154-ФЗ от 05.07.2022 – Глава 2. Консульское учреждение

Консульский устав 2010

Федеральный закон «Консульский устав Российской Федерации» от 05.07.2010 N 154-ФЗ (последняя редакция)

5 июля 2010 года N 154-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН КОНСУЛЬСКИЙ УСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 18 июня 2010 года Одобрен Советом Федерации 23 июня 2010 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 386-ФЗ, от 12.11.2012 N 183-ФЗ, от 21.07.2014 N 267-ФЗ, от 29.12.2017 N 460-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы осуществления консульской деятельности, права и обязанности консульских должностных лиц по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Основные задачи консульской деятельности
    • Статья 2. Правовая основа осуществления консульской деятельности
    • Статья 3. Установление консульских отношений
    • Статья 4. Осуществление консульской деятельности
    • Статья 5. Консульские функции
    • Статья 6. Статус консульского учреждения
    • Статья 7. Классы консульских учреждений
    • Статья 8. Открытие консульского учреждения
    • Статья 9. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
    • Статья 10. Использование государственной символики Российской Федерации
    • Статья 11. Консульский архив
    • Статья 12. Режим работы консульского учреждения
    • Статья 13. Статус консульского должностного лица
    • Статья 14. Глава консульского учреждения
    • Статья 15. Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц
    • Статья 16. Консульские действия
    • Статья 17. Консульский учет граждан Российской Федерации
    • Статья 18. Консульские действия в отношении граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу, задержанных либо пропавших без вести
    • Статья 19. Консульские действия в отношении несовершеннолетних граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных), а также граждан Российской Федерации, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства
    • Статья 20. Консульские действия в случае утраты гражданином Российской Федерации документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, или в случае нахождения гражданина Российской Федерации в государстве пребывания без средств к существованию
    • Статья 21. Полномочия консульских должностных лиц по вопросам гражданства Российской Федерации
    • Статья 22. Оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации
    • Статья 23. Оформление и выдача российских виз
    • Статья 24. Консульские действия по оказанию содействия гражданам Российской Федерации в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации
    • Статья 25. Консульские действия по государственной регистрации актов гражданского состояния
    • Статья 26. Нотариальные действия, совершаемые консульскими должностными лицами
    • Статья 27. Консульская легализация иностранных официальных документов
    • Статья 28. Истребование документов
    • Статья 29. Консульские действия в отношении судов, военных кораблей, военно-вспомогательных судов и членов их экипажей
    • Статья 30. Утратила силу
    • Статья 31. Консульские действия в отношении воздушных судов, средств подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта и членов их экипажей (бригад)
    • Статья 32. Консульские действия в области санитарной защиты
    • Статья 33. Консульские действия в области фитосанитарной защиты
    • Статья 34. Консульские действия в области ветеринарной защиты
    • Статья 35. Консульские действия по обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений
    • Статья 36. Консульские сборы и сборы в счет возмещения фактических расходов
    • Статья 37. Статус почетного консула
    • Статья 38. Функции почетного консула
    • Статья 39. Признание утратившими силу отдельных положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате
    • Статья 40. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР
    • Статья 41. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Открыть полный текст документа

    • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
      • Статья 1. Основные задачи консульской деятельности
      • Статья 2. Правовая основа осуществления консульской деятельности
      • Статья 3. Установление консульских отношений
      • Статья 4. Осуществление консульской деятельности
      • Статья 5. Консульские функции
      • Статья 6. Статус консульского учреждения
      • Статья 7. Классы консульских учреждений
      • Статья 8. Открытие консульского учреждения
      • Статья 9. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
      • Статья 10. Использование государственной символики Российской Федерации
      • Статья 11. Консульский архив
      • Статья 12. Режим работы консульского учреждения
      • Статья 13. Статус консульского должностного лица
      • Статья 14. Глава консульского учреждения
      • Статья 15. Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц
      • Статья 16. Консульские действия
      • Статья 17. Консульский учет граждан Российской Федерации
      • Статья 18. Консульские действия в отношении граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу, задержанных либо пропавших без вести
      • Статья 19. Консульские действия в отношении несовершеннолетних граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных), а также граждан Российской Федерации, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства
      • Статья 20. Консульские действия в случае утраты гражданином Российской Федерации документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, или в случае нахождения гражданина Российской Федерации в государстве пребывания без средств к существованию
      • Статья 21. Полномочия консульских должностных лиц по вопросам гражданства Российской Федерации
      • Статья 22. Оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации
      • Статья 23. Оформление и выдача российских виз
      • Статья 24. Консульские действия по оказанию содействия гражданам Российской Федерации в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации
      • Статья 25. Консульские действия по государственной регистрации актов гражданского состояния
      • Статья 26. Нотариальные действия, совершаемые консульскими должностными лицами
      • Статья 27. Консульская легализация иностранных официальных документов
      • Статья 28. Истребование документов
      • Статья 29. Консульские действия в отношении судов, военных кораблей, военно-вспомогательных судов и членов их экипажей
      • Статья 30.
      • Статья 31. Консульские действия в отношении воздушных судов, средств подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта и членов их экипажей (бригад)
      • Статья 32. Консульские действия в области санитарной защиты
      • Статья 33. Консульские действия в области фитосанитарной защиты
      • Статья 34. Консульские действия в области ветеринарной защиты
      • Статья 35. Консульские действия по обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений
      • Статья 36. Консульские сборы и сборы в счет возмещения фактических расходов
      • Статья 37. Статус почетного консула
      • Статья 38. Функции почетного консула
      • Статья 39. Признание утратившими силу отдельных положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате
      • Статья 40. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР
      • Статья 41. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      от 5 июля 2010 года №154-ФЗ

      Консульский устав Российской Федерации

      (В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 03.12.2011 г. №386-ФЗ, 12.11.2012 г. №183-ФЗ, 21.07.2014 г. №267-ФЗ, 29.12.2017 г. №460-ФЗ)

      Принят Государственной Думой 18 июня 2010 года

      Одобрен Советом Федерации 23 июня 2010 года

      Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы осуществления консульской деятельности, права и обязанности консульских должностных лиц по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.

      Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные задачи консульской деятельности

      1. Консульская деятельность осуществляется в целях защиты прав и интересов Российской Федерации, принятия Российской Федерацией мер к тому, чтобы граждане Российской Федерации и российские юридические лица пользовались за пределами Российской Федерации правами, установленными Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, законодательством Российской Федерации и законодательством государства пребывания.

      2. Консульская деятельность направлена на содействие развитию добрососедских и дружественных отношений Российской Федерации с другими государствами, расширению экономических, торговых, научно-технических, культурных и иных связей.

      Статья 2. Правовая основа осуществления консульской деятельности

      Консульская деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания.

      Статья 3. Установление консульских отношений

      1. Установление консульских отношений Российской Федерации с другими государствами осуществляется по взаимному согласию.

      2. Согласие на установление дипломатических отношений между двумя государствами означает, если не оговорено иное, согласие на установление консульских отношений.

      Статья 4. Осуществление консульской деятельности

      1. Консульская деятельность осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации (далее — консульские учреждения) и консульскими отделами дипломатических представительств Российской Федерации.

      2. Консульскую деятельность в пределах своих полномочий, установленных международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

      Статья 5. Консульские функции

      1. Под консульскими функциями понимаются полномочия консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств Российской Федерации по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.

      2. К консульским функциям относятся:

      1) рассмотрение вопросов гражданства Российской Федерации и исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

      2) оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, временных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и дающих право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, а также документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — российские визы), внесение необходимых изменений в указанные документы, их изъятие или аннулирование в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

      3) осуществление учета граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа;

      4) принятие мер по охране прав и законных интересов граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести на территории консульского округа граждан Российской Федерации;

      5) оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации;

      6) государственная регистрация актов гражданского состояния;

      7) совершение нотариальных действий;

      Полный текст доступен после авторизации.

      Консульский устав

      КОНСУЛЬСКИЙ УСТАВ — изданное в законодательном порядке или в форме правительственного акта кодифицированное собрание действующих положений о консулах и консульских учреждениях данного государства за границей, регламентирующее и регулирующее консульскую службу в целом.

      Одним из ранних Консульских уставом, послуживших прототипом для позднейшего консульского законодательства, является французское положение о консулах, содержащееся в морских ордонансах (Ordonnances de la marine, 1681) министра Людовика XIV, Кольбера. С тех пор в каждом государстве издавались свои консульские уставы, подвергавшиеся постепенным изменениям по мере развития консульской практики и международного права. Однако основные положения и структура Консульского устава продолжают во многом напоминать акт Кольбера. В России первый Консульский устав был издан в 1820 году.

      Из действующих консульских уставов наиболее полным и современным является Консульский устав СССР, утверждённый постановлением ЦИК и СНК 8. I 1926 года. Он заменил отдельные акты, касающиеся консульских представителей за границей, изданные в первые годы советской власти, в том числе и инструкцию консулам от 6. VI 1921 года.

      Консульский устав СССР 1926 года явился результатом большой кодификационной работы, проделанной советскими учреждениями. В дальнейшем, по мере развития советских консульских учреждений за границей и усложнения консульской практики, Консульский устав СССР дополнялся новыми отдельными актами. Он трактует все основные вопросы, касающиеся деятельности советских консулов за границей, определяет их ранги, объём их полномочий, их взаимоотношения с властями страны пребывания, а также с министерством иностранных дел, дипломатическими представителями СССР в стране их пребывания, с различными ведомствами Советского Союза, обязанности консулов в отношении советских граждан за границей, личный состав консульских учреждений, порядок выполнения консульских функций, обязанности консулов в отношении судов военного и торгового флота и т. д. Консульский устав предусматривает также возможность выполнения советскими консулами дипломатических функций в странах, где нет советского дипломатического представительства, а равно принятие на себя с согласия Советского правительства обязанностей консула иностранного государства.

      Особенности Консульского устава СССР по сравнению с консульскими уставами других государств заключаются в том, что в нём: 1) отсутствуют какие бы то ни было постановления, касающиеся консульской юрисдикции в колониальных или полуколониальных странах, в соответствии с отказом Советского государства от неравноправных договоров и капитуляционных привилегий; 2) ясно подчёркнут преимущественно не торговый, а административный характер консульских функций вообще; 3) консулы рассматриваются как должностные лица, состоящие на штатной государственной службе. Это исключает возможность назначения т. н. почётных или торговых (нештатных) консулов. В Консульском уставе СССР впервые включены постановления и правила об обязанностях консулов применительно к воздушному флоту и ясно определены обязанности консулов во время войны.

      Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

      Консульский устав СССР. «Собр. законов и распоряжений Рабоче-Крест. прав-тва Союза ССР. Отд. 1». 1926. № 10, ст. 78.-Санчов, В. Л. Учебник консульского права. М.-Л. 1926. 142 с. — Дурденевский, В. Н. Консульский устав СССР. «Советское право». 1926. № 3, с. 104-114.

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      (В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 03.12.2011 г. №386-ФЗ, 12.11.2012 г. №183-ФЗ, 21.07.2014 г. №267-ФЗ, 29.12.2017 г. №460-ФЗ, 26.07.2019 г. №232-ФЗ, 22.12.2020 г. №431-ФЗ, 11.06.2021 г. №178-ФЗ)

      Принят Государственной Думой 18 июня 2010 года

      Одобрен Советом Федерации 23 июня 2010 года

      Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы осуществления консульской деятельности, права и обязанности консульских должностных лиц по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.

      Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные задачи консульской деятельности

      1. Консульская деятельность осуществляется в целях защиты прав и интересов Российской Федерации, принятия Российской Федерацией мер к тому, чтобы граждане Российской Федерации и российские юридические лица пользовались за пределами Российской Федерации правами, установленными Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, законодательством Российской Федерации и законодательством государства пребывания.

      2. Консульская деятельность направлена на содействие развитию добрососедских и дружественных отношений Российской Федерации с другими государствами, расширению экономических, торговых, научно-технических, культурных и иных связей.

      Статья 2. Правовая основа осуществления консульской деятельности

      Консульская деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания.

      Статья 3. Установление консульских отношений

      1. Установление консульских отношений Российской Федерации с другими государствами осуществляется по взаимному согласию.

      2. Согласие на установление дипломатических отношений между двумя государствами означает, если не оговорено иное, согласие на установление консульских отношений.

      Статья 4. Осуществление консульской деятельности

      1. Консульская деятельность осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации (далее – консульские учреждения) и консульскими отделами дипломатических представительств Российской Федерации.

      2. Консульскую деятельность в пределах своих полномочий, установленных международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

      Статья 5. Консульские функции

      1. Под консульскими функциями понимаются полномочия консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств Российской Федерации по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.

      2. К консульским функциям относятся:

      1) рассмотрение вопросов гражданства Российской Федерации и исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

      2) оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, временных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и дающих право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, а также документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – российские визы), внесение необходимых изменений в указанные документы, их изъятие или аннулирование в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

      3) осуществление учета граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа;

      4) принятие мер по охране прав и законных интересов граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести на территории консульского округа граждан Российской Федерации;

      5) оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации;

      6) государственная регистрация актов гражданского состояния;

      7) совершение нотариальных действий;

      8) консульская легализация иностранных официальных документов, предназначенных для представления на территории Российской Федерации;

      9) истребование документов, касающихся прав и интересов граждан и юридических лиц;

      10) принятие мер по охране прав и законных интересов находящихся на территории консульского округа граждан Российской Федерации, над которыми требуется установить опеку или попечительство;

      Федеральный закон от 05.07.2010 г. № 154-ФЗ

      Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы осуществления консульской деятельности, права и обязанности консульских должностных лиц по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.

      Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные задачи консульской деятельности

      1. Консульская деятельность осуществляется в целях защиты прав и интересов Российской Федерации, принятия Российской Федерацией мер к тому, чтобы граждане Российской Федерации и российские юридические лица пользовались за пределами Российской Федерации правами, установленными Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, законодательством Российской Федерации и законодательством государства пребывания.

      2. Консульская деятельность направлена на содействие развитию добрососедских и дружественных отношений Российской Федерации с другими государствами, расширению экономических, торговых, научно-технических, культурных и иных связей.

      Статья 2. Правовая основа осуществления консульской деятельности

      Консульская деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания.

      Статья 3. Установление консульских отношений

      1. Установление консульских отношений Российской Федерации с другими государствами осуществляется по взаимному согласию.

      2. Согласие на установление дипломатических отношений между двумя государствами означает, если не оговорено иное, согласие на установление консульских отношений.

      Статья 4. Осуществление консульской деятельности

      1. Консульская деятельность осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации (далее – консульские учреждения) и консульскими отделами дипломатических представительств Российской Федерации.

      2. Консульскую деятельность в пределах своих полномочий, установленных международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

      Статья 5. Консульские функции

      1. Под консульскими функциями понимаются полномочия консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств Российской Федерации по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.

      2. К консульским функциям относятся:

      1) рассмотрение вопросов гражданства Российской Федерации и исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

      2) оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, временных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и дающих право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, а также документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – российские визы), внесение необходимых изменений в указанные документы, их изъятие или аннулирование в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

      3) осуществление учета граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа;

      4) принятие мер по охране прав и законных интересов граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести на территории консульского округа граждан Российской Федерации;

      5) оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации;

      6) государственная регистрация актов гражданского состояния;

      7) совершение нотариальных действий;

      8) консульская легализация иностранных официальных документов, предназначенных для представления на территории Российской Федерации;

      9) истребование документов, касающихся прав и интересов граждан и юридических лиц;

      10) принятие мер по охране прав и законных интересов находящихся на территории консульского округа граждан Российской Федерации, над которыми требуется установить опеку или попечительство;

      11) оказание необходимого содействия судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации, военным кораблям и военно-вспомогательным судам Российской Федерации, воздушным судам, средствам подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, зарегистрированным или учтенным в Российской Федерации, а также членам их экипажей (бригад), находящимся на территории консульского округа;

      12) принятие мер в области санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты;

      13) принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и других мемориальных сооружений, находящихся в пределах консульского округа.

      3. Международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные консульские функции.

      Глава 2. Консульское учреждение

      Статья 6. Статус консульского учреждения

      1. Консульское учреждение является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, выполняющим в пределах консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение входит в систему федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел.

      2. В государстве пребывания консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства Российской Федерации и действует под его общим руководством.

      3. Консульское учреждение пользуется правами юридического лица, имеет закрепленное за ним имущество, реквизиты, печать (печати) с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие штампы и бланки, а также счета в банках.

      4. В консульском учреждении не могут создаваться структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов), религиозных объединений.

      5. Консульские помещения, включая здания или части зданий, и земельный участок, обслуживающий такие здания или части зданий, независимо от права собственности на них не должны использоваться в целях, несовместимых с выполнением консульских функций.

      Статья 7. Классы консульских учреждений

      Консульские учреждения подразделяются на следующие классы: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.

      Статья 8. Открытие консульского учреждения

      1. Консульские учреждения могут быть открыты на территории государства пребывания только с согласия этого государства.

      2. Консульские учреждения открываются по решению Правительства Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством.

      3. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ, отводимый консульскому учреждению для выполнения консульских функций, определяются Правительством Российской Федерации и подлежат одобрению государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться только с согласия государства пребывания.

      4. Открытие канцелярии, отделения консульского учреждения в пределах консульского округа осуществляется Правительством Российской Федерации с согласия государства пребывания.

      Статья 9. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений

      Консульские учреждения пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательством государства пребывания.

      Статья 10. Использование государственной символики Российской Федерации

      1. На зданиях консульского учреждения и резиденции его главы поднимается Государственный флаг Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации устанавливается в рабочем кабинете главы консульского учреждения, а также размещается на его транспортных средствах, когда это связано с исполнением служебных обязанностей.

      2. На фасаде здания консульского учреждения помещается Государственный герб Российской Федерации.

      3. На входных дверях консульского учреждения устанавливается щит с наименованием консульского учреждения на русском языке и государственном языке (государственных языках) государства пребывания.

      4. Положения частей 1 – 3 настоящей статьи применяются с учетом международных договоров Российской Федерации и законодательства государства пребывания.

      Статья 11. Консульский архив

      1. Все документы, корреспонденция, книги, аудио- и видеоматериалы, электронные носители информации, реестры консульского учреждения вместе с шифрами и кодами, печатями и штампами, картотеками и любыми предметами обстановки, предназначенными для обеспечения их сохранности или хранения, являются консульским архивом.

      2. Консульские должностные лица обязаны принимать меры по обеспечению неприкосновенности консульского архива.

      Статья 12. Режим работы консульского учреждения

      Режим работы консульского учреждения устанавливается главой дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания с соблюдением законодательства Российской Федерации и с учетом местных условий.

      Глава 3. Консульские должностные лица

      Статья 13. Статус консульского должностного лица

      1. Консульским должностным лицом является гражданин Российской Федерации, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы в консульском учреждении или консульском отделе дипломатического представительства Российской Федерации и уполномоченный на выполнение консульских функций.

      2. Назначение на должность и освобождение от должности консульских должностных лиц осуществляются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

      Статья 14. Глава консульского учреждения

      1. Главы консульских учреждений делятся на следующие классы: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты.

      2. Глава консульского учреждения непосредственно руководит работой консульского учреждения, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на консульское учреждение функций, устанавливает должностные обязанности работников консульского учреждения, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      3. Глава консульского учреждения назначается на должность федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и допускается к выполнению своих функций после получения согласия (экзекватуры) государства пребывания.

      4. Глава консульского учреждения при назначении на должность получает от федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, письменное полномочие (консульский патент).

      5. На период отпуска или временной нетрудоспособности главы консульского учреждения, в случае досрочного прекращения его работы в консульском учреждении, а также в случае, если должность главы консульского учреждения окажется вакантной, исполнение обязанностей главы консульского учреждения возлагается на другое консульское должностное лицо данного или иного консульского учреждения в государстве пребывания либо на должностное лицо дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания.

      6. Глава консульского учреждения обязан не реже одного раза в год совершать объезд своего консульского округа.

      Статья 15. Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц

      1. Консульские должностные лица, а также аккредитованные члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательством государства пребывания.

      2. Консульские должностные лица и члены их семей обязаны соблюдать законы и правила государства пребывания, уважать местные обычаи и воздерживаться от любых действий, которые могут рассматриваться как вмешательство во внутренние дела государства пребывания.

      Глава 4. Действия по выполнению консульских функций

      Статья 16. Консульские действия

      1. Под консульскими действиями понимаются принимаемые консульским должностным лицом меры по выполнению консульских функций.

      2. Консульское должностное лицо обращается в органы власти государства пребывания по всем вопросам, связанным с деятельностью консульского учреждения.

      3. Действия (бездействие) или решения консульских должностных лиц могут быть обжалованы главе консульского учреждения, главе дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания и (или) в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      4. Консульское должностное лицо выполняет консульские функции от имени третьего государства только по поручению федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и с согласия государства пребывания.

      5. Консульское должностное лицо выполняет консульские функции в третьем государстве только по поручению федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, после уведомления государства пребывания и третьего государства, если данные государства не возражают против этого.

      Статья 17. Консульский учет граждан Российской Федерации

      В целях обеспечения прав, интересов и безопасности граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, консульское учреждение ведет их учет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

      Статья 18. Консульские действия в отношении граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу, задержанных либо пропавших без вести

      1. В случае получения сведений о том, что гражданин Российской Федерации, находящийся на территории государства пребывания, арестован, заключен в тюрьму, взят под стражу или задержан, консульское должностное лицо:

      1) получает через компетентные органы государства пребывания информацию о гражданине (фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства, принадлежность к гражданству Российской Федерации), а также об обстоятельствах дела и регистрирует эти сведения в специальном журнале;

      2) информирует о факте ареста, заключения в тюрьму, взятия под стражу или задержания гражданина Российской Федерации главу консульского учреждения, а в случае необходимости дипломатическое представительство Российской Федерации в государстве пребывания;

      3) принимает меры по обеспечению надлежащей юридической помощью гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного;

      4) принимает меры для встречи с гражданином Российской Федерации, находящимся под арестом, заключенным в тюрьму, взятым под стражу или задержанным;

      5) содействует в пределах, допускаемых международным правом и законодательством государства пребывания, передаче корреспонденции и посылок, адресованных гражданину Российской Федерации, находящемуся под арестом, заключенному в тюрьму, взятому под стражу или задержанному.

      2. Консульское должностное лицо при личной встрече с гражданином Российской Федерации, находящимся под арестом, заключенным в тюрьму, взятым под стражу или задержанным, должно убедиться, что в отношении такого гражданина соблюдаются общепризнанные принципы и нормы международного права, положения международных договоров, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательство государства пребывания. В случае, если права гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного, нарушаются, консульское должностное лицо в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, принимает в пределах своих полномочий меры, допускаемые законодательством государства пребывания, по их восстановлению.

      3. Консульское должностное лицо воздерживается от принятия любых мер от имени гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного, если указанный гражданин возражает против принятия таких мер.

      4. Глава консульского учреждения или глава дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания информирует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, о мерах, принятых в отношении гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного.

      5. Консульское должностное лицо незамедлительно обращается в компетентные органы государства пребывания за содействием в розыске пропавших без вести граждан Российской Федерации, в отношении которых имеются сведения о том, что они могут находиться на территории соответствующего консульского округа.

      Статья 19. Консульские действия в отношении несовершеннолетних граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных), а также граждан Российской Федерации, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства

      1. По просьбе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории консульского округа, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить (удочерить) несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, проживающего на территории Российской Федерации, консульское должностное лицо информирует их о порядке усыновления (удочерения), установленном законодательством Российской Федерации.

      2. Консульское должностное лицо, которому стало известно о том, что несовершеннолетний гражданин Российской Федерации остался на территории консульского округа без попечения родителей, извещает об этом федеральный орган исполнительно

      Глава 2. Консульское учреждение

      154-ФЗ от 05.07.2010 - Глава 2. Консульское учреждение

      1. Консульское учреждение является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, выполняющим в пределах консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение входит в систему федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел.

      2. В государстве пребывания консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства Российской Федерации и действует под его общим руководством.

      3. Консульское учреждение пользуется правами юридического лица, имеет закрепленное за ним имущество, реквизиты, печать (печати) с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие штампы и бланки, а также счета в банках.

      4. В консульском учреждении не могут создаваться структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов), религиозных объединений.

      5. Консульские помещения, включая здания или части зданий, и земельный участок, обслуживающий такие здания или части зданий, независимо от права собственности на них не должны использоваться в целях, несовместимых с выполнением консульских функций.

      Статья 7. Классы консульских учреждений

      Консульские учреждения подразделяются на следующие классы: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.

      Статья 8. Открытие консульского учреждения

      1. Консульские учреждения могут быть открыты на территории государства пребывания только с согласия этого государства.

      2. Консульские учреждения открываются по решению Правительства Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством.

      3. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ, отводимый консульскому учреждению для выполнения консульских функций, определяются Правительством Российской Федерации и подлежат одобрению государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться только с согласия государства пребывания.

      4. Открытие канцелярии, отделения консульского учреждения в пределах консульского округа осуществляется Правительством Российской Федерации с согласия государства пребывания.

      Статья 9. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений

      Консульские учреждения пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательством государства пребывания.

      Статья 10. Использование государственной символики Российской Федерации

      1. На зданиях консульского учреждения и резиденции его главы поднимается Государственный флаг Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации устанавливается в рабочем кабинете главы консульского учреждения, а также размещается на его транспортных средствах, когда это связано с исполнением служебных обязанностей.

      2. На фасаде здания консульского учреждения помещается Государственный герб Российской Федерации.

      3. На входных дверях консульского учреждения устанавливается щит с наименованием консульского учреждения на русском языке и государственном языке (государственных языках) государства пребывания.

      4. Положения частей 1 — 3 настоящей статьи применяются с учетом международных договоров Российской Федерации и законодательства государства пребывания.

      Статья 11. Консульский архив

      1. Все документы, корреспонденция, книги, аудио- и видеоматериалы, электронные носители информации, реестры консульского учреждения вместе с шифрами и кодами, печатями и штампами, картотеками и любыми предметами обстановки, предназначенными для обеспечения их сохранности или хранения, являются консульским архивом.

      2. Консульские должностные лица обязаны принимать меры по обеспечению неприкосновенности консульского архива.

      Статья 12. Режим работы консульского учреждения

      Режим работы консульского учреждения устанавливается главой дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания с соблюдением законодательства Российской Федерации и с учетом местных условий.

      Защита своих прав заграницей при бездействии консульства

      Китай. Втайне от меня закрыли ВНЖ, что является нарушением законодательства КНР (с.34 Положения госсовета КНР о въезде-выезде иностранцев), после чего при выезде из страны задержали, обвинив в незаконном проживании.

      После отпустили, но теперь любое из отделений миграционной службы (в Китае это называется «бюро въезда-выезда») отказывается заниматься моим делом, утверждая, что это якобы не в их компетенции и нужно идти в другое отделение, где говорят тоже самое. Словно бы вымогают взятку. В результате мой ВНЖ истек, а выехать из Китая я не могу.

      Если даже китайские чиновники займутся моим делом, то нарушения закона со своей стороны не признают. Будут обвинять в незаконном проживании, вымогать 1500$ (якобы штраф), угрожая тюрьмой. Консульство бездействует и, как показывает практика, граждан России НЕ защищает в принципе, вне зависимости от ситуации занимая позицию “в Китае китайские власти могут делать все, что угодно, а, если у вас проблемы, то в любом случае вы сами виноваты и не надо нас беспокоить, у нас есть дела поважнее”.

      1) Как рациональнее поступить в моей ситуации? 2)Как защитить свои права, чтобы покинуть Китай? Денег у меня нет. Существует «Положение о помощи гражданам РФ, оставшимся заграницей без средств к существованию» по которому, если человек оказался заграницей без денег, консульство должно оплатить базовые расходы: питание, проживание, билет в Россию. Но как заставить консульство его исполнять? Если в бюро въезда-выезда в нарушение законов от меня потребуют заплатить так называемый штраф, а консулы будут лишь разводить руками, имею ли я право требовать оплаты «штрафа» консульством, если мне нечем его оплатить? В положении указано, что цель консульской помощи – избежать ситуации угрозы жизни. Если не заплатить вымогаемый рэкетирами «штраф» – посадят в тюрьму, где мне придется голодать т.к. даже обычная китайская еда мало пригодна для употребления и чревата отравлениями, не говоря уже о тюремной. 3)Возможно такую ситуацию можно рассматривать как угрозу жизни и на этом основании настаивать на оплате «штрафа» консульством? 4)Что можно сделать, если консульство в принципе откажется выполнять «Положение о помощи гражданам РФ, оставшимся заграницей без средств к существованию»?

      Ожидаю ответа на 4 своих вопроса и прочих комментариев.

      В прикрепленном файле более детальное описание ситуации на примере моего обращения в электронную приемную правительства РФ.

      Если говорить формально об упомянутом Вами положении, то боюсь, что ссылаться на него особого смысла нет, поскольку там речь идет именно о непосредственной угрозе жизни. В же угроза все таки опосредованная.

      Утверждено
      Постановлением Правительства
      Российской Федерации
      от 31 мая 2010 г. N 370
      ПОЛОЖЕНИЕ
      О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОМОЩИ В ВОЗВРАЩЕНИИ В РОССИЙСКУЮ
      ФЕДЕРАЦИЮ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОКАЗАВШИМСЯ
      НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА
      БЕЗ СРЕДСТВ К СУЩЕСТВОВАНИЮ
      1. Помощь в возвращении в Российскую Федерацию (далее — помощь) предоставляется гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию (далее — граждане Российской Федерации), дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации (далее — загранучреждения Российской Федерации) в исключительных случаях. Под исключительными случаями понимаются ситуации, при которых возвращение в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации будет способствовать устранению непосредственной угрозы их жизни.
      Помощь предоставляется на безвозмездной основе.

      В то же время это вовсе не означает, что Вам не обязаны помогать и Вы обязаны сами решать свои проблемы.

      Стоит учесть, что:

      Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Консульский устав Российской Федерации»
      Статья 1. Основные задачи консульской деятельности
      1. Консульская деятельность осуществляется в целях защиты прав и интересов Российской Федерации, принятия Российской Федерацией мер к тому, чтобы граждане Российской Федерации и российские юридические лица пользовались за пределами Российской Федерации правами, установленными Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, законодательством Российской Федерации и законодательством государства пребывания.
      2. Консульская деятельность направлена на содействие развитию добрососедских и дружественных отношений Российской Федерации с другими государствами, расширению экономических, торговых, научно-технических, культурных и иных связей.

      Таким образом Вам в любом случае обязаны помочь вне зависимости от того, есть ли непосредственная угроза жизни или нет. Просто ссылаться нужно не на указанное положение, а в целом на требования Консульского устава.

      При этом сразу добавлю, что если все таки дойдет до того, что Вас задержат, то консульство обязано принять все необходимые меры для того, что обеспечить оказание надлежащей юридической помощи Вам, при этом они должны встеретиться с Вами:

      Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Консульский устав Российской Федерации»
      Статья 18. Консульские действия в отношении граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу, задержанных либо пропавших без вести
      1. В случае получения сведений о том, что гражданин Российской Федерации, находящийся на территории государства пребывания, арестован, заключен в тюрьму, взят под стражу или задержан, консульское должностное лицо:
      1) получает через компетентные органы государства пребывания информацию о гражданине (фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства, принадлежность к гражданству Российской Федерации), а также об обстоятельствах дела и регистрирует эти сведения в специальном журнале;
      2) информирует о факте ареста, заключения в тюрьму, взятия под стражу или задержания гражданина Российской Федерации главу консульского учреждения, а в случае необходимости дипломатическое представительство Российской Федерации в государстве пребывания;
      3) принимает меры по обеспечению надлежащей юридической помощью гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного; 4) принимает меры для встречи с гражданином Российской Федерации, находящимся под арестом, заключенным в тюрьму, взятым под стражу или задержанным;
      5) содействует в пределах, допускаемых международным правом и законодательством государства пребывания, передаче корреспонденции и посылок, адресованных гражданину Российской Федерации, находящемуся под арестом, заключенному в тюрьму, взятому под стражу или задержанному.
      2. Консульское должностное лицо при личной встрече с гражданином Российской Федерации, находящимся под арестом, заключенным в тюрьму, взятым под стражу или задержанным, должно убедиться, что в отношении такого гражданина соблюдаются общепризнанные принципы и нормы международного права, положения международных договоров, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательство государства пребывания. В случае, если права гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного, нарушаются, консульское должностное лицо в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, принимает в пределах своих полномочий меры, допускаемые законодательством государства пребывания, по их восстановлению.

      1. Вы обращались письменно в Консульство? Если не обращались, то нужно обязательно обратиться именно письменно, чтобы факт Вашего обращения был зафиксирован и они уже не могли просто так отказать Вам в помощи.

      При этом у Вас обязательно должно быть подтверждение обращения — Вам должны на втором экземпляре поставить отметку о приеме.

      2. Далее после того как Вы получите ответ, если там ничего конкретного не будет, либо если вообще не получите ответ, Вам необходимо будет обратиться с жалобой на бездействие консульства в Министерство иностранных дел. Сделать это можно через интернет приемную — lk.mid.ru/

      3)Возможно такую ситуацию можно рассматривать как угрозу жизни и на этом основании настаивать на оплате «штрафа» консульством?
      Анна

      Ответ уже дан выше. Нельзя.

      4)Что можно сделать, если консульство в принципе откажется выполнять «Положение о помощи гражданам РФ, оставшимся заграницей без средств к существованию»?
      Анна

      Как уже указано выше — нужно будет написать обращение в МИД РФ. Также можно подать обращение через интернет приемную Президенту — letters.kremlin.ru/

      К сожалению что-то еще добавить и порекомендовать Вам какой-то быстрый способ решения Вашей проблемы не могу. Порядок общий и только путем подачи подобного рода обращений Вы можете действовать. Не исключаю, что Вам это и так уже было известно, но добавить к этому нечего, какого-то «секретного» способа решить Вашу проблему действительно нет, только писать жалобы на консульство во все уполномоченные органы и ждать ответа.

      С Уважением,
      Васильев Дмитрий.

      Дмитрий, спасибо за консультацию.

      В дополнение к ответу коллеги сообщаю следующее.

      Вам необходимо устранять первопричину Ваших проблем, обжаловать в установленном порядке закрытие Вашего вида на жительство и бездействия сотрудников указанных Вами бюро. Вам необходимы доказательства Ваших к ним обращений, их бездействия по Вашим обращениям.

      Консульства должны оказать Вам помощь, в том числе и правового характера, разъяснить Положения действующего законодательства, оказать помощь в составлении иска, жалобы.

      Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ
      «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
      Статья 4. Граждане Российской Федерации, пребывающие за пределами Российской Федерации, находятся под защитой и покровительством Российской Федерации.
      Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны обеспечивать меры по защите граждан Российской Федерации и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

      Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ
      «Консульский устав Российской Федерации»
      Статья 17. Консульский учет граждан Российской Федерации
      В целях обеспечения прав, интересов и безопасности граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, консульское учреждение ведет их учет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.
      Статья 20. Консульские действия в случае утраты гражданином Российской Федерации документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, или в случае нахождения гражданина Российской Федерации в государстве пребывания без средств к существованию
      1. В случае, если гражданин Российской Федерации утратил документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, и заявил об этом в консульское учреждение, консульское должностное лицо после проверки сведений о заявителе и подтверждения его принадлежности к гражданству Российской Федерации оформляет и выдает в установленном законодательством Российской Федерации порядке временный документ, удостоверяющий личность данного гражданина и дающий ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию.
      2. В случае, если гражданин Российской Федерации оказался в государстве пребывания без средств к существованию и заявил об этом в консульское учреждение, консульское должностное лицо:
      1) устанавливает наличие обязательств лица или организации, пригласивших данного гражданина, по возмещению расходов, связанных с его пребыванием в данном государстве, и содействует их исполнению;
      2) оказывает содействие в установлении контактов данного гражданина с членами его семьи, родственниками или иными лицами;
      3) оказывает иную необходимую помощь в пределах своих полномочий.

      Я считаю что Вы можете попросить о помощи, так как отсутствие средств к существованию может угрожать жизни и здоровью, Вы можете умереть от голода.

      Однако, оплатить расходы по штрафу Консульство Вам не обязано.

      При этом, я считаю, что неоплата штрафа не является препятствием для Вашего выезда из КНР. Однако здесь нудно уточнять Китайское законодательство, обратитесь в Консульство РФ.

      Утверждено
      Постановлением Правительства
      Российской Федерации
      от 31 мая 2010 г. N 370
      ПОЛОЖЕНИЕ
      О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОМОЩИ В ВОЗВРАЩЕНИИ В РОССИЙСКУЮ
      ФЕДЕРАЦИЮ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОКАЗАВШИМСЯ
      НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА
      БЕЗ СРЕДСТВ К СУЩЕСТВОВАНИЮ
      1. Помощь в возвращении в Российскую Федерацию (далее — помощь) предоставляется гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию (далее — граждане Российской Федерации), дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации (далее — загранучреждения Российской Федерации) в исключительных случаях.
      Под исключительными случаями понимаются ситуации, при которых возвращение в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации будет способствовать устранению непосредственной угрозы их жизни.
      Помощь предоставляется на безвозмездной основе.
      2. Расходы на предоставление помощи производятся за счет доходов, получаемых загранучреждениями Российской Федерации от разрешенных видов деятельности.
      3. Для получения помощи гражданин Российской Федерации подает в загранучреждение Российской Федерации на территории государства пребывания следующие документы:
      а) заявление (в отношении себя, супруга (супруги), своих несовершеннолетних детей, а также иных сопровождаемых им граждан Российской Федерации, законным представителем которых он является) в произвольной форме на имя руководителя загранучреждения Российской Федерации с изложением обстоятельств, в результате которых он оказался на территории государства пребывания без средств к существованию;
      б) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации и подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации, или иные официальные документы, выданные компетентными органами Российской Федерации (по возможности);
      в) официальные документы, выданные компетентными органами и учреждениями государства пребывания и имеющие отношение к обстоятельствам обращения за помощью (по возможности).
      4. Для рассмотрения заявлений граждан Российской Федерации в загранучреждении Российской Федерации создается действующая на постоянной основе комиссия в составе не менее 3 человек.
      Руководитель загранучреждения Российской Федерации утверждает состав комиссии и назначает ее председателя. Включение главного бухгалтера загранучреждения Российской Федерации в состав комиссии обязательно.
      В случае равенства голосов при голосовании по результатам рассмотрения заявления решающий голос принадлежит председателю комиссии.
      5. Заявление гражданина Российской Федерации регистрируется в загранучреждении Российской Федерации и рассматривается комиссией в срок, не превышающий 72 часа, приходящиеся на рабочие дни.
      6. При рассмотрении заявления гражданина Российской Федерации комиссия:
      а) проверяет достоверность изложенных в заявлении фактов;
      б) выясняет обстоятельства пребывания гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания и т.п.);
      в) запрашивает при необходимости документы, относящиеся к существу вопроса (в том числе в электронной и факсимильной формах).
      7. По итогам рассмотрения заявления гражданина Российской Федерации члены комиссии большинством голосов принимают решение о предоставлении помощи, о прекращении оказания помощи либо об отказе в ее предоставлении.
      Решение оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комиссии.
      Форма протокола устанавливается Министерством иностранных дел Российской Федерации.
      По просьбе гражданина Российской Федерации ему предоставляется копия протокола.
      8. Предоставление помощи после принятия комиссией соответствующего решения направлено на обеспечение въезда гражданина Российской Федерации в Российскую Федерацию в установленном законодательством Российской Федерации порядке в кратчайшие сроки.
      9. Помощь предоставляется в форме оплаты расходов на:
      а) проживание в гостинице — в размере до 50 процентов установленной Министерством финансов Российской Федерации предельной нормы возмещения расходов по найму жилого помещения при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
      б) приобретение проездных документов по минимальному тарифу до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, открытого для международного пассажирского сообщения;
      в) приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в размере до 50 процентов установленного Правительством Российской Федерации размера суточных при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
      10. Комиссия может отказать в предоставлении помощи в следующих случаях:
      а) сообщение заявителем заведомо ложных сведений;
      б) разрешение ситуации, сопряженной с непосредственной угрозой жизни заявителя.
      11. Комиссия может принять решение о прекращении оказания помощи в следующих случаях:
      а) вскрытие фактов, указывающих на сообщение заявителем заведомо ложных сведений;
      б) разрешение ситуации, сопряженной с непосредственной угрозой жизни заявителя;
      в) злоупотребление предоставленной помощью.
      12. Решения комиссии, принимаемые в соответствии с настоящим Положением, могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      13. Предоставление помощи в форме передачи гражданину Российской Федерации наличных денежных средств не допускается.
      14. Фактическое предоставление помощи оформляется актом, который подписывается получателем помощи и членами комиссии.
      Форма акта утверждается Министерством иностранных дел Российской Федерации.

      Законодательная база Российской Федерации

      1. Консульское учреждение является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, выполняющим в пределах консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение входит в систему федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел.

      2. В государстве пребывания консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства Российской Федерации и действует под его общим руководством.

      3. Консульское учреждение пользуется правами юридического лица, имеет закрепленное за ним имущество, реквизиты, печать (печати) с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие штампы и бланки, а также счета в банках.

      4. В консульском учреждении не могут создаваться структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов), религиозных объединений.

      5. Консульские помещения, включая здания или части зданий, и земельный участок, обслуживающий такие здания или части зданий, независимо от права собственности на них не должны использоваться в целях, несовместимых с выполнением консульских функций.

      Консульские учреждения подразделяются на следующие классы: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.

      1. Консульские учреждения могут быть открыты на территории государства пребывания только с согласия этого государства.

      2. Консульские учреждения открываются по решению Правительства Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством.

      3. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ, отводимый консульскому учреждению для выполнения консульских функций, определяются Правительством Российской Федерации и подлежат одобрению государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться только с согласия государства пребывания.

      4. Открытие канцелярии, отделения консульского учреждения в пределах консульского округа осуществляется Правительством Российской Федерации с согласия государства пребывания.

      Консульские учреждения пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательством государства пребывания.

      1. На зданиях консульского учреждения и резиденции его главы поднимается Государственный флаг Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации устанавливается в рабочем кабинете главы консульского учреждения, а также размещается на его транспортных средствах, когда это связано с исполнением служебных обязанностей.

      2. На фасаде здания консульского учреждения помещается Государственный герб Российской Федерации.

      3. На входных дверях консульского учреждения устанавливается щит с наименованием консульского учреждения на русском языке и государственном языке (государственных языках) государства пребывания.

      4. Положения частей 1 – 3 настоящей статьи применяются с учетом международных договоров Российской Федерации и законодательства государства пребывания.

      1. Все документы, корреспонденция, книги, аудио- и видеоматериалы, электронные носители информации, реестры консульского учреждения вместе с шифрами и кодами, печатями и штампами, картотеками и любыми предметами обстановки, предназначенными для обеспечения их сохранности или хранения, являются консульским архивом.

      2. Консульские должностные лица обязаны принимать меры по обеспечению неприкосновенности консульского архива.

      Режим работы консульского учреждения устанавливается главой дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания с соблюдением законодательства Российской Федерации и с учетом местных условий.

      Читайте также:  Озеро Рудольф, Кения — подробная информация с фото
Ссылка на основную публикацию