Далматовский Успенский монастырь в Далматово — подробная информация с фото

Далматовский монастырь Курганской области

Успенский Далматовский мужской монастырь имеет долгую и сложную историю. Не раз его разоряли, грабили и почти стирали с лица земли. То были и кочевые племена в Сибири, и страшные пожары, и советская власть. Несмотря на это монастырь всегда восстанавливался и продолжал свое служение Господу.

История основания обители

Долгая история монастыря начинается с одного человека. Основателем святой обители суждено было стать старцу Далмату.

Преподобный Далмат

Дмитрий Иванович Мокринский родился в 1594 году в Берёзове. Сейчас это поселок городского типа в Ханты-Мансийском автономном округе. Там Дмитрий Иванович начал свое служение в местной церкви. В 1642 году он ушел в Невьянский Спасо-Богоявленский монастырь. Где принял постриг. Там же ему было дано имя Далмат.

Через какое-то время он ушел из монастыря и стал отшельником. Далмат поселился в пещере в полном одиночестве на берегу реки Исети, там, где в нее впадает Теча. То место называли Белым Городищем. Именно 1644 год считается датой основания монастыря, который вырос потом из маленькой пещеры.

Те места принадлежали тюменскому не крещеному татарину по имени Илигей. Он сдавал эти территории в аренду местным жителям, чтобы те могли заниматься рыбным и зверовым промыслом. Узнал Илигей о том, что в пещере поселился монах. Он пришел к тому месту, желая убить Далмата. Тогда монах сказал, что приходится родственником Илигею, потому что его мать крещеная татарка. Последний смягчился и ушел.

Прошло немного времени, и в 1645 году Илигей вернулся к пещере с желанием убить монаха. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица. Она сказала, чтобы татарин выкинул злобу из своего сердца и не смел убивать монаха. Пречистая дева сказала, чтобы Илигей сам отдал свои земли Далмату.

Правитель решил исполнить волю Богородицы и на утро пришел к монаху, рассказал ему о своем чудесном сне. Еще долгое время приезжал Илигей к монаху, просил совета, долго вел беседы, снабжал дарами. В 1646 году приехал правитель Тюменских земель со своей семье к монаху. Илигей взял Далмата с собой, и они вместе объехали все подвластные земли.

По окончании путешествия татарин исполнил волю богородицы. Все эти земли были подарены старцу. В знак своей особой любви Илигей подарил Далмату свои доспехи и шишак. Они и по сегодняшний день хранятся в стенах Успенского Далматовского мужского монастыря.

Со временем к старцу Далмату стали приходить другие отшельники. Так первым сподвижником стал Иван, пришедший из Нижнего Новгорода. Интересно то, что в пустыне при реке Исети поселение монахов во главе с Далматом стало первым русским поселением.

Здесь какое-то время за денежный вклад жил Тимофей Невежин. Он, кстати, позже станет основателем города Кургана. Тобольский архиепископ Герасим благословил постройку первой деревянной часовни. Главной ее святыней стала икона Успения Богородицы, которую Далмат принес из своего старого монастыря.

В 1651 году сибирским царевичем была выжжена пустыня. Часть монахов была убита, а остальных быстро забрали в рабство. В тот день Далмата не было в монастыре, он пришел только на его пепелище. Среди обгорелых останков монах нашел нетронутую икону Успения Богородицы. Это чудо вдохновило старца, а обитель вскоре была восстановлена.

Вскоре сын Далмата Исаак принял постриг в этой обители. Позже по утверждению царя Алексея Михайловича, эта территория стала официально называться монастырем. Первым игуменом стал Исаак Далматский.

Монастырь во времена империи

По благословению местного архиепископа была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Димитрия Прилуцкого. Так же были выстроены кельи для братии, а саму обитель обнесли острогом. Монастырь по наставлению Далмата держал строгий устав. Об этом вести доходили даже до Москвы.

В ХVII веке он неоднократно подвергался набегам кочевников, но быстро восстанавливался. Монастырь являлся культурным и просветительским центром в восточной части уже Российской империи. Обитель имела огромные территории, и к середине ХVIII века по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место на Востоке.

Следующие даты стали счастливыми для монастыря и для земель Сибири:

  • 1714 год — в монастыре было открыто первое в Зауралье училище для детей;
  • 1735 год — была создана школа для детей духовников;
  • 1761 год — открытие семинарии;
  • 1816 год — создание духовного училища.

Кроме того в монастыре имелась богатая библиотека. Первые упоминания о ней относится еще к 1679 году. Вплоть до революции обитель богатела и отстраивалась. Года пугачевщины стали тяжелым для монастыря. Позже произошел пожар, который нанес огромный ущерб обители, но вскоре все было восстановлено за счет местных селений.

Монастырь при советской власти

Сразу после Октябрьской революции монастырь был закрыт. Здесь еще долгое время сохранялся небольшой приход, но и его устранили. Здания монастыря использовались в качестве помещений для краеведческого музея, Народного дома и драматического театра.

Во время войны в зданиях монастыря находились госпитали и учебные курсы. Уже после Великой Отечественной здесь разместился завод. Для него специально была разобрана часть стены недалеко от северных ворот, там и устроили проезд. Позже при строительстве фундамента разобрали северо-западный бастион.

В 1989 году началась реставрация монастыря. Все оборудование завода вывезли, а храм, наконец, освятили и вернули в лоно Православной церкви. Полностью это произошло только в 1994 году. 6 мая 1992 года решением Синода обитель была открыта, для прихожан, наместником утверждён игумен Василий, который стал собирать новую братью и укреплять ее веру. Им предстояло вернуть старому монастырю былое величие.

Современное состояние

На данный момент монастырь является действующим. Здесь снова есть братия, число прихожан растет с каждым днем. Однако сама постройка находится в ужасном состоянии, что уж говорить о потерянных реликвиях. Ведутся восстановительные и реставрационные работы.

Архитектура старого времени была практически утрачена. Разрушается фундаментов из-за выветривания и неполноценности кирпичной кладки, которую, кстати, часто ломали. Постоянно текут крыши. Одна из башен из-за сырости и разрушения основания медленно начинает падать.

Деятельность прихода

На данный момент приход только начинает восстанавливаться. Сделано многое, но еще большее предстоит. Сейчас монастырь открыт для паломников. Многие в течение всего года приезжают сюда, чтобы поклониться святой иконе Успения Богородицы. При монастыре открыта воскресная школа.

Кроме того, имеется мастерские:

  • столярная;
  • угольная;
  • тепличное хозяйство;
  • монастырская кузница.

Знаменитые воспитанники монастыря

Далматовский монастырь имеет длинную историю. За столько лет в стенах монастыря побывало огромное количество известных людей. Однако есть и те, кто стали знаменитыми после воспитания в этой обители:

  • Архимандрит Антонин — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме;
  • Изобретатель А. С. Попов;
  • Основатель Императорского Сибирского университета В.М. Флоринский.

Эти люди очень многое привнесли в жизнь российского государства. Так Александра Степановича Попова знает каждый школьник.

Святыни и престольные праздники

Монастырь, несмотря на свою многострадальную историю во времена власти Советов все же имеет свои святыни, которым много столетий. Они оберегаются братией и имеют огромное значение для обители. Так можно вспомнить:

  1. Икона Успения Пресвятой Богородицы — именно та, которую принес с собой преподобный Далмат из старого монастыря в новый.
  2. Мощи преподобного Далмата Исетского. Они были найдены при строительстве храма в 1871 году.

К сожалению, оригинал иконы Успения Богородицы был утерян после Октябрьской революции. Ее нынешнее местонахождение неизвестно. В монастыре находится ее чтимый список.

Кроме святынь наследием Успенского Далматовского мужского монастыря являют и престольные праздники. Которые отмечаются в тех же традициях, что и сотни лет назад. Так существует:

  • Престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы, он отмечается 27-28 августа;
  • 8 июля отмечается преставление преподобного Далмата Исетского;
  • 6 августа день обретения мощей преподобного Далмата Исетского.

Несмотря на плачевное состояние монастыря, праздники отмечаются с присущим им размахом и красотой.

Как добраться

Город Далматово расположен в 190 км от города Курган, поэтому добраться на автомобиле легче всего. Между городами осуществляется ежедневное автобусное сообщение. Поездка займет чуть больше 3 часов.

Далматовский Свято-Успенский монастырь

Далматовский Свято-Успенский монастырь – православный мужской монастырь. Этот монастырь был основан в 1644 году на левом берегу живописной реки Исеть. Основал его инок Далмат, которого в обычной жизни звали Мокринским Дмитрием Ивановичем. Дмитрий Мокринский в 1642-1643 годах оставил свою семью (жену и пятерых детей) и мирскую жизнь, принял постриг и после недолгой жизни в монастыре начал жить отшельником в пещере. Весной 1646 года земля, на которой была расположена пещера Дмитрия, была передана ему во владения. Далмат умер в 1697 году и был похоронен на тех же землях. Сегодня над его могилой есть часовня, в которой и сейчас хранится мантия, портрет и клобук Далмата.

Далматовский Свято-Успенский монастырь фото

В свое время Далмат принес в монастырь икону Божьей Матери, которая считается чудотворной и в настоящее время. Называется она Далматской иконой Божьей Матери. На сегодняшний день икона очень хорошо сохранилась. Чудом считается то, что икона смогла уцелеть во времена пожаров, а также во время многочисленных нападений на церковь.

Далматовский Свято-Успенский монастырь икона фото

Далматовский Свято-Успенский монастырь был центром духовного образования и просвещения в Сибири. Библиотека монастыря была огромной, первые упоминания о ней относятся к 1679 году. Именно в Далматовском монастыре впервые в Зауралье в 1714 году было открыто училище, но только для детей церковнослужителей. Но на этом руководство не остановилось, были созданы:

  • Славяно-греко-российская школа – 1735 год
  • Семинария — 1761 год
  • Уездное духовное училище – 1816 год
Читайте также:  Система образования в Германии для иностранцев

Фото Далматовский Свято-Успенский монастырь

Из стен этого училища вышло много знаменитых и значимых людей. Здесь воспитывались такие великие люди, как архимандрит Антонин, который был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, ученый Попов, который изобрел радио, полярный исследователь Носилов и многие другие.

Некоторое время Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь был закрыт, это случилось после Октябрьской революции. Открылся он в 1922 году в качестве краеведческого музея. А с 1932 и по 1939 в помещении монастыря был колхозно-совхозный драматический театр.

Монастырь Далматовский Свято-Успенский фото

Во времена Великой Отечественной войны в монастыре был расположен госпиталь. Как только война закончилась, в помещении монастыря был сооружен завод вплоть до 1989 года. В те времена из-за нужд завода на территории и к самому монастырю было пристроено несколько помещений. Эти постройки нанесли немалый ущерб Далматовскому Свято-Успенскому монастырю. Но уже с 1989 года завод начал понемногу покидать помещение, и только в 1992 году было провозглашено возрождение монастыря. Еще через четыре года, в 1996 году, состоялась передача в Церковное распоряжение имущественного комплекса.

Фото монастырь Далматовский Свято-Успенский

Сегодня многие постройки монастыря находятся в плохом состоянии, многие из них реставрируются и восстанавливаются. Но, несмотря на все трудности, Далматовский Свято-Успенский монастырь принимает прихожан и в настоящее время.

Далматовский монастырь – история мужской обители и Успенского храма в Курганской области

Успенский мужской монастырь Шадринской епархии Русской православной церкви

Далматовский монастырь – Успенский мужской монастырь Шадринской епархии Русской православной церкви, расположенный на высоком левом берегу реки Исети в центре города Далматово Курганской области.

«Откуда есть пошло русское Зауралье»

Небольшой городок Далматово Курганской области своим появлением обязан Свято-Успенскому монастырю. В 1664 году сюда, к месту слияния реки Течи с Исетью, пришел старец Далмат. На крутом берегу Исети вырыл землянку и предался уединённым молитвам.

Далматовский монастырь, история

Отшельник Далмат

До 50 лет старец Далмат, сын запорожского казака из дружины Ермака, был Мокринским Дмитрием Ивановичем. Похоронив любимую жену, завещая имущество детям, казак оставил должность тобольского городничего. Он, образованный человек, с детства знающий военное дело, принял постриг в Невьянском монастыре под именем Далмат.

Старец Далмат, икона

Вскоре, желая уединиться, Далмат ушел из монастыря – ушёл налегке, взяв в путь икону Успения Божьей Матери. Преодолев 250-километровый путь, ископал себе пещерку на левом берегу Исети, на земле, принадлежащей татарскому мурзе Илигею.

К местечку Белое Городище, где в чужеземном краю поселился отшельник, Илигей посылал своих воинов с приказом убить незваного гостя. Несколько раз нападал и сам, но погубить пришельца никак не удавалось.

Однажды в сонном видении явившаяся мирзе Богоматерь запретила чинить обиду отшельнику. Илигей, устрашённый видением, смиренно пришёл к Далмату и подарил часть своей земли для обители. В знак примирения мирза оставил монаху свой шишак и кольчугу, доселе хранящиеся в монастыре.

Русское заселение Зауралья

Местные крестьяне, прознав об отшельнике, приходили к нему сначала из любопытства, а потом – за советом и молитвой. К Далмату, умеющему выслушать собеседника, успокоить и дать ненавязчивый совет, постепенно собирались люди, так что землянка подвижника уже не вмещала всех желающих.

Успенский собор

Старец, дальновидный и умный человек, никогда не гонявшийся ни за властью, ни за славой, собирал вокруг себя учеников. Постепенно монахи обустроили деревянную Успенскую часовню и кельи. Монашеский скит положил начало русскому заселению Южного Зауралья.

Успенский монастырь – мощная крепость и духовная твердыня

В 1651 году Далмат, уехав по делам из монастыря, скоро вернулся и увидел, что обитель разорена. При очередном набеге строения сожгли калмыки, трудников монастыря забрали в плен и убили. На пепелище старец отыскал невредимую икону Божьей Матери «Успение Пресвятой Богородицы», которая с тех пор стала покровительницей Далматовского монастыря.

Во вновь отстроенном монастыре с деревянными стенами и башнями, с церковью Далмат принимал беглых русских крестьян и расселял их на монастырских землях, вопреки воле местных властей.

Памятник Далмату

В 1662 году монастырь полностью разрушили отряды внуков последнего сибирского хана Кучума. Восстанавливать храм помог сын Далмата, постриженный в монашество с именем Исаак, который после кончины отца в 1697 году продолжил его дело.

После смерти Далмата в возрасте 103 лет усыпальница преподобного – главная святыня созданного им монастыря.

Очередной пожар уничтожил деревянную церковь в 1704 году.1707-1720 годы на государственные средства воздвигли грандиозный Успенский собор, невиданный до того в округе. Огромный двухэтажный храм с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней окружали широкие каменные стены с зубцами и четырьмя башнями. Успенский собор – первое каменное здание в Зауралье.

В стенах крепости – бойницы для верхнего боя и для подошвенного (нижнего). У восточной стены – вход для подъёма на стену.

Внутри ограды – келии и хозяйственные постройки. Около усыпальницы Далмата возвели церковь «Всех скорбящих радость». Облик монастыря формировался 180 лет.

Иконостас Успенской церкви

Неприступная крепость выдержала ни один штурм. В 1762 году по Зауралью прокатилось крестьянское восстание, названное «Дубинушка». Мятежники осадили монастырь, отрезав от внешнего мира. Лишь через полгода правительственные войска сняли блокаду с крепости.

В феврале 1774 года к Далматовскому монастырю подошло трехтысячное войско пугачёвцев, которое 20 дней осаждало крепость. 400 защитников монастыря пулями и камнями ожесточённо отгоняли противника. На страх врагам неприступная твердыня стояла до 1917 года.

В монастыре работали талантливые иконописцы, действовали богатая библиотека и певческая школа и славяно-латинская семинария. В 1714 году в монастыре открыто училище для детей церковнослужителей, позднее – духовное училище.

В Далматовском духовном училище воспитывался будущий начальник духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний, изобретатель радио Попов, организатор Томского университета Флоринский и полярный исследователь Носилов.

Монастырь после революции

В 1922 году монастырь превратили в краеведческий музей, упразднённый в 1928 году. Вскоре здесь прошло последнее богослужение. Большевики сняли колокола, разобрали колокольню и уничтожили иконы, а также разрушили библиотеку и сожгли православные книги.

Во время Великой Отечественной войны в монастыре работали курсы переподготовки военнослужащих и госпиталь. После войны вековые стены храмов монастыря превратили в цеха завода «Старт» по производству молочного оборудования. Монастырские строения уничтожали.

Восстановление монастыря

6 мая 1992 года Далматовский монастырь передали Русской Православной церкви, и начался долгий процесс восстановления святыни с поэтапной реставрацией.

Монастырь получил природный газ, силами братии побелили монастырские стены. Перед монастырём заасфальтирована площадка и установлена новая кованая ограда с автоматическим шлагбаумом центрального входа. На реставрацию комплекса потрачено 50 миллионов рублей из федерального бюджета.

Спенский храм до последней естоврации

Сегодня на площади 4.7 га, занимаемой монастырём, живут 30 человек. При монастыре действует «Дом паломника» на 80 человек. Ночлег и пищу найдёт каждый приехавший поклониться преподобному Далмату. На попечении обители – дом престарелых и наркологический реабилитационный центр, работает воскресная школа.

Вид на сужскую обитель

Насельники монастыря преподают «Основы православной культуры» в школах города Далматово и Далматовского района. Священнослужители Далматовского монастыря служат в приходских храмах и молитвенных домах Далматовского района.

Далматовский монастырь сегодня

Преподобный Далмат – местночтимый святой в Курганской и Шадринской епархии и внесён в Собор сибирских святых. В феврале 2013 года Архиерейский собор Русской Православной церкви принял решение об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского.

Имя святого прославляется во всех православных храмах России и за рубежом.

В помещениях северных келий открыт монастырский музей. Ежегодно с 29 июля-6 августа проводится традиционный крестный ход Курган-Далматово, посвящённый годовщине обретения мощей Далмата.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Храмы и святыни

Кроме мощей преподобного Далмата Исетского, в монастыре – 100 частиц мощей угодников Божиих, для которых изготовлена рака с сенью. Каждая частица заключает в себе благодать целых мощей. Святыня монастыря – икона «Торжество Пресвятой Богородицы» и шлем с кольчугой Далмата Исетского.

Внутри храма

В состав комплекса Далматовского монастыря входят храмы:

Успенский Далматовский мужской монастырь г. Далматово Епархиальные монастыри РПЦ

Успенский Далматовский мужской монастырь г. Далматово

Далматовский мужской 3-го класса монастырь основан в 1644 г. на берегу р. Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского монастыря иноком Далматом (в миру – тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697)). В 1644 г. старец Далмат ископал себе пещеру в овраге на левом берегу реки Исети при впадении реки Течи. Тогда же принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери, впоследствии чудесным образом сохранившаяся на пепелище во время одного из набегов кочевников, неоднократно разорявших обитель. В то время это место принадлежало тюменскому татарину Илигею, который, узнав, что в находящейся в его владениях пещере поселился инок и опасаясь появления там монастыря, решился напасть на пришельца и погубить его. Явившаяся Илигею в сонном видении Богоматерь запретила причинять обиду отшельнику, так что тот, устрашенный этим чудесным явлением, смиренно пришел к Далмату и даровал во владение для будущего монастыря всю Приисетскую вотчину, став первым благотворителем вновь устрояемой обители. Тогда же, по монастырскому преданию, Илигей подарил Далмату в знак уважения свои шишак и кольчугу, хранившиеся в монастыре как святыня до закрытия обители в начале ХХ в.

В ХVII в. монастырь не раз подвергался разрушению от калмыков и башкир (1651, 1662 гг.) и снова восстанавливался. Еще при жизни старца Далмата настоятелем монастыря стал его сын архимандрит Исаак (+1724 г.). Его трудами в 1705-1719 гг. возведен каменный Успенский собор с придельной Димитриевской церковью и колокольней. В 1713-1763 гг. вместо прежней деревянной построена каменная монастырская стена с башнями. Это настолько укрепило монастырь, что он был в состоянии выдержать осаду восставших крестьян («Дубинщина» 1762-1763 гг.) и штурм отрядов Е.Пугачева (1774 г.). Обладая значительными земельными владениями с жившими на них монастырскими крестьянами, многочисленными хозяйственными заимками, в том числе железноделательным заводом (впоследствии на его месте основан г. Каменск-Уральский), к середине ХVIII в. по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место среди обителей восточной части Российской Империи.

Читайте также:  Топ 15 вещей, которые строго запрещены в разных странах: интересно знать

Далматовский монастырь был также центром духовного просвещения и образования в Сибири. В 1714 г. в монастыре открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, в 1735 г. учреждается славяно-греко-российская школа, в 1761 г. – семинария, в 1816 г. – уездное духовное училище, в 1846 г. – училище для служительских и поселянских детей, в 1884 г. – церковно-приходская школа с тремя отделениями, в 1899 г. – «второклассная» церковно-приходская школа с образцовой одноклассной с учреждением общежития для учеников в монастырских зданиях. В монастыре имелась богатая библиотека («книгохранилище»), первое упоминание о которой относится к 1679 г.

В первой половине ХIХ в. над северными святыми вратами строится каменная надвратная церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова вместо сгоревшей деревянной, срубленной в 1673-1674 гг. над восточными святыми вратами. В 1871-1881 гг. в монастыре строится церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя святителя Стефана, епископа Великопермского и прпп. Исаакия, Далмата и Фавста, к которой в 1896 г. пристроена каменная часовня-усыпальница над могилой преподобного Далмата (здесь хранились его портрет, монашеское облачение, шишак и кольчуга). В 1904 г. в обители принят общежительный устав, а в 1912 г. монастырь стал второклассным.

Почитание основателя Успенской обители старца Далмата среди жителей окрестных губерний Урала и Сибири было довольно велико. В 1864 г. Пермская духовная консистория своим указом установила в селе Далматово 24 июня, в день его преставления ежегодный крестный ход. В 1871 г. была попытка обрести мощи подвижника, в это время записываются свидетельства о его чудесах, исцелениях и явлениях.

Среди знаменитых насельников монастыря – сподвижник Далмата и постриженник обители будущий первый архиепископ Архангельский и Холмогорский Афанасий (Любимов); учились в Далматовском училище будущий начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме и известный церковный ученый архимандрит Антонин (Капустин), изобретатель радио А.С.Попов, домашний учитель М.Ю.Лермонтова А.Ф.Мерзляков, организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М.Флоринский, полярный исследователь К.Д.Носилов; в монастыре похоронены сын Далмата архимандрит Исаак, дядя архимандрита Антонина (Капустина) епископ Екатеринбургский Иона (Капустин), зауральский краевед, просветитель и писатель А.Н.Зырянов.

После революции в начале 20-х гг. монастырь превращен в музей, в конце 20-х гг. службы прекращены. Сведений о репрессиях братии не имеется. В 1930 г. единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт; в этом же году со Скорбященской церкви снесли купола. Главная святыня – чудотворная Далматская икона Божией Матери исчезла (в настоящее время ее местонахождение неизвестно). Стараниями местного краеведа и ученого В.П.Бирюкова удалось спасти и вывезти в Шадринск большую часть монастырского архива. В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения (в т.ч. театр); главные разрушения приходятся на послевоенные годы (с 1945 г.), когда монастырский комплекс отдан заводу «Молмашстрой» (завод «Старт»). Главный храм обители – Успенский собор был обезглавлен, переоборудован под цех, колокольня снесена. Частично разрушена монастырская стена, разобрана северо-западная башня – «Красный бастион». На территории монастыря построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Постановлениями Совета Министров РСФСР от 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения.

В сентябре 1989 г. в г. Далматово была зарегистрирована православная община и ей передан Скорбященский храм, а 6 мая 1992 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви возрожден монастырь и возобновлена монашеская жизнь. Завод «Старт» покинул территорию монастыря. 23 февраля 1993 г. в связи с выделением самостоятельной Курганской епархии из Свердловской монастырь сменил епархиальное подчинение. В 1994 г. обретены мощи преподобного Далмата Исетского (местночтимый святой, с 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 – в лике Собора Сибирских святых; к 300-летию преставления святого в 1997 г. были составлены ему служба и акафист). В том же 1994 г. в монастыре произошел сильный пожар, выгорели юго-западные корпуса. В настоящее время в братии монастыря 17 человек (в т.ч. 15 монашествующих), наместник – игумен Варнава (Аверьянов). Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Устроена деревянная часовня с купальней над источником преподобного Далмата близ монастыря. Имеются тепличное хозяйство, скотный двор, пекарня, мастерские. Действует воскресная школа и православная библиотека. Имеется гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь: монастырь-мученик, монастырь-труженик

Наверняка, у каждого есть места, которые не отпускают: увидев раз, хочется еще сюда вернуться через какое-то время, убедиться, что всё на месте, всё так, как надо, как оставил несколько лет назад. Или наоборот: что-то изменилось, постарело, обветшало или, напротив, расцвело, обновилось, начало жить новой жизнью. Таковы для меня нерукотворные природные объекты – горы, реки, степи… Таковы для меня рукотворные – малая родина, волжские города, древние северные храмы.

Далматовский монастырь: история и люди

Таковым оказался Далматовский мужской монастырь. Впервые мы приехали сюда в 2011 году из чистого любопытства: в Зауралье настоящий монастырь с мощными крепостными стенами!

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь

Вход в монастырь с надвратной церковью Иоанна Богослова

Почитала историю. История монастыря началась с середины XVII века, когда бывший тобольский городничий, а позднее инок Невьянского монастыря «ископал себе пещеру в раге на левом берегу реки Исети при впадении реки Течи». Место это называлось «Белое городище» и принадлежало тюменскому татарину Илигею. Татарин, знамо дело, хотел выдворить непрошеного старца (а «старцу» было к тому времени уже 50 лет, и жить ему оставалось, как фиксируют документы, еще столько же и три года сверху), да вмешалась в это дело Божья Матерь (во сне Илигею приснилась) и внезапно всплывшее родство по материнской линии Илигея и Далмата. И татарин Илигей стал первым благотворителем монастыря, добровольно пожаловав ему собственные угодья длиной около 90 верст и шириной 25–30 верст.

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь

История традиционно поработала над монастырем: набеги калмыков, башкир, несколько пожаров практически стирали монастырь с лица земли, пока к середине XVIII века монастырь не отгородился от внешнего мира крепостной стеной, такой, что даже Емельяну Пугачеву она оказалась не по зубам (Белогорская крепость из «Капитанской дочки» — это в другом месте – южнее).Все каменные постройки внутри монастыря относятся к XVIII–XIX векам: Успенский собор, церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», надвратная церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова. Это внутри, за крепостной стеной. А снаружи – монастырские угодья, простирающиеся на несколько сот верст: «Вплоть до Атяша все наше», — говорили монахи о своей вотчине. Именно на землях Далматовского монастыря основан славный город Каменск-Уральский.

А еще именно Далматовский монастырь стал центром духовного просвещения и образования в Сибири. Здесь было открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, потом славяно-греко-российская школа, в XIX веке уездное духовное училище и училище для служительских и поселянских детей и т.д. В монастыре имелась богатая библиотека («книгохранилище»), первое упоминание о которой относится к 1679 г.

А какие имена связаны с монастырем! Конечно, далеко не всем известно имя первого архиепископа Архангельского и Холмогорского Афанасия (Любимова) и даже имя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме и известного церковного ученого архимандрита Антонина (Капустина). Но перечисляю дальше: Далматовское училище закончили изобретатель радио А.С. Попов, домашний учитель Лермонтова А.Ф.Мерзляков, организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский, полярный исследователь К.Д.Носилов. В монастыре похоронены сын Далмата архимандрит Исаак, дядя архимандрита Антонина (Капустина) епископ Екатеринбургский Иона (Капустин), зауральский краевед, просветитель и писатель А.Н. Зырянов. Да… Великая история, великие люди.

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь

Могила писателя-краеведа А.Н. Зырянова

Далматовский монастырь: последствия 1917 года

И вот – великий переворот 1917 года. Монастырь передают в ведение краеведческого музея. Достойно. Единственный на Урале и в Зауралье музей-монастырь. И пусть бы так было. Потомки должны помнить славную историю своего края. Но нет! Не такова Советская власть: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья…» И полетели купола вниз. Дальше – больше: «…а потом мы наш, мы новый мир построим».

Главный храм обители переоборудовали в производственные цеха «Молмашстроя» (завод «Старт»). На территории построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Вместо куполов трубы стали торчать из-за крепостных стен. Да и стены стали разбирать за ненадобностью. Большего надругательства над святым местом я не встречала нигде. Да, многие монастыри приспосабливали под тюрьмы, детдома, какие-то другие городские учреждения, но чтобы так радикально разрушать! Какое слово подобрать? Святотатство? Варварство? Кощунство?

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь

Панорама монастыря 2011 г.

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь

Останки братского корпуса внутри крепостной стены

Читайте также:  Сколько лететь до Крыма из Москвы на самолете

Когда я переступила порог обители в 2011 году, сердце сжалось от боли. Это как изувеченную собаку увидеть: лапы переломаны, глаз затек кровью, ухо оторвано, а она все равно остатком хвоста машет при виде человека и улыбается. На следующий день на занятии я показывала своим первокурсникам слайд-фильм о восстанавливающейся обители: какие там лексико-грамматические разряды прилагательных, когда душа кричит: как это можно сделать человеку!

Что ж, оставалось только надеяться: после калмыков и башкир монастырь отстроился, под натиском Пугачева устоял, значит, и после советского безбожия восстанет. И вот в чем парадокс: в 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения и при этом продолжал обрастать промышленными трубами.

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырьДалматовский Свято-Успенский мужской монастырь

Церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». 1688 г. Успенский собор Успенский собор. 1707 — 1720. Первая каменная постройка в Зауралье. Успенский собор Фрагменты Успенского собора

Успенский собор Успенский собор Успенский собор Успенский собор Успенский собор

Далматовский монастырь сегодня

Вернулись сюда через семь лет. Очень хотелось посмотреть на богоугодное дело восстановления обители. Сегодня монастырь не узнать. Крепостные стены восстанавливаются, построена гостиница для паломниц (мужчины ночуют в братском корпусе), работает библиотека и воскресная школа, 17 монахов ведут хозяйство: теплицы, скотный двор, мастерские. Украшение монастыря – Скорбященская церковь с золотыми крестами. Вокруг Успенского храма место уже расчищено, потихоньку ведутся восстановительные работы, на которые уйдет не два, не три года, а может, даже не один десяток лет. Но главное – монастырь идет на поправку. И впереди у него, я уверена, такое же славное будущее, каким было его великое прошлое.

Фотопрогулки

dalmat_12

© 2016 galina

ДАЛМАТОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья печатается с сокращением.

Г.В. Магницкая

Далматово… Очень интересно рассказал об истории тех мест Павел Распопов. Так сложилось, что жизнь города Далматова всегда была тесно связана с Далматовским Успенским монастырем. Монастырь этот основан в 1644 году, спустя чуть более полувека после легендарного похода Ермака. Однако связь с Ермаком Тимофеевичем в тех местах намного значительнее, чем может показаться на первый взгляд. Так, считается, что Далматовский монастырь основан прямым потомком одного из казаков ермаковской дружины – Дмитрием Ивановичем Мокринским. Ударившись после смерти горячо любимой жены в веру, он обратился к монашеству и принял имя Далмат.

Портрет Преподобног о. Далмата Исетского

Первое время Далмат жил возле реки Исети, в вырытой им в пещере. Затем основал монастырь, возле которого вскоре возникло поселение, получившее название Служняя слобода. В 1691 году по названию возведенной в центре селения деревянной церкви в честь Николая Чудотворца слободу переименовали в село Николаевское.

Раскинувшийся на высоком левом берегу реки Исеть Далматовский монастырь не раз сжигали дотла башкиры, татары и калмыки, пытавшиеся вытеснить русских со своих исконных прежних земель.

С 1707 по 1720 годы здесь возводили первое в столь отдаленных зауральских местах каменное здание – трехпрестольный Успенский собор. В те же годы монахи выложили неприступные каменные стены с двумя высокими башнями. Строительством руководил сын Далмата – архимандрит Исаак. Строили добротно, на века. Стены Далматовского монастыря стали самым надежным укреплением этих мест. Так он выглядел ранее.

Далматовский Успенский монастырь в 1644 г.

Стены же сохранились до наших дней. Окружают они по периметру внутреннее пространство монастыря.

Много испытаний выпало на долю сей обители. В 1762 году восставшие крестьяне почти полгода осаждали, отрезали его от внешнего мира. Восстание это получило название «Дубинщина».

В середине февраля 1774 года случилась еще более серьезная напасть. Практически весь Урал охватила «пугачевщина». К стенам Далматовского монастыря подошло огромное пятитысячное пугачевское войско под руководством атамана Пестерева. Защитников монастырской крепости было на порядок меньше – всего около 400 человек. Ожесточенная борьба за Далматовский монастырь продолжалась с 11 февраля по 2 марта 1774 года. Пугачевцы обстреливали монастырь из пушек, пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но получали ожесточенный отпор. Далматовцы поджигали возы сена, а бунтовщиков обстреливали из ружей и закидывали камнями.

Этой осаде выдающийся уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк посвятил одну из своих интереснейших повестей – «Охонины брови». Прототип описываемого в ней Прокопьевского монастыря – это и есть Далматовский мужской монастырь. Данная повесть в первую очередь рассказывает о силе и слабости духа. Трогательно описана судьба глубоко верующего дьячка Арефа, который иногда по совершаемым поступкам напоминает юродивого. Заканчивается она словами: «Сейчас от Прокопьевского монастыря, Дивьей обители и Служней слободы остались одни пустыри. Только по-прежнему высоко поднимается правый гористый берег Яровой, где шумел когда-то вековой бор. Теперь торчат одни пни, а от прежнего осталось одно название: народ называет и сейчас горы «Охониными бровями». Именно там была убита красавица Охоня, дочь дьячка Арефы.

Вернемся к истории тех мест. За заслуги в подавлении пугачевского бунта Екатерина II в 1781 году пожаловала селу Николаевскому статус уездного города, названного по имени основателя монастыря Далматовым. Однако вскоре Далматовский уезд объединили с Шадринским и город из уездного превратился в обычный, заштатный. В начале XX века его и вовсе преобразовали в село.

Очень удачно запечатлел Далматовский монастырь в 1912 году фото летописец С. М. Проскудин-Горский (1863-1944). Белоснежным красавцем раскинулся он на берегу речки Ирсети среди окружающего его зеленого обрамления из деревьев, кустарников и трав. Возле самой воды приютились избенки с замшелыми крышами. Тихое течение речки как бы указывает на неспешный и размеренный уклад жизни обитателей монастыря. Богоданное место, иначе сказать нельзя.

Разносторонне одаренным человеком был Сергей Михайлович: фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи». Такими людьми нужно только гордиться. А скончался он, как и многие наши соотечественники в Париже, спустя несколько недель после освобождения города от немцев войсками союзников. Похоронен он на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Тем не менее, жизнь в Далматово кипела. Проходившая здесь ежегодно 6 декабря богатая Никольская ярмарка была широко известна. В Далматово жило немало купцов. В центре города и сейчас сохранилось много старых купеческих домов, служащих украшением города. В действовавшем при монастыре Далматовском духовном училище получили образование многие известные люди. Далматово отличилось еще и тем, что здесь возникла первая в Зауралье женская школа. Ее открыла в 1861 году в своем доме жена священника П.И. Черемухина. В октябре 2010 года благодарные потомки установили в Далматово памятник первой учительнице, деньги на который собирали буквально «всем миром».

До революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом, а затем дорвавшиеся до власти крестьяне начали уничтожать малейшие напоминания о прошлом. Известному краеведу В.П. Бирюкову немалыми усилиями удалось спасти уникальный монастырский архив и часть старинных книг. Переживший множество тяжелых испытаний и восстаний, Далматовский монастырь не выстоял под властью большевиков. В 1928 году по решению Шадринского окрисполкома монастырь ликвидировали. В разные годы в монастырских стенах размещались детский дом, музей, драмтеатр, средняя школа. Во время войны здесь расположили госпиталь, а после – завод «Молмашстрой», изготовлявший оборудование для переработки и хранения молока. Вскоре этот завод стал градообразующим и в 1947 году Далматово вновь обрел статус города.

Самое удивительное, что населенный пункт, названный в честь основателя монастыря, в советское время не разделил судьбу многих подобных и не был переименован в какой-нибудь Октябрьск, Комсомольск или Ленинск.

На территории монастыря находится ансамбль из трех храмов (Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», церковь Иоанна Богослова) и часовня. Сейчас в монастыре, как и в прежние времена, живут монахи, идут церковные службы, здесь есть кузница, столярная и швейная мастерские.

Главный храм – Успенский собор находится пока в плачевном состоянии

Сохранившиеся фрагменты фресок Успенского собора

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Внутренний вид храма

С 1994 года в церкви «Всех Скорбящих Радость» хранится рака с мощами основателя монастыря – старца Далмата, поскольку был он причислен к лику святых, правда, по церковной иерархии лишь местного значения.

Есть в Далматово и святой источник, находящийся на берегу Исети. Несколько веков назад из него пил сам Далмат. Согласно легенде, именно благодаря этой воде старец Далмат прожил более 100 лет. Над источником возведена ныне часовня.

Часовня над источником

Город Далматово расположен примерно на одинаковом расстоянии от Екатеринбурга, Кургана, Тюмени и Челябинска.

Следует указать, что некоторые сведения почерпнуты с весьма интересного и познавательного сайта Наш Урал
Фото видов современного состояния монастыря принадлежат М.Ю. Елькину, председателю УИРО, который вместе с друзьями посетил этот город в сентябре 2014 года.

© Г.В. Магницкая, 27 октября 2014 г.

Анна Михайловна Горшкова. Москва Судьбы участников студенческого литературного кружка г. Казани (Виктор Журин – поэт – акмеист, юрист, арлиллерист) Маленькая книжечка с поэтичным названием «Флейты осени», выпущенная в 1914 …

Работая с архивными документами, встречаю порой знакомые уже фамилии. Но не всегда удается проследить родственную связь их носителей с известными уже персонами. Вполне возможно, что …

Ссылка на основную публикацию