Фотографии Павло-Обнорского монастыря

Павло-обнорский монастырь: самый большой из северных монастырей

Этот монастырь — один из самых древних и огромных русских монастырей. В настоящее время все постройки монастыря относятся к памятникам архитектуры.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь

Павло-обнорский монастырь — это православная мужская обитель, принадлежащая к Вологодской епархии.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь был устроен сподвижником и последователем Сергия Радонежского Павлом.

Основан монастырь был в 1414 году на побережье Нурмы.

«… В 1998 году здания монастыря (Павло-Обнорского) были в очень плачевном состоянии…

Сейчас же эти места просто не узнать, смотрю и душа радуется! Здания отремонтировали, в церкви проходят службы, приезжают люди на праздники и просто, как туристы, посмотреть.

Спасибо монахам и неравнодушным людям, которые содействовали и вносили свою лепту в восстановление монастыря»

На левобережье Нурмы возвели Троицкий собор и основали монастырь

Свято-Троицкий мужской монастырь был основан отшельником Павлом

Павел родился 1317 году на юге Москвы. Еще в юности, избегая брака, на который его уговаривали родители, он ушел из дома.

В 21 год Павел принял постриг и потом направился к Сергию Радонежскому, благословленный преподобным, прожил 15 лет в полном уединении недалеко от Троице-Сергиевой Лавры.

После 15 лет иночества, сподвигнутый Сергием Радонежским, отшельник Павел решился н постройку собственной обители.

Павел Обнорский построил Павло-Обнорскую пуствнь

Павел Обнорский построил Павло-Обнорскую пуствнь. Фото: st03.kakprosto.ru

В 1389 году, близ обители Дионисия Глушинского, Павел строит себе келью, но вскоре покидает ее и отправляется в Комельский лес.

В течении трех лет его жильем становится дупло липы. Это странное пристанище до сих пор хранится в монастыре.

Через три года отшельник покинул лес и отправился вдоль речки Нурмы, на правом берегу которой построил себе келью. Вскоре, вокруг его скита стали оседать другие монахи.

Житие преподобного Павла повествует о странном предвестии ему. В 1414 году отшельник услышал колокольный перезвон с другого берега Нурмы.

Постройку Троицкого собора начали на левом берегу Нурмы

Павел Обнорский обратился к митрополиту Фотию благословить его на постройку монастыря, но, к сожалению, получил отказ. И лишь после того, как видение с колокольным звоном посетило митрополита, тот сам позвал отшельника и дал разрешение на строительство.

На левобережье Нурмы возвели Троицкий собор и основали монастырь. Настоятелем Павел благословил своего воспитанника Алексия, а сам так и остался жить в своей келье на правом берегу.

Митрополит Фотий дал разрешение на постройку Павло-Обнорского монастыря

Митрополит Фотий дал разрешение на постройку Павло-Обнорского монастыря. Фото: fs3.fotoload.ru

Монастырь же Павел посещал по праздникам проводя время в беседах со своим духовным отцом Сергием Нуромским.

В память о их встречах, на пути из Павло-Обнорского в Спасо-Нуромский монастырь, построили часовенку.

Скончался преподобный в 1429 году и был погребен с южной стороны Троицкого собора.

В 1489 году Обнорский монастырь получил от князя Ивана III документ об освобождении от податей, а также грамоту о наделении деревнями и лесом.

Сии привилегии были продлены и Великим князем Василием III и Иваном Грозным и их последователями.

Василий третий давал жалованные грамоты для монастыря Вологодской области

Василий третий давал жалованные грамоты для монастыря Вологодской области

В 1505 году в монастыре началось строительство соборного храма в честь Святой Троицы. В 1529 году князь Василий III с супругой Еленой отправился в паломнические поездки по монастырям Севера, именно тогда он и посетил Павло-Обнорский монастырь.

В 1538 году Павло-Обнорский монастырь разрушили

В 1538 году монастырь почти полностью уничтожили. На него напали казанские татары, они разграбили и сожгли обитель. Было убито и несколько монахов.

В 1546 году, когда строили церковь Сергия Радонежского и отшельника Павла было принято решение об извлечении и обретении мощей основателя.

Однако тогдашнему игумену Протасию было явление преподобного Павла во сне, велевшего оставить мощи. В 1547 году Павел Обнорский канонизирован.

В 1585 году царем Федором была подписана жалованная грамота, монастырь получил разрешение на ловлю рыбы в Вёксе. В 1621 году все грамоты были подтверждены Михаилом Федоровичем и патриархом Филаретом и дарованы села в нескольких уездах, рыбная ловля в речке Сухоне.

К концу XVII века монастырь уже владеет сто двадцати двумя деревнями в семьсот десять дворов и восьмью селами. В монастыре подвизятся пятьдесят девять насельников.

Царь Федор Иванович не раз давал грамоты Павло-Обнорской обители

Царь Федор Иванович не раз давал грамоты Павло-Обнорской обители. Фото: mtdata.ru

Павло–Обнорская пустынь продолжает расширяться

В 1684 году к Обнорскому монастырю приписана Макарьева обитель в Костромском уезде. Имеются два подворья в Вологде и одно в Москве.

Сведения о владениях получены из описей имущества обители 1654 — 1687 гг. С 1694 года настоятели монастыря становятся архимандритами. К 1764 году в монастыре проживают 28 насельников.

Во второй половине XIX века в обители подвизались всего 12 монахов. В 1909 году монастырь сильно пострадал во время пожара. В огне оплавился крест, подаренный отцу Павлу Сергием Радонежским.

В 1917 году в монастыре проживало 80 монахов. Последним до революции настоятелем монастыря оказался архимандрит Никон Чулков.

В 1924 году Павло-Обнорский мужской монастырь закрыли

В 1924 году монастырь закрывается. В следующие годы сносят Троицкий собор и другое монастырские постройками, а также разваливают колокольню и ограду. На месте монастыря открыли школу и детский сад. В 1945 году здесь открылся детский санаторий.

Павло-Обнорский мужской монастырь

Павло-Обнорский мужской монастырь. Фото: pavelobnorskiy.cerkov.ru

Возвращен церкви Обнорский монастырь в 1994 году. До 2003 года он относился к подворью Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1999 году была освящена церковь Успения. В 2003 году Священный Синод постановил отнести монастырь Павла Обнорского к самостоятельному.

Наместником стал игумен Амфилохий Кузнецов. Братия составляла всего 4 человека. При обители открыли столярную мастерскую и хлебопекарню. Была устроена небольшая библиотека.

Восстановление обители производилось на средства Вологодской области

На восстановление мужского монастыря было выделено некоторое количество бюджетных средств области. Провелись работы по реконструкции колокольни Успенской церкви. С 2009 года идет возведение деревянной колокольни, а также восстанавливают части монастырских стен и башен.

Вход в Павло-Обнорскую обитель

Вход в Павло-Обнорскую обитель. Фото: gradm.ru

По своей форме территория монастыря напоминает четырехугольник, длина периметра примерно 590 метров, обнесенный каменной стеной трезметровой высоты. С западной стороны — каменные святые врата, с восточной — простые деревянные ворота в форме шатра.

1505 год — примерное время строительства Троицкого собора

Поговорим отдельно о каждом храме, который находится на территории Свято-Троицкого монастыря. Собор Святой Троицы построен примерно в 1505 году.

Средства для его строительство пожертвовал князь Василий III. По предположительным данным, собор строился ростовскими зодчими.

Троицкий собор Павло-Обнорского монастыря

Троицкий собор Павло-Обнорского монастыря. Фото: pavelobnorskiy.cerkov.ru

Храм схож с собором Ярославской Преображенской обители. Также к Троицкому собору были пристроены приделы Иоанна Предтечи и Сергея Радонежского. Последний находится справа от алтаря и оформлен пятиярусным иконостасом.

Придел в честь Иоанна Предтечи построен в форме тента. Во второй половине XVII века установлена трехъярусная колокольня.

На южной стороне была возведена церковь Павла Обнорского «под колокол». Под колокол — это такой архитектурный тип храма, который получил широкое распространение в русском церковном зодчестве в конце XV и первой половине XVI веков.

На литографии за 1880 год изображен одноглавый собор, а уже за 1883 год собор имеет 5 глав. В 1936 году Троицкий собор был уничтожен властями.

Монастырская церковь Успения изначально задумывалась как трапезная

На территории Павло-Обнорского монастыря также построена Успенская церковь. Изначально она задумывалась как трапезная. Строительство комплекса началось в 1536 году.

Он должен был по плану состоять из церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы и трапезной, а также прилегающей к ней келарской палаты, настоятельских покоев, хозяйственных построек. Но, к сожалению, строительство было приостановлено из-за недостатка средств.

Вход в Успенскую церковь Павло-Обнорского монастыря

Вход в Успенскую церковь Павло-Обнорского монастыря

Завершились строительные работы к августу 1586 года. Трапезная сохранилась в виде набора построек разных времен.

Перестройка трапезной началась в XVIII веке, как только перестала использоваться по назначению. Здесь разместилась церковь Успения Божией Матери.

Церковь Павла Обнорского была построена в 1546 году

Обнорская церковь построена в 1546 году мастером Григорием. Согласно описи 1654 года, в церкви находились мощи отшельника Павла. В 1687 году колокольню перестраивают под книгохранилище, переделывают алтарь, паперть заменяют каменной.

Позже, на место библиотеки переносят престол во имя Сергия Радонежского, а книги возвращаются в Успенскую церковь.

В Павло-Обнорской церкви пятиярусный иконостас. В 1875 году церковь разбирают, на ее месте ставят одноглавую Корсунскую. Здесь также два придела в честь Сергия Радонежского и Павла Обнорского. Павло-Обнорская церковь выдержана в псевдорусском стиле.

Как и большинство других построек, церковь была взорвана в 1930 годы. На месте этой церкви была построена деревянная часовня. В этой часовне над местом упокоения находится рака с мощами преподобного Павла Обнорского.

С запада к Успенской церкви примыкают настоятельские покои

Также на территории монастыря находится настоятельские покои, которые примыкают с запада к трапезной Успенской церкви. Павел Обнорский внес огромный вклад в духовное развитие Русской православной церкви.

Стены, храмы, обстановка и святыни основанного им монастыря, по сей день привлекают верующих и паломников.

У монастыря во всемирной паутине есть официальный сайт

В настоящее время Павло-обнорский монастырь в Вологодской области имеет официальный сайт. Официальный сайт Павло-Обнорского монастыря может посетить каждый, чтобы узнать новости, посмотреть фото со служб, а также посмотреть расписание богослужений, которые обновляются каждый день.

Монастырь находится по адресу: Россия, Вологодская область, Грязовецкий район, село Юношеское.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское Епархиальные монастыри РПЦ

Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское

История Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря ведет свой отсчет с 1414 года, когда преподобный Павел получил благословение митрополита Фотия на основание обители, явившей миру немало подвижников. До конца XV века монастырь оставался деревянным, огражденным бревенчатыми стенами. Свидетельством экономического развития монастыря явилось каменное строительство, начавшееся при Великом князе Василии III. Монастырские документы свидетельствуют, что по его повелению с 1505 по 1516 г. строится Троицкий собор, куда князь пожертвовал сосуды и медно-посеребренное паникадило с 45 шандалами для свечей и государственным гербом наверху, которое сохранялось в монастыре еще в начале XX в.

Читайте также:  Новые отзывы отдыхающих об отдыхе в Судаке: фото и видео

На протяжении многих столетий, благодаря великим царским и великокняжеским вкладам и некоторыми пожертвованиями недвижимых имуществ от частных лиц, монастырь обогащается и благоустраивается. Уже в XVI столетии Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь, несмотря на удалённость от столицы и разорение в 1538 году казанскими татарами, стал обретать известность и экономическое благополучие. Среди жертвователей и паломников были богатые люди, вельможи и великокняжеские особы. Монастырь многим был обязан щедротам Великого князя Василия III Иоанновича, благодаря которым в обители высился красивейший каменный храм во имя Святой Троицы. В 1528 году здесь побывал и сам жертвователь со своей второй супругой Еленой Глинской «и милостыню велию давал,…и велел молиться о чадородии». После царского паломничества 25 августа 1530 года у них родился сын Иоанн Васильевич.

Не оставлял обитель своими пожертвованиями и сам наследник – «богодарованный» сын Василия III – Иоанн IV, позже прозванный Грозным. В мае 1545 года он и сам посетил монастырь и те места, где его покойный родитель молился о даровании наследника престола. В последствии к Павло – Обнорскому монастырю благоволили члены Императорской семьи Дома Романовых. В июле 1912 года обитель посетила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, родная сестра императрицы Александры Фёдоровны, прославившаяся при своей жизни благотворительностью.

Монаршая власть постоянно интересовалась жизнью Павло-Обнорской обители. Последний великий вклад, до закрытия монастыря, был сделан семьей Дома Романовых, после пожара в монастыре, который случился в ночь с 25 на 26 августа 1909 года после всенощного бдения, в храме, где находились мощи преподобного Павла, и потушить который удалось только после четырнадцатичасовой борьбы с огнем.

На средства Николая II Александровича и царицы Александры Фёдоровны в монастыре над мощами преподобного Павла Обнорского была сооружена серебряная рака с мраморной сенью. 31 мая 1910 года храм был вновь освящен.

Старейший документальный источник по истории Павло-Обнорского монастыря — писцовая книга Гавриила Коробьина и подъячего Федора Стогова 1628-1630 гг., в которой говорится: «Монастырь Павлов на речке Нурме, в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорского, другая церковь Успения Богородицы с трапезою, третья церковь в честь преподобнаго Сергия Радонежского, все три каменные. В церквах Божие милосердие образа, свечи, книги, ризы, колокола и всякое церковное строение…»

Тяжелым временем для русских монастырей было XVIII столетие. Уже в Петровскую эпоху начались решительные сокращения привилегий монастырей, изъятие их доходов. В результате конфискации церковных земель в 1764 году Павлов монастырь потерял около двух тысяч крестьянских душ. Трудности усугубил сильный пожар, охвативший обитель в 1764 году. В 1777 году был, наконец, произведен ремонт зданий. Однако и в последующие годы монастырь влачил жалкое существование на скудном казенном содержании.
С приходом в обитель игумена Иоасафа Тихонова (1861-1877) положение в монастыре резко изменилось. Возрождение Павловой обители стало делом его жизни. При нем была выровнена ведущая от Московского тракта к монастырю дорога, устроены гостиница для состоятельных богомольцев и отдельный дом для их прислуги. Река Нурма, подходившая к самым стенам обители, была отведена в сторону с помощью особого канала, а ее высохшее русло использовано под огород. Вокруг монастыря возвели каменную ограду в три метра высотой, с тремя восьмиугольными башнями и двумя вратами. Под ее южным пряслом были устроены сохранившиеся до наших дней погреба с кирпичными сводами. На высоком, но безлесном правом берегу Нурмы по распоряжению игумена были посажены еловая и сосновая рощи, к западу от обители был насыпан холм, похожий на усеченный конус, — так называемая «Голгофа».

На его верхней площадке была выстроена восьмиугольная деревянная часовня. Второй насыпной холм, расположенный в сотне метров восточнее монастыря, послужил основанием для скита. На вершине холма в 1867 – 1869 годах игумен выстроил двухэтажную церковь Воскресения Христова, сохранившуюся до наших дней .В 1875 году перестраивается церковь преподобного Павла.

После 1877 года строительство в монастыре почти прекратилось. Единственным крупным зданием, возведенным в тот период, явилась колокольня. Она была построена в 1881-1887 годах и представляла собой четырехъярусный столп с огромной луковичной главкой. До наших дней у восточной стены трапезной сохранились нижние ярусы колокольни, декорированные в «русско-византийском» стиле.

К началу ХХ столетия внутри каменной монастырской ограды со Святыми вратами, построенной во второй половине ХIХ века, находились четыре храма, два двухэтажных братских корпуса и трехэтажный настоятельский корпус.

Каменные храмы, слитые воедино в центре обители, создавали впечатление величественного и грандиозного строения. К Свято-Троицкому собору примыкали церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобного Павла Обнорского с придельными храмами преподобного Сергия Радонежского и иконы Божией Матери Корсунской. Теплая церковь во имя Успения Божией Матери с надстроенной колокольней составляла единую совокупность строений с трапезной и настоятельскими келиями. В 1904 году в здании настоятельского корпуса была устроена иконописная школа на двадцать учеников. Принимались в школу мальчики в возрасте 10-15 лет. Летом 1912 г. закончились работы по ликвидации страшного пожара, произошедшего в 1909 году. В 1914 году обитель отметила юбилей – 500 лет со дня основания Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря.
В 1920 годы Павло-Обнорский монастырь был упразднен, а монахи изгнаны из его стен. Обитель закрыли Великим постом 12 апреля 1924 года. Многие из иноков подверглись гонениям.
Решением президиума Грязовецкого уисполкома было предложено организовать в помещениях Павло-Обнорского монастыря: …в одной церкви — народный дом (библиотека-читальня, сцена-театр), вторая церковь — класс, и в двух остальных — маслодельная артель. Помещение, где жили монахи — общежитие приезжающим рабочим и служащим на отдых во время лета.
Судьбы монахов сложились по-разному, но все они в той или иной форме продолжали духовное служение. Одна общая черта есть в жизни всех Павло-Обнорских подвижников – после закрытия монастыря рано или поздно им пришлось вступить на путь скитаний. Павло-Обнорские монахи выбирали разные пути. Последний игумен, архимандрит Никон, нелегально проживал у духовных детей, некоторое время служил в храме г. Любима, а затем пошел по пути создания тайного монастыря. Позднее он был приговорен к 10 годам тюрьмы и в последний день 1941 года умер в Соль-Илецкой тюрьме, близ Оренбурга. Подвижник игумен Михаил Лаков, хотя и был арестован сразу после закрытия монастыря, однако был отпущен на свободу и впоследствии оказался в селе Чернецкое Грязовецкого района, где служил в храме Успения Божией Матери почти до самой смерти. Казначей обители иеромонах Николай (в миру Александр Иванович Воропанов) служил в Спасо-Нуромском приходе Грязовецкого района, затем в церкви г. Данилова, был репрессирован и после отбытия ссылки служил в церкви Вознесения г. Тутаева. В 1941 году он был вновь арестован и расстрелян. Такова же судьба и другого подвижника – иеромонаха Иерофея ( Глазкова), который был также репрессирован, после служил в церкви Введения Пресвятой Богородицы в г. Любиме, в проповедях открыто обличал безбожную власть и был приговорен в 1937 году к расстрелу.

Территорию Павло–Обнорского монастыря переименовали в село Юношеское. Все храмы кроме Успенского и скитского были разрушены. Но никакие испытания не осквернили благословенного места. И после закрытия монастыря происходили чудеса и исцеления по молитвенному предстательству преподобного Павла Обнорского.

Промыслом Божиим в 1994 году обитель была возвращена Церкви. В пустующем Павло-Обнорском монастыре начала возрождаться иноческая жизнь. Постепенно в нём стала обустраиваться духовная жизнь и налаживаться хозяйство. С 1994 до 2003 года монастырь был подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. 5 июня 1998 года Высокопреосвященнейшим архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом был освящен трапезный храм во имя Успения Божией Матери, возобновлены регулярные богослужения. С 27 декабря 2003 года указом Синода — монастырь становится самостоятельным, а 8 июня 2004 г. получает юридический статус. 23 января – в обители совершается празднование памяти преподобного Павла Обнорского. Восстанавливаются уцелевшие монастырские строения, возводятся кирпичные стены ограды, построена часовня над мощами преподобного Павла, деревянная колокольня и хозяйственные постройки. В храме установлен новый иконостас.

В монастыре оборудованы столярная мастерская, пасека, выпекается свой хлеб, разбит огород с парниками и теплицами, где выращиваются овощи. Имеется небольшая библиотека, которой пользуются как насельники монастыря, так и прихожане.

Павло-Обнорский монастырь на фотографиях начала XX века увидят посетители музея «Мир забытых вещей»

Свято-Троицкий Павло-обнорский третьеклассный общежительный мужской монастырь. Фото 1914 года. Из собрания ВГИАиХМз Вид Павло-Обнорского монастыря. Конец XIX - начало XX вв. Церковь преподобного Павла Обнорского. Фото 1890-х гг. Из собрания ВГИАХМЗ Усыпальница (рака) преподобного Павла Обнорского в монастыре. Фото 1914 года. Из собрания ВГИАХМЗ Вид на современный Павло-Обнорский монастырь Портрет Семена Андреевича Брянчанинова, деда святителя Игнатия. XVIII век Усадьба Брянчаниновых. Фото Г.Лукомского, 1914 Интерьеры усадьбы Брянчаниновых. Фото Г.Лукомского, 1914 Фотографии усадьбы Брянчаниновых, сделанные Г. Лукомским

Виды Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря и его окрестностей, запечатленные на фотографиях начала XX века, представлены в одном из залов музея «Мир забытых вещей». Выставка была подготовлена в 2014 году, когда исполнилось 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 600 лет со дня основания его учеником Павлом Обнорским (по названию реки Обноры) монастыря на Вологодской земле. К началу XIX века сложившийся облик монастыря привлекал паломников красотой храмов, особым устройством внутренней жизни и благочестием.

На протяжении столетий монастырь не обходили вниманием обладатели скипетра и державы. Благодаря великому князю Василию III в обители появился красивейший каменный храм во имя Святой Троицы. В 1545 году Павло-Обнорский монастырь принимал у себя Иоанна IV, впоследствии прозванного Грозным. В начале XX века большой вклад в восстановление монастыря после сильнейшего пожара внесла семья последнего русского императора Николая II.

В 1920-е годы Павло-Обнорский монастырь не избежал участи большинства православных монастырей России. В 1924-м обитель закрыли, а монахов изгнали из монастырских стен.

Читайте также:  Где находятся острова Филиппин на карте мира

В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, до 2003-го он являлся подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря, а затем обрел самостоятельность. Постепенно восстанавливаются монастырские строения, построена часовня над мощами преподобного Павла, деревянная колокольня, в храме установлен новый иконостас. Все, кто побывал в монастыре, отмечают его особую благодатную атмосферу.

«Не зря Вологодскую землю называют «Северной Фиваидой»: за этой расхожей фразой таится большой смысл, – считает заведующая «Миром забытых вещей» Татьяна Касьяненко. – Посмотрите, у нас было настоящее «ожерелье» из монастырей – Свято-Духов, Горне-Успенский, Ильинский, Спасо-Прилуцкий, Спасо-Каменный, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов… И в ряду этих монастырей Павло-Обнорский занимал и занимает свое особое место. Знаете, обитатели монастыря сто лет назад собирались сделать на горе (называемой «Голгофой») рядом с обителью храм со стеклянными стенами, чтобы солнце с утра до вечера было внутри храма. Революция помешала осуществиться этой красивой идее».

Выставку фотографий Павло-Обнорского монастыря начала ХХ века подготовила Марина Давыдова. Тем, кто хочет полюбоваться, как выглядел монастырь век назад, нужно поторопиться: выставка открыта до конца следующей недели.

В другом зале музея представлена экспозиция, посвященная родовому имению дворян Брянчаниновых. Поводом для этой выставки стала передача из фондов Вологодского государственного музея-заповедника в «Мир забытых вещей» портрета Семена Андреевича Брянчанинова, деда святителя Игнатия. Долгие годы не удавалось установить личность мужчины, изображенного на портрете XVIII века. В 2012 году микроскопические исследования, рентгенограмма полотна и анализ стиля и манеры письма помогли установить изображенного на портрете и автора картины. Скорее всего, это ярославский художник Дмитрий Коренев.

На выставке также представлены фотографии акварельного портрета матери святителя Игнатия Софьи Александровны, портретов Дмитрия Александровича Брянчанинова, будущего святителя Игнатия, в бытность его студентом Военного инженерного училища и уже в сане архимандрита Троице-Сергиевой пустыни. Дополняют экспозицию фотографии усадьбы Брянчаниновых, сделанных знаменитым историком, искусствоведом и художником Георгием Лукомским в 1914 году. Выставка работает до 24 августа.

Павло-Обнорский монастырь и священная роща

obnor13

Нурма — река в Вологодской области России. Ну́рма переводится как «луговая река», от мерянского «нур» — луг, поле. Это слово родственно карельско-финскому nurmi — «лужайка, луг», эст. nurm — «возвышенность, поле», марийскому нур — «поле на возвышенности».
Рядом с рекой находится Троицкий монастырь Павла Обнорского, а неподалеку древняя святыня народного православия — священная роща.

Место Нуромской рощи действительно удивительное. Она растет на высоком правом берегу реки. В роще, в непосредственной близости от реки, есть источник с превосходной водой.

Чуть дальше в лесу есть огромный валун с плоским верхом, на котором любил молиться Павел и с которого его прогоняли местные язычники меряне. Говорят, что этот камень удивителен по своим свойствам. Если лечь на него, то он поможет от боли в суставах, позвоночнике, от застарелого радикулита. По преданию, во время таких молитвенных стояний на камне к святому Павлу приходили лесные звери.

Когда паломники подходят к нему, то многих охватывает удивительное чувство счастья и спокойствия.
Рядом с валуном растет священная ель, древо предков у всех финно-угров, увешанная иконами и тряпицами. В ее оголившихся корнях паломники оставляют подношения — деньги, конфеты, хлеб. Удивительно, но монахи монастыря не борются с язычествующими православными.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь — православный мужской монастырь, основанный в 1414 году на берегу реки Нурмы учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским. Один из самых древних монастырей Русского Севера.

obnor7

В монастыре покоятся мощи его основателя святого Павла Обнорского, из Троицкого собора происходит несколько икон, в том числе работы Дионисия, в настоящее время находящихся в собрании Третьяковской галереи, Русского музея, Вологодского музея-заповедника. Немногие сохранившиеся постройки — комплекс памятников архитектуры.

Монастырь основан Павлом, отшельником, учеником Сергия Радонежского. 15 лет жил вблизи Троицкого монастыря в уединении. После чего получил от преподобного Сергия благословение на основание собственной обители, и в знак этого благословения — кованый медный крест (сохранялся в Обнорском монастыре до пожара 1909 года). После чего направился в Комельские леса, где 3 года жил в дупле липы (дупло сохранялось в монастыре).

Преподобный Павел спасается в дупле липы клеймо иконы XVII века

Преподобный Павел спасается в дупле липы (клеймо иконы XVII века)

После трех лет жизни в дереве, пропитавшись древесным Духом, Павел уходит на реку Нурму в священную рощу, располагающуюся на ее берегу. Там, неподалеку от огромного камня и родников, он строит свою келью.

Вокруг кельи стали селиться отшельники. Согласно житию Павла Обнорского, в 1414 году, обратился к митрополиту Фотию за разрешением на основание монастыря, В итоге на левом берегу Нурмы был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный монастырь. После своей кончины в 1429 году преподобный был похоронен у южной стороны Троицкого собора.

Территория монастыря, по форме приближавшаяся к правильному четырёхугольнику, имела по периметру длину около 590 метров. С северной и восточной стороны полностью, а с западной и южной — частично, в 1862—1866 годах монастырь был обнесён каменной стеной высотой около 3 метров. Все постройки монастыря: ограда, башни и ворота, Троицкий собор, Придел Иоанна Предтечи, Придел Сергия Радонежского, Церковь Успения Богоматери с колокольней, Церковь Павла Обнорского, кельи, трапезный комплекс, келарскую палату, настоятельские покои, хозяйственные помещения и прочее.

Монастырь закрыт в 1924 году , а в последующие годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом и другие учреждения.

Вот что осталось от монастыря в настоящее время:

Сохранившиеся здания Павло-Обнорского монастыря

Сохранившиеся здания Павло-Обнорского монастыря

Церковь Успения с бывшей трапезной палатой

Церковь Успения с бывшей трапезной палатой

Настоятельский корпус, пристроенный к Успенской церкви, вид со стороны бывших Святых ворот

Настоятельский корпус, пристроенный к Успенской церкви, вид со стороны бывших Святых ворот

Братский корпус, вид с территории монастыря

Братский корпус, вид с территории монастыря

Колодец, по преданию, выкопанный Павлом Обнорским

Колодец, по преданию, выкопанный Павлом Обнорским

Возвращён церкви в 1994 году. Проведены научно-проектные работы по восстановлению колокольни Успенской церкви. С 2009 года ведётся строительство деревянной колокольни, восстановление Святых ворот, части монастырских стен и башенок.

obnor1

Иконостас
Иконостас для деревянного Троицкого собора был заказан Дионисию, известнейшему русскому иконописцу своего времени, за 6 лет до строительства каменного собора. В работе над иконостасом, вероятнее всего, принимали участие помощники Дионисия — его сыновья Феодосий и Владимир; бесспорной работой самого мастера можно считать икону «Распятие».

Спас в силах. Икона деисусного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Спас в силах. Икона деисусного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Распятие. Икона праздничного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Распятие. Икона праздничного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Уверение Фомы. Икона праздничного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Уверение Фомы. Икона праздничного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Там, где правильные пчелы. Беседа с игуменом Павло-Обнорского монастыря. (ч.3)

Павло-Обнорский монастырь 4

(Павло-Обнорский монастырь)

– Кстати, хотел спросить, почему так получается, что большинство прихожан вашего монастыря – из Вологды, Череповца, а местных мало?

– Из Москвы еще приезжают, из Питера. А здесь дачники в основном. Из местных ходила бабушка одна, умерла на Пасху года два назад или три. Сейчас еще одна бабушка приезжает на лето жить здесь, ей уже 84–85 лет, ходит иногда в храм… А та у нас хорошая прихожанка была, советовалась, причащалась, мы ей помогали. Две-три семьи живут, но они не ходят в храм , у них свое «занятие» – алкоголизм… Я не знаю, почему дачники такие какие-то странные: покупают за огромные деньги участки – здесь участки очень дорого стоят, – а сами в храм не ходят. Цены-то из-за того, что здесь монастырь, естественно, огромные. Раньше тут земля почти ничего не стоила.
Строят дома очень многие.

– Может, окажутся среди них настоящие прихожане.

– Дай Бог, конечно!

– Но, по крайней мере, нет уже косых взглядов людей, считающих себя «цивилизованными»?

– Явной неприязни не наблюдается, но скрытая всё равно есть. Был случай год назад: один сказал, что, пока не было Амфилохия, всё было хорошо. Якобы « приехал, растревожил, свет отключают из-за него ». Неправда это: у нас генератор стоит. Зимой мы очень зависим от света: у нас все котлы и насосы электрические.

– А сколько сейчас народу в монастыре?

– Народ меняется полностью, особенно трудники. Сейчас ребята с Украины работают, кстати. Очень мы ими довольны – спаси их, Господь, за труд! А братия у нас – пять человек.

Павло-Обнорский монастырь 5

(Павло-Обнорский монастырь)

– Но в священном сане только вы?

– Иеромонахов двое, есть еще диакон, монах и послушник. Еще парень должен прийти.

– То есть уже шестым будет?

– Да. Думаю, задерживать его не буду, сразу приму в братию – он давно посещает монастырь.

– Из трудников?

– Трудники меняются; у меня один трудник обязанности эконома исполняет, сейчас в отпуск поехал.

– Тоже разные и отовсюду? Или больше из Вологды?

– Да, вологодские, с севера, из Архангельска один, один из Коми – они давненько тут живут уже: Володя уже три года живет, Петр – год.

– А в трапезной?

– В трапезной послушники. Послушник Николай и Николай помощник. У меня три Николая в монастыре! Послушник Николай – будущий монах, он в возрасте, старше меня, он уже четыре года в монастыре, в послушники я его принял в прошлом году.

– Каков устав, порядок жизни в Павло-Обнорском монастыре?

– Дело в том, что у нас уставы только юридические пока, а по внутреннему уставу сейчас только из Патриархии пришло положение о монашествующих – его уже раз принимали, но мы дали много замечаний, его переделали; возможно, больше исправлений не будет. А были там вещи и неприемлемые для нас.

– Например, какие?

– Например, не отпевать монаха, который ушел в мир.

– Вообще не отпевать?

Читайте также:  Автобус 253К . Расписание Маршрут, Общ. Наземный транспорт Москва. Проспект Маршала Жукова - Октябрьское поле

– Да, вообще не отпевать. Но сейчас принято: отпевать мирским чином. Он христианином ведь всё равно остается. Было в положении всё как-то грубовато сделано. А внутренний устав – это тоже прописано – должны сами в монастыре утверждать, но тот внутренний устав, который был у нас в обители – преподобного Павла, – конечно, очень жёсток для нас. Дело в том, что там среди прочего запрещено даже пить воду в келье. Ну, пищу мы не принимаем в келье, это однозначно, и чай не пьем, а воду все-таки разрешаем, потому что, например, ночью захотел пить – надо спускаться в трапезную: тяжеловато, мы на втором этаже живем, а трапезная внизу. Я думаю, ничего: преподобный в этом случае не накажет, хотя за стойкое несоблюдение его правил он наказывал, уже будучи на небе, – кого расслаблением, кого прозаическим поносом.

– Еще вопрос. Сколько раз уже замечал, что как только в монастырь заходишь, то меняется даже сама земля: красиво всё, очень прибрано, строгая дисциплина, причем такая естественная, вовсе не искусственная, не вымученная, а всё как-то по уму получается. Выходишь за монастырь – грязь кругом, неустройство, мусор. Почему так? Ведь вроде бы везде люди с головой, везде живут русские люди. Почему в монастыре или у церкви всегда всё чисто, прибрано на загляденье, а как выходишь в мир, так сразу и стыдобища получается?

– Не знаю, я как-то не сосредотачивался на этом… Как-то естественно всё получается, мне кажется. Во-первых, это постоянная молитва, соединенная с трудом. Нас двое священников, мы служим каждый день Литургию уже много лет. Я даже когда был один, делал такие потуги, но каждый день не получалось – а я всё равно служил как можно чаще, потом стали уже ежедневно Литургии служить. На самом деле служить – нагрузки нет никакой, больше нагрузки в восстановлении монастыря, например. Надо что-то купить, а денег нет, ну и слава Богу, что нет, потому что когда много денег – оно всё равно настраивает человека на шаги непонятные.

А чистота – не знаю… может быть, сейчас и буду обращать внимание. Вот, валяется какой-нибудь кусок доски – уже сердце болит: не на месте валяется. Рабочих заставляю прибираться за собой. Не знаю… Мне кажется, когда в душе чисто, должно и внешне всё быть чисто. Это не какая-то показуха, у нас даже в мыслях этого нет. Прихожане за клумбой, за цветами ухаживают. Когда восстанавливаем облик монастыря, просто хочется, чтобы он красиво выглядел, он же был такой жемчужиной! На фотографии – такой красавец стоит, весь белый, в зелени, ворота, стена, кругом башни. Башню мы построили, не можем пока крышу сделать. У нас, кстати, колодец внутри, обеспечивает водой весь монастырь, а еще один колодец сейчас – на баню. А вода замечательная!

Павло-Обнорский монастырь 6

(Павло-Обнорский монастырь)

– А отопление только печное?

– Нет, у нас котлы на дровах: самое дешевое топливо для нашей местности.

– Я думал, газовики чем-нибудь помогают.

– С газовиками был разговор, хотели всё сделать, но это очень дорого: в наших помещениях не разрешат котлы ставить, надо покупать отдельную котельную – на эти деньги можно купить дров на десять лет, хотя мы сейчас не покупаем, помогают нам, мы только их распиливаем и раскалываем. А первые годы ездили в лес сами.

– То есть люди всё-таки помогают монастырю?

– Да, кто-то привозит, кого-то просим, с нами оба директора леспромхоза в дружбе, и если предприниматель не помогает, они просят. Принуждение к добру, так сказать.
В прошлом году мы построили дровяник красивый, а так у нас дрова были по разным местам раскиданы.

Игумен Амфилохий (Кузнецов), настоятель Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря 1

(Игумен Амфилохий (Кузнецов), настоятель Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря)

– В каком году начал восстанавливаться монастырь?

– Монастырь был возвращен Церкви 1 января 1995 года. Сначала он был подворьем Спасо-Прилуцкой Димитриевой обители – до 2004 года, а потом стал отдельным монастырем. Активные восстановительные работы начались здесь с 2006-го. А до этого интересно получалось: сначала мы привозили дрова из Прилуцкого монастыря, из города! Можете представить: дрова оттуда привозили в лес, к нам! Ну, вы понимаете, чем занимались монахи, если им дрова привозили?

– А чем они занимались?

– Наверное, молились! Первое время мы дрова заготавливали, у нас был транспорт – лошадь. Это очень тяжелое занятие: лошадь в лес не заходит, потому что снега много, и надо все чурки вынести на своем горбу. Но у нас не было большой потребности в дровах: у нас была трапезная, две кельи, где мы жили, остальные здания были заброшены. Но храм восстановили в 1999 году. Храм находился в алтаре когда-то большой церкви Успения Божией Матери. А потом уже остальные здания начали в пристойный вид приводить – они были в очень страшном виде, конечно, изнутри и снаружи. Там всё такое советское валялось, сейф какой-то, пионер был нарисован, а всё равно через это – века, какое-то такое дыхание древности… сердце щемило.

Были удивительные случаи. Утром просыпаемся – стоят мешки с пищей: сахар, мука, макароны. Кто привез? Откуда привез? Никто не знает, даже собака не лаяла! Это не чудеса, что ли? Или, например, денег нет совсем, а надо заплатить за свет, за всё – раз, откуда-то перевод какой-то, чуть ли не из Владивостока или из-за границы. А потом уж появились такие люди, которым понравился этот монастырь: посетили, начали помогать, началось масштабное восстановление, сразу откопали все до одного здания, начали с крыши и с низа. Фундаменты залили, починили цоколь полностью. Дренаж провели.

Еще магазин здесь стоял, советского такого типа, – они до сих пор стоят по деревням, такие магазины. От этого заброшенного магазина я тоже всё использовал.

– Кассу не взяли в качестве компенсации?

– Нет, не взял. А говорят, тогда, когда магазин действовал, продавцы боялись: кто-то ходил у них по подсобке. Потому что подсобка находилась как раз в храме Предтечи. Наверное, Иоанн Предтеча приходил. Боялись работать. Магазин мало проработал – построили его где-то в конце 1970-х. Кстати, строили то ли с Западной Украины ребята, то ли из Молдавии. Это более богобоязненный народ, очень православный. Бульдозер что-то разгребал и выкопал мощи иеромонаха Николая. И они где-то похоронили его, собрали все косточки. А вообще все памятники были вывезены в неизвестном направлении. Зачем они понадобились? За 600 лет было очень много могил, очень много архимандритов похоронено, были у нас и архиепископы похоронены. Сейчас пытаемся восстановить кладбище. Что-то получается, слава Богу.

Павло-Обнорский монастырь

Настоящие сокровища часто бывают неприметны и не очень известны. Живет вот с вами сосед, обычный вроде бы, приветливый. Проходит время, и вы узнаете, что человек этот — благотворитель, меценат или великий подвижник. И с местом такое случается: проезжаете мимо него тысячу раз, а на тысяче первом узнаете о нем какую-то удивительную историю. Павло-Обнорский монастырь стал для меня именно таким открытием. Много раз проезжал я мимо. Если бы знал, конечно же, давно бы свернул на эту дорогу:

DSCN5829

DSCN5926

И намного раньше увидел бы это чудо: один из древнейших монастырей Русского Севера.

DSCN5841

DSCN5883

Подумать только: седьмое столетие идет Обители, основанной учеником самого Сергия Радонежского — Павлом Обнорским! Тяжелую годину пережил монастырь: в начале 20-го века молодая и еще во многих вопросах глупая Советская власть растерзала его, уничтожив множество строений, включая Троицкий собор. Но у некоторых духовных мест есть потрясающее свойство — восстанавливаться даже после тяжких испытаний. Сегодня Обитель постепенно возрождается, своим примером давая надежду многим людям.

DSCN5882

Во время моего приезда фотосъемка внутри монастырских стен была запрещена. Что ж, жаль, но это право монахов — решать, как им организовывать и оберегать свою духовную жизнь. Можем лишь пожелать, чтобы когда-нибудь запрет был снят. Ведь внутри много интереснейших малых архитектурных форм (деревянных), созданных чьими-то золотыми руками. А еще на территории Обители живет одна из самых милых собачек, которых я встречал в своей жизни, его имя — Мух. У него это написано на конуре. Я много, где бывал, но воспоминания о пребывании в этом месте остались особые. Там очень светло и как-то спокойно-спокойно и легко.

DSCN5885

Мне рассказывали, что в одном из строений монастыря сохранился древний пол. Из досок метровой ширины, сделанных столетия назад из цельных деревьев. Да много там прекрасного: ворота каменные, здания. Этим стенам, кирпичам века, чего они только не видели, сколько слышали молитв, сколько согрели душ. Шли времена, текла жизнь. Русь, Российская Империя, СССР и снова Россия. а где-то в лесах Вологодчины-Новгородчины стоял и стоит монастырь. И дай Бог ему стоять и дальше века и века нескончаемые. Может быть, в том числе и его молитвам облегчается жизнь многострадальной нашей Родины.

DSCN5832

Монастырь стоит на окраине села Юношеского, среди милых домиков, рядом течет небольшая, но веселая речка. А на горе — еловая роща, посаженная монахами в 1862 году. Ельник часто неприветлив. Это естественная природная особенность: темные стволы, большая плотность деревьев, ветви до самой земли и отсутствие яркой растительности внизу (почва елового леса кислая) делают такой лес мрачноватым. Но в этом случае деревья были высажены на горе и с определенной логикой, поэтому получилось просто чудно: празднично и светло.

DSCN5921

DSCN5905

DSCN5918

Из таких мест жаль уезжать, в них хочется возвращаться. Они остаются в памяти.

Ссылка на основную публикацию