Где находится Мариинский дворец. Местоположение Мариинского дворца на карте Санкт-Петербурга и описание

Где находится Мариинский дворец. Местоположение Мариинского дворца на карте Санкт-Петербурга и описание

World / Russia / Sankt Petersburg / Saint Petersburg , 1 км от центра (Санкт-Петербург) Мир / Россия / Ленинградская область

дворец, парламент, сельсовет / поссовет / горсовет (орган власти), объект всемирного наследия ЮНЕСКО, памятник архитектуры (истории), строение 1840-х годов

1839-1844 гг., арх. Штакеншнейдер Андрей Иванович, включено существовавшее здание (топохрон)

На этом месте в 1762-1768 гг. арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот построил дом для И. Г. Чернышева. Впоследствии фундамент и стены этой постройки использовал арх. А. И. Штакеншнейдер, включив их в здание дворца, построенного им в 1839-1844 гг. по заказу императора. Дворец был возведен для великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая I, это был императорский подарок к ее свадьбе с герцогом Лейхтенбергским. При строительстве дворца архитектор пустил под снос несколько соседних домов.
Фасад здания акцентирован тремя ризалитами. Подъезд оформлен как аркада.

Внутренняя планировка дворца: анфиладное расположение залов, уходящих в глубину строения. Центральная ротонда украшена тридцатью двумя колоннами и освещается верхним светом. К ротонде примыкает Квадратный зал с хорами. Анфилада заканчивалась зимним садом. Работы по внутренней отделке проводили художник А. Виги и скульптор Д. И. Иенсен.

В 1880-х гг. Мариинский дворец был передан в государственную казну. В конце XIX – начале XX в. в нем проходили заседания Государственного совета. Это потребовало перепланировки дворца. В 1906-1907 гг. арх. Л. Н. Бенуа на месте зимнего сада устроил зал заседаний.

В 1917 г. здесь размещалось Временное правительство.
Сейчас в Мариинском дворце находится Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Дворцовая церковь Святителя Николая Чудотворца
Церковь Мариинского дворца, освященная 17 января 1845 г. во имя Св. Николая Чудотворца, находилась на четвертом этаже, в центральной части здания. Освещалась она через просветы в сводчатом потолке, который поддерживали четыре колонны с золочеными капителями. Дворцовую церковь украшал мраморный иконостас.

Интерьер храма продолжали отделывать и позже. Над проектом дароносицы работал французский архитектор Э. Виолле-ле-Дюк (Париж). В конце 1850-х гг. Мария Николаевна пожелала украсить стены и перекрытия придворного храма. Эскизы росписей выполнил вице-президент Академии художеств князь Г. Г. Гагарин, а художник М. Н. Трощинский расписал стены в манере старинной византийской живописи. Картины были выполнены на золотом фоне и имитировали мозаику.

Рядом с домовой церковью находилась маленькая молельня вел. княгини Марии Николаевны, выполненная в византийском стиле.

Оформление церкви не изменилось и после размещения во дворце в 1885 г. Государственного совета.
После 1917 г. богуслужения в храме прекратились, иконостас был утрачен. В 1930-е гг. все росписи была зашпаклеваны и закрашены – в церкви был устроен кинозал.

В 1988 г. были завершены работы по реставрации храма под руководством О. К. Оде. В 1991 г. по инициативе группы депутатов Ленсовета, занимавшего Мариинский дворец, была зарегистрирована община Николо-Мариинской церкви и возобновлены богослужения. В настоящее время в церкви проводятся службы по особому расписанию.
www.citywalls.ru/house798.html

До 1839 года на месте Мариинского дворца стоял дворец Чернышева, возведенный еще Ж.-Б. Валлен-Деламотом. Во дворце размещалась Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой учился Лермонтов. В начале 40-х годов Школа, переименованная в Николаевское кавалерийское училище, переводится на Ново-Петергофский (Лермонтова) проспект, а дворец Чернышева перестраивается для старшей дочери Николая I по случаю вступления ее в брак с герцогом Лейхтенбергским.
Проект в стиле раннего классицизма с элементами итальянского Возрождения выполнил архитектор Штакеншнейдер. Одновременно перед дворцом, на всю ширину фасада, обращенного к Исаакиевскому собору, был расширен до 99 метров Синий мост. Этот безошибочный ход включил дворец в архитектурную среду огромного звездного ансамбля центральных площадей. Появилась новая Мариинская площадь.
pitercult.ru/mariinskij-dvorec.html

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

История Руси, Российской империи, а затем и Российской Федерации наполнена знаковыми событиями и личностями, которые сумели расцветить проходящие века, сдвинуть мир с очередной «мёртвой» точки, сдвигаясь вместе с самим миром. Сейчас все эти Великие увековечены: кто-то на акриле и масле полотна, кто-то в мраморе или камне, кто-то навсегда замер в собственных картах, книгах, механизмах. Но бывает и так, что замирает не сам человек, а событие, исторический процесс, само время. Речь идёт, к примеру, о так называемых политических зданиях, а в отношении Санкт-Петербурга – о политических дворцах. Сегодня этим статусом обладают три сооружения: Мариинский, Зимний и Таврический дворцы. Как не сложно догадаться, к получению такого звания привели те события, которые проходили в их стенах. Так, Мариинский дворец, блестящий образец поздней классической архитектуры, стал свидетелем, а иногда и непосредственным «участником», сначала Октябрьской революции, а затем и событий девяностых годов.

История создания

Достаточно сложно с уверенностью сказать, когда именно Мариинский дворец появился на картах Петербурга. Такая неопределённость датировок связана, прежде всего, с тем, что на месте современного дворцового ансамбля ранее размещалось иное здание – примечательное изяществом и совершенством форм. В конечном счёте, Штакенштайнейдер, который был ответственен за составление и реализацию проекта, решил не разрушать до основания бывший дворец графа Чернышова – многие стены остались в прежнем виде, что также наложило определённый отпечаток на облик дворца.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

Собственно Мариинским его стали называть не сразу, хотя это название и полностью соответствует действительности. Дворец должен был стать свадебным подарком для любимой дочери императора – Николая I. Ситуация складывалась довольно своеобразная и, к сожалению или к счастью, не в пользу для жениха – после самого бракосочетания Великая княжна объявила, что не намерена покидать Санкт-Петербург. Спорить с императорской дочерью долго не стали. Вместо этого – также довольно быстро – взялись за сооружение резиденции, в которой должны были поселиться молодожёны.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

Дальнейшая история тесно связала Мариинский дворец с чисто политической стороной жизни страны – в его залах находились многочисленные ведомства и министерства, от чьей работы зависело будущее процветание России.

Особенности

По изначальному замыслу Мариинский дворец должен был увенчать южную сторону Исаакиевской площади, полностью завершить её облик, не нарушив хрупкий архитектурный баланс. Именно из подобных соображений дворец было принято строить изначально несимметричным, что полностью противоречило законам классицизма. При этом не стоит забывать также и о том, что дворец возводился именно как жилое, а не в первую очередь государственное сооружение. Именно этим и поясняются некоторые особенности внутреннего размещения помещений.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

Так, вид на Исаакиевскую площадь не украшает ни одну жилую комнату. Все они выходят в сторону сада, чтобы шум столицы не отвлекал его обитателей. Вместо обычного камня при строительстве использовали песочник для того же комфорта – как известно, песочник намного лучше удерживает тепло, что, впрочем, не помешало подойти к вопросам декора со всей возможной креативностью – для отделки фасадов использовали руст, а в качестве декоративных элементов пилястры и коринфские колонны. Ещё одним привет из античности являются многочисленные статуи в греческом стиле, украшающие парадную лестницу.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

Многих гостей Мариинского дворца интересует, зачем нужно было устраивать внутри пандусы, по обеим сторонам которых бурно разрослась растительность. Ответ предельно прост – дочь императора имела проблемы с ногами. Иногда элементарный подъем с постели был для неё невозможен. Именно для этого и была разработана система, благодаря которой она могла относительно самостоятельно передвигаться по собственному дому.

Ещё одним элементом оформления, который появился благодаря хозяйке дворца, является стилизованная лепниной надпись, которая представляла собой переплетение букв её имени. Эта надпись была сделана прямо на стене парадного холла.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

Как добраться самостоятельно

Добраться до Мариинского дворца более чем просто. Это можно сделать с помощью метро – достаточно сойти на одной из ближайших станций, а к таковым относят «Садовую» и «Адмиралтейскую». Кроме того, можно воспользоваться некоторыми видами общественного транспорта. В этом случае предстоит выйти на одной из остановок – «Исаакиевская площадь» или же «Казанская улица». К сожалению, сегодня вход во внутренние помещения Мариинского дворца невозможен для туристов. Остаётся лишь наслаждаться эстетической стороной внешнего оформления во время посещения ансамбля Исаакиевской площади.

Мариинский дворец
в Санкт-Петербурге

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге неразрывно связан с политической жизнью города. В свое время в нем заседали члены Государственного совета Российской империи, Временного комитета Госдумы, Высшего совета народного хозяйства СССР и Ленсовета. Короткий период здесь располагался ленинградский центр сопротивления ГКЧП и, наконец, дворец стал домом для депутатов Законодательного собрания СПб.

Дворцовый комплекс является объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен в центре Северной столицы России, а его центральный фасад обращен к Синему мосту и Исаакиевской площади с конной статуей Николая I, за которой следуют Исаакиевский сквер и Исаакиевский собор.

История Мариинского дворца в Петербурге

Выдающийся архитектурно-исторический памятник был возведен в 1839–44 гг. на месте дворца графа И. Чернышева, построенного в 1763 г. и существенно реконструированного в 1828 г. в целях размещения школы Гвардейских прапорщиков. Николай I, задумавший снести старое здание и построить на его месте новую грандиозную резиденцию для своей дочери Марии, перевел военное училище в другой район города и расширил территорию, выкупив соседние участки земли.

Закладка Мариинского дворца состоялась 28 июля 1839 года. Через 5,5 лет здание торжественно освятили, после чего дворец в течение нескольких дней оставался открытым для публики.

За ходом строительства следила специально созданная комиссия, еженедельно докладывающая императору о ходе работ. Сам Николай I не раз наведывался на объект с инспекциями.

В 1845 г. в резиденцию заселились герцоги Лейхтенбергские — дочь и зять Николая I со своими детьми. Работы по дальнейшему обустройству дворцового комплекса велись до 1850-х гг.

Вскоре после смерти Марии Николаевны в 1876 г., Мариинский дворец был продан в государственную казну, и с тех пор в нем размещаются различные органы власти и ведомства, хотя и с небольшими перерывами. Так, например, в 1918 г. здание отдали под казармы, в 1920-х здесь было 60 квартир для служащих «Трансбалта». Чуть позже тут обосновались Дом печати, Промышленная академия, Высшие курсы при ЦК ВКП(б) и общежитие, а во время ВОВ во дворце находился реабилитационный госпиталь. Домовая церковь долгое время служила кинотеатром.

Архитектура

Проект Штакеншнейдера предполагал сохранение основного объема дворца Чернышева, но с усовершенствованием конструктивных элементов, изменением внутреннего пространства, использованием при строительстве новейших технологий и материалов. В итоге, прежние стены усилили дополнительной каменной кладкой, деревянные балки заменили металлическими, залы оборудовали системой централизованного отопления и вентиляцией, а ванные комнаты — водопроводом и канализацией. Электричество появилось позже — в 1893 г.

Мариинский дворец на google.maps

Трехэтажное здание в плане имеет явную асимметрию. Его архитектурный облик выполнен в эклектичном стиле, основанном на классицизме в общем объеме и барокко в скульптурных элементах. Фасад украшен пилястрами с капителями и балюстрадами. Он подчеркнут двумя крайними ризалитами с треугольными фронтонами и центральным ризалитом, увенчанным аттиком. Первый уровень дворца отделан рустовкой, а входная группа выделена портиком с арочными проходами. Его завершает открытая террасная площадка, огражденная балюстрадой с вазонами. Оконные проемы каждого этажа имеют собственные размеры.

Изначальная планировка предусматривала виды из жилых комнат на внутренние дворы, а из служебных помещений — на внешние улицы.

Архитекторы

Автором проекта Мариинского дворца является русский архитектор Андрей Штакеншнейдер. Этот комплекс считается его лучшей работой. Он привлекал к сотрудничеству профессоров и бывших студентов Академии художеств, которые занимались второстепенными корпусами и помещениями.

В 1890-х гг. здание капитально ремонтировалось и частично реконструировалось под руководством академика Императорской Академии художеств, архитектора Людвига Петерсона. В 1906-м по проекту русского зодчего Леонтия Бенуа Зимний сад был перестроен под Большой зал заседаний.

Читайте также:  Работа в Алжире для русских и украинцев в 2022 году: вакансии и зарплата

Зал заседаний

Во время ВОВ Мариинский дворец серьезно пострадал от бомбежек. Восстановительные работы проводились под руководством архитектора М. Шепелевского.

Ордена на фасаде

В 2005–06 гг., в ходе масштабной 9-месячной реставрации экстерьера Мариинского дворца, на аттике были воссозданы лепнина и городской герб, удаленный с фасада в 1960-х гг. Гипсовые слепки наград Ленинграда на центральном ризалите заменили укрупненными металлическими копиями:

  • медали Золотая Звезда;
  • 2 орденов Ленина;
  • ордена Октябрьской Революции;
  • ордена Красного Знамени.

Дворец на Исаакиевской площади: название

Мариинский дворец носит имя великой княжны Марии Николаевны Романовой, дочери императора Николая I и сестры Александра II. Щедрый подарок отца был приурочен к ее свадьбе в 1839 г. с Максимилианом, герцогом Лейхтенбергским, младшим сыном Эжена де Богарне и внуком первой жены Наполеона I Жозефины. Название было закреплено специальным императорским указом.

Красный зал (кабинет Максимилиана)

До завершения отделки Мариинского дворца в 1845 г., молодожены проживали на 2 этаже южного корпуса Зимнего дворца. В числе императорских подарков к свадьбе дочери было имение Сергиевка в Петергофе.

Мария Николаевна организовывала в своей резиденции спектакли, концерты, рождественские елки для детей, благотворительные вечера и веселые маскарады. Она и ее первый супруг являлись большими ценителями искусств и сумели собрать одну из лучших частных коллекций с полотнами известных итальянских, голландских, испанских и русских мастеров, а также нумизматические, минералогические и книжные собрания.

Залы Мариинского дворца и интерьеры

К созданию внутреннего убранства дворца были привлечены профессора Императорской Академии художеств и именитые мастера того времени — лепщики, художники, скульпторы, мебельщики. Штакеншнейдер лично курировал создание стилевых решений и даже лично подготавливал эскизы декоративных украшений. В отделке интерьеров использовались самые лучшие материалы.

Парадный вестибюль

Посетителей встречают колонны и пилоны из розового мрамора, поддерживающие потолочные своды, и бронзовые канделябры с ангелами, бюст Марии Николаевны, установленный в 2007 г., и стилизованная лепнина с золочеными буквами, составляющими имя «Мария». Далее идет Парадная лестница со статуями античных воинов в нишах, бюстами и нежными арабесками на стенах и сводах. Ее верхняя часть ограждена перилами из чугуна с позолоченным орнаментом.

Вестибюль

Ротонда

Двухъярусный круглый зал, ограниченный по периметру беломраморной колоннадой, является центром дворцовой композиции. На 17-метровой высоте Ротонда накрыта куполом со стеклянным фонарем, освещающим помещение в дневное время. Декор выполнен в духе античной Греции, на фризах изображены крылатые грифоны. До 1907 г. в зале проводились заседания Законодательного собрания. Сегодня в Ротонде, как и при Марии Николаевне, устраиваются новогодние праздники для детей и, благодаря великолепной акустике, организовываются концерты.

Танцевальный, или Белый зал

Настоящая жемчужина Мариинского дворца, нарядная красавица в белоснежном одеянии. Сегодня стены украшены созданным Антонио Виги фризом со сценами из античной мифологии и золоченым орнаментом, а во времена Марии Николаевны здесь располагалась картинная галерея из 300 полотен. Кессонный потолок декорирован лепниной, помещение освещается многоярусными люстрами и аналогичными по форме бра. Белый зал предназначен для круглых столов, конференций, депутатских и общественных слушаний.

Белый зал

Красный зал

Бывшая приемная Максимилиана Лейхтенбергского считается одним из красивейших залов Мариинского дворца. Белые стены оттеняют детали темно-красного цвета — пилястры и инкрустированные двери. Лепнина украшена позолотой, наборный паркет отличается сложным рисунком. Сегодня здесь проводятся протокольные встречи с зарубежными делегациями.

Помпейская галерея и Помпейский зал

Название помещений связано с их оформлением в помпейском, как казалось авторам, стиле. Две стены Помпейского зала, называемого Темным из-за отсутствия окон, расписаны яркими красками, а две другие ограничены колоннадами, одна из которых выводит к Ротонде. Помпейская галерея отличается разнообразием узоров — гротескная живопись, орнаменты-канделябры, ковровые орнаменты.

Помпейская галерея

Овальный кабинет

Этот зал, как и опочивальня, шикарный будуар с красивейшим камином, туалетная комната и ванная Марии Николаевны, располагается в западном ризалите, где был старый дворец Чернышева. Главные украшения кабинета великой княгини — многоярусный камин с полихромным мраморным панно и потолочная роспись Дроллингера и Вундерлиха.

В этой части Мариинского дворца для дочери Николая I, страдающей от суставных болей в ногах, была построена специальная лестница без ступеней. Спиральный пандус овальной формы был огражден чугунными перилами с деревянными поручнями, по нему можно было спускаться и подниматься на коляске.

Пандус

Голубая гостиная

Огромное помещение, разделенное надвое парными пилонами с вязью, служило когда-то Марии Николаевне гостиной-кабинетом. Части зала визуально разграничивались тяжелым занавесом, который в любой момент можно было раздвинуть. У окон расположены камины. В Голубом зале в настоящее время установлены витрины, где хранятся многочисленные высокохудожественные предметы, подаренные городу по случаю торжественных событий.

Домовая церковь

Дворцовый храм во имя Николая Чудотворца расположен выше других помещений, к нему ведет отдельная лестница. Он был освящен в 1845 г., но только в 1856-м по просьбе Марии Николаевны на стенах появились росписи Г. Гагарина с библейскими сюжетами. Тогда же сосновый иконостас заменили мраморным. Росписи и внутреннее убранство церкви были полностью воссозданы к 2018 г. С 1991 г. здесь проводятся службы.

Большой зал заседаний

Комплекс Мариинского дворца ранее включал отапливаемый Зимний сад, где росли экзотические растения, журчал фонтан и обитали тропические птицы. Он был перестроен по проекту Леонтия Бенуа в 1907–08 гг. для Государственного совета. Сегодня в зале заседает Законодательное Собрание СПб.

Информационный центр

В 2014 г. на 1 этаже дворца выделили помещение для экспозиций, связанных с историей строительства Мариинского дворца и становления Законодательного Собрания СПб. Здесь же представлен макет здания.

Макет

Экскурсии

Ознакомительные посещения проводятся организованными группами по предварительным заявкам организаций. Частные лица могут сделать запрос, обратившись к депутатам Законодательного Собрания по форме обратной связи.

Экскурсия по Мариинскому дворцу: видео

Как добраться до Мариинского дворца

До остановки «Исаакиевская площадь» можно доехать на автобусах № 3, 22, 27, 10, 70, 71 и маршрутке № 169.

Ближайшие станции метро — Садовая, Спасская, Сенная площадь, Адмиралтейская.

Вызывать такси в городе удобно с помощью мобильных приложений Везёт (Рутакси), Bolt, Maxim, Gett, Яндекс Go. Для составления собственного маршрута можно воспользоваться опциями удобного сайта.

Мариинский дворец – презент для дочери Николая I

Законодательное собрание Санкт-Петербурга занимает здание, которое было построено в середине XIX века. Роскошный дворец был необычным подарком императора на помолвку его любимой дочери с герцогом Максимилианом Лихтенбергским. Большинство туристов осматривают великолепные фасады только снаружи, но есть возможность побывать с экскурсией и внутри старинного дворца.

Содержание:

История дворца

Изначально земли, где потом был построен дворец, принадлежали богатым дворянским семействам – Бутурлиным, Урусовым и Репниным. В 1763 году царица Екатерина II выкупила их и подарила своему фавориту Ивану Чернышеву.

Константиновский дворец в Санкт-Петербурге

Мариинский дворец с высоты птичьего полёта

Через пять лет граф возвел для себя роскошный дворец, который простоял здесь до 1838 года. После смерти графа в 1797 году здание перешло в собственность старшего сына Григория, однако вскоре за долги дворец был передан Казенному Опекунскому Управлению.

В 1824 году в здании была устроена школа для Гвардейских подпрапорщиков. Вскоре дворец капитально перестроили. Изменился главный корпус, декор фасадов и внутреннее убранство. Строители снесли парадный двор и флигели. Дворец стал училищем, которое в 1832-1834 годах закончили поэт Михаил Лермонтов и князь Александр Барятинский.

Константиновский дворец в Санкт-Петербурге

Мариинский дворец в городской застройке

В 1838 году Николай I решил подарить своей дочери Марии Николаевне новый дворец в честь ее помолвки с герцогом Максимилианом Лихтенбергским. Для этого царь выбрал земли в центре города, где стояло училище и еще три участка неподалеку.

Для строительства пригласили Андрея Ивановича Штакеншнейдера. В декабре 1838 года талантливый архитектор представил проект прекрасного дворца – самого лучшего творения в своей жизни.

Константиновский дворец в Санкт-Петербурге

Фасад Мариинского дворца

Торжественная закладка здания состоялась 28 июля 1839 года. Чуть раньше, в день свадьбы молодой пары царь объявил, что новый дворец будет постоянной резиденцией дочери и ее мужа, но пока строительство не закончено, они будут жить в покоях на Пажеском корпусе, что на Садовой улице.

Отделку внутренних помещений завершили только в конце 1844 года, а в конце января 1845 года дворец был сдан Приемной комиссии. Так началась новая жизнь семьи герцога Лихтенбергского и его супруги Марии Николаевны Романовой в собственном дворце.

Константиновский дворец в Санкт-Петербурге

Красный зал Мариинского дворца

Царская дочь напрочь отказалась уезжать из России и оставалась на родине со своим мужем вплоть до кончины. Мария Николаевна умерла в 1876 году, в возрасте 56 лет. Через несколько лет после ее смерти наследники продали дворец в казну за баснословные по тем временам деньги – 3 миллиона рублей.

В июле 1884 года царь Александр III издал указ, по которому дворец превратился в резиденцию Государственного совета и царскую Канцелярию. Позже, в 1917 году, здесь заседало Временное правительство буржуазной России. Представительная история дворца продолжается до сих пор. Сейчас в старинном здании проходят заседания Законодательного Собрания северной столицы.

Константиновский дворец в Санкт-Петербурге

Белый зал Мариинского дворца. Фото: assembly.spb.ru

Что посмотреть туристам

Дворец закрыт для посторонних, по этой причине туристы осматривают постройку только снаружи. Часто можно увидеть, как возле дворца притормаживают большие экскурсионные автобусы, и гиды рассказывают приезжим об истории постройки.

Внутреннее убранство дворца поражает небывалой роскошью и высочайшим вкусом. В 2010 году прошли реставрационные работы, благодаря которым были восстановлены оригинальная отделка Большого обеденного зала, Голубой гостиной, дверей и паркета Помпейской галереи. В 2015-м году реставраторы воссоздали роспись домовой церкви работы Григория Гагарина.

Константиновский дворец в Санкт-Петербурге

Гостиная-кабинет Марии Николаевны Мариинского дворца

Несмотря на ограничения, попасть внутрь здания все же можно. Для этого нужно получить разрешение на экскурсию у Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Ответ должен прийти в течение месяца, и он обычно положительный.

Участие в групповой экскурсии стоит 700 рублей с человека. Если вы хотите побывать в здании с индивидуальной экскурсией, рассчитанной на 1-4 человек, нужно заплатить 1200 рублей за 1 час или 14290 рублей за 6,5 часов (2021).

Константиновский дворец в Санкт-Петербурге

Полуциркульный кабинет Мариинского дворца. Фото: assembly.spb.ru

Как добраться

Дворец стоит на Исаакиевской площади, в самом сердце города. До него легко дойти пешком от станции метро «Адмиралтейская».

Мариинский дворец

В южной части будущей Исаакиевской площади, где сейчас располагается Мариинский дворец, в 1761 году приобрёл участок граф Иван Григорьевич Чернышёв – генерал-поручик, действительный камергер. В следующем году для него здесь по проекту архитектора Ж. Б. Валлен-Деламота началось создание обширного особняка. Граф писал И. И. Шувалову в феврале 1762 года:

“Я льщу себя надеждой, это будет красивый особняк, хотя очень простой архитектуры, однако хорошо убранный. Великолепно, благородно и со вкусом, но без золота и серебра” [Цит. по: 2, с. 434].

От набережной Мойки дворец И. Г. Чернышёва был отодвинут примерно на 50 метров, дабы сформировать перед ним курдонер – парадный двор, обрамлённый одноэтажными служебными флигелями, куда можно было бы въехать с набережной через ворота. Садовый фасад ничем не уступал по красоте главному, что хорошо видно на приведённом выше фрагменте “плана Сент-Илера”.

4 апреля 1765 года граф отпраздновал своё новоселье. В декабре 1766 года он принимал здесь императрицу Екатерину II. Это здание считалось одной из достопримечательностей Петербурга. Немецкий астроном И. Бернулли писал:

“Когда я пополудни прощался с графом Иваном Григорьевича Чернышёвым, который недавно опять приехал в город, я одновременно осмотрел весь его великолепный дворец, который, конечно, можно причислить к самым большим достопримечательностям Санкт-Петербурга. Уже снаружи он построен на французский манер и украшен многими статуями, нишами и т.п., так что без плана нелегко дать представление о нём. Главная лестница из серо-белого мрамора, каждая ступенька из целого куска, который он заказал привезти из Италии. В нижнем этаже находятся преимущественно комнаты обеих графинь и обычные гостиные. Они достойны осмотра, но много теряют в сравнении с верхним этажом, где в комнатах графа и в парадных покоях соединяются действительно королевское великолепие с хорошим вкусом. С главной лестницы сначала попадают в комнату, где можно видеть часть библиотеки, моделей кораблей, морские карты и т.п.; среди прочих красивую большую модель здешнего Адмиралтейства. Затем следует обычный кабинет и жилая комната графа в одном конце дворца. Самое примечательное в ней – множество превосходных картин, как оригиналов, так и копий знаменитых вещей, и может быть также копий, которые выдаются за оригиналы. Из этой комнаты выходят по левую руку в овальный зал, где совсем оглушаются количеством и разнообразием прекрасных предметов. Из него попадают опять по левую руку в анфиладу комнат, которые идут через главное здание, а именно, сначала в богато меблированную и украшенную ещё несколькими картинами спальню графа, затем в пять или шесть больших и малых парадных и ассамблейных комнат. В одной – биллиард, в другой – пианофорте, в третьей – кресло императрицы, которая в этой комнате обычно играет в карты; и во всех находятся ещё и другие произведения искусства, особенно столы и камины, подобных которым богаче, красивее и лучшего вкуса едва ли можно увидеть” [Цит по: 2, с. 434, 435].

Читайте также:  Карта Крита с достопримечательностями на русском языке. Интерактивная карта

После смерти Ивана Григорьевича в 1797 году дворец перешёл по наследству его старшему сыну от второго брака с Исленьевой Анной Александровной – Григорию. Через некоторое время дворец из-за долгов был заложен и взят в казну. Часть помещений стала сдаваться в аренду. Здесь торговали картинами, табаком, колбасами. На втором этаже и в саду расположилось мещанское общество “Шустер-клуб”. Некоторое время во дворце Чернышёва проживал эмигрировавший из Франции принц Конде. При этом на фасаде здания появилась надпись “Отель Конде”.

При реконструкции Адмиралтейства по проекту А. Д. Захарова бывший дворец Чернышёва арендовался Адмиралтейств-коллегией. Приспособлением здания для нужд чиновников занимался сам Захаров. В рапорте в Адмиралтейский департамент от 6 ноября 1808 года он указал, что здесь “востребовались следующие переправки и пополнения, а именно: в покое, где назначено быть гауптвахте, сняты антресоли и сломаны на оных печки и лежанки, и сей покой отделывается плотничною, щекотурною и каменною работами” [Цит. по: 3, с. 157].

В конце 1810-х годов этот участок предполагалось отдать для строительства дворца великого князя Михаила Павловича, младшего брата императора Александра I. Проект дворца разрабатывал Карл Росси. Новое здание задумывалось в виде трапеции с главным фасадом выходящим на площадь и боковыми корпусами по Вознесенскому проспекту и по вновь проложенному переулку. В завершении трапеции зодчий разместил здание манежа с хозяйственными флигелями, во дворе – сад. Перед дворцом предполагалось снести несколько частных домов, расширить Синий мост, сделать просторную площадь. От этого проекта перестройки дома Чернышёва отказались, сославшись на дороговизну выкупа находящихся здесь других частных строений. Позже дворец Михаила Павловича был построен в другом месте.

В мае 1823 года Николай I учредил Школу гвардейских подпрапорщиков. Первоначально это учебное заведение размещалось в казармах лейб-гвардии Измайловского полка. 10 августа 1825 году школе был передан дворец Чернышёва. На аттике здания поместили герб, дворец надстроили третьим этажом. В 1826 году учебное заведение стало называться Школой гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь учился великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, в то время юнкер лейб-гвардии Гусарского полка. Вместе с ним здесь учился будущий генерал-фельдмаршал А. И. Барятинский.

Строительство Мариинского дворца

Мариинский дворец на этом месте построен в 1839-1844 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера. Он стал подарком Николая I своей дочери Марии к её свадьбе с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Отсюда и название здания – по имени хозяйки.

Великая княжна Мария Николаевна обладала весьма своенравным характером. Вместо того, чтобы по традиции выйти замуж и переехать в графство или княжество своего супруга, она поставила условие: “Или никогда не выйду замуж, или вместе с мужем буду жить в Петербурге”. Действительно, в то время супругов для великих княжён находили чаще всего в бедных немецких разрозненных княжествах. Там, после богатой жизни в царской семье, девушка бы оказались в весьма скромной обстановке. По счастью, найти жениха, который бы подходил дочери императора и согласился бы переехать в Россию всё таки удалось. Им стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский – внук Жозефины Богарне, супруги Наполеона.

После венчания 2 июля 1839 года молодые супруги поселились в Зимнем дворце. Сразу же началась работа над постройкой их постоянной резиденции. Для Мариинского дворца был выбран участок, на котором находился бывший дворец графа Чернышёва.

Николай I хотел чтобы его дочь жила в самом уютном и удобном доме, материалы для стройки рекомендовались самые современные на тот момент времени. Место для Мариинского дворца император выбрал сам. Проект дворца хотели поручить Карлу Росси, но к тому моменту архитектор был уже очень стар. Тогда работу над зданием поручили А. И. Штакеншнейдеру. Для него этот проект стал первой серьёзной работой в Санкт-Петербурге. В комиссию по надсмотру за проводимыми работами вошли К. Росси и В. П. Стасов.

Торжественная закладка здания состоялась 1 октября 1839 года. Мариинский дворец занял участок не только дома Чернышёва, но и ещё трёх смежных с ним. Рядом с образовавшимся единым участком был проложен Новый переулок (ныне переулок Антоненко). Для вхождения здания в ансамбль Исаакиевской площади до 97,3 метров был расширен Синий мост, после чего он стал самым широким в городе.

Левое крыло Мариинского дворца было построено заново. Правое включило в себя фундаменты и часть стен дома Чернышёва.

Строительство велось быстро. Мария Николаевна с мужем поселились во дворце в 1845 году. 25 января этого года здание освятили и официально назвали “Мариинским дворцом”.

Существует легенда о том, что Мария Николаевна не приняла подарок отца. После смерти Николая I на Исаакиевской площади ему установили памятник, ко дворцу император повёрнут спиной. Якобы, именно из-за этого Мария не захотела здесь жить. На самом деле она, конечно, жила во дворце, пусть ей и не нравились некоторые его детали.

На площадь выходили в основном служебные помещения, а жилые комнаты были со стороны внутреннего двора. Стены обработали не мрамором, а песчаником. Поэтому в жилых комнатах было не только тихо, но и всегда тепло.

Все перекрытия в Мариинском дворце во избежание пожаров были выполнены металлическими. Проверку качества таких перекрытий Штакеншнейдер доверил Карлу Росси, как первопроходцу в их использовании в гражданских сооружениях. При проверке выяснилось, что толщина балок гораздо меньше, чем она должна была быть по проекту. При проверке качества укладки каменных напольных плит оказалось что и они тоньше, чем должны были быть. Оказалось, что подрядчики сэкономили на материалах. После этого все договоры с ними были расторгнуты, все конструкции дворца перепроверены и при необходимости заменены.

Несмотря на классический фасад здания, внутри Мариинский дворец серьёзно отошёл от традиционного для того времени расположения помещений. Появление разностильных интерьеров здесь объясняется успешным восстановлением личных апартаментов императорской семьи в Зимнем дворце после пожара 1837 года. Архитектор А. П. Брюллов тогда впервые применил в отделке личных помещений разные стили исходя из их функционального назначения. Эта работа нашла самый положительный отклик. Ансамбль интерьеров Мариинского дворца, созданный Штакеншнейдером, стал вторым после интерьеров Брюллова в Зимнем дворце значительным ансамблем, знаменующим переход от классицизма к эклектике [4, с. 129].

Классический стиль в парадных залах оказался более устойчивым. В Мариинском дворце парадные анфилады решены в форме позднего классицизма. Парадная лестница расположилась не перпендикулярно главному фасаду, а слева от Вестибюля. Это было сделано архитектором для уменьшения потери тепла. Второй этаж вместил в себя две анфилады, расположенные перпендикулярно друг к другу. Их пересечение Штакеншнейдер организовал в виде зала-ротонды. Далее следовал Квадратный (Помпейский) зал, окружённый Овальной столовой и Овальной гостиной. За Помпейским залом находился Зимний сад, завершающий центральную анфиладу. В центре Зимнего сада находился фонтан, высота струи которого достигала 8 метров. Слева от Ротонды находился Концертный (Танцевальный) зал, окна которого выходили во внутренний двор. К центральной анфиладе примыкала Библиотека. Рядом с ней – Помпейская галерея с фресковой росписью по типу лоджий Рафаэля в Эрмитаже.

Жилые покои размещались в правом крыле здания. Комнаты Марии Николаевны начинались Приёмной залой, продолжались Гостиной (Кабинетом), Спальней, Будуаром, Туалетной, Овальным (Угловым) кабинетом. Здесь же, в правом крыле, был организован пандус. По нему можно было попасть на любой этаж. Этот наклонный проход был украшен всевозможными растениями, что делало подъём по нему похожим на прогулку по горным тропам. Прогулки по пандусу таким образом благотворно влияли на здоровье обитателей дворца. Существует версия появления пандуса, связанная с якобы больными ногами Марии Николаевны. Пандус мог облегчать перемещение великой княгини по зданию на коляске.

Герцог Максимилиан жил в комнатах, окна которых выходили на Исаакиевскую площадь. Среди них: Парадная приёмная (оформленная в стиле Людовика XIV), Бильярдная, Гостиная, Кабинет с коллекциями оружия и минералов, Турецкий кабинет. На первом этаже для него была создана капелла с витражом, привезённым из Мюнхена – родины Максимилиана.

После окончания строительства дворец стал открытым для свободного посещения, что стало достаточно необычным явлением. На аттиковом этаже находилась домовая церковь Святого Николая Чудотворца, что объясняет слишком укрупнённый объём аттика.

На первом этаже Мариинского дворца находились детские комнаты и квартиры воспитателей. Самым большим помещением был Рекреационный зал, приспособленный для активного отдыха и спортивных игр. Придворные жили на верхнем этаже и двух флигеля – Гофмейстерском и Офицерском.

Герцог Максимилиан скончался в 1852 году. Мария Николаевна прожила в своём дворце до самой смерти в 1876 году. Мариинский дворец по наследству перешёл их детям. Евгений и Георгий Лейхтенбергские, жившие со своими семьями в восточном крыле, из-за долгов решили продать свою резиденцию.

Мариинский дворец как центр российской государственности

В 1884 году Мариинский дворец перешёл в казну за 3 000 000 рублей с рассрочкой на тридцать лет. С этого момента дворец стал собственностью государства. Уже 14 июля 1884 года Александром III был подписан указ, которым Мариинский дворец объявлялся резиденцией Государственного Совета, Государственной канцелярии, Комитет министров, Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя. Все они разместились в здании в феврале 1885 года. Часть усадебных строений в саду было передано Военному министерству, разместившему в них 3-й батальон лейб-гвардии Стрелкового Финского полка. Торжественное освящение дворца как центра российской государственности состоялось 11 февраля 1885 года.

По проекту архитектора Л. Л. Петерсона Мариинский дворец был переоборудован исходя из своей новой функции. В 1893 году здесь свечной освещение было заменено на электрическое. В Ротонде еженедельно по понедельникам заседал Государственный совет. Кабинет герцога Максимилиана был переоборудован под кабинет председателя Госсовета. В Концертном зале проходили заседания Кабинета министров, в Овальном – заседания Департамента гражданских и духовных дел. В день столетия Государственного совета в 1901 году в Ротонде состоялось его торжественное заседание, которое было запечатлено на знаменитой картине И. Е. Репина.

В апреле 1902 года в Вестибюле Мариинского дворца террористом был смертельно ранен министр внутренних дел Д. С. Сипягин.

Читайте также:  Фото Санто-Доминго

После учреждения в 1905 году Государственной Думы численность Государственного совета была значительно расширена. Сюда стали допускаться журналисты и “иные заинтересованные лица”. Ротонда уже не могла вместить всех участвующих в заседаниях. В 1908 году по проекту Л. Н. Бенуа, М. М. Перетятковича и Л. Л. Шретера для нужд Государственного совета было перестроено помещение Зимнего сада. 15 октября 1908 года Государственный совет начал работу в новом зале.

В начале 1900-х Николай II предлагал дворец своей фаворитке Матильде Кшесинской. Она строила себе особняк на Петроградской стороне, император пытался отговорить её от такой затеи. Однако знаменитая танцовщица отказалось от подарка. Существует мнение что Матильда как и Мария не приняла его из-за того что Николай I, так же как и Пётр I (“Медный всадник”) отвернулись от дворца.

После февральской революции 1917 года Мариинский дворец заняло Временное правительство, проработавшее здесь до июня. 7 августа здесь начала работать Всероссийская комиссия по выборам в Учредительное собрание. После октября 1917 года Мариинский дворец перешёл в ведение Народного комиссариата имуществ и Высшего совета народного хозяйства. После переезда в 1918 году правительства в Москву в Мариинском дворце разместились казармы Красной Армии. Позже его занимали различные учреждения: Трансбалт, Севзапвод, Дом печати. В 1928-1929 годах акционерное общество “Советский турист” устроило здесь общежитие на 1 000 коек.

Осенью 1929 года в Мариинском дворце открылось ленинградское отделение Промакадемии ВСНХ СССР. Здесь находились общежитие академии, аудитории, комнаты персонала и кинотеатр. В 1940 году аудитории и общежитие перешли высшим курсам при ЦК ВКП(б).

30 июня 1941 года в Мариинском дворце разместился Военный совет, штаб, политотдел Ленинградской армии народного ополчения, редакция газеты “На защиту Ленинграда”. После 23 октября, когда армия была расформирована, здание служило госпиталем. Настенная роспись залов была замазана штукатуркой. Во время ленинградской блокады Мариинский дворец серьёзно пострадал. В него попало два крупных снаряда и около 40 зажигательных бомб.

Реставрационные работы в Мариинском дворце начались уже в 1944 году. По проекту М. А. Шепелевского проводилась не только реставрация, но и перепланировка помещений. В восточном крыле появилась новая мраморная лестница. На главном фасаде здания разместили макеты пяти орденов и медалей, которыми был награждён Ленинград. 8 октября 1945 году в Мариинском дворце разместился Исполнительный комитет Ленинградского Совета трудящихся.

В 1960-х годах были восстановлены росписи Помпейской галереи, отреставрированы интерьеры Приёмной (Красного зала), Танцевального (Белого) зала. В 1990 году была восстановлена и освящена церковь.

С 14 декабря 1994 года в Мариинском дворце работает законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Поделиться

Источники

1 Овсянников Ю. М.: «Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси». Издательство «Искусство-СПб», 2001 – 632 стр.

4 Пунин А. Л.: «Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Том I». Издательство «Крига», 2009 – 592 стр.

Добро пожаловать в Санкт-Петербург

Информация об отелях, транспорте, музеях, театрах и достопримечательностях

Мариинский дворец на Исаакиевской площади

Мариинский дворец

Мариинский дворец строился по приказу императора Николая I для его любимой старшей дочери великой княгини Марии Николаевны как свадебный подарок.
Мария Николаевна, вопреки традиции, принятой в царских семьях, не захотела выходить замуж и покидать Россию и получила на это разрешение отца. Она вышла замуж за герцога Лейхтенбергского, который, будучи католиком, согласился на то, чтобы их будущие дети воспитывались в православии.
Свадьба состоялась в 1839 г., тогда же и началось строительство дворца. В качестве архитектора император выбрал Андрея Ивановича Штакеншнейдера.
Перед архитектором стояла непростая задача: надо было построить дворец, который бы выдержал соседство с величайшим творением Монферрана – Исаакиевским собором. Штакеншнейдеру удалось справиться с этой задачей.
В XVIII в. на месте, предназначенном для будущего дворца, стоял дворец графа Чернышева, построенный по проекту архитектора Ж.-Б. Вален-Деламота. Впоследствии, в 1825 – 1839 г.г., здесь располагалось Николаевское кавалерийское училище, одним из известных выпускников которого был М.Ю. Лермонтов.
Строительство дворца продолжалось 5 лет, и в 1845 г. семья переехала в новый дворец.

Дворец соединял с площадью Синий мост. Николай I приказал расширить мост до размеров фасада дворца, и теперь мост образует единое целое с площадью. Его ширина почти 100 м. Это самый широкий мост в Петербурге.

Синий мост

Вестибюль Мариинского дворца. Бюст Великой княгини Марии Николаевны

Строгий снаружи, дворец поражал своей внутренней отделкой. Он был оформлен в стиле итальянского палаццо. Парадный вестибюль украшали колонны из розового финского мрамора, камин — зеленого сибирского мрамора. Сейчас в вестибюле установлен бюст великой княгини Марии Николаевны.

Парадная лестница располагалась слева от входа.

Парадная лестница Мариинского дворцаПарадная лестница Мариинского дворца

Украшением второго этажа является двухярусная ротонда, освещаемая верхним светом.

Ротонда

Ротонда соседствовала с Помпейским залом, за которым находился Зимний сад.

Вид на ротонду из Помпейского зала

В 1837 г. А.И. Штакеншнейдер совершил путешествие по странам Европы: Германии, Франции, Италии и это нашло отражение в оформлении Мариинского дворца: он полон света, легкости, радости.
Роспись Помпейского зала напоминает фрески Рафаэля.

Мариинский дворец на Исаакиевской площади

Необычным является еще одно сооружение – пандус внутри дворца. Его длина 150 м, высота 26 м.

Пандус

Мариинский дворец был украшен картинами и скульптурами, которые образовали богатейшую коллекцию. Часть этой коллекции составляли произведения искусства, привезенные герцогом Лейхтенбергским из Мюнхена, где он владел известнейшей в мире картинной галереей.

Герцог Лейхтенбергский был прекрасно образован. Больше всего его интересовали естественные науки, особенно он интересовался гальванопластикой, минералогией. В 1845 г. при его участии в Петербурге открылось первое в России гальванопластическое предприятие, на котором, в частности, были изготовлены статуи для украшения Исаакиевского собора. Он также был членом Попечительского совета заведений общественного призрения в Петербурге. Многие петербуржцы знают о существовании в городе Максимилиановской поликлиники, но не многие знают, что она названа так в честь герцога Максимилиана Лейхтенбергского. С 1843 г. герцог был президентом Академии художеств и при нем было открыто мозаичное отделение при Академии.

После смерти герцога в 1852 г. Николай I назначил президентом великую княжну Марию Николаевну. Она стала первой женщиной президентом Академии художеств. Мария Николаевна собирала коллекции, увеличивала награды и стипендии и вкладывала немало собственных средств в развитие Академии. Ею было основано общество поощрения художников, она убедила отца дать деньги на дом. Дом сохранился до наших дней и не изменил своего назначения, в нем и сейчас находится Санкт-Петербургское отделение Союза художников.

Здание Союза художников

Здесь постоянно проводятся выставки и концерты, которые Вы можете посетить. Адрес Союза художников, как называют его петербуржцы, Большая Морская, 38, это совсем рядом с Исаакиевской площадью и Мариинским дворцом.

Великая Княгиня Мария Николаевна умерла в своем дворце в 1876 г.

Вскоре после завершения строительства Мариинского дворца слева и справа от него были построены два здания – Министерства госимуществ (1844 – 1850) и резиденция министра госимуществ (1847 – 1853), в 1859 г. площадь украсил памятник Николаю I, и эта часть Исаакиевской площади приобрела тот вид, который предстает перед нами и сейчас.

В 1884 г. дворец был выкуплен в казну и с 1885 г. в нем размещался Государственный совет Российской империи и Комитет министров. В 1905 г. на месте зимнего сада по проекту архитектора Л.Н. Бенуа был устроен зал заседаний.

Зал заседаний

В нем висела картина И.Е. Репина «Юбилейное заседание Государственного совета», которая относится к тому времени, когда заседания проходили в ротонде. Сейчас эту картину можно увидеть в Русском музее.

И.Е. Репин. Юбилейное заседание Государственного совета

После событий 1917 г. судьба здания много раз менялась: здесь располагались казармы Красной Армии, Промакадемия, ее общежитие, в домовой церкви был устроен кинотеатр. С 1945 года здесь размещался Ленсовет. С 1994 г. здание занимает Законодательное собрание Петербурга (ЗАКС).
Художественные ценности частично были переданы в Эрмитаж и Русский музей, частично пропали.
Домовая церковь была восстановлена и по особым случаям там проводятся службы.

Мариинский дворец на Исаакиевской площади Домовая церковь

Как добраться: ст. метро «Адмиралтейская», дальше пешком.
Авт. 3, 22, 27, 10, 70, 71 , тролл. 5, 22 ост. Исаакиевская пл.
Экскурсии проводятся только для организованных групп по предварительной заявке.

Мариинcкий дворец.
Фото Как добраться

На этом месте в 1762-1768 гг. арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот построил дом для И. Г. Чернышева. Впоследствии фундамент и стены этой постройки использовал арх. А. И. Штакеншнейдер, включив их в здание дворца, построенного им в 1839-1844 гг. по заказу императора. Дворец был возведен для великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая I, – это был императорский подарок к ее свадьбе с герцогом Лейхтенбергским. При строительстве дворца архитектор пустил под снос несколько соседних домов.
Фасад здания акцентирован тремя ризалитами. Подъезд оформлен как аркада.

Внутренняя планировка дворца – анфиладное расположение залов, уходящих в глубину строения. Центральная ротонда украшена тридцатью двумя колоннами и освещается верхним светом. К ротонде примыкает Квадратный зал с хорами. Анфилада заканчивалась зимним садом. Работы по внутренней отделке проводили художник А. Виги и скульптор Д. И. Иенсен.

В 1880-х гг. Мариинский дворец был передан в государственную казну. В конце XIX – начале XX в. в нем проходили заседания Государственного совета. Это потребовало перепланировки дворца. В 1906-1907 гг. арх. Л. Н. Бенуа на месте зимнего сада устроил зал заседаний.

В 1917 г. здесь размещалось Временное правительство.
Сейчас в Мариинском дворце – Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Дворцовая церковь Святителя Николая Чудотворца
Церковь Мариинского дворца, освященная 17 января 1845 г. во имя св. Николая Чудотворца, находилась на четвертом этаже, в центральной части здания. Освещалась она через просветы в сводчатом потолке, который поддерживали четыре колонны с золочеными капителями. Дворцовую церковь украшал мраморный иконостас.

Интерьер храма продолжали отделывать и позже. Над проектом дароносицы работал французский архитектор Э. Виолле-ле-Дюк (Париж). В конце 1850-х гг. Мария Николаевна пожелала украсить стены и перекрытия придворного храма. Эскизы росписей выполнил вице-президент Академии художеств князь Г. Г. Гагарин, а художник М. Н. Трощинский расписал стены в манере старинной византийской живописи. Картины были выполнены на золотом фоне и имитировали мозаику.

Рядом с домовой церковью находилась маленькая молельня вел. княгини Марии Николаевны, выполненная в византийском стиле.

Оформление церкви не изменилось и после размещения во дворце в 1885 г. Государственного совета.
После 1917 г. богуслужения в храме прекратились, иконостас был утрачен. В 1930-е гг. все росписи была зашпаклеваны и закрашены – в церкви был устроен кинозал.

В 1988 г. были завершены работы по реставрации храма под руководством О. К. Оде. В 1991 г. по инициативе группы депутатов Ленсовета, занимавшего Мариинский дворец, была зарегистрирована община Николо-Мариинской церкви, и возобновлены богослужения. В настоящее время в церкви проводятся службы по особому расписанию.
http://www.citywalls.ru/house798.html

До 1839 года на месте Мариинского дворца стоял дворец Чернышева, возведенный еще Ж.-Б. Валлен-Деламотом. Во дворце размещалась Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой учился Лермонтов. В начале 40-х годов Школа, переименованная в Николаевское кавалерийское училище, переводится на Ново-Петергофский (Лермонтова) проспект, а дворец Чернышева перестраивается для старшей дочери Николая I по случаю вступления ее в брак с герцогом Лейхтенбергским.
Проект в стиле раннего классицизма с элементами итальянского Возрождения выполнил архитектор Штакеншнейдер. Одновременно перед дворцом, на всю ширину фасада, обращенного к Исаакиевскому собору, был расширен до 99 метров Синий мост. Этот безошибочный ход включил дворец в архитектурную среду огромного звездного ансамбля центральных площадей. Появилась новая, Мариинская площадь.
http://pitercult.ru/mariinskij-dvorec.html

Мариинcкий дворец и другие фотографии Питера:

Aki Sarvarova
В СПб все красоты в одном месте, каждый двор история. Очень красивое место! Туристу рекомендовано

Renat GOD
Проводили экскурсию мне понравилось. Нас было 30 человек и все слушали внимательно.

Ссылка на основную публикацию