Самолет Ан-225: технические характеристики

Самолет Ан-225: технические характеристики

В настоящее время существует огромное количество самолетов, отличающихся особыми характеристиками. Эти уникальные машины создаются в основном для реализации особых проектов или для испытания работоспособности инновационных конструкций и нестандартных технических разработок. Большое количество подобных летательных аппаратов в итоге не получает серийного производства. К числу таких воздушных судов относится и знаменитый Ан-225. Многих интересуют технические характеристики самолета Мрия Ан-225. Известно, что данная модель конструировалась для грузоподъемных перевозок особой сложности. На настоящий до конца построена только одна модель данного самолета. Примечательно, что Ан-225 все еще используется людьми, не переставая удивлять экспертов своей мощностью и размерами.

Первоначально планировалось создание двух самолетов модели «Мрия», но до конца была достроена только одна машина. Второй лайнер готов примерно на 70% и может быть завершен в любое время, но при условии обеспечения хорошей финансовой поддержки, на которую способны далеко не все инвесторы.

Технические характеристики самолета Мрия Ан-225

История создания

Несмотря на кажущуюся масштабность проекта, на его создание и реализацию ушло совсем мало времени. Первые чертежи появились в 1985 году, и спустя три года самолет уже был построен.

Как же удалось завершить работу по созданию нового летательного аппарата в такие сжатые сроки? Это достаточно легко объяснить. Самолет Ан-225 технические характеристики имеет почти такие же, что и Ан-124 «Руслан», потому что «Мрию» создавали на его базе.

Сравнительная характеристика моделей

  1. Фюзеляж лайнера Ан-225 несколько длиннее, чем у его предшественника, но при этом он имеет такие же поперечные габариты.
  2. Каждое крыло «Мрии» выполнено на основе той же конструкции, что и крылья «Руслана», но при этом имеет дополнительные секции. За счет этого увеличился общий размах и площадь крыльев Ан-225.
  3. Шасси «Мрии» имеет семь стоек, а шасси «Руслана» – пять.
  4. Самолет Ан-225 получил пару дополнительных двигателей и видоизмененный грузовой отсек.

Существуют также другие сходства и отличия между «Мрией» и «Русланом». Но необходимо отметить, что улучшенные характеристики Ан-225 позволяют ему справляться с решением более сложных задач.

Из-за большого количества сходств между двумя моделями самолетов, многие задаются вопросом: какой самолет больше Мрия или Руслан? Оба авиалайнера отличаются громадными размерами. В некоторых источниках их даже называют воздушными тяжеловесами без будущего, так как производство этих машин требует больших капиталовложений и грамотной организации строительства. По факту можно сказать, что Мрия несколько больше своего предшественника, но Руслан заслуживает звание самого большого в мире серийного воздушного судна.

Самолет Ан-225 технические характеристики

Предназначение и функционал Ан-225

Планировалась полномасштабная эксплуатация воздушного судна для реализации целей космической отрасли СССР. Грузоподъемность самолета Мрия позволила организовать особую транспортную систему, способную обеспечить транспортировку грузов, отличающихся немалыми размерами и весом. В число таких грузов вошли части космического корабля «Буран» и ракеты «Энергия». Необходима была организация надежной транспортировки этих грузов с той точки, где они производились до пункта завершения сборки. Мрии для этого требовалось преодолеть расстояние от центральных районов СССР до Казахстана, где как раз расположился космодром Байконур.

Мрия также должен был служить нуждам народного хозяйства. Стоит подчеркнуть, что Мрия даже сейчас выполняет транспортировку негабаритных грузов на дальние дистанции.

Первая демонстрация самолета широкой публике произошла в феврале 1989 года. А уже весной Мрия совершил беспосадочный перелет из Байконура в Киев, осуществив транспортировку «Бурана», весил который 60 тонн. Чуть позже авиалайнер был отправлен с тем же грузом в парижский авиасалон, где стал сенсацией. Летательный аппарат установил более 200 мировых рекордов, связанных с перевозками тяжеловесного и крупногабаритного груза.

Перед Мрией всегда стояло много благородных целей, связанных с реализацией космических проектов, но он также используется для выполнения более общих задач:

  • осуществления грузоперевозок широкого назначения;
  • беспосадочных грузоперевозок внутри континента;
  • транспортировки грузов между континентами;
  • грузоперевозки на внешней подвеске;
  • используется для организации воздушного старта космических аппаратов.

Лайнер выполнил огромное количество рейсов и справился с транспортировкой очень сложных грузов. Большую часть операций, произведенных самолетом, можно назвать уникальными. С большинством из них за всю историю авиации не смог справиться ни один другой авиалайнер.

Ан-225 был модернизирован в 2009 году, за счет чего срок его службы несколько увеличился.

Какой самолет больше Мрия или Руслан

Технические показатели самолета «Мрия»

Чтобы точно ответить, сколько весит самолет Мрия, следует больно подробно познакомиться с его основными техническими данными. Размах крыла авиалайнера составляет 88,4 метра, длина – 84 метра, а высота – 18,2 метра. Пустой Ан-225 весит 250 тыс. кг. Максимальная взлетная масса самолета равняется 600 тыс. кг. Масса топлива составляет 300 тыс. кг. Шесть двигателей ТРДД Д имеют общую массу, равную 18 тоннам. Удельный расход горючего колеблется от 0,57 до 0,63 кг/кгс•ч. Лайнер достигает крейсерской скорости, равной 850 км/ч. Практическая дальность самолета равняется 15 600 км. Дальность действия – 4 500 км. В самолете может находиться 6 человек экипажа. Полетная нагрузка Мрии составляет 250 – 450 тыс. кг.

Использование Ан-225 в наши дни

Сейчас «Мрией» в основном осуществляются коммерческие грузоперевозки. Судно также периодически используется в качестве летающего стартового комплекса для авиационно-космических систем.

Ан-225 Мрия Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-225 «Мрия» (Мечта) - транспортный самолет

Ан-225 «Мрия» (укр. Mрія: «Мечта») — советский транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Один из самых больших и грузоподъёмных самолётов в мире.

Ан-225 Мрия – видео

Самолёт был спроектирован и построен в СССР на Киевском механическом заводе (руководитель проекта — В. И. Толмачёв) в 1984—1988 годах. Первый полёт был совершён 21 декабря 1988 года. Изначально было заложено две машины, в настоящее время один экземпляр находится в лётном состоянии и эксплуатируется украинской компанией Antonov Airlines.

Ан-225 «Мрия» (Мечта) - транспортный самолет

История создания

Причиной постройки Ан-225 была необходимость создания авиатранспортной системы для проекта многоразового космического корабля «Буран». Основным назначением тяжёлого транспортного самолёта в рамках данного проекта была перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска. Также существовала важная задача доставки космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах.

Кроме того, предполагалось использование Ан-225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолёта грузоподъёмности не менее 250 тонн.

Так как блоки ракеты-носителя «Энергия» и сам «Буран» имели габариты, превышающие размеры грузового отсека Ан-225, на самолёте предусматривалось крепление наружных грузов. Наличие спутной струи от закреплённого наверху фюзеляжа крупногабаритного груза потребовало заменить однокилевое хвостовое оперение Ан-124 двухкилевым, чтобы избежать его аэродинамического затенения.

Таким образом, Ан-225 создавался как самолёт, предназначенный для решения узкого круга достаточно уникальных транспортных задач, но использование Ан-124 в качестве основы дало ему определённые качества универсального транспортного самолёта.

Часто ошибочно указывают П. В. Балабуева главным конструктором. Балабуев являлся генеральным конструктором всего КБ в 1984—2005 годах. А главным конструктором-руководителем проекта постановлением Совмина СССР был назначен В. И. Толмачёв.

Ан-225 на авиасалоне Фарнборо, 1990 год

Ан-225 на авиасалоне Фарнборо, 1990 год

Функции и возможности

Самолёт имеет возможность:

– перевозки грузов широкого назначения (крупногабаритных, тяжёлых, длинномерных) общей массой до 250 т;
– внутриконтинентальной беспосадочной перевозки грузов массой 180—200 т;
– межконтинентальной перевозки грузов массой до 150 т;
– перевозки тяжёлых крупногабаритных моногрузов массой до 200 т снаружи на фюзеляже;
– самолёт является базой для создания авиационно-космических систем (проект).

Самолёт обладает вместительной грузовой кабиной, которая позволяет перевозить внутри фюзеляжа различные грузы, например:

– 16 десятитонных универсальных авиационных контейнеров УАК-10;
– 50 легковых автомобилей;
– моногрузы весом до 200 т (турбины, генераторы, автосамосвалы «БелАЗ», «Комацу», «Юклид» и т. п.).

Посадка Ан-225 «Мрия» с космическим кораблем «Буран» в Ле-Бурже

Посадка Ан-225 «Мрия» с космическим кораблем «Буран» в Ле-Бурже

Техническое описание

Ан-225 представляет собой шестимоторный турбореактивный высокоплан со стреловидным крылом и двухкилевым оперением. Оборудован шестью авиадвигателями Д-18Т производства ОАО «Мотор Сич» разработки ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко.

Размеры грузовой кабины: длина — 43 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м. Грузовая кабина самолёта герметична, что значительно расширяет его транспортные возможности. Над грузовой кабиной на 2-й палубе — кабина для шести человек сменного экипажа и 88 человек, сопровождающих груз.

Бортовой комплекс погрузочного оборудования, а также конструкция переднего грузового люка с рампой обеспечивают быстрое и удобное проведение погрузочно-разгрузочных работ. Самолёт способен перевозить уникальные грузы на фюзеляже, габариты которых не позволяют разместить их на других наземных и воздушных транспортных средствах. Для установки этих грузов на фюзеляже имеется специальная система крепления.

Самолёт Ан-225 «Мрия» имеет большую степень преемственности и унификации по системам, агрегатам, узлам и деталям планера, силовой установки и оборудования с сертифицированным самолётом Ан-124-100 («Руслан»). Основные отличия от Ан-124:

– новый центроплан;
– увеличение длины фюзеляжа за счёт вставок;
– замена хвостового оперения на двухкилевое;
– отсутствие хвостового грузового люка;
– увеличение количества стоек основного шасси;
– система крепления и наддува наружных грузов;
– два дополнительных двигателя.

Ан-225 «Мрия» (Мечта) - транспортный самолет

Кооперация при создании самолёта Ан-225

Источник данных: мемуары Анатолия Вовнянко, одного из конструкторов самолёта Ан-225.

«…В 1985 году на Политбюро ЦК КПСС было принято решение о развертывании работ по постройке самолёта Ан-225, и необходимо было разворачивать работы как на КМЗ, так и в масштабах Министерства авиационной промышленности (МАП)…
…На всех заводах, участвующих в кооперации и поставляющих комплектующие, шла очень тяжёлая, напряжённая работа, так как сроки были очень жёсткие…
…В создании, постройке, лётных испытаниях и сертификации непосредственно и косвенно участвовали сотни тысяч учёных, конструкторов, инженеров, военных, лётчиков, рабочих и других специалистов бывшего СССР… Всем им низкий поклон и огромное спасибо!»

Ниже приведены лишь некоторые основные предприятия-участники создания самолёта Ан-225:

Киевский механический завод (КМЗ) / ОКБ им. О. К. Антонова
Проектирование: основные проектные работы по самолёту.
Производство: большая часть новых узлов, небольших деталей фюзеляжа и деталей систем, обтекатели и зализы, носовая часть центроплана и другие.
Сборка: сборка фюзеляжа в стапеле, общая сборка самолёта.
Прочие работы: все работы после сборки.

«Ульяновский авиационно-промышленный комплекс» (УАПК)
Производство: новые крупногабаритные фрезерованные силовые шпангоуты, низинки и кронштейны фюзеляжа, некоторые серийные узлы и детали самолёта.

«Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова» (ТАПОиЧ)
Производство: новые центральные части крыльев с закрылками и концевые (отъемные) части крыльев — серийные консоли от Ан-124.

«Киевское авиационное производственное объединение» (КиАПО)
Производство: носовая часть фюзеляжа, крепления передних стоек шасси, новое горизонтальное и вертикальное оперение, пилоны и капоты двигателей, шарико-винтовые механизмы для передних стоек фюзеляжа и другие.

«Московский институт электромеханики и автоматики» (МИЭА)
Проектирование: новый комплекс пилотажного оборудования А-825 модернизированный (комплекс управления самолётом А-825М)
Производство: комплекс управления самолётом А-825М.

«Запорожский моторостроительный завод» (Моторный завод № 29)
Производство: серийные двигатели Д-18Т.

«Гидромаш»
Проектирование: новые шасси самолёта
Производство: шасси самолёта.

«Воронежский авиационный завод»
Покраска: специализированная покраска полиуретановой краской (в Киев привлечены специалисты из Воронежа)

Ан-225 «Мрия» (Мечта) - транспортный самолет

Эксплуатация

Впервые поднялся в небо 21 декабря 1988 года. При том, что самолёт создавался в СССР для перевозки компонентов ракет-носителей «Энергия» и космического корабля «Буран», к моменту окончания строительства первого Ан-225 все необходимые перевозки были сделаны самолётом ВМ-Т «Атлант», и в программе «Буран» Ан-225 поучаствовал, только перевезя «Буран» на Парижский авиасалон в мае 1989 года и совершив несколько показательных полётов на Байконуре в апреле 1991 года.

После распада СССР единственный летающий экземпляр самолёта в 1994 году прекратил полёты, с него были сняты двигатели и другое оборудование для использования в «Русланах». Однако к 2000-м годам потребность в нём стала очевидной, и его восстановили силами украинских предприятий. Также авиалайнер подвергся доработке, чтобы соответствовать стандартам самолётов для гражданской авиации.

23 мая 2001 года были выданы сертификаты типа на Ан-225 «Мрия» Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) и Государственным департаментом авиационного транспорта Украины («Укравиатранс»), что позволило начать коммерческое использование самолёта в качестве перевозчика грузов.

В настоящее время Ан-225 выполняет коммерческие грузовые перевозки в составе авиатранспортного подразделения АНТК им. О. К. Антонова — авиакомпания Antonov Airlines. Также проводятся проектные работы по использованию самолёта в качестве летающего стартового комплекса для авиационно-космических систем. Один из перспективных проектов — российско-украинская многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС).

В период с 10 по 15 мая 2016 года «Мрия» совершила перелёт из Украины в Австралию, совершив по пути 4 промежуточные посадки — в аэропорту имени Вацлава Гавела (Прага, Чехия), аэропорту Туркменбаши (Туркменбашы, Туркменистан), аэропорту имени Раджива Ганди (Хайдарабад, Индия) и аэропорту Куала-Лумпур (Куала-Лумпур, Малайзия). 15 мая самолёт приземлился в аэропорту австралийского города Перт. Дальность перелёта составила свыше 15,5 тысяч км. Его грузом был 117-тонный генератор фирмы Brush SEM 14 ноября 2016 года «Мрия» приземлилась в бразильском аэропорту Виракопос/Кампинас Самолет доставил в Сантьяго изготовленную в Бразилии компанией ABB электротурбину весом 155 тонн (общий вес груза — 182 тонны), что является рекордом для Южной Америки. 27 ноября 2016 года «Мрия» вернулась на Украину.

Шасси Ан-225

Рекорды

Ан-225 является самым тяжёлым грузовым самолётом, когда-либо поднимавшимся в воздух. Единственный самолёт, превосходящий Ан-225 по размаху крыла, это Hughes H-4 Hercules, который относится к классу летающих лодок и поднимался в воздух всего один раз в 1947 году. В 2017 г. в США был представлен самый большой двухфюзеляжный транспортный самолет Scaled Composites Stratolaunch Model 351, превосходящий Ан-225 и Hughes H-4 Hercules по размаху крыльев (117 м.), однако по предварительным данным уступающий «Мрии» по максимальной взлетной массе и грузоподъемности (первый полет Stratolaunch запланирован на 2019 г.)

Самолёт «Мрия» установил ряд мировых рекордов взлётного веса и грузоподъёмности. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил полёт с грузом 156,3 тонны, в котором было одновременно побито сто десять мировых авиационных рекордов. Такое достижение — рекорд само по себе. В августе 2004 года был поставлен новый рекорд — «Мрия» перевезла двести пятьдесят тонн спецтехники по заказу компании Zeromax GmbH из Праги в Ташкент с промежуточной посадкой в Самаре.

В августе 2009 года самолёт был занесён в Книгу рекордов Гиннесса за перевозку самого большого в истории авиации моногруза общим весом в 187,6 тонны. Это был генератор весом в 174 тонны, который транспортировался вместе со специальной рамой из немецкого Франкфурта в Ереван для новой армянской электростанции (см. Discovery Science, передача «Спецназ „Тяжёлые машины“»).

«Мрии» принадлежит абсолютный рекорд грузоподъёмности — 253,8 тонны.

10 июня 2010 года перевезён самый длинномерный груз в истории воздушных транспортировок — две лопасти ветряка длиной 42,1 метра каждая. В ноябре 2016 года (см. выше) был перевезен рекордный для Южной Америки вес — турбогенератор в специальной конструкции общим весом 182 тонны.

В общей сложности данный самолёт — обладатель около двухсот пятидесяти мировых рекордов.

Ан-225 «Мрия» (Мечта) - транспортный самолет

Второй экземпляр Ан-225

Второй экземпляр самолёта Ан-225 готов примерно на 70 %. Его планировалось достроить на заводе «Антонов» при наличии финансирования. Ещё с советских времён остались центроплан, фюзеляж и крыло. Эта машина может быть достроена, если появится заказчик.

В 2006 году генеральный директор Киевского завода «Авиант» Олег Шевченко говорил, что для завершения постройки самолёта Ан-225 необходима сумма, приблизительно равная 90 млн долл. США; вместе с проведением испытаний самолёта сумма составила бы 120 млн долл.

30 августа 2016 года китайская компания Aerospace Industry Corporation of China (AICC) и украинское госпредприятие «Антонов» подписали соглашение о намерениях, которое предусматривает достройку и модернизацию второго экземпляра Ан-225 с последующей передачей его Китаю.

Ан-225 «Мрия» (Мечта) - транспортный самолет

Тактико-технические характеристики Ан-225 Мрия

Экипаж Ан-225

Размеры Ан-225

– Размах крыла, м: 88,4
– Длина, м: 84
– Высота, м: 18,2
– Площадь крыла, м²: 905

Вес Ан-225

– Масса пустого самолёта, кг: 250 000
– Масса максимальная взлётная, кг: 640 000
– Масса топлива, нормальная, кг: 300 000

Скорость Ан-225

– Крейсерская скорость, км/ч: 850

– Тяга нефорсажная, кH: 1377

Дальность полёта Ан-225

– практическая, км: 15 400
– практическая с нагрузкой в 200 тонн, км: 4000
– Практический потолок, м: 12 000

Читайте также:  Виза L1 для поездки в США: что это такое и как оформить? Подробно

Грузоподъемность Ан-225

Двигатель Ан-225

– Тип двигателя: Турбореактивный двухконтурный
– Модель: «Д-18Т»
– Масса двигателя, кг: 6 × 4100
– Межремонтный ресурс, ч: 6000
– Габариты двигателя: длина 5400 мм, диаметр 2330 мм

Тяга:

– взлётный режим, кгс: 6 × 23 430
– крейсерский режим, кгс: 6 × 4860

Расход топлива Ан-225

– Удельный расход топлива крейсерский режим, кг/кгс·ч: 0,57-0,63
– Удельный расход топлива взлётный режим, кг/кгс·ч: 0,34

Самолет Ан-225 «Мрия». Фото. Характеристики.

Ан-225 «Мрия» − уникальный транспортный самолет, отличающийся сверхбольшой грузоподъемностью. Он был разработан ОКБ им. Антонова. Проектом руководил Толмачев Виктор Ильич.

С 1984 по 1988 год этот уникальный самолет был грамотно спроектирован и создан на Киевском механическом заводе. Свой первый полет он совершил в 21 декабря 1988 года. В начале разработки проекта было заложено 2 машины, а сейчас одна «Мрия» используется компанией «Авиалинии Антонова». Что касается второй машины, то ее готовность расценивают только на 70%.

Ан-225 «Мрия»Ан-225 «Мрия» 23

Технические характеристики Ан-225

Эта модель самолета имеет шестимоторный турбореактивный высокоплан со стреловидным крылом и двухкилевым оперением, а также 6 авиационных двигателей Д-18Т. Они были разработаны ЗМКБ «Прогресс» им. А. Г. Иванченко.

Ан-225 «Мрия» − реактивный транспортный самолет с огромной грузоподъемностью, который получил по кодировке НАТО именование Cossack. Был спроектирован еще во времена Советского Союза главным конструктором Толмачевым В.И. на ОКБ им. Антонова. Впервые совершил полет 21.12.1988 года. В наше время лишь один экземпляр «Мрии» находится в рабочем летном состоянии, еще один готов на 70%, но из-за нехватки финансирования (требуется около $100 млн) работы не ведутся. Эксплуатантом единственного в своем роде самолета-гиганта является украинская авиакомпания AntonovAirlines.

История создания

Потребность сконструировать транспортный реактивный самолет огромных масштабов возникла в связи с обслуживанием космического корабля «Буран». В функции такого самолета входила транспортировка отдельных тяжелых элементов космического корабля и ракеты-носителя от места его сборки к месту запуска. Дело в том, что ракеты и космические корабли запускаются в основном в районе экватора, где значение магнитного поля Земли минимальное, и, соответственно уменьшаются риски возникновения аварий на взлете.

Ан-225 «Мрия» фото 1

Также для Ан-225 ставилась задача осуществлять первую ступень воздушного старта космического корабля, а для этого его грузоподъемность должна составлять не менее 250 тонн.

Поскольку габариты «Бурана» и ракеты-носителя превышали габариты грузового отсека «Мрии», к транспортному самолету приспособили внешние крепления для перевозки грузов снаружи. Такая специфика привела к изменению его хвостового оперения. Пришлось заменить хвост самолета на двухкилевой, чтобы избежать тяжелого воздействия аэродинамических потоков.

Все это говорит о том, что Ан-225 проектировался как узкоспециализированный тяжелый транспортный самолет, однако некоторые особенности, которые были взяты из Ан-124, сделали его универсальным по своим качествам.

Много источников ошибочно называют Балабуева П. В. главным конструктором Ан-225, однако это не так. Балабуев находился на должности главного конструктора всего КБ Антонова в 1984-2005 гг., а вот руководителем проекта «Ан-225» был назначен Толмачев В.И.

Кооперационные связи во время создания «Мрии»

Начиная с 1985 г, руководство ЦК КПСС обозначило краткие сроки относительно разработки Ан-225. Поэтому в ходе проектирования и создания транспортного тяжеловеса были задействованы сотни тысяч конструкторов, ученых, инженеров, технологов, летчиков, военных и рабочих со всех республик бывшего СССР.

Ан-225 «Мрия» фото 2

Рассмотрим работы отдельно взятых предприятий по созданию Ан-225

  • «ОКБ им. Антонова» (Киев) – основная проектная работа. Производство большей части узлов, деталей фюзеляжа, зализов и обтекателей, носовой части и т.д. Сборка: фюзеляж и общая сборка летательного аппарата.
  • «Ташкентское авиапроизводственное объединение им. Чкалова» – изготовление центральных и концевых частей крыльев на базе Ан-124.
  • «Ульяновский авиапромышленный комплекс» – производство крупногабаритных фрезерованных силовых шпангоутов, кронштейнов фюзеляжа, некоторых серийных узлов и деталей самолета.
  • «Киевское авиапроизводственное объединение» – изготовление носовой части фюзеляжа, носового и горизонтального оперения, передних шасси, шариковинтовых механизмов для стоек фюзеляжа.
  • «Московский институт автоматики и электромеханики» – проектирование и производство комплекса управления самолетом А-825М.
  • «Запорожский моторостроительный завод» – изготовление серийных двигателей Д-18.
  • «Гидромаш» (Нижний Новгород) – производство новых шасси.
  • «Воронежский авиазавод». Специалисты занимались покраской самолета в Киеве.

Возможности самолета Ан-225

  • Перевозка грузов широкого назначения (тяжелых, крупногабаритных, длинномерных), имеющих общий вес до 250 тонн.
  • Внутриконтинентальная беспосадочная перевозка грузов общим весом 180-200 т.
  • Межконтинентальная перевозка грузов до 150 т.
  • Перевозка наружных моногрузов, прикрепленных к фюзеляжу с весом до 200 т.
  • «Мрия» − перспективная база для проектирования авиационно-космических систем.

Ан-225 «Мрия» фото 3

Рассмотрим объем грузового отсека фюзеляжа на примерах.

  • Легковые автомобили (50 шт.).
  • Универсальные авиационные контейнеры УАК-10 (16 шт.).
  • Крупногабаритные моногрузы с общим весом до 200 тонн (генераторы, турбины, автосамосвалы и т.д.)

Эксплуатация

Первый полет «Мрии» датируется 21.12.1988 г.

Самолет создавался для транспортировки космического корабля «Буран» и ракет-носителей «Энергия». Однако до момента завершения работ над его выпуском ракеты-носители были уже переправлены самолетом «Атлант», и Ан-225 был лишь задействован в перемещении самого «Бурана». В мае 1989 г. был представлен на Парижском авиасалоне и провел несколько демонстративных полетов над Байконуром в апреле 1991 г.

После развала СССР, в 1994 г, единственная единица «Мрии» прекратила совершать полеты. С нее были сняты двигатели, некоторые другие элементы оборудования и поставлены на «Русланы». Но к началу 2000 годов стало понятно, что необходимость в рабочем Ан-225 очень велика, поэтому его постарались восстановить на украинских предприятиях. Для того чтобы подогнать авиационное судно под современные сертификаты гражданской авиации, потребовалась также незначительная доработка.

Ан-225 «Мрия» фото 4

23.05.2001 г. на Ан-225 «Мрия» были получены сертификаты от Международного авиационного комитета и Госдепартамента авиационного транспорта Украины. Они позволили совершать коммерческую деятельность по перевозке грузов.

В нынешнее время владельцем единственного экземпляра Ан-225 является авиакомпания «AntonovAirlines», которая осуществляет коммерческие грузоперевозки в составе дочерней компании АНТК им. Антонова.

На базе самолета проводится проектирование летающего комплекса для старта различных авиационных и космических систем. Один из перспективных проектов в этом направлении – МАКС (украинско-русская многоцелевая авиационно-космическая система).

Рекорды

За непродолжительное время существования Ан-225 установил сотни рекордов авиации.

Ан-225 «Мрия» − самый тяжелый грузоподъемный самолет, который когда-либо подымался в воздух. По размаху крыла уступает только HuglesH-Herkules, который провел лишь один полет в 1974 году.

Особенно много рекордов Ан-225 установил по грузоподъемности. Так, 22.03.1989 г. подняв в небо груз общим весом в 156,3 т, он побил 110 рекордов мировой авиации. Но это не предел его возможностей. Август 2004 г. – самолет «Мрия» перевозит груз, состоящий из оборудования фирмы Zeromax по направлению Прага – Ташкент с дозаправкой в Самаре, общим весом 250 тонн.

Спустя пять лет, в августе 2009 г., название украинского самолета в очередной раз попадает в Книгу рекордов Гиннеса, в этот раз за транспортировку самого тяжелого моногруза в грузовом отсеке. Им оказался генератор, который весил вместе с вспомогательной установкой 187,6 т. Груз направлялся из немецкого города Франкфурт в Ереван по запросу одной из армянских электростанций.

Ан-225 «Мрия» фото 5

Абсолютный рекорд грузоподъемности в размере 253,8 тонны принадлежит Ан-225 «Мрия».

10.06. 2010 г. этим самолетом был перевезен самый длинномерный в истории воздушных перевозок груз – две лопасти винтового ветряка, каждый с которых по 42,1 м в длину.

Если суммировать все мировые рекорды «Мрии», то таковых насчитывается свыше 250.

Второй экземпляр «Мрии»

Второй Ан-225 готов в наше время лишь на 70 %. Его сборка началась еще во времена Союза на авиазаводе им. Антонова. Как сообщает руководство завода, при появлении заказчика его смогут довести до рабочей летной готовности.

Исходя из заявления генерального директора киевского «Авианта» Олега Шевченко, сейчас требуется около $90-100 млн инвестиций, чтобы поднять в воздух второй экземпляр Ан-225. А если учесть еще сумму, необходимую на летные испытания, то общая стоимость может вырасти до $120 млн.

Как известно, в основе разработки этого самолета лежит Ан-124 «Руслан». Главные отличия АН-225 от самолета Ан-124 следующие:

два дополнительных двигателя,

увеличение длины фюзеляжа в результате вставок,

замена хвостового оперения,

нет хвостового грузового люка,

система крепления и наддува наружных грузов,

увеличение количества стоек основного шасси.

Ан-225 «Мрия» 23

Что касается остальных характеристик, то Ан-225 «Мрия» почти полностью отвечает Ан-124, что существенно облегчило и удешевило разработку новой модели и ее использование.

Назначение Ан-225 «Мрия»

Причиной разработки и создания Ан-225 была потребность в авиационной транспортной платформе, предназначенной для космического корабля «Буран». Как известно, основным назначением самолета в рамках проекта стала перевозка космического шаттла и его компонентов от места производства к месту запуска. К тому же была поставлена задача возвращения космического корабля «Буран» на космодром, если он вдруг будет вынужден приземлиться на запасных аэродромах.

Еще самолет Ан-225 предполагали использовать как первую ступень системы воздушного старта космических шаттлов. Именно поэтому самолет должен был выдерживать грузоподъемность больше 250 тонн. Поскольку блоки носителя «Энергия» и сам космический корабль «Буран» имели габариты, которые несколько превосходят габариты грузового отсека самолета, на нем предусматривалось наружное крепление грузов. Это в свою очередь потребовало замену базового хвостового оперения самолета на двухкилевое, что позволяло избежать аэродинамического затенения.

Ан-225 «Мрия» 123231

Как видите, самолет создавался для выполнения немногих специализированных транспортных задач, которые были очень ответственными. Однако построение его на базе Ан-124 «Руслан» наделило новую машину многими качествами транспортного самолета.

Ан-225 имеет возможность:

транспортировки грузов широкого назначения (крупногабаритных, длинномерных, тяжелых), суммарный вес которых составляет до 250 тонн;

внутриконтинентальных перевозок грузов весом 180-200 тонн без посадки;

межконтинентальных перевозок грузов, суммарный вес которых до 150 тонн;

перевозок тяжелых моногрузов, общим весом до 200 тонн и с большими габаритами.

Ан-225 − это первая ступень в создании авиационно-комического проекта.

Модель отличается просторной и вместительной грузовой кабиной, благодаря чему можно перевозить самые разнообразные грузы.

К примеру, на нем можно перевести:

пятьдесят легковых автомобилей;

моногрузы общим весом до 200 тонн (автосамосвалы, турбины, генераторы);

шестнадцать десятитонных УАК-10, что представляют собой универсальные авиационные контейнеры.

Ан-225 «Мрия» 111

Параметры грузового отсека: 6,4 м – ширина, 43 м – длина, 4,4 м − высота. Грузовой отсек Ан-225 герметичен, что расширяет его возможности. Над грузовой кабиной находится помещение, предназначенное для сменного экипажа из 6 человек и для 88 человек, которые могут сопровождать перевозимый груз. При этом все системы управления имеют четырехкратную резервацию. Конструкция переднего грузового люка и бортовой комплекс оборудования позволяют производить погрузку/разгрузку груза максимально удобно и быстро. Самолет может перевозить крупногабаритные грузы на фюзеляже. Размеры этих грузов не позволяют транспортировать их, применяя другие наземные или воздушные транспортные средства. Специальная система крепления обеспечивает надежность нахождения этих грузов на фюзеляже.

Летные характеристики Ан-225

800-850 км/час − крейсерская скорость

1500 км − расстояние полета с максимальным запасом горючего

4500 км − дальность полета с нагрузкой в 200 т

7000 км −дальность полета с нагрузкой 150 т

3-3,5 тыс. м − потребная длина ВПП

Размеры

88,4 м − размах крыла

84 м − длина самолета

905 кв. м − площадь крыла

Ан-225 «Мрия» 222

На сегодняшний день Ан-225 «Мрия» является самым большим самолетом в мире, а также самым грузоподъемным. Более того, гигант поставил большое количество мировых рекордов, многие из которых по грузоподъемности, по взлетному весу, по длинномерности грузов и т.д.

Возможная конкуренция

Президент «Авиалиний Антонова» утверждает, что запуск с Ан-225 спутниковых аппаратов обойдется куда дешевле, чем применение инфраструктуры космодрома. Причем самолет не будет конкурировать с проектом «Полет», который подразумевает запуск с «Руслана». Все это потому, что проект «Полет» запланировал запуск так называемых легких спутников, весом до 3,5 тонны. А вот с Ан-225 можно выпускать конструкции среднего типа, весом до 5,5 тонны.

Ну а что касается обновленных проектов Запада, речь идет о самолете A3ХХ-100F компании Airbus и о модели воздушного корабля 747-X корпорации Boeing, то их грузоподъемность составляет не больше 150 тонн, и они начинают конкурировать с Ан-225. Причем шансов одержать победу у них довольно много.

Последняя модернизация самолета Ан-225 прошла в 2000 году, в результате которой он получил навигационное оборудование, отвечающее мировым стандартам.

​​Самолет Ан-225 «Мрия»: рекорды и интересные факты

Необходимость в разработке транспортного воздушного судна большой грузоподъемности возникла в конце двадцатого 20 века. Это было связано космической программой, которая предусматривала строительство корабля многоразового использования «Буран». Производство основных элементов космического корабля проводилось на заводах, удаленных от космодрома. И, поскольку, компоненты челнока были огромны, для их доставки и для перемещения самого корабля после приземления, потребовался гигантский перевозчик. Также, возникла идея, при которой запуск «Бурана» должен был осуществляться со стартовой площадки. В ее роли мог выступать транспортный самолет. Создание проектной документации и производство колосса должно было пройти в минимально короткие сроки.

История создания Ан 225

Разработка нового транспортника на базе Ан-124 «Руслан», была поручена конструкторскому бюро им. Антонова. Руководство проектом осуществлял В. И. Толмачев. Гигантский тяжеловес получил имя — Ан 225 «Мрия».

После утверждения проектной документации (в 1984 году) огромное воздушное судно было построено в рекордно сжатые сроки. И уже в декабре 1988 года уникальный транспортный тяжеловес впервые оторвался от земли.

Факт. На самом деле планировалось построить два самолета Ан 225. Однако в связи со сложной экономической ситуацией в стране и началом развала Советского союза, было успешно завершено строительство только одного образца. Производство второго гиганта было вынуждено заморожено.

Следует отметить, что конструкция тяжеловеса претерпела некоторые изменения, которые были связаны с тем, что размеры космического челнока и его носителя были больше, чем объем грузового отсека. Для перевозки «Бурана» были спроектированы специальные наружные крепления. Однако такая реконструкция повлекла за собой перестройку хвостовой части. Однокилевая схема оперения была заменена на двухкилевой.

​​Самолет Ан-225 «Мрия»: рекорды и интересные факты

В первых числах февраля 1989 года новый транспортник был представлен мировой общественности на полосе бориспольского аэродрома в Киеве. А весной воздушное судно уже принимало участие в авиакосмическом салоне Париж-Ле-Бурже. Причем во время перелета на внешней части корпуса «Мрии» был закреплен космический челнок «Буран».

Факт. Название лайнера переводится с украинского языка как «Мечта». И это неудивительно, поскольку мечтой человечества всегда было покорение космоса. А гигантский колосс, косвенно, должен был помочь в освоении пространства вокруг планеты.

Предприятия, которые участвовали в создании Ан 225:

  • Проектная документация, разработка и создание конструктивных деталей и сборка конструкции осуществлялась в городе Киев (КБ им. Антонова).
  • Производство кронштейнов фюзеляжа, поперечных ребер корпуса судна (силовых шпангоутов) и других узлов и элементов — УАПК (авиационно-промышленный комплекс в Ульяновске).
  • Создание центральных и концевых элементов крыльев — авиапроизводственное объединение им. Чкалова (Ташкент).
  • Проектирование и разработка системы управления — МИЭА (институт электромеханики и автоматики в Москве).
  • Производство силовых агрегатов — моторостроительный завод в Запорожье.
  • Создание носового и горизонтального оперения, передних шасси, носовых элементов фюзеляжа, а также деталей для стоек фюзеляжа — авиапроизводственное объединение в Киеве.
  • Разработка и создание шасси — завод «Гидромаш» в Нижнем Новгороде.
  • Лакокрасочное покрытие корпуса — авиационный завод в Воронеже.

Функции и возможности

Факт. В марте 1989 Ан-225 взлетел с грузом общей массой 156, 2 тонны, что позволило ему установить мировой рекорд в авиаперевозках и побить большое количество авиационных рекордов.

Предназначением транспортного судна является перевозка грузов с различными габаритами (общий вес до 250 тонн), в том числе:

  • межконтинентальные перелеты с транспортировкой тяжестей до 150 т;
  • перевозки внутри континента (масса от 180 до 200 тонн);
  • транспортировка крупногабаритного моногруза весом до 200 тонн, в специальных креплениях снаружи корпуса самолета.

Также, после соответствующей доработки, возможно использование Ан-225 в виде базовой площадки для старта космических челноков.

Вместительная транспортная кабина тяжеловеса дает возможность перевозить внутри отсека различные грузы. Для примера, туда могут поместиться около пятидесяти легковых автомобилей, порядка шестнадцати стандартных авиаконтейнеров (длиной 6 метров, шириной 5 метров и массой около 11 тонн). А также различные нестандартные грузы: турбины, генераторы, большие грузовые автомобили и другая техника.

Читайте также:  Салоу, Испания — отдых 2022, информация с фото

​​Самолет Ан-225 «Мрия»: рекорды и интересные факты

Устройство Ан 225

Ан-225 «Мрия» спроектирован и построен согласно классической схеме. Его крылья высоко подняты и имеют стреловидную форму. Кабина и грузовой люк находятся в носовой части воздушного судна. Хвостовое оперение имеет двухкилевую конструкцию, что обусловлено необходимостью транспортировать грузы больших габаритов на фюзеляже.

Факт. Кузов тяжеловеса покрыт специальной краской из полиуретана.

На корабль установлено шесть двигателей Д-18Т, расположенных под крыльями и два вспомогательных силовых агрегата внутри корпуса.

Высокие аэродинамические свойства самолета (показатель аэродинамики этой машины равен 19) обуславливают высокие летные характеристики и снижение топливного расхода. Грузовой отсек практически полностью занимает внутреннее пространство корпуса. Его люк и рампа располагаются в передней части фюзеляжа. Отсутствие возможности производить погрузку через заднюю часть судна связано с тем, что на хвост корабля воздействуют огромные нагрузки.

Для перемещения груза используются верхние и нижние погрузочно-разгрузочные устройства. Первые предназначены для грузов, вес которых не превышает 20 тонн, а вторые используются для погрузки-разгрузки более тяжелого оборудования (до 50 тонн). В частности для различного типа колесной и гусеничной техники. Внутри отсека расположены специальные конструкции для закрепления перевозимой техники и контейнеров.

Грузовое отделение полностью герметично и имеет собственный обогрев. Под ним находится трехопорное шасси, снабженное семью амортизационными стойками.

Системы управления воздушным судном четырехкратно резервированы, что обеспечивает высокую безопасность и надежность самолета.

​​Самолет Ан-225 «Мрия»: рекорды и интересные факты

Интересно. Заправка «Мрии» может продолжаться до полутора суток, а количество заправочной техники может колебаться от 7 до 70 штук, что зависит от их вместимости.

Технические характеристики Ан 225

«Мрия» имеет следующие габариты (в метрах):

  • размах крыльев — 88,4;
  • длина — 84;
  • высота — 18,2;
  • площадь крыла — 905 м².

Грузовой отсек (в метрах):

  • длина — 43;
  • ширина — 6,4;
  • высота — 4,4.

Над грузовым трюмом располагается вторая палуба, на которой могут разместиться сменный экипаж (6 летчиков) и еще около 88 человек.

Управляет воздушным судном экипаж из шести человек.

Тоннаж (в тоннах):

  • масса пустого корабля — 250;
  • максимальный вес при взлете — 640;
  • масса горючего — 300;
  • максимальная загрузка — 250.
  • тяга (без форсажа) — 1377 Кн;
  • средняя скорость — 850 км/ч;
  • дальность полета без груза — 15400 км;
  • с загрузкой (около 200 тонн) — 4000 км;
  • потолок — 12 км;
  • длина взлетной полосы без груза — 2400 м;
  • длина полосы для груженой машины — 3500 м.
  • тип — двухконтурный турбореактивный;
  • модель — Д-18Т;
  • количество двигателей — 6 штук;
  • тяга одного двигателя при режиме взлета — 23 430 кгс, в полете — 4860 кгс;
  • масса одного силового агрегата — 4100 кг;
  • расход топлива при взлете — 0,34 кг/кгс*ч, в полете при крейсерской скорости — 0,57-0,63 кг/кгс*ч;
  • налет между ремонтом — около 6000 часов;
  • длина двигателя — 5400 мм, диаметр — 2330 мм;
  • температура газа перед турбиной — 1630 К.

Интересно. Считается, что один силовой агрегат на взлете может развить мощность около 12 500 лошадиных сил.

Различия «Руслана» и «Мрии»

Несмотря на то, что Ан-225 был создан по аналогу Ан-124,новая модель имеет свои конструктивные особенности. Грузоподъемность «Мрии», по сравнению с исходной базой, увеличилась в полтора раза, ее длина увеличилась на 7 метров, а размах крыльев вырос на 20%. Также на новую машину установлено на два двигателя больше.

Гигант получил новый центроплан и двухкилевое оперение. Был добавлен комплекс креплений для удержания груза на внешней поверхности корабля. В отличие от «Руслана» у «Мрии» нет рампы в задней части грузового отсека. Также Ан-225 получил 7 стоек основного шасси, при этом все они могут выпускаться независимо. Однако, так же как и у базовой модели, при погрузке-разгрузке возможно изменение расстояния от фюзеляжа до земли и угла наклона корпуса.

​​Самолет Ан-225 «Мрия»: рекорды и интересные факты

Эксплуатация

Применение огромного воздушного тяжеловеса был начато в конце 1988 года. Предполагалось, что он будет использован для перевозки челнока «Буран», ракетоносителей и других компонентов, входящих в программу освоения космоса. Однако распад СССР не позволил Ан-225 работать по запланированной схеме. Первая и последняя процедура по перемещению корабля произошла в мае 1989 года, для участия во французском авиашоу в Ле-Бурже.

Факт. С момента первого отрыва от земли налет судна составляет около 4000 часов. Если принять среднюю скорость движения около 500 км/ч, то можно вычислить что расстояние, которое преодолела «Мрия» превышает 2000000.

После развала Советского Союза самолет прекратил полеты и был частично разобран. С него сняли силовые установки и другие комплексы, которые были использованы на «Русланах».

Однако уже в начале 2000 года воздушный перевозчик был восстановлен и стал в строй. Некоторые агрегаты были изменены, чтобы соответствовать мировым стандартам гражданских самолетов. В мае 2001 года Ан-225 прошел сертификацию и вошел в состав авиатранспортного объединения Antonov Airlines.

На сегодняшний день «Мрия» выполняет по несколько коммерческих рейсов в месяц и транспортирует тяжелые и крупногабаритные грузы по всему миру.

​​Самолет Ан-225 «Мрия»: рекорды и интересные факты

Информация. В ноябре 2016 года, во время посадки в аэропорту Лейпцига, на транспортнике возник пожар. Горел один из двигателей корабля. Для тушения возгорания были задействованы 9 пожарных машин, которые тушили пламя в течение четверти часа.

Использование самолетов «Мрия» в мире

Изначально планировалось создание двух самолетов Ан-225. Однако, отсутствие финансирования проекта и другие сложности не дали строительству второго транспортного судна завершиться. Второй кораблю остался собранным на 70 %. Считается, что для его доведения до готовности необходимо вложить около 120 миллионов долларов. Поэтому сегодня существует только единственный экземпляр «Мрии».

Летом 2016 года компании Украины и Китая подписали совместный договор о выпуске колосса, который впоследствии будет передан китайской стороне для эксплуатации. А в конце 2017 года в СМИ появилась информация о том, что Китай решил отказаться от проекта. Такое решение объясняется тем, что огромный транспортник могут принимать далеко не все аэропорты мира.

Интересно. Далеко не каждый аэропорт в мире может принять гигантского транспортника. Это связано с большой массой самолета, из-за которой шасси оставляет явные следы на полотне взлетно-посадочной полосы.

Рекорды и интересные факты

Масса Ан-225 превышает вес всех известных транспортников, когда-либо взлетевших в воздух. Длина гиганта на 8 метров превышает Боинг 747-800, а размах его крыльев больше чем у Boeing почти на 20 метров. Если сравнивать с Аэробусом A380, то размах крыльев «Мрии» больше на 9 метров, а ее длина превосходит на 11 метров.

Горючее размещается в 13 кессонных баках, расположенных под крыльями, общая масса топлива составляет 365 тонн. Благодаря такому запасу судно может совершать перелеты на расстояния более 15 тыс км и оставаться в воздухе без заправки 18 часов (без загрузки). Однако при транспортировании грузов средний расход горючего в крейсерском режиме около 15, 9 тонны, что позволяет пробыть в небе не больше двух часов.

Шины на судне должны подвергаться замене каждые 90 посадок.

Свою самую тяжелую ношу Ан-225 перевез в 2004 году. Вес нескольких единиц строительной техники равнялся 247 тоннам.

Летом 2009 корабль транспортировал самый большой моногруз в истории мировых воздушных перевозок. Это был перелет из Германии (Франкфурт) в Армению (Ереван) во время которого был перевезен генератор для новой электростанции вместе с рамой. Общий вес груза равнялся 187, 6 тонн. Рекорд был занесен в Книгу Гиннесса.

Через год «Мрия» обеспечила перемещение самого большого по длине груза в истории авиаперевозок — двух лопастей для ветрогенератора. Каждая из них имела длину 41, 1 метр.

В 2018 году воздушное судно поставило рекорд для перевозок в Южной Америке. Вес авиагруза (турбогенератора, заключенного в специальную конструкцию) составлял около 182 тонн.

Считается, что гигантский тяжеловес имеет за спиной более 250 мировых рекордов.

​​Самолет Ан-225 «Мрия»: рекорды и интересные факты

В массовой культуре

Уникальный транспортный корабль можно увидеть в художественном фильме «2012». Там он называется «Антонов-500». Образ самолета немного изменен кинематографистами. В ленте он имеет второй погрузочный люк (его нет в оригинальной модели), который находится в задней части грузового отсека.

Также не обошли колосс и создатели компьютерных игр. В «Battlefield: Bad Company 2» отряду пехотинцев дается задание: уничтожить оружие, которое перевозится на воздушном судне. Боец узнает корабль и сообщает другим военным, что это «Мрия», считающийся самым большим грузовым самолетом в мире. Разработчики также изменили внешний вид самолета. В игре он имеет задний погрузочный люк и оперение, аналогичное «Руслану» — один киль.

Заключение

Несмотря на то, что тяжеловес проектировался как узкоспециализированное судно, летные характеристики и грузоподъемные возможности позволяют применять для решения значительно большего диапазона задач, чем было запланировано.

Высокая себестоимость перелетов позволяет использовать Ан-225 только для транспортировки уникальных грузов в том случае, когда невозможна их перевозка наземным способом. Поэтому, к сожалению, летает «Мечта» не так уж часто.

Гигантский самолет Ан-225 Мрия

Ан-225 – советский тяжелый транспортный самолет, разработанный для применения в рамках программы по освоению космоса. Машину называют «Мрия», что с украинского переводится как «Мечта». Главной особенностью самолета стали его габариты, сочетающиеся с огромной вместительностью грузового отсека. На борту Ан-225 можно перевозить практически любой вид груза, включая тяжелую технику и мобильные объекты инфраструктуры.

История создания и кооперация советских заводов

Конкуренция между СССР и США в вопросах освоения космоса беспрерывно росла с 1950 годов. С появлением первых долговременных космических станций она перешла на новый уровень, заставив оба государства вкладывать в разработки еще больше средств. В 1970 годах стало ясно, что применять одноразовые ракеты в качестве носителей для отправки груза и персонала в космос слишком невыгодно, с финансовой точки зрения.

Гигантский самолет Ан-225 Мрия

Поэтому возникла идея разработать многоразовые космические корабли, которые смогут выполнять регулярные полеты до станций. Проработка соответствующих проектов велась как советскими, так и американскими учеными, что создавало еще больше конкуренции и напряженности во взаимоотношениях между странами.

В СССР была представлена специальная программа, которая подразумевала создание компонентов космического корабля на разных площадках и их дальнейшую сборку на «Байконуре». Сам аппарат назывался «Буран», а ракета-носитель получила наименование «Энергия». Предполагалось, что корабль сможет приземляться на любых аэродромах на территории страны. Однако его обратная транспортировка на космодром была большой проблемой.

История создания АН-225

Решить ее предложили с помощью тяжелого самолета, который бы смог доставлять компоненты для строительства аппарата и его будущей перевозки на базу. Позднее появилась новая идея, которая заключалась в том, что с помощью авиации получится обеспечить горизонтальный взлет космического корабля.

В 1980 годах конструкторское бюро имени Антонова выдвинуло государству предложение создать подходящий самолет на основе Ан-124, отличавшегося большой грузоподъемностью. Проект был подготовлен уже к 1984 году, тогда же он получил свое название – Ан-225 «Мрия». Разработка велась под руководством Толмачева, к ней привлекалось большое число сторонних компаний.

Кооперация советских заводов по созданию самолета АН-225

Созданием корпуса занимались Ташкентский механический завод, Ульяновский АПК имени Устинова и Киевское авиационное производственное объединение, куда входило само ОКБ им. Антонова. Отдельные компоненты выпускали МИЭА, АО «Мотор Сич», НОАО «Гидромаш» и ВАСО. Совместные усилия позволили значительно ускорить работу.

Первый образец самолета был представлен осенью 1988 года. Сразу же начались его заводские испытания. В середине декабря Ан-225 впервые поднялся в воздух, выполнив успешный полет. В феврале самолет официально показали публике на аэродроме в Киеве. Весной его привезли для демонстрации на парижскую авиационную выставку, где он был представлен с «Бураном», закрепленным поверх корпуса.

Ан-225 Мрия: технические характеристики самолета

Во всем мире всего один экземпляр самолетов «Мрия», выпущенный в 1988 году. Несмотря на быстрые темпы строительства, он был создан с опозданием от развития проекта «Буран», что негативно сказалось на интересе к нему со стороны государства. Второй экземпляр самолета был почти собран, но его постройку заморозили в 1990 годах.

Технические характеристики Ан-225

Самолет стал самым большим в мире. Его размеры остаются недостижимыми для другой транспортной авиации до сих пор. Длина составляет 84 м, высота – 18,2 м. Размах крыла равен 88,4 м при общей его площади 905 м². Без нагрузки Ан-225 весит 250 т, максимальный взлетный вес ограничен 640 т. Масса горючего на борту достигает 300 т. При полных топливных баках грузоподъемность самолета составляет 250 т.

Летает Ан-225 «Мрия» на шести двигателях Д-18Т, обладающих тягой 23430 кгс. Они позволяют разгоняться до 850 км/ч, сохраняя скорость при крейсерском режиме полета. При этом самолет может преодолевать расстояние до 15400 км. С увеличением нагрузки дальность сокращается. При наличии на борту 200 т полезного груза пролететь удастся не более 4000 км. Практический потолок ограничен 12000 м.

Пустому Ан-225 потребуется выполнить разбег и пробег длиной 2400 м, с полной нагрузкой они возрастут до 3500 и 3300 м соответственно. Расход топлива не превышает 0,63 кг/(кгс·ч). Межремонтный ресурс самолета составляет 6000 ч.

Функции и возможности

Самолет разрабатывался с упором на точное его предназначение для космической программы. Несмотря на это, он стал полноценным представителем транспортной авиации и может выполнять большое число различных задач.

Функции и возможности самолета АН-225

Основные функции и возможности Ан-225:

  • транспортировка грузов общей массой до 250 тонн;
  • беспосадочная перевозка до 200 тонн в пределах одного континента;
  • межконтинентальная переброска весом до 150 т;
  • перевозка грузов весом до 200 тонн, зафиксированных с внешней стороны фюзеляжа;
  • запуск космического аппарата во время полета.

Внутри самолета может помещаться до 16 контейнеров класса УАК-10 или до 50 легковых автомобилей. Также на борту допускается перевозить различные крупные объекты, включая компоненты электростанций и заводов.

Рекорды

Ан-225 – самый большой самолет в мире, что уже является рекордом. Единственная машина, превзошедшая его по размаху крыла, в лице H-4 Hercules осталась прототипом и не стала серийной.

Рекорды АН-225

Наиболее значимыми считаются достижения Ан-225 по грузоподъемности. В 1989 году, когда он только начал эксплуатироваться, самолет пролетел с грузом весом 156,3 тонн и установил сразу 110 международных рекордов. За ним также числится транспортировка самого длинного объекта – перевозка двух лопастей до 42,1 м от ветряной электростанции. Рекорд по нагрузке за один полет составляет 253,8 тонны. А максимальный вес когда-либо перевозившегося моногруза составил 187,6 тонн. Последнее достижение было установлено во время перевозки генератора со вспомогательной установкой для электростанции из Германии в Армению.

Ан-225 «Мрия» сумел поставить более 250 рекордов международного уровня. Превзойти его по большинству из них для современных самолетов не представляется возможным.

Конструкция

Самолет выполнен по классической схеме в виде высокоплана. Он имеет продвинутые аэродинамические характеристики, по которым может быть сравним даже с пассажирской авиацией. Ан-225 построен на основе узлов Ан-124, но стал намного крупнее и технологичнее. Фюзеляж получил работающую внешнюю обшивку и двухкилевое хвостовое оперение. В конструкции не предусмотрен задний погрузочный люк, так как это могло бы негативно сказаться на жесткости корпуса.

Конструкция самолета АН-225

Крыло Ан-225 имеет небольшой угол стреловидности и расположено в верхней части фюзеляжа. Его механизация практически идентична версии от Ан-124. На крыле размещено шесть турбореактивных двигателя модели Д-18Т. На борту также присутствует две вспомогательных силовых установки ТА-12, размещенных внутри обтекателей шасси. На каждом двигателе имеются гидронасосы и генераторы, вырабатывающие электроэнергию для подачи к бортовому оборудованию.

Топливо размещается внутри 13 кессонных баков. Они встроены в центроплан, часть также расположена по всему крылу. Допустимо применение горючего ТС-1 или РТ. Заправка самолета отнимает много времени и зависит от опыта сотрудников аэропорта с оборудованием. Она может занимать до полутора дней.

Самолет Ан-225 «Мрия» чертеж

Самолет Ан-225 «Мрия» чертеж

Шасси состоит из 32 колес, расположенных в трех зонах. Носовая опора из двух двухколесных стоек. Они могут поворачиваться, задавая направление движения самолета на земле, и опускаться для облегчения проведения погрузочно-разгрузочных работ.

Две основные опоры расположены в середине корпуса и оборудованы семью двухколесными стойками. Четыре последних могут повернуться, чтобы уменьшить радиус поворота машины. Повышенная масса самолета значительно сказывается на сроке службы шасси – покрышки с ресурсом до 90 посадок.

Кабина Ан-225 «Мрия»

Ан-225 имеет двухпалубную внутреннюю конструкцию. На верхней в самом начале размещена кабина пилотов, оборудованная двумя креслами. Сразу после них выделена рабочая зона для штурмана, двух бортинженеров и радиста. Управление самолетом бустерное, дополненное четырехкратной системой резервирования для предотвращения аварийных ситуаций. Также на верхней палубе имеются технический отсек, комната отдыха запасного экипажа и отдельный салон для сопровождающего персонала, который отвечает за груз и его обслуживание.

Читайте также:  Отдых, шопинг и погода во Флоренции в январе

Кабина Ан-225 «Мрия»

Грузовой отсек полностью герметичен. Он имеет длину 43 м, высота составляет 4,4 м, а ширина равна 6,4 м. На полу установлены специальные роликовые катки, монтированы также четыре крана и две лебедки. Они позволяют погрузить любой груз без применения внешних вспомогательных устройств. Загрузка осуществляется через грузовой люк в передней части самолета. Он открывается путем подъема носового обтекателя и опускания аналогичной стойки шасси.

Эксплуатация

Изначально Ан-225 разрабатывался для перевозки компонентов ракет-носителей и использования с космическим аппаратом, но к моменту выпуска большая часть работы была уже выполнена. Поэтому участие в космической программе оказалось минимальным. Тем не менее эксплуатация самолета на этом не прекратилась.

Эксплуатация АН-225 Мрия

Ан-225 периодически применялся для перевозки грузов разного характера, но в 1994 году был резко снят с эксплуатации. Он был частично разобран и лишился двигателей с некоторым оборудованием, которые были взяты для установки на Ан-124. К 2000 году самолет вновь стал востребованным, из-за чего украинские предприятия начали его восстановление, параллельно дорабатывая некоторые элементы до современного уровня. В мае 2001 года Ан-225 получил все необходимые сертификаты и начал выполнять коммерческие полеты в качестве транспортника.

Самолет Ан-225

За время эксплуатации самолет был применен для решения множества задач. Он многократно участвовал в проведении гуманитарных операций, включая доставку электрогенераторов до Самоа, пострадавшего от цунами, и перевозку строительной техники в Гаити после землетрясения. В 2016 году Ан-225 выполнил перелет с генератором массой 117 тонн из Украины до Австралии с промежуточными посадками в Чехии, Туркмении, Индии и Куала-Лумпур. Общее расстояние полета составило 15500 км. В том же году на «Мрии» доставили до Бразилии электротурбину весом 155 тонн. Общий вес груза составил 182 т.

14 ноября 2016 года один двигатель воспламенился при посадке в Германии. Самолет был быстро восстановлен и вновь встал на эксплуатацию. В 2020 году Ан-225 продолжает выполнять полеты с транспортировкой различных грузов. Среднегодовая наработка составляет 204 часа.

Удивительный проект: Ан-225 и «Буран»

«Буран» стал первым советским космическим кораблем, предназначенным для многократного использования. Реализация проекта вызывала ряд трудностей, которые можно было бы решить с помощью нового самолета. По задумке конструкторов, Ан-225 мог бы перевозить детали на место окончательного строительства космического аппарата, а также позднее доставлять его на базу после приземления и выступать в качестве воздушного космодрома. Поэтому уровень грузоподъемности не мог быть менее 250 тонн.

Удивительный проект: Ан-225 и «Буран»

Самолет Ан-225 и «Буран»

Ан-225 должен был нести космический аппарат снаружи на верхней части фюзеляжа, являясь первой стартовой ступенью. Такое решение позволяло отказаться от строительства дорогостоящих наземных комплексов и сэкономить много средств на топливе, увеличив полезную нагрузку «Бурана». Во время полета космический корабль мог отцепиться от самолета и продолжить движение в космос с помощью своих двигателей. Этот способ запуска мог бы стать основным, но с распадом СССР проект воздушного старта с применением «Мрии» был закрыт.

Самолет выполнил 14 полетов с космическим аппаратом. Также по этой программе на нем было перевезено множество грузов. К 1993 году «Буран» был официально закрыт. В 2002 единственный экземпляр космического аппарата был уничтожен при обрушении крыши.

Перспективы

Действующий Ан-225 был улучшен в 2009 году, что позволяет ему беспрепятственно выполнять полеты и заниматься коммерческими перевозками. Базовый срок его службы завершается в 2033. Затем самолету потребуется проведение серьезной модернизации. До этого момента он сможет продолжать выполнять свои задачи.

Второй Ан-225 был заморожен еще в 1990 годах, несмотря на наличие почти готового корпуса. В 2000 годах конструкторы пытались возобновить строительство машины, но найти потенциального покупателя, который бы сразу оплатил окончание сборки с последующими тестами, не удалось. Оценочная стоимость ввода самолета в эксплуатацию составляет 120 млн долларов. Летом 2016 интерес ко второму образцу Ан-225 проявила китайская фирма AICC. Однако уже через год она отказалась от приобретения, так как масса самолета не позволяет эксплуатировать его на большинстве аэродромов.

Перспективы Ан-225 остаются неоднозначными. Действующая модель продолжает использоваться и, вероятнее всего, отработает свой срок службы. Но новые машины выпускаться уже не будут. Вероятность того, что к самолету появится интерес, крайне мал.

Ан-225 стал одним из самых впечатляющих проектов советских конструкторов. Самолет получил невероятные габариты и грузоподъемность, что позволило применять его для транспортировки любых грузов. Если бы проект «Буран» не отменили, то «Мрию» стали использовать для старта космических аппаратов. Возможно, это смогло бы поднять его популярность и привести новых покупателей. Сейчас же самолет остается без особых перспектив и эксплуатируется только в одном экземпляре.

Ан-225 – огромная «Мечта»

Самолет Ан-225 «Мрия» появился в момент начала распада Советского Союза. Созданная для поддержки космической программы «Буран» гигантская машина оказалась фактически не востребованной и более 7 лет стояла в разукомплектованном виде. Антоновскую «Мечту», так переводится «Мрия» с украинского языка, спасли выдающиеся характеристики грузоподъемности, которые оказались востребованными в начале XXI века.

Срок службы самолета составляет 45 лет, поэтому машина будет подниматься в воздух до декабря 2033 года.

История создания

В 70-е годы прошлого столетия СССР и США плотно конкурировали в сфере освоения космоса. Появились первые долговременные станции, на которые требовалось доставлять грузы и персонал. Применявшиеся одноразовые ракеты-носители стоили дорого, поэтому возникла идея создания многоразовых космических кораблей. Программа разработки подобных летательных аппаратов была создана сначала в США, а затем и в СССР.

АН 225 Мрия Буран

Советская программа предусматривала изготовление узлов космических кораблей на нескольких предприятиях. Окончательная сборка космического многоразового аппарата, получившего название «Буран», и ракеты-носителя «Энергия» предполагалась на космодроме Байконур.

Программа полетов «Бурана» предусматривала посадку на различные аэродромы, расположенные на территории СССР. Обратная доставка «челнока» на Байконур превращалась в сложную транспортную проблему.

Именно тогда возникло предложение использовать крупный транспортный самолет для доставки компонентов и возвращения космического корабля на стартовую площадку. В начале 80-х годов родилась новая идея обеспечения взлета с горизонтальной стартовой площадки, которой мог стать транспортный самолет.

Самолет выступал в роли первой стартовой ступени, а на внешней части устанавливался космический «челнок» с отдельной двигательной и топливной системой.

КБ Антонова предложило создать подобный самолет на базе узлов Ан-124 «Руслан». Проект будущего Ан-225 приобрел общие черты уже к 1984 году. Руководство проектом вел В. И. Толмачев.

Разработка и постройка машины длились три года. Первый самолет Ан-225 был построен в последний осенний день 1988 года. Испытания шли быстрыми темпами — после нескольких циклов испытаний на пробежку и рулежку, самолет поднялся в воздух. Это произошло во второй половине декабря. В начале февраля следующего года самолет был представлен прессе на аэродроме Борисполь, под Киевом.

Ан-225 появился достаточно поздно и не успел принять участия в перевозке компонентов для постройки «челнока». Весной 1989 года «Мрия» демонстрировалась на Парижском авиасалоне. Самолет перелетел туда вместе с установленным на внешней части фюзеляжа «Бураном».

Всего был построен один экземпляр машины, который эксплуатируется в настоящее время. Постройка второго экземпляра была заморожена в связи с тяжелой экономической ситуацией и начавшимся распадом СССР.

Функции и возможности

Самолет Ан-225 «Мрия» используется для перевозки грузов следующих категорий:

  1. Крупногабаритных изделий, размещаемых внутри грузового отсека. Масса груза при небольшом расстоянии перелета не должна превышать 250 т, а длина 43 м. При перелете внутри континента вес груза ограничен 200 т, для доставки между континентами вес уменьшается до 150 т.
  2. Доставка моногруза весом до 200 т, размещенного на внешней стороне фюзеляжа.
  3. Возможно использование самолета Ан-225 в качестве стартовой платформы для космических систем.

Размеры грузового отсека позволяют разместить:

  • 16 стандартных авиационных контейнеров типа УАК-10 (весом по 10 тонн каждый);
  • 50 легковых автомобилей среднего класса;
  • отдельные грузы весом до 200 т (например, корпуса паровых или газовых турбин, статоры и роторы генераторов для электростанций, крупногабаритные карьерные самосвалы).

Техническое описание

Самолет Ту-225 построен на основе узлов и деталей транспортного самолета «Руслан». Фюзеляж «Мрии» имеет увеличенную длину за счет вставок. В сечении фюзеляж представляет собой две пересекающиеся окружности. Внутри расположена грузовая и пассажирская палубы. Силовая структура фюзеляжа собрана на сварных и клеевых соединениях.

Антонов АН 225 мрия

Внешняя обшивка работающая. Для увеличения жесткости конструкции удален кормовой погрузочный люк. Для обеспечения возможности размещения грузов на верхней части фюзеляжа использовано двухкилевое хвостовое оперение.

Из-за увеличения размеров самолета применен новый центроплан крыла. Механизация крыла не имеет значительных отличий от «Руслана». На самолете АН-225 применяются шесть турбореактивных двигателей Д-18Т, разработанных в КБ «Прогресс». На взлете двигатель развивает тягу 230 кН, суммарная тяга силовой установки составляет 1380 кН.

Запуск двигателей выполняется потоком воздуха, раскручивающим крыльчатку компрессора.

Для питания системы запуска и обеспечения работы электрических систем на стоянке используется вспомогательная силовая установка. В ее состав входят две газовые турбины ТА-12, расположенные по бортам фюзеляжа в обтекателях шасси.

На распределительной коробке каждого двигателя Д-18Т имеется два гидравлических насоса и генератор мощностью 60 кВА. Генератор вырабатывает переменный высокочастотный ток, используемый для работы бортового оборудования Ан-225 «Мрия».

АН 225 запуск Бурана

Запас топлива расположен в 13 баках кессонного типа. Баки расположены в центроплане и крыле. Максимальная вместимость баков составляет 365 тонн. В качестве топлива применяется авиационный керосин ТС-1 или заменитель РТ. Запас топлива обеспечивает перегоночную дальность полета 15000 км.

Полная заправка самолета Ан-225 является длительной и сложной задачей. Время заправки зависит от аэродромного оборудования и заправщиков. В ряде случаев заправка самолета занимала до полутора суток.

Шасси оснащено носовой поворотной двойной стойкой, с колесами размером 1120*450 мм.

Главные опоры расположены по бортам фюзеляжа. В состав каждой опоры входит семь стоек, оснащенных двумя бескамерными колесами размера 1270*510 мм. Для уменьшения радиуса поворота самолета на аэродроме четыре задних ряда стоек могут поворачиваться.

Из-за большого веса самолета гарантийный ресурс покрышек составлял 90 посадок. Производителем резины являлся Ярославский шинный завод. Для всех покрышек нормальным считалось давление воздуха 12 атмосфер.

В нижней части фюзеляжа расположен герметизированный грузовой отсек. Отсек имеет длину 43 м, ширину по полу 6,4 м, высоту 4,4 м. На полу установлены две направляющие, оснащенные роликовыми катками. Загрузка отсека выполняется через грузовые ворота, расположенные на передней части фюзеляжа. Для загрузки носовой обтекатель поднимается вверх, параллельно выдвигается аппарель.

АН 225 посадка

Для облегчения загрузки фюзеляж наклоняется вперед при помощи регулируемой передней стойки шасси. Стойка отклоняется вперед, и фюзеляж опирается на две опоры, расположенные по бокам от носовой стойки. При закрытом обтекателе дополнительные опоры убираются под него.

На боковых стенках грузового отсека установлены направляющие с рельсами для перемещения козловых кранов. Всего имеется четыре крана с грузоподъемностью 5000 кг каждый. Для затягивания грузов в отсек имеются две лебедки, установленные на полу. В отсеке предусмотрено место для хранения аэродромного буксировочного водила.

Конструкция изделия уникальна, второго подобного в мире не существует.

Из передней части грузового отсека можно попасть на верхнюю палубу, где расположена кабина управления и пассажирский отсек. Отсек разделен лонжеронами и центропланом крыла на две секции разной величины. Прямого сообщения между секциями нет. В передней секции, примыкающей к кабине управления, располагаются места отдыха запасного экипажа (6 человек).

Задняя часть пассажирской кабины предназначена для размещения сопровождающего груз персонала, а также для техников, обслуживающих крановые механизмы. Кабина оборудована 12 местами для отдыха, установлены столы для приема пищи и работы с документацией. Секции кабины герметизированы одна от другой. Кабина сопровождающего персонала связана с грузовым отсеком люком и лестницей, расположенной в хвостовой части самолета.

АН 225 кабина

Кабина для отдыха экипажа примыкает к техническому отсеку, размещенному ближе к центроплану самолета Ан-225. Отсек служит местом установки оборудования и коммутационным узлом для трубопроводов систем кондиционирования и герметизации. В отсеке установлено управление противообледенительным комплексом. Задняя стенка отсека является передним лонжероном центроплана.

Вдоль стены установлены валы и механизмы привода предкрылков, и трубопроводы подачи воздуха из гондол двигателей. По нижней кромке стены установлены 10 баллонов штатной системы пожаротушения, заполненные составом «хладон».

Кабина пилотов оснащена двумя креслами, установленными впереди.

На этих местах располагаются командир судна и второй пилот. За ними имеется проход, в котором установлены рабочие места остальных членов экипажа – штурмана, двух бортинженеров (один из них старший) и радиста. В проходе вдоль бортов размещены приборные доски, в том числе и доска контроля над параметрами работы двигателей.

В обязанности экипажа входит проверка правильности расположения груза. Это связано с необходимостью расположения центра тяжести самолета Ан-225 в заданных пределах. Руководитель погрузочных работ устанавливает грузы в соответствии с разработанной схемой. В обязанности второго пилота входит проверка расположения груза. Окончательное решение о взлете принимает командир экипажа.

АН 225 зимой

Управлением самолетом Ан-225 оснащено гидравлическими усилителями. При отказе гидравлики отклонить плоскости управления вручную невозможно. Для предотвращения подобных ситуаций система управления имеет четыре канала управления. Педали и штурвал связаны с гидравлическими распределителями системой тяг и тросов.

Для управления режимами работы двигателей используется блок рычагов РУД, расположенный между передними креслами.

Рычаги связаны тягами с электромеханическим регулятором подачи топлива, расположенным на двигателе. Рычаги внешних пар двигателей соединяются между собой на взлетном и посадочном режиме.

Эксплуатация

Единственный экземпляр самолета Ан-225 получил советский бортовой номер СССР-82060. После распада страны и передачи машины Украине номер сменился на UR-82060. Весной 1994 года летный экземпляр машины законсервировали (вместе со вторым недостроенным образцом).

В таком виде самолет простоял до лета 2000 года, после чего его решили вернуть в строй. На Ан-225 заменили часть оборудования, установили ряд новых приборов, обеспечивающих безопасность полета.

Ан 225 в самолёте

Коммерческие рейсы начались в конце 2001 года. Машина используется дочерней компанией КБ Антонова Antonov Airlines. Самолет фрахтуется для перевозки уникальных крупногабаритных и тяжелых грузов на различные расстояния.

Тактико-технические характеристики и рекорды

Длина разбега (без груза), м2 400
Длина разбега (с полной нагрузкой), м3 500
Длина пробега (без груза), м2 400
Длина пробега (с полной загрузкой), м3 300
Экипаж, человек6
Скорость максимальная, км/час850
Скорость крейсерская, км/час750
Дальность перегоночного полета, км15 400
Дальность с грузом, км4 500-9 600
Допустимый взлетный вес, кг600 000
Размах крыла, мм88 400
Длина, мм84 000
Высота, мм18 100

Самолету Ан-225 «Мрия» принадлежит серия рекордов:

  • перевозка самого длинного груза (две лопасти рабочего колеса ветряной электростанции с длиной по 42,1 м каждый);
  • вес перевезенного за один полет груза – 253 800 кг;
  • вес перевезенного моногруза 187 600 кг.

Всего на счету Ан-225 более 250 мировых рекордов, многие из которых едва ли будут побиты в обозримом будущем.

Перспективы

Второй экземпляр самолета Ан-225 был законсервирован в начале 90-х годов. Машина имела почти собранный фюзеляж, коробку центроплана и крыло. В середине 2000-х годов появлялись проекты достройки самолета, но найти заказчика, готового оплатить окончательную сборку и испытания не нашлось.

Под крылом АН 225

В 2006 году стоимость ввода самолета в строй оценивалась в 120 млн. долларов США.

В конце лета 2016 года КБ Антонов подписало соглашение с китайской компанией AICC. Согласно договору китайцы получали в собственность второй экземпляр самолета после достройки и модернизации.

Спустя год появилась неофициальная информация, что китайские партнеры потеряли интерес к самолету. Объяснением причин стали габариты и вес машины, которые не позволяют вести эксплуатацию самолета из большинства аэропортов. По другим данным первый китайский вариант транспортного самолета Ан-225 должен быть построен в 2019 году.

Видео

Ссылка на основную публикацию