Фотографии Церкови Воскресения на Дебре

Церковь Воскресения Христова на Дебре / Church

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Кострома. Церковь Воскресения: дебри, руки и английский след

Материал понравился:

57° 45.3414 ′N , 40° 56.9028 ′E
57.75569N, 40.94838E
57°45′20.48″N, 40°56′54.17″E

Церковь Воскресения на Дебре замечаешь еще при съезде с Волжского моста. Стоит она, как игрушечка, радует своим ярким, жизнерадостным декором и манит к себе. Мы бы сразу и поехали, но нам сворачивать в другую сторону. И хорошо, что не поехали, иначе многое бы о ней и не узнали.

Гуляя с экскурсоводом по Ипатьевскому монастырю, услышали от него об одной интересной особенности этой церкви, и я просто загорелась попасть туда. Но, впереди была долгая дорога, время поджимало и мы торопились, чтобы не застрять в пробках с возвращающимися домой дачниками.

И тут случилось. наверное, чудо! 🙂 Как часто все мы ругаем наши навигаторы за их выкрутасы, но в данном случае я могу его только поблагодарить. Он завис в самый важный момент, и мы пропустили нужный поворот. А дальше. дальше навигатор повел нас по дороге, которая шла прямо к церкви. «Это судьба!» — подумали мы, и спорить не стали.

Храм Воскресения строился на посаде среди прочих, но единственный, который сохранился до наших дней. Построен он был в середине XVII века, не позднее 1652 года. Из-за местности он получил приставку «на нижней дебре», что значит — в густых зарослях у реки.

По преданию первый храм на этом месте построил еще Василий Ярославич Квашня, младший сын Ярослава Всеволодовича. Молодой костромской князь любил поохотиться и устроил себе здесь что-то вроде охотничьего городка. Поселил в нем псарей с собаками и, как положено, построил для них церковь.

С XV века в этой местности образовался посад, который уже к XVII- му веку достаточно разросся и славился своими искусными кожевниками. На тот момент на Нижней Дебре значилась шатровая деревянная церковь Воскресения с приделом Екатерины и теплая церковь Козьмы и Дамиана. В это время и было решено украсить посад кирпичной церковью. С возведением церкви связано интересное событие, относящееся к русско-английским торговым отношениям: костромской купец из Гостиной сотни, Кирилл Григорьевич Исаков, заказал в Англии краску для окрашивания кожаных изделий и среди бочонков обнаружил один с золотыми слитками. Богобоязненный купец, сделав запрос поставщику и получив ответ употребить золото на богоугодное дело, решил отдать его, как вклад в строительство церкви.

Наконец, мы оказались перед Святыми воротами. Ворота с двумя арочными проёмами сами по себе являются памятником русского зодчества — увенчанные тремя маленькими гранеными шатрами с миниатюрными зелеными главками, богато украшенные каменной резьбой и изразцами.

Белокаменные вставки на столбах ворот изображают льва, единорога, птицу Сирин и неясыть пустынную (пеликана), раздирающую свою грудь, чтобы накормить птенцов. С изображениями льва и единорога на Святых воротах мы уже неоднократно встречались, да хотя бы в Переславле-Залесском ( Переславль-Залесский. Старина и новый день), а вот птицу Сирин и, тем более неясыть я увидела там впервые. Изображения эти не случайны, они носят символический характер и связаны с праздником Воскресения Христова. Лев – олицетворение грядущего Воскресения, единорог – чистоты и девственности, птица Сирин – несёт людям новость о наступлении благих времён, а неясыть – символизирует бессмертие.

Входим на территорию… Вот он – один из памятников архитектуры, более трёх с половиной столетий назад созданный талантливыми русскими зодчими и замечательными иконописцами! Высокое кирпичное здание, увенчанное пятью крупными луковичными главами на мощных световых барабанах, окруженное галереей, ранее открытой, к которой ведут три крыльца с шатровым завершением. Стены храма разделены изящными полуколоннами, а наличники украшены кокошниками.

Сейчас храм окрашен в красный цвет с разделкой под кирпич, но при подготовке этого материала я выяснила, что так было не всегда. Сначала храм был расписан «бриллиантовым рустом» — это когда стены покрашены прямоугольными или квадратными шашками, разделёнными по диагонали на четыре треугольника, которые выкрашены в разные цвета. Вот так выглядел храм в 1910 году.

Фотография С. М. Прокудин

Фотография С. М. Прокудина-Горского 1910 г.

Наличники на окнах имели растительный орнамент, которого теперь нет. Тимпаны и световые барабаны так же были покрыты росписью.

Да и ворота выглядели несколько иначе.

Фотография С. М. Прокудин

Фотография С. М. Прокудина-Горского 1910 г.

И всё же, даже не смотря на «переделки» собор смотрится гармонично и празднично!

В храме было устроено два придела: южный был освящен в честь Екатерины, северо-восточный – в честь Трёх Святителей – Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого.

Вход в церковь через западное крыльцо. Первоначально оно, как и остальные два было самостоятельным, но впоследствии было соединено галереей со Святыми воротами, в сторону которых оно выходит.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

При въезде в древний русский город Кострому, под горой на берегу Волги в окружении старинных лип, словно вырастая из земли, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре — великая православная святыня Костромского края, выдающийся памятник русской художественной культуры XVII в.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Воскресенская церковь на Дебре − единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен не позднее 1652 года.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Нижняя Дебря – одна из древних улиц Костромы, проходящая вдоль левого берега Волги. Название улицы указывает на густые заросли у реки, заросшую лесом низину, чащу.По преданию, первая церковь «на нижней дебре», была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича — Василием Ярославичем Квашней.

Предание также гласит, что здешние места были излюбленными охотничьими угодьями молодого костромского князя.В XV веке здесь стали селиться люди, разросся в эту сторону посад, и к XVII веку здешняя часть города славилась своими искусными кожевниками. Разумеется, район был богатым.Воскресения на Дебре церковь в Костроме. План.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Реконструкция западного фасада и плана церкви с открытыми арками галереи, выполненная И.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная церковь Воскресения с приделом Екатерины и с теплой церковью Козьмы и Дамиана.Церковь Воскресения на Дебре. Книжный магазин О.В. Бекеневой. Фотография С. М. Прокудина-Горского (1910 г.)

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Эта раскраска храма просуществовала до 1990-х годов, когда фасады окрасили в одинаковый цвет с разделкой «под кирпич».
С возведением нынешнего храма ,одного из лучших украшений Костромы, также предшествовало интересное событие. В середине XVII века костромской купец из Гостиной сотни, Кирилл Григорьев, сын Исаков, ведший крупную торговлю кожами, среди бочонков краски поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотом. Богобоязненный купец решил, что такой подарок можно использовать только на постройку церкви.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Новый каменный храм получился поистине великолепным. Но ,в отличии от грандиозного величественного Троицкого собора Ипатьевского монастыря, на который он отчасти похож, храм Воскресения на Дебре более оживлен декором и от этого смотрится более ярко, нарядно и жизнерадостно.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Это высокое пятиглавое здание с крупными главами на мощных световых барабанах, стены разделены парными изящными полуколонками, а наличники окон украшены кокошниками.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

В храме было устроено два придела, возможно, по именам святых покровителей родителей Исакова, которых звали Григорием и Екатериной. Южный придел в дьяконнике был освящен в честь Екатерины(в старой деревянной церкви также значится Екатериненский придел, и сохранили его не случайно),а большой северо-восточный придел — в честь Трех Святителей — Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Церковь окружена одноэтажной галереей с арками(ныне они заложены, первоначально же были открытыми и придавали храму еще большую легкость и объемность). На галерею ведут крыльца на ползучих арках (т.е. арках на разной высоте).Замечательны апсиды храма, расписанные «бриллиантовым рустом» (т.е.имитирующими объем четырехугольными шашечками) – такой прием неоднократно применялся в храмах XVII век, например, в Троице-Сергиевой Лавре или в кремле Ростова Великого.

Кроме того, храм украшен поливными изразцами и каменной резьбой с изображением растений, мифических зверей и птиц.Изображения эти не случайны, носят символический характер и связаны с праздником Воскресения Христова: лев олицетворяет грядущее Воскресение, является бдительным стражем храма; единорог символизирует чистоту и девственность.Декоративное оформление фасадов храма насыщенно и разнообразно: профилированные карнизы, полуколонны на фасадах четверика и наличниках окон, ширинки с декоративными вставками, закомары, висячие гирьки, резные белокаменные вставки, чешуйчатые и черепичные главы.Кажется, что в оформлении фасадов безвестные зодчие собрали все элементы декора, применяемые в середине – второй половине XVII столетия. И все это великолепие смотрится гармонично и празднично.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Северное и Южное крыльцо увенчаны широкими гранеными шатрами, добавляющими к облику церкви большую сложность и нарядность. Крыльцо с галереей Воскресенской церкви на Дебре, в Костроме.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Шатры на крыльцах окружены двойными рядами кокошников в лучших традициях русского узорочья.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Западный портал Воскресенской церкви Фасад западной галереи крыльца Воскресенской церкви на Дебре, в Костроме.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Третье крыльцо — западное, особенно интересно. Первоначально оно также было самостоятельным и выводило в сторону красивых трехшатровых Святых ворот — равесников храма. Позднее западное крыльцо было соединено с воротами переходом.Фотография С. М. Прокудина-Горского (1910 г.)

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Ворота- сами по себе выдающийся памятник русского зодчества, они увенчаны тремя гранеными маленькими шатрами, украшены каменной резьбой и изразцами. Храм был окружен оградой, которую сначала перестроили в 1802 году, заменив на кованную, а в советское время разобрали.Сегодня ворота выглядят вот так.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650-1652 годах.Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

В процессе многочисленных ремонтов фрески были закрашены, их раскрыли заново только в 1960-х годах. Все фрески восстановить не удалось, но частично старинная роспись снова видна.В интерьерах церкви сохранилась древняя стенопись XVII века, представляющая собой большую художественную ценность.

Наиболее интересны росписи Трехсвятительского придела.Они сделаны на 18 лет позже, чем в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин, расписавший многие храмы в Ярославле и собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Придел Трех Святителей замечателен еще и тем, что в нем сохранился старинный пятиярусный резной иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами.В главном храме иконостас более новый-1852 года, но с включенными в него древними образами из прежнего иконостаса.Иконостас Трехсвятительского придела церкви Воскресения на Дебре. Фрагмент. Царские врата.

Первоначально при храме была колокольня. Но при перестройке соседнего «теплого» Знаменского храма, составлявшего с Воскресенской церковью единый комплекс, колокольня была разобрана, а на ее месте возведена новая, примыкающяя к Знаменской церкви.Иконостас Трехсвятительского придела церкви Воскресения на Дебре и справа фрагмент “Ковчег”Росписи фресок Поражает разнообразная техника исполнения мастеров. Например, образ Иоанна Предтечи с сорока миниатюрными клеймами живописи его жития. История Костромы отображена в иконе Федоровской Божией Матери с двадцатью шестью клеймами. Довольно большие живописные образы 17 века изображены на иконах в киотах вокруг столбов. Наиболее известные из них: Похвала Богородицы”, «Божия Матерь Смоленская», «Святитель Николай» с житием и «Троица Ветхозаветная».

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Из деисусного ряда иконостаса придела Трех святителей церкви Воскресения на Дебре.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Воскресения на Дебре церковь в Костроме . 1649-1652. Вид с Ю-В стороны. Фото С.М.Прокудина-Горского. 1910

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

В 1870-х годах стены и своды галереи храма были расписаны масляной живописью, скрывшей первоначальную фресковую роспись 1652 года.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Но часть этих фресок была раскрыта в 1958-1961 годах художниками-реставраторами В.Е. и Д.Е.Брягинами.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Церковь Воскресения на Дебре известна тем, что в 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, ее посещал император Николай II с дочерьми

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище. Более десяти лет уникальное здание служило складом для зерна, но в 1946 году храм вновь был открыт. Колокольня «теплой»3наменской церкви была разрушена, а само здание находилось в тяжелом состоянии. Немногим лучше было состояние и церкви Воскресения – по воспоминаниям современников, в храме не было полов, были выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна. Постепенно прихожане привели храм в порядок и начали богослужения.

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

В течение всех послевоенных лет церковь Воскресения на Дебре постоянно пытались закрыть, но прихожане и церковные власти сопротивлялись настолько сильно, что в конце концов сделали кафедральным, взамен разрушенного Успенского собора в центре города-видимо, решили, что церковь на отдаленном конце улицы не будет слишком мозолить глаза властям.Здесь долгое время сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь-икона Федоровской Божией Матери из разрушенного Успенского собора.

Читайте также:  Сервисно-визовый центр Республики Польша в Казани: адрес

Храм Воскресения на Дебре в Костроме ХVII века. Золотое кольцо России

В 1991 году икона была пересена в отреставрированный собор Богоявленского — Анастасииного монастыря.Единый ансамбль с Воскресенским храмом ныне составляет колокольня Знаменской церкви (и эта церковь и ее колокольня были уничтожены в 1930-е годы, но многоярусная колокольня, построенная в начале XIX века, была восстановлена в своем первоначальном виде в конце 1990-х годов по проекту архитеркора-реставратора А. С. Васильева).

Церковь Воскресения на Дебре

Церковь Воскресения на Дебре

Церковь Воскресения на Дебре — православный храм в Костроме, один из тех памятников искусства, без которого нельзя представить облик старинной Костромы. Церковь в полной мере дает представление о ее художественной культуре.

Церковь Воскресения на Дебре

Знаменитая церковь Воскресения — единственный сохранившийся в городе храм, который относится к XVII веку. Постройка выполнена из кирпича, украшена белым резным известняком, стены расписаны яркими красками «в шашечку». В интерьерах церкви сохранилась древняя стенопись XVII века, представляющая собой большую художественную ценность. В 1870-х годах стены и своды галереи были расписаны масляной живописью, скрывшей первоначальную фресковую роспись 1652 года. Часть этих фресок была раскрыта в 1958–1961 годах художниками-реставраторами. На стенах изображены ангелы со свитками, записывающими имена всех входящих на службу и выходящих из церкви прежде окончания литургии. Также имеются фрески, на которых оказаны сцены мучений грешников в аду.

Единый ансамбль с Церковью Воскресения составляет колокольня Знаменской церкви. «Святые ворота» ограды находятся с западной стороны церкви и представляют собой кирпичное сооружение с белокаменными деталями в виде двухпролётной арки с широким проездом и более узким проходом. Северный придел Трёх Святителей с горкой кокошников — одноглавый. Его интерьер является наиболее древним и цельным.

У входа в Святые ворота гостей приветствуют мифологические существа: лев, единорог, пеликан, алконост. Внутри собор красиво украшен.

В названии церкви «на Дебре» означает, что в древности здесь рос дремучий лес. В Костроме существовало две «дебри» — верхняя, располагавшаяся на горе на крутом берегу Волги, и нижняя — под горой.

При храме Воскресения на Дебре работает Воскресная школа, где проводятся занятия с детьми. Школа начала свою работу в 2012 году. В ходе занятий детям в игровой форме рассказывают основы христианской веры и библейские сюжеты. Занятия проводятся по воскресеньям.

Церковь Воскресения на Дебре

История

Воскресенская церковь на Дебре была возведена в середине XVII века. Нижняя Дебря — одна из древних улиц Костромы, проходящая вдоль левого берега живописной Волги. Постройка церкви была завершена к 1645 году, в 1650 году храм был освящен.

Вместе с этой постройкой были сооружены миниатюрные Святые врата с арочными проемами, которые были украшены белокаменными вставками с миниатюрной резьбой и изображениями льва, единорога, сирены, пеликана.

Первая деревянная церковь «на нижней дебре» была возведена костромским князем Василием Ярославичем. Затем было принято решение построить каменный храм. Храм расписали сразу после постройки, в 1650–1652 годах, а фрески Трёхсвятительского придела — в 1670 году.

За годы существования церковь регулярно реконструировали. Изначально при храме располагалась колокольня, но в 1801 году она была полностью демонтирована, в момент перестройки соседнего храма, который составлял с Воскресенской церковью единый комплекс. На месте колокольни была установлена новая, рядом со Знаменской церковью. В 1911–1912 годах церковь была снова реставрирована. В 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, её посетил император Николай II со своей семьей.

В советский период храм работал до 1930-х годов. Затем он был закрыт, а внутри располагались зернохранилище и военный склад. В 1946 году церковь вновь открыли, но при храме не оказалось полов, были сломаны иконы, выбиты окна. До 1991 года здесь хранилась одна из самых почитаемых костромских святынь — Феодоровская икона Божией Матери. В 1967–1969 годах церковь снова отреставрировали. В 1993 году при церкви заработал Знаменский женский монастырь.

Церковь окружена одноэтажной галереей с арками, сейчас они заложены, а изначально были открытыми. На сегодняшний день Церковь Воскресенья на Дебре является действующим храмом, куда можно прийти и посмотреть ее внешний вид, фрески, а также посетить богослужения. Внутреннее убранство церкви восхищает многих жителей и гостей города. Все, кто побывал в церкви, советуют познакомиться с этим умиротворенным местом и называют его обязательным к посещению.

Церковь Воскресения на Дебре

Как добраться до Церкви Воскресения на Дебре

Церковь Воскресенья на Дебре расположилась на красивейшем берегу реки Волги на улице Нижняя Дебря.

Те, кто приезжает в Кострому на автомобиле по мосту через Волгу, не могут не заметить примечательную церковь, которая является выдающимся памятником русской художественной культуры XVII века. Церковь непременно бросается в глаза своей уникальностью.

Церковь расположилась относительно недалеко от центра города, добраться до нее можно на разном транспорте:

  1. На автобусе: № 10, 15, 21, 48, 52, 57, 65, 66, 83, 125, 127, 128, 130, 131, 132, 139, 147.
  2. На маршрутке: № 76, 93, 94.
  3. На троллейбусе: № 19.

Выходить на остановке «Улица Подлипаева», затем идти вдоль улицы в сторону Волжского моста, у моста свернуть налево на улицу Нижняя Дебря.

Фотографии Церкови Воскресения на Дебре

Жители города приветствуют императора и императрицу, направляющихся к храму Воскресения на дебрях в экипаже. 1913 г. Празднование 300 летия дома Романовых в Костроме.

Царская семья у церкви Воскресения на Дебре. 1913 г. Празднование 300 летия дома Романовых в Костроме.

Лестница от святых врат к Воскресенской церкви, внутренний вид. Автор:Василий Николаевич Кларк(1859-1921)

Участники IV губернского историко-археологического съезда у Воскресенской церкви. Автор: Василий Николаевич Кларк(1859-1921)

Боковой фасад церкви Воскресения на Дебре. Источник:Лукомский В.К., Лукомский Г.К. Кострома: исторический очерк В.К. Лукомского. СПб., 1913.

Реконструкция первоначальной раскраски Святых врат. 1912 г. Источник: «Храм Воскресения Христова на Дебре». Путеводитель — ИП Верхов С. И., 2013 (при уч. прихода церкви), стр. 15.

Церковь Воскресения Господня «на деврях» в Костроме. Северный фасад Автор:Суслов Владимир Васильевич, Миколаевский Фейбель Лейбович, Горностаев И. Источник: ГКМФ

Церковь Воскресения Господня «на деврях» в Костроме. Северный фасад Автор:Суслов Владимир Васильевич, Миколаевский Фейбель Лейбович, Горностаев И. Источник: ГКМФ

Костромской князь Василий Ярославич (родной брат Александра Невского) страстно увлекался охотой и чаще всего ходил на зверя в густых лесах, росших там, где ныне стоит церковь Воскресения Христова на Дебре, – кстати, сам топоним “Дебря” и напоминает нам о том, что здесь некогда шумела непроходимая чаща. В конце концов, дабы не устраивать всякий раз торжественные походы со сворами собак, он переселил сюда псарей, одновременно построив для них деревянную Воскресенскую церковь. Скорее всего, впоследствии она не однажды приходила в ветхость, и её заново отстраивали. Разумеется, в дереве – до ХVIII столетия Кострома вообще оставалась городом по преимуществу деревянным, оттого и страдала часто от страшных пожаров. Постепенно посад, распространявшийся от Костромского кремля, добрался до Дебри – известно, что в начале ХVII века в этих местах жили кожевенники. По-прежнему стоял тут и православный храм. “Костромские переписные книги за 1628-1630 гг.” донесли до нас следующие сведения: “На Нижней Дебре. церковь древяна, верх шатровой, Воскресенье Христово, да вверху придел Христовы мученицы Екатерины, да церковь другая с трапезою древяна клецки Косьмы и Демьяна, да придел Христова мученика Георгия страстотерпца, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье мирское приходных людей. ” Читать далее.

Даты строительства каменной Воскресенской церкви на Дебре в разных источниках разнятся. Обычно пишут – “до 1652 года”. За нижнюю границу временного интервала, когда мог возводиться храм Воскресения Христова, берётся 1630 год (из “Переписных книг”). Верхняя граница тоже берётся из дореволюционной описи церкви, в которой упоминается серебряный крест с надписью: “Лета 7153 (1645). положен сей крест по рабе Божие Кирилле в дом боголепнаго Воскресения Христова”. Таким образом, получается, что Воскресенская церковь на Дебре строилась между 1630 и 1645 годами. Названный в этой посвятительной надписи Кирилл Григорьевич Исаков сыграл ключевую роль в истории строительства храма. Он происходил из известного московского купеческого рода Морозовых; в документах 1627 года значится как член Гостиной сотни – привилегированного купеческого сословия; в 1632 году перебрался в Кострому, где завёл крупную торговлю кожами. Популярная легенда рассказывает, что однажды Исаков заказал в Англии несколько бочек краски, а получив их, был несказанно удивлён тем, что одна из этих бочек оказалась доверху наполнена золотом. Благочестивый купец решил не искушать судьбу и назначил золото на богоугодной дело – строительство каменного храма. До окончания работ Исаков не дожил – его похоронили в подклете новой церкви, ещё не освящённой. Посвящение храма осталось прежним (как и у его деревянных предшественников); кроме того, было устроено два придела: с севера – во имя святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; в диаконнике (южной части алтаря) – во имя великомученицы Екатерины. Посвящения приделов, очевидно, совершались во исполнение воли заказчика: отца Кирилла Исакова звали Григорием, а мать – Екатериной.

Новый храм был освящён в 1650-1652 годах, причём сначала – только Трёхсвятительский придел. На алтарной стороне его иконостаса сохранилась надпись: “Лета 7158 (1650) июня в 12 день освящена бысть сия церковь Трёх святителей. по душе Кирилла Исакова в вечную память”. Спустя два года освятили и всю церковь, о чём извещает надпись в клейме на восточной стороне юго-западного столпа: “Создана бысть сия церковь во имя трехдневнаго Воскресения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в лето 7160 (1652). радением всего чина веродержителей, Кирилла Григорьева сына Исакова и Воскресенских прихожан христолюбивых людей, а освящена бысть церковь сия 7160 года октября 12 дня”.

Вскоре после освящения церкви Воскресения Христова, состоявшегося в 1652 году, её паперти были расписаны артелью под руководством замечательного мастера, “кормового иконописца большей статьи” Василия Ильина Запокровского, до того работавшего в Успенском соборе Московского Кремля, Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря и других знаменитых храмах. Кроме того, фресками покрыли своды и барабаны глав четверика. Остальные площади остались нерасписанными; опись 1779 года указывает, что “четыре столпа и вся оная церковь подщекотурена внутри просто”. Продолжению работ помешала эпидемия чумы 1654-1655 годов – возможно, самая страшная во всей истории России. Тогда от морового поветрия, согласно подсчётам исследователей, погибло около половины всего населения страны. Не пережил мор и Василий Запокровский. Лишь в 1670 году в Воскресенский храм вновь пришли художники – тогда артель знаменитого мастера Гурия Никитина расписала Трёхсвятительский придел.

В конце ХVII столетия фасады церкви украсили “травами” и так называемым “бриллиантовым рустом”. У последнего термина есть два значения. Во-первых, так называется специальная огранка лицевой стороны фасадных камней в форме четырёхгранных пирамид; во вторых – имитация подобной “огранки”: при этом стена расписывается прямоугольными шашками, которые делятся диагоналями начетыре треугольника, раскрашенных в разные цвета. Подобный приём часто применялся в тогдашней русской архитектуре. В случае Воскресенского храма имела место быть как раз имитация. Ныне “бриллиантовым рустом” покрыты только апсидные полукружия.

Прошло чуть менее века, и в 1740-е годы Воскресенской церкви потребовалась реконструкция. Первоначальное позакомарное покрытие храма заменили четырёхскатной кровлей (обычное дело для той эпохи); такой же кровлей скрыли пирамиду кокошников на Трёхсвятительском приделе. Растесали оконные проёмы основного четверика. Арки галерей заложили кирпичом, так как оказалось, что “открытые” галереи не вполне удобны: зимой их заносило снегом, летом заливало дождём, что добавляло сырости, которой и так хватало от Волги, текущей недалеко от храма. Живописные Святые ворота с тремя шатрами и двумя арками, “проездной” и “проходной”, возводились одновременно с Воскресенской церковью, но до реконструкции 1740-х годов они оставались отдельным сооружением – теперь их соединили крытым переходом с западным крыльцом храма, включив, таким образом, в единый храмовый ансамбль. 1852 год запомнился прихожанам заменой главного иконостаса – правда, почти все иконы из прежнего иконостаса ХVII века были в него включены.

Новые масштабные работы в Воскресенском храме датируются 1870-ми годами. К юго-восточному углу церкви тогда пристроили помещение ризницы с полукруглым, напоминающим алтарные апсиды, завершением. В основном четверике работали иконописцы, о чём свидетельствует надпись на северной стороне юго-восточного столпа с перечислением имён трудившихся здесь мастеров. Интересно, что расписывали они храм по программе, созданной в ХVII веке. К сожалению, не обошлось и без “самодеятельности”, в результате которой оказались записаны древние фрески в Трёхсвятительском приделе (эту позднейшую запись реставраторы удалили в 1960-е годы). Одновременно реставрировали оригинальный иконостас Трёхсвятительского придела. Особые торжества, развернувшиеся в Костроме в 1913 году, в дни празднования трёхсотлетия дома Романовых, не обошли стороной церковь Воскресения Христова на Дебре. Нужно сказать, что самодержцы и члены их семей нередко навещали Кострому, откуда Михаил Фёдорович Романов был призван на царство в 1913 году и которую они в некотором роде считали своей “колыбелью”. Увы, до Дебри они не добирались, ограничиваясь кафедральным Успенским собором и Ипатьевским монастырём. Но в приезд Николая II в 1913 году всё было по-другому; 20 мая вместе с дочерями он посетил Воскресенскую церковь и даже, будто бы, поднимался на колокольню соседнего Знаменского храма, чтобы полюбоваться оттуда волжскими видами.

Читайте также:  Фотографии Финский театр в Петрозаводске

После 1917 года в Костроме всё было как и везде в России – в 1920-е годы богоборцы неуклонно усиливали давление на Церковь. Изымались церковные ценности, закрывались храмы, священнослужители и наиболее ревностные прихожане подвергались репрессиям. Воскресенская церковь на Дебре продолжала действовать до самых 1930-х годов, после чего была закрыта. Закрыв её для богослужений, большевики устроили в ней зернохранилище (а в подклете, по некоторым сведениям, воинский склад). В 1946 году, на волне потепления отношений между властями и Церковью, Воскресенский храм вернули верующим. Первая встреча прихожан с храмом была печальной – в нём царила мерзость запустения: отсутствовали полы, стёкла в окнах, иконы в иконостасе. Но энтузиазма хватало, и довольно быстро в церкви навели порядок – 28 июля 1946 года епископ Костромской и Галичский Антоний (Кротевич) освятил храм. При этом была произведена некоторая реорганизация храмового пространства – Екатерининский придел переместили из диаконника в южное крыло галереи, опоясывающей церковь. Увы, время относительного перемирия, заключённого государством с Церковью, продлилось недолго – при Н.С. Хрущёве начался откат, и открылись новые страшные гонения на верующих людей.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов храм Воскресения Христова несколько раз порывались закрыть и более того, вовсе уничтожить. Идея такого вандализма исходила от жены первого секретаря Костромского обкома партии. Место, где находился храм, высшая партийная верхушка избрала для возведения своих коттеджей. Построенный с купеческим размахом особняк первого секретаря обкома был расположен рядом с храмом. Его супруга отличалась вздорным характером, амбициозностью и заносчивостью. Стремясь выделиться среди верхов, она подстрекала мужа к тому, чтобы снести с лица земли величественный древний храм, купола которого якобы мешали ей любоваться красотой Волги из окон выстроенного дома. С предложением о снесении храма она выступала и на собраниях. Но осуществить мечту ей не удалось. По Промыслу Божию, её муж внезапно заболел раком и вскоре отошёл в мир иной. После этого ревнительницу снесения храма переселили из её хором в скромную двухкомнатную квартиру на окраине города.

Великих усилий стоило епископу Костромскому и Галичскому Никодиму (Руснаку), назначенному на Костромскую кафедру в 1961 году, отстоять знаменитую церковь. В конце концов, он добился придания ей статуса соборного храма и в 1964 году перенёс в собор величайшую русскую святыню – чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. С того времени лучезарные кресты храма на Дебре больше никому не мешали. В 1960-1980-е годы в Воскресенском соборе работали реставраторы и искусствоведы, чьими стараниями оказались раскрыты древние фрески. Одновременно здесь накапливались многие реликвии, что позволило собору уже в новейшее время поделиться утварью и иконами со Свято-Даниловым монастырём в Москве и Богоявленско-Анастасииным монастырём в Костроме при их возобновлении. В 1991 году кафедральным собором Костромской епархии стал Богоявленско-Анастасиин храм, куда торжественно перенесли Феодоровскую икону Божией Матери. В 1993 году при Воскресенском храме на Дебре был образован Знаменский женский монастырь.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по святым местам”. Выпуск №20, 2013 г.

Кострома. Знаменский монастырь. Храм Воскресения Христова на Дебре

Кострома. Знаменский монастырь. Храм Воскресения Христова на Дебре

При въезде в древний русский город Кострому, под горой на берегу Волги в окружении старинных лип, словно вырастая из земли, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре — великая православная святыня Костромского края, выдающийся памятник русской художественной культуры XVII века.
Название церкви — «на Дебре» — указывает на то, что в древности здесь рос глухой дремучий лес. В Костроме существовало две Дебри — Верхняя и Нижняя. Воскресенская церковь была сооружена под горой на Нижней.
Первый деревянный храм, по преданию, здесь был построен еще в XIII в. костромским князем Василием Ярославичем (1248–1276 гг.), «мизинным» (младшим) сыном великого князя Ярослава Всеволодовича.
С XV века на Нижней Дебре начал формироваться посад, известный в XVII столетии своими кожевниками. В писцовой книге Костромы за 1628 год отмечены стоявшие на месте нынешнего храма посадские «. церковь древяна, верх шатровой, Воскресения Христово, да вверху предел Христовы мученицы Екатерины. Да церковь другая с трапезою, древяна клецки, Козмы и Демьяна, да придел Христова мученика Георгия страстотерпца». Таким образом, Воскресенский шатровый храм был холодным, а в зимнее время богослужения совершались в стоявшей рядом клетской церкви Космы и Дамиана, святых покровителей ремесленников. Заказчиком каменного храма был купец «бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков» с прихожанами, жившими на Нижней Дебре. Он вел обширную торговлю кожами и входил в состав московской Гостинной сотни. Согласно преданию, деньги на построение церкви были получены нежданным образом, когда вместо выписанных Кириллом Исаковым из Англии красок в одном из бочонков оказалось золото, которое и было пожертвовано на возведение храма. Как и в деревянной церкви, главный престол был посвящен воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконнике) и трех святителей; Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Екатерининский придел, как видно из описи 1628 года, существовал еще в предыдущем, деревянном, храме. Однако сохранение его в новой постройке, а также освящение здесь прежде не существовавшего Трехсвятительского придела связано, очевидно, с волей заказчика, поскольку его мать звали Екатериной, в честь святой великомученицы, а отец — Григорий — имел своим небесным покровителем святого Григория Богослова, одного из трех великих святителей и учителей Церкви.
Постройка церкви была завершена к 1645 году, а семью годами позже храм был расписан, по мнению современных исследователей, дружиной костромских живописцев во главе с талантливыми костромскими художниками Василием Ильиным Запокровским (роспись галерей) и Гурием Никитиным (роспись Трехсвятительского придела). Но увидеть церковь во всей красоте Кириллу Исакову было не суждено. Незадолго до освящения он умер и был погребен в подклете, а на помин его души «. в дом боголепного Воскресения Христова» братом заказчика был пожертвован в 1645 году серебряный напрестольный крест.
Пятиглавый кубический объем храма на подклете первоначально имел позакомарное покрытие. Пирамида мелких кокошников венчала Трехсвятительский придел, а окружающая храм с трех сторон галерея была с открытыми арками. Очевидно, в конце XVII века фасады церкви были расписаны «бриллиантовым рустом» (бриллиантовый руст — покраска стен прямоугольными либо квадратными шашками, разделенными внутри по диагонали на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создает впечатление объемности) и «травами», что сделало ее еще более живописной. Одновременно с храмом были сооружены трехшатровые Святые ворота с арочными проходами. Первоначально это было самостоятельное здание, позже соединенное с галереей храма и его западным крыльцом. Ворота украшены белокаменными вставками с изображением льва, единорога, сирены, неясыти пустынной, двуглавого орла, имеющими символическое значение и связанными с праздником Воскресения. Так, лев олицетворяет грядущее воскресение, является бдительным стражем святыни, а единорог символизирует чистоту и девственность.
Спустя столетие после сооружения храма начались его переделки. В сороковые годы XVIII века были растесаны оконные проемы четверика, позакомарное покрытие заменено четырехскатным, заложены арки галереи, чтобы сохранить внутренние помещения от внешних наносов снега в зимнее время и от большой сырости осенью, скрыты скатной кровлей кокошники на Трехсвятительском приделе.
В 1871–1872 годах к юго-восточному углу храма было пристроено помещение ризницы с полукруглым, как у алтаря, выступом. В это же время маслом была переписана и древняя роспись.
Стоящая с юга Знаменская церковь составляет с Воскресенской единый архитектурный ансамбль. Некогда оба храма окружала общая кованая ограда с фигурными столбами, сооруженная в 1878 году. Точная дата постройки Знаменской церкви неизвестна. Вероятно, возведена она была если не одновременно, то вскоре после Воскресенской в качестве зимнего храма, что во многом способствовало сохранению в первоначальном виде монументальных росписей, икон и памятников декоративно-прикладного искусства в интерьере летнего храма. С запада к Знаменской церкви примыкала многоярусная колокольня. Именовалась в то время церковь Георгиевской и имела два придела: во имя святых мучеников Космы и Дамиана в трапезной и во имя блаженного Прокопия Устюжского под колокольней. Возникновение последнего придела связано, видимо, с профессиональной деятельностью заказчика — торговлей по северному речному пути, в том числе и с Устюгом Великим, где подвизался Христа ради юродивый Прокопий, бывший некогда, как и Кирилл Исаков, богатым купцом. В 1799–1802 годы Георгиевская церковь капитально перестраивалась, после чего и была переосвящена в честь иконы Божией Матери «Знамение». Приделы при этом были объединены и разместились в сооруженном вновь восьмерике храма, попасть в который можно было по открытому переходу над кровлей трапезной. Прообразом для подобного размещения придела послужил, видимо, Богоявленский собор в Костромском кремле.
В дни празднования в 1913 году трехсотлетнего юбилея Дома Романовых Кострому посетил император Николай II со своей семьей. 20 мая во второй половине дня он с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией осмотрел церковь Воскресения и поклонился ее святыням.
В начале тридцатых годов ХХ века было прекращено богослужение в Знаменской церкви, а затем закрыта и Воскресенская. По милости Божией у воинствующих атеистов не поднялась рука разрушить церковь Воскресения, как это они сделали со Знаменской, пребывающей и доныне в руинах. В подклете Воскресенского храма разместили тогда воинский склад, а в храме было устроено зернохранилище.
Богослужение в церкви воскресения Христова возобновилось в 1946 году при епископе Костромском и Галичском Антонии, который освятил храм 28 июля 1946 года. В церкви не имелось полов, рам, отсутствовали иконы местного ряда и царские врата, резьба иконостаса была варварски поломана. С помощью прихожан храм был постепенно приведен в порядок. Однако недолгие годы лояльного отношения советской власти к православной церкви сменились вновь притеснениями и гонениями. Не обошли эти события и Воскресенский храм.
В конце пятидесятых годов ХХ века была сделана попытка закрыть церковь якобы «по просьбе верующих», против чего решительно выступили епископ Костромской и Галичский Сергий и прихожане. Настоятелем храма тогда был назначен архимандрит Серафим (Борисов). Свое иноческое служение отец Серафим начал в Железноборовском монастыре, после закрытия которого 16 лет провел в лагерях и тюрьмах, в том числе и на Соловках.
С начала шестидесятых годов ХХ века при епископе Никодиме (митрополит Харьковский и Богодуховский) Воскресенский храм стал кафедральным собором вместо расположенной в центре города церкви во имя святителя Иоанна Златоуста. В 1964 году сюда перенесли из Иоанно-Златоустовской церкви главную святыню Костромского края — чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. Здесь она и находилась до 1991 года. 29 августа 1991 года крестным ходом святыня была перенесена во вновь открытый Богоявленско-Анастасиин собор, ставший кафедральным.
Воскресенская церковь, древняя и намоленная, пользуется особой любовью у костромичей и гостей города. Одних влечет под ее своды интерес к истории и культуре, большинство же приходит сюда, чтобы приобщиться спасительным таинствам веры, и видит в исторических и художественных достопримечательностях храма древние святыни родного православия.
Стены и своды окружающей четверик галереи церкви Воскресения на Дебре расписаны масляной живописью в семидесятых годах XIX века, скрывшей первоначальную фресковую роспись. Слева от западного портала в киоте — изображение Софии премудрости Божией и большая композиция на сюжеты откровения Иоанна Богослова о победе Христа над адом, 1652 года. Справа в киоте — чтимый фресковый образ Спасителя того же времени. На южной паперти изображена картина сотворения мира и главные события из жизни первых людей, а на северной — Вселенские Соборы. Справа от южного портала за иконостасом в киоте — чтимый фресковый образ Богоматери «Знамение». Восточную часть галереи занимает Екатерининский придел, устроенный в 1946 году. Изначально придел располагался в дьяконнике главного алтаря за иконостасом. Здесь до сих пор находится древний образ святой великомученицы Екатерины, написанный, возможно, в конце XVI в. – начале XVII в. для раннего иконостаса деревянного храма.
В четверик церкви и расположенный с севера Трехсвятительский придел ведут порталы, украшенные белокаменными дыньками и карнизами с тончайшей резьбой по камню в виде растительного орнамента. Кованые железные двери с задвижками и железными «веревками» — ровесники храму. Стены четверика сплошь покрыты масляной живописью на евангельские сюжеты. Древний иконостас был заменен ныне существующим в 1852 году с включением в него старых икон. Иконы нижнего яруса не сохранились и заменены вновь собранными при открытии церкви. Заслуживают внимания старинные образа второй половины XVII века: Иоанна Предтечи с 40 клеймами миниатюрной живописи его жития, апостолов Петра и Павла с московскими святителями, две иконы Ветхозаветной Троицы; иконы XVIII–XIX веков — Феодоровской Божией Матери с 26 клеймами, в которых нашли отражение события из истории Костромы, и святителя Николая с 40 клеймами жития. Слева от царских врат перед солеёй в киоте помещен чтимый список (середины XIX века) с Феодоровской чудотворной иконы Богоматери в изящном окладе, украшенном эмалями. Этот образ участвовал во многих крестных ходах. Слева в отдельно стоящем киоте — образ святителя Николая с 8 клеймами жития, называемый «Николо-Бабаевским» — древний список с чудотворной иконы.
У северного клироса обращает на себя внимание Толгская икона Богоматери (1862 года) в искусном окладе, украшенном бисером — мера и подобие чудотворного образа.
Перед иконостасом в специально устроенном ковчеге почивают частицы мощей Киево-Печерских святых: преподобного Илии Муромца; преподобного Прохора лебедника, прозванного так за то, что он питался лебедою; преподобного Дамиана целебника, «иже исцеляше больных молитвою и святым елеем»; святителя Нифонта, архиепископа Новгородского); преподобного Марка гробокопателя и преподобного Спиридона просфорника, в зрелых летах научившегося грамоте и каждый день прочитывавшего всю Псалтирь.
Из икон в киотах вокруг столбов заслуживают внимания довольно большие живописные образа XVII века «Похвала Богородицы», «Святитель Николай» с житием, «Божия Матерь Смоленская» и «Троица Ветхозаветная».
Подлинной сокровищницей древнерусского церковного искусства является Трехсвятительский придел с пятиярусным иконостасом XVII века и монументальными фресковыми росписями 1652 года, приписываемыми исследователями выдающемуся живописцу-костромичу Гурию Никитину и работавшим в его дружине художникам. Росписи здесь посвящены житию святителей и мученической кончине апостолов.
Царские врата, сень над ними и тябла иконостаса покрыты мелкой орнаментальной резьбой с полихромной раскраской, позолотой и серебрением. Тябло в подножье деисусного чина поддерживается квадратными столбиками, завершающимися резными кистями рук. В 1873 году иконостас был реставрирован большесольским резчиком Трубниковым. Особенность этого иконостаса — размещение над местным рядом редких иконных изображений: «Единородный Сыне» и «Проповедь апостолов» (XVII века). На традиционном месте — справа от царских врат — храмовый образ святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, середины XVII века.
Под сводами Воскресенской церкви со временем собралось немало произведений церковного искусства, в том числе и из закрываемых в годы гонений церквей. При открытии московского Свято-Данилова монастыря, а затем и костромского Богоявленско-Анастасииного часть икон и утвари была пожертвована в эти обители, В церкви постоянно проводятся реставрационные работы под руководством опытных специалистов из костромской реставрационной мастерской. Так, иконы и монументальные росписи реставрировались художниками под руководством А. М. Малофеева, резьба и позолота иконостасов — резчиками-реставраторами во главе с Н. П. Шаровым, историко-архивные исследования проводились Е. В. Кудряшовым.
В 1998 году начались работы по восстановлению колокольни Знаменской церкви, разрушенной до основания в тридцатых годах ХХ века. 26 сентября 2001 года воссозданная колокольня была освящена архиепископом Костромским и Галичским Александром.

Читайте также:  Достопримечательности Дели с описанием и фото - куда сходить и что посмотреть самостоятельно, советы по пребыванию, туристическая карта

Достопримечательность Костромы: церковь Воскресения на Дебре

Церковь Воскресения на Дебре — одна из костромских достопримечательностей. Это великая православная святыня, выдающийся памятник русской культуры 17 века. Тысячи туристов в год приезжают посмотреть на ее необыкновенную и нестандартную красоту.

История церкви

Построенный на пожертвования прихожан, храм Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся посадский храм в Костроме.

Возведение и основание

Возвел эту церковь сын великого князя Ярослава Всеволодвича — князь Василий по прозвищу Квашня. Первые упоминания датируются 1628 годом, когда в посаде на Дебре стояли деревянная теплая клетская церковь святых Дамиана и Космы, придел великомученика Георгия и шатровый холодный Воскресенский храм с приделом великомученицы Екатерины.

Само название «Дебря» означает заросшее непроходимым лесом место, дебри. Люди рассказывают, что раньше на этом месте рос глухой сосновый лес, где охотились русские князья. Кирпичный храм взамен деревянного появился не позже 1652 года. Существует предание о богатом торговце кожаными изделиями — Кирилле Григорьевиче Исакове.

Бочки с краской для кож торговцу привозили из Англии. Однажды в одной из таких бочек он увидел вместо краски золотые монеты. Купец честно рассказал о находке поставщикам. Вместе они решили, что использовать это золото лучше всего на богоугодное дело. Так, на английские деньги был построен пятиглавый кирпичный храм Воскресения.

Два придела церкви посвятили небесным покровителям отца и матери ктитора Кирилла Исакова — Григорию и Екатерине. В память великомученицы Екатерины освятили южный придел, а северный — в честь трех христианских святых. Однако жертвователь не дожил до освящения, прихожане погребли его в подклете новоотстроенного храма.

храм воскресения на дебре в костроме

Историческая судьба

Храм обычно посещала династия Романовых при своих визитах в Кострому. Например, во время торжеств, посвященных 300-летию дома Романовых, город посетил император Николай II с четырьмя великими княжнами. Церковь продолжала принимать прихожан и с наступлением советской власти, закрыли ее только в 1930-е годы, во времена активной антирелигиозной кампании. Само здание стали использовать как склад для хранения ячменя.

В июне 1946 года Воскресенский собор в Костроме вернули Русской православной церкви. К тому времени уже была разрушена колокольня, полы отсутствовали, окна были выбиты, сами храмовые помещения сильно обветшали, из иконостаса исчезла часть образов. Пришлось приложить немало усилий для восстановления здания. В июле того же года церковь была заново освящена епископом Антонием.

Властям было не по нраву возрождение храма, его несколько раз пытались закрыть. Однако прихожане отстояли собор и добились его признания в качестве кафедрального. 7 мая 1993 года церковь посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. 350-летие сооружения каменного Воскресенского храма было торжественно отмечено в 1995.

воскресенский собор в костроме

Современное положение

Воскресенский собор является действующим, в нем регулярно проводят церковные службы. Организованная при нем Знаменская женская обитель объединяет 9 насельниц и настоятельницу. При монастыре действуют богадельня и небольшой медицинский центр.

В соседнем Знаменском храме проведены восстановительные работы, полностью отстроена колокольня. Воскресенский собор обнесли новой фигурной оградой, отделяющей его от Знаменской церкви. Внутри самого храма постоянно проводится его реставрация.

воскресенский собор в костроме

Архитектура и убранство сооружения

Воскресенский храм имеет особую выразительность, отражающую фольклорную струю в искусстве 17 века.

Внешний вид

Каменную церковь Воскресения построили на высоком основании. Первоначально она обладала подзакомарным покрытием. Пять больших глав подпираются мощными барабанами. Само здание —крестовокупольное, четырехстолпное и пятиглавное, без трапезной, с тремя апсидами. Вознесено на подклети и окружено крытыми галереями с трех сторон. Внешне собор сильно напоминает Троицкий, стоящий в Ипатьевской обители, но отличается более нарядным и богатым декором.

церковь воскресения на дебре

Оформление фасадов

В конце 17 века церковные фасады были расписаны «бриллиантовым рустом» (покраска стен квадратными или прямоугольными разноцветными шашками, разделенными на четыре треугольника по диагонали, что создает впечатление объемности) и «травами», придающими более живописный вид. Сами фасады разделены легкими парными полуколонками. Оконные наличники обрамляют живописные кокошники. Собор богато украшен каменной резьбой с изображениями мифилогических животных и растений и полихромными изразцами.

Арочная галерея

Собор Вознесения окружает одноэтажная галерея с арками. Изначально арки были открытыми, придавая зданию объемность и еще большую легкость, сейчас же они заложены. В 1650—1651 велись работы по росписи артелью художников во главе с Василием Запокровским, известным костромским мастером. На галерею ведут крыльца на арках разной высоты (их называют «ползучие»).

Крыльцо и Святые ворота

Южное и северное крыльца увенчаны широкими шатрами. Это добавляет к облику собора нарядность и большую сложность. Сами шатры окружены двойными рядами кокошников, выполненными в лучших традициях русского узора. Западное крыльцо первоначально было самостоятельным. Оно выводило в сторону ворот, с которыми позднее его соединили переходом.

В 1645 году были возведены Святые ворота с арочными проходами. Изначально они считались самостоятельным зданием. Потом их соединили с западным крыльцом галереи. Ворота сами по себе являются выдающимся памятником русского зодчества. Они украшены тремя гранеными шатрами, каменной резьбой и полицветными изразцами. На нем изображены белокаменные фигуры льва, единорога, сирины, неясыти и орла, связанный с праздником Воскресения и имеющие символическое значение.

церковь воскресения на дебре

Храмовая колокольня

Изначально при соборе была каменная шатровая колокольня. Ее разобрали при перестройке теплого Знаменского храма, который составлял единый комплекс с Воскресенской церковью. На месте старой возвели новую колокольню (четырехъярусную в стиле классицизма), примыкающую к Знаменской церкви. На нее любили подниматься представители династии Романовых, чтобы полюбоваться открывающимися видами Волги. 26 сентября 2001 года отстроенная колокольня была освящена архиепископом Костромским и Галичским Александром.

храм воскресения на дебре в костроме

Внутреннее оформление

Интерьер северного придела с горкой кокошников является наиболее древним и цельным. Само помещение собора разделено четырьмя квадратными столбами с подпружными арками, перекинутыми между ними и стенами на девять частей. У крылец — крестовые своды, у галереи — коробовые с распалубками над арками.

Придел перекрыт сомкнутым сводом. Очень красиво украшены алтарные абсиды, перекрытые коробовыми сводами с конхами. Стены изнутри расписаны фресками. В 18 веке, спустя столетие после сооружения собора, начались его переделки, в ходе которых удалось восстановить часть старинных росписей. В главной части храма установлен иконостас, сделанный в 1852 году.

церковь воскресения на дебре

Росписи фресок

Поражает разнообразная техника исполнения мастеров. Например, образ Иоанна Предтечи с сорока миниатюрными клеймами живописи его жития. История Костромы отображена в иконе Федоровской Божией Матери с двадцатью шестью клеймами. Довольно большие живописные образы 17 века изображены на иконах в киотах вокруг столбов. Наиболее известные из них: Похвала Богородицы”, «Божия Матерь Смоленская», «Святитель Николай» с житием и «Троица Ветхозаветная».

Святыни храма

С 1964 по 1991 год в церкви Воскресения пребывала чудотворная Федоровская икона Божией Матери, перенесенная в Анастасиино-Богоявленский собор Костромы. Одной из древних святынь считается центральный иконостас. Несмотря на то, что он был заменен, в нем сохранились некоторые образа 17 столетия.

Перед иконостасом почивают частицы мощей Киево-Печерских святых:

  • прп. Ильи Муромца (память 19 декабря по н/с);
  • прп. Прохора Лебедника (память 10 февраля по н/с);
  • прп. Дамиана Целебника (память 5 октября по н/с);
  • св. Нифонта, архиепископа Новгородского (память 8 апреля по н/с);
  • прп. Марка Гробокопателя (память 29 декабря по н/с);
  • прп. Спиридона Просфорника (память 31 октября по н/с).

Большая икона этих святых помещена над специально устроенным ковчегом.

Древний список с чудотворной иконы святителя Николая Мирликийского, так называемой Николо-бабаевской, с восемью клеймами находится в отдельно стоящем киоте правее списка с Федоровского образа Божией Матери. С Николо-Бабаевским монастырем, расположенном на Волге неподалеку от границы Ярославской и Костромской областей, связан первообраз иконы.

Чудесное явление иконы произошло примерно во второй половине 14 века. Сказание гласит, что чудотворная икона святого Николы приплыла по реке Волге на бабайке (большое весло, употреблявшееся при сплаве леса). После она пристала к берегу, где ее и нашли. На месте, куда принесли икону, возвели монастырь. В нем происходили поклонения людей и творились чудеса.

храм воскресения на дебре в костроме

Как проходят богослужения

Собор Воскресения Христова открыт с 7:30 до 20:00 ежедневно. Божественная литургия совершается в 8:30, всенощное бдение — в 17:00. В праздничные и воскресные дни служат две литургии в 6:30 и в 9:30. В такие дни Вознесенский храм открывается раньше.

  • память освящения (обновления) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (13/26 сентября);
  • великомученицы Екатерины (24 ноября/7 декабря);
  • святителей Василия Великого;
  • Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января/12 февраля).

церковь воскресения на дебре

Как добраться до церкви

Церковь Воскресения расположена на улице Нижняя Дебря, 37. Из столицы до Костромы дорога на машине занимает около пяти часов и проходит по трассе М8 и Ярославскому шоссе. В городе нужно переехать на левый берег Волги по автомобильному мосту, а после свернуть направо — на улицу Нижняя Дебря и проехать 350 метров.

Также можно добраться на поезде или рейсовых автобусах. От столицы путь займет около шести и семи часов соответственно. В самом городе до собора можно доехать на автобусах и троллейбусах, остановки «Ул. Подлипаева» и «Универмаг Кострома».

воскресенский собор в костроме

Видео

В видео показаны архитектура и внутреннее убранство Воскресенского собора.

Ссылка на основную публикацию