Миграционная политика, проводимая в России в 2020 году

Миграционные вызовы

Несмотря на позитивные аспекты, существуют проблемы миграционной политики России, требующие детального изучения и практического решения. При увеличении спроса на высококвалифицированные кадры в составе трудовых мигрантов по факту преобладают лица с низким уровнем квалификации. Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной миграции.

Недостаточна помощь вынужденным переселенцам в жилищном обустройстве. Наличие незаконных мигрантов порождает осуществление трудовой деятельности без официального разрешения и рост преступности. По этой причине миграционная политика РФ в 2020 году требует жесткого контроля уполномоченных ведомств.

Ряд серьезных угроз национальной безопасности вызывают неконтролируемые потоки мигрантов.

Путин поручил провести миграционную реформу

Президент России Владимир Путин поручил провести реформу миграционных режимов и института гражданства. Скорректировать план мероприятий по реализации 2019–2021 годах концепции государственной миграционной политики поручено правительству, МВД, МИДу, ФСБ и Минюсту совместно с администрацией президента. Необходимость реформы объясняется тем. что существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы.

Концепция государственной миграционной политики предлагает установить три вида приема в гражданство РФ:

  • Общий. Применяется «по умолчанию» ко всем, кто не имеет оснований быть принятыми в упрощенном или особом порядке. Предполагается знание русского языка, определенный срок постоянного проживания на территории РФ, обязательство соблюдать российское законодательство. Претендентов будет оценивать комиссия. Решение принимают МВД и его территориальные органы
  • Упрощенный. Снимается ряд требований для людей «из стран, близких нам в социокультурном отношении», а также при наличии позитивных социальных связей в России или уязвимого положения. Решения принимают МВД и его территориальные органы, МИД, а также диппредставительства и консульские учреждения.
  • Особый. Отдельные категории лиц, решение в отнощении которых требует оценки неочевидных фактов. Решение принимает президент.

Для приема в гражданство в общем и упрощенном порядке также предполагается «отсутствие социально-конфликтных ситуаций в период определенного периода проживания на территории Российской Федерации». «Упрощенного предоставления гражданства Российской Федерации исключительно по “экономическим” критериям (квалификация, инвестиции и т. п.) не предполагается»,— говорится в перечне поручений.

Основным миграционным статусом, согласно концепции, станет вид на жительство. Для его получения необходимы регистрация в государственной информационной системе, проживание на территории РФ и соблюдение ее законодательства, отсутствие опасных заболеваний «и, как правило, знание русского языка». Разрешение на временное проживание как отдельный миграционный статус исключат, поскольку он «в существующем виде фактически себя изжил».

Также вводится унифицированный режим долгосрочного пребывания. Для получения права на длительное пребывание необходимо:

  • наличие подтвержденного аккаунта в государственной информационной системе, регистрация в которой будет требовать предоставления биометрических персональных данных,
  • отсутствие опасных инфекционных заболеваний,
  • получение единого документа с электронным носителем информации.

Вводится институт «соглашения о лояльности» — механизм, в рамках которого иностранные граждане для въезда в Россию официально принимают на себя обязательства, нарушение которых может повлечь объявление нежелательности пребывания (соблюдение законов, неучастие в политической деятельности, в деятельности запрещенных организаций и др.).

Будет введен новый особый миграционный статус — «контролируемое пребывание», предусматривающий дополнительные обязанности для мигранта: регулярная личная явка, ограничение перемещений, применение дополнительных средств контроля и т. д.

Иностранных работников разделят на три категории:

  • работающие по найму граждане из стран Евразийского экономического союза (будут платить такой же налог на доходы, как и россияне);
  • работающие по найму граждане из стран с безвизовым порядком въезда в Россию;
  • самозанятые иностранные граждане.

Кроме того, президент поручил создать единую информационную платформу для обработки информации об иностранцах и миграционных потоках.

  • регулярно собирать базовые статистические показатели, по запросу выдавать различные формы отчетности;
  • уведомлять иностранцев о принятых по их заявлениям решениях, сроках действия их документов;
  • анализировать миграционные потоки между субъектами РФ;
  • осуществлять персональную аналитику (решение правоохранительных задач с использованием возможностей геолокации, мониторинга сетевой активности и т. п.);
  • обеспечивать перевод в электронную форму части документооборота при взаимодействии граждан и организаций как между собой (в частности, заключение трудовых договоров в электронной форме), так и с государственными органами.

Будет введен новый особый миграционный статус контролируемое пребывание , предусматривающий дополнительные обязанности для мигранта регулярная личная явка, ограничение перемещений, применение дополнительных средств контроля и т.

Реализация миграционного законодательства в России в 2020 году

Миграционные процессы являются неотъемлемой частью мировой политики. Люди издавна стремились создать для себя максимально комфортные условия проживания и труда. Нередко на родине гражданам не удается реализовать свой потенциал, поэтому они решают переехать за границу, где шансов обеспечить себе достойную жизнь и обеспеченное будущее своим детям, гораздо больше. Какие-то страны приветствуют приток иностранцев, другие выступают против привлечения мигрантов. Чтобы урегулировать данный вопрос и организовать отлаженную систему въезда и выезда из страны, каждая держава принимает свое миграционное законодательство.

Миграционная политика государства представляет собой комплекс мер, индивидуальный для каждой страны. На территории России миграционная отрасль развивалась длительное время и сейчас находится на стадии совершенствования и модернизации. Во времена СССР жители страны постоянно подвергались ущемлению собственных прав и возможностей. Только после распада Союза россияне смогли легально покидать страну, не боясь репрессий и последствий своих поступков. Наряду с интенсивным оттоком россиян в РФ начался активный наплыв иностранцев из стран, которые в прошлом были советскими республиками. Чтобы оптимизировать поток выезжающих и въезжающих лиц, была сформирована современная миграционная политика России.

Официальной датой, когда сформировалось российское миграционное право, считается день принятия Конституции РФ. Помимо этого документа, власти приняли ряд законов, постановлений, нормативных актов и международных соглашений, которые устанавливают правила и порядок движения мигрантов в стране. Сегодня государственная миграционная политика в РФ основана на свободе передвижения и права выбора места жительства. Контроль в сфере осуществляет Федеральная миграционная служба. Именно эту структуру необходимо уведомлять о выезде и въезде в страну, смене места жительства и регистрации. Как сотрудничать с УФМС, чтобы не нарушить действующее миграционное право, лучше всего узнать у опытного юриста. На нашем сайте эксперты консультируют в режиме онлайн, находя к каждому соискателю индивидуальный подход.

Только после распада Союза россияне смогли легально покидать страну, не боясь репрессий и последствий своих поступков.

Глава ГУВМ МВД Валентина Казакова: Об актуальных вопросах миграционной политики

Для приезжих в Россию готовят облегченные процедуры оформления правового статуса и трудовых отношений с работодателями

Руководитель Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова рассказала корреспонденту «НГ» Екатерине Трифоновой о новеллах в миграционном законодательстве, связанных с коронавирусом, предстоящей цифровизацией самого ведомства и изменениями на рынке труда. По мнению Казаковой, пандемия показала, что «теневая занятость», о которой иностранные работники чаще всего и договариваются с российскими работодателями, оборачивается для мигрантов множеством проблем.

– С какими проблемами столкнулись миграционные органы в это сложное время?

– Закрытие границ, прекращение транспортного сообщения между странами, введение карантинных мероприятий привели к необходимости урегулирования правового положения находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

В это время особенно важно предотвратить риски здоровью граждан и свести к минимуму их контакты в помещениях при получении государственных услуг. По этой причине необходимо шире использовать информационные технологии. Для этого созданы все возможности – подать заявление можно либо по предварительной записи, либо через Единый портал госуслуг в сети интернет. Такая мера позволяет избежать образование «живой очереди». Наши сотрудники продолжают в полном объеме выполнять свои функции. Они также оказывают содействие сотрудникам Роспотребнадзора и органам здравоохранения в мероприятиях по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.

Всего с момента введения ограничительных мер за предоставлением государственных услуг обратилось порядка 1,3 млн иностранных граждан и лиц без гражданства.

– Оправдало ли себя послабление требований к мигрантам в период коронавируса? Не привело ли к росту преступности среди мигрантов? Каким образом осуществляется в настоящее время контроль за мигрантами и нужен ли вообще такой жесткий контроль, как был до пандемии?

– Меры, введенные указом президента РФ, позволили всем иностранным гражданам временно оставаться и работать в России на законных основаниях. Каждый иностранец может при необходимости обратиться в органы внутренних дел с заявлением, на основании которого он получит нужные ему документы – будь это виза или отметка миграционного учета. Обладателям патентов, попавшим в сложную жизненную ситуацию, в том числе потерявшим работу, была предоставлена возможность временно не платить по патенту, причем сам патент оставался действительным.

Также разрешено работать на законных основаниях тем иностранным гражданам, которые находятся в России с иными, отличными от рабочих целями визита.

Начиная с 16 июня 2020 года все иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность, должны иметь разрешительные документы. Работодатели обязаны информировать органы внутренних дел о приеме иностранных граждан на работу.

Самое главное, что люди не оказались в нелегальном положении, а значит многие социальные риски, включая противоправное поведение, не будут обостряться. Более того, в целом за январь-май 2020 года массив преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, сократился на 3,4%.

Несмотря на введенные временные меры, контроль за соблюдением иностранными гражданами законодательства остался прежним. Это же относится и к работодателям, у которых они работают. В этих целях проводятся профилактические мероприятия, наши сотрудники посещают места проживания и работы иностранцев. Совместно с органами занятости и региональными органами исполнительной власти налажено взаимодействие для оказания помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Система контроля и обеспечения безопасности в сфере миграции совершенствуется. Мероприятия, в ходе которых осуществляется проверка соблюдения законодательства, проводятся на основе мониторинга и оценки соответствующих рисков – это значит, что принимаемые меры становятся более точными и эффективными, именно там, где это требуется.

Мы и сегодня продолжаем работать над улучшением механизмов, в основе которых лежат современные информационные технологии и системы управления данными. Задача состоит в том, чтобы для законопослушных граждан контроль был необременителен, а для нарушителей неотвратим, как и сама ответственность. Поэтому мы развиваем возможности электронных сервисов. В частности, 8 июня 2020 года Президентом Российской Федерации подписан федеральный закон, устанавливающий право иностранным гражданам, являющимся собственниками жилья в России, выступать принимающей стороной для других иностранцев. С момента вступления его в законную силу с 7 сентября 2020 года иностранные граждане могут ставить других иностранцев на учет по месту пребывания по адресу своего жилого помещения. Раньше это могли делать только высококвалифицированные специалисты-иностранцы.

После вступления его в силу также появится возможность регистрировать и снимать с регистрации иностранцев по месту жительства через Единый портал госуслуг.

– Какие в настоящее время действуют миграционные правила с учетом послабления ограничений?

– Ответы на многие вопросы даны указом президента РФ от 15 июня 2020 г. № 392. Иностранным гражданам, прибывшим в РФ, в безвизовом порядке, предоставлено право обратиться с заявлением о выдаче патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из РФ. Работодатели, имеющие разрешение на привлечение и использование иностранных работников, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим в РФ в визовом порядке, без учета требований к заявленной цели визита иностранного гражданина на любой срок до 15 сентября 2020 года включительно.

Например, в Москве с 22 июня уже возобновили работу многофункциональные центры «Мои документы», расположенные в наиболее густонаселенных районах с хорошей транспортной доступностью. Подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России продолжают осуществлять прием и оказывать государственные услуги в сфере миграции, при этом в целях исключения образования очередей существует возможность подачи заявлений в электронном виде.

– 30 мая 2020 года утвержден план мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы. Какие мероприятия предусмотрены этим планом?

– Обновленный план мероприятий по реализации в 2020-2022 годах Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы был разработан министерством внутренних дел в развитие предложений по реформированию миграционных режимов и института гражданства РФ, явившихся результатом совместной деятельности всех органов государственной власти в рамках рабочей группы по реализации Концепции, образованной распоряжением президента от 6 марта 2019 года № 58-рп.

В ходе исполнения плана предполагается совершенствование институтов постоянного проживания и гражданства РФ. Планируется создание нового правового режима для долгосрочного пребывания иностранных граждан в России, модернизация механизмов регулирования трудовой миграции, обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере, а также комплексная информатизация системы государственного управления в сфере миграции.

Планом предусмотрен комплекс мероприятий по созданию единой информационной платформы, содержащей сведения об иностранных гражданах, обеспечивающей предоставление государственных услуг, взаимодействие между гражданами, организациями и государственными органами в электронном виде, а также позволяющей внедрить персонализированные информационные сервисы (личный кабинет, рассылка уведомлений в мобильном приложении). Предполагается сформировать государственную систему планирования и управления миграционными процессами, предназначенную для решения задач сбалансированного пространственного развития РФ, прогнозирования социально-экономических и инвестиционных потребностей субъектов РФ, учета и перераспределения кадрового потенциала по отраслям экономики и предприятиям.

– За последний год министерством подготовлено большое количество законопроектов, внесенных правительством в Госдуму. Предполагается ли внесение новых законопроектов в 2020 году и каких именно?

– Наша работа по законопроектам ведется по двум направлениям. Первое – это вопросы правового регулирования, которые необходимо решать в ближайшей перспективе. К ним, например, относятся уже подготовленный и внесенный в правительство законопроект об упрощенном порядке привлечения иностранных работников в период подготовки и проведения международных мероприятий. Актуальным вопросом является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения России, а также выработка мер по предотвращению распространения опасных инфекционных заболеваний. В этой связи уже разработан законопроект, предоставляющий полномочия правительству РФ на определение правил транспортировки высылаемых лиц, имеющих инфекционные заболевания. Также готовим законопроект, направленный на разграничение правоохранительной деятельности по пресечению противоправных деяний от государственного надзора (контроля) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и отмену плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Второе направление – это подготовка принципиально новых нормативных правовых актов, предусмотренных обновленным планом мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы.

– Правозащитники критикуют чиновников за отсутствие конкретной помощи для иностранцев, оказавшихся в сложном положении. Планируются ли для них какие-либо послабления или меры поддержки?

– Как уже было сказано выше, органами внутренних дел были приняты все необходимые меры по урегулированию правового положения иностранных граждан – независимо от цели въезда в Россию, установленных нормативными правовыми актами сроков обращения за документами и без соблюдения в отдельных случаях обязанности выезда за пределы РФ. Иностранцам предоставлена возможность временно находиться и работать в нашей стране. В случае обращения граждан сотрудниками подразделений по вопросам миграции оказывается помощь в составлении соответствующих заявлений, принимаются решения о продлении срока пребывания и выдаче документов.

Правозащитники, в свою очередь, также могут оказать конкретную помощь иностранцам, оказавшимся в сложном положении, например, защитить их трудовые права перед работодателем. Если они выявят признаки нарушения законодательства, регулирующего порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, то мы всегда готовы оперативно отреагировать на их обращения.

– Выносятся ли в настоящее время решения о выдворении иностранных граждан из России?

– В соответствии с вышеупомянутым указом президента РФ от 15 июня 2020 года № 392 в настоящее время в отношении иностранных граждан решения о нежелательности пребывания, об административном выдворении, о депортации или реадмиссии не принимаются. Вместе с тем, МВД России совместно с МИД России на постоянной основе взаимодействует с посольствами и консульскими учреждениями иностранных государств по вопросам организованного вывоза их граждан, в том числе тех, кто ожидает исполнения решений об административном выдворении или депортации.

– Пандемия снова поставила вопрос о том, что в России находится множество мигрантов без определенного правового статуса. Сколько же их? Что предполагается делать с такими лицами: выдворять или легализовывать? Например, содержание иностранных граждан в центрах временного содержания (ЦВСИГ), отправка их на родину и другие меры по выдворению и депортации затратны для государства. Легализация же, в результате которой в казну поступали бы взносы от патентов или госпошлин, наоборот выгодна. Тем более, что мигранты, длительное время проживающие в РФ, имеющие уже здесь корни и интересы, все равно страну не покинут. Ставится ли вопрос о проведении миграционной амнистии, насколько это вообще вероятно?

Читайте также:  Какие документы необходимо собрать на российский паспорт

– Вопрос стоит несколько иным образом. Пандемия обнажила проблему «теневой занятости» иностранных граждан у работодателей, которые в этот период не выполнили свои обязательства перед работниками, пользуясь отсутствием письменных трудовых или гражданско-правовых договоров. Именно по этой причине многие люди оказались в нелегкой ситуации, были уволены или сокращены без предоставления соответствующих социальных гарантий, установленных российским трудовым законодательством и международными соглашениями.

В действительности, у большинства работающих в России иностранцев, как правило, есть разрешение на работу или патент, они законно находятся в нашей стране, платят налоговые платежи, но при этом не требуют от работодателя письменного оформления трудовых отношений, чем последние и пользуются. Официальный договор с работодателем – это гарантия работнику, что он сможет в острой ситуации защитить свои права – оспорить незаконное увольнение или сокращение, потребовать невыплаченную заработную плату, получить оплачиваемый отпуск, больничный лист, жилищное и медицинское обеспечение и многое другое, что обязаны предоставлять работодатели. Поэтому реальная проблема состоит не в отсутствии правового миграционного статуса и не в проблеме его получения. Причиной является неформальная занятость, не задокументированные трудовые отношения. Ведь проблема с миграционным статусом зачастую возникает, когда происходят проблемы на работе. Например, работодатель задержал зарплату или вовсе ее не выплатил, или выплатил, но в меньшем объеме, если сотрудник болел. Значит, работник не сможет оплатить патент, утратит право находиться и работать в России, окажется в нелегальном положении. Каждый иностранец должен понимать, что наличие обязательств со стороны работодателя в виде письменного договора – это гарантия защиты его прав, которая позволит избежать многих негативных последствий.

Вторая похожая проблема – это «теневой найм» жилья. Однако в этом случае уже не работодатель, а собственник или наймодатель жилого помещения не оформляет с иностранцем документы. Обращаем внимание иностранных граждан, что договор найма жилого помещения также как и трудовой договор желательно иметь в письменной форме. Только в этом случае наниматель может защитить свои права пользования жилым помещением. Одновременно с заключением такого договора собственник или наймодатель должен обеспечить постановку на миграционный учет всех иностранных граждан, кто будет проживать, а также продлевать его в установленных законом случаях. Наличие такого договора обезопасит граждан от неправомерного выселения, произвольного изменения платы, отказа от оформления или продления миграционного учета и многих других нарушений, ущемляющих права нанимателя.

Как видите, самые распространенные проблемы у граждан возникают в результате банального пренебрежения правовыми средствами обеспечения своих собственных прав. Просим иностранцев формализовать, что называется «закреплять на бумаге», договоренности со своими работодателями и собственниками жилых помещений.

В большинстве случаев нарушители, которым назначается наказание в виде административного выдворения за пределы РФ пользуются возможностью самостоятельного контролируемого выезда. Для этого они сами либо при помощи близких людей покупают билет на родину, и предъявляют его в суде, как подтверждение намерения добровольно выехать. В таких случаях никто не помещается в специальное учреждение, а сам процесс контроля самостоятельного выезда для государства не затратный. В специальные учреждения помещаются те граждане, которые либо не имеют документов для выезда в свою страну, либо не имеют средств на покупку обратного билета и им некому помочь, либо такие нарушители, которые уже ранее не исполнили обязанность самостоятельного контролируемого выезда, а также лица, отбывшие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы или в отношении которых было принято решение о нежелательности пребывания. Очевидно, что содержание таких граждан в специальных учреждениях вполне обоснованно и даже необходимо из соображений безопасности.

Мы уже говорили, что послабление или ужесточение миграционного законодательства не приведет к существенному изменению ситуации. Намного важнее предоставить более удобные и современные способы реализации гражданами своих прав, облегчить сами процедуры оформления миграционного статуса, трудовых отношений с работодателем, прав пользования жилым помещением с собственником, получения необходимых государственных услуг, выполнения обязанностей. Для этого мы сегодня активно работаем над развитием информационных сервисов, переходом к взаимодействию граждан, организаций и государства в электронном виде. Мы планируем в ближайшие три года полностью обновить всю систему правового регулирования и государственного управления в сфере миграции.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Они также оказывают содействие сотрудникам Роспотребнадзора и органам здравоохранения в мероприятиях по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.

Гражданство

Предлагается установить три вида порядка приёма в гражданство Российской Федерации: общий, упрощенный и особый.

Общий порядок — приём в гражданство на общих условиях, который применяется «по умолчанию» ко всем иностранным гражданам и лицам без гражданства, не имеющим оснований быть принятыми в рамках упрощенного или особого порядка.

Общий порядок предусматривает выполнение претендентом набора определенных традиционных и доказавших свою важность условий: знание русского языка, срок постоянного проживания на территории Российской Федерации, обязательство соблюдать российское законодательство и др. Дополнительно предлагается введение комиссионного порядка оценки претендентов на получение гражданства Российской Федерации на уровне субъекта Российской Федерации.

Решения принимают МВД России и его территориальные органы.

Упрощенный порядок применяется к лицам, в отношении которых снимаются некоторые требования, предусмотренные для общего порядка, в силу происхождения этих лиц из стран, близких нам в социокультурном отношении, наличия позитивных социальных связей в Российской Федерации, уязвимого положения и др.

Решения принимают МВД России и его территориальные органы, МИД России, а также дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Условия приема в гражданство в рамках общего и упрощенного порядка предполагают знание русского языка и отсутствие социально-конфликтных ситуаций в период определенного периода проживания на территории Российской Федерации (важный признак способности к беспроблемной интеграции в общество).

Упрощенного предоставления гражданства Российской Федерации исключительно по «экономическим» критериям (квалификация, инвестиции и т. п.) не предполагается. Такие лица получат возможность длительного нахождения в Российской Федерации в рамках миграционного статуса «долгосрочное пребывание» или «постоянное проживание». Особо ценные для Российской Федерации иностранные граждане могут быть приняты в российское гражданство в особом порядке.

Особый порядок будет охватывать отдельные категории лиц, решение по которым требует оценки неочевидных фактов и в связи с этим – комиссионного рассмотрения, особых процедур и высокого уровня принятия решения.

Решение принимает Президент Российской Федерации. Материалы, проекты решений готовятся Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

а наличие подтвержденного аккаунта в государственной информационной системе, регистрация в которой будет требовать предоставления биометрических персональных данных;.

Не потерять свое лицо

Ольга Воробьева, профессор кафедры демографической и миграционной политики МГИМО:

Мигрантов большинство нашего населения не любит, а жить без них комфортно, как мы привыкли, увы, не получится: стройки опустеют, в мусоре города утонут, супермаркеты закроются.

Главная причина конфликтов с мигрантами, думаю, в том, что у нас отсутствует внимание к самой сложной составляющей миграционной политики – интеграционной. В связи с интенсивным наплывом мигрантов из стран с далекой культурной дистанцией возрастает тревога общества в том, что мы часто видим: это не мигранты адаптируются к нашим условиям, традициям и обычаям, а российское население рискует окончательно потерять свое этнокультурное лицо вместе с языком и исторически сложившимися религиозными предпочтениями. Вот это реальная опасность, но разве только мигранты тут виноваты?

Пусть ГУВМ оправдает надежды.

Глава ГУВМ МВД Валентина Казакова: Об актуальных вопросах миграционной политики

Екатерина Трифонова Корреспондент отдела политики “Независимой газеты”

Для приезжих в Россию готовят облегченные процедуры оформления правового статуса и трудовых отношений с работодателями

– Закрытие границ, прекращение транспортного сообщения между странами, введение карантинных мероприятий привели к необходимости урегулирования правового положения находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

В это время особенно важно предотвратить риски здоровью граждан и свести к минимуму их контакты в помещениях при получении государственных услуг. По этой причине необходимо шире использовать информационные технологии. Для этого созданы все возможности – подать заявление можно либо по предварительной записи, либо через Единый портал госуслуг в сети интернет. Такая мера позволяет избежать образование «живой очереди». Наши сотрудники продолжают в полном объеме выполнять свои функции. Они также оказывают содействие сотрудникам Роспотребнадзора и органам здравоохранения в мероприятиях по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.

Всего с момента введения ограничительных мер за предоставлением государственных услуг обратилось порядка 1,3 млн иностранных граждан и лиц без гражданства.

– Оправдало ли себя послабление требований к мигрантам в период коронавируса? Не привело ли к росту преступности среди мигрантов? Каким образом осуществляется в настоящее время контроль за мигрантами и нужен ли вообще такой жесткий контроль, как был до пандемии?

– Меры, введенные указом президента РФ, позволили всем иностранным гражданам временно оставаться и работать в России на законных основаниях. Каждый иностранец может при необходимости обратиться в органы внутренних дел с заявлением, на основании которого он получит нужные ему документы – будь это виза или отметка миграционного учета. Обладателям патентов, попавшим в сложную жизненную ситуацию, в том числе потерявшим работу, была предоставлена возможность временно не платить по патенту, причем сам патент оставался действительным.

Также разрешено работать на законных основаниях тем иностранным гражданам, которые находятся в России с иными, отличными от рабочих целями визита.

Начиная с 16 июня 2020 года все иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность, должны иметь разрешительные документы. Работодатели обязаны информировать органы внутренних дел о приеме иностранных граждан на работу.

Самое главное, что люди не оказались в нелегальном положении, а значит многие социальные риски, включая противоправное поведение, не будут обостряться. Более того, в целом за январь-май 2020 года массив преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, сократился на 3,4%.

Несмотря на введенные временные меры, контроль за соблюдением иностранными гражданами законодательства остался прежним. Это же относится и к работодателям, у которых они работают. В этих целях проводятся профилактические мероприятия, наши сотрудники посещают места проживания и работы иностранцев. Совместно с органами занятости и региональными органами исполнительной власти налажено взаимодействие для оказания помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Система контроля и обеспечения безопасности в сфере миграции совершенствуется. Мероприятия, в ходе которых осуществляется проверка соблюдения законодательства, проводятся на основе мониторинга и оценки соответствующих рисков – это значит, что принимаемые меры становятся более точными и эффективными, именно там, где это требуется.

Мы и сегодня продолжаем работать над улучшением механизмов, в основе которых лежат современные информационные технологии и системы управления данными. Задача состоит в том, чтобы для законопослушных граждан контроль был необременителен, а для нарушителей неотвратим, как и сама ответственность. Поэтому мы развиваем возможности электронных сервисов. В частности, 8 июня 2020 года Президентом Российской Федерации подписан федеральный закон, устанавливающий право иностранным гражданам, являющимся собственниками жилья в России, выступать принимающей стороной для других иностранцев.

С момента вступления его в законную силу с 7 сентября 2020 года иностранные граждане могут ставить других иностранцев на учет по месту пребывания по адресу своего жилого помещения. Раньше это могли делать только высококвалифицированные специалисты-иностранцы.

После вступления его в силу также появится возможность регистрировать и снимать с регистрации иностранцев по месту жительства через Единый портал госуслуг.

– Какие в настоящее время действуют миграционные правила с учетом послабления ограничений?

– Ответы на многие вопросы даны указом президента РФ от 15 июня 2020 г. № 392. Иностранным гражданам, прибывшим в РФ, в безвизовом порядке, предоставлено право обратиться с заявлением о выдаче патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из РФ. Работодатели, имеющие разрешение на привлечение и использование иностранных работников, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим в РФ в визовом порядке, без учета требований к заявленной цели визита иностранного гражданина на любой срок до 15 сентября 2020 года включительно.

Например, в Москве с 22 июня уже возобновили работу многофункциональные центры «Мои документы», расположенные в наиболее густонаселенных районах с хорошей транспортной доступностью. Подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России продолжают осуществлять прием и оказывать государственные услуги в сфере миграции, при этом в целях исключения образования очередей существует возможность подачи заявлений в электронном виде.

– 30 мая 2020 года утвержден план мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы. Какие мероприятия предусмотрены этим планом?

– Обновленный план мероприятий по реализации в 2020-2022 годах Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы был разработан министерством внутренних дел в развитие предложений по реформированию миграционных режимов и института гражданства РФ, явившихся результатом совместной деятельности всех органов государственной власти в рамках рабочей группы по реализации Концепции, образованной распоряжением президента от 6 марта 2019 года № 58-рп.

В ходе исполнения плана предполагается совершенствование институтов постоянного проживания и гражданства РФ. Планируется создание нового правового режима для долгосрочного пребывания иностранных граждан в России, модернизация механизмов регулирования трудовой миграции, обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере, а также комплексная информатизация системы государственного управления в сфере миграции.

Планом предусмотрен комплекс мероприятий по созданию единой информационной платформы, содержащей сведения об иностранных гражданах, обеспечивающей предоставление государственных услуг, взаимодействие между гражданами, организациями и государственными органами в электронном виде, а также позволяющей внедрить персонализированные информационные сервисы (личный кабинет, рассылка уведомлений в мобильном приложении). Предполагается сформировать государственную систему планирования и управления миграционными процессами, предназначенную для решения задач сбалансированного пространственного развития РФ, прогнозирования социально-экономических и инвестиционных потребностей субъектов РФ, учета и перераспределения кадрового потенциала по отраслям экономики и предприятиям.

– За последний год министерством подготовлено большое количество законопроектов, внесенных правительством в Госдуму. Предполагается ли внесение новых законопроектов в 2020 году и каких именно?

– Наша работа по законопроектам ведется по двум направлениям. Первое – это вопросы правового регулирования, которые необходимо решать в ближайшей перспективе. К ним, например, относятся уже подготовленный и внесенный в правительство законопроект об упрощенном порядке привлечения иностранных работников в период подготовки и проведения международных мероприятий. Актуальным вопросом является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения России, а также выработка мер по предотвращению распространения опасных инфекционных заболеваний. В этой связи уже разработан законопроект, предоставляющий полномочия правительству РФ на определение правил транспортировки высылаемых лиц, имеющих инфекционные заболевания.

Также готовим законопроект, направленный на разграничение правоохранительной деятельности по пресечению противоправных деяний от государственного надзора (контроля) за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и отмену плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Второе направление – это подготовка принципиально новых нормативных правовых актов, предусмотренных обновленным планом мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы.

– Правозащитники критикуют чиновников за отсутствие конкретной помощи для иностранцев, оказавшихся в сложном положении. Планируются ли для них какие-либо послабления или меры поддержки?

– Как уже было сказано выше, органами внутренних дел были приняты все необходимые меры по урегулированию правового положения иностранных граждан – независимо от цели въезда в Россию, установленных нормативными правовыми актами сроков обращения за документами и без соблюдения в отдельных случаях обязанности выезда за пределы РФ. Иностранцам предоставлена возможность временно находиться и работать в нашей стране. В случае обращения граждан сотрудниками подразделений по вопросам миграции оказывается помощь в составлении соответствующих заявлений, принимаются решения о продлении срока пребывания и выдаче документов.

Читайте также:  Нужен ли загранпаспорт для поездки в Азербайджан россиянам в 2020 году

Правозащитники, в свою очередь, также могут оказать конкретную помощь иностранцам, оказавшимся в сложном положении, например, защитить их трудовые права перед работодателем. Если они выявят признаки нарушения законодательства, регулирующего порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, то мы всегда готовы оперативно отреагировать на их обращения.

– Выносятся ли в настоящее время решения о выдворении иностранных граждан из России?

– В соответствии с вышеупомянутым указом президента РФ от 15 июня 2020 года № 392 в настоящее время в отношении иностранных граждан решения о нежелательности пребывания, об административном выдворении, о депортации или реадмиссии не принимаются. Вместе с тем, МВД России совместно с МИД России на постоянной основе взаимодействует с посольствами и консульскими учреждениями иностранных государств по вопросам организованного вывоза их граждан, в том числе тех, кто ожидает исполнения решений об административном выдворении или депортации.

– Пандемия снова поставила вопрос о том, что в России находится множество мигрантов без определенного правового статуса. Сколько же их? Что предполагается делать с такими лицами: выдворять или легализовывать? Например, содержание иностранных граждан в центрах временного содержания (ЦВСИГ), отправка их на родину и другие меры по выдворению и депортации затратны для государства. Легализация же, в результате которой в казну поступали бы взносы от патентов или госпошлин, наоборот выгодна. Тем более, что мигранты, длительное время проживающие в РФ, имеющие уже здесь корни и интересы, все равно страну не покинут. Ставится ли вопрос о проведении миграционной амнистии, насколько это вообще вероятно?

– Вопрос стоит несколько иным образом. Пандемия обнажила проблему «теневой занятости» иностранных граждан у работодателей, которые в этот период не выполнили свои обязательства перед работниками, пользуясь отсутствием письменных трудовых или гражданско-правовых договоров. Именно по этой причине многие люди оказались в нелегкой ситуации, были уволены или сокращены без предоставления соответствующих социальных гарантий, установленных российским трудовым законодательством и международными соглашениями.

В действительности, у большинства работающих в России иностранцев, как правило, есть разрешение на работу или патент, они законно находятся в нашей стране, платят налоговые платежи, но при этом не требуют от работодателя письменного оформления трудовых отношений, чем последние и пользуются. Официальный договор с работодателем – это гарантия работнику, что он сможет в острой ситуации защитить свои права – оспорить незаконное увольнение или сокращение, потребовать невыплаченную заработную плату, получить оплачиваемый отпуск, больничный лист, жилищное и медицинское обеспечение и многое другое, что обязаны предоставлять работодатели. Поэтому реальная проблема состоит не в отсутствии правового миграционного статуса и не в проблеме его получения.

Причиной является неформальная занятость, не задокументированные трудовые отношения. Ведь проблема с миграционным статусом зачастую возникает, когда происходят проблемы на работе. Например, работодатель задержал зарплату или вовсе ее не выплатил, или выплатил, но в меньшем объеме, если сотрудник болел. Значит, работник не сможет оплатить патент, утратит право находиться и работать в России, окажется в нелегальном положении. Каждый иностранец должен понимать, что наличие обязательств со стороны работодателя в виде письменного договора – это гарантия защиты его прав, которая позволит избежать многих негативных последствий.

Вторая похожая проблема – это «теневой найм» жилья. Однако в этом случае уже не работодатель, а собственник или наймодатель жилого помещения не оформляет с иностранцем документы. Обращаем внимание иностранных граждан, что договор найма жилого помещения также как и трудовой договор желательно иметь в письменной форме. Только в этом случае наниматель может защитить свои права пользования жилым помещением. Одновременно с заключением такого договора собственник или наймодатель должен обеспечить постановку на миграционный учет всех иностранных граждан, кто будет проживать, а также продлевать его в установленных законом случаях. Наличие такого договора обезопасит граждан от неправомерного выселения, произвольного изменения платы, отказа от оформления или продления миграционного учета и многих других нарушений, ущемляющих права нанимателя.

Как видите, самые распространенные проблемы у граждан возникают в результате банального пренебрежения правовыми средствами обеспечения своих собственных прав. Просим иностранцев формализовать, что называется «закреплять на бумаге», договоренности со своими работодателями и собственниками жилых помещений.

В большинстве случаев нарушители, которым назначается наказание в виде административного выдворения за пределы РФ пользуются возможностью самостоятельного контролируемого выезда. Для этого они сами либо при помощи близких людей покупают билет на родину, и предъявляют его в суде, как подтверждение намерения добровольно выехать. В таких случаях никто не помещается в специальное учреждение, а сам процесс контроля самостоятельного выезда для государства не затратный.

В специальные учреждения помещаются те граждане, которые либо не имеют документов для выезда в свою страну, либо не имеют средств на покупку обратного билета и им некому помочь, либо такие нарушители, которые уже ранее не исполнили обязанность самостоятельного контролируемого выезда, а также лица, отбывшие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы или в отношении которых было принято решение о нежелательности пребывания. Очевидно, что содержание таких граждан в специальных учреждениях вполне обоснованно и даже необходимо из соображений безопасности.

Мы уже говорили, что послабление или ужесточение миграционного законодательства не приведет к существенному изменению ситуации. Намного важнее предоставить более удобные и современные способы реализации гражданами своих прав, облегчить сами процедуры оформления миграционного статуса, трудовых отношений с работодателем, прав пользования жилым помещением с собственником, получения необходимых государственных услуг, выполнения обязанностей.

Для этого мы сегодня активно работаем над развитием информационных сервисов, переходом к взаимодействию граждан, организаций и государства в электронном виде. Мы планируем в ближайшие три года полностью обновить всю систему правового регулирования и государственного управления в сфере миграции.

Вместе с тем, МВД России совместно с МИД России на постоянной основе взаимодействует с посольствами и консульскими учреждениями иностранных государств по вопросам организованного вывоза их граждан, в том числе тех, кто ожидает исполнения решений об административном выдворении или депортации.

Какие мероприятия входят в МП государства

На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках проводящейся политики.

  • Организация обучения;
  • Трудоустройство;
  • Формирование облегченной системы получения гражданства;
  • Знакомство с культурными ценностями и традициями страны;
  • Облегчение ассимиляции;
  • Предоставление временного жилья и так далее.
  1. Поддерживающие – они позволяют иностранцам быстрее устроиться на новом месте и приносить пользу стране;
  2. Ограничивающие – в эту группу входят меры, препятствующие такому явлению как «нелегальная миграция» и четко устанавливающие правовой статус иностранца.

Это приводит к возникновению у граждан РФ трудностей с трудоустройством.

Путин задумал миграционную реформу, чтобы в РФ потянулись “близкие по ментальности и культуре” переселенцы

Президент России Владимир Путин поручил провести реформу миграционных режимов и института гражданства в России, отметив, что действующие миграционные правила “недостаточно ясны и унифицированы”, а институт выдачи разрешений на временное проживание себя изжил.

Путин отметил, что трудовые мигранты “часто стремятся обойти существующие сложности в оформлении миграционных статусов уходом “в тень””, а люди, способные стать “полноправными членами российского общества, сталкиваются с неоправданными сложностями” при получении гражданства. По мнению президента, точечные изменения и ужесточение юридической ответственности в данном случае не помогут.

Миграционная реформа призвана создать “благоприятные условия для переселения” в РФ и получения гражданства для русскоязычных лиц, “близких нам по ментальности и культуре”, сформировать понятные миграционные правила и повысить уровень обеспечения безопасности. В документе Кремля этого не говорится, но приток мигрантов России необходим еще и из-за рекордной убыли населения.

Концепция государственной миграционной политики предлагает установить три вида приема в гражданство РФ: общий, упрощенный и особый. Первый по умолчанию применяется ко всем иностранцам, которые не претендуют на упрощенный или особый режим. Они должны знать русский язык, прожить определенное время в России, соблюдать российские законы. Претендентов будет оценивать комиссия. Решение принимают МВД и его территориальные органы.

Упрощенный порядок предоставления гражданства предусмотрен для жителей стран, “близких нам в социокультурном отношении” (не уточняется, каких именно), а также при наличии “позитивных социальных связей” в России или уязвимого положения. Как и в случае с общим порядком, у претендента на упрощенное получение гражданства не должно быть “социально-конфликтных ситуаций” во время определенного периода проживания в РФ.

Предоставление гражданства по упрощенному порядку только по “экономическим” критериям (квалификация, инвестиции и т.п.) не предусматривается. Такие лица смогут длительно находиться на территории РФ по миграционному статусу “долгосрочное пребывание” или “постоянное проживание”. На получение гражданства в особом порядке смогут рассчитывать “особо ценные” для РФ иностранцы, говорится в документе Кремля. При этом описание приводится довольно расплывчатое: “Особый порядок будет охватывать отдельные категории лиц, решение по которым требует оценки неочевидных фактов и в связи с этим – комиссионного рассмотрения, особых процедур и высокого уровня принятия решения”. Принимать его будет лично президент РФ.

Основным миграционным статусом, согласно концепции, станет вид на жительство. Для его получения необходимы регистрация в государственной информационной системе, проживание на территории РФ и соблюдение ее законодательства, отсутствие опасных заболеваний “и, как правило, знание русского языка”. Разрешение на временное проживание как отдельный миграционный статус исключат, поскольку он “в существующем виде фактически себя изжил”.

Также вводится унифицированный режим долгосрочного пребывания. Обязательными условиями для получения права на длительное пребывание в России будут сдача биометрических данных для государственной информационной системы, отсутствие опасных заболеваний и получение единого документа с электронным носителем информации.

Также планируется ввести новый особый миграционный статус – “контролируемое пребывание”. Он предусматривает регулярную личную явку, ограничение перемещений, применение дополнительных средств контроля и т.п.

Иностранных работников предлагается поделить на три категории: работающие по найму граждане из стран Евразийского экономического союза (будут платить такой же налог на доходы, как и россияне), работающие по найму граждане из стран с безвизовым порядком въезда в Россию и самозанятые иностранные граждане.

Также Путин предложил ввести институт “соглашения о лояльности”: иностранные граждане для въезда в Россию официально принимают на себя обязательства, нарушение которых грозит выдворением. В числе этих обязательств – неучастие в политической деятельности и в деятельности запрещенных организаций.

Кроме того, поручается разработать положения, позволяющие гражданам, которые нарушили миграционное законодательство, но не представляют серьезной опасности для России, оформить легальный статус без привлечения к ответственности. Для обработки информации об иностранцах и миграционных потоках будет создана единая информационная платформа. Доклад должен быть подготовлен к 1 марта 2021 года, ответственным назначен глава администрации президента Антон Вайно.

По данным МВД России, на которые ссылается РБК, в 2019 году российское гражданство получили почти 498 тысяч человек, годом ранее – 269,3 тысячи человек. Разрешение на временное проживание получили 244,6 тысячи человек (в 2018-м – 271,4 тысячи).

В прошлом году Путин упростил порядок получения российского паспорта для отдельных категорий иностранцев, в том числе для граждан Украины, а также для всех жителей Донецкой и Луганской областей Украины. Упрощенный порядок также распространяется на граждан Афганистана, Ирака, Сирии и Йемена, родившихся на территории СССР и имевших советское гражданство, и их ближайших родственников.

Кроме того, поручается разработать положения, позволяющие гражданам, которые нарушили миграционное законодательство, но не представляют серьезной опасности для России, оформить легальный статус без привлечения к ответственности.

Миграционная реформа от ВВ Путина 2020 года

Президент России внес на рассмотрение общественности новую реформу по вопросам получения гражданства РФ, пребывания иностранных граждан в РФ, депортации иностранных грждан за пределы РФ

Президент России внес на рассмотрение общественности новую реформу по вопросам получения гражданства РФ, пребывания иностранных граждан в РФ, депортации иностранных граждан за пределы РФ

В законе будет прописано 3 способа получения иностранцами гражданства РФ

1. Общий порядок вступления в гражданство России ( Для получения гражданства в общем порядке будет необходимо: Постоянное ( то есть по ВНЖ) проживание иностранца в РФ в течении определенного времени, наличие законного источника доходов, оплата налогов и взносов в ПФР в течении постоянного проживания, подтверждение владения русским языком, прохождении комиссии, отсутствие правонарушений ( в том числе административных штрафов за нарушение ПДД)).

2. Упрощенный порядок вступления в гражданство РФ. Данный порядок позволит гражданам Украины, Беларуси, Молдовы, а также русскоязычным гражданам Прибалтики, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркменистана, Таджикистана, Армении, Азербайджана, имеющим Вид на жительство в РФ, получить гражданство РФ без соблюдения сроков проживания в РФ, без подтверждения доходов и знания русского языка. Эта же процедура касается также тех, кто имеет близких родственников в России.

3. Особый порядок вступления в гражданство РФ. Решения о получении иностранцем гражданства РФ в особом порядке принимает лично президент России.

Отменяется получения гражданства РФ за инвестиции, покупку недвижимости и т..д.

Основным документом для проживания в России останется только ВНЖ.

Для получения ВНЖ по новым правилам будет необходимо :

1. Регистрация в Единой государственной информационной системе

2. Отсутствие нарушений законодательства РФ

Вводится режим ДОЛГОСРОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РФ ( заменит собой патент, РВП и годовые регистрации для граждан Таможенного союза)

Для получения статуса ДОЛГОСРОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РФ вам потребуется:

1. Аккаунт в Единой государственной информационной системе

3. Получение единой ID-карты ДОЛГОСРОЧНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РФ

4. Заключение оферты “соглашения о лояльности”

Соглашение о лояльности- добровольное принятие иностранцами обязательств ( соблюдение законодательства РФ, отсутствие политической деятельности, отсутствие деятельности в религиозно-экстремистских организациях), нарушив которые они лишаются статуса долгосрочного пребывания в РФ.

Вводится режим КОНТРОЛИРУЕМОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РФ ( аналого Условного лишения свободы)

1. Личная явка 1 раз в месяц в органы миграции.

2. Ограничение передвижения по регионам РФ

3.Дополнительные средства контроля за жизнедеятельностью

Вводятся 3 категории иностранных работников из безвизовых стран ( СНГ):

1. Работники из стран таможенного союза – обязаны оплачивать НДФЛ в размере равном НДФЛ для граждан РФ ( будет высчитываться по коэффициенту схожему с действующим ныне платежом по патенту)

2.Работники из стран СНГ работающие по патенту ( для них все останется по старому)

3. Самозанятые работники из стран СНГ и Таможенного союза ( ставка 6% от суммы оборота)

Будет создана Едина Платформа по обработке информации о миграционных потока в РФ и иностранцах

Данная платформа позволит

1. Своевременно уведомлять иностранцев о штрафах, причинах санкции в отношении них, сроках действия документов.

2. Осуществлять геолокационный контроль иностранных граждан

3. Заключать работодателю трудовые договора в электронной форма, а также предоставлять информацию и документы в органы МВД

Эта же процедура касается также тех, кто имеет близких родственников в России.

Особенности миграционных процессов в РФ в 2020 году

Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых – первоочередная задача и цель любого государства.

Так же государство создает новые законы, которые направлены на стимулирование мигрантов, на трудовую деятельность в отдаленных регионах России. Мигрантам предоставляется жилья для осуществления трудовой деятельности.

Кроме того, квота распределена по отраслям.

Общее понятие о миграции

Миграция – это перемещение граждан из одной страны в другую, в поисках лучших условий для проживания. Миграция оказывает значительное влияние на развитие государства. Экономика также находится под влиянием миграции населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Читайте также:  Когда лучше отдыхать во Вьетнаме? Погода, чем заняться
Временная миграция.Происходит, из-за каких либо стихийных бедствий, военных действий и т.п. Иностранные граждане мигрируют на некоторое время до устранения опасных воздействий на их жизнь.
Сезонная миграцияЭтот вид миграции связан, с трудовой деятельностью. Иностранные граждане переселяются в определенные регионы для трудоустройства.
Трудовая миграцияХарактеризуется переселением населения для выполнения трудовой деятельности на постоянной основе.
Спонтанная миграцияЭтот вид миграции, не зависит, от каких либо факторов. Население мигрирует в поисках лучших условия для проживания.

Все эти причины вызывают миграцию населения, которые распределяются большей частью по соседним территориям, и все чаще в последнее время – в дальние регионы и страны.

Важно. Главным признаком миграции является смена места проживания, то есть миграция, относится, к изменениям географического положения населения.

Так же миграция может определяться количеством мигрирующего населения, то есть:

  • Организованная миграция, когда определенная группа граждан, мигрирует в другую страну для осуществления трудовой деятельности или же с целью обучения.
  • Самостоятельная миграция, когда определенный гражданин, решил сменить место проживания, тем самым мигрировал в другую страну.

Важно. Наиболее важное влияние на развитие государства оказывает трудовая миграция.

Отрицательным влиянием на развитие государства, является миграция ценных кадров, которые внесли большой вклад в развитие определенных отраслей, но по каким либо причинам были вынуждены мигрировать в другое государство.

Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности.

Как вывести мигрантов в РФ из тени: новый подход в миграционной политике

Эксперты МВД подготовили анализ миграционной ситуации в России и спрогнозировали ее дальнейшее развитие

ДУШАНБЕ, 16 июн — Sputnik. Пандемия коронавируса сделала очевидной необходимость вывести нелегальных мигрантов в РФ из тени.

Какие изменения готовятся МВД, ведомственными экспертами, специалистами по миграционной политике и что они дадут как россиянам, так и мигрантам, разбиралось РИА Новости.

Пандемия потребовала беспрецедентных мер в отношении мигрантов, оставшихся в России, – в частности, власти продлили действие виз и рабочих патентов для иностранцев. Параллельно эксперты МВД подготовили анализ миграционной ситуации в стране и спрогнозировали ее дальнейшее развитие.

Еще в начале года мы наблюдали незаконный ввоз мигрантов в грузовых отсеках фур в Европу.

Миграционная политика, проводимая в России в 2020 году

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10787 (дата обращения: 02.02.2020).

Введение
Когда мы говорим о миграции, может подразумеваться любая миграция – социальная, политическая, экономическая, но когда мы говорим о миграционной политике России, речь в первую очередь идет о трудовой миграции из стран СНГ и стран Балтии.
Россия столкнулась с миграционными проблемами 20 лет назад. После распада СССР государственно-политическая и социально-экономическая системы разрушились, соответственно, разрушился и механизм регулирования демографических процессов. Сложившиеся экономическая и демографическая ситуации в стране обуславливают все новый приток рабочей силы. Так, в некоторых регионах труд иностранных граждан становится структурообразующим составляющим экономики.
Исходя из результатов проведенных исследований, Собольников В.В. выделяет ряд положений, которые раскрывают причины данной проблемы:
1) Причинами и условиями, порождающими незаконную миграцию, является экономическая привлекательность России, отсутствие с рядом стран визового режима (Казахстан, Таджикистан и др.); реальный спрос на дешевую низкопрофессиональную рабочую силу; несовершенство миграционного законодательства на постсоветском пространстве; недостаточная правовая основа противодействия незаконной миграции и необходимого миграционного взаимодействия.
2) Основной поток мигрантов составляет международная, незаконная трудовая миграция, которая характеризуется определенным стандартом процесса миграции в Россию: образец поведения просматривается в том, что после въезда одного из мигрантов и изучения им ситуации приезжают в последующем его родственники и близкие. В результате на территории России формируются места пребывания, заселения представителями, имеющими не только этническую, но и кровнородственную связь.
3) Уголовная статистика России не отражает реального состояния преступности мигрантов. Высокая латентность противоправной деятельности обусловлена характером неконтролируемой миграции. Незаконные мигранты вследствие неблагоприятных условий постепенно “уходят” в теневую, полукриминальную сферу деятельности, втягиваясь в криминал в составе этноорганизованных групп.
Как пишет Орешкин В.А., Россия превратилась в, своего рода, буферную зону на пути мигрантов в Европу. Как подчеркивают некоторые ученые, за годы реформ страна выдвинулась в тройку ведущих мировых центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в период 1992 – 2002 годов (в течение каждого года) США «впитывали» 924 тыс. человек, Германия – 865 тыс. Для России соответствующий показатель был на уровне 609 тыс. человек.
Как мы видим, проблема правового регулирования миграции в России очень актуальна, и эта актуальность будет только возрастать.
Нынешняя миграционная политика России
На данный момент, базовым законом, определяющим порядок въезда, пребывания и работы иностранных граждан на территории России, является Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В него неоднократно вносились изменения, связанные с новшествами в миграционной политике государства и смягчением условий пребывания иностранцев в России.
Согласно действующему законодательству, временно пребывающий в России иностранец может осуществлять трудовую деятельность только на территории того субъекта РФ, который выдал ему разрешение на работу, а временно проживающий – на территории субъекта РФ, где ему разрешено временное проживание. Порядок получения разрешительных документов для осуществления иностранцами трудовой деятельности регулируется тем же Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации».
Трудоустройство иностранных граждан из стран с безвизовым режимом проще, чем из других стран – работодателю не нужно оформлять приглашение на въезд. Все, что должен сделать работодатель – это уведомить территориальный орган миграционной службы региональное ведомство, которое занимается вопросами занятости населения о привлечении на работу иностранных граждан в течение десяти дней с момента заключения трудового договора. Важным моментом является вопрос здравоохранения – если разрешение на работу иностранному гражданину выдано на срок более 90 суток, он обязан в течение 30 суток со дня, когда получено это разрешение, представить в орган миграционной службы документы, подтверждающие, что он не болен наркоманией, инфекционными заболеваниями, ВИЧ.
С ноября 2006 года (за исключением отдельных положений, которые вступили в силу 15 января 2007 года) ужесточилась ответственность для работодателей, не оформивших иностранных работников должным образом. Так, например, без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Особое значение в миграционной политике государства имеет правовое регулирование вопросов гражданства, условий его приобретения или прекращения. Существует определенный ряд условий, упрощающих процедуру принятия гражданства. Например, в соответствии со статьей 13 Договора между Россией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года гражданам указанных государств, постоянно проживающим на территории России, гарантируется упрощенный порядок приобретения гражданства.
Для лиц, состоящих в браке с гражданином России не менее трех лет, не предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства, но установлен сокращенный срок проживания, необходимый для приема в гражданство Российской Федерации, – один год.
Стратегия 2020
28 апреля этого года при поддержке Российской Академии Народного Хозяйства и Государственного Управления состоялось совместное заседание глав экспертных групп по обновлению «Стратегии-2020». Свое выступление директор Федеральной Миграционной Службы Константин Ромодановский начал с цитаты Фрэнсиса Бэкона – «для процветающего государства необходимо цивилизованное перемещение людей и товаров».
С точки зрения Миграционной Службы «во главе угла должны стоять интересы российских граждан», а у мигранта должны быть свои права и обязанности. В целом миграция должна быть экономически выгодна всем. ФМС должна создавать условия для осуществления трудовой деятельности и для длительного пребывания приезжих, но, в то же время, изменения в законодательстве должны происходить нечасто, что бы не создавать лишнюю путаницу.
Стратегия 2020 – стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года. Она включает в себя 21 экспертную группу. 7 группа называется «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» и состоит из ректора НИУ ВШЭ Кузьминова Я.И., ректора Московской школы управления “Сколково” Волкова А.Е. и проректора НИУ ВШЭ Четверниной Е.А.
В официальных источниках на данный момент есть только обозначенные приоритетные направления миграционной политики. Направления следующие:
1) Экономическая иммиграция
2) Воссоединение семей
3) Гуманитарная постоянная миграция
4) Региональные программы постоянной миграции
5) Временная миграция
6) Учебная миграция
Изучив все материалы заседаний и интервью этой экспертной группы, а также директора ФМС, я могу резюмировать следующие предложения согласно выделенным направлениям:
1) Изменение фокуса миграционной политики – с правоохранительной направленности на социально-экономическую. Создание благоприятных условий для привлечения высококвалифицированных специалистов и инноваторов
2) Создание гражданского Министерства по миграции, межнациональным и конфессиональным отношениям, единого ведомства, отвечающего за миграционную политику
3) Дифференциация миграционных потоков
4) Разделение мигрантов на 4 категории: высококвалифицированных специалистов и членов их семей, на студентов и ученых, на квалифицированных исполнителей и на работников без определенной квалификации (сохраняются все ограничения по въезду и выезду, введение ограничения на въезд семей и адаптационные программы)
5) Замена разрешения на временное проживание системой видов на жительство с учетом бальных критериев. Баллы будут начисляться по девяти категориям, в частности: возраст, образование, уровень владения русским языком, стаж работы по специальности, профессиональный опыт, предложение и прежняя работа в РФ, наличие родственников и жилья в стране. Наибольший вес в баллах имеют возраст (от 21 года до 45 лет – 20 баллов) и наличие ученой степени (18 баллов).
6) Создание институтов убежища
7) Запрещение «выдворения» мигрантов из страны(нужно, прежде всего, не допускать, чтобы нелегалы были в России. «Выдворение» одного нелегального рабочего обходится примерно в 30 тысяч рублей и происходит за счет налогоплательщиков)
8) Повышение уровня образования трудовых мигрантов
9) Устранение моноэтнических школ
10) Начисление пенсий трудовым мигрантам
11) Взимание страховых взносов с мигрантов
12) Привлечение НКО к проблемам трудовой миграции
13) Введение нулевой квоты для граждан Таджикистана

Выводы
В силу множества причин вопрос миграционной политики в России стоит очень остро – растет недовольство населения, а существующая система регулирования этих вопросов не справляется. Все понимают, что России необходимы перемены.
По сути, «Стратегия 2020» – одна из многих программ партии «Единая Россия», правда, в отличие от других программ и программных документов – эта не оформлена в виде отдельного законченного документа, хотя первое упоминание о ней было еще 2008 году. Тем не менее, те предложения, которые представили экспертная группа №7 и директор ФМС, внушают доверие, так как они базируются на основе тщательно спланированных социологических исследований, отражающих реальную картину мира.
На мой взгляд, некоторые положения, в частности бальная система, вряд ли будут воплощены в жизнь по той простой причине, что их сложно реализовать, а так как они не являются базовыми, возможно, впоследствии, они будут исключены из рассмотрения.

Не смотря на это, многие идеи имеют хорошие шансы воплотиться в жизнь. Предполагаемые нововведения должны увеличить правовую и социальную защищенность граждан, при чем как мигрантов так и титульного населения, в частности, за счет повышения социальной и экономической ответственности работодателей перед мигрантами с одной стороны , и перед экономико-правовой системой российского государства (учет, контроль, налоги и т.д.)
Также, большое внимание уделяется ассимиляции мигрантов (по новой классификации – работников без квалификации). Планируется повышать уровень их образования, начислять пенсии и взимать страховые взносы. Устранение моноэтнических школ будет способствовать более успешной ассимиляции детей мигрантов.
В связи со сложившейся в России демографической ситуацией (в период с 1992 по 2010 года естественная убыль населения России составила 13,1 млн человек). Планируется повысить компенсацию за счет за счет миграционного обмена. Причем, приоритет будет у высококвалифицированных работников. Для того, что это стало реальным, будет повышаться качество условий труда.
В целом новая миграционная политика будет направлена на социально-экономическую сферу, а не только на правовую. Эта приоритетная направленность будет способствовать росту экономического потенциала, снижению социальной напряженности в обществе, причем, как в целом, так и в мигрантском сообществе, что не может благотворно не отразится на существующем положении дел.

Библиография
1. Александров Д.А. «Стратегия-2020»: Моноэтнические школы для детей мигрантов – ошибка государства. РИА-новости. 12:41 26/10/2011
2. Белобородов И. И.Демографическая ситуация в России в 1992—2010 гг. Два десятилетия депопуляции // Демография.ру. 30.06.2011.
3. Власова Н.И. В 30 тыс. рублей обойдется выдворение одного нелегала – эксперт. РИА-новости. 12:18 15/11/2011
4. Власова Н.И. В 30 тыс. рублей обойдется выдворение одного нелегала – эксперт. РИА-новости. 12:18 15/11/2011
5. Власова Н.И. Заседание ЭГ №21 «Развитие экономической и социальной интеграции на постсоветском пространстве» по доработке «Стратегии-2020». Стратегия-2020: В России необходимо создать Министерство по миграции. РИА-новости. 16:21 02/11/2011
6. Дайджест исследования «Миграция как фактор развития малого и среднего бизнеса и экономики России». Автономная некоммерческая организация «Международное агентство содействия сотрудничеству предприятий малого и среднего бизнеса «ОПОРА-ДРУЖБА»
7. Денисенко М.Б. Открытое заседание экспертной группы №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». РИА-новости. 20:59 17/04/2011
8. Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства участника Договора от 29 марта 1996 года
9. Кузьминов Я.И.Открытое заседание экспертной группы №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». РИА-новости. 20:59 17/04/2011
10. Кузьминов Я.И.Открытое заседание экспертной группы №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». РИА-новости. 20:59 17/04/2011
11. Кузьминов Я.И.Открытое заседание экспертной группы №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». РИА-новости. 20:59 17/04/2011
12. Назаров В.С. Взимание страховых взносов с мигрантов повысит занятость россиян – Назаров. РИА-новости. 15:58 03/11/2011
13. Орешкин В.А. Иммиграционная политика России // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 11. С. 49.
14. Поставнин В.А. Поставнин: Начисление пенсий мигрантам повысит количество нелегалов. РИА-новости. 17:27 03/11/2011
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 681 г. Москва О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации
16. Редичкин А. Концепция миграционной политики заработает через год – Ромодановский. РИА-Новости. 18:16 28/04/2011
17. Ромодановский К.О. Открытое заседание экспертной группы №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». РИА-новости. 20:59 17/04/2011
18. Собольников В.В. Незаконная миграция в системе координат России // Незаконная международная миграция как угроза всеобъемлющей стабильности и безопасности государств в XXI веке: правовое обеспечение сотрудничества России и приграничных стран: Материалы Международного теоретического семинара / Науч. ред. проф. А.И. Коробеев. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. С. 132 – 136.
19. Ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
20. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 06.05.2008) “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”
21. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 06.05.2008) “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”
22. Четвернина Т.Я. Разработка новых подходов к миграционной политике. РИА-новости. 20:32 11/04/2011
23. Шевенчко М. НКО необходимо привлекать к решению проблем трудовой миграции – эксперт. РИА-новости. 17:44 29/09/2011

12 18 15 11 2011 4.

Вести с “миграционного фронта”

Вот только несколько иллюстраций по текущему марту.

Таблица: Телеканал “Царьград”

Список этот может быть продолжен, к сожалению, почти до бесконечности. Проблема перезрела и требует своего разрешения со стороны властей.

Три вида приема в гражданство.

Добавить комментарий