История возникновения и коллекция музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Кунсткамере Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого 307

Существует легенда, что Петр I во время прогулки по Васильевскому острову увидел две удивительные сосны: ветка одной каким-то непостижимым образом проросла сквозь ствол другой. Такая необычная картина запомнилась впечатлительному государю. Он вспомнил о диковинке через несколько лет при посещении с дипломатической миссией в 1697-1698 гг. Англии и Голландии. Тогда он познакомился с так называемыми «кабинетами редкостей» у знатных вельмож, в которых те хранили всякие дива: заспиртованные органы, чучела животных, коллекции редких насекомых. Это и были самые первые кунсткамеры. Слово в переводе с немецкого означает «комната искусства».

Видео

Постройка здания

Коллекция Петра очень быстро разрасталась. В 1717 г. опять же в Голландии целиком был приобретен кабинет Себа за 15 тыс. голландских гульденов. Вскоре все ценности не могли уместить и «Кикины палаты». Для размещения своих диковинок с возможностью их показа всем желающим государь приказал построить специальное здание. Для него выделили элитное место на стрелке Васильевского острова поблизости от царских палат и важных государственных учреждений.

Проект разработал архитектор Маттарнови. Первый камень будущего знаменитого музея был заложен в июле 1718 г. В дальнейшем над зданием работали такие известные мастера, как Гербель, Земцов и Киавери.

Торжественное открытие Кунсткамеры состоялось в ноябре 1728 г., хотя отделочные работы закончились только в 1734 г.

Символ Петербурга

Петр хотел, чтобы его музей разрастался, а потому издал указ, которым повелевал все необычные вещи везти к нему, будь то странные животные, уродцы, различные диковины. Редкости, встреченные у иностранных купцов, следовало выкупить и также отправить царю. Дары потекли реками со всей страны. Тогда самодержец задумал построить отдельное здание для своего детища.

Первый русский музей, по задумке Петра, должен был находиться в самом центре столицы, которым тогда хотели сделать Васильевский остров. По одной из легенд однажды в 1718 Петр I прогуливался по набережной и заметил необычную сосну с причудливо изогнутым стволом. Царь приказал срубить дерево и сохранить его в коллекции, а на этом месте возвести здание Кунсткамеры.

 Чертежи здания Кунсткамеры. ()

Чертежи здания Кунсткамеры. ()

За постройкой император следил лично, но окончания так и не застал, скончавшись в 1725 году. Здание же было окончательно возведено только в 1734. Историки до сих пор спорят, кого можно по праву назвать архитектором Кунсткамеры. Проект разработал немец Георг Маттарнови, его и называют чаще всего «отцом» здания, но после него над строением трудились еще несколько архитекторов, в том числе Гербель, Киавери и Земцов. Как бы то ни было, зданием Кунсткамеры — одно из самых старых сохранившихся сегодня в Санкт-Петербурге и вместе с Зимним дворцом и Исаакиевским собором является одним из туристических символов города.

Кунсткамера – идея создания

Поездка юного государя в 1698-х годах по европейским странам открыла перед ним новые горизонты просвещения. Особенно удивили и заинтересовали великого реформатора так называемые «куншты» — кабинеты редкостей и различных природных диковинок.

В Европе это было модным увлечением и каждый правитель, и знатный вельможа считал своим долгом похвастаться перед русским царем своим собранием странностей.

Это увлечение так понравилось Петру I, что он в ходе своего турне скупал различные диковинные экземпляры в больших количествах. Они и стали основой его собственного «государева кабинета» редкостей.

А после посещения публичного музея Ашмола при Оксфордском университете в Англии у Петра I возникла идея о создании доступного музея и в России.

Первоначально «государев кабинет» находился в Москве в Аптекарском приказе, но, сразу после завершения строительства Летнего дворца в 1714 году все экспозиции были перевезены в новую столицу. В Летнем дворце открылась экспозиция в зале, названным царем на западный лад — «куншткамерой».

Факт! «Куншткамера» в переводе с немецкого языка означает — комната редкостей. Со временем в народе утвердилось произношение «кунсткамера».

Именно 1714 год принято считать годом основания первого музея в России. За его создание и развитие государь назначил ответственных — Роберта Арескина, лейб-медика и Президента Аптекарской канцелярии, а также Иоганна Шумахера. Для него была отдельно введена должность «надсмотрителя редкостей и натуралиев».

В те же времена самодержец издал указ, предписывающий жителям страны привозить в столицу все необычное и интересное, что повстречается им в своих регионах.

Согласно указа, все путешествующие по разным странам были обязаны привозить в столицу диковинные предметы из своих поездок, какие «зело интересны и необычны».

Спеша выполнить царский указ и принимая во внимание тот факт, что за находки полагалось вознаграждение, люди открыли настоящую охоту на всевозможные диковинки.

Сам император тоже не оставался в стороне и продолжал скупать европейские «странности». Так, в 1716 году во время второй европейской поездки государь купил коллекцию аптекаря из Амстердама Альберта Себы. В результате Кунсткамера пополнила свое «богатство» редкими минералами, натуралиями из Южной Америки и художественными предметами из Китая и Японии.

В 1717 году государь приобрел в Голландии знаменитую коллекцию «уродцев» Фредерика Рюйша. Это уникальное собрание около 1000 экспонатов заспиртованных в банках аномальных зародышей и различных анатомических отклонений потрясло Петра I своей необычностью.

Любопытно! За «уродцев» Рюйша государь выложил в Амстердаме 30 тысяч золотых гульденов, что составляло годовые средства на содержание царского двора.

Именно эта коллекция ассоциируется у большинства людей с названием Кунсткамера. Но на самом деле она составляет лишь незначительную часть среди бесчисленных экспонатов музея. Незначительную, но, несомненно, очень запоминающуюся. Вряд ли кого-то оставят равнодушными сиамские близнецы, младенец с циклопией и двухголовый теленок.

В результате тотального наплыва всевозможных артефактов с различных регионов страны и земного шара в Летнем дворце стало не доставать места для их демонстрации. В 1718 году по указу государя Кунсткамера была переведена в новое здание.

Что посмотреть в Кунсткамере сегодня

В настоящее время бывший Музей древностей Петра Первого носит название Музея антропологии и этнографии и имя своего создателя. В его фондах содержатся тысячи экспонатов, рассказывающих о многообразном культурно-историческом развитии многочисленных народов Африки, Америки и Азии. Кроме создания музейных экспозиций, бывшая Кунсткамера продолжает научно-исследовательские традиции первой Академии наук и является крупнейшим российским исследовательским центром.

На первом этаже музея можно пройти по удивительным экспозициям Латинской и Северной Америки, «посетить» древнюю Японию и Африканские страны.

Во всех залах Кунсткамеры всегда много посетителей

Во всех залах Кунсткамеры всегда много посетителей

На втором этаже посетителей ждет встреча с культурными традициями Индии и Китая, Монголии и Индонезии, Ближнего и Среднего Востока. Также там можно посетить начало начал Кунсткамеры – знаменитый Кабинет Рюйша (кабинет редкостей), где находятся первые коллекции анатомических отклонений и прочих бальзамированных препаратов.

Четвертый и пятый этажи башни содержат несколько экспозиций, посвященных деятельности Петербургской Академии наук, работе в ней М.Ломоносова и удивительный Готторпский глобус.

Кунсткамера в XVIII-XIX веках

Важным событием в истории Кунсткамеры было учреждение государем в 1724 году российской Академии наук. Музей стал частью Академии, и его экспонаты рассматривались, как инструменты познания и неотъемлемые атрибуты исследовательского процесса.

По инициативе Академии осуществляются небывалые по масштабам комплексные изыскания, внесшие знаковый вклад в раскрытие природных ресурсов России. Из многочисленных экспедиций привозились новые уникальные раритеты и артефакты, пополнявшие коллекции Кунсткамеры.

К середине XIX века их стало так много, что из единого энциклопедического музея Кунсткамера была вынуждена разделиться на несколько специализированных музеев.

Это было естественным путем развития такого сложного и разнопланового научного учреждения, каким стала Кунсткамера в первой четверти XIX века. В 1836 году принимается новый устав Академии наук и официально единый публичный музей разделяется на различные музеи и кабинеты с конкретной специализацией.

В 1878 году Этнографический и Анатомический музеи были сведены в Музей антропологии и этнографии. Этот центр, получивший в 1903 году имя Петра Великого, располагается в известном строении и сейчас.

Что посмотреть

Коллекция первого русского музея изначально включала самые разные экспонаты: от археологических находок до заспиртованных тел. Поэтому еще в 19-м веке из этого разнородного собрания выделилось несколько тематических музеев: Зоологический, Этнографический, Минералогический и т.д. В 1878 году два из них слились воедино и образовали Музей антропологии и этнографии имени Петра I (так звучит официальное название Кунсткамеры и сегодня). В отдельных зданиях буквально в двух шагах находятся Зоологический музей и Санкт-Петербургский архив РАН.

Зоологический музей был частью Кунсткамеры до 1832 года

Экспозиции Кунсткамеры

Всего музейный комплекс содержит 16 экспозиций, из которых 5 можно назвать скорее историческими, а остальные посвящены культуре, религии, обычаям и быту народов мира.

data-captiontag=»dd» data-columns=»0″ data-size=»large» data-width=»1000″ data-auto=»false» data-max-width=»100%» data-ratio=»1.8″> План первого этажа Кунсткамеры План второго этажа Кунсткамеры План третьего этажа Кунсткамеры

Кунсткамера – это. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого в Санкт-Петербурге: история, экспонаты

Кунсткамера — это первый музей, открытый на всеобщее обозрение. Создан он был по приказу Петра I в Санкт-Петербурге в начале 18 столетия с целью собрать и исследовать рожденные как природой, так и деятельностью человека раритеты.

кунсткамера это

Как появилась Кунсткамера?

Кунсткамеры появились в европейских странах еще в 15-16 вв., в эпоху Возрождения, когда стал расти интерес людей к новым научным знаниям и уникальному прошлому. Здесь собирали коллекции редких и неординарных находок, привезенных экспедициями, а также интересные древние инструменты, бытовые предметы, оригинальные произведения декоративного искусства. Все эти коллекции собирались с целью удивить и поразить посетителей. Чаще всего такие кунсткамеры были организованы при княжеских домах, чтобы демонстрировать гостям «ученость» владельцев.

Создание первой коллекции

Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

Кунсткамера: история создания

В 1714 году коллекция раритетов государя была перевезена из столицы в Летний дворец в Петербурге и получила название на немецкий мотив — Куншткамера. Этот год и считается официальной датой основания музея. Первая кунсткамера была насыщена живыми экспонатами — монстрами, а также карликами и великанами, которые были вынуждены жить при музее. Первые смотрители музея — Р. Арескин и И. Шумахер.

Спустя 4 года экспонаты были перевезены в Кикины палаты, так как во дворце уже не оставалось места. После переезда музея коллекция стала открытой для всех желающих, а Петр I даже иногда самолично проводил в ней экскурсии для иностранных послов и русских вельмож.

Здание музея строилось с 1718 г. по проектам нескольких сменяющих друг друга архитекторов, достраивал его уже после смерти Петр I М. Земцов, а украшением строения служили 12 деревянных скульптур мастера Коха, которые олицетворяли науки.

кунсткамера санкт петербург

В 1735 г. музей Кунсткамера был перенесен в это здание вместе со всеми экспонатами. Вход был бесплатным, а в качестве угощения предлагалось «искушать кофе да цукерброды».

Первые «кабинеты» кунсткамеры, создание музеев

К началу 40-х годов 18 века музей (Кунсткамера) состоял из 4 «кабинетов»:

  1. «Натур-камера», где находились раритеты по естествознанию.
  2. «Мюнцкамера» содержала коллекцию старинных монет.
  3. Непосредственно «Кунсткамера» представляла редкости прикладного искусства и особенностей быта различных народов.
  4. «Кабинет Петра Великого», где находились вещи, принадлежащие лично самому государю.

Спустя некоторое время был опубликован двухтомный каталог, демонстрирующий все экспонаты Кунсткамеры, включая иллюстрации и объяснения на немецком языке.

В 1747 г. в здании случился огромный пожар, и часть коллекции погибла. Восстановить потерянные экспонаты удалось только к 1766 году. Позднее неоднократно проводились дополнительные надстройки и усовершенствования здания музея. Спустя 200 лет была наверху пристроена армиллярная сфера, символизирующая модель Солнечной системы (арх. Р. Каплан-Ингель).

кунсткамера история

В конце 18 — начале 19 вв. коллекция музея обогатилась находками не только русских ученых, но и иностранных. Это были экспонаты, привезенные из научных экспедиций капитана Кука (Полинезия) и Миклухо-Маклая (Новая Гвинея), материалы экспедиций по Сибири и Камчатке, антарктических путешествий и другие.

В 1830-х годах Кунсткамера (Санкт-Петербург) была разделена на несколько отдельных музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический, Египетский и Азиатский, а также «Кабинет Петра Первого». Они размещались в двух зданиях.

В 1878 г. два музея объединили в один, а в 1903 г. ему присвоили имя его основателя. Так он теперь и называется — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, который содержит все собранные научные экспонаты о происхождении человека и различных видах культур.

экспонаты кунсткамеры

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

музей кунсткамера

Музей М. В. Ломоносова

Еще один музей Кунсткамеры, расположенный в башне здания, посвящен гениальному русскому ученому-естествоиспытателю и поэту Ломоносову, который работал в этом учреждении в середине 18 века (с 1741 по 1765 г.). Сегодня здесь можно найти его личные вещи, научные приборы, которыми он пользовался во время своих экспериментов, карты, а также различные литературные произведения и труды.

Интересны будут собранные ученым старинные книги, произведения живописи и скульптуры, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства.

Готторпский глобус

Расположен наверху здания. Его история очень примечательна: изготовлен он был в 17 в. механиками и граверами из Гольштейнского герцогства, а затем преподнесен Петру Первому в виде дипломатического подарка. Государь привез его в Петербург, и в 1726 г. его установили на 3 этаже здания Кунсткамеры. Это был огромный шар диаметром 3,1 м, снаружи размещалась карта Земли, а внутри — звездное небо. Чтобы попасть туда, нужно было пройти через специальный люк.

После ужасного пожара глобус-планетарий сильно пострадал, практически остался один каркас и детали из металла. К счастью, в 1750-х годах удалось сделать вполне удачную его копию. Во время войны глобус, как большую ценность, даже вывозили на период блокады Ленинграда, чтобы сохранить для музея. Сегодня этот удивительный экспонат можно найти на 5-м этаже музея.

Читайте также:  Достопримечательности Вроцлава - и вот куда идти в первую очередь

первая кунсткамера

Интересные экспонаты

Кунсткамера — это удивительное место, где выставлено множество уникальных экспонатов. Расскажем о некоторых самых интересных, о которых ходят легенды:

  1. Скелет слуги. В начале 18 века во Франции Петр I увидел человека-великана (2,3 м). Звали его Николай Буржуа. Государь привез его в Россию и нанял на должность личного лакея. Когда же француз умер, то его останки были переданы в Кунсткамеру. Во время пожара череп пропал, и на его место закрепили другой. С тех пор говорят, что скелет Н. Буржуа ходит ночью по музею в поисках своей головы.
  2. Пропавшая голова Марии Гамильтон. Мария Гамильтон — английская шпионка и детоубийца. Ее голова хранилась в Кунсткамере, откуда и была похищена вместе с колбой со спиртом, в которой находилась. В похищении обвинили моряков-англичан, которые как раз стояли в петербургском порту. Они пообещали вернуть останки черепа, но так этого и не сделали и уплыли. Через год англичане прислали для музея три головы в знак извинения.
  3. Живые экспонаты. Как уже говорилось ранее, некоторые экспонаты Кунсткамеры были живыми. Вот, например, Федор Игнатьев — человек очень маленького роста (не больше 130 см), у которого к тому же на руках и ногах имелось всего по два пальца.
  4. Флейта. Один из самых интересных экспонатов музея — флейта, изготовленная из бедренной кости человека. Этот музыкальный инструмент сделал монгольский шаман и использовал при ритуалах, связанных с общением с духами.
  5. Анатомическая коллекция Рюйша коллекция, собранная голландским профессором, считается одной из самых известных и ценных, которыми славится Кунсткамера (Санкт-Петербург). Она состоит из младенцев и их разных частей тела (937 единиц). Рюйш собирал ее 50 лет, а чтобы уговорить голландца передать её, Петр Великий потратил практически 20 лет и в 1717 г. приобрел ее, обещая Рюйшу, что сохранит такое необычное собрание для потомков.

музей антропологии и этнографии имени петра великого

Заключение

Кунсткамера — это поистине удивительный музей. Некоторые его экспонаты поражают, другие пугают своей уродливостью. Здесь можно найти заспиртованных младенцев, людей с разнообразными аномалиями и животных (например, лисицу с двумя головами). О Кунсткамере и ее экспонатах ходит очень много легенд. Этот музей — место, которое действительно стоит посетить.

Кунсткамера

Кунсткамера ночное фото

Кунсткамера – один из главных русских музеев, он основан в 1714 году по приказу императора Петра I. Целью основания стало собрание православных, природных и сделанных человеческимируками ценностей в одном месте. Просветительская деятельность учреждения обязана привести к единению народов России, созданию общности, без которой сложно представить нормальноеразвитие города и страны в целом.

Музей хорошо сохранился в первоначально форме, здание редко затрагивали изменения. Примечательна история с планетарной крышей – она сгорела после десяти с лишним лет эксплуатацииКунсткамеры, а восстановлена лишь через 2 столетия после этого.

История создания Кунсткамеры

Хотя в названии Санкт-Петербурга присутствует приставка «санкт» – святой, император уделял большое внимание развитию науки. Вдохновение для создания музея пришло внезапно. Легендагласит, что Петр во время прогулки по Васильевскому острову увидел берёзу, ствол её причудливо врос в рядом стоящее дерево. Эта уродливая и в некотором плане странная картина сталаповодом для собирания редкостей с явными уродствами.

В первые годы существования музея коллекция содержала в себе живые экспонаты. Прямо здесь жили люди с видимыми отклонениями (чаще всего в росте), посещение заведения сталопопулярным средством развлечения, осмотр таких достопримечательностей проходил регулярно. В настоящий момент Кунсткамера продолжает оставаться символом северной столицы, каждыйгость города стремится сюда попасть хотя бы один раз.

Первые 4 года музей функционировал в Летнем дворце Петербурга, однако из-за огромного и постоянно растущего числа экспонатов стал необходим переезд в дом одного из ближайшихсподвижников царя. Примечательно, что до переезда экспозиция была доступна только определённым слоям населения, в новом же месте её смогли посещать все горожане.

Одно время тут заведовал основатель Российской Академии наук Михаил Ломоносов, при нём здесь открылись планетарий и настоящая обсерватория. Также произошло серьёзное пополнениеколлекции, продолжилась линия, выполняющая задумки Петра. Сбор экспонатов осуществлялся не из-за их цены, императора в первую очередь интересовала их значимость для науки. Он считал, что это поможет в будущем разгадать важные тайны жизни.

Серьёзные изменения произошли в тридцатых годах 19 века, появилось деление на четыре отдельных музея, каждый из которых посвящен своей тематике – этнография, ботаника, минералогия и зоология. Сейчас здание условно делится на две части – Музей антропологии и этнографии (некоторые местные экземпляры не стоит видеть впечатлительным людям) и Мемориальный музейЛомоносова. Наиболее древние экземпляры коллекции находятся в зале Барокко.

Здания и интерьер Кунсткамеры

В 1887 году к основному зданию Кунсткамеры сделана пристройка – Музейный флигель. Обе постройки были выполнены в одном стиле петровского барокко, который является важной частьюрусской культуры. Изучение истории будет неполным без упоминания разнообразия архитектурных направлений, которыми богата Россия. Каждое время имеет своё характерное лицо.

Главное здание целенаправленно построено для музея, сейчас оно представляет собой один из самых старых памятников архитектуры. Интересна задумка, согласно которой башня представляетсобой своеобразную модель Солнечной системы. Место под постройку выбирал сам Петр I, не обошлось без него согласование окончательного проекта. Здание состоит из двух одинаковыхкорпусов, между которыми есть соединение в центре, посередине него находится башня с верхушкой в форме сферы.

Первоначально многие конструкции были выполнены из дерева, к их уничтожению привели многочисленные пожары. После восстановления они деревянные элементы заменялись на изделия изболее современного материала. После крупного пожара 1747 года была значительно усовершенствована внутренняя отделка. Спустя 10 лет художник Джанни сделал свою известную лепнину. Примерно в это же время интерьер украсили горельефы скульптора Павлова.

Внутреннее оформление привлекает ничуть не меньше представленных в музее экспонатов. Многочисленные скульптурные композиции и бюсты известных ученых здесь повсюду, что являетсясвидетельством выполнения первоначальной цели Кунсткамеры – служить науке. Каждый зал обладает своими особенностями, интерьер соответствует духу представленных экспонатов. Например, посвященные традиционным культурам и быту разных народов коллекции оформлены в соответствующем стиле, вплоть до подбора цвета.

Наибольшую славу музею принесла коллекция уродств и странностей, она отталкивает и притягивает одновременно. Здесь можно увидеть сиамских близнецов, животных с несколькими головами, странные формы тел. Далеко не всем под силу досмотреть представленные здесь экспонаты до конца. Программа музея разнообразна, здесь есть и научные исследования, и развивающие занятиядля детей.

Робер Лепаж: режиссёр и перфомер

ТОП-5 удивительных фактов о музыке

ТОП-7 лучших антреприз в Петербурге

Собор Спаса Нерукотворного

Преступление и наказание, Александринский

Скандальный “Оскар-2018”: Как отразится общественная критика на результатах

Подберем мероприятие для вас

Эстрада – поп, Концерт

  • 09 июля 20:00
  • ГАЗПРОМ АРЕНА
  • Билеты от 2300 ₽ Е

Концерт, Разговорный жанр

  • 12 февраля 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 1800 ₽ Е
  • 23 февраля 19:00
  • Ледовый дворец
  • Билеты от 1200 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

  • 04 марта 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 1200 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

  • 16 апреля 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 2000 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

  • 15 апреля 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 2500 ₽ Е
  • 11 февраля 19:00
  • ДК Выборгский
  • Билеты от 500 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

  • 05 ноября 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 2800 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

  • 27 марта 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 3500 ₽ Е
  • 19 февраля 19:00
  • ДК Выборгский
  • Билеты от 1200 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

  • 10 апреля 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 2800 ₽ Е
  • 20 февраля 19:00
  • ДК Выборгский
  • Билеты от 500 ₽ Е
  • 19 марта 19:30
  • Эрмитажный театр
  • Билеты от 3000 ₽ Е
  • 13 февраля 19:00
  • ДК Выборгский
  • Билеты от 1500 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

  • 08 апреля 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 1600 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

  • 06 марта 19:00
  • ДК Ленсовета
  • Билеты от 800 ₽ Е
  • 25 марта 19:00
  • ДК Выборгский
  • Билеты от 800 ₽ Е
  • 20 марта 19:00
  • ДК Выборгский
  • Билеты от 500 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

  • 19 мая 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 1000 ₽ Е
  • 26 февраля 19:00
  • Эрмитажный театр
  • Билеты от 2500 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

  • 15 апреля 19:00
  • Ледовый дворец
  • Билеты от 1500 ₽ Е
  • 18 февраля 19:00
  • ДК Выборгский
  • Билеты от 1200 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

  • 22 мая 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 1000 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

  • 09 апреля 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 1500 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

  • 26 февраля 19:00
  • БКЗ Октябрьский
  • Билеты от 3000 ₽ Е

Кунсткамера

Кунсткамера ночное фото

Кунсткамера – один из главных русских музеев, он основан в 1714 году по приказу императора Петра I. Целью основания стало собрание православных, природных и сделанных человеческимируками ценностей в одном месте. Просветительская деятельность учреждения обязана привести к единению народов России, созданию общности, без которой сложно представить нормальноеразвитие города и страны в целом.

Музей хорошо сохранился в первоначально форме, здание редко затрагивали изменения. Примечательна история с планетарной крышей – она сгорела после десяти с лишним лет эксплуатацииКунсткамеры, а восстановлена лишь через 2 столетия после этого.

История создания Кунсткамеры

Хотя в названии Санкт-Петербурга присутствует приставка «санкт» – святой, император уделял большое внимание развитию науки. Вдохновение для создания музея пришло внезапно. Легендагласит, что Петр во время прогулки по Васильевскому острову увидел берёзу, ствол её причудливо врос в рядом стоящее дерево. Эта уродливая и в некотором плане странная картина сталаповодом для собирания редкостей с явными уродствами.

В первые годы существования музея коллекция содержала в себе живые экспонаты. Прямо здесь жили люди с видимыми отклонениями (чаще всего в росте), посещение заведения сталопопулярным средством развлечения, осмотр таких достопримечательностей проходил регулярно. В настоящий момент Кунсткамера продолжает оставаться символом северной столицы, каждыйгость города стремится сюда попасть хотя бы один раз.

Первые 4 года музей функционировал в Летнем дворце Петербурга, однако из-за огромного и постоянно растущего числа экспонатов стал необходим переезд в дом одного из ближайшихсподвижников царя. Примечательно, что до переезда экспозиция была доступна только определённым слоям населения, в новом же месте её смогли посещать все горожане.

Одно время тут заведовал основатель Российской Академии наук Михаил Ломоносов, при нём здесь открылись планетарий и настоящая обсерватория. Также произошло серьёзное пополнениеколлекции, продолжилась линия, выполняющая задумки Петра. Сбор экспонатов осуществлялся не из-за их цены, императора в первую очередь интересовала их значимость для науки. Он считал, что это поможет в будущем разгадать важные тайны жизни.

Серьёзные изменения произошли в тридцатых годах 19 века, появилось деление на четыре отдельных музея, каждый из которых посвящен своей тематике – этнография, ботаника, минералогия и зоология. Сейчас здание условно делится на две части – Музей антропологии и этнографии (некоторые местные экземпляры не стоит видеть впечатлительным людям) и Мемориальный музейЛомоносова. Наиболее древние экземпляры коллекции находятся в зале Барокко.

Здания и интерьер Кунсткамеры

В 1887 году к основному зданию Кунсткамеры сделана пристройка – Музейный флигель. Обе постройки были выполнены в одном стиле петровского барокко, который является важной частьюрусской культуры. Изучение истории будет неполным без упоминания разнообразия архитектурных направлений, которыми богата Россия. Каждое время имеет своё характерное лицо.

Главное здание целенаправленно построено для музея, сейчас оно представляет собой один из самых старых памятников архитектуры. Интересна задумка, согласно которой башня представляетсобой своеобразную модель Солнечной системы. Место под постройку выбирал сам Петр I, не обошлось без него согласование окончательного проекта. Здание состоит из двух одинаковыхкорпусов, между которыми есть соединение в центре, посередине него находится башня с верхушкой в форме сферы.

Первоначально многие конструкции были выполнены из дерева, к их уничтожению привели многочисленные пожары. После восстановления они деревянные элементы заменялись на изделия изболее современного материала. После крупного пожара 1747 года была значительно усовершенствована внутренняя отделка. Спустя 10 лет художник Джанни сделал свою известную лепнину. Примерно в это же время интерьер украсили горельефы скульптора Павлова.

Внутреннее оформление привлекает ничуть не меньше представленных в музее экспонатов. Многочисленные скульптурные композиции и бюсты известных ученых здесь повсюду, что являетсясвидетельством выполнения первоначальной цели Кунсткамеры – служить науке. Каждый зал обладает своими особенностями, интерьер соответствует духу представленных экспонатов. Например, посвященные традиционным культурам и быту разных народов коллекции оформлены в соответствующем стиле, вплоть до подбора цвета.

Наибольшую славу музею принесла коллекция уродств и странностей, она отталкивает и притягивает одновременно. Здесь можно увидеть сиамских близнецов, животных с несколькими головами, странные формы тел. Далеко не всем под силу досмотреть представленные здесь экспонаты до конца. Программа музея разнообразна, здесь есть и научные исследования, и развивающие занятиядля детей.

1 музей Санкт-Петербурга — Кунсткамера: редкости и культура людей

Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук).Фото: Florstein (WikiPhotoSpace)

В Санкт-Петербурге насчитывается свыше 200 музеев и их филиалов. В этот перечень входят, в основном, общедоступные музеи Санкт-Петербурга, за исключением узкопрофильных экспозиций по истории предприятий, музеев в учебных заведениях, воинских частях и общественных организациях.

В России именно в Санкт-Петербурге были открыты первые публичные музеи. В 1702 году, ещё даже до основания самого города на Неве, Пётр I издал указы о сборе и хранении моделей и различных редкостей.

А 12 лет спустя, в 1714 году, в Санкт-Петербурге был основан первый государственный общедоступный музей — Кунсткамера. В неё вошли “Кунскабинет” (первый художественный музей России) и “Мюнскабинет” (первый нумизматический музей).

Создание музея и его коллекции

Кунсткамера или кабинет редкостей в наши дни официально называется Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН). Кунсткамера стала первым музеем России, учреждённым Петром I.

Собиралась экспозиция музея царём во время его “великого посольства” в 1697—1698 годах, когда он посещал преуспевающие города Голландии и Англии. Там он и увидел заграничные диковинки — кабинеты “кунштов”, что означает “редкостей” или “чудес”. В дневнике Петра часто мелькает восклицание “зело дивно!”. Сохранилась запись и о новейшей науке анатомии:

Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…

Царя сильно заинтересовало всё это. Первая коллекция Кунсткамеры насчитывала свыше 2-х тысяч экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома. Царь не жалел денег, приобретая книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости, которые впоследствии легли в основу “государева Кабинета”, а позднее и Петровской Кунсткамеры — 1-го российского естественнонаучного музея.

Пугающие экспонаты и жуткие мифы о Кунсткамере

Сегодня этот музей обладает уникальнейшим собранием предметов старины. Туристы со всего света знают о том, что Кунсткамера в Санкт-Петербурге хранит коллекцию анатомических редкостей и аномалий. Немало зарубежных путешественников наслышаны о легендах и тайнах этого музея.

Читайте также:  Как получить студенческую визу в Японию в 2022 году

О том, как, якобы, царь Пётр I угощал гостей Кунсткамеры водкой, а по залам гулял безголовый скелет, и ещё многое весьма курьёзное и забавное. Понятно, музей такого рода не мог не обрасти мифами и легендами. Выбором места для нового музея редкостей, о котором основательно замыслил Пётр І, он занимался самолично. И с этим делом связана былина.

Во время прогулки по Васильевскому острову государь увидел 2 сосны, стволы и ветви которых так переплелись, что было невозможно понять какая ветвь относится к какому стволу. Сучья одного дерева врастали в ствол другого. Пётр I тогда удивлённо воскликнул:

И буквально сразу же государь повелел на этом месте построить новый музей — Кунсткамеру, в переводе с немецкого языка “Kunstkammer” означает — “Собрание диковинок”. Если же разделить название на 2 слова, то “Kunst” и “Kammer” — это “художественная палата”, ещё точнее: “Kunst” —”искусство”, а “Kammer” — “комнатка”, “каморка”, ну и “палата”.

Что интересно, самые удивительные фрагменты дерева были аккуратно срезаны и помещены в Кунсткамеру. Они вошли в число первых экспонатов нового музея.

Смотреть дорого и жутко, но поправила всё водка

Когда музей открылся, горожане боялись в него входить, а некоторые обходили его десятой дорогой. Шутка ли, такие экспонаты, что аж мороз по коже. Реально, аномалии пугали. Но и притягивали внимание любопытных.

Поговаривали, что в Кунсткамере водятся призраки, ведь в нём содержится множество зловещих магических артефактов, которые только “подливали масла в огонь”. Кунсткамеру могли посещать все, независимо от положения и сословия. Но для отважных и нищих горожан, которые ничего не боялись и желали бы посмотреть на диковинку, было не по карману.

Ситуацию поправил государь Пётр I, отменив плату за вход и приказав каждому посетителю наливать штоф водки или кофе, в зависимости от того, употреблял ли входящий спиртное или нет. С тех пор прошло более 3-х веков, но в Кунсткамеру и сегодня некоторые боятся ходить из-за природных и человеческих аномалий, которые встречаются в его залах.

Но это же ещё и Музей антропологии и этнографии, и в нём можно также с интересом посмотреть на старинные и уникальные предметы, собранные со всех уголков мира.

Страшные экспонаты соседствует с удивительными предметами

Многим хорошо известен “Анатомический раздел Кунсткамеры, где собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.

Представьте, даже в наши дни немногие знают о самой большой и удивительной коллекции Кунсткамеры, которая наглядно рассказывает о быте, истории и культуре народов мира: Северной Америки, Африки, Китая, Монголии, Японии, Индии и Индонезии.

В Кунсткамере можно совершить путешествие с севера на юг исторической Америки — от Аляски до Калифорнии; посмотреть на Самурайские доспехи, которые поражают своей отделкой и сложной конструкцией; увидеть орудия земледелия и одежду африканских племён, проживающих южнее Сахары. Один из самых интересных экспонатов — бенинская бронза.

В зале Монголии большой интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. В Кунсткамере можно познакомиться с множественными народностями Китая, узнать о их удивительном быте и культуре, к примеру, очень интересны их традиционные изделия из фарфора, камня, дерева и кости, проч.

Один из самых богатых разделов музея — это залы, посвящённые народам Южной Азии. В Кунсткамере собрана большая коллекция резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Здесь выставлены различные необычные маски, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

В Индонезийском разделе интерес представляют кинжалы-крисы, лезвие которых изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Очень увлекательны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре. Наконец, одним из самых познавательных и привлекательных разделов является “История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.”.

История самого жуткого музея в России

Cкелет телохранителя Петра первого ростом 226 сантиметров, кукла в полный рост для Николая второго, которая была создана специально для него по образу и подобию гейши, встреченной будущим царем в Японии, старейшая механическая китайская ладья 18 века, скелет младенца с двумя головами. Все эти интересные экспонаты хранятся в музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, более известном как Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Музей содержит этнографические разделы: Северная Америка, Япония, Африка, Китай и Монголия, Индия и Индонезия, Австралия и Океания, анатомический раздел и разделы истории Кунсткамеры и русской науки XVIII века.

Автор статьи: Ольга Храбрых

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Начиналось все с Петра Великого, который от природы был человеком очень любознательным и прогрессивным монархом. Когда правитель увидел на Василевском острове странную кривую березу, вросшую в другое дерево, у него зародилась идея создать музей, в котором были бы собраны экспонаты с разными природными отклонениями. В 1714 году по его приказу в Петербург из Москвы привезли первую собранную Петром коллекцию редкостей, которая и стала основой музея Кунсткамеры. Первую коллекцию разместили в Летнем дворце.

Петр Первый

Посещая европейские страны в 1697 – 1698 годах, Петр стал собирать коллекции разных редкостей, а также инструменты, приборы, материалы, книги и т.д., все, что представляло для него интерес. Эти экспонаты в будущем были помещены в Кунсткамеру, первый российский естественно – научный музей.

Читать статьи на похожие темы:

  • От Индии до Норвегии: 5 удивительных библиотек со всего мира
  • Город мечты Чикаго: архитектура, лофты и кирпич
  • Горный домик со всеми удобствами и дивным видом… Ах!
  • 10 сооружений для адреналинозависимых
  • В чем хитрость центрального парка в Нью-Йорке?
  • Топ-10 самых высоких небоскребов мира
  • Город Ронда парящий в небесах
  • Музей цифрового искусства Mori Building: пространство без границ

Возник вопрос строительства специального здания для музея и рядом возведения палаты Санкт-Петербургской академии наук и библиотеки на Стрелке Васильевского острова.

история строительства Кунсткамеры

В 1718 году был заложен фундамент здания «палат», разработан проект будущей Кунсткамеры и в дальнейшем руководил строительством архитектор Георг Маттарнови (немецкий архитектор и скульптор). После возведения фундамента с 1719 по 1724 гг., строительством занимается Гербель — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга.

проект Кунсткамеры

Он внес свои изменения в проект Маттарнови: крыша стала более высокой, введены крупные барочные фронтоны, к невысокой башне с балюстрадой присоединен еще один ярус с куполом — по примеру трехъярусной башни с куполом Монетного двора архитектора Шлютера (представитель раннего барокко в Германии). Еще один плотничный мастер Х. ван Болес (голландец) разработал проект столярных и металлических изделий купола.

интерьер Кунсткамеры

В 1722 году закончили возведение стен Кунсткамеры и устройство кровли, затем с 1723 по 1724 годы велась отделка внутри помещений, и устанавливалось музейное оборудование. Петр не дожил до окончания строительных работ.

Кунсткамера сегодня

С 1729 по 1735 год русским архитектором Земцовым проводились окончательные работы по строительству музея в стиле петровского барокко, здание состояло из двух 3-этажных корпусов, соединённых барочной многоярусной башней с куполом. Оба фасада Кунсткамеры — и южный, и северный парадные.

экспонаты Кунсткамеры

Еще до завершения всех строительных работ в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге были завезены экспонаты, собранные Петром: чучела экзотических животных, заспиртованных уродцев в колбах, анатомические инструменты, редкие археологические находки и другие. Но в этой коллекции были и живые «экспонаты» — при музее стали жить карлики, великаны, уродцы. В 1728 году состоялось открытие Кунсткамеры и библиотеки.

Михаил Ломоносов — основатель Российской Академии наук и Московского университета работал в музее с 1741 по 1765 год. Он открыл первый планетарий в башне музея и астрономическую обсерваторию.

академический глобус в Круглом зале Кунсткамеры

В Круглом зале Кунсткамеры находился, подаренный Петру огромный академический глобус, который он привез из немецкого города Готторп в 1717 году. В диаметре глобус достигал свыше трех метров, и представлял собой полую вращающуюся сферу. Снаружи на нем изображена поверхность земли, внутри — звездное небо и скамейка для слушателей на 10 – 12 человек с преподавателем.

археологические находки в Кунсткамере

Коллекция музея всегда пополнялась учеными, которые привозили из разных стран археологические находки, минералы, интересные растения.

В 1830-х годах Кунсткамеру из-за скопившегося большого количества экспонатов разделили на несколько музеев (Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический), которые в дальнейшем переехали в отдельные здания. Сегодня Кунсткамера — один из наиболее посещаемых музеев в мире.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш

Кунсткамера

Однажды, согласно легенде, прогуливаясь по Васильевскому острову Пётр I наткнулся на две необычные сосны. Ветвь одной из них вросла в ствол другой так, что было совершенно невозможно определить, какой из двух сосен она принадлежит. Такой раритет будто бы и подсказал Петру I место для строительство здания для первого музея в России – Кунсткамеры, основанного в 1714 году.

С 1714 года царская библиотека и коллекции музея располагались в примыкавшем в Летнему дворцу корпусу. Через четыре года они переехали в конфискованный дом А. В. Кикина. Но так как в то время район, в котором находятся “Кикины палаты” был весьма далёк не только от центра Петербурга, но и вообще от города, то возникла необходимость постройки отдельного музейного здания.

Проект специального здания для “Кунсткамеры”, что в переводе с немецкого означает “палата искусств”, в 1718 году составил архитектор Г. И. Маттарнови. Он предусматривал устройство смотровой площадки на боковых крыльях здания, плоское завершение трёхярусной башни.

Маттарнови руководил строительством Кунсткамеры с момента закладки здания в июле 1718 года вплоть до своей смерти в конце следующего. За это время успели устроить фундамент и начать возводить стены.

С 1719 года руководство строительством Кунсткамеры было возложено на Н. Ф. Гербеля. Из-за занятости на других проектах он не мог должным образом следить и за этой постройкой. Уже в 1721 году Меншиков докладывал в Канцелярию городовых дел о том, что Гербель “к тому строению не бывает и оного не надсматривает, отчего оному строению чинится остановка” [Цит. по: 2, с. 179]. Вместе с тем, к декабрю 1722 года стены здания были завершены, в нём уже начали настилать полы и потолки, делать рамы для 64 дверей и 174 окон. В июле 1723 года начали сооружать башню, в ноябре покрыли крышу. В июне следующего года здание просохло и в нём начали проводить штукатурные работы.

Н. Ф. Гербель несколько изменил проект Маттарнови. В объём башни он включил ещё один этаж, из-за чего усилился распор стен. Высота башни увеличилась на восемь с половиной метров, вследствие чего она осела на полметра, и как следствие усилилось давление на стены боковых флигелей. Ризалиты теперь завершались не мансардными окнами и балюстрадами, барочными фронтонами. Двухскатную крышу с галереей заменила высокая крыша с переломом.

Строительство Кунсткамеры подходило в концу. Но 29 июля 1724 года директор Канцелярии от строений У. А. Сенявин заметил трещины в двух опорных столбах-пилонах и сводах. На следующий день в Кунсткамере собралась комиссия из Г. Киавери, И. К. Ферстера и Н. Ф. Гербеля. Они решили подпереть столбы брусьями, связать своды железными скобами и обложить слабые места дополнительной кирпичной кладкой. 1 августа указом Петра I Гербель был отстранён от работ в Кунсткамере.

Архитектора Гербеля заменил Гаэтано Киавери, который уже подменял заболевшего коллегу в мае-июне. Он предложил подперев своды, разломать потрескавшиеся пилоны и сложить их заново. Но начав эти работы Киавери обнаружил, что трещины пошли по всем остальным пилонам. Брать на себя дальнейшую ответственность он отказался, из-за чего 14 августа в Канцелярии от строений произошёл скандал. В результате на архитектора наложили штраф в 1 000 рублей. 12 сентября в Кунсткамере собрались все работающие в Петербурге архитекторы: Б. К. Растрелли, Д. Трезини, С. ван Звитен, Г. Киавери, Т. Швертфегер, И. К. Ферстер и “архитектурии гезель” М. Г. Земцов. Отсутствовал лишь тяжело больной Н. Ф. Гербель, который спустя четыре дня умер. Через две недели было принято решение о полной разборке башни Кунсткамеры, что заранее уже начал делать Киавери.

Итогом переделки башни стало более чёткое визуальное разделение единого здания на три части. У центральной башни и двух боковых флигелей появились отдельные входы с высоким крыльцом. Каждая часть получила свою крышу. Киавери внёс в проект башни дополнительный четвёртый ярус, завершающийся фонариком.

После смерти Петра I в январе 1725 года финансирование строительства резко сократилось, что повлияло на скорость последующих работ.

В 1725 году ещё не завершённое здание передали только что открытой Академии наук. По требованию астронома Ж. Н. Делиля вокруг башни по нижнему ярусу была обустроена обходная галерея.

Одним из самых известных экспонатов Кунсткамеры является Готторпский глобус, привезённый в Санкт-Петербург из Готторпского замка в Голштинии в 1717 году. Пока строилась Кунсткамера этот огромный глобус-планетарий хранился в павильоне на Большом лугу (на Марсовом поле). В августе 1725 года Екатерина I повелела установить его в музее. Практические работы по его перемещению начались только следующим летом. В них принимали участие архитектор Х. Марселиус, мастер астрономических инструментов П. Виньон, такелажный мастер из Адмиралтейства Катнис, 100 рабочих, 25 плотников. Глобус перевезли по Неве на большой платформе. От берега по наклонному помосту его вкатили в Циркульный зал третьего этажа 25 августа 1726 года.

На следующий день началась достройка башни Кунсткамеры. Её стены вывели за один год. 18 августа 1727 года Меншиков уволил архитектора Киавери, после отъезда которого строительством руководил М. Г. Земцов. Под его началом башню накрыли металлическим куполом, в здании Кунсткамеры проводили отделочные работы.

В ноябре 1728 года в ещё не до конца оборудованном здании Кунсткамеры был торжественно открыт первый в России естественно-научный музей. Для привлечения посетителей всем мужчинам бесплатно наливали рюмку водки с закуской в придачу. Газета “Санкт-Петербургские ведомости” 26 ноября сообщила:

“Вчерашнего дня отперта здесь паки Императорская Библиотека и Кунст и Натураль каморою впервые, потом как оная в новые Академические палаты переведена
После того пошли оные в Библиотеку, и осмотря оную изволили пойти в те покои, где грыдорованные мастера и живописцы работали, оттуда пошли оные в канцелярию. После того изволили быть в болшой но ещё недостроенной башне в средине оных палат, где преизрядный Готторпский Глобус имеется, и впредь в верху оной башни обсерваториум, а внизу анатомическое феатрум быть имеет. Напоследок изволили быть в Кунст и Натураль каморе, такожде и в шести особливых покоях, где Императорский кабинет сохраняется” [Цит. по: 2, с. 187].

Сразу после торжественного открытия музея “Санкт-Петербургские ведомости” сообщили, что библиотека “повседневно дважды, а именно во вторник и пятницу пополудни, от 2 до 4 часа отперта, и всякому вход в оную свободен, но кто Кунст- и Натуркамору осмотреть пожелает, тому надлежит о том за день библиотекарю объявить и о удобном времени у него известие получить“. [Цит. по: 3, с. 36]

После открытия музея в него ещё в течение двух лет из Кикиных палат перевозились библиотека и коллекция редкостей. Отделочные работы в здании Кунсткамеры продолжались до 1734 года. Купол первоначально венчала не армиллярная сфера а деревянный шпиль, первый раз упоминающийся в связи с устройством иллюминации в ноябре 1729 года. В марте 1741 года обсуждался вопрос его замены на каменный или железный.

Читайте также:  Куда поехать в Испанию в сентябре на море. Отзывы, фото

Точных данных о посещаемости Кунсткамеры в середине XVIII века не сохранилось. Но в книге П. Я. Канна “Стрелка Васильевского острова” упоминается документ 1741 года, в котором говорится, что в музее “всегда великое людство“, так как “ежедневно всякого чина люди приходят и просятся“. [там же]

Здесь, в Академии наук, работали Л. Эйлер, Д. Бернулли. С 1741 по 1765 год в здании Кунсткамеры работал М. В. Ломоносов.

Башня и два верхних этажа Кунсткамеры сгорели в пожаре, случившемся 5 декабря 1747 года. Несколько лет после этого здание стало обгоревшим с заложенными кирпичами окнами и дверьми. 5 января 1748 года Кунсткамеру обследовали Ф. Б. Растрелли, П. А. Трезини, К. Дж. Трезини и “полатный мастер” И. Г. Вейс. Они доложили в Канцелярию от строений, что фундамент Кунсткамеры можно использовать и в дальнейшем, а стены необходимо сложить заново.

С 1751 года восстановлением Кунсткамеры занимался архитектор И. Я. Шумахер. Но работы шли медленно, спустя четыре года он был уволен. В марте 1756 года Академией наук была создана “Комиссия по выстройке погорелых палат” в составе Я. Штелина и И. К. Тауберта. Руководство восстановительными работами взял на себя архитектор С. И. Чевакинский. Им была изменена верхняя часть здания. Были разобраны фигурные фронтоны, упрощена крыша, визуально снова сведены в единое целое башня и боковые корпуса. Для создания плавного перехода от второго яруса башни к третьему вокруг второго появились четыре павильона. Третий ярус Чевакинский накрыл низкой конусообразной крышей, закрытой от обзора глухим парапетом [2, с. 321].

Большой Готторпский глобус был воссоздан по сохранившемуся каркасу мастерами Ф. Н. Тюрютиным и Б. Скоттом. Современники утверждали, что он “наилучшей прежнего искусством”. Карта мира на его поверхности были изображена с учётом всх “случившихся на земле перемен и обогативших землеописание открытий”. Новый глобус называли уже не Готторпским, а Академическим. Уточнения в него вносились вплоть до 1790-х годов. Его поместили в специальный павильон, построенный по проекту И. Я. Шумахера в 1750-1753 годах на площади перед зданием Двенадцати коллегий. Там глобус простоял до 1828 года, когда павильон был снесён при перепланировки стрелки Васильевского острова.

Популярность Кунсткамеры среди петербуржцев была чрезвычайно велика. Многие экспонаты со временем обзавелись своеобразными легендами. Одна из них рассказывает о заспиртованной голове казнённой ещё при Петре I за детоубийство Марии Гамильтон. Голова хранилась заспиртованной в стеклянной колбе. Однажды неким посетителем спирт был использован по прямому назначению, а голова исчезла. Обеспокоенные хранители музея обратились к морякам стоящего напротив Кунсткамеры корабля с просьбой найти экспонат. Моряки пообещали, однако корабль ушёл и матросы надолго пропали. А чуть ли не через год они появились в музее и предложили взамен одной головы английской леди целых три головы подстреленных басмачей.

Другая легенда рассказывает о Николае Буржуа. В 1717 году во Франции Пётр увидел этого человека ростом почти 2 метра 30 сантиметров. Царь привёз его в Россию и сделал своим личным лакеем. В 1724 году Николай Буржуа умер, его скелет был передан в Кунсткамеру. Во время пожара в 1747 году череп скелета пропал, на его место укрепили другой подходящий череп, коих в собрании музея было превеликое множество. С тех пор, как гласит легенда, по ночам скелет ходит по залам и ищет свою голову.

В 1777-1779 годах в связи с 50-летием Академии наук в Кунсткамере были установлены аллегорические группы, бюсты и медальоны с портретами учёных. Из них в восточном зале сохранился барельеф “Празднующая Европа”, бюст Екатерины II, барельеф “Россия”, медальон с изображением Л. Эйлера.

При переустройстве стрелки Васильевского острова архитектор А. Д. Захаров предлагал свой проект объединения зданий Академии наук. По его замыслу в единый классический архитектурный ансамбль включались как Кунсткамера, так и соседние бывший дворец Прасковьи Фёдоровны и здание Академии наук. Архитектор хотел придать всем им общий фасад. Центр композиции – Кунсткамера – выделялась многоколонным портиком. Проект Захарова был утверждён, но оказался не реализован. Как могла бы выглядеть Кунсткамера в противном случае, показывает акварель Б. Патерсена.

Тем не менее, облик здания Кунсткамеры со временем корректировался. В 1818 году было разобрано среднее крыльцо. На его месте появился оконный проём. По всей видимости, из-за ветхости в 1838 году разобрали и крыльцо на восточном торце дома. [3, с. 37]

На основе коллекций Кунсткамеры в 1836 году было создано ещё несколько академических музеев: зоологический, ботанический, этнографический и другие. В 1839 году находящаяся в башне Кунсткамеры обсерватория была переведена в новый научный комплекс в Пулково. Библиотека Академии наук заняла все помещения здания на берегу Невы. В 1878 году здесь открылся Музей антропологии и этнографии.

В 1884-1886 годах по проекту Р. Р. Марфельда в Таможенном переулке для нужд музея был построен новый двухэтажный корпус (Таможенный пер. 1). В 1909 году по проекту А. В. Друкера он был надстроен третьим этажом.

Кунсткамера пострадала во время Великой Отечественной войны. Осколки бомб и снарядов оставили на его крыше множество пробоин. В ночь на 18 октября 1941 года в здание попала зажигательная бомба, из-за чего начался пожар.

В 1947-1949 годах по проекту архитектора Р. И. Каплан-Ингеля был восстановлен верхний ярус башни, сгоревший ещё в середине XVIII века. После этой реконструкции 5 января 1949 года в башне открылся музей М. В. Ломоносова, где с 1958 года хранится Большой академический глобус.

Кунсткамера — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук

Кунсткамера в Санкт-Петербурге – уникальный и самый древний из общедоступных музеев в России. Создали его по инициативе Петра I в 1714 году. Здание Кунсткамеры возводили специально для размещения коллекций еще при жизни правителя, а первые экспонаты лично отбирал Петр. Сегодня же, это крупнейший музей естествознания, науки и быта разных народов разных эпох.

Кунсткамера музей в Санкт-Петербурге

Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Название музея неслучайно. Kunstkammer переводится с немецкого как «собрание диковинок». И действительно, коллекции всяческих редкостей были популярны в Европе в эпоху Возрождения, на волне роста интереса знати к научно-естественным знаниям. Вначале в кунсткамерах собирали необычные находки научных экспедиций, предметы быта и древние произведения искусства и ремесла. Такие реликвии никак не классифицировались и были рассчитаны впечатлить окружающих только по факту своей безусловной ценности и уникальности. В основном, кунсткамеры были призваны продемонстрировать академический интерес и финансовое благосостояние в княжеских домах Западной Европы.

Согласно легенде, однажды Петр I случайно заметил березу, ствол которой врастал в основание другого дерева, и эта природная аномалия натолкнула правителя на идею создания музея.

Петр Великий - основатель Кунсткамеры и великий русский правитель

Петр Великий, портрет

Но более реальная версия заключается в том, что идею таких хранилищ ценностей правитель подсмотрел во время своего путешествия в Европу в 1697-1698 году. Тогда он приобрел в Голландии несколько экспонатов, которые показались ему уместными – чучела птиц, скелеты рыб и несколько анатомических препаратов – заспиртованных уродцев. Вместе с секретными рецептами бальзамирования тел, Петр Первый привез в Россию «Кабинет Фредерика Рюйша», который поражает сохранностью препаратов и сегодня.

Фредерик Рюйш был профессором ботаники и анатомии, который полвека изготавливал свою уникальную коллекцию по анатомии и эмбриологии. Все 937 экспонатов редчайшей коллекции Рюйш согласился продать только императору России – видимо, Петр умел производить впечатление человека, который не только понимает ценность таких редкостей, но и сумеет их бережно сохранить и оставить потомкам.

Кунсткамера экспонаты - анатомические аномалии человека

Экспонаты Кунсткамеры — анатомические аномалии человека

И действительно, Петр Великий приложил массу усилий, чтобы коллекции музея пополнялись.

Так, в 1704 году он издал указ: «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей».

В тексте говорилось: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…» и предлагалось пополнять такими необыкновенными вещами коллекцию, а бывающим за границей – привозить диковинки из поездок и передавать на хранение в Московскую аптеку Роберта Арескина, который был назначен хранителем коллекций.

Спустя 10 лет, в 1714 году обширная уже коллекция перемещается в Санкт-Петербург и получает временную прописку в здании Старого Летнего дворца. Роберт Арескин по-прежнему главный «казначей» диковинок, а Иоганн Шумахер становится его помощником, «надсмотрителем редкостей и натуралиев». Так 1714 год считается датой основания первого русского музея.

Кунсткамера экспонаты - анатомические аномалии животных

Экспонаты Кунсткамеры — анатомические аномалии животных

Во время следующего путешествие царя в Европу в 1716-1717 годах, Арескин помогал Петру I закупать новые экспонаты. Так Кунсткамера пополнилась коллекцией минералов, численностью в три тысячи экземпляров «каменьев необыкновенных» из Германии.

В 1719 году Петр издал Указ о том, что коллекции Кунсткамеры могут быть доступны для осмотра. Местом для демонстрации экспозиции стал дом обвиненного в заговоре против царя дворянина, Александра Кикина. Конфискованный под выставку дом у Смольного собора в Северной столице стал местом собрания не только анатомических и зоологических экспонатов, но и местом формирования и оформления первой исторической коллекции. Ею стали образцы одежды и предметы быта народов, населявших Россию. Сам Петр с удовольствием демонстрировал иностранным гостям и дипломатам собранные диковинки и с энтузиазмом рассказывал о них.

Примечательно, что в первые годы своего функционирования музей демонстрировал посетителям и живые экспонаты. Ими служили люди с врожденными уродствами и генетическими нарушениями. После смерти, скелеты карликов, великанов и прочих «уродцев» оставались там же, в музее, пополняя коллекцию.

Когда в 1725 году была основана Российская академия наук, коллекции Кунсткамеры стали пополняться экспонатами из «академических экспедиций» отечественных ученых. Заграницей же продолжали покупать отдельные коллекции чучел животных, птиц, рыб, амфибий и насекомых.

Лишь в 1727 году коллекции обрели новый, привычный обывателям дом – в специально выстроенном здании на стрелке Васильевского острова. Там Кунсткамера располагается и сегодня.

Кунсткамера - чертеж главного фасада образца XVIII века

Главный фасад Кунсткамеры — чертеж XVIII века

Строили здание по проекту известного русского архитектора М.Г. Земцова. И сегодня это изящное здание зеленого цвета с белыми колоннами остается выдающимся образцом архитектуры в стиле барокко.

С самого первого дня открытия музей стал бесплатным для посетителей. Царь распорядился предельно ясно: «следует охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать», и даже выделил на эту цель средства из казны. И «охотников», действительно, угощали. Да не чем-нибудь, а в лучших западных традициях – «кофе и цукербродами». Вошедших встречал «суббиблиотекарь» и другие сотрудники музея, которые показывали посетителям экспонаты и рассказывали об их происхождении, а после экскурсии – угощали вином и закусками. Результат такой политики не заставил себя ждать: в Кунсткамере всегда было «много разного звания народу».

К 1740 году в состав Кунсткамеры входили уже четыре группы «кабинетов»: «Натур-камера» (редкости естествознания), «Мюнцкамера» (коллекция монет», «Кунсткамера» (предметы прикладного искусства и быта разных народов), «Кабинет Петра Великого» (личные вещи царя).

На период 1741-1765 года приходится превращение музея в серьезный академический центр. Так, в здании башни в этот период работал Михаил Ломоносов, основатель Академии наук и первого университета в России. В это же время в башне здания появляется первый планетарий и начинает свою работу астрономическая обсерватория.

Астрономическая обсерватория - Кунсткамера

Астрономическая обсерватория — Кунсткамера, Санкт-Петербург

И, по трагическому стечению обстоятельств, на эти годы выпадает страшный пожар 1747 года, когда здание было буквально уничтожено огнем, вместе со многими ценными экспонатами.

Реконструкция и даже частичная перестройка здания музея заняла целых 20 лет. Но в 1766 году Кунсткамера вновь открыла свои двери всем желающим. В башне здания расположили астрономическую обсерваторию, кабинет физики, мастерские и две типографии Академии наук. Там же, в башне, разместился Анатомический театр.

Что касается пополнения музейных коллекций, то они росли за счет активных научных экспедиций, причем не только русских ученых, но и их западных коллег. В итоге к 1830 году в музее накопилось столько коллекций и экспонатов, что их систематизация и классификация заняла 7 лет, и привела к решению рассредоточить материалы по самостоятельным музеям. Так на базе Кунсткамеры появились Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабине Петра I. Причем территориально, основная часть образованных музеев осталась в здании, а другая часть переехала в соседнее строение (желтый дом с белыми массивными колоннами, современное здание Зоологического музея, Санкт-Петербург).

Кунсткамера и Академия Наук, Санкт-Петербург

Вид на Кунсткамеру и Академию Наук России с Университетской набережной, Санкт-Петербург

В 1878 году Антропологический и Этнографический музеи объединили в единый Музей антропологии и этнографии. Планировалось, что он объединит в своих экспонатах все научные данные о происхождении человека и о его культуре, включая археологию и этнографию. В конце XVIII века коллекции музея пополнились уникальными экспонатами, собранными экспедицией В.В. Юнкера в Африке и Н.Н. Миклухо-Маклая в Новой Гвинее.

Кунсткамера экспонаты - этнография

Этнографические экспонаты музея

В честь празднования двухсотлетия основания Санкт-Петербурга, музей переименовали в Музей антропологии и этнографии им. императора Петра Великого. Во времена СССР на его базе был открыт Институт этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Академии Наук СССР.

После блокады и Великой Отечественной войны, в 1946 году, двери музея вновь открылись публике. Коллекции стали пополняться, появились новые, посвященные этнографии народов мира, экспозиции. Созданный еще в начале XIX века музей М.В. Ломоносова, располагавшийся в здании Кунсткамеры, снова вошел в состав Музея (при Советах он был частью Института истории естествознания и техники РАН).

На сегодняшний день Кунсткамера – это музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, в котором представлены коллекции и экспозиции, раскрывающие этнографические и исторические особенности разных народов мира.

Тематические экспозиции посвящены культуре и быту, верованиям и ремеслам народов стран Азии и Африки, Северной Америки, Среднего и Ближнего Востока.

Природные экспонаты и, особенно популярная у туристов коллекция аномалий анатомии человеческого тела – Анатомический театр, располагается в башне здания и занимает всего один зал, но тем не менее, продолжает вызывать устойчивую ассоциацию Кунсткамеры с «уродцами в формалине».

Музей располагается в самом центре Северной столицы, на Университетской набережной, рядом со стрелкой Васильевского острова. Рядом находятся ст. м. «Адмиралтейская» и «Василеостровская».

Работает музей с 11 до 19 часов, кассы – до 18 часов. В понедельник Кунсткамера не работает, как и в праздничные дни.

Подробнее ознакомиться с экспозициями и коллекциями музея, уточнить режим работы и даже оставить заявку на экскурсию позволит Кунсткамера Санкт-Петербург официальный сайт.

Ссылка на основную публикацию