Соглашение об избежании двойного налогообложения с Гонконгом

Избежание двойного налогообложения между Гонконгом и Россией

Межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Гонконгом было подписано в январе 2016 года и вступило в силу с августа 2016 года. Настоящий налоговый договор применяется с 1 января 2017 года в России и с 1 апреля 2017 года в Гонконге.

В качестве основы для Соглашения об избежании двойного налогообложения Россия и Гонконг использовали нынешний вариант Конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал. До вступления нового Соглашения в силу российские компании, ведущие бизнес в Гонконге, облагались подоходным налогом в обеих юрисдикциях. Другими словами, репатриированная прибыль российской компании, ведущей бизнес в Гонконге, проверялась обоими налоговыми бюро индивидуально.

Налоговое резиденство

В Соглашении оговариваются отдельные критерии для признания лица налоговым резидентом Гонконга и России. Резидентом Гонконга является физическое лицо, обычно проживающее там постоянно, или проживающее в Гонконге более 180 дней в течение налогового года или более 300 дней в течение двух налоговых лет, один из которых является рассматриваемым налоговым годом. Резидент России – это любое лицо, подлежащее налогообложению в соответствии с российским законодательством на основании его проживания в России. Стоит отметить, что физическое лицо не признается резидентом России, если там не проживает а только лишь имеет источник дохода в России.

Налоговые льготы

Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Гонконгом содержит положения о налоговых льготах для освобождения от двойного налогообложения для компаний и физических лиц, получающих доходы в одной из юрисдикций и репатриирующих их в страну происхождения компании. Согласно п. 3 ст. 2 для освобождения от двойного налогообложения квалифицируются следующие налоговые категории:

    : взимается с прибыли предприятий/корпораций;
  1. налог на заработную плату: взимается с доходов от работы физических лиц;
  2. налог на имущество: взимается с доходов, полученных владельцем от использования его имущества в Гонконге.
  1. налог на прибыль организаций;
  2. налог на доходы физических лиц.

В Соглашении упоминаются некоторые различия, вызванные особенностями внутреннего законодательства Гонконга, например, для налога на имущество. Поскольку Гонконг взимает подоходный налог, то налогом облагается не само имущество, а доход от его использования, например, доход от аренды. Другим примером является удерживамый налог на доходы от капитала, который используется в Гонконге, но не в России.

Удержание налога

С гонконгских компаний, соответствующих условиям Соглашения, Россия взимает более низкую пяти- или десятипроцетную ставку удерживаемого налога с выплаты дивидендов. Соглашение также предусматривает нулевую ставку удерживаемого налога на проценты и трехпроцентную ставку удерживаемого налога с роялти. Ниже приведено сравнение российских ставок удерживаемого налога на прибыль для налогового резидента Гонконга.

Соглашение об избежании двойного налогообложения: Россия Гонконг

Доходы от морских и воздушных перевозок

Соглашение определяет, что прибыль предприятий от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках, будет облагаться налогом только в государстве, где компания является резидентом.

Обмен информацией между Россией и Гонконгом

Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Гонконгом содержит положения о прозрачности налогообложения и ограничения получения налоговых льгот по некоторым видам доходов, включая дивиденды и проценты. Соглашение также устанавливает, что стороны не ограничены в своем праве применять местные законы или меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов. В соответствии с другими Соглашениями обе страны согласились на взаимный обмен информацией для повышения прозрачности налогообложения и борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Гонконгом регулирует обмен информацией между компетентными органами договаривающихся стран в соответствии с действующими международными требованиями в области налогообложения. Протокол к Соглашению, который является его неотъемлемой частью, содержит ряд дополнительных положений. В частности, в нем говорится, что любой документ, полученный в процессе обмена информацией или свидетельство о резидентстве, выданное компетентным органом Гонконга или его уполномоченным представителем, не требует дополнительного подтверждения или апостиля для целей его применения в России. Соглашением также устанавливается, что в случае России обмен информацией применяется к налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество и налогу на имущество физических лиц.

«Почему Гонконг?» Точка зрения российских компаний

Несмотря на то, что правительство Китая c 90-х годов занимается продвижением благоприятных условий ведения бизнеса для иностранцев в таких крупных городах, как Шанхай и Шэньчжэнь, предпочтение по-прежнему отдается Гонконгу, выступающему в качестве торгового и финансового центра, связывающего инвестициионные рынки России и материкового Китая.

В рамках проекта «Одна страна, две системы» Гонконг сохранил свою собственную, хорошо развитую правовую и финансовую систему, которая позволяет подписывать международные соглашения, при этом не теряя тесную политическую и экономическую связь с материком.

Основываясь на существующих Соглашениях о свободной торговле между Гонконгом и материковым Китаем, компании Гонконга получают налоговые льготы, изложенные в Соглашениях об избежании двойного налогообложения.

Материковый Китай упростил процесс регистрации для компаний Гонконга, предложив инвестиционные льготы, включая нулевые тарифы на товары из Гонконга. Поэтому российским предприятиям рекомендуется регистрировать компании в Гонконге, которые в свою очередь предоставят им доступ к обширному рынку материкового Китая.

С точки зрения международных трейдеров из России, Гонконг уже давно признан отличной платформой для реэкспорта как для России, так и для материкового Китая. Реэкспорт товаров, произведенных в Китае, составил 95% общего объема экспорта Гонконга в Россию в 2015 году, согласно торговым бюро правительства Гонконга. Россия является крупнейшим торговым партнером Гонконга в Центральной и Восточной Европе. Общий экспорт Гонконга в Россию в первой половине 2017 года вырос на 32%, до 1 млрд. долл. США, а импорт из России вырос на 47%, до 457 млн. долл. США.

Соглашение об избежании двойного налогообложения с Гонконгом

Карта Гонконга

Обоюдное Соглашение, позволяющее избежать двойного налогообложения, между Гонконгом и Россией было подписано 18 января 2016 г. А также оно затрагивало предотвращение уклонения от уплаты налогов.

На кого распространяется

Физические и юридические лица, на которых распространяется вышеупомянутое Соглашение, определяются ст. 4-й документа:

  • Граждан Специального Административного Района (САР) Гонконг.
  • Граждан РФ, пребывающих в Гонконге больше 180 суток за один налоговый год либо 300 суток за последние два налоговых года.
  • Юридических лиц, поставленных на учёт в госорганах САР, или тех, управление которыми осуществляется из Гонконга.

Полезно знать! Юридическое лицо, являющееся резидентом двух стран, признается налогоплательщиком той, в которой расположено место фактического управления.

На какие налоги действует Соглашение

Перечень налогов, попадающих под условия Соглашения, приводится в ст. 2-й. Из него следует, что к ним относятся все платежи, исчисляющиеся от всего размера прибыли, либо отдельного элемента дохода, с учётом налогов на отчуждение имущества. В частности, к ним относятся такие категории (в зависимости от территориальной применимости):

  • Относительно Гонконга:
  1. Налог на доход.
  2. Налог с заработной платы.
  3. Имущественный налог.
  • Относительно России:

Ставки налога

Различие ставок налога

Важно! Утверждённые условия распространяются на все разновидности налогов, относящихся к данным группам, которые могут быть введены на территории каждой из сторон Соглашения в период его действия.

Налоги на предпринимательскую деятельность

Условия, касающиеся данной ситуации, прописаны в ст. 7-й Соглашения об избежании двойного налогообложения в Гонконге. Подлежит уплате только доход, полученный на территории САР. Это является основным отличием от российской системы, где предприятие обязано платить с общемировой прибыли.

Подробнее об особенностях жизни в Гонконге можно прочитать пройдя по данной ссылке.

Корпоративное налогообложение Сингапура и Гонконга

В зависимости от структурности гонконгского предприятия и конкретных характеристик может быть организовано такое юридическое лицо, которое будет получать так называемый офшорный доход, не подлежащий налогообложению. В противном случае может применяться — оншорный, подлежащий уплате.

Следуя комментариям пресс-секретаря налоговой инспекции, физическое или юридическое лицо обязано оплачивать налог на прибыль в Гонконге, если ведётся торговля, предпринимательство или иная профессиональная деятельность. Причем она должна приносить доход, получаемый в пределах САР.

Освобождение от уплаты налогов

Исходя из судебной практики, можно попытаться выстроить тенденцию, по которой предприятие может не платить налоги в Гонконге. Суть его такова:

  • Предприятие не имеет офисов на территории САР.
  • Предприятие не имеет сотрудников на территории САР.
  • Контроль и менеджмент находится в России.
  • Заключение сделок осуществляется за пределами Гонконга.
  • Бизнес-партнёры (клиенты, поставщики) находятся за пределами Гонконга.
  • Происхождение и реализация продукции не связана с Гонконгом.

Соблюдение данных принципов позволяет утверждать, что доход предприятия получен за пределами, таким образом, налогообложению не подлежит.

Полезно знать! В большинстве случаев доказывать презумпцию невиновности предприятию приходится в суде.

Обзор иных систем налогообложения

Исходя из внесённых Соглашением корректировок, налогообложение Гонконга претерпело существенные изменения. Это затронуло большинство сфер деятельности, отличающихся доходностью в 2022 году.

Морские и воздушные суда, перевозки

Владелец этого вида судна платит налог только той стороне Соглашения, в которой зарегистрировано его предприятие. Аналогичные условия действуют в отношении доходов, полученных от данной сферы деятельности, в частности:

  • От международных перевозок (пассажирских и грузовых).
  • От аренды судна без экипажа (для осуществления международных рейсов).
  • От продажи билетов и услуг, затрагивающих эксплуатацию судна в вышеупомянутых целях.

Доходы от продажи имущества

Продажа, дарение или иной способ отчуждения движимого и недвижимого имущества предприятия либо физического лица вправе облагаться налогом в одной и в другой стране Соглашения. Однако это условие затрагивает не все сферы, в частности:

  • Налог с отчуждения морского либо воздушного судна, использующегося в международных перевозках, а также имущества, применяющегося для их обеспечения, подлежит обложению только в стране регистрации предприятия.
  • Прибыль, полученная с реализации акций, обращающихся на бирже, утверждённой сторонами, половина или более из которых касается объектов недвижимости.

Возможность оплатить налог в России или Гонконге на выбор предусмотрена:

  • С реализации или иного способа отчуждения объектов недвижимости.
  • С продажи или иного способа отчуждения движимых ценностей, касающихся единой базы, принадлежащей резиденту одной страны и занимающегося предпринимательской деятельностью — в другой.

Важно! Налог на прибыль от реализации налогооблагаемого имущества, не относящегося к перечню, представленному выше, подлежит оплате в стране, где зарегистрирован резидент владелец.

Возможность выбора страны, в которой будет произведена уплата налога, существует только в отношении отчуждения недвижимости или движимого имущества, не относящегося к водному или воздушному транспорту и всему, что с ним связано.

Подоходный налог

Подоходным налогом в Гонконге облагаются все работники, не соответствующие определённой категории. Определяется это несколькими факторами:

  • Договор заключён, согласован и исполнен вне пределов Гонконга.
  • Юридическое лицо поставлено на учёт за пределами САР.
  • Заработную плату работник получает за пределами Гонконга.

10 самых благоприятных налоговых систем мира

10 самых благоприятных налоговых систем мира

Если одно из условий не соблюдается, работник должен подать декларацию о доходах. Это требование является обязательным даже в том случае, когда последний трудоустроен на предприятии, расположенном за пределами САР, но приезжает в Гонконг для работы. В этой ситуации подаются сведения о доходе, полученном во время пребывания в Гонконге. Остальной заработок указывать нет необходимости.

Полезно знать. Налоговый год в специальном автономном районе начинается 1 апреля, заканчивается 31 марта.

Ставки подоходного налога

Система гонконгского налогообложения в 2022 году отличается от российской тем, что здесь действует прогрессивная шкала, то есть сумма уплаты увеличивается пропорционально размеру заработка гражданина. При этом следует учитывать, что в зависимости от источника дохода способ его декларирования и обложения может меняться.

Читайте также:  Фотографии острова Нуку-Хива

Подоходный налог в Гонконге и других странах мира

Например, если резидент зарабатывает от сдачи в аренду недвижимости, расположенной на территории Гонконга, он обязан заполнять налоговую декларацию.

Самые востребованные налоговые ставки для резидентов приведены в таблице.

Величина налогооблагаемого дохода, гонконгских долларовФиксированный процент подоходного налога
Менее 45 0002
От 45 001 до 90 0007
От 90 001 до 135 00012
Более 135 00117

Преимущества налоговой системы и Соглашения

Если начать анализ с системы в целом, то даже до принятия Соглашения преимущества гонконгской стороны были очевидны. Заключались они в таких характеристиках:

  • Большое количество льгот и вычетов, позволяющих назвать систему лояльной.
  • Низкая величина налога на доходность для всех предприятий.
  • Использование территориального принципа налогообложения, то есть уплате подлежат только те доходы, источником которых является объект, расположенный на территории САР.
  • Первоначальный льготный период. Возможность предоставления первых отчётов только по истечении 1,5 года с момента регистрации юридического лица.

Внедрение вышеупомянутого Соглашения позволяет гарантировать налоговую свободу для иных источников дохода граждан и юридических лиц. Кроме этого, оно освобождает резидента той или иной страны от вторичной уплаты налогов, дублирующихся из-за законодательных проблем.

Кстати, такая система избежания двойного налогообложения действует в США и ряде других государств, признающих двойное гражданство. Причём во многих из них аналогичный принцип работает уже длительное время. (Статью об избежании двойного налогообложения в Германии можно почитать пройдя по данной ссылке.)

Соглашение об избежании двойного налогообложения с Гонконгом

Правительство Российской Федерации и Правительство Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики,

желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Лица, на которых распространяется Соглашение

Настоящее Соглашение распространяется на лиц, которые являются резидентами одной или обеих Договаривающихся Сторон.

Статья 2

Налоги, на которые распространяется Соглашение

1. Настоящее Соглашение распространяется на налоги на доходы, взимаемые от имени Договаривающейся Стороны, ее политических подразделений или местных органов власти, независимо от способа их взимания.

2. Налогами на доходы считаются все налоги, взимаемые с общей суммы дохода или отдельных элементов дохода, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества.

3. Существующими налогами, к которым применяется настоящее Соглашение, являются, в частности:

a) применительно к Специальному административному району Гонконг:

(i) налог на прибыль;

(ii) налог на заработную плату;

(iii) налог на имущество;

независимо от их начисления в соответствии с личной оценкой (personal assessment);

b) применительно к России:

(i) налог на прибыль организаций;

(ii) налог на доходы физических лиц.

4. Настоящее Соглашение применяется также к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые установлены после даты подписания настоящего Соглашения в дополнение либо вместо существующих налогов, а также к любым другим налогам, которые Договаривающаяся Сторона может установить в будущем в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. Компетентные органы Договаривающихся Сторон уведомят друг друга о любых существенных изменениях, которые внесены в их налоговые законы.

5. Существующие налоги и налоги, установленные после подписания настоящего Соглашения, именуются далее “российский налог” или “налог Специального административного района Гонконг” в зависимости от контекста.

Статья 3

1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:

a) (i) термин “Специальный административный район Гонконг” означает любую область, на которую распространяются налоговые законы Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики;

(ii) термин “Россия” означает Российскую Федерацию и при применении в географическом смысле означает всю территорию Российской Федерации, включая внутренние воды и территориальное море, на которую распространяются российские законы, касающиеся налогообложения, а также ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, над которыми Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию, определенные в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (1982 год);

b) термин “компания” означает любое корпоративное объединение или любое образование, рассматриваемое как корпоративное объединение для целей налогообложения;

c) термин “компетентный орган” означает:

(i) применительно к Специальному административному району Гонконг – Руководителя Службы внутренних доходов или его уполномоченного представителя;

(ii) применительно к России – Министерство финансов Российской Федерации или его уполномоченного представителя;

d) термин “Договаривающаяся Сторона” или “Сторона” означает Российскую Федерацию или Специальный административный район Гонконг в зависимости от контекста;

e) термины “предприятие одной Договаривающейся Стороны” и “предприятие другой Договаривающейся Стороны” означают соответственно предприятие, управляемое резидентом одной Договаривающейся Стороны, и предприятие, управляемое резидентом другой Договаривающейся Стороны;

f) термин “постоянная база” означает постоянное место, которое резидент Договаривающейся Стороны имеет в другой Договаривающейся Стороне для целей оказания независимых личных услуг;

g) термин “международная перевозка” означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием Договаривающейся Стороны, кроме случаев, когда такое морское или воздушное судно используется исключительно для перевозки между пунктами в другой Договаривающейся Стороне;

h) термин “национальное лицо” применительно к России означает:

(i) любое физическое лицо, обладающее гражданством России;

(ii) любое юридическое лицо, товарищество или ассоциацию, учрежденные согласно действующему законодательству России; и

(i) термин “лицо” включает физическое лицо, компанию и любое другое объединение лиц и применительно к Специальному административному району Гонконг также включает траст и товарищество.

2. В настоящем Соглашении термины “российский налог” и “налог Специального административного района Гонконг” не включают никакой штраф или проценты, начисленные в соответствии с законодательством любой из Договаривающихся Сторон в отношении налогов, на которые распространяется настоящее Соглашение в соответствии со статьей 2.

3. При применении настоящего Соглашения Договаривающейся Стороной в любое время любой термин, не определенный в нем, имеет то значение (если из контекста не вытекает иное), которое придается ему на данный момент законодательством этой Стороны в отношении налогов, к которым применяется настоящее Соглашение, причем любое толкование, которое придается термину налоговым законодательством этой Стороны, будет превалировать над толкованием, придаваемым другими законами этой Стороны.

Статья 4

1. Для целей настоящего Соглашения термин “резидент Договаривающейся Стороны” означает:

a) применительно к Специальному административному району Гонконг:

(i) любое физическое лицо, которое обычно проживает в Специальном административном районе Гонконг;

(ii) любое физическое лицо, которое находится в Специальном административном районе Гонконг более 180 дней в течение налогового года или более 300 дней в течение двух следующих подряд налоговых лет, один из которых является рассматриваемым налоговым годом;

(iii) компанию, которая зарегистрирована в Специальном административном районе Гонконг или, в случае ее регистрации за пределами Специального административного района Гонконг, которая обычно управляется или контролируется из Специального административного района Гонконг;

(iv) любое другое лицо, которое создано в соответствии с законодательством Специального административного района Гонконг или обычно управляется или контролируется из Специального административного района Гонконг в случае его создания за пределами Специального административного района Гонконг;

b) применительно к России – любое лицо, которое в соответствии с законодательством России подлежит в ней налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации, места фактического управления или любого другого критерия аналогичного характера. Данный термин в то же время не включает любое лицо, подлежащее налогообложению в России исключительно в отношении доходов от источников в России;

с) применительно к любой Договаривающейся Стороне – Правительство этой Стороны и ее любое политическое подразделение или местный орган власти.

2. Если в соответствии с положением пункта 1 физическое лицо является резидентом обеих Договаривающихся Сторон, то его статус определяется следующим образом:

a) оно считается резидентом только той Стороны, в которой оно располагает постоянным жильем; если оно располагает постоянным жильем в обеих Сторонах, такое лицо считается резидентом только той Стороны, в которой оно имеет более тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

b) если Сторона, в которой оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определена или если оно не располагает постоянным жильем ни в одной из Сторон, такое лицо считается резидентом той Стороны, в которой оно обычно проживает;

c) если оно обычно проживает в обеих Сторонах или ни в одной из них, оно считается резидентом той Стороны, национальным лицом которой оно является (применительно к России) или в которой оно имеет право проживать (применительно к Специальному административному району Гонконг);

d) если оно является национальным лицом России и также имеет право проживать в Специальном административном районе Гонконг или не является национальным лицом России и не имеет права проживать в Специальном административном районе Гонконг, компетентные органы Договаривающихся Сторон решают этот вопрос по взаимному согласию. Если компетентные органы не смогут достичь согласия, такое лицо не будет иметь права на любые налоговые льготы, предоставляемые настоящим Соглашением.

3. Если в соответствии с положениями пункта 1 лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обеих Договаривающихся Сторон, то оно признается резидентом той Стороны, в которой расположено место его фактического управления.

Статья 5

1. Для целей настоящего Соглашения термин “постоянное представительство” означает фиксированное место деятельности, через которое предприятие полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность.

2. Термин “постоянное представительство”, в частности, включает:

a) место управления;

f) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

3. Термин “постоянное представительство” также включает:

а) строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объект или надзорную деятельность, связанную с ними, но только в том случае, если такие площадка, объект или деятельность существуют более 12 месяцев;

b) предоставление услуг, включая консультационные услуги, предприятием через своих сотрудников или иной персонал, нанятый с этой целью, но только в том случае, если деятельность такого характера осуществляется (в рамках одного или связанных проектов) в Договаривающейся Стороне в течение периода или периодов, составляющих более 183 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде.

4. Независимо от предыдущих положений настоящей статьи считается, что термин “постоянное представительство” не включает:

a) использование сооружений исключительно для целей хранения или демонстрации товаров или изделий, принадлежащих предприятию;

b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для целей их хранения или демонстрации;

c) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели переработки другим предприятием;

d) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;

Читайте также:  Усть-Ленский заповедник — подробная информация с фото

e) содержание постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;

f) содержание постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления любой комбинации видов деятельности, указанных в подпунктах “а”-“е” настоящего пункта, при условии, что в целом деятельность, осуществляемая в результате такой комбинации, носит вспомогательный или подготовительный характер.

5. Независимо от положений пунктов 1 и 2, если лицо, за исключением агента с независимым статусом, в отношении которого применяется пункт 6, действует в Договаривающейся Стороне от имени предприятия другой Договаривающейся Стороны, то это предприятие рассматривается как имеющее постоянное представительство в первой упомянутой Договаривающейся Стороне в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, если это лицо:

a) имеет и обычно использует в первой упомянутой Договаривающейся Стороне полномочия заключать контракты от имени предприятия, за исключением случаев, когда деятельность такого лица ограничивается видами деятельности, указанными в пункте 4, которые даже при осуществлении через постоянное место деятельности не превращают такое постоянное место деятельности в постоянное представительство согласно положениям упомянутого пункта, или

b) не имеет таких полномочий, но обычно содержит в первой упомянутой Стороне запас товаров или изделий, поставки которых он регулярно осуществляет от имени предприятия.

6. Предприятие не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в Договаривающейся Стороне только потому, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этой Стороне через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.

7. Тот факт, что компания, которая является резидентом одной Договаривающейся Стороны, контролирует или контролируется компанией, являющейся резидентом другой Договаривающейся Стороны, или которая осуществляет предпринимательскую деятельность в этой другой Стороне (либо через постоянное представительство, либо иным образом), не означает, что любая такая компания становится постоянным представительством другой компании.

Россия и Гонконг: соглашение об избежании двойного налогообложения

Межправительственное соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и САР Гонконг КНР (далее по тексту Соглашение) было подписано в 18.01. 2016 г. Документ также содержит сведения о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. Соглашение направлено на развитие сотрудничества, привлечение инвестиций, устранение двойного налогообложения.

На территории России Соглашение применяется к налогу на прибыль юридических лиц, доходы физических лиц, на территории Гонконга– к налогам на заработную плату, имущество, прибыль. Предусмотрен и обмен информацией между сторонами. Стороны могут обмениваться информацией, касающейся НДС, налогов подоходного, на имущество организаций и физических лиц.

Россия Гонконг - картинка

Определение резидента в России и Гонконге

В России резидентом признается любое лицо, подлежащее налогообложению на основании места регистрации, фактического управления, места жительства или постоянного пребывания на территории государства.

Гонконг хоть и является территорией КНР, но сохранил собственную правовую систему. Законодательством предусмотрено право заключать международные соглашения, участвовать в международных организациях. Отсюда вывод — Гонконг самостоятельно определяет условия налогообложения на своей территории, здесь не действуют соглашения, заключенные с Китайской Народной Республикой. Резидентом здесь являются:

физические лица, которые:

  • проживают на территории города
  • находятся на территории от 180 дней и более
  • находятся на территории более 300 дней в течение 2 налоговых лет;

юридические лица, которые:

  • зарегистрированы в Регистре компаний Гонконга:
  • зарегистрированы в России, но управляются или контролируются из Гонконга.

При невозможности определить статус лица, Соглашением предусмотрено его определение с помощью взаимно согласительной процедуры.

Чтобы использовать льготы, указанные в Соглашении, необходимо подтверждение налогового резидентства. Выдачу документа в Гонконге осуществляет Департамент внутренних доходов Гонконга. Называется он Сертификатом налогового резидента. Для его получения необходимо подать заявление установленной формы и подать пакет документов, подтверждающих рабочую деятельность в Гонконге.

Процентные ставки налога у источника

Речь пойдет о дивидендах, роялти и процентах. Ставка налога у источника на дивиденды не должна превышать:

  • 5 % в случае если их владельцем является компания, которой принадлежит 15% каптала и выше;
  • 10% — в остальных случаях.

Налог у источника на роялти – не более 3%.

Налог у источника дохода на проценты не облагаются в России налогом, если проценты выплачиваются компанией кредитору из Гонконга.

Внимание! Руководство компании, зарегистрированной в Гонконге, может обратиться в налоговый орган и получить платную консультацию по вопросу налогообложения прибыли компании

Обложение налогами компаний, осуществляющих международные перевозки

Доходы компаний от международных перевозок, осуществляемых судами морскими и воздушными, облагаются налогами в государстве, резидентом которого является компания. Например, доход компании, зарегистрированной в России, при осуществлении перевозок в Гонконг, не облагается налогом в Гонконге. Она платит его только в России согласно положениям действующего законодательства. Те же правила действуют и в отношении компаний, зарегистрированных в Гонконге – они не облагаются налогами в России.

Налогообложение доходов от отчуждения имущества

Доходы от отчуждения акций компании, зарегистрированной в Гонконге, облагаются налогом в России в том случае, если 50% их стоимости образуется за счет имущества, находящегося в России. Но здесь есть исключения. Не подлежат налогообложению такие доходы от отчуждения акций:

  • на фондовой бирже;
  • в ходе слияния, разделения или реорганизации компании;
  • 50% и выше стоимость, которых образуется за счет недвижимого имущества, принадлежащего компании, где осуществляется предпринимательская деятельность.

Если Вас интересуют вопросы налогообложения в Гонконге или России, регистрация и поддержка предпринимательской деятельности, открытие счетов, обращайтесь к нам по электронному адресу: info@offshore-pro.info,реквизитам, указанным на портале или в режиме онлайн.

Облагаются ли налогами доходы гонконгской компании, полученные за границей?

Доходы, полученные компанией зарегистрированной в Гонконге за пределами территории, налогами не облагаются, даже если они аккумулируются на счетах в Гонконге.

Какая компания в Гонконге освобождается от уплаты налога на прибыль?

Для освобождения от уплаты налога на прибыль необходимо, чтобы у компании на территории Гонконга:
— отсутствовал офис, через который ведется деятельность по получению дохода;
— отсутствовали производственные подразделения;
— не было наемной рабочей силы;
— управление не осуществлялось на (с) территории Гонконга;
— контракты заключались и исполнялись вне территории (если договор заключается по телефону, факсу и пр., он считается заключенным в Гонконге);
— контрагенты компании не располагались на территории Гонконга и перевозка товаров осуществлялась вне пределов Гонконга.

Какие документы необходимо подать гонконгской компании, чтобы подтвердить, что она не имела доходов от источников внутри Гонконга?

Компания должна представить документы, подтверждающие структуру, описание деятельности с указанием мест проведения сделок, контрактов, хранения товара и т.д., копии контрактов с поставщиками.

Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Гонконгом. Что нужно знать?

Гонконг

18 января 2016 года Российская Федерация и Специальный административный район (САР) Гонконг КНР подписали межправительственное соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы.

Свои подписи под документом поставили статс-секретарь, заместитель министра финансов России Юрий Зубарев и секретарь по делам финансовых служб и казначейства Гонконга Чэнь Цзяцян. На церемонии присутствовал вице-премьер Аркадий Дворкович.

«Соглашение значительно повысит привлекательность инвестиций в российские активы для действующих под юрисдикцией САР многочисленных азиатских и западных инвесторов», — сказал генеральный консул России в Гонконге Александр Козлов.

Блог о законодательстве КНР CNLegal приводит основные положения нового документа.

Пределы действия соглашения

Налоговое соглашение применяется на территории России и Гонконга. В России налоговое соглашение распространяется на всю территорию страны, включая все субъекты Российской Федерации. В Гонконге налоговое соглашение распространяется на территорию специального административного района («любая область, на которую распространяются налоговые законы специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики»).

Гонконг является специальным административным районом КНР. Вместе с тем, при воссоединении с КНР в 1997 г. Гонконг сохранил собственную правовую систему (основанную на общем праве), право заключения международных соглашений и участия в международных организациях. В частности, Гонконг самостоятельно определяет условия налогообложения и заключает международные налоговые соглашения. Налоговые соглашения, заключенные КНР, не распространяются на территорию САР Гонконг.

Налоговое соглашение в России применяется к налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц; в Гонконге – к налогу на прибыль, налогу на заработную плату и налогу на имущество. Обмен налоговой информацией распространяется также на НДС, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц, уплачиваемые в России.

Определение резидента

Применительно к САР Гонконг резидентом признается: 1) любое физическое лицо, обычно проживающее в САР Гонконг; 2) любое физическое лицо, находящееся в САР Гонконг более 180 дней в течение налогового года или более 300 дней в течение двух налоговых лет, один из которых является рассматриваемым налоговым годом; 3) компания, зарегистрированная в САР Гонконг, или компания, зарегистрированная за пределами САР Гонконг, если она обычно управляется или контролируется из САР Гонконг; 5) любое другое лицо, которое создано в соответствии с законодательством САР Гонконг, или любое другое лицо, созданное за пределами САР Гонконг, если оно обычно управляется или контролируется из САР Гонконг.

Применительно к России резидентом признается любое лицо, которое в соответствии с законодательством России подлежит в ней налогообложению на основании места его жительства либо постоянного пребывания, места регистрации, места фактического управления или любого другого критерия аналогичного характера.

Дополнительными критериями для определения резидентства физических лиц являются: 1) критерий постоянного жилища; 2) центр жизненных интересов; 3) критерий места обычного проживания; 4) критерий государственной принадлежности: применительно к России – критерий гражданства, к САР Гонконг – права на постоянное проживание (right of abode). Если статус физического лица невозможно определить при помощи данных критериев, стороны соглашения могут определить статус данного лица при помощи взаимосогласительной процедуры. Для организаций дополнительным критерием является место фактического управления.

Постоянное представительство

В соответствии с налоговым соглашением срок образования постоянного представительства через строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объект или надзорную деятельность, связанную с ним, составляет 12 месяцев. Для сравнения: по налоговому соглашению, заключенному в 2014 г. между Россией и Китаем, аналогичный срок составляет 18 месяцев, а по налоговому соглашению между КНР и САР Гонконг – 6 месяцев.

Постоянное представительство сервисного типа (через оказание услуг) образуется, если оказание услуг продолжается более 183 дней в течение любого периода продолжительностью 12 месяцев.

Доходы от морских и воздушных перевозок

Доходы предприятий от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках могут облагаться налогами только в государстве, резидентом которого является предприятие. Например, это означает, что прибыль гонконгских предприятий от морских перевозок между Гонконгом и Россией не будет облагаться налогами в России. Данная прибыль будет облагаться только налогом на прибыль в Гонконге.

Доход авиакомпаний от оказания услуг по воздушным перевозкам будет облагаться налогами только в том государстве, резидентом которого является авиапредприятие. Следовательно, доход российских авиакомпаний от выполнения рейсов в Гонконг не будет облагаться налогами в Гонконге, а доход гонконгских авиакомпаний от выполнения рейсов в Россию – не будет облагаться российскими налогами.

Читайте также:  Для оформления визы можно обратиться в туристическую фирму, предоставляющую подобные виды услуг
Ставки налога у источника на дивиденды, проценты и роялти

Ставка налога у источника на дивиденды в соответствии с налоговым соглашением не может превышать 5%, если бенефициарным владельцем дивидендов является компания, которой принадлежит не менее 15% капитала в компании, распределяющей дивиденды. В остальных случаях ставка налога у источника дохода на дивиденды не может превышать 10%.

Минимальная ставка налога на дивиденды будет применяться, если доля бенефициарного владельца дивидендов в капитале распределяющей дивиденды компании достигает 15%. В большинстве налоговых соглашений минимальный размер доли, при которой применяется минимальная ставка, составляет 25%.

Россия и Гонконг «обнуляют» налог у источника дохода на проценты: проценты, выплачиваемые российской компанией гонконгскому кредитору, не будут облагаться в России налогом. Данное правило уменьшит расходы, связанные с привлечением российскими компаниями займов из Гонконга.

В соответствии с налоговым соглашением налог у источника дохода на роялти не может превышать 3% (максимальная ставка налога на роялти в большинстве налоговых соглашений составляет от 6% до 10%).

Остальные положения

Кроме того, налоговое соглашение содержит правила налогообложения доходов от отчуждения имущества, методы устранения двойного налогообложения и правила обмена налоговой информацией.

Доходы от отчуждения акций гонконгской компании, более 50% стоимости которых образуется за счет имущества на территории России, может облагаться налогом в России. Исключением являются доходы от: 1) отчуждения акций на открытом рынке (фондовой бирже); 2) отчуждения акций в ходе реорганизации компании, слияния или разделения; 3) отчуждения акций компании, более 50% стоимости которых образуется за счет недвижимого имущества, в котором она осуществляет свою предпринимательскую деятельность.

Обмен налоговой информацией распространяется на подоходные налоги, а также на НДС, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц, уплачиваемые в России.

Подтверждение налогового резидентства

Для использования льгот, предусмотренных налоговым соглашением, необходимо подтверждение налогового резидентства. Сертификат налогового резидента не требует консульской легализации или апостилирования, включая использование его в судах и органах государственного управления.

Стоит напомнить, что с 1 февраля 2015 г. форма заявления для подтверждения статуса налогового резидента в Гонконге изменилась: теперь вместе с заявлением компании необходимо приложить подробную информацию, доказывающую ведение существенной деятельности в Гонконге. Департамент внутренних доходов САР Гонконг (гонконгское налоговое ведомство) откажет в выдаче сертификата налогового резидента, если компания не соответствует критерию существенной деятельности.

Вступление в силу

Налоговое соглашение вступит в силу после ратификации обеими сторонами и взаимного уведомления. Соглашение будет применяться с нового налогового года (следующего за годом, в котором соглашение было ратифицировано): в России – с 1 января, в САР Гонконг – с 1 апреля.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (перечень)

Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между странами, позволяет снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков. На сегодня Россия заключила более 80 таких соглашений об избежании двойного налогообложения с различными государствами.

Двойное налогообложение в России

Чтобы избежать двойного налогообложения, российское правительство заключает с правительствами других стран соглашения, которые помогают развитию отношений резидентов этих двух стран при совершении сделок. Такие соглашения об избежании двойного налогообложения помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, которое может возникать при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны.

В указанных соглашениях об избежании двойного налогообложения по договоренности на международном уровне некоторые виды сделок освобождаются одной из стран от уплаты налога либо же устанавливаются какие-то льготные условия по уплате данного вида налога с доходов. Ведь налог с этих доходов уже, например, был уплачен в стране, в которой расположен налогоплательщик (налоговый агент), выплачивающий вознаграждение своему зарубежному партнеру.

В России п. 1 ст. 7 Налогового кодекса установлен приоритет международного соглашения перед отечественным налоговым законодательством. Это означает, что если в соответствии с нормами НК установлена ставка налога в 10%, а в международном соглашении — 5%, то налогоплательщик вправе применять установленную международным договором ставку. Однако в этом случае обязательным является соблюдение всех условий, прописанных в международном договоре.

О проводимой РФ налоговой политике читайте в статье «Налоговая политика государства на 2016-2018 годы».

Условия получения налоговых льгот в международных сделках

Среди условий, установленных российским налоговым законодательством для применения льготного налогообложения в соответствии с условиями международных соглашений об избежании двойного налогообложения, основным является подтверждение факта, что контрагент находится за границей. Речь идет о зарубежном партнере российского налогоплательщика, которому последний выплачивает доход. Об этом указывается в подп. 4 п. 2 ст. 310 НК. Также налогоплательщику потребуется доказать, что его партнер является фактическим получателем прибыли, а не посредником.

В п. 1 ст. 312 НК говорится о том, что иностранный партнер обязан предоставить российскому налоговому агенту доказательство того, что он является фактическим выгодополучателем и что он расположен на территории того государства, с которым у России заключен договор об избежании двойного налогообложения.

Если подтверждающие документы составлены на иностранном языке, то потребуется побеспокоиться об их переводе на русский. Также фискальные органы в большинстве случаев требуют, чтобы на документах стоял апостиль. Для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с дохода иностранца (или чтобы применил льготный режим налогообложения), необходимо, чтобы все перечисленные выше подтверждающие документы были предоставлены до момента выплаты дохода.

В случае если они будут предоставлены позже, налог с дохода будет удержан в соответствии с нормами российского налогового законодательства. Но впоследствии при предоставлении документов уплаченный налог можно будет вернуть и доплатить доход зарубежному партнеру.

Итак, какие документы должен предоставить иностранный партнер, чтобы избегнуть двойного обложения налогами? В п. 1 ст. 312 НК указан исчерпывающий перечень таких документов:

  • заверенное компетентным зарубежным органом (к таким относятся финансовые и фискальные ведомства иностранных государств) подтверждение о постоянном нахождении резидента в данном иностранном государстве (+ перевод на русский);
  • документальное подтверждение, что иностранный получатель дохода имеет на него фактическое право.

Однако ни в данном пункте, ни где-нибудь еще в НК нет четкого указания о том, какие требования предъявляются к форме документов. Обычно такие подтверждающие документы именуют как «Сертификаты о налоговом резидентстве».

Ранее требования к форме документов и другие вопросы, которым надлежало уделить внимание относительно особенностей предоставления подтверждающих документов в органы фискальной службы, были собраны в «методичке», составленной ФНС и изложенной в приказе Министерства по налогам и сборам от 28.03.2003 № БГ-3-23/150. Но данные методические рекомендации утратили свое действие на основании приказа ФНС от 19.12.2012 № ММВ-7-3/980@.

На данный момент ФНС так и не выпустила новые разъяснения по данному вопросу, поэтому налогоплательщикам стало труднее прорабатывать каждую конкретную ситуацию. Так, сегодня налогоплательщики вынуждены не только изучать все имеющиеся разъяснения финансового и фискального ведомств по интересующему вопросу, но и изучать сложившуюся судебную практику.

Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения

Разберем некоторые ситуации, по которым уже есть сложившаяся судебная практика:

  1. О том, какой орган считается компетентным при заверении подтверждения постоянного местоположения зарубежной компании.

Определением ВАС от 07.11.2013 № ВАС-15167/13 установлено, что выданные немецкой фискальной службой свидетельства о регистрации иностранной компании в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и об освобождении от обложения налогами не являются необходимым подтверждением о постоянном месторасположении компании в Германии. Тем не менее суды, рассматривающие данные документы, ранее сочли эти документы достаточными для освобождения от уплаты налога с дохода в России в соответствии с международным соглашением. Высший суд не установил в данных выводах нарушения.

В определении ВАС от 26.03.2014 № ВАС-716/13 судьи не нашли нарушений в доводах ФАС ДО (постановление от 14.11.2013 № Ф03-5168/13), который сделал выводы, что предоставленные корейскими налогоплательщиками свидетельства о регистрации компаний, подписанные начальниками фискальных служб 2 округов Кореи, являются достоверными подтверждениями о постоянном местонахождении иностранных контрагентов.

Больше информации о том, как компаниям подтверждать свое постоянное местоположение, читайте в нашей статье «Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание».

  1. О предоставлении подтверждения до даты получения дохода.

В постановлении ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12 говорится о том, что удержание налога с дохода иностранного компаньона должно быть произведено налоговым агентом из России, поскольку подтверждающие документы были предоставлены после момента выплаты дохода.

  1. О ежегодном предоставлении подтверждений.

В постановлении ФАС МО от 17.01.2014 № Ф-05-16745/13 указывается на то, что если в подтверждающем документе не указан срок действия на иные налоговые периоды, то он не может быть принят как обоснование в другие налоговые периоды. В то же время в письме Минфина от 14.04.2014 № 03-08-Р3-016905 указывается, что в ст. 312 НК нет положений об ограничении срока действия предоставленных подтверждений.

  1. О проставлении апостиля.

В своих решениях суды придерживаются позиции, избранной Президиумом ВАС и изложенной им в постановлении от 28.06.2005 № 990/05 (в то время еще действовали методические рекомендации) об обязательном проставлении апостиля. Решение было продиктовано требованием о соответствии Конвенции от 1961 г. В недавних решениях арбитражных судов также говорится о том, что наличие апостиля является обязательным (постановление ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12).

Договоры об избежании двойного налогообложения

Многим странам необходимо заключение такого международного соглашения, которое бы избавляло осуществляющих межгосударственные финансовые транзакции плательщиков налогов от двойного налогообложения. В таких соглашениях обычно определяются условия распределения порядка налогообложения различных доходов между государствами.

Также в указанных соглашениях определяется и процедура обложения налогом на доход у источника его выплаты. Обычно доход полностью освобождается обложением налогами у источника выплаты, хотя возможны и варианты его снижения.

Каждое из подписанных Россией международных соглашений об избежании двойного налогообложения (всего их по состоянию на 2017 год 83 единицы) имеет свое уникальное содержание. Но в последнее время во всем мире намечается тенденция по унификации таких соглашений. Предполагается унификация текстов соглашения в соответствии с изложенными в Модельной конвенции, разработанной Организацией экономсотрудничества и развития, постулатами.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)

Международное соглашение об избежании двойного налогообложения (далее в таблице — СДН) подписывается Правительством России с правительством другого иностранного государства. При этом дата заключения двустороннего международного договора обычно не совпадает с датой вступления в действие, а также датой применения в одной и в другой стране.

Чтобы разобраться во всех этих важных нюансах, предлагаем ознакомиться с перечнем всех заключенных российским правительством двухсторонних соглашений, направленных на устранение двойного обложения налогами доходов в двух сотрудничающих странах.

Ссылка на основную публикацию