Фото Вишеградского моста

Мост Мехмеда-паши Соколовича

Мост Мехмеда-паши Соколовича. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

«Взорам его открывался мост, незыблемый в своем вечном величии; в пролетах его белых арок сияла блестящая, зеленая и неспокойная поверхность Дрины, в обрамлении белого камня искрясь под солнцем переливчатым монисто».
Иво Андрич, «Мост на Дрине», перевод Т. Вирта

Мост в Вишеграде. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Через Вишеград проходила дорога, связывающая Боснию со Стамбулом, на реке в этом месте была паромная переправа, но бурная и непредсказуемая Дрина превращала это предприятие в весьма рискованное.

Вид с моста на Дрину и округу. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Мехмед-паша Соколович, автор неизвестен, public domain

Строительство моста в Вишеграде инициировал Мехмед-паша Соколович, великий визирь трёх султанов, рождённый в Боснии. Проект доверили лучшему архитектору Османской империи, Синану. Это единственный объект в Боснии, о котором известно, что его построил Синан.

Иво Андрич на югославской марке. Фото: Unknown author, public domain

Иво Андрич воспел вишеградский мост в романе «Мост на Дрине» и получил за него Нобелевскую премию. Пытаться пересказывать этот монументальный роман – занятие бессмысленное, всё что нам остаётся, это приводить сухие факты, а если хотите живую историю, читайте Андрича.

«Основной же смысл его существования заключался, казалось, в его неизменном постоянстве. Его светлые очертания на фоне города никогда не менялись, как и контуры окрестных гор в небе. В череде перемен и стремительно отцветающих людских поколений он оставался неизменным подобно реке, текущей под ним».
Иво Андрич, «Мост на Дрине», перевод Т. Вирта

Мост Мехмеда-паши Соколовича. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Цифры и факты

Мост через Дрину в Вишеграде строили с 1571 по 1577 год. Камень для моста вырезали в каменоломне под названия Баня в пяти километрах ниже по течению. Это туф, или как его здесь называют – «седра».

Арка рампы. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Длина моста 179,44 метра, ширина полотна 6 метров. Мост опирается на девять быков шириной от 3,5 до 4 метров. На правом берегу мост завершается опорной стеной, а на левом подъездной рампой. У моста 11 арок, одна маленькая – всего 5,2 метра, а диаметр остальных варьируется от 10,7 до 14,8 метра. Ещё четыре арки удерживают рампу.

Вид на мост сверху. Фото: Ἐπαμεινώνδας, CC-BY-SA-3.0

В центре мост расширяется. С одной его стороны установлена плита с двумя тарихами, памятными надписями, а на балкончике напротив сделаны каменные скамьи.

Плита с тарихами, памятными надписями. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

«Смотрите! Здесь Мехмед-паша, мудрейший среди мудрых
и величайший из великих своего времени,
Выполняя завет своего сердца, своей заботой и трудом
Возвел мост на реке Дрине.
Поставил его на этой реке, быстротечной и глубоководной,
Где предшественники его ничего поставить не могли.
Бог даст, постройка его будет прочной.
Да пройдет весь его век в счастье,
Да не ведать ему никогда грусти,
Ибо всю свою жизнь золото и серебро влагал он в пожертвования щедрые.
И никто никогда не скажет, что зря потрачено то,
Что пошло на такие дела.
Бади, свидетель счастливого окончания строительства сего,
Написал тарих:
Благослови Господь эту постройку, этот прекрасный и красивый мост».
Иво Андрич, «Мост на Дрине», перевод Т. Вирта

Прыжок с Вишеградского моста. Фото: Velika beba, CC-BY-SA-4.0

В Вишеграде не раз случались страшные наводнения, и мост все их пережил. Самое большое наводнение случилось в 1896 году, когда уровень воды был на 1,6 метра выше моста. В том раз была разрушена ограда моста, но всё остальное осталось в целости.

Табличка, показывающая уровень воды в 1896 году. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Балкончик на середине моста. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

В первую и во вторую мировые войны мост получил серьёзные повреждения, в 1950-х его отреставрировали. Ещё одна реставрация проводилась совсем недавно, с 2013 по 2016 годы.

Мост и Вишеград. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

В 2007 году ЮНЕСКО включило мост в Вишеграде в список объектов всемирного наследия.

«А мост и дальше стоял такой же, как прежде, сверкая вечной юностью светлого замысла и величественных, добрых творений человеческих рук, не ведающих старости и перемен и не подверженных, казалось, судьбе преходящих явлений этого мира».
Иво Андрич, «Мост на Дрине», перевод Т. Вирта

Мост, который помнит события пяти столетий. Фото: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0

Как добраться

Точка на Google Map: https://goo.gl/maps/Vk9ufE8FP7o9xRxL8
Из Сараева в Вишеград (и Андричград) идёт автобус в 6.50 и 14.00 (в дороге около 3 часов). Обратно в 8.00 и 13.00. Информацию о рейсах уточняйте на https://busticket4.me/
На машине из Сараева можно добраться за 2 часа.
Трансфер Сараево-Вишеград 70 евро (за машину), туда-обратно одним днём 120 евро. Подробнее

Автор текста: Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0.
Фото: (если не указано иное) Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0.

yelkz

Из всех видов сооружений меня пожалуй больше всего привлекают мосты. Причем не обязательно какие-нибудь гигантские и величественные – это может быть какой-нибудь небольшой и невзрачный на первый взгляд мостик, оставляющий тем ни менее в памяти какой-то след. Тут хочется процитировать замечательно югославского писателя Иво Андрича:

Из всего, что воздвигает и строит человек, повинуясь жизненному инстинкту, на мой взгляд, нет ничего лучше и ценнее мостов. Они важнее, чем дома, священнее, чем храмы, — ибо они общие. Они принадлежат всем и каждому, одинаково относятся ко всем, полезные, воздвигнутые всегда осмысленно, там, где в них возникает наибольшая нужда, они более долговечны, чем прочие сооружения, и не служат ничему тайному и злому. <. >Все эти мосты по сути своей одинаковы и в равной мере заслуживают нашего внимания, ибо указывают место, где человек наткнулся на препятствие и не остановился перед ним, но преодолел его и замостил, как мог, сообразно своим взглядам, вкусу и обстоятельствам, в которых он находился. И когда я думаю о мостах, в памяти моей возникают не те, по которым я чаще ходил, а те, что в своё время особенно сильно поразили и восхитили меня.

Поэтому в рамках еженедельного хешмоба #архитектураповторникам хочу порассказывать о каких-то запомнившихся мне мостах. Ну а начать хочется с того самого, который Иво Андрич вынес в название своего самого известного романа «Мост на Дрине» – Вишеградский мост или мост Мехмеда-паши Соколовича.

Вишеградский мост — 11-пролётный каменный мост длиной 180 метров, перекинутый через реку Дрину в боснийском городе Вишеграде. Представляет собой значительный памятник средневекового турецкого инженерного искусства. Принято считать, что мост был выстроен в 1577 г. по проекту Синана, а заказчиком выступил уроженец этих краев, Мехмед-паша Соколович.

Можно было бы сказать – ну мало ли мостов на горных речках, к тому же даже не в столице или крупном городе, а небольшом городке почти на границе: Вишеград находится в Республики Сербской, части федерации Босния и Герцеговина с преобладающим сербским населением. Но надо понимать что в бывшей Югославии идентификация себя с народностью это больше не про религию (сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане), а скорее про образ жизни и вектор политического развития. Собственно в этом не только данный населённый пункт, но и вся история Балкан, которые находились на стыке разных цивилизаций. Существовал даже тезис, что «граница на Дрине» представляет собой существовавшую со времён античности цивилизационную границу между Востоком и Западом, православием и католицизмом. Ну а турки и Османская империя внесли свой вклад. Одним словом – помимо эстетических и инженерных достоинств, Вишеградский мост известен своей бурной историей:

Особо интересующимся я бы всё-таки рекомендовал прочитать роман “Мост на Дрине” – ибо этот самый мост, вынесенный в название там скорее центр, стержень, вокруг которого крутится всё повествование, охватывающее период в 400 лет (от событий предшествовавших постройке и до Первой Мировой войны). В романе автор не только описывает реальные события истории региона, не только достоверно отображает быт и традиции своеобразного многонационального сообщества, сложившегося на территории Вишеграда и всего Балканского полуострова, но и вплетает в повествование легенды и предания, сказки и мифы, родившиеся в этой уникальной среде. “Мост на Дрине” по значимости для Югославии подобен роману “Война и мир” для России. В 1961 году за создание романа автор был удостоен Нобелевской премии в области литературы (сам роман писался в 1942-43 года, а опубликован в 1945-м):

Одним словом обычный на первый взгляд мост в глухой провинции (место на самом деле не очень популярное) производит сильнейшее впечатление, если проникнуться историей связанной с ним – ну это примерно как встретить в живую персонажа какого-то известного биопика:

В данный момент в Вишеграде построен и как-то развивается раскручивается Андричград – “город в городе” посвященный югославскому писателю. Построен под руководством и при финансовом участии режиссёра Эмиры Кустурицы. Андричград должен будет стать местом съёмок нового фильма Кустурицы, основанном на романе “Мост на Дрине”. Андричград расположен на правом берегу Дрины рядом с Вишеградским мостом. Ну и граффити на стене, посвященное Иво Андричу:
Жизнь есть непостижимое чудо, ибо она постоянно растрачивается. Но, несмотря на это продолжается и остается несокрушимой, как мост на Дрине

Читайте также:  Фото Вата Бентямабопхит

Вышеградский железнодорожный мост

Вышеградский железнодорожный мост

Вышеградский железнодорожный мост – третий среди самых масштабных и старинных в Праге. Он соединяет Главный пражский вокзал и Смиховский.

Изначально на месте современной конструкции был Смиховский мостик – не такой крупный, а одноколейный. Его воздвигли в 1871 году, а в 1901 с развитием технологий появилась потребность в возведении нового сооружения на старых опорах. В XIX веке нагрузка росла, а старый мост не выдерживал такого напора.

Вышеградский железнодорожный мост

Вместо стальных элементов установили железные, да и сам мост вырос в размерах. Теперь он уже стал более устойчивым, поэтому мог выдерживать нарастающую с каждым днем нагрузку.

Легенды о строительстве

Говорят, что новый мост возвели рядом и за 36 часов просто перенесли на место прежнего. Правда ли это, доподлинно неизвестно, но в 1901 году он действительно преобразился: в длину «вытянулся» на 100 метров.

Вышеградский железнодорожный мост 5

Другая легенда гласит, что одноколейный мост заменили новым всего за сутки. При этом движение поездов приостановили лишь на 2 часа. А по реке вообще не прекращали ходить суда за все время реконструкции. Так это или нет, официально не доказано. Но факт остается фактом: конструкция нерушима вот уже более века. А это заставляет задуматься, сколько же рабочих рук трудились, чтобы возвести сооружение такого масштаба и прочности в рекордно короткие сроки!

Вышеградский железнодорожный мост 2

Уникальные дорожки для пеших прогулок

Сегодня туристы могут спокойно прогуливаться здесь по тротуарам. Но раньше, когда это был еще Смиховский мост, такой возможности не существовало. А вот когда решили реконструировать старый мостик, задумали еще и строительство пеших дорожек шириной в 2 метра.

Сооружение отличается от других пражских еще и тем, что на нем до сих пор сохранились деревянные пешие дорожки. Именно те, что соорудили в первый и, если верить легенде, единственный день строительства. По такому тротуару удобно прогуливаться пешком и ездить на велосипеде.

Вышеградский железнодорожный мост

Внешний облик

Металлические пролеты напоминают тонкое кружево. Вблизи установлены старинные часы оригинального дизайна.

Вышеградский железнодорожный мост 3

Открывающиеся виды

С Вышеградского железнодорожного моста открывается захватывающий вид на район Подоли, Императорский остров, великолепную панораму Праги. Туристы могут полюбоваться на дома с фасадами в кубистическом стиле, водонапорную станцию и раскинувшуюся набережную.

Вышеградский железнодорожный мост 4

АДРЕС Vyšehradský železniční most, Praha 2 | GPS: 50.06693920, 14.41346944 ТРАМВАЙ днём: 2, 3, 7, 17, 21;&nbspночью: 92. Остановка Výtoň.

Босния и Герцеговина. Мост на Дрине

Мост на Дрине

Иво Андрич – единственный югославский писатель, удостоенный Нобелевской премии в области литературы. Престижную награду он получил в 1961 году за роман «Мост на Дрине». Произведение охватывает исторический период продолжительностью в четыре столетия – со времен расцвета Османской империи, когда она владела землями Боснии, до начала XX века, когда началась Первая мировая война после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево. Действие в романе, в частности, происходит в городе Вышеград, где и находится тот самый легендарный мост на реке Дрине. Сейчас в Вышеграде царит настоящий культ Андрича – его портреты можно увидеть на стенах домов, открытках, сувенирах и значках.

Мост на Дрине является главной достопримечательностью Вышеграда и, пожалуй, выглядит более монументально, нежели сам город. Возникает впечатление, что мост существует сам по себе, а город – сам по себе. Масштаб усиливает отражение моста в реке, делая его еще в два раза больше. Иво Андрич и Вышеградский мост неразделимы – местные жители, распознав в тебе приезжего, неизменно начинают рассказывать о том, и другом.

Иво Андрич в настенной живописи

Иво Андрич в настенной живописи

Почти мегалитическое сооружение называют также мостом Мехмеда-паши, поскольку он был построен в 1577 году по заказу Мехмеда-паши Соколлу – государственного деятеля Османской империи. Его настоящее имя – Бойко Соколович. Он родился в боснийском городе Соколе неподалеку от Вышеграда в 1505 году, в детстве был обращен турками в ислам, служил в корпусе янычар, а в зрелом возрасте командовал турецким флотом, был великим визирем и управлял европейской частью Османской империи – грандиозная карьера для мальчишки из глубокой боснийской провинции!

Ныне Вышеградский мост открыт только для пешеходов

Ныне Вышеградский мост открыт только для пешеходов

Вышеградский мост имеет длину 180 метров и 11 пролетов. Он признан выдающимся памятником средневекового турецкого инженерного искусства. Переправа имела стратегическое значение, поскольку была единственным постоянным надежным связующим звеном на всем среднем и верхнем течении Дрины между Боснией и Сербией, а через Сербию – с прочими провинциями Турецкой империи, вплоть до самого Стамбула. Сооружение существенно пострадало в двух войнах: в Первую мировую войну было разрушено три пролета, во Вторую мировую – еще пять пролетов. После войны мост восстановили, а в 2007 году он вошел в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вид с моста на Дрину и город

Вид с моста на Дрину и город

Как и полагается древнему сооружению, с ним связано немало легенд. Одну из них описал в своем романе Иво Андрич: «… русалка, хозяйка реки, воспротивилась строительству моста, как спокон веков противятся неведомые силы всякому строительству, — и ночью рушила воздвигнутое днем. Так продолжалось до тех пор, пока Раде Строителю не был голос из воды и не дал ему совет сыскать двух новорожденных близнецов, брата и сестру, Стою и Остою, и замуровать их в средние опорные быки.

Тотчас же по всей Боснии начались поиски близнецов. Тому, кто их найдет и доставит зодчему, назначена была награда. В конце концов в одном глухом селении стражники отыскали двух близнецов, грудных младенцев, и силой визиревой власти отняли их у матери; но мать ни за что не хотела расстаться со своими детьми и, стеная и плача, не обращая внимания на ругань и побои, приплелась за ними следом в Вышеград. И здесь каким-то образом пробилась к Раде Строителю.

Младенцы были замурованы, ибо иначе быть не могло, но Раде Строитель, по преданию, сжалился над матерью и оставил отверстия в опорных столбах, через которые несчастная могла кормить грудью своих принесенных в жертву детей. Слепые отдушины изящного рисунка, узкие, подобно бойницам, где ныне гнездятся дикие голуби, и есть те самые отверстия. Как память о давно минувшем, вот уже несколько сотен лет из этих отверстий струится материнское молоко. В одно и то же время года из плотно пригнанных швов стекают по камням белые тонкие струйки, оставляющие после себя несмываемый след». Такая вот печальная история…

Старый город

Сейчас с середины моста город и Дрина открываются во всем своем великолепии. Город, как и мост, отражается в водах реки, отчего кажется, что он парит над землей. В тех местах, где вода бурлит, изображение размывается, создавая впечатление, что Вышеград это всего лишь иллюзия. Обязательно стоит прогуляться по улочкам города, чтобы оценить его колорит. В его старой части встречаются дома с диковинными башенками и надстройками, элементами восточной и европейской архитектуры. Здесь реально можно увидеть, как в одном месте сходятся Восток и Запад.

Ворота Андричграда

Вышеградский мост и Вышеград давно облюбовал оскароносный сербский режиссер Эмир Кустурица. Возможно, в будущем появиться его новый фильм, поставленный по роману Иво Андрича. Ну, а пока что Кустурица создал нечто более материальное – построил в Вышгороде собственный город. Он называется Андричград (по имени писателя) и расположен на берегу Дрины. Его также называют Каменградом — внешне город похож на каменную цитадель с крепостными стенами и сторожевыми башнями, а внутри представляет собой архитектурную феерию.

Дома украшают красочные панно

Дома украшают красочные панно

На центральной улице будто попадаешь в старинный балканский городок, где вторые этажи домов нависают над улицей. Фасады зданий украшают красочные панно, на которых можно увидеть портреты и самого Кустурицы. Первые этажи занимают кафе, рестораны и сувенирные лавки. Есть здание городского муниципалитета, театр, стилизованный отель, дом-музей Андрича, трактир, рынок, а также маленькая пристань. На центральной площади стоит памятник Иво Андричу, которому, собственно, и посвящен город; за ним – монументальное здание в стиле классицизма, которое так и ассоциируется с образом «Дом культуры». За домом – красавец православный храм.

Читайте также:  Дата вступления в гражданство РФ: как узнать и определить в 2022 году

Андричград особенно романтичен вечером

Андричград особенно романтичен вечером

Город – это еще одна мечта Кустурицы, воплощенная в материи. Первая – Дрвенград в Сербии. Андричград особенно романтичен вечером, когда зажигаются фонари, и полумрак скрывает признаки новодела. Возникает нечто среднее между античным городом и восточной крепостью османской эпохи. Высокие стены отсекают внешний мир, создавая иллюзию пребывания в каком-то нереальном волшебном мире. Ну, чем не фантастические миры Эмира Кустурицы? Возможно, Андричград и станет масштабной декорацией к будущему фильму режиссера. А потом он превратится в место паломничества туристов, как это случилось в Дрвенграде.

Памятник Иво Андричу на центральной площади

Памятник Иво Андричу на центральной площади

В одном из своих интервью Кустурица сказал: «В нашей стране все было разрушено временем и войнами. У нас от великолепной средневековой сербской цивилизации осталось лишь несколько руин. С помощью Андричграда я просто хочу создать связь с древними временами. Восстановить город, как если бы он всегда там был. Ничего больше, ничего меньше». А что потом? В планах Кустурицы строительство Кралевграда на реке Ибар, рядом с крепостью Маглич. Королевский город – ни больше, ни меньше!

Встреча с Эмиром Кустурицей

Встреча с Эмиром Кустурицей

В Вышеграде со мной произошел курьезный случай. У меня есть традиция отправлять домой почтовые открытки из разных стран мира и необычных городов. Я купил открытку с видом Андричграда и на встрече с Эмиром Кустурицей попросил его оставить на ней автограф. Режиссер поставил размашистую подпись, я написал сопроводительный текст и адрес, и отнес открытку в ближайшее почтовое отделение. Там купил марку, наклеил на открытку и отдал ее служащему почты. Каково же было мое удивление, когда открытка вновь оказалась в моих руках. На ней не было автографа Кустурицы! На его месте красовался блок из четырех почтовых марок!

По всей видимости, стоимости марки, которую я купил, не хватило, чтобы отправить ее в Россию, и сердобольный почтовый служащий добавил марок за свой счет. Поскольку портить сопровождающий текст и адрес он не решился, марки наклеил на подпись, не догадываясь, что она принадлежит его великому соотечественнику. Я не стал расстраиваться, поскольку этот поступок еще более расположил меня и к Андричграду, и к Вышеграду, и к Республике Сербской.

Вишеградский мост – фото, обзор, как добраться, отзывы

Вишеградский мост – средневековый мост, соединяющий два берега реки Дрина в боснийском городе Вишеград. Каменный мост протянулся на 179,5 м и разделен на одиннадцать пролетов шириной от 10,7 до 14,8 м. Монументальное сооружение стоит здесь более 450 лет. Оно имеет статус памятника инженерного искусства Османской империи и с 2007 года включено ЮНЕСКО в список памятников Всемирного наследия.

Мост на Дрине

Посмотреть на отлично сохранившийся мост в небольшой город приезжает много туристов. Отношение к Вишеградскому мосту всегда было особенным. С античных времен в исторической и философской литературе река Дрина отписывалась как важный рубеж, по которому пролегала граница между Востоком и Западом, христианским и мусульманским мирами.

В наши дни старинный мост популярен у любителей романтических прогулок. Его округлые пролеты отлично сочетаются с окружающими ландшафтами и чистой речной водой. Отражения каменного моста, зданий Вишеграда, зеленых гор и синего неба кажутся парящими в воздухе. Для того, чтобы путешественники могли вдоволь полюбоваться живописными пейзажами, на одной стороне Вишеградского моста создана небольшая обзорная площадка.

Когда писатель Иво Андрич (1892-1975) писал роман об истории региона во времена Османской империи, он выбрал для него название «Мост на Дрине». Произведение было издано в 1945 году и стало очень популярным. А в 1961 году писатель был награжден Нобелевской премией в области литературы. В наши дни на восточном берегу Дрины, прямо возле Вишеградского моста стоит памятник Иво Андричу, а на противоположном, западном берегу реки протянулась улица, названная в честь этого писателя, и красивая мощеная набережная.

История моста

Мост через Дрину был возведен в 1577 году по проекту знаменитого зодчего и инженера Синана из камня, добытого в городке Баня, который расположен в 5 км ниже Вишеграда. Так как заказчиком строительства был уроженец Сербии Соколлу Мехмед-паша, мост стал носить его имя.

Долгое время Вишеградский мост оставался важным местом для турок, поскольку разделял Боснию и Сербию. Посредине моста возвышалась дубовая башня, где постоянно дежурила пограничная стража. Башня имела крепкие дубовые ворота и пять пушек. В 1886 году произошло сильное наводнение, во время которого вода в реке поднялась на 1,6 м, и деревянная башня была снесена.

Во время Первой мировой войны, в ходе боев были разрушены 3 мостовых пролета, а в 1943 году сильно пострадали еще 5 пролетов. Однако, в послевоенные годы архитектурный памятник был полностью восстановлен.

Легенда

Как и любая старинная подстрока Вишеградский мост имеет собственные предания. Самое популярное из них рассказывает о русалке, которая не давала строителям возвести мост через Дрину. Каждую ночь она до основания разрушала все, что те успевали построить за день.

Казалось, проблема не будет решена, но однажды строители моста получили совет. Чтобы речная дева отступила, они должны были найти двух новорожденных малышей и замуровать их в средних опорах.

Поиски заняли долгое время и наконец, в одной из дальних деревень строители нашли женщину с двумя крошечными близнецами – мальчиком и девочкой. Турецкий правитель насильно отобрал их у матери и отвез в Вишеград, а безутешная женщина поспешила за своими детьми пешком.

Арка рампы

Как и было предсказано, малышей замуровали в опорах, но один из строителей пожалел мать и оставил в камне отверстие, чтобы та могла кормить младенцев. Теперь каждый год одновременно из отверстий в опорах в реку стекают тонкие белесоватые струйки, которые оставляют на камне несмываемые следы.

Как добраться

Вишеградский мост находится в восточной части Республики Сербской, на территории Боснии и Герцеговины. Он пересекает реку в историческом центре Вишеграда. Из города Сараево до Вишеграда можно доехать на рейсовых автобусах. На дорогу в 150 км уходит примерно 3,5 часа.

Небольшой город Вишеград с населением чуть больше пяти тысяч человек — это одно из самых популярных мест для туристов в Боснии и Герцеговине. Город стоит на реке Дрина, которая протекает практически по границе между Сербией и Боснией и Герцеговиной. Вишеград стал знаменит благодаря своему уникальному мосту через речку Дрина, средневековый одиннадцати пролетный мост построил Мехмед-паша в 1577 году.

Мост занесен в список исторических ценностей ЮНЕСКО, большую популярность мосту принес писатель Иво Андрич, написавший роман «Мост на Дрине», за свое творение писатель получил Нобелевскую премию по литературе в 1961 году. В самом же городе процветает культ личности Андрича, его портреты можно увидеть во всех административных центрах города, сувенирах, а также в частных домах и граффити на стенах города.

Этот монументальный мост является и главной достопримечательностью Вишеграда. Сложно даже сказать, мост через Дрину является украшением города или же Вишеград можно считать придатком к мосту. Красоту Вишеградского моста подчеркивает кристально прозрачная вода реки.

Металлический мост сконструировал Мехмед-паша Соколлу — легендарный боснийский мальчик, который в раннем детстве был отправлен служить в янычарский корпус. Бойко Соколович, так звали мальчика до обращения в ислам, сделал блестящую карьеру в османской империи, он командовал турецким флотом и управлял всеми европейскими владениям Османской империи.

Вишеградский мост — это памятник средневековой инженерной мысли турецких инженеров. Его длина — 180 метров и имеет 11 пролетов. Для Османской империи этот мост являлся стратегически важным, так как соединял Боснию с Сербией и прочими европейским территориями Стамбула. Во время мировых войн мост сильно пострадал — были разрушены несколько пролетов.

Сам же Вишеград, как и его знаменитый мост, обросли легендами и поверьями, как и положено всем средневековым городам. С моста открывается поистине прекрасная панорама на город и на реку Дрину. В прозрачной воде реки отображается мост и город, что придает иллюзию парящих в воздухе вековых строений города.

Читайте также:  На какую помощь могут рассчитывать беженцы с Украины в России

Архитектура Вишеграда причудлива своей диковинной архитектурой, в старом городе средневековые петляющие улицы украшают колоритные дома с башенками и пристройками. В Вишеграде тесно переплетается европейская и ближневосточная культура, особенно это заметно по архитектуре и традициям местного населения.

Стоя на Вишеградском мосте, можно увидеть, как в одном городе сходятся две различные культуры — Востока и Запада. Сам же город очень полюбил легендарный сербский оскораносный режиссер Эмир Кустурица. Режиссер снял здесь несколько своих фильмов и даже вблизи построил небольшой город Андричград — каменная цитадель с фортификационными сооружениями и фортом с прекрасной средневековой отделкой внутри.

Небольшой искусно созданный город привлекает туристов своими кафе и сувенирными лавками. При свете ночных огней Вишеград и Андричград погружают отдыхающих в атмосферу средневековья, где царит мистика и многозначительная тишина.

Прыжок с вишеградского моста

  • Адрес: Вишеград 73240, Босния и Герцеговина;
  • Общая длина: 180 м;
  • Открытие: 1577 г.;
  • Местоположение: Вишеград;
  • Водный объект: Дрина;
  • Архитектор: Синан.

Туристы, которые приезжают в Боснию, не обходят вниманием Вишеградский мост. Построенный во времена турецкого владычества над Балканами, он являет собой памятник инженерного искусства той эпохи. В нем сочетаются монументальное благородство и элегантные пропорции.

История Вишеградского моста

Мост, общая длина которого 180 метров, состоит из 11 пролетов. Как утверждает история, он был построен в 1577 году по заказу Мехмеда–паши Соколлу. Отсюда вытекает двойное название сооружения – Вишеградский мост или мост Мехмеда-паши. Вымысел или правда, но принято считать, что проект сооружения принадлежит самому Синану, одному из известнейших архитекторов Османской империи.

Мост, который помнит события пяти столетий

Множество туристов приезжает каждый год в небольшой городок Вишеград, чтобы воочию увидеть это средневековое чудо. Город расположился на берегу реки Дрины, через которую и перекинут Вишеградский мост. Босния и Герцеговина, Сербия – две страны, между которыми проходит граница, практически совпадая с линией реки.

Популярность моста возросла еще больше, после того как югославский писатель Иво Андрич упомянул его в названии своего романа.

Монументальное сооружение, которое сейчас украшает город, пережило сложные времена. Разрушительные действия военных лет сказались и на нем. В Первую мировую войну было разрушено три пролета, а во Вторую – еще пять. К счастью современных туристов, великолепный образец эстетической и инженерной мысли был восстановлен.

Чем Вишеградский мост интересен для туристов?

Будучи стратегически важным для Османской империи, в нынешнее время Вишеградский мост является прекрасным местом для романтических прогулок. Он изумительно сочетается с окружающим ландшафтом и кристально чистой водой. Отображающиеся в ней мост, строения города кажутся парящими в воздухе.

Историки, любители всего древнего, просто образованные люди оценят панораму, открывающуюся с моста на город и реку. На одном берегу располагается небольшая смотровая площадка. Именно с неё можно любоваться завораживающим пейзажем.

Красивый, древний мост поражает туристов, которые приезжают в Боснию и Герцеговину впервые, манит обратно тех, кто уже видел его. Мост в окружении зеленых гор и водной глади бирюзового цвета – незабываемое сочетание.

Легенда Вишеградского моста

Вишеградский мост попал в число памятников Всемирного наследия Юнеско. Загадочности строению придает не только 450–летняя история существования, но и легенды. Одна из них гласит, что строительству воспротивилась русалка.

Ночью она разрушала все воздвигнутое днем. И был дан совет, строителю моста, отыскать двух новорожденных близнецов, которых необходимо замуровать в средних опорах. Только тогда речная дева не сможет помешать строительным работам.

После долгих поисков близнецы были найдены в глухой деревне. Визирь силой отобрал их у матери, которая была не в силах расстаться с детьми и вынуждена была пешком добираться до Вишеграда.

Вид с моста на Дрину и город

Младенцев замуровали в опорах. Но строитель, сжалившись над матерью, оставил отверстия в столбах, чтобы она смогла кормить молоком малышей. Словно в подтверждение легенде, в одно и то же время года, из узких отверстий стекают белые струйки и оставляют несмываемый след.

Как добраться до Вишеградского моста?

Те, кто хочет проверить подлинность древних сказаний или просто увидеть красоту средневековой постройки, могут приехать из Белграда на автобусе от автовокзала. Для пересечения границы с Боснией и Герцеговиной понадобиться только загранпаспорт (для граждан РФ). Будучи уже в Вишеграде, мост хорошо виден с улицы Гаврилы Принципа и побережья полуострова.

От нового музея Андричграда до него можно дойти пешком. А также туристы могут воспользоваться общественным транспортом города.

Османские мосты на Балканах

Вышеград – это город в восточной части Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины. Вышеградский мост через реку Дрину был построен в 1577 году османским придворным архитектором Мимаром Синаном по приказу великого визиря Мехмеда-паши Соколовича. Мехмед-паша, будучи сербом по происхождению, после принятия ислама сделал блестящую карьеру в Османской империи. Но он не забывал и о своей родине, где построил множество мечетей, караван-сараев, мостов и других объектов.

Вышеградский мост, являющийся главной достопримечательностью города, имеет длину 180 метров и состоит из 11 пролётов. В 2007 году мост был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Турецкое агентство международного сотрудничества и развития (TIKA) выделило 3,5 миллиона евро на восстановление моста Мехмеда-паши.

Большую популярность объекту принёс писатель Иво Андрич, написавший роман «Мост на Дрине», за который получил Нобелевскую премию по литературе в 1961 году.

Мостарский мост

Мостар – город в Боснии и Герцеговине. Одной из достопримечательностей Мостара является Старый мост через реку Неретву, построенный в 1557-1566 годах. Раньше на этом месте располагался деревянный подвесной мост. Каменный был сооружен по приказу Али-паши Ризванбеговича архитектором Хайруддином – учеником Мимара Синана. Мост отличала элегантность и живописный вид – он соединял скалистые берега Неретвы, а по обеим его сторонам стояли башни, в которых располагался отряд, охранявший переход днем и ночью. Его называли самым красивым памятником не только Мостара, но и всех Балкан.

К сожалению, оригинальный мост был полностью уничтожен хорватскими боевиками в 1993 году. Его восстановили в 2004 году при содействии международных организаций. Турецкая фирма, ставшая подрядчиком работ, использовала оригинальные технологии времен Османской империи.

Практически со времен строительства моста появилась традиция прыжков с его центра в Неретву. Впервые она упоминается еще в 1664 году. С 1968 года подобные прыжки получили статус ежегодных состязаний, которые проводятся каждое лето в конце июля. Сейчас это также является одним из развлечений туристов и традиционным заработком молодых людей.

Мост на месте впадения Жепы в Дрину

Этот мост в Боснии был построен Мехмедом-пашой Соколовичем и визирем Юсуфом Ибрахимом, который также был принявшим ислам сербом. Воздвигнутый между крутых скал ущелья, мост покоряет своей красотой и силой. В 70-х годах прошлого века была предпринята попытка реконструкции моста, но она оказалась неудачной – один из столбов упал и вызвал трещину порта. Из-за строительства водохранилища на озере Перучац мост попадал в зону затопления, поэтому было принято решение о переносе моста ближе к селу.

Козий мост

Располагающийся к востоку от Сараево, Козий мост перекинут через реку Миляцка и остался единственным полностью сохранившимся османским мостом, соединяющим берега этой реки. Он был построен в XVI веке и представляет собой гармоничную конструкцию с одной главной аркой и двумя круглыми отверстиями, которые помогают поддерживать вес. Этот мост был частью торгового пути, связывающего Константинополь со странами Запада. Считается, что его также построил Мехмед-паша Соколович.

Визирев мост

Визирев мост был построен Мехмедом-пашой Соколовичем в XVI веке. В течение многих лет он был единственным мостом Подгорицы. После Второй мировой войны был полностью перестроен, а его название изменено на мост Вака Дуровича.

Каменный или Душанов мост

Этот перекинутый через реку Вардар мост является символом македонской столицы Скопье. Был построен в XV веке по приказу всё того же Мехмеда-паши Соколовича на остатках античного моста.

Ссылка на основную публикацию