Рожденные в СССР люди могут ходатайствовать на получение гражданства РФ

Как получить гражданство РФ рожденным в СССР в упрощенном порядке

Не так давно территория всего нынешнего СНГ (и даже больше) была одной страной, носившей название Советский Союз. Нынешняя Россия является правопреемницей Союза, и этот имидж сохраняется за ней уже многие годы. Россия принимает граждан бывших союзных республик как “свой” народ, предоставляя гражданство РФ для родившихся в СССР. Желающих получить российский паспорт в рамках такой возможности действительно много, тем более что для советских граждан законодательство предусматривает некоторые упрощения. Разберемся по порядку.

11 ФЗ 62 от 31.

Порядок предоставления гражданства РФ

Порядок предоставления гражданства зависит от того, к какой категории заявителей относится человек. Для заявителей из числа бывших соотечественников существуют разнообразные программы, которые помогают им быстрее натурализоваться. Остальные иностранцы получают гражданство РФ по общей процедуре. Общий порядок подразумевает следующие требования:

  1. Получение вида на жительство и проживание в России последние пять лет.
  2. Легальный источник доходов.
  3. Отказ от другого гражданства.
  4. Соблюдение законов и Конституции РФ.
  5. Высокий уровень знания русского языка.

При натурализации в быстром порядке не требуется 5 лет проживать в России и получать вид на жительство. Все процедуры занимают меньше года.

Все, кто родился в СССР, могут получить российское гражданство в упрощённом порядке. Лица без гражданства или иностранцы могут быстро стать гражданами России по одному из следующих оснований:

  1. Являлся гражданином Советского Союза.
  2. Состоит в браке с гражданином РФ.
  3. Имеет совершеннолетнего ребёнка, признанного недееспособным.
  4. Нетрудоспособные, имеющие совершеннолетних трудоспособных детей граждан России.
  5. Имеет ребёнка гражданина РФ при том, что второй родитель или мёртв, или пропал без вести, или недееспособен.
  6. Делает инвестиции в экономику.
  7. Занимается трудовой деятельностью по специальному списку три года и больше.
  8. Занимается предпринимательством в РФ.

Для натурализации по упрощённой системе требуется собрать пакет документов и соответствовать требованиям, предъявляемым к заявителям. Срок рассмотрения заявлений по упрощённой схеме составляет полгода. Гражданин СССР может получить российский паспорт при предоставлении следующих документов:

  • удостоверение личности;
  • подтверждение места проживания;
  • отказ от гражданства других государств;
  • свидетельство о сдаче экзамена на знание русского языка.

С просроченным паспортом СССР можно получить гражданство по быстрой процедуре.

Кроме этого, могут потребоваться другие свидетельства о наличии оснований для ускоренного прохождения: документы, подтверждающие факт рождения в СССР или бывшего гражданского статуса в этой стране, документы родственников граждан РФ или свидетельство о браке с гражданином России.

удостоверение личности;.

Как получить гражданство РФ человеку, рожденному в СССР?

Здравствуйте, я родился в СССР на территории Казахстана, после развала союза остался проживать в РК, так-как был несовершеннолетним и зависел от родителей. Теперь хочу получить гражданство РФ, как мне поступить в данной ситуации?

Ответы юристов ( 1 )

  • 2169 ответов
  • 728 отзывов

Здравствуйте. Вы можете получить гражданство РФ в общем порядке или в упрощенном порядке.

Имеют право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке следующие лица.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия проживания на территории РФ непрерывно на протяжении 5 лет со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя – гражданина РФ, проживающего на территории РФ;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения срока проживания 5 лет со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ, если указанные граждане или лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином РФ не менее 3 лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших 18 лет и являющихся гражданами РФ;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином РФ, при этом другой родитель – гражданин РФ умер либо решением суда, которое вступило в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших 18 лет, являющихся гражданами РФ и решением суда, которое вступило в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, при этом другой родитель указанных граждан РФ, являющийся гражданином РФ, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

е) получили после 1.07.2002 г. профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в России в совокупности не менее 3 лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ;

ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в России непрерывно не менее 3 лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ, в установленных Правительством РФ видах экономической деятельности. При этом в названный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных по законодательству о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ составляет не менее 1 млн руб.;

з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории РФ в установленных Правительством РФ видах экономической деятельности, составляет не менее 10% непрерывно не менее 3 лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ. Размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 млн руб. В указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов по законодательству о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных по законодательству о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должна составлять не менее 6 млн руб.;

и) осуществляют не менее 3 лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ трудовую деятельность в России по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке, который утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. В указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории РФ, признанные носителями русского языка, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке при условии, что указанные граждане или лица:

а) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

б) имеют законный источник средств к существованию;

в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства.

4. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Россию из государств, которые входили в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в России по состоянию на 1.07.2002 г., вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия проживания на территории РФ непрерывно на протяжении 5 лет после получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ и без представления вида на жительство.

5. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Россию из государств, которые входили в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1.07.2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в России или вид на жительство, принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке, если они до 1.07.2009 г. заявили о своем желании приобрести гражданство РФ, без соблюдения следующих условий: проживание в России непрерывно на протяжении 5 лет со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ; наличие законного источника средств к существованию; владение русским языком.

6. Ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ, принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке и без предоставления вида на жительство.

7. Ребенок и недееспособное лицо – иностранные граждане или лица без гражданства принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке, если они являются:

а) ребенком, один из родителей которого имеет гражданство РФ;

б) ребенком, единственный родитель которого имеет гражданство РФ;

в) ребенком или недееспособным лицом, над которыми установлены опека либо попечительство гражданина РФ;

г) ребенком, помещенным под надзор в российскую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

д) недееспособным лицом, помещенным под надзор в российскую образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную российскую организацию.

8. Иностранные граждане и лица без гражданства, которые являются участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, могут быть приняты в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения следующих условий: проживание в Российской Федерации непрерывно на протяжении 5 лет со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ; наличие законного источника средств к существованию; владение русским языком.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения срока проживания 5 лет со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ, если указанные граждане или лица.

Участники упрощенной процедуры

Законами нашей страны определены категории тех, кто может пройти процедуру получения гражданства в меньшие сроки и даже без ВНЖ по упрощенной схеме. Основными категориями являются граждане:

  1. Рожденные в России и имеющие одного родителя – гражданина РФ;
  2. Носители русского языка;
  3. Беженцы;
  4. Участники программы переселения соотечественников;
  5. Высококлассные специалисты, востребованные в стране;
  6. Получившие образование в СССР;
  7. Получивших профессиональное образование в России после 1 июля 2002 года;
  8. Проработавших на территории России не менее 3 лет;
  9. Ведущих законный бизнес в России не менее 3 лет (общая прибыль за это время – не менее 10 миллионов рублей);
  10. Владельцы предприятий, чей налоговый взнос не менее 6 миллионов рублей, а чистые активы – не менее 100 миллионов рублей;
  11. Родившиеся в СССР.

Важно! У каждой категории существует своя схема получения гражданства, с определенными сроками, наличием определенных документов и времени ожидания долгожданного основного документа, подтверждающего гражданство.

свидетельства о рождении детей.

4. Эфес.

Это знаковое место для античной истории. Также оно тесно связано с событиями новозаветной истории. Город Эфес был знаменит храмом Артемиды, который сжег Герострат (храм вскоре отстроили заново, но в 7 в. нашей эры его разрушило землетрясение). От храма ныне осталась только одна колонна, но сохранилось много других строений, которые дают представление об организации жизни в античную эпоху: список объектов для осмотра состоит из 14 позиций, включая стадион для гладиаторских боев, библиотеку, портовую баню, римский туалет.

Читайте также:  Стоимость поездки в Батуми на море, сколько брать денег?

Сейчас Эфес превратился в крупнейший в Турции археологический комплекс, открытый для посещения (билет стоит 60 лир). Осмотр займет целый день.

От храма ныне осталась только одна колонна, но сохранилось много других строений, которые дают представление об организации жизни в античную эпоху список объектов для осмотра состоит из 14 позиций, включая стадион для гладиаторских боев, библиотеку, портовую баню, римский туалет.

Способы приема в гражданство РФ по рождению на территории РСФСР

Прежде всего, давайте рассмотрим имеющиеся на сегодняшний день способы приема в российское гражданство в упрощенном порядке иностранных граждан, являющихся уроженцами РСФСР.

Факт рождения иностранного гражданина на территории РСФСР, а также факт наличия у него в прошлом гражданства бывшего СССР, дают ему возможность принять российское гражданство в упрощенном порядке в соответствии с п. «А» ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (далее в статье – Федеральный закон от 31 мая 2002 года).

При этом следует знать, что официальное название «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» было изменено на «Российскую Федерацию» 25 декабря 1991 года.

Исходя из сказанного, с правовой точки зрения воспользоваться рассматриваемым основанием для приема в российское гражданство в упрощенном порядке могут исключительно иностранные граждане, родившиеся на территории России до вышеуказанной даты.

Граждане государств, участников Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года имеют возможность принять российское гражданство в упрощенном порядке, если они родились на территории РСФСР (а также при наличии у них в прошлом гражданства РСФСР и одновременно гражданства бывшего СССР).

Для того, чтобы в двух вышеуказанных случаях у иностранного гражданина появилось право обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке, ему необходимо предварительно получить вид на жительство в России и оформить по этому документу регистрацию по месту жительства.

Кроме этого, заявителям, приобретающим российское гражданство в соответствии с четырехсторонним международным Соглашением необходимо также предварительно оформить в установленном национальным законодательством порядке выезд на постоянное место жительства из государства своей гражданской принадлежности в Россию.

После вступления в силу с 1 ноября 2019 года Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 257-ФЗ у иностранных граждан, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР, появилось право на получение вида на жительство в нашей стране без предварительного получения разрешения на временное проживание в России.

Иностранные граждане, являющиеся уроженцами РСФСР, в соответствии с российским законодательством во всех случаях признаются соотечественниками. Такой вывод можно сделать из содержания ч. 3 ст. 1 Федерального закона “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом” от 24.05.1999 № 99-ФЗ.

Это означает, что указанные иностранные граждане имеют возможность, после выполнения необходимых предварительных условий, обратиться с заявлением об оформлении участия в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.

При принятии положительного решения по указанному заявлению, у соответствующих иностранных граждан появляется возможность принять российское гражданство в упрощенном порядке в соответствии с ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года, т. е., без предварительного получения вида на жительство в нашей стране.

Иностранные граждане, являющиеся уроженцами РСФСР, по вполне очевидным причинам и с большой степенью вероятности, будут иметь родственников по прямой восходящей линии ранее постоянно проживавших (возможно – постоянно проживающих в настоящее время) на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Это означает, что указанные иностранные граждане имеют возможность, после выполнения необходимых предварительных условий, обратиться с заявлением о признании их носителями русского языка.

В данном случае таким обязательным предварительным условием для подачи указанного заявления является законное нахождение заявителя на территории нашей страны по месту временного пребывания, по месту временного проживания или по месту постоянного проживания.

В случае принятия положительного решения по указанному заявлению, после получения вида на жительство в России и регистрации по месту жительства у соответствующих иностранных граждан появляется основание для приобретения российского гражданства в упрощенном порядке в соответствии с ч. 2.1. ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», т. е., в качестве носителей русского языка.

Граждане Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики имеют возможность принять российское гражданство в упрощенном порядке, если они родились на территории РСФСР и состояли в прошлом в гражданстве СССР. Кроме этого, имеют возможность принять российское гражданство в упрощенном порядке также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители.

Указанным категориям иностранных граждан подпунктом «Д» пункта 1 Указа Президента России от 29.04.2019 № 187 предоставлено право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство нашей страны в упрощенном порядке в соответствии с ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Кроме этого, имеют возможность принять российское гражданство в упрощенном порядке также их дети, в том числе усыновленные удочеренные , супруги и родители.

Процедура ускоренного получения гражданства России рожденных в СССР

Процесс перехода выходца из СССР в российское подданство включает в себя несколько этапов:

  1. Подтверждение права иностранного резидента на возможность подачи заявки по ускоренной процедуре — следует выяснить, соответствуют ли его исходные данные основаниям, прописанным в Законе о гражданстве.
  2. Сбор и подготовка пакета подтверждающих документов, которые прикладываются вместе с заявлением о приеме в гражданство.
  3. Уплата госпошлины за подачу письменного обращения.
  4. Подача в территориальные органы ГУ ВМ МВД РФ письменного заявления и всех собранных бумаг.
  5. Проверка миграционным ведомством достоверности всех представленных в документах сведений о человеке, желающем получить российский паспорт.
  6. После завершения верификации анкеты и всех представленных данных заявитель оповещается о принятом решении официальным письмом.
  7. Если миграционные службы приняли положительное решение, будущий гражданин РФ должен в скором времени принять присягу.

Подача в территориальные органы ГУ ВМ МВД РФ письменного заявления и всех собранных бумаг.

Лица, которые могут получить гражданство в упрощенном порядке

Очень много бывших советских граждан, которые имеют особую культурную, историческую связь с Россией, но вследствие распада Советского Союза живут за ее пределами. Россией законодательно предусмотрена упрощенная система получения гражданства для родившихся в СССР, хотя право на упрощенную процедуру имеют не только они.

К другим категориям заявителей на прием в гражданство РФ относятся:

  • иностранцы, имеющие хотя бы одного из родителей или детей – граждан РФ;
  • имели гражданство Союза и не стали получать его в ином государстве;
  • родились на территории РСФСР;
  • осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ;
  • являются инвесторами в предприятия России на протяжении не менее 3 лет;
  • лица, имеющие родственников – граждан РФ;
  • лица, значительная часть жизни которых связана с Советским Союзом, то есть государство предоставляет упрощенную возможность получить гражданство РФ для потомков СССР.

Если у вас есть родственники в России, или вы сами были гражданином Советского Союза, советуем изучить, как происходит

К другим категориям заявителей на прием в гражданство РФ относятся.

Кто и как может получить гражданство РФ по рождению

Факт, что человек родился на территории страны, зачастую становится главным законным основанием для получения гражданства. Этот юридический феномен имеет отдельное название — филиация. В Российской Федерации процедура филиации регулируется ныне действующим ФЗ No 62 от 31.05.2002 г. Этот закон действует с 1 июля 2002 года и признает гражданами РФ «по рождению» людей, появившихся на свет в границах субъектов РФ после этой даты. Однако это не значит, что иностранец старше 17 лет, рожденный на российской земле, не имеет возможности получить гражданство РФ по рождению. Попробуем разобраться в вопросе.

Если мама и папа граждане Федерации, то где бы ребенок ни увидел свет он будет подданным России.

Получение гражданства для родившихся в СССР

После распада СССР в 1991 году все граждане СССР приобрели (оформили) гражданство той страны, в которой были зарегистрированы на момент распада СССР. Таким образом, граждане СССР приобрели новое гражданство вне зависимости от того, где они родились, а только на основании места прописки на момент распада государства.

Тем не менее, бывшие советские жители (граждане) имеют ряд преимуществ при получении российского подданства.

Получение гражданства для родившихся в СССР.

Рожденные в СССР люди могут ходатайствовать на получение гражданства РФ

Двойное гражданство де-факто

Во-первых, следует отметить самую важную часть законопроекта: если он будет принят, получение российского гражданства никак не будет привязано к наличию или отсутствию гражданства другого государства, что было главным препятствием на пути к получению российского паспорта до сих пор. Следовательно, можно с уверенностью говорить о том, что институт двойного гражданства в Российской Федерации хоть и не закреплен законодательно, но де-факто будет признан повсеместно.

Читайте также:  Как составляется заявление на прописку ребенка в 2020 году

Во-вторых, к «носителям русского языка» законопроект относит всех, родившихся в СССР, то есть до 1991 года включительно. Таким образом, потенциальными получателями российского гражданства становятся все те, кто проживает сейчас в странах так называемого ближнего зарубежья (в бывших республиках СССР) и кому сегодня исполнилось не менее 26 лет.

В-третьих, по упрощенной схеме получить российское гражданство смогут и те, «кто имеет родственников по прямой восходящей линии, родившихся в России». В этом пункте следует обратить внимание на тот факт, что речь необязательно идет о прямых родственниках, проживающих на текущий момент времени в России. Проживать эти родственники могут где угодно, главное условие – они должны быть рожденными в России.

С широко открытыми вратами

Данный законопроект не просто значительно упрощает получение российского гражданства всем родившимся в СССР до 1991 года. Он просто-напросто широко распахивает двери практически перед всеми желающими из ближнего зарубежья к въезду в Российскую Федерацию и к получению российского гражданства.

А много ли таких желающих на самом деле? Достаточно, отвечают в МВД РФ, приводя официальную статистику: в 2015 году российское гражданство получили 209 799 человек, а в 2016 – уже 265 319, то есть с ростом в 21%. И это с учетом того, что в эти годы работали серьезные ограничения, особенно касающиеся двойного гражданства. Надо понимать, что в случае принятия законопроекта эта цифра может увеличиться в разы.

Нефертильное население

Очевидно, что появление данного законопроекта далеко не случайно и преследует цель «заполнения» жизненного пространства Российской Федерации, которая все еще не может преодолеть демографический кризис, который вступил в активную фазу после распада СССР. Падение рождаемости на фоне увеличивающейся смертности населения, стремительное старение жителей России приводят к тому, что классическими методами (защита и финансирование материнства и детства) демографическую ситуацию в стране уже не выправить.

Судите сами: коэффициент фертильности (фертильность – способность воспроизводить потомство) в Российской Федерации, по оценкам независимых экспертов, примерно такой же, как в Европе. Молодые женщины России рожают 13 детей на 1000 человек населения. Катастрофа состоит в другом: в России существует острая нехватка женщин фертильного возраста, поскольку они не рождены в период тех самых кризисных 90-х. Проще говоря, в России образовался обширный провал, обусловленный тем, что в начале 90-х годов многие семейные пары в РФ попросту отказались заводить детей из-за тяжелой жизни и непредсказуемого будущего. Следовательно, коль скоро эти дети не были зачаты, не родились и не выросли, то они не принесли в свою очередь потомство. Но так как за это время значительная часть населения страны постарела, то есть вышла из возраста фертильности, демографический провал стал еще шире и глубже.

Сколько есть и сколько надо?

Некоторые ученые предполагают, что если тенденция сохранится, то пик развития демографического провала в России ожидается в 2025-2030 годах, а к 2080 году в нашей стране может остаться всего 80 миллионов человек населения. Это тот критический минимум, при котором удержать свое государство под контролем в нынешних границах Россия уже не сможет.

В начале 90-х в России проживало 148 миллионов человек, хотя потребности страны в населении значительно выше с учетом ее гигантской территории – одна седьмая часть всей имеющейся на планете суши, включая Антарктиду, горы и пустыни. Сегодня население РФ, как утверждает официальная статистика, около 147 миллионов человек. Но даже если отталкиваться от этой оптимистической цифры, никуда не исчезает проблема общего стремительного старения населения и нарастающего дефицита рабочих рук. Если соотносить площадь государства с численностью населения, то дефицит населения России просто фантастический и, для того чтобы более равномерно и качественно «осваивать» территорию страны, нам нужно иметь как минимум 300 миллионов человек населения, то есть вдвое больше. Причем это должно быть экономически активное население.

Хомо советикус

И вот тут мы вплотную подходим к пониманию целей и задач гражданства “по упрощенке” – привлечь в страну максимальное количество потенциальных граждан из ближнего зарубежья. И речь здесь идет, если можно так выразиться, о «духовно близких» людях, сохранивших общую почти для всего постсоветского пространства советскую ментальность, которая позволит потенциальным получателям паспортов РФ легко встроиться в российское государство без особой перестройки собственной ментальности.

Возникает резонный вопрос: кого же мы ждем? В любом случае – это не русскоязычные обитатели стран Балтии, это не граждане тех стран, где уровень жизни и свобод на том же уровне или выше, чем в России. Можно достаточно уверенно предположить, что основными получателями паспортов РФ станут жители среднеазиатских республик: Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана. Поток из Средней Азии будет гораздо шире и полноводнее, чем ручейки из Украины, Беларуси, Молдовы, хотя, конечно же, и там найдутся желающие получить российское гражданство.

Какие последствия могут нас ожидать после существенного пополнения «штатного» населения страны, предсказать нетрудно. У таких процессов всегда бывают как позитивные, так и негативные последствия. Изменится ситуация на рынках труда, особенно в экономически развитых областях страны. Возрастет уровень уличной преступности. Вырастет рождаемость населения, хотя и не сразу.

С учетом того, что расселяться вновь прибывшие граждане РФ будут стремиться все в той же экономически развитой части страны, в зоне умеренного климата и комфортного обитания, такие территории, как Карелия, не ощутят особого наплыва мигрантов.

А как жители нашей республики относятся к введению упрощенной схемы получения гражданства? Мы опросили несколько таких же «рожденных в СССР» жителей Карелии, и вот какие ответы мы получили:

Людмила, 32 года:

Я против всякой упрощенной схемы предоставления гражданства. Считаю, что это может подорвать и без того напряженную социальную ситуацию в стране. Не хватает ведь не только рабочих мест, не хватает даже мест в детсадах и школах, жилья не хватает, зачем нам лишние рты и конкуренты? Такие реформы надо проводить не в кризисные, а в благополучные времена.

Александр, 52 года:

Думаю, эмигранты благополучно заполнят ту нишу, которая сегодня наполовину пуста – ниша дешевой рабочей силы. Они ведь изначально едут из более отсталых стран, значит, согласятся на более низкооплачиваемую, неквалифицированную работу. Проблемы, конечно же, будут, но они решаемы. Поэтому я в целом не против таких нововведений. Проблему с демографией решать надо немедленно.

Олег, 48 лет:

Категорически против! У нас и так достаточно проблем, правительство своему «родному» населению не может обеспечить достойную жизнь, а сейчас еще иностранцы сюда ринутся в поисках счастья и длинного рубля. На мой взгляд, вообще надо усиливать границу с республиками Средней Азии, а не приглашать их сюда. Все оттуда идет – и наркотики, и терроризм, и преступность…

Валентина, 37 лет:

Какие они «русскоязычные», я вас умоляю! Русскоязычные оттуда давно убежали. Или остались в Беларуси и на Украине, но оттуда к нам мало кто приедет за гражданством. Даже не знаю, как к этому относиться… Должен быть, наверное, какой-то механизм проверки, чтобы всякая дрянь к нам не лезла – преступники, наркодилеры и т.д. Ну и чтобы экзамен или тест был на знание русского языка. А так-то я не против.

Сергей, 29 лет:

Я, конечно, не против, пусть приезжают, работы тут всем хватит. Только я так думаю, что не особо-то к нам люди поедут. Все-таки после 25 лет люди становятся не такими мобильными, держатся за привычный образ жизни, за работу, дом. Так что мне кажется, что мы и опасность переоцениваем, и ожидаем от этой программы слишком многого. Вот китайцы бы к нам точно рванули миллионами, если бы им такую «халяву» объявили!

Роман, 50 лет:

Считаю, что решение, по сути, правильное. Сейчас везде в мире идет «великое переселение народов», мы живем в эпоху интеграции одних культур в другие, это объективный исторический процесс, его остановить невозможно. Другое дело, что любое государство должно эти процессы контролировать, а не пускать на самотек. Чтобы избежать тех социальных потрясений, которые были в Европе с беженцами.

В заключение остается добавить, что эксперты рассматривают возможность принятия законопроекта, упрощающего получение российского гражданства как «практически стопроцентную». И не столько потому, что внесла его фракция партии «Единая Россия», сколько потому, что поручение по выработке соответствующего законопроекта исходит лично от Президента РФ В.В.Путина.

Но даже если отталкиваться от этой оптимистической цифры, никуда не исчезает проблема общего стремительного старения населения и нарастающего дефицита рабочих рук.

Какие моменты могут повлечь отказ

Следует помнить, что государство заинтересовано в переселении грамотных трудоспособных граждан, не имеющих проблем с законом и не нарушающих миграционный порядок, принятый в стране. Поводом для отказа будет предоставление недостоверной информации на самого заявителя или на членов его семьи.

Люди, не имеющие образования, специальности и стажа работы, также могут столкнуться с отказом. Отсутствие постоянной работы в период 1 года до подачи заявления о переселении также позволяет отказать в получении статуса.

Какие права есть у переселенцев.

Как приобретается российское гражданство лицами, рожденными на территории РФ

Совершеннолетний иностранный гражданин, родившийся на территории Российской Федерации может быть признан гражданином РФ в результате проведения процедуры проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии гражданства России в соответствии с пунктами 51 и 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325.

Эта процедура может быть проведена только в отношении иностранных граждан, рожденных на территории РФ в период времени с 6 февраля 1992 года до 1 июля 2002 года (т. е., после вступления в силу Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 и до вступления в силу Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года).

Иностранный гражданин, родившийся на территории Российской Федерации, приобрел гражданство РФ по рождению, если на момент его рождения:

оба его родителя состояли в гражданстве РФ (статья 14 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. № 1948-1);

Читайте также:  Высококвалифицированные иностранные специалисты в РФ в 2020 году

один из родителей состоял в гражданстве РФ, а другой являлся лицом без гражданства (часть 1 статьи 15 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. № 1948-1);

один из родителей состоял в гражданстве РФ, а другой имел гражданство иностранного государства, и между ними отсутствовало письменное соглашение об определении у ребенка гражданства этого иностранного государства (ч. 2 ст. 15 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. № 1948-1).

В отношении этих категорий иностранных граждан проводится проверка, по результатам проверки территориальным органом МВД России выносится официальное заключение, в соответствии с которым они могут быть признаны гражданами России.

Часть 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года, с применением статьи 14, частей 1 или 2 статьи 15 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 будут являться правовым основанием для признания указанных иностранных граждан гражданами Российской Федерации.

Таким образом, вышеперечисленные категории иностранных граждан признаются гражданами России в результате проведения процедуры проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии гражданства России в соответствии с пунктами 51 и 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325.

О способах приобретения гражданства РФ гражданами отдельных государств вы можете узнать из публикаций нашего сайта: Украины – здесь, Белоруссии – здесь, гражданами Кыргызской Республики – здесь.

О способах приобретения гражданства РФ гражданами отдельных государств вы можете узнать из публикаций нашего сайта Украины здесь, Белоруссии здесь, гражданами Кыргызской Республики здесь.

Константин ЗАТУЛИН — о законопроекте об упрощении получения российского гражданства

Проект закона касается лиц, родившихся на территории России, и тех, кто имеет предков, родившихся на территории РФ. Эти претенденты смогут получить вид на жительство без документального подтверждения отказа от гражданства другого государства.

После парламента документ будет рассмотрен на заседании профильного комитета по государственному строительству и законодательству.

Проект был внесен в Госдуму 30 декабря 2016 года первым заместителем председателя комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константином Затулиным (“Единая Россия”). Позже к нему присоединились единороссы Артем Туров, Наталья Поклонская и Умахан Умаханов.

Вопрос упрощенной процедуры получения российского гражданства, а также другие проблемы законодательства в этой области будут подробно обсуждаться 20 марта на парламентских слушаниях о политике РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Среди приглашенных — общественные организации и российские диаспоры из Западной Европы, США, Азии.

По словам автора законопроекта, поправки разработаны в целях исполнения поручения президента от 12 декабря 2012 года. Глава государства распорядился разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства носителям русского языка и русской культуры, “прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи, и в Советском Союзе, тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в нашу страну и, соответственно, отказаться от своего сегодняшнего гражданства”.

Согласно действующему законодательству, получить гражданство по ускоренной процедуре могут только те, кто сам или чьи родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее проживали на территории РФ (либо ранее относившейся к Российской империи или СССР).

Автор законопроекта предлагает дать это право и тем, кто родился в России или имеет родственников по прямой восходящей линии, также родившихся в нынешних границах Российской Федерации. Соответствующим образом предлагается поправить определение “носитель русского языка”, данное в ФЗ “О гражданстве РФ”. Документально подтвердить постоянное проживание значительно труднее, чем рождение. Свидетельства о рождении, как правило, хранятся в семье и в архивах ЗАГС, и их найти легче, считает Затулин.

Также предлагается дать носителям языка право на получение вида на жительство без заявления об отказе от иного гражданства. Сейчас закон предписывает, чтобы носители русского языка предоставляли документ “полномочного органа иностранного государства”, удостоверяющий выход из другого гражданства, тогда как другим иностранным гражданам достаточно письменно заявить о своем отказе от имеющегося у них гражданства.

“Правда.Ру” обратилась за комментарием непосредственно к основному разработчику законопроекта, первому заместителю председателя комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, директору Института стран СНГ Константину Затулину.

— Какова доля вероятности, что ваша инициатива будет поддержана?

— 17 марта законопроект не будет рассмотрен. До этой даты головной комитет по рассмотрению этого законопроекта (комитет по законодательству Государственной думы) собирает отзывы от всех, кому он разослан, в том числе президенту РФ, правительству, Совету федерации, судам, Общественной палате, комитетам и фракциям Госдумы. 17 число — это дата последняя для получения отзывов. А дальше будет видно.

— Что касается родственников, родившихся в России либо СССР. Какие послабления предполагаются для них?

— Речь идет не только о тех, кто там родился, но и о тех, кто происходит с этой территории. То есть: те, чьи родственники по прямой нисходящей линии родились на территории Российской империи или Советского Союза. Именно так в 2012 году ставил вопрос президент Путин, когда предлагал ввести норму о носителях русского языка. К сожалению, в работе предыдущей Государственной думы были на вполне ясные предложения, добавлены всякого рода дополнения. От них мы и хотим избавить закон о гражданстве, очистить первоначальный замысел. Дело в том, что депутаты, принимая законопроект о носителях русского языка в 2014 году, ограничили территорию только пределами современной Российской Федерации. А президент говорил о Российской империи! Они подтвердили это, но добавили: “в пределах современной Российской Федерации”. Кроме того, внесли совершенно необъяснимые ограничения условий, при которых гражданин чужого государства, желающий получить гражданство РФ на условиях упрощенной процедуры (как носитель русского языка) обязан был не только выйти из гражданства другого государства, но и представить от этого государства справку, удостоверяющую, что он вышел из гражданства.

Эта норма и выхолостила всю работу по развитию гражданства носителей русского языка, поскольку большинство этих государств совершенно не обязано предоставлять справку по этому поводу. Некоторые государства откровенно издеваются над этим: Украина, например, а также государства Прибалтики не выдают эту справку. Таким образом они блокируют принятие человеком российского гражданства, препятствуют его выходу из иностранного гражданства и не дают возможность ему получить российское.

— Зачем нужно было делать чужое государство посредником в вопросе о предоставлении гражданства нашему соотечественнику?

Я лично этого понять не могу. Если бы я в тот момент был в Государственной думе, то, наверное, задал бы этот вопрос тем, кто предлагал такой вариант решения для носителей русского языка. Но, к сожалению, в предыдущем составе Госдумы я не присутствовал. А вот сейчас я предложил избавиться от этого положения. Будут и другие дополнения, связанные с получением разрешения на жительство, которое в этом случае не необходимо. Хочу подчеркнуть, что речь идет, конечно, о тех людях, которые перебрались или собираются перебраться в Россию. Поэтому, собственно говоря, и несогласны отказываться от гражданства другой страны. В этом смысле они предварительно нуждаются в виде на жительство.

— Законопроект решит проблемы, связанные с гражданством?

— Работа по предоставлению гражданства носителям русского языка фактически была омертвлена — из-за мной выше перечисленных наслоений, дополнений, барьеров, которые были внесены при принятии этого законопроекта в 2014 году. Теперь главное — очистить этот законопроект и “разкомплексовать” возможность принятия гражданства носителям русского языка. Я читаю многочисленные отклики по данному вопросу. Есть такие очень “умные” комментаторы, которые с большим пафосом говорят о том, что всё это не решает в целом всей проблемы. Якобы на самом деле есть другие проблемы, связанные с гражданством. Я спешу их успокоить. Мы разработали целый план законопроектной работы, в соответствии с которым идем от простого к сложному. То, что мы предложили сейчас, на мой взгляд, настолько очевидно, что не должно вызвать серьезных возражений.

— А что дальше?

Дальше, безусловно, мы должны будем подойти к вопросу о том, а надо ли вообще требовать от гражданина другого государства, нашего соотечественника, выхода из гражданства страны проживания. До сих пор все законопроекты были исключительно направлены на то, чтобы нашим соотечественникам облегчить пребывание в России, а также облегчить проживание и работу. Огромная масса наших соотечественников не задумывается о переселении в Россию по целому ряду причин — в том числе чисто житейских. Но они хотели бы быть гражданами РФ. И чем они в этом смысле хуже тех миллионов новых русских, которые, будучи гражданами России, с первых дней независимости РФ укатили куда-нибудь в Лондон или Берлин? Живут там себе с паспортом гражданина РФ. Почему мы должны отказывать миллионам в ближнем зарубежье? Они в 1991 году стали гражданами Украины, Казахстана, Белоруссии, Прибалтики и так далее… Этот вопрос самый основной. Я считаю, что к нему нужно подойти аккуратно. Его нужно решать, если мы на самом деле хотим решить, а не только декларируем поддержку наших соотечественников за рубежом.

Читайте последние новости Pravda. Ru на сегодня

Зачем нужно было делать чужое государство посредником в вопросе о предоставлении гражданства нашему соотечественнику.

Какие условия предъявляются к людям, желающим получить вид на жительство в России?

Какие еще требования к человеку, получавшему гражданство России, если родился в СССР? Если случай не попадает под действие ч. 7 ст. 14 ФЗ о гражданстве, то вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации необходимо будет предоставить:

  1. Вид на жительство.
  2. Документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию, коим может являться справка о доходах физического лица, справка с места работы, налоговая декларация, пенсионное удостоверение, или иной документ, указанный в части 14 Указа Президента №1325.
  3. Подтверждение владения русским языком (тестирование платное), освобождаются получившие образование в стране, где русский является государственным языком (Белоруссия), а также люди, достигшие пенсионного возраста.
  4. Один из документов, перечисленных в статье выше, который подтвердит факт места рождения.

Если же случай относится к ч. 7 ст. 14 ФЗ, то вместе с Заявлением предоставляется:

  • разрешение на временное проживание в РФ, либо ВНЖ при наличии;
  • свидетельство участника вышеупомянутой Государственной программы;
  • документ об отказе от имеющегося иного гражданства.

Подводя итог, необходимо отметить, что при наличии соответствующих документов, подтверждающих рождение на территории СССР, человек в праве в любом случае воспользоваться упрощенной процедурой.

Добавить комментарий