняковых гротов, в которых протекают подземные реки. Но эти пещеры поначалу не заинтересовали исследователей. Они нанесли на карту города, великие пирамиды, подробно описали богато украшенные дворцы, скопировали иероглифы со стел.

Фото 21.

Все изменилось в 1959 году. Тогда неподалеку от руин известного ныне города Чичен-Ица на полуострове Юкатан была найдена пещера. Ее назвали Баланканче. Там имеется темный, очень узкий и низкий туннель. Нужно лечь на землю и проползти примерно 150 метров, чтобы оказаться в следующем помещении, которое выглядит как антикварная лавка, наполненная древними вазами. После обнаружения этого сокровища археологи призадумались: какие еще сюрпризы скрыты в пещерах?

Фото 22.

К 1996 году, когда Холли Мойес, в ту пору аспирант Атлантического университета штата Флорида, прибыла в Белиз, чтобы участвовать в проекте по изучению пещер, эти исследования уже шли полным ходом. Холли вместе с остальными с трудом продиралась сквозь джунгли. Оказавшись перед входом в «подземное царство», она поняла: чтобы проникнуть туда, нужно нырнуть в реку, вытекающую из пещеры. Другого пути нет. И Холли нырнула. И не пожалела об этом ни разу. Загадки древних майя заворожили ее.

Фото 23.

Под руководством директора Института археологии в Белизе Хайме Аве Холли начала исследовать пещеры майя.
– Майя были одержимы пещерами, -говорит она. – Каждая пещера, по их поверьям, была входом в преисподнюю, которую они назвали Шибальба. По представлениям майя, владыки Шибальбы поражали людей болезнями.

Фото 24.

По ночам в лагере Холли читала миф майя о создании мира Пополь-Вух и нашла там описание Шибальбы. Речь шла о Хун-Апу и Шбаланкуэ, героях-близнецах, которые отправились в подземный мир, чтобы сразиться со злым богом Шибальбы. Холли удивило противоречивое отношение майя к потустороннему миру. Шибальба считалась у них «местом страха», где обитали монстры с отвратительными именами – Демон Гноя и Летающие Струпья.
В то же время преисподняя в мифе майя была связана с жизненными ресурсами. Они боялись Шибальбы, но не могли жить без нее. В этих темных пещерах обитал бог дождя Чак. Он пугал людей раскатами грома и сверкающими молниями, но жить без воды, падающей с неба, они не могли.

Фото 25.

В 1997 году группа археологов под руководством Хайме Две, куда входила и Холли Мойес, впервые подробно обследовала пещеру Акгун-Туничиль-Мукналь. Работы длились три месяца. Каждый день Холли ныряла в подземную реку, чтобы проникнуть в подземный мир древних. Долгие часы под землей она наносила на карту планы пещерных помещений и тщательно осматривала их в поисках следов майя.
– Под землей время останавливается, – говорит Холли. – Я работаю с утра до поздней ночи и не замечаю этого. Хайме приходится искать меня.

У входа в пещеру Актун-Туничиль-Мук-наль археологи обнаружили несколько горшков и целые горы раковин улиток. Когда они углубились под землю, находок стало больше, они выглядели все более странными. Самый большой – центральный зал пещеры, расположенный в четверти мили от входа, – выглядел как склад керамических горшков и обломков обсидиана, всего более 1000 предметов.

Фото 26.

А еще там находились 14 человеческих скелетов, считая Хрустальную деву. Некоторые притулились в углах, другие лежали посередине. В темных пещерных нишах Холли Мойес увидела скелеты младенцев. Ученые брали образцы костей и кусочки древесного угля с пола пещеры для последующего радиоуглеродного исследования.

Результаты исследования озадачили археологов. Предметы, найденные ближе ко входу пещеры, датировались временем от 250 года до IX века. А образцы из главного зала принадлежали к VIII и IX векам. Получается, что в течение многих столетий майя заходили в пещеру, но лишь в VIII веке рискнули войти в темную зону, то есть углубиться под землю, и постепенно эти походы стали для них постоянными.

Фото 27.

Снова и снова они уходили в глубины пещеры, проводили там религиозные церемонии и приносили жертвы. И затем, словно по мановению волшебной палочки, все это прекратилось. После IX века майя словно потеряли к пещере всякий интерес.

А будет ли дождь?

Тихим вечером в конце одного полевого сезона Холли Мойес сидела у входа в Актун-Туничиль-Мукналь. В кронах деревьев ссорились обезьяны, пронзительно кричали как+ю-то птицы. Река скользила от пещеры среди мшистых валунов тем же самым путем, которым она несла свои воды в течение многих тысячелетий. Холли думала о том, что около 1100 лет назад майя внезапно стали ходить в пещеру. Почему? И почему они так же внезапно покинули пещеру?

Фото 28.

IX век был бурным временем в истории майя. Большие древние города современного Белиза, Гватемалы и Гондураса начали приходить в упадок. После шести веков процветания земли майя внезапно опустели. Население в городе Тикале, в джунглях к западу от Актун-Туничиль-Мукналь, уменьшилось с 90 тысяч до 10 тысяч человек.

Фото 29.

Население Копана также резко уменьшилось. Некогда великолепные города опустели, их начали поглощать джунгли. Археологи называют это крахом цивилизации майя и вот уже в течение многих десятилетий обсуждают его причину. Некоторые утверждали, что майя были уничтожены иностранными захватчиками или разрушением торговых маршрутов. Другие обсуждали возможность какой-нибудь страшной эпидемии или крупного гражданского восстания.

Фото 30.

В 2000 году части «пазла» начали вставать на свое место. Ученый-майянист Джилл Ричардсон закончил 17-летнее исследование климата Мезоамерики в древности. Джилл изучал осадки со дна озер, годичные кольца деревьев, сталактиты и сталагмиты в пещерах и сделал однозначный вывод: в начале IX века произошло резкое снижение количества дождей.

В своей книге о великой засухе майя «Вода, жизнь и смерть» Джилл пишет, что у майя всегда были непростые отношения с водой. С мая по октябрь на их землях ежегодно шел сильный дождь, но в течение остальных шести месяцев царила засуха. Чтобы вырастить урожай для пропитания огромного населения, майя использовали сеть водохранилищ, ирригационных канав и систем дренажа, которые сохраняли дождевую воду влажных месяцев. Но в течение IX века осадки внезапно почти прекратились, даже во время сезона дождей.

Фото 31.

Джилл описывает ужасную картину: водохранилища опустели, зерновые культуры на полях, отвоеванных у джунглей, погибли. Начался голод, погибли миллионы людей. Оставшиеся в живых, уже ни на что не надеясь, ушли к побережью океана или к озерам на севере.

Фото 32.

Прочитав книгу Джилла Ричардсона, Холли задумалась: не были ли жертвоприношения в пещерах связаны с засухой? Она обратилась к книгам по истории искусства майя и в одной из них обратила внимание на фотографии ваз. На. некоторых из них было изображено божество с огромными глазами и в экзотическом головном уборе. Это был Чак, бог дождя майя, живший в подземном царстве. Так, значит, мая верили, что дожди зарождались именно в пещерах.

В тех же книгах имелись фотографии наших современников, потомков древних майя, стоящих на коленях в пещере. Они держали свечи и молились. Нынешние майя – католики, но они по-прежнему совершают паломничества в пещеры и молятся там о дожде и богатом урожае.

Фото 33.

Культ засухи

В следующий раз, пробираясь по реке в Актун-Туничиль-Мукналь, Холли вообразила себя идущей в процессии древних майя. Люди шли в темноте, освещая путь факелами. На спинах паломники несли гигантские керамические горшки и пели молитвы. Впереди шагал жрец в богатом наряде, на его поясе посверкивал обсидиановый нож.

Люди выглядели изможденными. Они пришли в царство Чака – Шибальбу, следуя путем героев-близнецов. Всем было не по себе, но другого пути не было. Позади жреца плелась двадцатилетняя женщина. Ее колотила крупная дрожь. Через несколько минут она должна была отдать свою жизнь безжалостному богу дождя.

Фото 34.

Приближался сезон посева, но на небе не было ни облачка. Водохранилища опустели, почва на полях была выжжена солнцем. Чака не радовали жертвы, которые ему приносили. Он ждал кровавого жертвоприношения. Наконец, шествие достигло центрального зала, который был завален прежними подношениями божеству. Священник вынул нож.
Их мир разваливался, думала Мойес, и они сделали последнюю попытку понравиться Чаку. Холли называет подземные ритуалы культом засухи.

Фото 35.

С начала первого полевого сезона в Актун-Туничиль-Мукналь, за 17 лет, Холли Мойес и ее команда исследовали больше 50 пещер, расположенных в Белизе. И все же археологи не берутся утверждать, что культ засухи был широко распространен. Область исследований планируется расширить до Мексики и Гватемалы.

Фото 36.

– В некоторых пещерах почти физически чувствуется отчаяние майя, которые пытались спасти свой мир от гибели, -говорит Холли. – Скоро мы доберемся до еще одной пещеры, которая расположена в нескольких километрах к югу от Актун-Туничиль-Мукналь. Она огромная – в нее мог бы пройти океанский лайнер. Во времена засухи люди прибывали сюда со всех концов империи. Первый же зал заканчивается массивной каменной стеной, в которой имеется очень узкий проход, через который можно только проползти. Это одни из ворот в Шибальбу. Мое воображение рисует картину отчаянной молитвы тысяч майя, просящих о дожде. О дожде, который никогда не пойдет.

Фото 37.

Фото 38.

Фото 39.

18 лучших достопримечательностей Белиза

Пышные тропические леса, нетронутые пляжи, древние города майя, флора и фауна, а также длинный барьерный риф (второй по величине в мире) – далеко не полный перечень достопримечательностей, которые привлекают путешественников в Белиз.

belis

Чем заняться в Белизе

Зажатая между Мексикой и Гватемалой, крошечная и эклектичная страна Белиз стала популярным направлением туризма в Центральной Америке. Для пляжного отдыха здесь есть белоснежный песок, голубая вода и комфортная температура круглый год. На побережье расположились отели разного уровня комфорта, многие работают по системе «все включено».

Любители подводного плавания, дайвинга, серфинга и рыбалки выбирают один из многочисленных островов. Почти на каждом клочке суши есть база со снаряжением и опытными инструкторами.

Белиз – единственная англоязычная страна в Центральной Америке.

По оценкам археологов, более миллиона майя жили в современном Белизе и процветали в классический период с 300 по 900 год нашей эры. Храмы и руины древних городов ждут любителей истории и археологических раскопок. Кроме развалин, Белиз имеет одну из самых сложных пещерных систем в Центральной Америке – это настоящие сокровищницы геологических и археологических чудес.

Здесь рай для любителей природы. В Белизе живут редкие дикие животные, а 40% земли классифицируется как охраняемая территория. Это дом для многих видов растений, птиц, амфибий, рептилий и морских обитателей. А еще Белиз – единственная страна в мире, в которой есть заповедник ягуаров.

Природные достопримечательности

Большая голубая дыра и барьерный риф

barierni rif

Природные достопримечательности Белиза привлекают тысячи туристов и любителей дайвинга. Известность «голубой дыре» принес в 1972 году Жак-Ив Кусто, внеся ее в ТОП-10 лучших мест для изучения подводного мира и ныряния. Появилась же она в результате затопления системы известняковых пещер. Здесь можно понаблюдать за жизнью акул-нянек и рифовых акул.

Сам белизский барьерный риф, в котором и находится «голубая дыра», под защитой ЮНЕСКО. Ежегодно сюда приезжает более 130 тысяч путешественников, которых привлекает уникальная экосистема, голубые воды, редкие виды морских животных и карстовая пещера.

Актун Туничиль Мукналь

aktun tunichil

В переводе с местного языка название этой достопримечательности переводится как «пещера хрустальной девушки». Расположена она неподалеку от города Сан-Игнасио. Внутри пещеры расположено еще несколько маленьких пещер и гротов, многие из которых наполовину заполнены водой.

Кроме того, Актун Туничиль Мукналь является археологическим памятником, сохранившим следы жизни майя. Здесь нашли несколько скелетов, среди которых были и детские. Они покрылись кристаллами соли и выглядят так, будто хрустальные. Самой известной находкой являются останки девушки, которую майя принесли в жертву.

Кэй Колкер

kei kolker

На небольшой островок в 33 километрах от Белиз-сити туристы приезжают в поисках умиротворения, а местные жители (всего 500 человек) им в этом не мешают.

Читайте также:  Карта усадьбы Натальевка, где находится Усадьба Натальевка на карте мира

Отдых на Кэй Колкере настолько уединенный, что каждый сможет почувствовать себя частью уникальной природы. Отдыхающие приезжают на остров, чтобы заняться снорклингом или полюбоваться на пеликанов в солнечном зареве.

Река Рио-Ондо

reka rio ondo

Самая крупная река в стране, протяженность которой составляет 150 километров. Это природная граница между двумя государствами – Белизом и Мексикой. Издавна реку использовали, чтобы сплавлять по ней вырубленные леса. В настоящее время такой промысел запрещен для сохранения благоприятной экологической обстановки в регионе.

Археологами во время раскопок было обнаружено вдоль побережья реки несколько поселений, которые относились к цивилизации майя, живших здесь задолго до обнаружения материка Колумбом.

Амбергрис Кэй

ambergis kei

Самый большой остров Белиза простирается в длину на 40 километров, а в ширину – на 15. Необычным наименованием остров обязан тому энтузиасту, который первым обнаружил, что к его берегам прибивается большое количество амбры – ценного продукта жизнедеятельности кашалотов.

Изначально здесь кроме рыболовов никого не было. Однако с 70-х годов на острове стали появляться первые туристы. Они поняли, что до самого большого рифа, расположенного в западном полушарии отсюда – всего ничего (200 метров).

Заповедники

Крукед Три (Crooked Tree)

kruked tree

Самый известный в Белизе заповедник, в котором обитает большое разнообразие пернатых. Расположен он очень удачно – вокруг четырех лагун в сорока километрах от города Оранж Волк. Чтобы добраться сюда, можно заказать каноэ-тур и воспользоваться услугами гида.

Редким представителем Крукед Три является бразильский аист-ябиру. Именно для того, чтобы посмотреть на него, сюда съезжаются не только туристы, но и орнитологи.

Бабун

baboon

Для знакомства с редкими видами животных можно посетить заповедник Бабун, который находится в 30 км от Белиз-Сити. Он был открыт по инициативе местных фермеров. Именно здесь можно увидеть самую известную обезьяну – черного ревуна. Заповедник стал домом и для игуан, пум, 200 видов экзотических птиц, а также вымирающей речной черепахи.

Посетители парка могут заказать пешую прогулку или арендовать каноэ для путешествия по бурной реке Белиз. Добраться до заповедника можно с экскурсией или автобусом из Белиз-сити.

Кокскомб

koskomb

Главной ценностью этого парка является южноамериканский ягуар, популяцию которого стремятся сохранить создатели Кокскомба. В заповеднике также произрастает большое количество растений, внесенных в Красную книгу. Также на территории Кокскомба научные сотрудники регулярно организуют орнитологические исследования.

Добраться до заповедника можно за полчаса из города Стан Крик. Но не весь парк открыт для посещения – некоторые территории, в частности, густо засаженные лесом, запрещено осматривать.

Городские достопримечательности

Белиз-сити

belis siry

Бывшая столица Белиза была построена еще при английских колонизаторах. Это самый крупный город государства, разделенный рекой Оуловер на две части – южную и северную. Через реку перекинут мост, по обе стороны которого находятся красивые набережные.

Среди достопримечательностей экс-столицы отмечают Собор Сент-Джон – храм, который построили еще в колониальную эпоху. Считается, что церковь является самой старой в Центральной Америке (ее строительство началось в XIX веке). Интерес у туристов вызывает и старинное кладбище на территории собора.

Нередко путешественники посещают Здание Верховного суда и парк «Баттл филд», Музей Белиза и Форт-Джордж.

Бельмопан

belmopan

Маленький умиротворенный городок – нынешняя столица Белиза. Застройкой Бельмопана занялись в 70-х годах прошлого века. За 12 лет здесь появились абсолютно все достопримечательности, которые теперь привлекают туристов.

В Бельмопане посещают здание Национального собрания на холме Независимости, Университет и рынок. На осмотр всех достопримечательностей уйдет не больше часа.

Сан-Игнасио-Кайо

san ignasio

Столица района Кайо расположена на побережье реки Макаль. По соседству с Сан-Игнасио есть еще один небольшой полис – Санта-Елена. Два городка настолько гармонично сосуществуют, что границы между ними не заметны.

Из достопримечательностей в Сан-Игнасио стоит обратить внимание на мост через реку Хоуксворф. Туристы также стремятся осмотреть руины древних майя – останки города Кахаль Печ, Шунантунича и Караколя.

Галерея современного искусства Имидж Фактори

galery sovr isk

Галерея основана в 1995 году в Белиз-Сити. Ценителям искусства наверняка придутся по душе экспозиции художников-современников и скульпторов государства. Часто сотрудники устраивают выставки и открытые приемы с участием творческих коллективов, живописцев. Гостям подают коктейли, предлагают услуги экскурсовода.

На территории галереи расположены небольшие магазины, в которых продают памятные сувениры, книги и подарки.

Древние памятники архитектуры

Кахаль Печ

kahal pech

Комплекс Кахаль-Печь находится в долине Белиз, недалеко от Сан-Игнасио. Древнейшее поселение было покинуто людьми в IX веке по неизвестным причинам. Лишь в 50-х годах прошлого столетия его нашли археологи.

На территории старейшего города цивилизации майя, которая занимает более 25 кв. км, расположено 34 здания: храмы, баня, дворцы, жилые и хозяйственные постройки. Обнаружено и поле для игры в мяч. Большая часть руин доступна туристам для свободного посещения.

Караколь

karakol

Археологический памятник обнаружен лесорубами в 30-х годах прошлого столетия. Когда-то на территории одного из древнейших поселений майя проживало более 140 000 человек. На месте руин было обнаружено множество тайников, гробниц, дамбы, бани, жилые строения и уникальная система орошения.

Караколь находится в районе Кайо в южной части Белиза. Масштабы построек впечатляют своими размерами и архитектурой даже наших современников: только городская площадь в диаметре достигала 20 километров. Сам же древний город превосходит по площади современную столицу Белиза.

На территории комплекса работает музей, где путешественники могут познакомиться с самыми важными и интересными артефактами: нефритовыми украшениями, коллекцией керамики и оружия.

Алтун-Ха

altun ha

На территории археологического памятника находится известный «Храм каменных алтарей», изображение которого стало фирменным знаком местного пива. До появления археологов местные жители использовали каменные блоки древнейшего поселения для строительства поселка Рокстоун-Понд.

Начало раскопок в 1965 году помогло остановить расхищение и разрушение поселения майя, что позволило сделать несколько выдающихся открытий о жизни цивилизации и обнаружить уникальные артефакты. Один из них стал национальным достоянием Белиза – это огромное нефритовое изображение божества солнца.

Куэйо

kueio

На возвышенности между Рио-Хондо и Нью-Ривер, к западу от города Ориндж-Уолк, находятся руины одного из старейших поселений цивилизации майя. Название же самой местности произошло от фамилии владельца фермы, которая находилась неподалеку.

По мнению археологов, первые поселенцы появились здесь в 2500 году до нашей эры. На территории древнейшего города были обнаружены уникальные храмы, пирамиды, дворцы, жилые постройки и захоронения. Куэйо – первое поселение майя, где при строительстве зданий была использована глина для штукатурки стен.

Найденные на раскопках украшения, керамические изделия, драгоценные камни и жемчуг стали достойными экспонатами музеев Белиза.

Ламанай

lamanai

Руины одного из древнейших поселений и церемониальных центров. Название его переводится с языка майя как «утонувший крокодил». Ламанай находится в 60 км от столицы Белиза. В отличие от других своих городов, индейцы-майя покинули его лишь в XVI-XVII веках, когда на побережье высадились испанцы.

Изучение территории рекомендуется начинать от Храма Ягуара, который своими очертаниями напоминает оскал хищника. Нельзя пропустить и Высокий Храм, который находится на небольшом отдалении. С вершины этой пирамиды открывается незабываемый вид реку и пышные джунгли, скрывающие его от глаз посторонних. Путешественники завершают маршрут посещением Храма Маски, где воображение поражает каменный барельеф огромной головы.

Шунантунич

shanantunich

Главная достопримечательность древнего поселения майя классического периода – пирамида Эль-Кастильо высотой 40 метров. Найти памятник можно в 130 км от Белиз-Сити, на вершине хребта, откуда открывается впечатляющий вид на долину реки Мопан.

По мнению археологов, храм был построен в два этапа и являлся центром города. Ступенчатые террасы украшены тонкой лепниной, а на сохранившихся барельефах остались изображения рождения Бога, королевской семьи и Древа жизни. Попасть сюда и совершить обряд жертвоприношения могли только представители элиты и правящей касты.

Ещё 12 жутких мест планеты Земля, от которых кровь стынет в жилах

Старый арочный мост находится неподалеку от шотландской деревушки Милтон. В середине XX века на нем начали твориться странные вещи: десятки собак внезапно бросались с 15-метровой высоты, падали на камни и разбивались насмерть. Те, что выживали, возвращались и повторяли попытку. Мост превратился в настоящего «убийцу» четвероногих.

Пещера Актун-Туничиль-Мукналь, Белиз

Актун-Туничиль-Мукналь — пещера недалеко от города Сан-Игнасио, Белиз. Является археологическим памятником цивилизации майя. Находится на территории природного парка Гора Тапира. Один из залов пещеры — так называемый собор, где майя совершали жертвоприношения, так как считали это место шибальбой — входом в подземный мир.

Замок Лип, Ирландия

Замок Лип в Оффали, Ирландия, считается одним из проклятых замков мира. Его мрачная достопримечательность — большая подземная темница, дно которой утыкано острыми кольями. Темница была обнаружена при реставрации замка. Для того чтобы вывезти все кости из нее, рабочим потребовались 4 повозки. Местные жители говорят, что замок населяет множество призраков людей, умерших в темнице.

Кладбище Чаучилла, Перу

Кладбище Чаучилла находится примерно в 30 минутах от пустынного плато Наска, на южном побережье Перу. Некрополь был обнаружен в 20-е годы ХХ века. По словам исследователей, на кладбище найдены тела, которым около 700 лет, а последние захоронения здесь проводились в IX веке. Чаучилла отличается от других мест захоронений особым способом, которым хоронили людей. Все тела «сидят на корточках», а их «лица», кажется, замерли в широкой улыбке. Тела прекрасно сохранились благодаря перуанскому сухому пустынному климату.

Святилище Тофет, Тунис

Самой печально известной особенностью религии Карфагена было приношение в жертву детей, в основном грудных младенцев. Во время жертвоприношения запрещалось плакать, так как считалось, что любая слезинка, любой жалобный вздох умаляют ценность жертвы. В 1921 году археологи обнаружили место, где были найдены несколько рядов урн с обуглившимися останками как животных (их приносили в жертву вместо людей), так и маленьких детей. Место назвали Тофет.

Змеиный остров, Бразилия

Кеймада-Гранди — один из самых опасных и знаменитых островов нашей планеты. На нем находится только лес, скалистый неприветливый берег высотой до 200 метров и змеи. На один квадратный метр острова приходится до шести змей. Яд этих гадов действует моментально. Власти Бразилии приняли решение о полном запрете на посещение этого острова для любого, а местные жители рассказывают леденящие кровь истории о нем.

Бузлуджа, Болгария

Самый большой монумент в Болгарии, расположенный на горе Бузлуджа высотой 1441 метр, построен в 1980-х годах в честь Болгарской коммунистической партии. На его строительство ушло почти 7 лет и было задействовано больше 6 тысяч рабочих и экспертов. Интерьер был частично отделан мрамором, а лестницы были украшены красным кафедральным стеклом. Сейчас дом-памятник полностью разграблен, остался только бетонный каркас с арматурой, похожий на разрушенный инопланетный корабль.

Город мертвых, Россия

Даргавс в Северной Осетии похож на симпатичную деревушку с маленькими каменными домиками, но на самом деле это древний некрополь. В склепах различного типа хоронили людей вместе со всей их одеждой и личными вещами.

Заброшенный военный госпиталь Белиц-Хайльштеттен, Германия

Во время Первой и Второй мировых войн госпиталь использовался военными, а в 1916 году в нем лечился Адольф Гитлер. После Второй мировой госпиталь оказался в зоне советской оккупации и стал самым большим советским госпиталем за пределами СССР. Комплекс состоит из 60 зданий, некоторые из которых сейчас отреставрированы. Почти все заброшенные здания закрыты для доступа. Двери и окна надежно заколочены высокими досками и листами фанеры.

Недостроенное метро в Цинциннати, США

Заброшенное депо метро в Цинциннати — проект постройки 1884 года. Но после Первой мировой войны и в результате изменения демографической ситуации потребность в метро отпала. Строительство замедлилось в 1925 году, половина 16-километровой линии была завершена. Сейчас по заброшенному метро два раза в год проводятся экскурсии, но известно, что множество людей бродят по его тоннелям в одиночку.

Висячие гробы Сагады, Филиппины

На острове Лусон в деревушке Сагада находится одно из самых пугающих мест на Филиппинах. Здесь можно увидеть необычные погребальные сооружения из гробов, размещенных высоко над землей на скалах. Среди коренного населения существует поверье, что, чем выше будет захоронено тело умершего, тем его душа будет ближе к небесам.

Фото Актун-Туничиль-Мукналь

День 1-й: Подготовка к путешествию, дорога через Юкатан; краткая информация о Белизе
День 2-й: дорога в сердце Белиза; переправа на остров Caye Caulker
День 3-й: снорклинг на Барьерном рифе Белиза
День 4-й: снорклинг в атолле Turneffe
День 5-й: западный Белиз
День 6-й: приключения в пещере Actun Tunichil Muknal
День 7-й: Плаценсия и окрестности
День 8-й: Заповедник Community Baboon sanctuary; снова Канкун, и возвращение домой

День 6-й. Маршрут: западный Белиз – переход трех рек вброд – приключения в пещере Actun Tunichil Muknal – разные уровни пещеры – скелеты, утварь индейцев Майя – возвращение в цивилизацию – дорога на юг, до Плаценсии.

Поход в пещеру Actun Tunichil Mucnal (делее именуемую ATM) был запланирован на шестой день путешествия. Бронирование сделали при помощи хозяина кемпинга Джона, который договорился с одним из независимых гидов, проживающим в деревне неподалеку.
Тот зашел за нами в кемпинг в 8 утра. Честно говоря, мы думали, что все приключение займет часов 5-6, но оказалось, что потребуется целый день, с 8 утра до 6 вечера. Стоимость – $80 на одного, и пока это была самая высокая цена за экскурсии в Белизе, включая острова. Хозяева кемпинга собрали нам в коробочку ланч, пожелав нескучного времяпрепровождения. Вместе с гидом мы уселись в минивен, и поехали в сторону Сан-Игнасио, чтобы подобрать остальных участников группы.

К пещере АТМ, западный Белиз

Пещера АТМ расположена по пути назад, к зоопарку, у границы заповедника Tapir Mountain. В западном Белизе так много известняковых пещер, что они даже образовали целую подземную систему. Археологами установлено, что пещеры использовались древними Майя в церемониальных целях; в них приносились жертвы богам, а также хоронили покойников. Индейцы считали, что пещеры – это преддверья в 9-уровневый подземный мир Шибальба, где обитали боги.

В свою очередь, весь мир Майя представляли в виде шара (когда там европейцы поняли, что Земля круглая, говорите?!), разделенного на три плоскости: верхняя – небо, средняя – надземный мир, и нижняя – Шибальба. Три плоскости нанизаны на Древо Жизни; в надземном мире его представляет дерево сейба, считающееся по этой причине священным. Сейба интересна тем, что ветви от ствола расходятся практически под прямым углом, крона таким образом представляет собой идеальную полусферу.

Символ креста очень широко распространен в культуре Майя. Когда в 16-м веке континента достигли европейцы, миссионеры стали пытаться обратить Майя в христианство, и как не странно, не встретили сильного отпора, ведь символом у пришельцев тоже был крест. Майя быстро связали его с символом Древа Жизни, и такая связь существует и поныне.
Более того, индейцы были настолько продвинутыми людьми, что даже знали точную дату создания мира. В нашем календаре она выглядит как 13 августа 3114 года до Рождества Христова. До этого мир существовал в виде огромного шара воды. В вышеозначенный день, верховный бог с помощью молнии вызвал на поверхность шара три скалы, образовавшие центр вселенной. Вторая вспышка молнии зародила огонь между трех скал, вдохнув жизнь в мир. Символ из трех камней прочно вошел в культуру Майя, часто использовался в рисунках и надписях. Да и кострище для приготовления еды они обозначали тремя камнями, на которые ставилась посуда, а внизу разводился огонь.

Не менее интересна и история появления людей по майским представлениям. Индейцы верили, что боги пытались создать людей 4 раза. Цель создания заключалась в том, чтобы новые существа прославляли богов в молитвах и церемониях, передавали знания следующим поколениям, и так до бесконечности. Без прославления мир остановился бы и умер.
С первой попытки у богов получились животные и птицы, но, когда им приказали произносить имена богов, раздавалось лишь чириканье и блеянье. Не способные славить создателей, первые существа были прокляты на поедание. Со второй попытки появились люди из глины, даже умеющие говорить, но без интеллекта, просто повторяющие слова. Тоже были забракованы и обращены обратно в грязь. Третья версия людей создавалась из дерева. Эти были намного лучше, умели разговаривать, ходить, и даже размножаться (не спрашивайте меня – как :)), но тоже были несколько туповаты и не помнили ничего. Великий трактат Майя Popol Vuh говорит, что оставшиеся “деревянные” люди, кто сумел избежать уничтожения, нашли покой в лесу среди деревьев, став обезьянами. И вот, наконец, боги с помощью маиса создали текущую версию 4.0 современного человека. С тех пор, представить индейца без маиса было невозможно, также как китайца без риса.

Читайте также:  Плюсы и минусы дарственной на дачу - в 2022 году

Слушая занимательные легенды гида, мы не заметили, как снова оказались в Сан-Игнасио. У небольшой двухэтажной гостиницы подобрали еще две компании. Как оказалось, один из американцев долгое время проработал в Магадане с женой-турчанкой. Есть повод подивиться тесноте мира и непредсказуемости путей в нем.
С Западного шоссе минивен свернул на проселочную гравийную дорогу, и трясясь по кочкам, въехал на задворки бедной деревни в джунглях. В дорожной пыли возились вперемешку дети и собаки, женщины в цветных юбках и тюрбанах развешивали на веревках выстиранное белье, мужчины курили на крылечках, оглядывая обширные плантации соевых кустов. В этой деревне мы подобрали сторожа – человека, который будет охранять минивен, пока все мы ползаем по пещере.

– Места здесь полудикие, – посетовал гид.
– Всякий люд по джунглям бродит.

Дальнейшая дорога летела сквозь плантации, красиво вписываясь в живописную долину между Maya Mountains. Периодически в воздухе проносились стаи желто-зеленых попугаев и белоснежных цапель, паривших над сейбами. Через час несильной тряски, автомобиль вырулил на небольшую утрамбованную площадку посреди леса, уже частично занятую двумя другими машинами. “Конкуренты”, вздохнул гид.
Распределив груз среди мужчин в группе (предполагалось нести не только свое барахло, но и общественное, как то: еду, спасательное оборудование, веревки, шлемы, фонарики, непромокаемые мешки для камер, и прочее), он еще раз пересчитал всех, взял в руки угрожающего вида мачете, и сказал идти след в след за ним.

Буквально через 5 минут путь нам преградила река. Покрутившись на берегу в поисках мостика, мы с удивлением увидели, как гид, не сбавляя скорости, вошел в реку прямо в ботинках и с тяжелым рюкзаком за плечами. “Ну, чего ждем?”, – спросил он, и весело помахал рукой с середины потока. “Рано или поздно, все равно ноги промочите, и не только их. Так что не трусьте, и за мной!” По одному мы стали переходить реку вброд. Ощущения от воды, затапливающей ботинки и ноги в шерстяных носках, прямо скажем… неординарные. Ничего противного нет, просто довольно необычно и в какой-то мере интересно. Надо – значит надо.
Весь остальной путь до пещеры гид не переставая шутил и сыпал байками, не останавливаясь даже во время перехода еще двух рек. На их дне лежали уже самые настоящие валуны, а не галька, как в первом ручье. Камни округлые, скользкие, явно сопротивляющиеся нашему продвижению вперед.

Наконец, через 40 минут подошли к разинутой пасти пещеры, поросшей по бокам мхами и папоротниками на манер бороды. Вглубь пещеры стремилась подземная река, другого способа попасть туда не замочившись, не было. Рассевшись на камнях, мы перекусили бутербродами, печеньем и соками, запаковали камеры в непромокаемые мешки, разделись до шорт и собрались у входа в пещеру. По идее, идти можно и в купальнике, если вас не смущает наличие шлема с фонарем на голове, придающее фигуре вид светящегося циклопа-головастика, но в таком случае шорты придется взять с собой. Если у мужчин плавки не европейского типа, а скромные семейные панталоны хотя бы до середины бедра, то им шорты можно не брать. О причинах такой зацикленности на одежде будет рассказано позже.

Глубина реки у входа в пещеру составляет более 6 метров, температура её – ледяная. Единственный плюс заключался в том, что пока ты обалдеваешь от обжигающего холода и тянущих якорем на дно ботинок, адский бассейн кончается, и можно вылезти на берег уже внутри пещеры.

Преодолев первое препятствие, наша группа, тяжело отдуваясь, выстроилась перед гидом, который велел всем включить фонари на шлемах. Далее шли цепочкой, шаг в шаг, передавая назад все слова нашего отважного сопровождающего: “watch your step”, “formation on the right”, и т.д. И надо сказать, эти пресловутые “формации” окружали со всех сторон: сталактиты и сталагмиты из карбоната кальция, колонны (сталагнаты), усыпанные тысячами “бриллиантов”, дырки в потолке – насесты летучих мышей, их guano на стенах (и не надо смеяться – считается ценным продуктом, на основе которого приготавливаются некоторые лекарства :). А также видели больших пещерных пауков, белых, почти прозрачных, и лишенных глаз.

В воде мы находились постоянно, где по колено, где по пояс, по грудь, а кое-где приходилось вплавь огибать выросшие из воды фаллические колонны. Два раза меняли уровень, забираясь на 2-3 метра вверх, и даже там нас настигала вода. Наконец, подошли к огромному куску скалы, явно свалившемуся с потолка. Гид указал куда-то вверх на щель и сказал, что именно туда нам и надо. Подъем был нелегким, метров на 10, в мокрой одежде, рискуя каждую минуту соскользнуть вниз (случаи бывали). Оказавшись под потолком, нам было предложено разуться, женщинам в обязательном порядке натянуть что-нибудь на бедра, так как мы находились перед входом в древнюю церемониальную залу Майя, и негоже ходить среди скелетов в полуобнаженном виде. “To respect a cave”, – ёмко выразился гид.

И действительно, в свете фонарей нам открылось огромное помещение, щедро утыканное сталагмитами, а среди них виднелись то кости, то черепа (не пластик :), то горшки, а то и остатки кострищ. Всё абсолютно настоящее, не прикрытое ни стеклами, не огороженное веревками. Хотя на полу пещеры проглядывалась еле заметная тропинка, всё равно просили очень внимательно смотреть под ноги, чтобы ненароком не наступить на что-нибудь ценное. Можно себе представить, как выглядела наша группа со стороны: 6 полуголых людей в мокрых носках, с шлемами на голове, идут на цыпочках среди скелетов, а во главе у них самый натуральный археологический маньяк. Гид взахлеб рассказывал легенды пещеры, было видно, насколько он сам в восторге от этого места. Всегда приятно, когда человек занимается любимым делом.

О существовании пещеры АТМ знали с конца 70-х, но исследовать её начали совсем недавно, 12-15 лет назад. К 2000 году было найдено и раскопано около 200 глиняных горшков и других предметов обихода, а также 14 скелетов. Только малую их часть вывезли из пещеры для исследований, остальное по-прежнему находится здесь, делая АТМ уникальным, естественным музеем древностей.

Вскоре вокруг тропы стали появляться горшки в невообразимом количестве. Индейцы Майя приходили сюда, ставили посудины на три камня, символизирующие центр вселенной (как было рассказано выше), делали церемониальные обряды, а затем разбивали горшки, чтобы выпустить дух мира. Иногда просто пробивали сбоку дырку. На некоторых горшках мы заметили своеобразный логотип – фигурку обезьяны. Гид сказал, что это “trademark” данного места, и если нам когда-нибудь захотят продать горшок белизских Майя, мы теперь знаем, как отличить настоящий от подделки

Но, конечно, “звездой” пещеры является почти полностью сохранившийся скелет девушки Actun Tunichil Muknal, чьим именем и названа пещера. Чтобы на него посмотреть, надо было забраться под потолок уже этой пещерной залы, правда на этот раз не по валунам, а по вполне цивилизованной стремянке. Это единственный скелет, огороженный веревкой, и то из-за идиотов-туристов. Несколько лет назад какая-то коза фотографировала скелет с близкого расстояния, нависнув над ним, когда от её камеры отвалился объектив, и отбил нижнюю челюсть бесценной находки. Кроме того, частенько туристы ложились рядом со скелетом в ту же позу, чтобы сфотографироваться на память. Какое уж там “respect a cave!” Спасибо, что хоть еще пускают посмотреть. В длину скелет совсем небольшой, где-то 150 см, и действительно в очень хорошем состоянии.

Назад мы возвращались по своим следам, шаг в шаг. Нашли ботинки в целости и сохранности, передохнули, и полезли вниз, в воду. Купальники к тому времени уже высохли, было не очень приятно снова намокнуть. На выходе из пещеры часто происходят несчастные случаи. Видимо, люди, соскучившись по солнечному свету, так сильно торопятся выбраться наружу, что теряют бдительность. Только накануне, по словам гида, один из туристов сломал руку. Осторожно переплыв ледяной бассейн, мы вновь оказались в середине джунглей.
Пещерная экскурсия завершилась, и стала одним из самых ярких моментов за все путешествие. По слухам, туры в пещеру обещают вскоре прикрыть совсем, все-таки слишком много вреда от туристов. Всем желающим рекомендуется поторопиться.
Неподалеку устроили привал с перекусом, расположившись на поваленных пальмах. Кроме нас там отдыхали еще люди из двух-трех групп. Гиды держались от туристов в сторонке, позвякивали золотыми цепями, курили, и отгоняли мошек с помощью солидных мачете. Сцена походила на лагерь беженцев под суровой охраной 🙂

На парковке переоделись в сухое (в стороне находилось что-то вроде кабинки из пальмовых листьев), закинули сторожа в его деревню, и погнали в Сан-Игнасио. Распрощавшись с попутчиками, мы договорились с одной парой ехать дальше, в Плаценсию. Путь предстоял не близкий, по темноте, а двумя компаниями все же безопасней. По пути в кемпинг слушали рассказы гида о том, как идет бизнес, и кто ему вставляет палки в колеса.

В Trek Stop’e выписались из кабинки, чем безмерно удивили Джуди и Джона.

– Куда вы на ночь глядя? – посетовали они.
– Так надо, – упрямо отвечали мы.
– Вот ведь шило в попе, – переговаривались пенсионеры, – Езжайте, только осторожно.

Они даже вызвались позвонить в гостиницу в Плаценсии, где у нас была бронь, чтобы подтвердить “что двое сумасшедших русских все-таки прибудут к полуночи”. Отнеслись они к нам по-отечески, очень доброжелательно, и конечно, я с удовольствием рекомендую “Trek Stop” в качестве бюджетного пристанища в западном Белизе.

В кафе “Ceasar’s Place”, где уже останавливались в предыдущий день, мы встретились с ребятами, как и было запланировано, и мини-караваном отправились на юг Белиза. В темноте гораздо легче ехать за чьими-нибудь красными огнями, поэтому менялись каждый час. В столичном Бельмопане свернули на Hummingbird highway, по которому еще не выдавался случай поездить. По отзывам, это шоссе – одно из самых красивых в Белизе, но в темноте мы, конечно, ничего увидеть не могли, кроме бесконечных поворотов. К концу отпуска нам все же представился шанс проехать здесь утром, но не буду забегать вперед.

Деревня Placencia находится в конце небольшого полуострова, через который ведет не мощеная, присыпанная красной пылью дорога. Длина её – 35 км, и это был самый сложный отрезок пути за все время путешествия по Белизу. Усталость брала свое, сил гнать не было, да и трясло сильно, поэтому в Плаценсию добрались только через час после съезда с шоссе Колибри. Номер в гостинице “Cozy Corner” был заказан еще из дома, да и Джон подтвердил бронирование, так что на этот счет не волновались. К гостинице нельзя подъехать на машине (стоит в песке на пляже), поэтому пришлось оставить Dodge/Hundai в центре деревни на импровизированной парковке.

Народ уже разошелся спать, но один из работников гостиничного ресторана ждал; передал ключи от номера, и тоже ушел. Комнатка оказалась так себе, 2 вентилятора, TV, кровать, душ, туалет, все без особых претензий и изысков. Тут силы окончательно покинули наши уставшие организмы, и мы не заметили, как сразу заснули.

Катерина Андреева.
Хьюстон, США – Белиз, Центральная Америка
Декабрь 2005 – Январь 2006.

Northern Belize

Caye Caulker

Western Belize

Достопримечательности Сан-Игнасио

Караколь Кахаль Печ Ферма бабочек “Зеленые холмы” Пирамида Эль-Кастильо в Шунантунич Руины Шунантунич Пещера Актун-Туничиль-Мукналь Руины Ксунантуних

На сайте собраны достопримечательности Сан-Игнасио – фото, описание и советы путешественникам. Список составлен на основе популярных путеводителей и представлен по типу, названию и рейтингу. Здесь вы найдете ответы на вопросы: что посмотреть в Сан-Игнасио, куда сходить и где находятся популярные и интересные места Сан-Игнасио.

Караколь

Караколь (фото)

Караколь или Эль-Караколь – памятник цивилизации майя, найденный случайно в 1937 году заготовщиками леса. Это самая большая археологическая зона в Белизе. Говорят, что в Белиз можно совершить путешествие только ради посещения этого древнего памятника.

Археологические раскопки на территории комплекса начались в 1950 г., а основные работы в комплексе ведутся с 1985 г. Раскопки показали, что Караколь был одним из крупнейших городов народа майя. Его территория была самой большой, население самым многочисленным, и здесь сохранились одни из самых высоких построек. В плане Караколь имел радиально-кольцевую структуру: различные районы города связывали улицы общей протяженностью более 20 км.

Город Караколь достиг пика развития в 700 г. н.э.: тогда, по мнению ученых, здесь проживало более 200 тыс. жителей. На стелах, стенах построек – тексты майя. Одна из надписей говорит о том, что в 562 году Караколь праздновал победу над другим крупным городом – Тикалем.

Территория археологического комплекса расположена в сердце тропических джунглей на площади свыше 30 кв. км. Среди архитектурных сооружений самым крупным является Каана – 46-ти метровая пирамида с тремя храмами наверху. Между административно-церемониальными комплексами и местами жилой застройки были проложены мощеные камнем дороги – сакбе. На территории Караколя найдено приблизительно 3000 фундаментов жилых домов, 23 стелы и 23 алтаря с иероглифическими надписями, последняя из которых была сделана в 859 г. н.э.

Координаты: 16.76401400,-89.11911100

Кахаль Печ

Кахаль Печ (фото)

Кахаль Печ – это не что иное, как развалины относительно небольшого города индейцев майя, находящиеся в нескольких километрах от современного города Сан-Игнасио в Белизе. Основная часть здешних построек относится к периоду 300-700 годов н.э. Случилось так, что в IX веке по неизвестным причинам все жители покинули Кахаль Печ, и он был постепенно забыт и заброшен.

Название этого города, по предположениям ученых, происходит из комбинации языков юкатанских майя и майя, живших на территории современного Белиза и означает «место целей». Довольно туманный перевод, вероятно, поэтому он стал основой для множества домыслов.

Основным зданием в Кахаль Печ является высокий храм (примерно 25 метров в высоту), вокруг него расположены остальные структуры города. Скорее всего, Кахаль Печ был местом пребывания знати из числа майя или даже «загородной резиденцией» кого-то из майянских правителей. Открыто это поселение, а точнее его руины, было в 50-х годах прошлого века, а раскопки начались в 1988 году. Они продолжаются до сих пор, но основная часть Кахаль Печ открыта для туристов.

Координаты: 17.13308100,-89.06762100

А какие достопримечательности Сан-Игнасио вам понравились? Рядом с фотографией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Ферма бабочек “Зеленые холмы”

Ферма бабочек Зеленые холмы (фото)

Ферма бабочек “Зеленые холмы” в районе Кайо находится между известняковыми холмами с пышной растительностью, где вы сможете встретить самые редкие виды бабочек.

Площадь фермы составляет две тысячи семьсот квадратных футов. На ферме ведутся научные исследования живой природы, основное внимание, конечно, уделяется изучению различных видов бабочек. Одна из самых редких бабочек на планете была, кстати, обнаружена именно здесь. Ее вид называется Цитаракантус Мирмани. На территории фермы также обитает паук тарантула, не ядовитый и среднего размера.

На ферме разводят более восьмидесяти видов бабочек. При посещении фермы вас поразит разнообразие их цветов – от ярко-синего до оранжевого и желтого. Тысячи бабочек свободно летают по всей ферме. Посещение фермы не оставит вас равнодушными и подарит прекрасное настроение.

Координаты: 17.15391300,-89.03752900

В режиме фото вы можете просматривать достопримечатальности в Сан-Игнасио только по фотографиям.

Пирамида Эль-Кастильо в Шунантунич

Пирамида Эль-Кастильо в Шунантунич (фото)

Пирамида Эль-Кастильо – крупнейшее сооружение древнего города майя, известного как Шунантунич. Пирамида является вторым по высоте строением майя на территории Белиза (после храма в Караколе), ее высота составляет около сорока метров. Пирамиду часто ошибочно называют главным храмом города, но скорее всего эта массивная конструкция служила большим дворцовым комплексом, жилым и административным центром для правящей элиты.

Эль-Кастильо расположена на пересечении так называемых “мировых осей” Шунантунича – двух основных линий, определяющих планировку города. Строительство пирамиды, образованной рядом террас, было завершено в 800 году. На вершине пирамиды была возведена двухэтажная постройка, украшенная прекрасным резным фризом. На фризе, разбитом на секции бордюрами из переплетенных шнуров, изображены сцены рождения божества, связанного с царской семьей, боги – творцы и древо жизни, связывающее воедино преисподнюю, землю и небеса.

Читайте также:  Карта Национального парка Тайрона, где находится Национальный парк Тайрона на карте мира

Координаты: 17.08980900,-89.14150200

Руины Шунантунич

Руины Шунантунич (фото)

Шунантунич – развалины города майя, найденные на территории Белиза, неподалеку от города Сан-Игнасио. Город, расположенный на искусственно выровненном холме, вероятнее всего служил церемониальным центром. Строительство основных сооружений в Шунантунич началось в седьмом веке, а в девятом-десятом веках город достигает своего расцвета.

Название Шунантунич – современное, в переводе с языка местных жителей оно означает “каменная женщина”. Это загадочный персонаж местного фольклора – призрак неизвестной женщины в развевающихся белых одеждах и с горящими алым глазами. Обычно ее видят перед пирамидой Эль-Кастильо, каменная женщина медленно поднимается по ее ступеням и исчезает в каменной стене.

Город занимает около трех квадратных километров и образован шестью площадями, окруженными двадцатью шестью храмами и дворцами. Наиболее известное сооружение в городе – пирамида Эль-Кастильо, рядом с ней расположены дворцы царей города. Несколько поодаль располагаются дворцы знати, не принадлежавшей к царскому роду.

Координаты: 17.08980900,-89.14150200

Пещера Актун-Туничиль-Мукналь

Пещера Актун-Туничиль-Мукналь (фото)

Актун-Туничиль-Мукналь — это пещера, являющаяся археологическим памятником времен народа майя, где были найдены скелеты, керамические и каменные изделия. Наиболее известные останки, обнаруженные здесь, были названы «хрустальная девушка» – это скелет молодой девушки-подростка, возможно, отданной в ритуальную жертву, чьи кости с течением времени покрылись природными наслоениями и сверкали во время открытия. В главной камере были найдены еще несколько скелетов.

Чтобы попасть в пещеру нужно перейти вброд или переплыть через большой пруд. Однако внутри пещеры всегда сухой климат, несмотря на близость воды. Недалеко от пещеры находятся еще несколько археологических памятников народа майя. Самые известные из них – это Кахаль-Печ и Шунантунич.

Пещера Актун-Туничиль-Мукналь древними майя воспринималась как шибальба, то есть вход в преисподнюю, в ад.

Координаты: 17.18987800,-88.49765000

Руины Ксунантуних

Руины Ксунантуних (фото)

Руины Ксунантуних были найдены недалеко от города Сан-Игнасио. Этот город-крепость контролировал торговые тропы, которые шли от внутренних районов страны к Карибскому побережью, и был крупным церемониальным центром империи майя.

Название “Ксунантуних” означает “Каменная Дева” и связано с древней легендой. Говорят, что когда город еще только начали строить в 600-м году н.э., среди джунглей неожиданно появился образ “девы”, растворившийся в стенах только что заложенной пирамиды. С тех пор город стали называть её именем.

Сооружения Ксунантуних были построены с III по X вв. н.э. Многие из них сильно пострадали из-за землетрясения, после которого жители, скорее всего, и покинули свой город.В главной части древнего города площадью более двух квадратных километров расположены 25 строений. Главная изюминка Ксунантуних — это дворец в форме пирамиды высотой более сорока метров с двухэтажной постройкой на вершине. Пирамида-дворец носит название Эль-Кастильо. С нее открывается фантастический вид на окрестности и соседнюю Гватемалу.

На сегодняшний день далеко не все дворцы и храмы Ксунантуних раскопаны. Большая часть построек ушла глубоко под землю, корни тропических растений густо вплелись в остатки стен древнего города, став их неотъемлемой частью. Это стало помехой для проведения археологических работ, но одновременно придало руинам неповторимую живописность.

Координаты: 17.08388900,-89.13388500

Самые популярные достопримечательности в Сан-Игнасио с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Сан-Игнасио на нашем сайте.

Отправиться на отдых в Сан-Игнасио

Далее отправляемся

Достопримечательности Белиза

Ламанай, Белиз, Белиз Заповедник Крукед Три Уайлдлайф, Белиз, Белиз Амбергрис-Кей, Амбергрис-Кайе, Белиз Лубаантун, Белиз, Белиз Халф-Мун-Кей, Белиз, Белиз Серрос, Белиз, Белиз

Интересные города мира

Достопримечательности мира

Марин-Драйв, Мале Атоллы, Мальдивы Вокзал Виктория, Мумбаи (Бомбей), Индия Остров Саона, Ла Романа, Доминиканская республика Пирамиды в Гизе, Каир, Египет Большой Сфинкс, Каир, Египет Рынок Чатучак, Бангкок, Таиланд

Актун-Туничиль-Мукналь — пещера «Хрустальной девы»

Актун-Туничиль-Мукналь — пещера «Хрустальной девы»

Гигантская подземная пещера Актун-Туничиль-Мукналь (или пещера «Хрустальной девы») в джунглях западного Белиза по-своему уникальна. Чтобы проникнуть в это природное сооружение, нужно преодолеть подземную реку, которая вот уже много тысяч лет несёт через пещеру свои воды.

Археолог Калифорнийского университета Холли Мойес занимается изучением Актун-Туничиль-Мукналь. Вместе с небольшой группой археологов она пытается разгадать тайну пещеры, наполненной странными «экспонатами». Холли провела два десятилетия, буквально ползая в душных подземных лабиринтах. Она пыталась (и пытается до сих пор) найти ответ на один вопрос: что заставило древних майя совершать жертвоприношения именно в этом труднодоступном месте?

Жертва кровавым богам

Актун-Туничиль-Мукналь - пещера «Хрустальной девы»

Вместе с членами археологической экспедиции Холли из года в год пробирается в пещеру, двигаясь вверх по течению подземной реки. Рост женщины 160 сантиметров, и вода достигает её подбородка. В огромных пещерных залах, пол которых местами уходит под воду, каждый звук разносится эхом, а походные фонарики на касках исследователей кажутся в непроницаемой темноте маленькими светящимися точками.

Пройдена четверть мили. Путешественники выбираются из воды на скользкий берег и оказываются в огромном помещении. Прямо на земле лежат сотни оранжевых и чёрных керамических горшков размером с футбольный мяч. Между ними тут и там разбросаны миниатюрные инструменты из обсидиана, пиритовые статуэтки и зеркала. По лестнице, вырубленной в камне, можно подняться ещё в одно небольшое помещение.

Она здесь, — говорит Холли, как будто речь идёт о старой подруге.

Её фонарь освещает скелет молодой женщины, лежащий на спине. Кости, поблескивая в свете фонарика, кажутся хрустальными, поэтому это место и называют пещерой «Хрустальной девы». Эта женщина была принесена в жертву кровавым богам. И произошло это более 1000 лет назад.

За прошедшие 50 лет исследователи обнаружили подтверждение того, что в сотнях пещер на землях майя, простирающихся от полуострова Юкатан в Мексике до Сальвадора, проводились религиозные ритуалы с жертвоприношениями. В таких пещерах, как Актун-Туничиль-Мукналь, найдены останки людей и животных, а также огромные керамические горшки, музыкальные инструменты, драгоценные украшения, ритуальные статуэтки. Во многих пещерах имеются алтари. Стены некоторых пещер украшены роскошной резьбой по камню. А ведь древние резчики трудились почти в полной темноте.

Майя сильно рисковали, углубляясь под землю более чем на милю, преодолевая подземные реки, поднимаясь на крутые утёсы или опускаясь в бездонные трещины. Даже в наше время археологи пробираются в эти места только благодаря специальному снаряжению.

Конец цивилизации майя

Актун-Туничиль-Мукналь - пещера «Хрустальной девы»

Майя жили на большей части Центральной Америки. Их сакральным центром, судя по всему, была пещера Актун-Туничиль-Мукналь. Между 250 и 950 годами, которое археологи называют классическим периодом, джунгли являлись родиной великолепных городов. В Копане к югу от Актун-Туничиль-Мукналь жили 30 тысяч человек. В Тикале, в нескольких часах езды на запад, — 100 тысяч человек. А соседний Каракол являлся родиной целых 180 тысяч человек! Майя возводили в городах величественные пирамиды и стелы из серого камня. Они наблюдали звёздное небо, сочиняли музыку и писали книги. Их система письма до сих пор считается самой передовой в доколумбовой Америке. Но цивилизации майя наступил конец. Большие города были оставлены людьми и постепенно заросли лесом.

Начиная с середины XIX века археологи исследуют джунгли в поисках следов древних жителей. Самое первое, что они отметили в ландшафте, — это изобилие пещер с сенотами, естественными провалами, образованными обрушиванием сводов известняковых пещер, в которых протекают подземные реки. Но эти пещеры поначалу не заинтересовали исследователей. Они нанесли на карту города, великие пирамиды, подробно описали богато украшенные дворцы, скопировали иероглифы со стел…

Нырнуть в реку!

Всё изменилось в 1959 году. Тогда неподалёку от руин известного ныне города Чичен-Ица на полуострове Юкатан была найдена пещера. Её назвали Баланканче.

Актун-Туничиль-Мукналь - пещера «Хрустальной девы»

Там имеется тёмный очень узкий и низкий туннель. Нужно лечь на землю и проползти примерно 150 метров, чтобы оказаться в следующем помещении, которое выглядит как антикварная лавка, наполненная древними вазами. После обнаружения этого сокровища археологи призадумались: какие ещё сюрпризы скрыты в пещерах?

К 1996 году, когда Холли Мойес, в ту пору аспирант Атлантического университета штата Флорида, прибыла в Белиз, чтобы участвовать в проекте по изучению пещер, эти исследования уже шли полным ходом. Холли вместе с остальными с трудом продиралась сквозь джунгли. Оказавшись перед входом в «подземное царство», она поняла: чтобы проникнуть туда, нужно нырнуть в реку, вытекающую из пещеры. Другого пути нет. И Холли нырнула. И не пожалела об этом ни разу. Загадки древних майя заворожили её.

Вход в преисподнюю

Под руководством директора Института археологии в Белизе Хайме Аве Холли начала исследовать пещеры майя.

Майя были одержимы пещерами, — говорит она. — Каждая пещера, по их поверьям, была входом в преисподнюю, которую они назвали Шибальба. По представлениям майя, владыки Ши-бальбы поражали людей болезнями.

Актун-Туничиль-Мукналь - пещера «Хрустальной девы»

По ночам в лагере Холли читала миф майя о создании мира «Пополь-Вух» и нашла там описание Шибальбы. Речь шла о Хун-Ахпу и Шбаланке, героях-близнецах, которые отправились в подземный мир, чтобы сразиться со злым богом Шибальбы. Холли удивило противоречивое отношение майя к потустороннему миру. Шибальба считалась у них «местом страха», где обитали монстры с отвратительными именами — Демон Гноя и Летающие Струпья. В то же время преисподняя в мифе майя была связана с жизненными ресурсами. Они боялись Шибальбы, но не могли жить без неё. В этих тёмных пещерах обитал бог дождя Чак. Он пугал людей раскатами грома и сверкающими молниями, но жить без воды, падающей с неба, они не могли…

В 1997 году группа археологов под руководством Хайме Аве, куда входила и Холли Мойес, впервые подробно обследовала пещеру Актун-Туничиль-Мукналь. Работы длились три месяца. Каждый день Холли ныряла в подземную реку, чтобы проникнуть в подземный мир древних. Долгие часы под землёй она наносила на карту планы пещерных помещений и тщательно осматривала их в поисках следов майя.

Под землёй время останавливается, — говорит Холли. — Я работаю с утра до поздней ночи и не замечаю этого. Хайме приходится искать меня.

Это больше не интересно!

Актун-Туничиль-Мукналь - пещера «Хрустальной девы»

У входа в пещеру Актун-Туничиль-Мукналь археологи обнаружили несколько горшков и целые горы раковин улиток. Когда они углубились под землю, находок стало больше, они выглядели все более странными. Самый большой — центральный зал пещеры, расположенный в четверти мили от входа, — выглядел как склад керамических горшков и обломков обсидиана, всего более тысячи предметов. А ещё там находились 14 человеческих скелетов, считая «Хрустальную деву». Некоторые притулились в углах, другие лежали посередине. В тёмных пещерных нишах Холли Мойес увидела скелеты младенцев. Учёные брали образцы костей и кусочки древесного угля с пола пещеры для последующего радиоуглеродного исследования.

Результаты исследования озадачили археологов. Предметы, найденные ближе ко входу пещеры, датировались от 250 года до IX века. А образцы из главного зала принадлежали к VIII и IX векам. Получается, что в течение многих веков майя заходили в пещеру, но лишь в VIII веке рискнули войти в тёмную зону, то есть углубиться под землю, и постепенно эти походы стали для них постоянными. Снова и снова они уходили в глубины пещеры, проводили там религиозные церемонии и приносили жертвы. И затем, словно по мановению волшебной палочки, все это прекратилось. После IX века люди словно потеряли к пещере всякий интерес.

Мольбы о дожде и урожае

Тихим вечером в конце одного полевого сезона Холли Мойес сидела у входа в Актун-Туничиль-Мукналь. В кронах деревьев ссорились обезьяны, пронзительно кричали какие-то птицы. Река скользила от пещеры среди мшистых валунов тем же самым путём, которым она несла свои воды в течение многих тысячелетий. Холли думала о том, что около 1100 лет назад майя внезапно стали ходить в пещеру. Почему? И почему они так же внезапно покинули пещеру?

Актун-Туничиль-Мукналь - пещера «Хрустальной девы»

IX век был бурным временем в истории майя. Большие древние города современного Белиза, Гватемалы и Гондураса начали приходить в упадок. После шести веков процветания земли майя внезапно опустели. Население в городе Тикале, в джунглях к западу от Актун-Туничиль-Мукналь, уменьшилось с 90 тысяч до 10 тысяч человек. Население Копана также резко уменьшилось. Некогда великолепные города опустели, их начали поглощать джунгли. Археологи называют это крахом цивилизации майя и вот уже в течение многих десятилетий обсуждают его причину. Некоторые утверждали, что майя были уничтожены иностранными захватчиками или разрушением торговых маршрутов. Другие обсуждали возможность какой-нибудь страшной эпидемии или крупного гражданского восстания.

В 2000 году части «пазла» начали вставать на своё место. Учёный-майянист Джилл Ричардсон закончил 17-летнее исследование климата Мезоамерики в древности. Ричардсон изучал осадки со дна озёр, годичные кольца деревьев, сталактиты и сталагмиты в пещерах и сделал однозначный вывод: в начале IX века нашей эры произошло резкое снижение количества дождей. В своей книге о великой засухе майя «Вода, жизнь и смерть» учёный пишет, что у майя всегда были непростые отношения с водой. С мая по октябрь на их землях ежегодно шёл сильный дождь, но в течение остальных шести месяцев царила засуха. Чтобы вырастить урожай для пропитания огромного количества населения, майя использовали сеть водохранилищ, ирригационных канав и систем дренажа, которые сохраняли дождевую воду влажных месяцев. Но в течение IX века осадки внезапно почти прекратились, даже во время сезона дождей.

Ричардсон описывает ужасную картину: водохранилища опустели, зерновые культуры на полях, отвоёванных у джунглей, погибли. Начался голод, погибли миллионы людей. Оставшиеся в живых, уже ни на что не надеясь, ушли к побережью океана или озёрам на севере.

Прочитав книгу Джилла Ричардсона, Холли задумалась: не были ли жертвоприношения в пещерах связаны с засухой? Она обратилась к книгам по истории искусства майя и в одной из них обратила внимание на фотографии ваз. На некоторых из них было изображено божество с огромными глазами и в экзотическом головном уборе. Это был Чак, бог дождя майя, живший в подземном царстве. Так, значит, майя верили, что дожди зарождались именно в пещерах.

В тех же книгах имелись фотографии наших современников, потомков древних майя, стоящих на коленях в пещере. Они держали свечи и молились. Нынешние майя — католики, но они по-прежнему совершают паломничества в пещеры и молятся там о дожде и богатом урожае.

Последняя попытка

Актун-Туничиль-Мукналь - пещера «Хрустальной девы»

В следующий раз, пробираясь по реке в Актун-Туничиль-Мукналь, Холли вообразила себя идущей в процессии древних майя. Они шли в темноте, освещая путь факелами. На спинах паломники несли гигантские керамические горшки и пели молитвы. Впереди шагал жрец в богатом наряде, на его поясе посверкивал обсидиановый нож. Люди выглядели измождёнными. Они пришли в царство Чака — Шибальбу, следуя путём героев-близнецов. Всем было не по себе, но другого пути у них не было. Позади жреца плелась двадцатилетняя женщина. Её колотила крупная дрожь. Через несколько минут она должна была отдать свою жизнь безжалостному богу дождя.

Приближался сезон посева, но на небе не было ни облачка. Водохранилища опустели, почва на полях была выжжена солнцем. Чака не радовали жертвы, которые ему приносили. Он ждал кровавого жертвоприношения. Наконец, шествие достигло центрального зала, который был завален прежними подношениями божеству. Жрец вынул нож…

Их мир разваливался, думала Мойес, и они сделали последнюю попытку понравиться Чаку. Она называет подземные ритуалы культом засухи.

С начала первого полевого сезона в Актун-Туничиль-Мукналь, за 17 лет, Холли Мойес и её команда исследовали больше 50 пещер, расположенных в Белизе. И все же археологи не берутся утверждать, что культ засухи был широко распространён. Область исследований планируется расширить до Мексики и Гватемалы.

— В некоторых пещерах почти физически чувствуется отчаяние майя, которые пытались спасти свой мир от гибели, — говорит Холли. — Скоро мы доберёмся ещё до одной пещеры, которая расположена в нескольких километрах к югу от Актун-Туничиль-Мукналь. Она огромная — в неё мог бы пройти океанский лайнер. Во времена засухи люди прибывали сюда со всех концов империи. Первый же зал заканчивается массивной каменной стеной, в которой имеется очень узкий проход, через который можно только проползти. Это одни из ворот в Шибальбу. Моё воображение рисует картину отчаянной молитвы тысяч людей майя, просящих о дожде. О дожде, который никогда не пойдёт…

Ссылка на основную публикацию