Фотографии Финский театр в Петрозаводске

Фотографии Финский театр в Петрозаводске

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В ходе своей последней экспедиции Прокудин-Горский успел запечатлеть город, который в последующие 100 лет изменится до неузнаваемости – губернский Петрозаводск.
На память от былой столице Олонецкой губрении осталась только “екатерининская” планировка улиц, да несколько каменных зданий. Всё остальное было “унесено ветром”.

Некогда “визитной карточкой” губернского Петрозаводска был красивейший ансамбль из трёх белоснежных храмов на Соборной площади, поднимавшихся словно цепочкой от берега Онежского озера. Этот ансамбль создавался на протяжении 90 лет и завершился в 1872 г. постройкой огромного по местным меркам кафедрального Святодуховского собора.
Отправной точкой ансамбля стала деревянная Петропавловская церковь (по другим данным – собор), построенная в начале 18 века по чертежу самого Петра Великого. В конце 18 века её существенно перестроили в стиле классицизма, но общая композиция и ритмика оставались прежними. Это был, безусловно, самый ценный архитектурный памятник города, к великому сожалению, погибший в 1924 при пожаре вместе с соседней Воскресенской церковью.

Церковь Петра и Павла в Петрозаводске в 1916 г. и её место в 2012 гг.:

Высокое разрешение

Храм в изначальном виде:

Просто удивительно, что власти города так и не решились воссоздать этот компактный и хорошо задокументироанный храм-памятник!

Вторым звеном в ансамбле стал Духовской собор, переименованный по решению Олонецкой духовной консистории в 1875 г. в храм во имя Воскресения Христова. На снимке Прокудина-Горского запечатлён каменно-деревянный храм, построенный в 1800 г. вместо обветшавшего деревянного собора 18 века. Воскресенская соборная церковь сгорела в 1924 г.
Воскресенская церковь Петрозаводска в 1916 г. и её место в 2012 гг.:

Высокое разрешение
(Рестарация этого и ряда последующих снимков 1916 г. К. и В. Ходаковских).

Точнее, даже так:

Кафедральный собор Петрозаводска в 1916 г. и его место в 2012 гг.:

Высокое разрешение

Кафедральный собор во имя Сошествия Святого Духа находился на Соборной площади (сейчас площадь Кирова). Был построен в 1860-1872 гг. по проекту архитектора Константина Андреевича Тона и был похож на другие построенные по его проекту храмы (например, ХХС в Москве).
Имел высоту около 56,5 м., диаметр купола около 12,8 м.
закрыли в 1930 г., а в 1936 он был полностью снесён.

В 1946 г. были попытки постановки на месте кафедрального собора Дома правительства Карело-Финской ССР, но в итоге в 50-е там соорудили Музыкально-драматический театр в неоклассическом стиле.

Вот так великолепно смотрелся губернский Петрозаводск с пристани на Онежском озере:
]

Точки съемки утраченных храмов Петрозаводска:

Источник схемы: http://www.cakarelia.ru/library/7/

Пристань Петрозаводска в 1916 и 2012 гг.:

Высокое разрешение
К сожалению, этот снимок у Прокудина-Горского по каким-то причинам оказался бракованным, до полной несмотрибельности. Восстановил его, как мог. Ракурс, думаю, полностью совпадает. На месте старых пароходиков теперь стоят круизные теплоходы и скоростные “ракеты” (точнее, “Кометы”) советской постройки. Не знаю, делают ли в современной России суда на подводных крыльях?
“Ракеты” возят туристов в Кижи.
Деревянная постройка на пристани была ещё жива в 1928 г.:

Настоящим сердцем города является основанный Петром I Александровский литейно-пушечный завод, который в советской время стал Онежским Тракторным.

Общий вид Александровского завода в 1916 и 2012 гг.:

Высокое разрешение

На месте пустыря вдоль берегов речки Лососинки давно разбит небольшой парк и теперь из-за деревьев фасадная часть старых заводских корпусов едва видна, если снимать с той же точки.

Если снимать вплотную к сохранившемуся корпусу, то можно увидеть несколько больше:

Черно-белый снимок был сделан финнами в октябре 1941 г., вскоре после взрыва завода отступавшими советскими частями. Т.е., облик изменился уже после войны. Завод вообще хотели убрать из города при его восстановлении, но руководство республики воспротивилось.

Особую ценность представляют великолепные панорамные снимки Петрозаводска, сделанные Прокудиным-Горским с насыпи Олонецкой железной дороги. На них старый город виден весь как на ладони и повторить сейчас такие виды практически невозможно:

Высокое разрешение

До станции Голиковка я успел добраться. Снимал непосредственно с полотна дороги, с небольшой насыпи, однако оттуда теперь ничего не видно
Общий вид от разъезда (ныне станции) Голиковка в 1916 и 2012 гг.:

Высокое разрешение

Спустился с насыпи – ничего не изменилось:

Общий вид Петрозаводска от Олонецкой железной дороги (снимок №20243), фрагмент:

Этот вид я пытался повторить уже из окна вагона.
Онежское озеро лишь изредка мелькало серди деревьев и я с трудом сумел его “поймать” пару раз.
Вот такие варианты:

Высокое разрешение

Высокое разрешение

А этот снимок был сделан где-то на полпути от Голиковки к примерному месту съемки второго прокудинского вида:

Высокое разрешение

Здесь точность места уже не имеет значению, важно, что всё вдоль дороги теперь застроено и город от неё совершенно не просматривается.
Надо снимать с верхнего этажа многоэтажки.

Петрозаводск стал последним губернским центром в Российской империи, куда провели железную дорогу – первый поезд пришёл в январе 1916 г.
Поскольку официальной целью последней поездки Прокудина-Горского по Российской империи была съемка только что построенного южного участка будущей Мурманской железной дороги, фотограф сделал в Петрозаводске довольного много снимка соответствующей тематики.
Нам удалось повторить лишь некоторые из них, при том в ряде случаев – чисто условно.

Символическое сравнение: станция Петрозаводск в 1916 и 2012 гг.:

Высокое разрешение

Сравнение чисто условное, потому что в 1916 г. станция строилась совсем в другом месте, немного севернее города, где теперь находится станция Петрозаводск-Товарная (см.: http://home.onego.ru/~sokos/golikovka.htm). Из-за сложного рельефа местности тогда не решились устроить вокзал ближе к центру города и лишь в 1955 г. “по просьбе трудящихся” пассажирскую станцию перенесли на современное место, построив для неё помпезное здание в стиле позднего советского классицизма. Теперь это “визитная карточка” города.

До 1955 г. жители города предпочитали использовать в качестве вокзала станцию Голиковка, которая расположена на южной окраине Петрозаводска и была для многих более удобной, чем далёкий северный вокзал.
Интересно, что у Прокудина-Горского снимок разъезда Голиковка подписан как “Станция Петрозаводск Олонецкой ж.д.”, хотя официально Голиковка так никогда, кажется, не называлась. Дело в том, что первоначально это действительно было проектируемое место городского вокзала – жадные владельцы АО “Олонецкая ж.д.” не хотели тратить деньги на постройку двух небольших мостов через городские речки, чтобы подвести линию прямо к центру Петрозаводска. В 1915 г. это стало уже не актуально, поскольку дорогу всё равно потянули на север к Кольскому заливу и тогда же решили устроить вокзал севернее города.

Станция Голиковка в Петрозаводске в 1916 и 2012 гг.:

Высокое разрешение
Я снимал почти вдоль путей, Прокудин-Горский – со стороны. Отойти дальше не мог, так как на всю станцию растянулся товарный состав.
Из-за разницы в ракурсе рельеф на горизонте не совпадает. Отчасти повышение горы скрыто за постройками.

Из-за ряда накладок с поездкой на о. Кижи мне пришлось доснимать сравнения по Петрозаводску в пожарном порядке, некоторые снимки вообще делать из окна поезда. Как ни странно, кое-что даже получилось!

Подъезд к ж.д. мосту через реку Лососинку около ст. Петрозаводск Мурманской ж. д. в 1916 и 2012 гг.:

Высокое разрешение

Фрагмент с мостом:

Высокое разрешение
Здесь видны все перемены за 100 лет: второй путь, электрификация, бетонные шпалы, зарастание местности.
Путь стал зато более ровным.

Ещё кадр той же местности с отдалением ещё метров на 100:

Высокое разрешение

Вид сбоку я, понятное дело, сделать уже не мог, да и вообще он теперь перекрыт второй насыпью:

На этом рассказ о первой экспедиции по местам съемок Прокудина-Горсокого в Карелии пока завершается, но, надеюсь, будет продолжение.
Предыдущие серии:
Часть 4. Лижма, Илемсельга, Малое Вороново
Часть 3. Мёртвый водопад Пор-Порог
Часть 2. Кивач
Часть 1. Кондопога

История / Historia

Торжественное открытие Карельского государственного национального драматического театра состоялось в октябре 1932 года. Первым спектаклем была драма Б. Лавренева «Разлом» в постановке Р. Нюстрема (Руско).

На сцене играла труппа, созданная из выпускников карельской студии Ленинградского театрального техникума и актеров национального финского коллектива, существовавшего при Петрозаводском Русском драматическом театре, во главе с Кууно Севандером. Первым художественным руководителем театра был поэт и драматург Рагнар Нюстрем, первым директором – Кууно Севандер.

Коллектив театра 1932 г.

С самого начала театр создавался на широкой интернациональной основе. Его актёры – карелы, финны, ингерманландцы – хорошо знали культуру, быт и традиции своего народа. Не меньший вклад в развитие театрального искусства внесли и финны-иммигранты, принесшие опыт и традиции рабочих финских театров Америки и Финляндии. Имея в большинстве своем национальный актерский состав, театр выполнял двуединую функцию, заключавшуюся в приобщении финно- и карелоязычных народов, населяющих республику, к произведениям культуры на родном им языке.

Много испытаний выпало на долю театра: репрессии 1937-39 годов и Великая Отечественная война, унесшие жизни многих талантливых актёров и режиссёров, многократные перебазирования и переформирования, реконструкции, эмиграция…

За 85 лет существования у театра сложились свои уникальные традиции – финская и русская культура, литература, театральные школы постоянно оказывали влияние на творческое лицо театра. Национальной спецификой театра стали игра крупным планом и в замедленном ритме, стремление к психологизму, глубокая наполненность чувством при внешней сдержанности, жизненность, правдивость, стремление раскрыть «душу» каждого образа.

ЗДАНИЕ ТЕАТРА

Национальный театр Карелии располагается на одной из старейших улиц Петрозаводска – проспекте Карла Маркса (бывшая Мариинская улица). Зданию театра, несмотря на его современный вид, почти 150 лет. В 1865 здесь было построено театральное здание, где выступали местные труппы и гастролёры. Оно было деревянным и, увы, сгорело, но в 1912 году построили новое кирпичное здание, где вскоре был открыт кинотеатр «Триумф». В последующие годы здесь проводились различные балы, маскарады, ставились спектакли.

Здание 1950-х гг.

Здание театра до реконструкции 2003 г.

Национальный театр Карелии (в то время Государственный Финский драматический театр) в 1955 году обрел в этом историческом здании свой постоянный дом. Началась масштабная реконструкция комплекса, в который входили здание кинотеатра «Триумф» и гауптвахта, где впоследствии стал работать Театр кукол. Реконструкция шла под руководством московского архитектора, художника, книжного иллюстратора, скульптора и поэта Саввы Бродского.

Читайте также:  Сколько лететь в Китай из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Сочи, Краснодара

Савва Бродский не только спроектировал здание, интерьер, но и сам выполнил отдельные декоративные детали оформления. В частности, мозаичное панно на фасаде здания, изображающее героя «Калевалы» Илмаринена. Кузнец, из-под тяжёлого молота которого разлетаются золотые искры, стал визитной карточкой театра.

После реконструкции 2003 года (автор нынешнего облика Национального театра Карелии и Театра кукол – архитектор Евгений Таев) барельеф кузнеца Илмаринена стал частью стеклянного эркера. Эркерное фойе украшает небольшой фонтан и каменный японский сад. Здесь проходят торжественные приёмы, творческие встречи, вечера поэзии и романса у рояля. На втором этаже можно ознакомиться с выставкой картин или фотоэкспозицией. Справа от гардеробной зоны расположено Правое (или Артистическое) фойе, посвящённое актёрам Национального театра Карелии: тем, кто играет на сцене сегодня и тем, кто стоял у истоков – основателям, кумирам прошлых лет.

Национальный театр Петрозаводска

Национальный театр Петрозаводска

Национальный театр Карелии — место, где тесно переплелись русская и финская культуры. Такой синтез зародился благодаря широкой интернациональной основе — на сцене учреждения играли финны, карелы и ингерманландцы.

Первую труппу сформировали из выпускников Ленинградского театрального техникума и артистов Русского драматического театра в Петрозаводске. Актёрами руководил драматург и поэт Рагнар Нюстрем. Произошло это сразу после открытия учреждения в 1932 году.

Последующие годы благоприятными для развития театра не назовёшь: сначала репрессии, унёсшие жизни многих творческих людей, затем Великая Отечественная война с эвакуацией и постоянным перебазированием.

В 1955 году учреждение обретает постоянный дом. Им стало историческое здание № 19 на проспекте Карла Маркса (бывшая Мариинская улица). Здесь театр располагается и по сей день. После реконструкций в 1965 и 2003 годах постройка сильно изменилась. К визитной карточке учреждения, барельефу кузнеца Илмаринена, добавились стеклянный эркер, каменный японский сад в фойе, пространство, посвящённое бывшим и современным артистам театра. Обновили интерьер большой и малой сцен. Теперь большой зал вмещает до 300 человек, малый — в 6 раз меньше. На малой сцене действует свободная посадка.

Национальный театр Петрозаводска

Афиша Национального театра в Петрозаводске

Расписание спектаклей составляется на текущий месяц и публикуется на официальном сайте учреждения. Дублируется на 2 языках: русском и финском. Большая часть представлений начинается в вечернее время: в 18:00 и 19:00 часов.

Национальный театр Петрозаводска

Репертуар карельского национального театра

Отличительная черта всех постановок заключается в том, что они идут на карельском, финском и вепсском языках с синхронным переводом на русский при помощи радионаушников. Ничего подобного вы больше не увидите ни в одном театре мира.

Все спектакли учреждения наполнены чувством, жизненностью, стремлением как можно глубже раскрыть каждый образ, психологизмом и правдивостью. К средству выразительности относится и игра крупным планом при замедленном ритме.

В копилке местного храма Мельпомены около 30 постановок, большая часть из них предназначена для взрослой аудитории.

  • Любителям классики стоит посмотреть комедию в стихах «Горе от ума» по одноимённому произведению Александра Грибоедова.
  • Зрелищностью отличаются спектакль-танец «Экзамен-Dance».
  • Посмотреть на всю труппу в действии предоставляет возможность драма «Земля Карельская».
  • Среди других представлений — «Любовь и голуби», «Кадриль», «Машина едет к морю», «А зори здесь тихие», «Эликсир любви».
  • На самых маленьких зрителей рассчитаны интерактивные и развлекательные программы «Забавы театрального домового Тэпе», «В гости к Йоулупукки».
  • Детям от 6 лет и старше понравятся сказки «Питер Пэн», лауреат российской премии «Арлекин» и других престижных фестивалей «Сын-медведь», «Корона Тролля».

Национальный театр Петрозаводска

Билеты

По безналичному расчёту можно купить билеты через официальный сайт, группу во ВКонтакте или у партнёров учреждения: kassir.ru.

Приобрести билеты без наценки получится в кассах. Здесь также можно рассчитаться банковскими картами. Кассы открыты каждый день, кроме понедельника. Расписание: вт-вс с 13:00 до 19:00 без перерывов.

Средняя стоимость билетов — в районе 300–700 руб. Если хотите сэкономить, следите за акциями и скидками. Распространяются на спектакли, которые идут на большой сцене.

Спектакль «Дело святое»

Актёры

С 2010 года учреждение возглавляет Ирина Шумская. Постановками спектаклей занимается Андрей Дежонов. К созданию представлений также причастны режиссёры Вячеслав Поляков, Станислав Романов, Андрей Смолко, Вадим Романов, Максим Соколов.

Труппа состоит из 30 человек, 10 из них обладают почётным званием заслуженного артиста Карелии. Из общего списка выделяются народный артист России — Пётр Микшиев и народный артист Карелии — Виено Кеттунен.

Национальный театр Петрозаводска

Экскурсии

Позволяют ближе познакомиться с интерьером исторической достопримечательности, заглянуть закулисье, приобщиться к творческому миру и даже попробовать себя в роли актёра.

Выделяют несколько видов: экскурсии, которые проводятся для разных возрастных категорий, семейный театральный клуб, представляющий собой образовательную платформу для детей, их родителей, бабушек и дедушек, квест для большой компании от 25 человек. Кроме того, здесь часто организуются выставки и мастер-классы. Все детали уточняйте по соответствующему номеру телефона.

Малая сцена Государственного национального театра Карелии на панораме Google:

Как добраться

Объект исторического наследия находится в центральной части Петрозаводска. По соседству разместились памятники федерального наследия: Карлу Марксу, Энгельсу, Петру I. Неподалёку также расположились Музей изобразительных искусств Карелии, Музыкальный театр РК, стадион «Юность». По проспекту курсируют автобусы, по ул. Куйбышева — автобусы и троллейбусы.

На автобусе: до «Площади Кирова» вас довезёт транспорт № 8, 12, 17, 20, 26. Подходят и автобусы № 5, 19, 25. Они следуют до остановки «Госкомитет ГО и ЧС/Площадь Кирова», которая находится по ул. Куйбышева.

На троллейбусе: до указанной выше остановки по ул. Куйбышева ходят троллейбусы № 1, 4, 6. Пункты назначения разделяет расстояние в 87 метров.

Пешком: до места назначения удобно добираться от набережной Онежского озера. Идите через Петровский сквер, ул. Пушкинскую и пр. Карла Маркса или же по ул. Титова, Куйбышева и пр. Карла Маркса. Расстояние составляет чуть больше километра.

На автомобиле: от вокзала «Петрозаводск-Пассажирский» под силу доехать меньше, чем за 10 минут (пункты разделяет 2 километра). Самый короткий маршрут проходит по пл. Гагарина, пр. Ленина, ул. Фридриха Энгельса, пл. Ленина и пр. Карла Маркса. Чтобы доехать из юго-западной части карельской столицы, заложите 16 минут. Двигайтесь по ш. Лоссинскому и ул. Гоголя.

Из Древлянки:

От вокзала:

На такси: пассажирскими перевозками здесь занимаются «Максим», «Поехали», «Тройка», Uber, Taxi и Ko, «Яндекс. Такси».

«Финский театр» в Петрозаводске на панораме Google: вид снаружи

Театр дореволюционный

Первые спектакли были поставлены в Петрозаводске уже в начале XIX века. Это был век театра домашнего, театра любительского. В постановках принимали участие в основном местные чиновники и члены их семей, а сборы от спектаклей шли на благотворительность. Основу репертуара составляли водевили, шуточные оперетки и классические произведения. В 1872 г. по инициативе губернатора Г.Г. Григорьева на месте современного Национального театра Республики Карелия было построено деревянное здание театра и подарено Петрозаводскому благотворительному обществу. В 1877 г. образовалось Петрозаводское общество любителей музыкального и драматического искусств, способствовавшее развитию любительского театра.

В 1906 г. Комитет попечительства о народной трезвости построил на ул. Пушкинской деревянное здание Народного дома, в котором разместился первый профессиональный театр. Выходец из заонежских крестьян антрепренер И.Ф. Савельев привез в Петрозаводск труппу профессиональных артистов. Открытие театра Народного дома состоялось 26 декабря (по старому стилю) 1906 г., была показана пьеса «Каширская старина». Здание Народного театра сгорело в 1910 г. и, сыграв несколько спектаклей на разных площадках, последняя труппа театра распалась.

В 1912 г. в Петрозаводске были построены сразу два театра – Летний и «зимний»: Летний театр в общественном саду и новое каменное здание Петрозаводского благотворительного общества взамен пришедшего в негодность и сгоревшего в 1906 г. деревянного. В Петрозаводске появилась труппа профессиональных артистов, в которой работали такие известные в будущем режиссеры, как Б.Ф. Дауговет и Б.А. Бертельс. 4 декабря 1912 г. состоялось торжественное открытие здания Петрозаводского благотворительного общества, показана пьеса А.Н. Островского «Волки и овцы» в исполнении труппы драматических артистов. На следующий год в этом же здании разместился кинотеатр «Триумф». В последующие годы столичные режиссеры и профессиональные артисты приезжали в Петрозаводск в основном в летние сезоны и ставили спектакли в Летнем театре. В летний сезон 1916 г. в городе впервые работал Н.В. Петров, будущий создатель Народного театра драмы Петрозаводска.

В конце XIX – начале XX веков в Петрозаводске и уездах продолжает действовать любительский театр, устраиваются народные спектакли. Круг любителей драматического искусства и непрофессиональных исполнителей расширился: чиновники, купцы, мещане, земские служащие и даже крестьяне. Сбор от спектаклей шел на благотворительные цели.

Театры 1918 – середины 1920-х гг.

Советская власть сразу обратила внимание на театр как на мощнейшее средство идеологического воздействия и просвещения народа. В Петрозаводске почти одновременно открылись несколько театров: Народный театр драмы, Передвижной народный театр, театр Мурманской железной дороги, Камерно-музыкальный театр. Не все из них оказались жизнеспособными. Особое значение для развития театрального искусства Карелии имело открытие 6 июня 1918 г. (в газетных публикациях встречаются две даты открытия Народного театра — 5 и 6 июня, в афише – 6 июня) Народного театра драмы под руководством молодого режиссера Александринского театра Н.В. Петрова. В этот день в здании театра «Триумф» была показана пьеса М. Горького «На дне». В летний сезон в Петрозаводске играли актеры Александринского театра, среди которых блистали Е.П. Корчагина-Александровская и Н.С. Рашевская. После окончания успешного летнего сезона Народный театр драмы был принят на государственное финансирование. 18 ноября при театре была открыта Студия театрального искусства. Осенью 1919 г. Народный театр драмы возглавил Ю.Н. Юрьин. Тогда же театр стал выезжать в гастрольные поездки по уездам, а в январе 1920 г. был переименован в Губернский театр драмы. В сезон 1921-1922 г. главным режиссером театра стал режиссер Александринского театра Н.В. Смолич. В труппу вошли артисты центральных театров, в т.ч. один из старейших актеров Александринского театра Н.П. Шаповаленко.

В марте 1921 г. при финской секции Карполитпросвета был образован Карельский театр. В состав труппы вошли финны-революционеры, эмигрировавшие из Финляндии. Возглавил коллектив актер и руководитель любительских театров Финляндии Виктор Линден. Осенью 1922 г. дело В. Линдена продолжила Санни Нуортева, жена наркома просвещения Карельской трудовой коммуны, будущего председателя ЦИКа АКССР А.Ф Нуортева, организовав любительский театр «Карельская сцена». Спектакли финноязычной труппы проходили в здании театра (кинотеатра) «Красная звезда» на углу пр. К. Маркса и Онежской набережной.

Читайте также:  Остров Ко Тарутау, Таиланд — подробная информация с фото

Кроме театров Петрозаводска в годы Гражданской войны действовали театры в уездах и уездных центрах – Олонце, Пудоже, Вытегре, Повенце.

После окончания войны из-за тяжелейшего экономического положения прекратилось финансирование профессиональных театров. Губернский театр драмы был переведен на самоокупаемость. Получая лишь разовые дотации от местной власти, театр не раз приостанавливал свою деятельность, и в 1926 году был закрыт.

Театры довоенного периода (конец 1920-х — 1940 гг.)

В конце 1920-х гг. улучшение финансового положения республики позволило возобновить работу профессионального драматического театра в Петрозаводске. 1 мая 1929 г. в помещении кинотеатра «Триумф» показом пьесы В.М. Киршона «Рельсы гудят» состоялось открытие весеннего сезона театра драмы, а осенью Карельский государственный театр драмы начал работать на постоянной основе (с 1932 г. – Карельский государственный театр русской драмы).

Тогда же стало возможным приступить к осуществлению мер по созданию национального профессионального театра. В 1928 г. на курсы режиссерского отделения Ленинградской художественной (театральной) студии был направлен Р.Я. Нюстрем, преподаватель Карельского егерского батальона, писатель, участник любительского финноязычного театрального коллектива. Годом позже в Ленинграде начала обучение специально отобранная группа талантливой молодежи республики. Осенью 1932 г. выпускники Карельской студии (позднее Карельский драматический техникум) Ленинградского театрального техникума объединились с национальной труппой актеров под руководством Кууно Севандера, уже работавшей с начала года при Карельском государственном драматическом театре. Сформированная из числа финнов, приехавших в АКССР из США и Канады, национальная труппа прошла трехмесячное обучение в Ленинграде осенью 1931 г. Художественным руководителем объединенного коллектива был назначен Р.Я. Нюстрем, директором Кууно Севандер. В октябре 1932 года состоялся показ первого спектакля Карельского государственного национального драматического театра по драме Бориса Лавренева «Разлом» в исполнении объединенной труппы театра. Пережив репрессии 1937-1938 гг., театр стал работать в форме студии, а после окончания Зимней войны был восстановлен как Государственный Финский драматический театр.

Карельский государственный театр русской драмы и Карельский государственный национальный драматический театр регулярно выезжали в гастрольные поездки по республике для «более широкого обслуживания населения». В 1936 г. артисты Карельского государственного национального драматического театра совершили тысячекилометровый лыжный культурно-просветительный поход по районам республики.

В конце 1920-х гг. новое развитие получил любительский театр. В 1927 г. в Петрозаводске возникла рабочая театральная мастерская (РАТЕМАС), позднее реорганизованная в ТРАМ – Театр рабочей молодежи. Отсутствие специальной профессиональной подготовки актеры-любители компенсировали злободневными сюжетами и новыми сценическими формами. Именно в ТРАМе зародился будущий кукольный театр. В 1935 г. для «усиления художественного воспитания детей и подростков» ТРАМ был реорганизован в театр юных зрителей (ТЮЗ) из которого вскоре выделилась группа кукловодов. 15 декабря 1935 г. состоялась первая профессиональная кукольная постановка – спектакль «Рис» по пьесе Р.М. Ландиса. После ликвидации в 1937 г. ТЮЗа кукольники работали при Карельском государственном театре русской драмы, а с 1938 г. Петрозаводский театр кукол стал самостоятельным учреждением.

В 1930-е гг. в республике работали колхозно-совхозные театры, которые с успехом гастролировали по населенным пунктам и предприятиям в районах. В Медвежьей Горе действовал Центральный театр Беломорско-Балтийского комбината, основу штата которого составляли заключенные. Репертуар театра включал драматические спектакли и оперные постановки. В январе 1941 г. театр был передан в ведение Комитета по делам искусств при СНК КФССР, а на его базе вскоре образован Республиканский театр музыкальной комедии.

Театры в годы Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия

С началом Великой Отечественной войны театры республики закрывались или эвакуировались. В эвакуации театральные коллективы ставили спектакли, гастролировали по стране с концертами и театральными постановками. Вкладом в дело Победы стали для артистов выступления в составе фронтовых концертных бригад на передовой, шефские концерты и спектакли для воинских частей армии и флота, госпиталей.

После освобождения Петрозаводска в городе уцелело лишь одно театральное здание – бывший «Триумф», в котором разместился Театр русской драмы КФССР. Государственный Финский (Национальный) драматический театр (с 1950 г. Государственный Карело-Финский драматический театр) первые послевоенные годы находился в Олонце, а в 1950 г. вернулся в Петрозаводск, получив здание на ул. Гоголя – довоенный Дом крестьянина. Петрозаводский театр кукол работал на разных площадках города до середины 1950-х гг., пока наконец не обосновался в здании дореволюционной постройки по соседству с «Триумфом». Для выступлений артистов в парке отдыха в летний сезон был построен новый Летний театр взамен разрушенного в годы войны.

Первый театральный сезон был открыт в Петрозаводске уже 16 сентября 1944 г. Республиканский театр музыкальной комедии представил зрителям комическую оперу Оффенбаха «Перикола». Но из-за отсутствия материальной базы театр был закрыт в начале 1949 г.

В 1952 г. на пл. Кирова началось строительство нового театрального здания по проекту архитектора С.Г. Бродского.

Театры второй половины ХХ века

В 1955 г. было закончено строительство театрального здания на площади Кирова в Петрозаводске по проекту архитектора С.Г. Бродского. Распоряжением Совета Министров СССР от 20 мая и Совета Министров КФССР от 16 июня 1955 г. Театр русской драмы был реорганизован в Государственный музыкально-драматический театр КФССР (с 1956 г. КАССР). Разместился театр в новом здании. Зрителям стали доступны не только драматические спектакли, но и музыкальные. Музыкальная труппа открыла сезон 5 ноября 1955 г. опереттой И. Дунаевского «Вольный ветер». В последующие годы театр радовал зрителей многообразием музыкальных жанров: классические оперетты и оперы, современные оперетты и комические оперы, музыкальные сказки и музыкальные комедии — преддверие мюзиклов. В 1956 г. балетом-комедией «Соперницы» П.Л. Гертеля началась история карельского балета, в которой было немало ярких событий и имен. 27 марта 1959 г. состоялась премьера первого национального балета “Сампо” на музыку Г.-Р.Н. Синисало в постановке И.В. Смирнова. Летом того же года балет был с успехом показан на Декаде карельского искусства и литературы в Москве. В 1985 г. публике была представлена новая редакция балета. Сценическая жизнь «Сампо» перешагнула рубеж столетий, получив заслуженное признание нескольких поколений зрителей. 29 апреля 1968 г. постановлением Совета Министров Карельской АССР Музыкально-драматический театр был разделен на Музыкальный и Русский драматический театры республики. Два театра продолжили свою деятельность под одной крышей. Драматическая труппа театра, а с 1968 г. Государственный Русский драматический театр КАССР с высоким мастерством исполнял спектакли по произведениям русской и зарубежной классики, современных советских и зарубежных писателей. В 1973 г. была показана инсценировка И.М. Бацера в постановке И.С. Ольшвангера «В подвалах отеля «Мажестик» (Четыре дня из жизни комиссара Мегрэ)» по произведению Ж. Сименона. Актер К.В. Пилипенко с тончайшим психологизмом сумел передать образ известного сыщика. Спектакль прошел с огромным успехом. А сам писатель Ж. Сименон, узнав о спектакле в Петрозаводске, прислал К.В. Пилипенко телеграмму со словами дружественной поддержки. В 1982 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в развитии театрального искусства Государственный Русский театр драмы был награжден орденом Знак почета. Преемником Государственного Русского театра драмы в ХXI веке стал профессиональный негосударственный авторский театр “Ad Liberum”, продолживший традиции высокого театрального искусства старейшего театра драмы республики.

В середине 1950-х гг. после переезда Театра русской драмы в новое здание, старейшее театральное здание Петрозаводска на проспекте К. Маркса было предоставлено Государственному Финскому драматическому театру. В 1961 г. начинается реконструкция здания по проекту архитектора С.Г. Бродского. Проект предусматривал объединение Государственного Финского драматического театра и Петрозаводского театра кукол, находившегося в соседнем здании, в единый архитектурный комплекс. В связи с затянувшейся реконструкцией и объединением в 1963 г. Финского и Русского драматических театров с целью экономии под общее руководство, Государственный Финский драматический театр не только временно лишился сцены, но и собственной материальной базы. Это побудило актеров Е.С. Томберг, С.А. Туорила, Д. Карпову, писателей и драматургов республики обратиться с открытым письмом о судьбе театра в Министерство культуры СССР. Наконец в 1965 г. режиссерским дебютом Т. Хайми — спектаклем «Куллерво» открылось новое здание театра. Кроме традиционно исполняемых спектаклей по мотивам эпоса «Калевала», по произведениям русской и зарубежной классики, пьес советских авторов, в последующие годы в репертуаре театра появляются спектакли по произведениям писателей Карелии. За спектакль по произведению А. Тимонена «Примешь ли меня, земля карельская?» создатели постановки были награждены в 1972 г. Государственной премией РСФСР им. К.С. Станиславского. Спектакль транслировался по Центральному телевидению СССР, а в Финляндии состоялась радиопостановка спектакля.

Ближайшим соседом Государственного Финского драматического театра стал Петрозаводский театр кукол. В здании 1859 года постройки до революции располагалась гауптвахта, Алексеевская библиотека, кинотеатр «Сатурн». В советское время до Великой Отечественной войны размещалась телефонная станция и кафе, после войны до 1955 г. – ансамбль «Кантеле». Работа театра кукол в здании началась одновременно с его реконструкцией в 1955-1956 гг. – созданием пристройки для стационарного театра со зрительным залом на 125 мест. После реконструкции 1961-1964 гг. по проекту С.Г. Бродского здание театра кардинально изменило свой облик. В 1953 г. в театр пришел Ю.И. Андреев, с которым связана более чем полувековая эпоха в истории театра. Актер, режиссер, учившийся у С.В. Образцова, драматург, Ю.И. Андреев поставил более пятидесяти спектаклей. Спектакль театра 1974 г. «Карельский сувенир» получил широкое признание не только на родине, но и за рубежом, а куклы к спектаклю художника Х.Г. Скалдиной заслужили бронзовую медаль ВДНХ. Большим успехом театра в 1980-е гг. стал спектакль «Картины Калевалы» в оформлении Т.Г. Юфы.

В 1980-х гг. в Петрозаводске появился еще один театр, который стал неотъемлемой частью театральной Карелии. Театр «Творческая мастерская» возник по инициативе актеров. 23 февраля 1985 г. восемь ведущих актеров Русского драматического театра КАССР (О.А. Белонучкин, Л.Ф. Живых, Е.Ю. Бычкова, В.И. Мойковский, Л.В. Зотова, Г. Б. Залогин, Г.М. Москалева, Т.В. Румянцева) показали на сцене Дома актеров Союза театральных деятелей Карелии поставленный своими силами литературный спектакль по повести Б. Васильева «Завтра была война». Спектакль, который игрался почти без декораций, имел огромный успех, актеров стали приглашать СТД Москвы и Ленинграда. В 1988 г. был создан карельский филиал Всероссийского объединения «Творческие мастерские» Союза театральных деятелей РСФСР. 16 ноября 1988 г. на сцене Национального театра КАССР состоялась премьера спектакля «Плаха» по роману Ч. Айтматова. Этот день считается официальной датой рождения нового театра, который возглавил народный артист Литвы И.П. Петров, уже работавший ранее в театрах Петрозаводска. В период становления театр «Творческая мастерская» не раз менял свой статус, став с 1992 г. государственным учреждением. Впереди у театра были новые победы и борьба за существование, творческий поиск и неизменная любовь зрителей.

Читайте также:  Фото острова Нануманга

В 1960-е — 1970-е гг. в районах республики и Петрозаводске были образованы популярные у зрителей, радующие свои мастерством знаменитые народные театры Сортавалы, Пудожа, Олонца, Беломорска, Калевалы, театр-студия “МОНТЕС” в Петрозаводске и другие негосударственные театры. В ХXI веке театральные традиции любительских и негосударственных театров республики получили новую жизнь и новое развитие. К сожалению, документы негосударственных, любительских, народных театров за вторую половину ХХ века не поступали на хранение в Национальный архив Республики Карелия.

Музыкальный и Русский драматический государственные театры республики

Государственный Финский драматический театр КАССР (с 1991 г. Национальный театр Республики Карелия)

Петрозаводск, 1984

Сканы фотоальбома “Петрозаводск”, 1984 года выпуска, информация на последнем скане.
Некоторые изображения в книге были небольшого размера, но все равно были отсканированы, потому что кто-то может узнать родные места того времени, пусть даже в низком качестве.

Берег Лососинки

Братская могила и могила неизвестного солдата с Вечным огнем Славы

Братская могила и могила неизвестного солдата с Вечным огнем Славы

Братская могила и могила неизвестного солдата с Вечным огнем Славы

Бульвар имени К. Либкнехта и Р. Люксембург

Бюст героя СССР разведчицы Марии Мелентьевой

Вокзал

Галерея героев СССР на берегу Неглинки

Вид на озеро Онего с Пушкинской улицы

Галерея передовиков строительства

Дерево Дружбы

Гостиница Карелия

Здание Карельского обкома КПСС

Карельский краеведческий музей

Карельский филиал академии наук СССР

Кижский музей-заповедник

Кижский музей-заповедник

Московская улица

Набережная Гюллинга

Новый район

Онежский тракторный завод

Онежский тракторный завод

Памятник в честь героев-освободителей на Первомайском проспекте

Памятник Марксу и Энгельсу на ул. Куйбышева

Памятник в честь Петра 1

Памятник О. В. Куусинену

Кинотеатр Калевала

Памятный знак в честь первой маевки

Первомайский проспект

Первомайский проспект

Петрозаводскмаш

Петрозаводскмаш

Площадь Ленина

Площадь Гагарина

Площадь Ленина

Площадь Ленина (2)

Площадь С. М. Кирова

Пойма Неглинки

Проспект Карла Маркса

Проспект Карла Маркса

Проспект Карла Маркса

Проспект Карла Маркса

Проспект Карла Маркса

Публичная библиотека

Проспект Карла Маркса

Пушкинская улица

Река Неглинка

Пушки Петровской эпохи

Река Лососинка

Памятник В. И. Ленину

Русский драматический и музыкальный театр

Смотровая площадка в ПКиО

Советская площадь

Памятник П. Ф. Анохину

Улица Анохина

Улица Дзержинского

Улица Свердлова. Центральный телеграф

Университет

Финский драматический театр

Фотографии в альбоме «Петрозаводск», автор M oscowFix на Яндекс.Фотках

“Финский Петрозаводск – это уже ушедшая реальность”

Карелия теряет финский язык, который занимал когда-то положение второго государственного языка республики.

“Гардероб Национального театра в Петрозаводске – это своеобразное мерило положения финского языка в Карелии. Когда-то, если нам нужны были в театре наушники, мы просили их нам выдать. Потом наступил этап, когда у нас стали спрашивать в гардеробе, нужны ли нам наушники, и если вы обратили внимание, сейчас этого уже не спрашивают. Сейчас их предлагают всем, потому что финно-язычный зритель, если не совсем сошел на нет, то его почти не видно”, – так начала свое выступление на заседании “круглого стола”, посвященного ситуации вокруг финского языка в республике, известный российский лингвист Ирма Муллонен. Она – одна из немногих в Петрозаводске, кто еще говорит со своими близкими по-фински, хотя, по словам Муллонен, она еще помнит те времена, когда финская речь звучала на городских улицах.

Выступает ученый Ирма Муллонен. Фото: Валерий Поташов

“Инвентаризация” финского языка

Финский язык на протяжении десятилетий занимал в Карелии положение второго государственного языка республики и для многих ее жителей был родным. Однако начавшаяся в 1990 году массовая репатриация российских финнов в Финляндию привела к тому, что финского населения в бывшей Карело-Финской ССР почти не осталось. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в республике проживало всего 8 577 финнов, но после этого в Финляндию уехало еще немало финских семей, и какова сегодня численность финского населения Карелии, не знает никто. Во всяком случае, как заявила участникам “круглого стола” начальник отдела государственной поддержки коренных народов республиканского министерства национальной и региональной политики Елена Мигунова, свежих данных об этом у карельского Миннаца нет.

Елена Мигунова. Фото: Валерий Поташов

Нет у республиканских властей никакой ясности и о том, какое количество жителей Карелии владеет финским языком, как, впрочем, карельским и вепсским. Для того, чтобы получить представление об этом, нынешней весной в республике начнется социологическое исследование языковой ситуации у коренных прибалтийско-финских народов, и, возможно, его результаты дадут карельским чиновникам сведения о том, сколько финнов еще проживает в соседнем с Финляндией регионе, и какая их доля говорит на родном языке.

Как отметила на заседании “круглого стола” известный петрозаводский переводчик-синхронист, руководитель общественной организации “Центр развития финского языка Карелии” Татьяна Исламаева, которая выступила инициатором проведения этой встречи, республика нуждается в “широкомасштабной инвентаризации” финского языка, чтобы затем выработать стратегию его развития в приграничном регионе. Однако, как призналась Исламаева, даже нынешний “круглый стол” вызвал у многих в Карелии непонимание. “Зачем развивать финский язык? Пусть он потихоньку умирает”, – процитировала переводчик скептиков.

Татьяна Исламаева. Фото: Валерий Поташов

“Ностальгия” и “экзотика”

По словам доктора филологических наук Ирмы Муллонен, “финский Петрозаводск – это уже практически ушедшая реальность”. “Для моего поколения – это ностальгия, для поколения моих детей – это язык родителей и даже чаще бабушек, а для внуков – это уже экзотика”, – констатировала Муллонен. Она напомнила собравшимся, что даже в Петрозаводском государственном университете финский язык сегодня изучают как иностранный, и с каждым годом количество бюджетных мест на подготовку таких специалистов сокращается.

В нынешнем году, к примеру, число бюджетных мест при поступлении на специальность “Финский язык и литература, английский язык” урезано с девяти до шести, на специальность “Финский язык и литература, карельский язык” – с семи до четырех, и только бюджетный прием на специальность “Финский язык и литература, вепсский язык” оставлен прежним – четыре человека. Это при том, что в конце 80-х кафедра финского языка в Петрозаводском университете набирала курсы по 50 студентов.

“Мы на кафедре еще хорошо помним, как за наших выпускников в прошлые годы шла настоящая борьба – туристические организации, строительные компании, которые работают не только в Карелии, но и в России. Больше не конкурируют! Тоже ушедшая реальность. Выпускники пишут мне сейчас из разных концов России, что остались без работы и вынуждены переквалифицироваться, вернуться в Карелию, поскольку финские компании свернули свою деятельность”, – рассказала профессор Петрозаводского университета.

Однако и в Карелии рынок труда для специалистов финского языка оказался невелик, хотя, казалось бы, соседство с Финляндией открывает для них огромные возможности. Интерес финского бизнеса к приграничному российскому региону падает, не первый год снижается и туристический поток финнов в Карелию. Но приглашенный на “круглый стол” бывший торговый представитель России в Финляндии Валерий Шлямин предпочел вспоминать прежнее сотрудничество и рассуждать о “политике мягкой безопасности по периметру наших границ” вместо того, чтобы разобраться в причинах явного охлаждения карельско-финляндских отношений.

Валерий Шлямин. Фото: Валерий Поташов

“Я финский бы выучил. “. Только зачем?

Финский язык оказался не востребован и в сфере образования Карелии, куда традиционно трудоустраивались выпускники Петрозаводского университета.

“Если в Приладожье ни одна школа не преподает финский язык, куда идти нашим выпускникам? – поинтересовалась у участников “круглого стола” старший преподаватель кафедры финского языка ПетрГУ Светлана Коробейникова. – Нам нужны рабочие места, а от школ заявок нет! Мы ищем места для практики – спасибо Финно-угорской школе, которая нас принимает, но мы время от времени теряем одну, другую школы, куда мы даже на практику не можем пойти!”.

Выступает Светлана Коробейникова. Фото: Валерий Поташов

Как сообщила начальник отдела государственной поддержки коренных народов республиканского министерства национальной и региональной политики Елена Мигунова, сейчас финский язык в Карелии изучают 4 423 школьника и 135 воспитанников детских садов. Но проблема в том, что финский не утвержден в России в качестве языка единого государственного экзамена, и, очевидно, что это не способствует интересу к его изучению в общеобразовательных школах.

В такой ситуации государственная поддержка, которую оказывают республиканские власти финскому языку, лишь продлит на какое-то время его агонию в Карелии. Стипендии студентам, издание газеты, которую читают, главным образом, в Финляндии, и содержание Национального театра, где не осталось этнических финнов, никогда не вернут в республику прежнюю языковую среду. Знаменитая петрозаводская поговорка конца 80-х “Я финский бы выучил только за то, что нужно куда-нибудь ехать” больше не актуальна. Все, кто хотел и мог, уже уехали.

В Петрозаводске почти не осталось вывесок на финском языке. Фото: Валерий Поташов

Карелия могла бы развивать финский язык как язык приграничного сотрудничества, однако для этого республике нужно стать привлекательной для соседей – и не только своими разваливающимися памятниками, общей историей или родственной культурой. Но нынешний политический курс России и жесткая централизация власти в стране не оставляют региону особых шансов, а эту тему участники “круглого стола” затрагивать не захотели.

Ссылка на основную публикацию