Пещеры Аджанты в Индии: история, фото и описание

Храмовый комплекс Аджанты

2. Думаю, что сюда доходят не многие, так как путь долог и тернист. К тому же, буддийские монастыри сравнительно скучны, даже не смотря на то, что в храмах Аджанты прослеживается явное влияние индуизма. Тут же, на парковке, вас ждут торговцы всяким хламом, типа драгоценных камней, древних монет и прочей кукурузы. Впервые в моей жизни мне пригодилось умение лаять: индийцы, услышав лай, опешили, что дало нам время для свободного прохода. Индийцы были в восторге. Вход в пещеры платный, местным он стоит 10 рупий, для туристов — 250 рупий с человека. Но, если пойти не по маршруту, можно войти бесплатно.

3. На скальной породе видны следы от воды, которая водопадами спускается по храмам в сезон муссонов. В январе же тут сухо, и даже река, которая течет внизу пересыхает, и от нее остаются лишь лужицы.

4. К сожалению, нам не удалось залезть так высоко, чтоб было видно, что по форме это ущелье напоминает подкову, так что фотография с просторов интернета.

5. В центре «подковы» находится холм с беседкой. По холму лестница ведет к смотровой точке.

6. Героям, забравшимся сюда, откроется вид на еще один каньон, в нем нет храмов, зато в сезон, когда воды достаточно, можно увидеть каскады водопадов. К сожалению, солнце било прям в объектив, так что всей красоты на фотографии не увидеть.

7. И, конечно, с этой точки открывается вид на всё ущелье. Глубина ущелья около 70 метров, это 2,5 девятиэтажки.

8. Весь маршрут по комплексу можно пройти по современным лестницам и дорожкам.

9. Те, кому не по силам обойти весь комплекс пешком, могут нанять носильщиков.

10. Сами храмовые пещеры целиком высечены из скальной породы, а глубина их внушительна.

11. Нужно признать, что высечены они очень искусно.

12. Как и в Эллоре, храмы Аджанты были окрашены в яркие цвета, краска наносилась на штукатурку, которая, в свою очередь, делала все элементы более детальными.

13. Но до наших дней дожили лишь малые кусочки.

14. При входе в действующий храм, нужно непременно снять обувь. Индийцы же оставляют обувь в самом начале пути, так как для них это священное место, а не памятник.

15. Повсюду можно увидеть высеченные фигуры Будды.

16. Их очень много.

17. И все они примерно одинаковы.

18. Также встречаются танцующие, полуголые женщины. Явное влияние других религий.

19. Но все-таки, основным мотивом является сидящий Будда. Нередко сменяя позу лотоса на нетипичные для Будды позы.

20. Также, в некоторых храмах высечены комнаты, внутри которых есть лавки из камня. Эти лавки служили монахам кроватями. Кроме кроватей в комнатах ничего нет, сами комнаты очень тесны, размером не более метра в ширину и двух метров в длину, нет ни окон ни дверей, лишь узкий вход.

21. Помимо фигур Будды встречаются и слоны, стоящие на коленях.

22. Но статуй Будды тут не счесть.

23. Cама горная порода, напоминает нечто похожее на ракушечник. Видимо, пористая структура камня и натолкнула древний народ применять штукатурку, которая выполняла несколько функций. Она служила грунтовкой, делая краски более яркими, так как сама имела белую окраску. Также штукатурка заполняла поры ракушечника, создавая гладкий рельеф.

24. В храмах, которые действуют поныне, некоторые фигурки красят. И видно, что без штукатурки краска очень тусклая.

25. Редкие для буддизма статуи. Танцующие полуголые женщины.

26. Эротические сцены.

27. И силуэты танцовщиков скорее присущи индуизму, нежели буддизму. Явное влияние одной культуры на другую.

28. Замысловатые флористические мотивы украшают углы.

29. А у порогов лежат слоны.

30. Или львы. Не многие знают, что раньше на территории Индии водились львы. Сейчас, из всей популяции азиатских львов сохранилось лишь около 300 особей в Гирском заповеднике в штате Гуджарат.

31. Внутри пещер также высечены всевозможные фигурки. На некоторых сохранилась штукатурка, и даже цвет.

32. Все элементы очень детальны.

33. Как и снаружи, внутри основной мотивом является Будда, окруженный различными фигурами разной тематики.

34. Потолки украшены флористической тематикой.

35. Иногда встречаются сцены из жизни.

36. Также сохранились кусочки живописной росписи. Роспись пещер всемирно известна. Живопись, сохранившаяся во фрагментах, — иллюстрации к буддийским легендам и мифам, но по сути она раскрывает панораму общественной жизни во всем её разнообразии.

37. Одна из пещер полностью испещрена росписями. К сожалению, до нас дошли лишь кусочки.

38. Но не смотря на потрепанный временем вид, можно судить о трудолюбии древних зодчих.

39. Разглядывать можно часами.

40. Некоторые вещи не похожи ни на одну из тематик буддизма, или иной другой культуры.

41. Внутри, порой, играют музыканты.

42. В основном, все пещеры выполнены одинаково и представляют из себя большой холл.

43. Стены которого украшены фигурами с мотивами из жизни древних индийцев.

45. Либо фигурами Будды.

46. В глубине, обязательно, находится комната, в которой сидит Будда.

47. Статуи Будды также были покрыты штукатуркой и раскрашены.

48. В целом, это одинаковые скульптуры, меняются лишь положение рук.

49. И лишь в последних трех храмах все кардинально меняется: в двух из них Будда стоит в центре храма в форме купола, окруженный расписными колоннами.

Пещерные храмы Аджанты

Пещерные храмы Аджанты, высеченные в гранитных горах Виндхья на северо-западе плоскогорья Декан — одно из самых больших чудес Индии. Храмы и монастыри, искусно украшенные резьбой, выполненной с помощью простых инструментов, сами по себе являются превосходными произведениями искусства; чувственная живопись и изящные скульптуры делают их шедеврами.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Пещерные храмы Аджанты

Общая информация

индиец/иностранец 10/250 рупий;
видеосъемка 25 рупий;
09.00-17.30 вт-вс;
Лицензированные гиды проведут для вас экскурсию за 600 рупий

Ревностно охраняя целую сокровищницу бесценных художественных артефактов из прошлого тысячелетия, буддийские пещеры Аджанта находятся в 105 км от Аурангабада. Их запросто можно назвать Лувром древней Индии. Это место гораздо старше, чем Эллора, и тоже занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещерные храмы Аджанты были созданы во II в. до н. э., во времена династий местных правителей. Пещеры оставались нетронутыми в течение тысячи лет, пока в 1819 г. их случайно не обнаружили британские солдаты, охотившиеся на тигров. Пещеры в Аджанте сохранились лучше, чем в Эллоре, где они постоянно использовались в качестве жилищ.

Первые пещеры имели форму продолговатых помещений, в конце которых находились монолитные ступы. Помещения назывались чайтъи и служили кельями для буддийских монахов школы хинаяна («малая колесница»). Однако к IV в. н. э. на их место пришли монахи школы махаяна («большая колесница»). Эти монахи были более склонны к роскоши, и, поселившись в пещерах, вырубили в скалах храмы (вихары), щедро их украсив. Монахи и жили, и молились в этих огромных залах, расписывая их стены образами Будды и сценами из связанных с ним мифов, в то время как их предшественники были склонны к абстрактным символам.

Это одни из самых первых религиозных сооружений в стране. По иронии судьбы, расцвет Эллоры принес упадок Аджанте, а историки считают, что место было покинуто потому, что внимание переключилось на новые пещеры Эллоры. После того, как их покинули люди, пещерами завладела дикая природа. О них забыли до 1819 г., когда британские охотники под руководством Джона Смита случайно наткнулись на них.

Из этих 29 буддийских пещер Аджанты, пять — храмы, а остальные — монашеские кельи. Они выдолблены в утесе подковообразной формы, расположенном на 75 м выше ущелья, по которому бежит небольшая речка.

Первоначально у каждого храма была своя лестница, спускающаяся к воде. Пещеры пронумерованы от 1 до 29, с запада на восток. Осмотрев всего девять из них, вы получите представление о храмовом комплексе в целом. Начните с середины, с самой старой пещеры, затем идите на восток, а потом возвращайтесь к пещерам более позднего периода, куда можно попасть с западного входа.

Пещерные храмы Аджанты стоит посетить, в первую очередь, чтобы увидеть отреставрированные «фрески» – живопись темперой, украшающую многие интерьеры пещер. Хотя несколько других примеров древнего мастерства не уступают этим картинам в художественной ценности и красоте исполнения, эти картины, безусловно, ценятся как культурное наследие. Считается, что натуральные пигменты краски смешивали с клейкими веществами животного и растительного происхождения, чтобы приклеить их к сухой поверхности. Во многих пещерах есть небольшие дыры в полу, похожие на кратеры, которые во время рисования служили палитрой.

Несмотря на свой возраст, рисунки в большинстве пещер неплохо сохранились. Многие считают, что они сохранились благодаря тому, что пещеры находились в относительной изоляции человеческого влияния в течение нескольких веков. Но, как бы там ни было, нельзя сказать, что рисунки ни капельки не сгнили. Указатели на входе в комплекс содержат целый набор запретов и разрешений, созданных для того, чтобы уменьшить влияние человека на уязвимые места. Пожалуйста, придерживайтесь их.

Пещеры Аджанты

Тридцать пещер Аджанты устроились на отвесной скале подковообразного ущелья, внизу которого протекает река Вагхора. Все пещеры последовательно пронумерованы, за исключением пещер 29 и 30. Нумерация не имеет ничего общего с хронологией пещер; самые древние пещеры находятся в середине, они окружены более новыми с обеих сторон.

Пещеры 3, 5, 8, 22 и с 28 по 30 либо закрыты, либо в них нельзя попасть. Другие пещеры могут быть иногда закрыты на реставрацию. Например, во время нашего посещения пещера 10 снаружи была полностью облеплена строительными лесами. В высокий сезон посетителям можно находиться в пещерах по 15 минут. Во многих пещерах приходится разуваться (можно ходить в носках). Пять пещер – это чайтьи, остальные 25 -вихары. Пещеры 8, 9, 10, 12, 13 и часть пещеры 15 – это древние буддийские пещеры, все другие датируются примернс V в. (периодом Махаяны). В ранней, более строгой и более простой школе буддизме Будду никогда не изображали прямо – его присутствие обозначали символом, например, отпечатком ноги или «колес) закона».

Пещера 1 махаянская вихара, была найдена одной из последних во время раскопок и украшена красивее прочих. Здесь вы найдете версию Боттхисатвы Падмапани (Bodhisattva Padmapani) – самое известное и иконическое произведение искусства в Аджанте. Веранда в передней части пещеры ведет в большой зал для собраний, где находятся многие скульптуры и настенная роспись, знаменитые благодаря роскошной перспективе и впечатляющей детализации одежды, предметов обихода и выражений лиц. Все цвета на картине, за исключением ярко-синего (который получили из лазурита, добытого в Центральной Азии), появились благодаря местным минералам. Обратите внимание на потолок, где изображены четыре оленя с одной на всех головой.

Пещера 2 – тоже махаянская вихара с украшенными колоннами и капителями и с несколькими рисунками. На потолке – геометрический и растительный орнамент. На фресках изображены сцены из сказок Джатаки (Jataka), в том числе сон матери Будды: слон с шестью бивнями, который ознаменовал просветление ее сына.

Пещера 4 – самая большая вихара в Аджанте, ее потолок поддерживают 28 колонн. Хотя пещера так и не была завершена, здесь находится много впечатляющих скульптур, в том числе люди, убегающие от «восьми великих зол» под защиту Авалокитешвары.

Пещера 6 – единственная двухэтажная вихара в Аджанте, но нижний этаж частично обвалился. Внутри есть статуя сидящего Будды, а дверь в храм украшена сложным узором. Наверху зал окружен кельями с рисунками на дверных проходах.

Читайте также:  Авиабилеты Москва-Казань, низкие цены туда, купить онлайн

Пещера 7 отличается необычным дизайном с крыльцом перед верандой, которая ведет к четырем кельям и красиво украшенному храму со скульптурами.

Пещера 9 – одна из самых древних чайтья в Аджанте. Хотя она датируется периодом раннего буддизма, две фигуры возле входа, вероятно, установили позднее, уже в эпоху Махаяны. По обеим сторонам пещеры и вокруг трехметровой дагобы стоят колонны. Сводчатая крыша хранит следы деревянных балок.

Пещера 10 считается самой старой (200 г. до н.э.). Именно ее первой обнаружили британские охотники. По оформлению она похожа на пещеру 9; это самая большая чайтья. Фасад сильно ослабел, и многие рисунки пострадали, в некоторых местах – от надписей, оставленных после открытия пещер. На одной из колонн вырезано имя Смита, которое он оставил для потомков.

Пещера 16 – это вихара с лучшими рисунками в Аджанте. Пещера служила входом для всего комплекса. Самый известный рисунок – «умирающая принцесса» – изображает Сундари, жену сводного брата Будды, Нанды. По легенде, Сундари умерла, когда узнала, что ее муж отрекся от земной жизни (а значит, и от нее), чтобы стать монахом. Резные фигуры поддерживают потолок, чьи архитектурные детали имитируют дерево. Здесь есть скульптура учителя Будды на троне со львом, который учит благородному восьмеричному пути.

Пещера 17 с гномами, окружающими колонны, содержит лучше всего сохранившиеся и самые разнообразные рисунки в Аджанте. Среди других знаменитых изображений есть принцесса, которая наносит макияж, принц, который пытается соблазнить свою возлюбленную, спаивая ее вином; Будда, который приходит домой после просветления, чтобы извиниться перед женой и изумленным сыном. Детальная картина повествует об экспедиции принца Симхалы (Simhala) в Шри-Ланку: он с 500 товарищами потерпел кораблекрушение возле острова, где живут людоедки, которые превращаются в прекрасных девушек, чтобы поймать и съесть своих жертв. Симхала спасается на летающем коне, а после этого возвращается, чтобы завоевать остров.

Пещера 19 – потрясающая чайтья с очень детальной резьбой на фасаде; главная особенность пещеры – окно в форме подковы. Две прекрасные статуи Будды находятся по обе стороны входа. Внутри расположена тройная дагоба, впереди нее находится изображение Будды. Снаружи пещеры – потрясающее изображение царя Нага (Naga king), обращенное на запад. Его шею обвивают семь змей. Его жена, у которой на шее красуется только одна кобра, сидит рядом.

Пещера 24, если бы она была закончена, стала бы самой большой вихарой в Аджанте. Зато можно увидеть, как строили эти пещеры: в скале вырезали огромные галереи, а затем обрушивали скалу между ними.

Пещера 26, огромная, разрушенная чайтья, теперь отлично освещается. В ней несколько скульптур, которые нельзя пропустить. На левой стене находится огромная скульптура «отклоненного назад Будды», который готовится отправиться в нирвану. Среди других изображений есть искушение Будды злым божеством Майя.

Пещера 27 – фактически вихара, которая соединена с пещерой 26 – чайтьей.

Информация

Камера хранения рядом с туалетами возле главной кассы – надежное место, где можно оставить технику на хранение за один предмет на четыре часа) в том случае, если вы приехали в Аджанту по пути из Аурангабада в Джалгаон или наоборот. Пещеры находятся в конце крутого короткого подъема,который начинается возле кассы; люди старшего поколения могут заказать четырех носильщиков, которые поднимут их наверх на кресле (400 рупий).

По трудно объяснимым причинам на момент написания книги власти затеяли строительство нового комплекса возле Т-образного перекрестка. По слухам, они собираются воспроизвести основные пещеры под современными куполами с климат-контролем!

Дорога в пещеры Аджанты и обратно

Автобусы из Аурангабада или Джалгаона останавливаются на Т-образном перекрестке (где трасса пересекается с дорогой к пещерам), в 4 км от пещер. Отсюда, заплатив символические 7 рупий, поспешите к месту отправления экологически чистых автобусов, которые можно узнать по зеленому цвету (с конд./ без конд. 12/7 рупий). Они довезут вас до самых пещер. Автобусы регулярно возвращаются к Т-образному перекрестку (каждые полчаса, последний автобус в 18.15).

Все автобусы MSRTC, которые идут через Фардапур, останавливаются на Т-образном перекрестке. После закрытия пещер вы можете сесть в автобус до Аурангабад или Джалгаон рядом с MTDC Holiday Resort в Фардапуре, в одном км от главной дороги на Джалгаон. В Фардапуре есть такси; за 900 рупий вас довезут до Джалгаона.

Аджанта, Индия – тайны пещерных монастырей

Пещеры Аджанты – одна из самых загадочных и интересных достопримечательностей Индии. Найденные случайно в 19 веке, они до сих пор не открыли миру всех своих тайн. Ежегодно сюда приезжают сотни тысяч туристов, которые говорят о невероятно сильной энергетике этого места.

Пещеры Аджанты

Общие сведения

Аджанта – древний буддийский монастырский комплекс, расположенный в штате Махараштра. Уникальность этого места заключается в том, что религиозные постройки (а их здесь 29) выбиты прямо в скале. Первые пещеры появились здесь ещё в 1 веке до нашей эры, а последние – в 17 столетии.

Древний комплекс находится в очень живописном, но труднодоступном месте. Расстояние до ближайшего города Кулдабад – 36 км.

Интересно, что рядом с пещерами Аджанты находится Эллора – ещё один подземный монастырский комплекс.

Историческая справка

Первые упоминания о монастырском комплексе датируются 1 веком до н.э. В то время здесь жили монахи, которые и строили новые храмы. Однако это продлилось лишь до 10-11 столетия – в то время на территорию современной Индии пришли мусульмане, а индийский буддизм перестал пользоваться популярностью у местных жителей (даже сегодня его исповедуют менее 2% населения). Уникальный пещерный храм оказался заброшен, и о нём забыли на долгие 800 лет.

Вход в пещеры Аджанты

Второе дыхание эта достопримечательность обрела лишь в середине 19 века – простые английские солдаты, охотившиеся за тигром, случайно обнаружили это удивительное сооружение. Внутри пещер им открылась удивительная картина: фрески на стенах и колоннах, каменные ступы и статуи Будды.

С этого момента начались регулярные паломничества учёных и туристов в Аджанту. Наиболее серьёзным исследованием считается экспедиция Джеймса Фергюсона, который описал все фрески и объяснил всему миру культурную ценность данного места.

После в деревню не раз наведывались художники, чтобы перерисовать некоторые фрески. Завершились их старания неудачей – все картины сгорели во время выставок. Местные считают, что это месть богов за вмешательство в их мир.

Большая часть загадок, связанная с пещерами, до сих пор не разгадана. Например, учёные не могут понять, как освещались подземные строения. Многие полагают, что монахи “ловили” солнце с помощью зеркал, однако это версия до сих пор не нашла подтверждений.

Фрески в пещере Аджанты

Вызывает вопросы и краска, которой монахи красили стены – она светится в темноте, и даже спустя 800 лет не потускнела. Современные учёные так и не смогли определить её точный состав.

Структура комплекса

Комплекс Аджанты в Индии состоит из 29 пещер, в каждой из которых есть, что посмотреть.

Это одни из самых новых (12-13 век) и хорошо сохранившихся пещер в Аджанте. Их практически идеальное состояние объясняется тем, что доступ сюда имели только монахи, а простые люди имели право заходить только в соседние постройки.

Пещера № 1 в Аджанте

Уникальность этой части храма заключается в удивительно чётких наскальных рисунках. Например, на одной из стен было найдено изображение детей в школе, а на соседних – силуэты женщин. Здесь же можно увидеть яркие фрески на религиозную тему и высокие резные колонны, придающие храму торжественный вид. Наиболее известные изображения:

  • фреска короля-аскета;
  • царь Сиби Джатака;
  • Ваджрапани.

Это самая большая (970 кв. м.) и наименее глубокая пещера в Аджанте. Состоит из святилища, веранды и главного зала. В центре помещения восседает каменный Будда, а по бокам – небесные нимфы.

Интересно, что раньше пещера была более глубокой, но после землетрясения, произошедшего в 6 веке, индийские мастера были вынуждены поднять потолок, чтобы скрыть большую трещину в скале.

Пещера № 5 в Аджанте

Одна из недостроенных пещер Аджанты. Её начали возводить в 3 веке, однако вскоре забросили. Фрески и скульптуры здесь отсутствуют, зато есть двойная рама, украшенная искусной резьбой.

Это двухэтажный монастырь, на стенах и потолках которого можно найти многочисленные изображения Будды. Одно из главных святилищ всего комплекса, куда приходили молится верующие.

По мнению историков, это самая древняя пещера, которая, при этом, отлично сохранилась. Находится на большей глубине, чем соседние. Здесь туристы могут увидеть статую “Запоздалая мысль” и несколько наскальных изображений. Интересно, что историки полагают, будто раньше эта часть храма была полностью окрашена в красный цвет.

Пещера № 9 в Аджанте

Пещеры № 9 и 10 – это небольшие молитвенные залы, на стенах которых сохранилась уникальная роспись: фрески с Буддой, изображения нимф. Главным украшением помещений являются высокие колонны и резные арки.

Это 2 небольших монастыря, построенных примерно в 5-6 веке. Внутри помещения стоит длинная каменная скамья, а на стенах можно увидеть фрески с изображением Будды и монахов. Небольшая часть храма повреждена, из-за чего не пользуется большой популярностью у туристов.

Это 3 небольших монастыря, которые из-за природных факторов не были достроены. Историки говорят, что ранее здесь точно были картины, однако сейчас можно увидеть лишь голые стены.

Это две наиболее изученные пещеры Аджанты. Историки провели здесь не один год, и говорят, что это центральные, а значит, главные части комплекса. В этих помещениях действительно очень много картин и фресок: чудо Шравасти, сон Майи, история Трапуши и Бхаллики, праздник пахоты. На правой стене можно увидеть изображения сцен из жизни Будды.

Пещера № 16 в Аджанте

Это совсем небольшая, но очень красивая пещера с колоннами и аркой. Её функция пока до конца не понятна.

Главная достопримечательность зала – фигура Нага, которой защищает Будду. Ранее, по мнению учёных, здесь также можно было увидеть мандалы и изображения Якши. Вход в эту часть храма богато украшен цветочными узорами и резными фигурами богов.

Это небольшие пещеры, построенные одними из последних. В этой части комплекса жили и работали монахи, периодически помещения выполняли роль святилищ. В некоторых комнатах были мансарда и кельи.

Пещера № 22 в Аджанте

Подземелья были украшены следующим образом:

  • изображения цветов на стенах:
  • фрески с Буддой;
  • надписи на санскрите;
  • резные орнаменты на стенах и потолке.

Пещера под номером 26 – место для поклонения Будде и длительных молитв. Скульптуры в этой части комплекса являются наиболее сложными и изысканными. Так, здесь можно увидеть Махапаринирвану (лежащий Будда), а у его подножия – силуэты дочерей Мары. В центре апсиды находится высеченная в скале ступа. На стенах храма – масса надписей на санскрите.

Пещеры № 27, 28 и 29 вместе являлись небольшим, но часто посещаемым монастырём. Здесь нет большого количества украшений, поэтому туристы не часто заглядывают в эту часть комплекса Аджанта.

Как добраться

В деревушку Аджанта регулярно ходят автобусы из города Аурангабада (расстояние – 90 км). Время в пути составит чуть менее 3 часов. Стоимость билета – 30 рупий.

Индийский автобус

Добраться до самого Аурангабада можно из любого большого города Индии на поезде или автобусе.

Поездка на такси по Индии будет гораздо более комфортной и быстрой. Главное, чтобы таксист точно знал дорогу. Стоимость из Аурангабада – 600-800 рупий.

Практическая информация

Расположение: Ajanta Caves Road, Ajanta 431001, Индия.

Время работы: 08.00 – 19.00, понедельник – выходной.

Стоимость посещения: 250 рупий – для иностранцев, 10 – для местных. Также можно приобрести единый билет на посещение Аджанты и Эллоры в Индии за 350 рупий.

Цены на странице указаны на октябрь 2019.

Полезные советы
  1. В разных частях комплекса Аджанта установлены краны, из которых течёт водопроводная вода.
  2. В подземных храмах с наиболее красивыми фресками достаточно слабое освещение, поэтому туристы рекомендуют взять с собой фонарик, чтобы рассмотреть все детали.
  3. Планируйте путешествие в тёплую, но не жаркую погоду – место очень интересное, но при палящем солнце вы вряд ли всё сумеете обойти. Также не стоит приезжать сюда вечером – за день камни сильно нагреваются.
  4. Перед входом в пещерные храмы Аджанты необходимо снимать обувь.
  5. В храмах запрещено фотографировать со вспышкой.
  6. Поскольку дорога до Аджанты достаточно долгая, туристы советуют или ехать с турагентством, или самостоятельно нанять экскурсовода в Индии (многие знают несколько языков).
Читайте также:  Погода в Италии в январе 2022 температура воды и воздуха. Отзывы, фото

Пещеры Аджанты – одно из самых энергетически сильных мест в Индии.

Пещеры Аджанты — восьмое чудо света:

Автор: Мария Протасеня

Обновлено: 4 Окт, 2019 Эллора, Индия – небольшой торговый поселок, который, возможно,…

Обновлено: 25 Сен, 2019 Город Пуна (Индия) находится в западной части плоскогорья…

Обновлено: 14 Окт, 2019 Кандолим, Гоа – небольшой уютный посёлок в северной…

Обновлено: 26 Авг, 2019 Главные достопримечательности Гоа – это не только просторные…

Пещеры Аджанты – уникальный храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии

Весной 1819-го года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры.

Пещера Аджанты в Индии

Пещеры Аджанты с высоты птичьего полёта

Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды. Спустя несколько минут, когда прошло первое волнение, англичане, забыв об охоте, решили осмотреться и более детально изучить эту местность. Увиденное еще больше их заинтересовало: их взорам открылись множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе 19-го века, когда случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалеку от селения Аджанта.

На скалистом утесе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер, протяженностью чуть более 500 метров. Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь. Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами еще во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен. Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.

Пещера Аджанты в Индии

Общий вид на пещеры

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько ученых были отправлены на исследование пещер Аджанты, которые, впрочем, так же не уделили должного внимания к этой археологической находке. В 1843-м году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит своими корнями в глубочайшую древность.

То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 – храмами. В них, на удивление, прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и для зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

Пещера Аджанты в Индии

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые ученные называют не иначе, как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определенное представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных . В подземных залах нет ни одного пустующего уголка, отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чем-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими. Роспись, созданная монахами в далекие времена, словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что все в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на картинах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды: от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни.

Все это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844-м году прибыл в пещеры Аджанты. Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя все время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

Пещера Аджанты в Индии

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866-м году часть копий основных фресок были собраны для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона , случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи с пещерами, которыми так восторгался и которые погубили его.

До наших дней дошла еще одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен, как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнем, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

Пещера Аджанты в Индии

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время

Примерно в 1928 году итальянскими учеными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясен искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии ». Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983-м году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры.

Но, все же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остается масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые все еще хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор ученые не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены еще до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.

Пещера Аджанты в Индии

Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива, это, так называемые, пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было еще не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества. В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу, как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры. Так, взору туристов предстает скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные. Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану. К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже, несмотря на присутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2. Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии, в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры. Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако, и часть увиденного за время экскурсии буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса, оставит самые яркие воспоминания.

Пещера Аджанты в Индии

Стоит добавить, что посетить пещеры Аджанты можно каждый день с 9 утра и до 5.30 вечера. Выходной день – понедельник. Добраться до них можно из Мумбаи (бывшего Бомбея), из Аурангабада рейсовым автобусом или на такси (поездка займет от 2 до 4 часов), или же из Дели: приблизительно 4-5 часов.

Пещеры Аджанты — памятник всемирного наследия

Пещеры Аджанты

Достопримечательности

Храмовый комплекс Аджанты расположен в индийском штате Махараштра. Утес, в котором выдолблены пещеры, напоминает подкову. Весь комплекс включает в себя 29 пещер, которые соединяются одной тропой.

Храмы Аджанты — это квадратные залы, окруженные монастырскими кельями. Надо сказать, что раньше от каждого храма вела дорога к набережной, однако теперь все они соединены широкой площадкой.

Буддистские монахи использовали пещеры для молитв многие столетия, однако позже внезапно покинули их. Вновь открыты пещерные храмы были лишь в 1819 году.

Как выглядит пещерный комплекс?

Пещерный комплекс Аджанта

Все пещеры пронумерованы от 1 до 29. Совершенно обоснованно самыми красивыми считаются первая и вторая пещеры. Если вы впервые посещаете комплекс в Аджантах, то будете удивлены размерам первой пещеры, где высота потолка достигает 6 метров, а ширина 12 метров.

Пещеры Аджанты, штат Махараштра

Арки в стенах созданы за счет массивной колоннады. Залы украшены изображениями сцен из жизни Будды. На фасаде установлены искусно выполненные резные фигурки. Замечу, что первая пещера выдолблена позже других, поэтому и сохранилась лучше всех.

Вторая пещера несколько отличается от первой. Ее отличает не столько тонкость исполнения, сколько монументальность. Внутри пещеры не колоннады, а мощные столбы-опоры, украшенные росписями. К сожалению, человеческое вмешательство сгубило некоторые из фресок, поэтому местами они сохранились лишь фрагментарно. Пещера под номером два больше похожа на все остальные, чем первая.

Зал для молитв

Тематика фресок во всех пещерах довольна обширна. Здесь изображались все слои населения : как правители, так и нищие. Рисунки повествуют о множестве народов, населявших Индию, об их истории и культуре. Боги, люди, растения и птицы, звери — все нашли свое место на фресках Аджанты.

Живописные фрески и старательно выполненные статуи изображают сцены из жизни Будды. Росписи в пещерах изображают повседневную жизнь, а также содержат записи о величайших правителях.

Загадки Аджанты

Аджанта

Ученые не могут объяснить, как в полумраке пещер монахи расписывали стены тончайшими рисунками с использованием нескольких красок. Существует версия, что древние живописцы ловили зеркалами солнце и посылали его во тьму, как это делали в Египте. Возможно, что монахи разработали свой способ освещения пещер. К сожалению, пока этот вопрос остается открытым.

Скульптуры в Аджанте

Много споров вызывает и особая светящаяся краска, которую использовали для росписи стен. Даже спустя столько лет, она сохранила свои люминесцентные свойства, поражая посетителей яркостью и богатой палитрой изображений. Точный состав ученые и исследователи не могут определить до сих пор.

Читайте также:  Метрополитен в Испании

Роспись в Аджанте

Существует предание о проклятии пещер Аджанты. В 1844 году Роберт Гилл старательно копировал фрески из пещер на отдельные полотна, чтобы сохранить их для потомков. Этому он отдал 20 долгих лет своей жизни. В течение всего этого времени на него сыпались разного рода неприятности: проблемы со здоровьем, непростая политическая ситуация в стране.

Пещеры Аджанты

Копии основных фресок были выставлены в Хрустальном дворце для выставок в Лондоне в 1866 году. Но и тут не обошлось без беды: дворец сгорел вместе с полотнами Гилла, фактически, трудом всей его жизни. Художник еле пережил такую трагедию, позже пытался начать все заново, но после пяти лет кропотливой работы заболел и умер.

Скульптура Будды

Похоронен Роберт Гилл недалеко от пещер. Неизвестно, случилось это по причине того, что Гилл осмелился нарушить покой Богов или же это просто неудачное стечение обстоятельств, но эта история имеет место быть.

Еще один храмовый комплекс в Индии — пещеры Эллоры.

Ауровиль — город-достопримечательность на правом побережье Индии. Узнайте о нем подробнее и, может быть, вы захотите его посетить или даже остаться там жить.

Часто из Гоа туристы ездят в деревню Хампи, где находится исторический храмовый комплекс: https://indianochka.ru/travel/dostoprimechatelnosti/hampi.html

Однако это не единственная странная ситуация, связанная с попытками скопировать фрески Аджанты. Несколько бомбейских художников год перерисовывали росписи, после чего они были отправлены в лондонский музей Виктории и Альберта, где также произошел пожар. Что удивительно, огонь уничтожил только фрески из Аджанты!

Из истории о пещерах

Вход в одну из пещер Аджанты

Монахи выдолбили пещеры в утесе во 2 веке до н.э. Многие столетия храмовый комплекс был действующим, пока монахи не покинули монастырь. Забытый всеми храм постепенно ветшал и разрушался, пока в середине XIX века английский археолог Джеймс Фергюссон, услышав историю офицера о его странной находке в джунглях, не отправился сам в это место, где его взору открылся храмовый комплекс, 29 пещер, выдолбленных из камня.

Фрески в пещерах Аджанты

Росписи хорошо сохранились в 16 пещерах из 29. Однако под действием климата и большого количества людей, желающих посмотреть на такое чудо, фрески начали разрушаться. Об этом и рассказал Фергюссон в своем докладе, после чего Восточно-Индийская компания отправила художника, капитана британской армии, Роберта Гилла в Аджанты. Именно его печальная история была описана ранее.

Чтобы сохранить удивительный храмовый комплекс, Аджанту в 1938 году занесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. С тех пор и по сей день пещеры Аджанты пользуются невероятной популярностью у туристов.

Как добраться?

Если вы уверены в своем желании посетить эти пещеры, то хочу предупредить вас о том, что путь туда будет нелегким и состоять из нескольких этапов:

  • Добраться до города Аурангабад. Сделать это можно двумя способами: доехать прямым поездом от Дели или же поездом из Мумбаи, а потом на рейсовом автобусе или рикше доехать до Аджанты
  • Существует альтернативный вариант. Можно доехать поездом до городов Джалгаона или Бхусавала, а оттуда добраться до Аджанты на автобусе.

Помните, что по понедельникам комплекс закрыт для посещения.

Пещеры манят туристов по разным причинам: одних привлекает великолепие фресок, других — тайны, связанные с этим местом, некоторые находят душевное успокоение в этих величественных залах, кто-то просто не может устоять перед видами, открывающимися на террасе возле пещер.

Буддистские пещеры в Аджанте

Так или иначе, Аджанта стала культовым местом для тысяч людей, ежедневно приезжающих увидеть своими глазами знаменитые пещеры.

Проклятье пещер Аджанты: история и современность уникального пещерного храма в Индии

Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды. Спустя несколько минут, когда прошло первое волнение, англичане, забыв об охоте, решили осмотреться и более детально изучить эту местность.

3043090

Увиденное еще больше их заинтересовало: их взорам открылись множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе 19-го века, когда случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалеку от селения Аджанта.

Пещера Аджанты в Индии

На скалистом утесе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер, протяженностью чуть более 500 метров. Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь. Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами еще во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен.

Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.

Пещера Аджанты в Индии

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько ученых были отправлены на исследование пещер Аджанты, которые, впрочем, так же не уделили должного внимания к этой археологической находке. В 1843-м году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит своими корнями в глубочайшую древность.

Пещера Аджанты в Индии

То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 – храмами. В них, на удивление, прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и для зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые ученные называют не иначе, как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определенное представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных . В подземных залах нет ни одного пустующего уголка, отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чем-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими. Роспись, созданная монахами в далекие времена, словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что все в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на картинах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды: от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни.

Пещера Аджанты в Индии

Все это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844-м году прибыл в пещеры Аджанты. Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя все время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866-м году часть копий основных фресок были собраны для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи с пещерами, которыми так восторгался и которые погубили его.

Пещера Аджанты в Индии

До наших дней дошла еще одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен, как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнем, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время

Примерно в 1928 году итальянскими учеными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясен искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии». Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983-м году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры.

Пещера Аджанты в Индии

Но, все же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остается масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые все еще хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор ученые не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены еще до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.

Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива, это, так называемые, пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было еще не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества. В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу, как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры. Так, взору туристов предстает скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные. Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану. К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже, несмотря наприсутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2. Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии, в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры. Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако, и часть увиденного за время экскурсии буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса, оставит самые яркие воспоминания.

Пещера Аджанты в Индии

Стоит добавить, что посетить пещеры Аджанты можно каждый день с 9 утра и до 5.30 вечера. Выходной день – понедельник. Добраться до них можно из Мумбаи (бывшего Бомбея), из Аурангабада рейсовым автобусом или на такси (поездка займет от 2 до 4 часов), или же из Дели: приблизительно 4-5 часов.

Ссылка на основную публикацию