Фиктивная регистрация иностранных граждан по месту жительства (ответственность, судебная практика) в 2020 году

Как проходит проверка

С этой целью используется несколько мероприятий разной направленности. Уполномоченное лицо может принять решение проверить временную регистрацию по базе ФМС (с лета 2016 ее функции переданы ГУВМ МВД РФ). Проверка регистрации граждан других стран при этом производится на основании единой базы данных, в которой ведется учет иностранцев, постоянно или временно проживающих в России.

Второй способ проверки заключается в опросе гражданина другого государства, а также людей, имеющих отношение к месту, по которому иностранный гражданин зарегистрирован. Таковыми являются лица, «прописанные» по тому же адресу, и владелец (наниматель) этого жилья. Результаты такой проверки фиксируются в протоколе.

Фиктивная регистрация иностранных граждан по месту пребывания выявляется и еще одним способом: по результатам запроса данных из документа, закрепившего факт сделки на недвижимость, которая должна использоваться в качестве места проживания (например, договор о найме жилья). Это третий способ проверки.

Но в 2013 году был принят закон, предполагающий и уголовную ответственность.

Кого накажут

На практике суды чаще привлекают к уголовной ответственности только принимающую сторону, действиям мигрантов ни административной, ни уголовно-правовой оценки не дают. Но нарушение правил миграционного учета все же может повлечь наказание как для владельцев жилья, так и для иностранцев, вставших на учет по фиктивному адресу.

Санкции предусмотрены и для должностных лиц, которые допустили оформление незаконной прописки, злоупотребив своим служебным положением.

Всем сторонам правонарушения — и владельцу квартиры, и иностранцу, и чиновнику, оформившему ложные разрешения и документы, — стоит знать, что будет за регистрацию иностранных граждан, и быть готовыми к последствиям.

Поэтому при регистрации исходить следует лишь из того, что все прописанные обязаны проживать в квартире.

Фиктивная регистрация иностранных граждан по месту пребывания (ответственность) в 2020 году

Иностранцы, прибывающие на территорию Российской Федерации, должны в обязательном порядке иметь регистрацию по месту пребывания. Нарушение этого требования грозит тем, что гражданину придется покинуть страну.

Объектом преступления становится должностное лицо, которое, пользуясь служебным положением, проводит процедуру фиктивной прописки.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Гринь Виктор Яковлевич
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

Максимальный срок наказания за данное преступление предусматривает лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Верховный Суд подготовил разъяснения по уголовным делам о незаконной миграции в РФ

23 июня Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией», по результатам онлайн- заседания документ был отправлен на доработку.

В своем докладе судья Верховного Суда Олег Борисов отметил, что актуальность такого документа подтверждается судебной статистикой, согласно которой число осужденных за соответствующие миграционные преступления лиц является существенным.

Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов отметил, что грядущее постановление призвано обобщить судебную практику по уголовным делам, которая начала формироваться уже более 15 лет назад – с введением в Уголовный кодекс в 2004 г. статьи об организации незаконной миграции, последующим затем введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту пребывания и жительства и прочие преступления в сфере незаконной миграции. «Перекочевав из КоАП в УК РФ, данное деяние подняло волну уголовных дел, возбужденных в отношении “приглашающей стороны” в лице собственников квартир и юрлиц-работодателей. Известно о возбуждении в России многоэпизодных уголовных дел, когда собственники так называемых “резиновых” квартир одновременно регистрируют сотни или даже тысячи временных постояльцев», – отметил он.

8 документа нарушение правил пересечения государственной границы не образует состав преступления по ч.

Законодательные нормы

Процедуру постоянной и временной регистрации российских граждан регламентирует Закон о праве на передвижение, выбор места проживания и жительства № 5242-1 от25.06.93.

Особенно строго к соблюдению этого требования уполномоченные органы Москвы и Санкт-Петербурга. Пользуясь этим, многие владельцы жилья за вознаграждение делают фиктивную прописку нуждающимся в ней лицам.

В связи с появлением большого числа квартир с зарегистрированными в них десятками граждан с 2013 года законодательство ужесточили. За незаконную прописку введено уголовное наказание. Согласно ст. 322.2 УК РФ предусмотрена ответственность от 100 тыс. рублей до трех лет тюремного заключения.

При содействии виновного лица правоохранительным органам в раскрытии преступления наказание ему могут смягчить.

В связи с появлением большого числа квартир с зарегистрированными в них десятками граждан с 2013 года законодательство ужесточили.

Ответственность за фиктивную регистрацию иностранных лиц в РФ

Фиктивная регистрация иностранцев в России с недавнего времени уголовно наказуема.

  • Какая ответственность за фиктивную регистрацию мигрантов?
  • Законодательный регламент
  • Судебная практика

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Для решения именно Вашей проблемы звоните на горячую линию 8 800 350-34-85 или задайте вопрос на сайте.

Как осуществляют?

Сотрудники полиции, в том числе территориальных органов МВД, вправе посетить адрес регистрации. Но у них должно быть постановление о проведении проверки. Собственник квартиры и прописанные в ней обязаны предъявить документы, которые удостоверяют факт регистрации (договор найма, паспорт со штампом, свидетельство о регистрации и т.п.).

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 394-37-20

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 305-28-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 550-93-75

Если прописанного нет на месте, полицейские осматривают помещение на наличие его личных вещей и опрашивают соседей. Это необходимо, чтобы определить проживает ли человек по этому адресу.

Проверку сотрудники полиции вправе произвести несколько раз.

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области 7 812 305-28-25.

Особенности применения наказания

Статья УК, которая предусматривает наказание за фиктивную регистрацию, применяется нередко, однако, лишение свободы все-таки считается крайней мерой. К тому же не существует установленных правил относительно того, кто должен отбывать такое наказание – мигрант или владелец жилья.

Читайте также:  Куда поехать без визы: лучшие страны для пляжного отдыха и туризма

Чаще всего отвечать приходится собственникам, но сначала правоохранительные органы должны доказать, что человек намеренно нарушил закон.

Лишение свободы за фиктивную прописку встречается крайне редко

Не стоит удивляться, что Уголовный кодекс устанавливает такие строгие нормы. В практике правоохранительных органов было немало случаев, когда мигранты совершали правонарушения и даже преступления.

Если они проживают не по месту прописки, их поиск может продлиться очень долго. Так что во многом строгость к виновникам фиктивной регистрации является вынужденной мерой безопасности.

По этой причине не стоит ждать ослабления ответственности для таких правонарушителей. Иностранным гражданам в таких случаях грозят большие штрафы и депортация из страны. Кроме того, может быть наложен запрет на въезд в Россию на определенное количество лет.

По этой причине не стоит ждать ослабления ответственности для таких правонарушителей.

Ответственность

Фиктивная регистрация – это понятие не новое. Она практиковалась в тех или иных проблемах всегда, но до 2013 года за это нарушение грозило административная ответственность, что существенно снижало риски и собственника и прописанного. Но с начала 2013 года правонарушение было переквалифицировано и ужесточено, в соответствии с законом «о резиновых квартирах». Оно стало классифицироваться как уголовное деяние и регулируется статьей 322.2 УК РФ.

При подтверждении факта незаконной регистрации виновные наказываются:

  1. Штрафом от 100 до 500 тысяч рублей или в объеме дохода виновника за три года.
  2. Принудительные работы до 3-х лет. Дополнительно может присуждаться лишение права занимать определенные должности до 3-х лет.
  3. Лишение свободы до 3-х лет, также с ограничением видов деятельности или без него.

А сегодня ведь есть какие-то нормы для тех же гастарбайтеров, въезжающих в страну на заработки.

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданство

Для современного периода характерно возрастание мобильности населения. Межгосударственная миграция, то есть добровольное или вынужденное перемещение людей через государственные границы, приобретает характер универсального явления и все чаще рассматривается как «институционализированная форма социальной мобильности в современном обществе» [1, с. 5]. Такое явление оказывает негативное влияние на состояние правопорядка в нашем государстве. В 2014 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 44,4 тыс. преступлений [3, с. 5].

В 2013 г. в Вологодской области на учет в миграционных органах было поставлено 33266 иностранцев и лиц без гражданства, в 2014 г. на миграционный учет поставлено 41892 иностранных граждан, что на 25,9% больше предыдущего периода. При этом, например, с целью трудоустройства в 2013 г. прибыло всего 3750, а в 2014 г. – 4026 иностранца или лиц без гражданства, т.е. удельная доля легальной иностранной рабочей силы остается минимальной. Учитывая, что в 2013 г. только органами УФМС России по Вологодской области составлено 1441 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.8 KoAП PФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации», в 2014 г. ‒ 1443, предусмотренных ст.18.9 KoAП РФ «Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», в 2013 г. составлено 285 протоколов, а в 2014 г. таких правонарушений было выявлено 796, что на 179,3% больше, чем в 2013 г., можно говорить о наличии в области достаточно высокого уровня нерегулируемой и неконтролируемой внешней миграции. Всего органами УФМС России по Вологодской области в 2013 г. выявлено 3714 административных правонарушений, совершенных в области охраны государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранцев или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, в 2014 г. таких правонарушений было 3863, что на 4% выше, чем в 2013 г. [11].

В целях усиления контроля за регистрацией и постановкой на учет иностранцев в России Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Уголовный кодекс PФ дополнен ст. 322.2, которой введена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина PФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в PФ и фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в PФ.

Кроме того, Уголовный кодекс PФ дополнен ст. 322.3, которой установлена уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в PФ [5].

Согласно Пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью законопроекта является усиление ответственности за нарушение правил регистрационного учета граждан России по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации [4].

Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» определяет фиктивную регистрацию по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства как регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрацию по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрацию по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания [6].

Способами совершения преступления, по сути, являются:

1) представление уведомления, которое содержит ложную информацию о личности иностранного гражданина, а также личности того лица, которое его принимает;

2) преставление уведомления, которое также содержит ложную информацию о месте пребывания иностранного гражданина, в виду отсутствия цели пребывать (проживать) в этих помещениях либо отсутствия у принимающего лица цели предоставить помещения для пребывания (проживания).

По своей сути, содержание фиктивной постановки на учет аналогично фиктивной регистрации.

Новые уголовно-правовые нормы действуют уже чуть больше года и на первый взгляд не вызывают сложностей в их право применении и привлечении виновных к уголовной ответственности. Но пристальное изучение содержания ст. 322.2 и ст. 322.3 УК PФ, их понимание правоохранительными и судебными органами выявили ряд теоретических и практических проблем.

Во-первых, с нашей точки зрения, характер и степень общественной опасности последствий рассматриваемых деяний не свидетельствуют о необходимости установления за них уголовной ответственности, и это средство борьбы с данными деяниями является избыточным. Считаем правильной позицию П. Филиппова, который отмечает, что можно было бы согласиться с введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию, если бы обязательным признаком данных составов была, например, системность действий или иные признаки, указывающие на то, что лицо занимается такой регистрацией на постоянной основе и извлекает из этого прибыль или доход в крупном размере [12, с. 90].

Следует обратить внимание, что Общественная палата России заняла такую же позицию и в своем заключении по результатам общественной экспертизы проекта Федерального закона № 200753 указала, что она считает возможным поддержать принятие проекта указанного выше Федерального закона в части внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, предусматривающих 140 Издательство «Грамота административную ответственность за нарушение правил регистрационного и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, и вместе с тем считает нецелесообразным внесение изменений в УК PФ [7].

Читайте также:  Малоизвестный Сан-Марино: самые лучшие туристические места

В оценке степени тяжести деяний, предусмотренных ст. 322.2 и 322.3 УК PФ, установленной законодателем, расходится и судебная практика. Из всех изученных нами материалов уголовных дел следует, что суды в 79% случаев назначают наказание за данные преступления в виде штрафа. Причем в 95% дел, по которым назначено наказание в виде штрафа, суды с применением ст. 64 УК PФ устанавливают его размер значительно ниже минимального размера штрафа, установленного в санкциях ст. 332.2 и 332.3 УК PФ. Так, Шпаковским районным судом Ставропольского края М. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК PФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 5400 рублей [10] (при минимальном размере штрафа в сто тысяч рублей).

В 21% случаев суд назначал наказание в виде лишения свободы с максимальным сроком один год 6 месяцев. Из данной категории дел только в одном уголовном деле суд приговорил виновного к реальному отбыванию лишения свободы.

Поэтому санкции, предусмотренные в этой статье, являются невостребованными судебной практикой и представляются достаточно строгими.

Во-вторых, по конструкции объективной стороны анализируемые нами составы преступлений относятся к преступлениям с формальным составом. Они окончены с момента совершения деяния, т.е. с даты регистрации по месту пребывания или по месту жительства или даты постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства. Таким образом, и временем совершения указанных преступлений являются эти даты.

Как известно, уголовный закон обратной силы не имеет, вопрос о возбуждении уголовных дел по фактам фиктивной регистрации иностранцев, выявленным до 1 января 2014 г., не должен был подниматься. Тем не менее, нами выявлены случаи осуждения за действия (подписание фиктивных уведомлений о пребывании у них иностранных граждан), которые были совершены задолго до 21 декабря 2013 г., т.е. появления в УК соответствующих статей.

Так, приговором суда А. С. Корызно признан виновным в совершении фиктивной постановки на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (шесть преступлений).

А. С. Корызно, являясь гражданином Российской Федерации, обладая информацией о необходимости с целью соблюдения установленного порядка регистрации, передвижения и выбора места жительства иностранным гражданам уведомлять органы миграционного контроля об их месте пребывания и понимая, что без данного уведомления их пребывание на территории PФ незаконно, и не имея намерения предоставить место пребывания иностранным гражданам, действуя во исполнение своего преступного умысла, в период времени с 11 января 2013 года по 17 февраля 2013 года в дневное время, находясь в ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: г. Москва, ***, действуя умышленно, заполнил уведомления о прибытии иностранных граждан, являющихся гражданами Республики ******, которые заверил своей подписью, с указанием места их регистрации по адресу: ***, где он, А. С. Корызно, постоянно зарегистрирован и фактически проживает.

Судом также установлено, что аналогичные действия А. С. Корызно совершил 14 мая 2013 г., в период времени с 20 июня 2013 г. по 24 июня 2013 г., с 18 июля 2013 г. по 31 июля 2013 г., с 29 августа 2013 г. по 19 сентября 2013 г., с 01 октября 2013 г. по 22 октября 2013 г. [8].

В другом деле П. В. Луконин также признан виновным в совершении фиктивной постановки на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации. Судом установлено, что он, не предоставляя места пребывания иностранным гражданам, имея умысел на постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении, без намерения предоставить им это помещение для пребывания (проживания), действуя во исполнение своего преступного умысла, 13 сентября 2013 года, действуя умышленно и из корыстных побуждений, заполнил заявление соответствующего образца и направил в ОУФМС России по району Богородское г. Москвы уведомления о прибытии иностранных граждан, являющихся гражданами Республики Молдова, ***, с указанием места их регистрации по адресу: г. Москва, где он, П. В. Луконин, постоянно зарегистрирован и фактически проживает. При этом он (П. В. Луконин) достоверно знал, что вышеуказанные иностранные граждане пребывать по данному адресу не будут, поскольку фактически жилое помещение по указанному адресу иностранным гражданам не предоставлялось [9].

Таким образом, из представленных решений следует, что суды либо признают исследуемые составы преступлений длящимися преступлениями, что, по нашему мнению, не соответствует букве закона, либо не замечаю требований норм Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ о действии уголовного закона во времени и выносят приговоры, придавая обратную силу закону, впервые устанавливающему уголовную ответственность за деяние.

В-третьих, в cт. 322.2 и 322.3 УK РФ недостаточно чётко указан субъект преступления, точнее ‒ законодателем не установлены дополнительные его признаки, из чего следует, что субъектом этих преступлений является общий субъект. Однако характер преступления говорит о том, что его субъектом может быть лишь лицо, осуществляющее регистрацию либо постановку на учет соответствующей категории лиц. Ведь регистрация – это фиксация органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина и о его нахождении в данном месте пребывания. То есть действие под названием «регистрация» осуществляет «орган регистрационного учёта».

Соответственно, должностные лица этих органов, обладающие правом регистрации граждан, и будут субъектами преступления, предусмотренного cт. 322.2 УК РФ [2, с. 64].

Полномочия и обязанность по постановке на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации возложены на органы миграционного учета, которые и будут субъектами cт. 322.3 УК РФ.

Следует заметить, что и санкции исследуемых статей УK РФ подтверждают наши предположения. В качестве дополнительного вида наказания обе санкции содержат наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Вряд ли этот вид наказания необходимо применять к обычным гражданам, фиктивно предоставившим жилое помещение для регистрации или постановки на учет иностранца или лица без гражданства. В исследуемых нами материалах уголовных дел не выявлено ни одного случая назначения указанных видов наказаний.

Конечно, выглядит абсурдной ситуация, при которой закон предписывает наказывать за фиктивную регистрацию именно работника ФМС, в случае если у иностранного гражданина или лица без гражданства нет намерения проживать по месту пребывания в жилых помещениях.

Отсюда следует, что законодатель нечетко сформулировал и характер совершаемых деяний, и меры государственного принуждения, применяемые за их совершение.

Правоприменительная практика пошла по логически верному пути. Во всех изученных нами уголовных делах к уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет иностранных граждан и лиц без гражданства были привлечены собственники жилых помещений, которые имели умысел на фиктивную регистрацию или фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении без намерения предоставить им это помещение для пребывания (проживания) путем предоставления в орган миграционного учета уведомления, содержащего заведомо недостоверные (ложные) сведения о вышеуказанных фактах.

Хотелось бы отметить, что в настоящей статье мы не ставили перед собой задачу в полном объеме проанализировать проблемы, касающиеся вопросов уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет иностранных граждан и лиц без гражданства, затронули лишь часть из них.

Читайте также:  Как получить австрийский ВНЖ

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что: 1) выделение в самостоятельные составы преступлений фиктивную регистрацию, а также фиктивную постановку на учет иностранцев является шагов перед российского уголовного законодательства; 2) это дает возможность на статистическом уровне установить количество выявляемых преступлений данной категории, их динамику; 3) конструирование составов как формальных, отсутствие указания на специальный мотив их совершения не соответствует той степен общественной опасности, которая характерна для преступных посягательств; 4) установление уголовной ответственности за исследуемые деяния не следует рассматривать как финал борьбы с незаконными проявлениями и последствиями тех миграционных процессов, которые происходят в нашем государстве.

на миграционный учет поставлено 41892 иностранных граждан, что на 25,9 больше предыдущего периода.

Статья 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства

СТ 322.2 УК РФ.

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по
месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация
иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в
Российской Федерации –
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными
работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок
до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей,
освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого
преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

а на основании представления для регистрации заведомо недостоверных сведений или документов; либо б без намерения лица пребывать в соответствующем помещении; либо в без намерения нанимателя собственника помещения предоставить его для пребывания гражданина Российской Федерации.

Ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ

До 2013 года за фиктивную прописку предусматривалось исключительно административное наказание в виде штрафа, обозначенное в статье 322.1 УК РФ.

Однако с 2013 года с целью усиления борьбы с «фиктивными квартирами» было введено и уголовное наказание, а действующий УК пополнился новыми статьями — 322.2 и 322.3.

Итак, в 2020 году могут быть применены следующие варианты наказания по ст. 322.2:

  • штрафы до полумиллиона рублей;
  • до 3 лет ограничения свободы;
  • принудительные общественные работы.
  • Суд вправе применить и дополнительную меру наказания — запрет виновнику заниматься определённой трудовой деятельностью в течение полутора лет.

    Ответственность будет снята, если обвиняемый активно участвовал в раскрытии преступления.

    При квалификации характера преступления по ст. 322.2 во внимание принимается цель получения фиктивной прописки. Если виновник не имел намерения проживать в помещении, то оформление регистрации будет считаться правонарушением.

    При этом не имеет значения какой характер носила фиктивная регистрация – временный или постоянный.

    Следует иметь ввиду: граждане РФ освобождаются от ответственности за проживание без регистрации на определённом месте более установленного срока, если:

    • у них уже имеется место для постоянной регистрации по иному адресу, но в аналогичном населённом пункте;
    • они проживают в квартире, расположенной на территории областей, прилегающих к городам федерального значения;
    • они находятся в близком родстве с фактическим собственником жилого помещения.

    Однако с 2013 года с целью усиления борьбы с фиктивными квартирами было введено и уголовное наказание, а действующий УК пополнился новыми статьями 322.

    Комментарий к Ст. 322.2 Уголовного кодекса

    1. Установление описанных в бланкетной диспозиции признаков состава преступления предполагает обращение к положениям Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, а также Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”.

    2. Статья предусматривает три альтернативных деяния.

    Признаки первого деяния – фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания – образует фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета (ФМС России) сведений о месте пребывания лица и о его нахождении в данном месте пребывания (гостинице, санатории, кемпинге, медицинской организации, жилом помещении, в котором он проживает временно, и др.): а) на основании представления для регистрации заведомо недостоверных сведений или документов; либо б) без намерения лица пребывать в соответствующем помещении; либо в) без намерения нанимателя (собственника) помещения предоставить его для пребывания гражданина Российской Федерации.

    3. Признаки второго и третьего деяний – фиктивной регистрации по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации соответственно гражданина Российской Федерации (второе деяние), иностранного гражданина или лица без гражданства (третье деяние) – совпадают. Это может быть фиксация в установленном порядке ФМС России сведений о месте жительства лица (жилом доме, квартире, комнате, ином жилом помещении, в котором лицо постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством РФ) и о его нахождении в данном месте жительства: а) на основании представления для регистрации заведомо недостоверных сведений или документов; либо б) без намерения лица проживать в соответствующем помещении; либо в) без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для проживания данного лица.

    4. Преступление признается оконченным с момента осуществления регистрационных действий.

    5. Ответственность как исполнители несут не только лица, прямо указанные в законе и выполнившие объективную сторону преступления (фиктивно зарегистрированные гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), но и иные лица (в том числе собственники жилых помещений), совершившие действия, входящие в объективную сторону преступления.

    Должностные лица и служащие органа регистрационного учета в соответствующих ситуациях являются субъектами служебного подлога (ст. 292 УК).

    Примечание к статье 322.

    Какая регистрация будет фиктивной

    Регистрация, в отличие от советской прописки, носит уведомительный характер. Но такое уведомление и учет со стороны госорганов, как для жителей России, так и для прибывающих в страну иностранцев обязателен. Делается это или по месту постоянного жительства (постоянная) или там, где человек длительное время пребывает (временная). Законом предусмотрены определенные сроки для обращения в миграционную службу. За несвоевременную регистрацию установлена ответственность.

    Для регистрации необходимо жилое помещение и согласие его собственника. В больших городах, например, Москве и Санкт-Петербурге, собственники жилья получают прибыль, оформляя регистрацию иногородним и иностранным гостям. Жить при этом они их не пускают, ограничиваясь только оформлением документов. Это и есть фиктивная регистрация, то есть без намерения действительно предоставить в дальнейшем помещение для проживания.

    Также признается фиктивной и регистрация по недействительным или поддельным документам. Либо в случае, когда регистрирующийся гражданин сам не намерен проживать или пребывать по адресу регистрации. Эти положения ст. 2 Закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» применимы как к россиянам, так и к иностранцам, временно или постоянно находящимся на территории нашей страны.

    Как доказать, что регистрация фиктивная.

    Добавить комментарий