Дворец Сан-Суси в Постдаме: внешний и внутренний облик этого произведения искусства

Дворец Сан-Суси – немецкий Версаль и торжество рококо

Сан-Суси – летний дворец короля Пруссии Фридриха Великого, расположенный в Потсдаме, недалеко от Берлина. Его часто считают немецким соперником Версаля. Оба эти шедевра мировой архитектуры выполнены в стиле рококо, но немецкий дворец Сан-Суси, безусловно, менее вычурный. Дворец был спроектирован и построен Георгом Вензеласом фон Кнобельсдорфом в период между 1745 и 1747 годами с целью удовлетворить потребность короля Фридриха в частной резиденции, где он мог отдохнуть от пышности и церемонии берлинской жизни. Название дворца подчеркивает цели его строительства, ведь французская фраза (sans souci) переводится как «без проблем» или «без забот», символизируя, что дворец был местом для отдыха, а не местом власти.

Сан-Суси – это большая одноэтажная вилла, на самом деле более похожая на Шато-де-Марли, чем на Версаль. Дворец имеет всего десять основных комнат и был построен в центре террасного холма в сердце парка. Влияние личного вкуса короля Фредерика на дизайн и оформление дворца было настолько велико, что стиль, в котором он оформлен, эксперты стали называть «Фредерик Рококо». Из-за разногласий относительно места расположения дворца в парке Кнобельсдорфом даже был уволен в 1746 году. Закончил проект голландский архитектор Ян Боуман.

В XIX веке дворец стал резиденцией Фридриха Вильгельма IV. Он пригласил архитектора Людвига Персия для восстановления и расширения дворца, в то время как Фердинанду фон Арниму было поручено облагородить территорию и, следовательно, улучшить вид из дворца. Город Потсдам с его дворцами был излюбленным местом жительства немецкой императорской семьи до падения династии Гогенцоллернов в 1918 году.

После Второй мировой войны дворец стал одной из главных туристических достопримечательностей Восточной Германии. После воссоединения Германии в 1990 году тело Фредерика было возвращено во дворец и захоронено в новой гробнице с видом на сады, которые он создал. Сан-Суси и его обширные сады стали объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году.

Выбор места расположения и создание проекта дворца Сан-Суси

Расположение Сан-Суси над великолепным виноградником представляет собой идеал гармонии между человеком и природой, в ландшафте, созданном человеческими руками. Холм, на котором Фредерик создал свой террасный виноградник, должен был стать местом расположения его резиденции. Сам небольшой, но роскошный дворец получил название «mein Weinberghäuschen», что в переводе с немецкого означает «Мой маленький дом виноградников». Фредерик хотел жить в этой живописной местности, достигая единения с природой и отвлекаясь от городской суеты и дворцовых интриг.


Фото: источник

Спустя двадцать лет после строительства скромного первого дворца Сан-Суси Фредерик построил Новый дворец (Neues Palais) в западной части парка. Этот гораздо более роскошный и большой дворец в стиле барокко находился в прямом контрасте с первым небольшим строением и был призван продемонстрировать силу и величие короля Фредерика. Дизайн Нового дворца должен был доказывать, что возможности Пруссии нисколько не изменились, несмотря на близкое поражение в Семилетней войне. Фредерик не скрывал своего намерения, даже ссылаясь на новое строительство как на свою «фанфароннаду» (хвастовство).

Роскошество Нового дворца имело исключительно демонстративный характер. Фредерик почти никогда не оставался в Новом дворце, кроме как в редких случаях, когда ему необходимо было развлечь и произвести впечатление на дипломатов.

Интересно, что до наших дней дошли эскизы самого Фредерика, который собственноручно изобразил будущий дворец на бумаге. Также имеется проект дворца, предложенный архитектором Георгом Вензеласом фон Кнобельсдорфом. Благодаря этим сохранившимся свидетельствам, можно сделать однозначный вывод, что король Фредерик не принял большинство предложений и идей профессионального архитектора и настоял на реализации своего «рисунка». Главное же отличие профессионального проекта от эскиза заказчика заключалось в том, что Кнобельсдорф предлагал построить во дворце большой подвальный этаж, предназначенный для размещения прислуги. Это должно было приподнять здание над поверхностью земли и предполагало строительство роскошной входной лестницы. Однако Фридрих хотел жить в скромном небольшом дворце и категорически отказался от идеи возведения помпезной и торжественной лестницы.

В парке, к востоку от дворца, находится картинная галерея Сан-Суси, построенная в период с 1755 по 1764 год под руководством архитектора Иоганна Готфрида Бюринга. Галерея стоит на месте бывшей теплицы, где Фридрих выращивал тропические фрукты. Картинная галерея – старейший сохранившийся музей, построенный специально для правителя Германии. Как и сам дворец, это длинное низкое здание, в котором доминирует центральный куполообразный холл.

После смерти Фредерика началась новая эра, очевидным признаком которой стало изменение архитектурных стилей. Неоклассицизм, популярный в других частях Европы, но проигнорированный Фридрихом, теперь нашел путь и в консервативные города Потсдам и Берлин во время правления нового короля Фридриха Вильгельма II. Он заказал строительство нового дворца в новом модном стиле и останавливался в Сан-Суси только изредка.

Гостиная и спальни были отремонтированы и полностью изменены сразу после смерти Фредерика. Реконструкцию проводил Фредерик Уильям фон Эрдманнсдорф – сторонник нового неоклассического стиля. В результате его влияния Сан-Суси стал первым из дворцов в Потсдаме и Берлине, который был перестроен в неоклассическом стиле.


Фото: источник

Архитектура, скульптура и лепнина дворца

Фредерик не случайно выбрал стиль архитектуры рококо для строительства и декорирования резиденции Сан-Суси. Этот легкий, воздушный, немного игривый архитектурный стиль лучше всего отражает назначение резиденции, которая строилась исключительно для отдыха и отвлечения от суеты городской жизни. Стиль рококо появился во Франции в начале 18-го века как вариация на тему стиля барокко, но, в отличие от более тяжелых форм и темных цветов барокко, рококо характеризовался богатством, изяществом и легкостью. Мотивы рококо были сосредоточены на беззаботной аристократической жизни, а не на героических битвах и религиозных деятелях.

Дворец имеет одноэтажный главный блок с двумя фланговыми боковыми крыльями. Здание занимает почти всю верхнюю террасу. Потенциальная монотонность фасада разрушается центральным куполом, возвышающимся над крышей, с названием дворца, написанным позолоченными бронзовыми буквами. Вторичные боковые крылья отделяются двумя симметричными рядами деревьев, каждый из которых заканчивается в свободно стоящих решетчатых беседках, богато украшенных золочеными орнаментами.


Фото: источник

Сад перед дворцом украшен резными скульптурами атласа и кариатид. Сгруппированные в пары между окнами, они поддерживают балюстраду. Эти фигуры обоих полов, созданные из гипса и песчаника, представляют собой спутников божества вина Вакха. Доставлены фигуры из мастерской скульптора Фридриха Кристиана Глюма. В той же мастерской были созданы вазы, расположенные на балюстраде, и группы херувимов над окнами купола.

Северный входной фасад, напротив, более сдержан. Здесь расположены величественные сегментированные колоннады из 88 коринфских колонн. Особенностью колон стал выраженный изгиб наружу от дворцового здания, необходимый, чтобы окружить полукруглый двор. Как и на южной стороне, балюстрада с вазонами из песчаника украшает крышу главного корпуса.

Фланговые корпуса – это два вторичных крыла, обеспечивающие размещение большого количества обслуживающего персонала и хозяйственных помещений, необходимых для комфортной жизнедеятельности монарха 18-го века, также желающего уединения. Во времена Фредерика эти одноэтажные крылья были покрыты листвой вьющихся растений, чтобы показать их мирскую цель. В восточном крыле располагались комнаты секретарей, садовников и слуг, а западное крыло занимали дворцовые кухни, конюшни и ремиз (дом тренеров).

Фредерик регулярно занимал дворец, приезжая сюда каждое лето на протяжении всей своей жизни, но после его смерти в 1786 году резиденция длительное время оставалась незанятой. Правители Пруссии пренебрегали дворцом вплоть до середины 19-го века. В 1840 году, спустя 100 лет после восхождения Фридриха на трон, его великий племянник Фридрих Вильгельм IV и его жена заняли здесь комнаты для гостей. Королевская пара сохранила существующую мебель и заменила отсутствующие предметы мебелью, оставшейся со времен Фридриха. Комната, в которой умер Фридрих, должна была быть восстановлена ​​до первоначального состояния, но этот план никогда не исполнялся из-за отсутствия достоверных документов и свидетельств того времени. Однако кресло, в котором умер Фридрих, было возвращено во дворец в 1843 году.

Фридрих Уильям IV, художник, интересующийся архитектурой и ландшафтным дизайном, превратил дворец из уединенного и затворнического дома своего великого дяди в полностью функционирующий и фешенебельный загородный дом. Небольшие служебные крылья здания были увеличены в период между 1840 и 1842 годами. Это было необходимо, потому что в то время как Фредерик философствовал и играл музыку в Сан-Суси, он любил жить скромно и без блеска. В связи с этим полноценное функционирование загородного дома должен был обеспечивать и поддерживать большой штат слуг. Однако с возрастом его скромность превратилась в скупость. Он не разрешал ремонт внешнего фасада и допускал реставрацию отдельных комнат только изредка и с большой неохотой.


Фото: источник

Увеличение хозяйственной части дворца предполагало некоторые изменения. Кухня была перенесена в восточное крыло. Маленький винный погреб Фредерика Великого был увеличен, чтобы обеспечить достаточные складские помещения для увеличенного дома, а на новом верхнем этаже располагались комнаты для персонала.

Западное крыло позже стало известно как «The Ladies ‘Wing», предоставлялось в качестве жилья для незамужних дам и гостей. В те времена это была обычная практика в домашних хозяйствах середины XIX века, в которых часто было обустроено также соответствующее «Бакалаврское крыло», предназначенное специально для не состоящих в браке мужчин, гостей и членов семьи. Номера были украшены сложными буисериями, панелями и гобеленами. Это новое жилье для дам было жизненно необходимо. Дело в том, что во времена Фредерика великого развлечения в Сан-Суси были не предусмотрены, и известно, что женщин там никогда не бывало, поэтому для них не было создано никаких удобств. Фридрих женился на Элизабет Кристин из Брансуик-Беверна в 1733 году, но отдалился от своей жены после его вступления на трон в 1740 году. Королева осталась одна во Дворце Шёнхаузена в Берлине после разлуки, а Фридрих предпочел полное уединение и тишину резиденции Сан-Суси.

Интересно, что внутреннее убранство комнат дворца также было разработано и придумано самим королем. При этом правитель доверил реализацию своих идей художникам и оформителям Иоганну Августу Нал, братьям Хоппенхаупт, братьям Шпиндлер и Иоганну Мельхиор Камбли. Они создали уникальные художественные, лепные и скульптурные объекты, которые были призваны удовлетворить жажду правителя Пруссии к искусству и красоте.

Сегодня резиденция Сан-Суси – символ немецкого рококо и реализация легкого воздушного архитектурного стиля, богатого великолепной лепниной и скульптурой. При этом дворец максимально гармонично вписывается в окружающую картину изысканного ландшафта и садов и позволяет ощутить единение человека с природой.

Фредерик не случайно выбрал стиль архитектуры рококо для строительства и декорирования резиденции Сан-Суси.

Адрес дворца Са-Суси

Дворцово-парковый комплекс Сан-Суси находится по адресу: Потсдам, Maulbeerallee, 14469, Schloss Sanssouci. Официальный сайт: spsg.de.

Работа в зимнее время сокращается на час.

История

Путешествуя в 1743 году, прусский король Фридрих II Великий поразился естественной красотой Потсдама. Еще тогда он задумался о строительстве на одном из холмов летней резиденции. Спустя год здесь разбили террасы с виноградниками, а чуть позже приступили к строительству дворца. Сам король в компании архитекторов занялся проектированием будущего дворца. Некоторые чертежи он выполнил собственноручно, в других принимал активное участие. Фридрих II не оставил в стороне и процесс строительства, хотя основное руководство было поручено архитектору Георгу В. фон Кнобельсдорфу.

Закладку фундамента совершили в январе 1745 г., а уже в мае 1747 г. король объявил об открытии дворца. Хотя часть помещений еще требовали доработки, король со свитой перебрались в новые апартаменты. Официальные приемы здесь не проводили, дворец служил исключительно местом отдыха и уединения. Сан-Суси являлся летней резиденцией, где король проводил время с апреля по начало октября. Известно, что Фридрих II отдал дворец Шенхаузен своей супруге, а Сан-Суси был местом его личного отдыха. Здесь он философствовал, музицировал и отдыхал от государственных дел.

Еще в период строительства дворца Сан-Суси, Фридрих II тщательно следил за каждой статьей расходов и не позволял ничего лишнего. С возрастом бережливость превратилась в скупость. Король не разрешал проводить реконструкцию дворца и с трудом соглашался на мелкий ремонт. Здание медленно ветшало. Фридрих II мечтал умереть и быть скромно похороненным в стенах своей любимой обители.

Скончался король в 1786 году, но его племянник нарушил предсмертную волю и захоронил останки в церкви, где покоились и другие члены королевской династии. Только в 1991 г., после нескольких перезахоронений, останки Фридриха II были наконец погребены в могиле, которую он приготовил для себя еще при жизни.

С приходом к власти следующего правителя начался новый виток истории дворца. В тот же год в нем заменили мебель и провели реставрацию. Многие элементы обрели очертания модного тогда классицизма. Сам Фридрих Вильгельм II редко бывал во дворце, любви дяди к этому месту он не унаследовал.

В 1840 году на трон взошел Фридрих Вильгельм IV, который просто боготворил дворец и очень часто с семьей проводил в нем время. По его приказу была проведена большая реконструкция. Наследник старался возродить первоначальный облик замка, но часть чертежей пропала, поэтому сделать это полностью не удалось. После смерти короля дворец Сан-Суси превратился в музей, который в 1927 г. открыли для широкой публики. К счастью, ужасы войны не коснулись стен замка, лишь некоторые предметы мебели были вывезены, но вернулись на место к концу XX века.

Здесь он философствовал, музицировал и отдыхал от государственных дел.

Сан-Суси – «беззаботный» парк и дворец в Потсдаме

Обновлено: 19 Июн, 2019

Красивейшим местом Германии по праву признан дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси (Потсдам, Земля Бранденбург). С 1990 года эта уникальная достопримечательность Германии входит в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО.

Вся площадь комплекса Сан-Суси составляет 300 га. Это территория с холмами и низинами, в которых когда-то были болота. В парке есть много всего интересного, и гулять там – сплошное удовольствие. «Sans souci» с французского языка переводится как «без забот», и как раз такие ощущения появляются во время прогулки. А самая значимая постройка ансамбля Сан-Суси в Потсдаме – одноимённый дворец, служивший когда-то резиденцией королей Пруссии.

Sans souci с французского языка переводится как без забот , и как раз такие ощущения появляются во время прогулки.

Экскурсия по Потсдаму

Несмотря на то, что дворцово-парковый комплекс находится вблизи Берлина и добраться до него можно минут за 40, запланировать на поездку нужно полный день. Помимо самого дворца, стоит неспешно прогуляться по парку, познакомиться с его оригинальными сооружениями и зайти в Новый дворец с его коммунами и колоннадой.

Читайте также:  Лучшая работа для путешествий – 46 способов заработать деньги путешествуя по миру

Если вы хотите совершить экскурсию по самому Потсдаму и получить еще больше свежих впечатлений, то лучше всего обратиться за помощью к профессиональному гиду, заказать которого вы сможете здесь .

О размахах строительства судите сами.

Дворец Сан-Суси в Потсдаме

Дворец Сан-Суси является самой известной и самой роскошной достопримечательностью Потсдама. За необычный внешний облик и богатое окружение его даже прозвали “Потсдамским Версалем”. Жёлтый вытянутый фасад дворца занимает небольшой холм, подходы к которому засажены стройными рядами виноградников. Название Сан-Суси дословно переводится с французского как “Без Забот” — именно таким беззаботным должен был казаться сам дворец и окружающий его комплекс удивительных строений.

Дворец Сан-Суси — жемчужина колоссального средневекового дворцово-паркового ансамбля Сан-Суси, достойно венчающая собой обширную территорию, преисполненную великолепными дворцами и другими строениями эпохи Гогенцоллернов

Дворец Сан-Суси был возведён по проекту Фридриха Великого всего за три года — с 1745 по 1747, для чего к строительству был привлечён близкий друг короля Георг фон Кнобельсдорф, основной представитель фридерицианского рококо.

Идея состояла в том, чтобы не нарушить природную идилию виноградных холмов каким-нибудь угловатым крупногабаритным зданием, для чего предполагалось построить аккуратный небольшой приземистый дворец в стиле рококо, что, в итоге, и было воплощено в жизнь — выросший вскоре на этом месте летний особняк король впоследствии называл не иначе как “своим маленьким виноградарским домиком”.

Сельская обстановка подчёркивалась стоящей неподалёку ветряной мельницей, которую Фридрих называл украшением Сан-Суси.

Исходя из того, что дворец Сан-Суси должен был стать хоть и официальной, но всё же частной, не парадной резиденцией Фридриха Великого, его изначальные площади и залы не предполагали размещения здесь гостей — были лишь помещения для проведения официальных приёмов. При этом залы дворца тщательно продуманы, как, впрочем, и весь дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси.

Летний дворец, конечно же, является его центром: по бокам Сан-Суси уравновешен Картинной галереей с собранием бесценных полотен средневековых мастеров кисти и расположинными панданом к ней Новыми палатами. Ещё левее находится изысканный Оранжерейный дворец, а пройдя дальше, мы попадаем в Новый дворец, громадина которого могла вместить любое число приглашённых гостей; по центральной оси королевская резиденция находится между регулярным парком снизу и искусственными руинами наверху, вода из бассейна которых должна была питать королевские виноградники. К сожалению, бассейн в руинах на горе Руиненберг так и не был обустроен.

Одноэтажное жёлтое здание дворца органично вписывается в окружающий пейзаж и занимает почти всю верхнюю террасу. Боковые полукруглые флигели соединены с основным зданием без единого “шва”, плавно перетекая в него.

Со стороны сада боковые флигели скрывают крытые галереи, завершающиеся двумя зелёными сетчатыми павильонами с золотым орнаментом.

Полуовальный центр фасада сглаживает анфиладу внутренних помещений дворца, хорошо освещённую благодаря большому количеству стеклянных дверей. Над центральным окном бронзовыми буквами написано “Сан-Суси”.

Огромное количество скульптурных изваяний вакхов и вакханок, выполненных Кристианом Глуме, как бы поддерживают крышу дворца, окружённую украшенной вазами баллюстрадой

В противоположном, северном фасаде, наоборот, царит строгость и покой — в центре, вместо вычурной полуовальной крыши южного фасада, находится простой прямоугольный ризалит с плоской крышей, а вместо вакхов перекрытия северного фасада поддерживают простые, но не безвкусные коринфские пилястры.

От здания дворца Сан-Суси отходят две колоннады, “обходящие” парадный двор полукругом и раскрывающиеся перед подъездной рампой на севере. Два ряда из 88 колонн образуют крытую галерею, украшенную, в тон основному зданию дворца, балюстрадой со скульптурными вазами.

Ещё одной необычной прихотью монарха было возведение резиденции без цокольного этажа, несмотря на категорические возражения фон Кнобельсдорфа. Своё решение Фридрих Великий аргументировал тем, что этот частный дворец должен символизировать единение человека с природой, поэтому он должен иметь возможность беспрепятственно попадать в сад прямо из помещений первого этажа. К сожалению, пренебрежение советами архитектора вышло монарху боком — из-за близости к земле помещения дворца оказались вредными для Фридриха Великого, больного подагрой, которая в скором времени дала о себе знать, сильно обострившись.

Оформлением интерьеров в стиле рококо также занимался Фридрих Великий лично, детально проработав каждую композицию и набросав эскизы, которыми впоследствии пользовались приглашённые королём художники Иоганн Наль, братья Хоппенхаупты, Генрих Шпиндлер и Иоганн Камбли.

При входе во дворец с северного фасада, мы попадаем в Вестибюль, оформленный так же скромно, как и фасад. Конечно же, при слове “скромно” — имеется в виду сравнение северной, более спокойной части здания с южной, которая буквально утопает в роскоши. Поэтому если начинать осмотр именно с Вестибюля, то особо скромным он не покажется — стены поделены на равные части десятью парами белых коринфских колонн, украшенных позолоченными капителями. Три декоративные композиции над дверью напоминают о находящихся рядом виноградниках. Зал отделан высшим сортом штукатурки — позолоченным искусственным мрамором, а над оформлением потолка постарался шведский художник Иоганн Харпер, изобразивший богиню Флора и её гениев, сбрасывающих цветы с небес на наши головы.

О “скромности” Вестибюля вспоминаешь, когда попадаешь в овальный Мраморный зал напротив, расположенный у входа южного фасада Сан-Суси. О том, чего можно ожидать от главного парадного зала дворца, говорит хотя бы то, что прообразом для него послужил римский Пантеон. Именно над Овальным залом возврашается богато украшенный золотом купол дворца Сан-Суси, а полы здесь выложены редчайшим каррарским и силезским мрамором (символически подчёркивая присоединение Силезии к Пруссии), прообраз Пантеона же был выбран за то, что для Фридриха II римский “Храм Всех Богов” символизировал тему толерантности в государстве. Именно поэтому каждая новая фридерицианская постройка бессменно оборудовалась круглым куполом.

По обе стороны от Вестибюля и Мраморного зала помещения размещаются уже не симметрично — в западной части находится 5 небольших гостевых комнат, а в восточной — королевские апартаменты (Зал аудиенций, Концертный зал, кабинет и спальня), библиотека и длинная галерея (на северной стороне). Непосредственно к Мраморному залу примыкает Зал аудиенций, чаще использовавшийся в качестве столовой, нежели зала для великосветских приёмов. Стены помещения увешаны картинами выдающихся французских художников XVIII столетия.

Концертный зал, обитый резными деревянными панелями, представляет собой яркий пример роскошного интерьера в стиле рококо, со множеством декоративных деталей и украшений, зеркалами и фресками. В своей любви к теме единения с природой король дошёл до того, что в музыкальном салоне дворца потолок имитировал садовую трельяжную беседку, в центре которой висела импровизированая паутина с золотыми паучками.

О функциональном предназначении этой комнаты недвусмысленно говорят пюпитр для нот Фридриха Великого, выполненный Мельхиором Камбли, и старинный рояль работы Готфрида Зильбермана, за которым 7 мая 1747 года состоялась встреча двух признанных музыкальных гениев — Иоганна Себастьяна Баха и Фридриха Великого.

Кабинет и спальня Фридриха II до нашего времени не сохранились — их интерьеры были переделаны в 1786 году Фридрихом фон Эрдмансдорфом в стиле классицизма. Позолоченная резьба по дереву на стенах из зелёного шёлка и золочёные гипсовые рокайли на потолке уступили место скучной классической обстановке, немного разбавленной ионическими колоннами по центру, на месте некогда богато украшенного парапета, и изображением знаков зодиака на потолке. От прежнего интерьера остался один лишь камин.

Узкий коридор соединяет кабинет и спальню короля с его личной библиотекой, считающейся на сегодняшний день одним из самых роскошных и гармоничных помещений в стиле рококо, созданных когда-либо. Стены этой небольшой круглой комнаты обиты массивными кедровыми панелями и оборудованы такими же стеллажами из кедра, а само помещение украшено позолоченными рокайлями. Кедр был выбран для отделки библиотеки не случайно — такими панелями был отделан Храм Соломона в Иерусалиме, являющийся краеугольным камнем для членов масонской ложи, в число которых входил и Фридрих Великий.

Собрание библиотеки Сан-Суси насчитывало более 2100 томов, и по королевской прихоти в каждом дворце Фридриха (в Сан-Суси, Новом дворце, Шарлоттербурге, дворцах в Берлине, Потсдаме и Бреслау) были обустроены библиотеки с абсолютно идентичным собранием книг, расставленных в одном и том же порядке, то есть монарх, уезжая из одного дворца в другой, мог поставить недочитанную книгу на полку, а по приезде взять с того самого места такую же книгу и продолжить чтение, как ни в чём ни бывало. Отличие заключалось лишь в монограммах на переплётах книг, говорящих о их принадлежности библиотеке того или иного дворца. Все книги Фридриха Великого были переплетены французскими и немецкими мастерами позолоченной козьей кожей коричневого и красного цвета.

На парадный двор дворца Сан-Суси своими пятью окнами выходит узкая вытянутая галерея, на внутренней стороне которой особо почитаемые королём картины чередуются со скульптурами богов Древней Греции и Древнего Рима в специальных нишах, а внешняя сторона увешана зеркалами.

В противоположном крыле дворца, как уже говорилось ранее, расположены пять гостевых комнат, две из которых — именные. Комната Роттенберга стоит особняком, не входя в общую анфиладу залов, и является парным помещением к расположенной в королевском крыле библиотеке. Другие комнаты для гостей образуют “двойные апартаменты” с альковом в противоположной окнам округлой стене.

Вторые именные гостевые апартаменты — комната Вольтера — также известны как “Цветочная комната”, из-за своего богатого оформления — жёлтые деревянные стены помещения украшены разноцветной резьбой работы Хоппенхаупта Младшего, в которой легко угадываются очертания животных, птиц, фруктов и цветов.

О прилегающем парке можно почитать в отдельной общей статье о Дворцово-парковом ансамбле Сан-Суси

  • 3 февраля 2013 | Категории: Места, История, Архитектура

    Позолоченная резьба по дереву на стенах из зелёного шёлка и золочёные гипсовые рокайли на потолке уступили место скучной классической обстановке, немного разбавленной ионическими колоннами по центру, на месте некогда богато украшенного парапета, и изображением знаков зодиака на потолке.

    Один день в парке Сан-Суси. Потсдам

    По эскизам прусского короля Фридриха II . известный архитектор того времени, Георг Кнобельсдорф придумал это чудо —Дворец Сан -Суси.

    Парк Сан-Суси, по моему мнению, превосходит парк в Версале… он как то ближе и роднее русской душе.

    Стиль парка — потсдамское барокко.

    Войти в парк можно с любой стороны — вдоль него лучом проходит главная аллея длинной 2, 5 километра, от которой отходят малые аллеи

    С 1990 года дворец и окружающий его парк внесены в Список Всемирного наследия Юнеско.

    Свое детище, мечту очень любил король.

    Фридрих II, получивший в народе прозвище «Старый Фриц», был полиглотом, музыкантом, художником и философом.

    В Сан-Суси прусский монарх сочинял музыку, музицировал и предавался философии. Он сурово управлял своей страной и жил скромно и без роскоши.

    В дворце Сан-Суси у Фридриха в период с 1750 по 1753 года жил французский мыслитель Вольтер, с которым монарх обожал вступать в философские споры.«Я жил как философ и хочу быть похоронен как философ, без пышности, без торжественной помпы, без роскоши. Я не желаю, чтобы меня вскрывали и бальзамировали. Пусть меня похоронят в Сан-Суси на холме с террасами в могиле, которую я повелел возвести для себя. Если я умру на войне или в пути, то пусть меня похоронят в ближайшем подходящем месте, а зимой перенесут в Сан-Суси» — часто повторял свои указания король.

    Да и как его не любить, Сан — Суси?

    Один чайный домик — это как самостоятельное произведение искусства. На куполе восседает, сидящий под зонтом китайский мандарин.

    Китайский чайный домик, является наглядным примером увлечения китайской модой в XVIII столетии. Это здание одно из самых понравившихся мне в этом прелестном Эдеме

    В основе здания форма листа клевера — это три внутренних кабинета в которых вы можете ознакомиться с японским и китайским форфором. . Между ними открытые веранды, крыша сделана в виде шатра. Снаружи мы видим круглое здание, украшенное позолоченными фигурами китайского мандарина в окружении слуг. Колонны выполнены в виде стволов пальм.

    Фигуры в натуральный человеческий рост, колоритные декоративные блюда, вазы, фрукты — всё это создаёт эффект присутствия в настоящем Китае. Скульпторы П. Бенкерт и И. Г. Хеймюллер.

    По задумке короля Фридриха дворец должен был символизировать гармонию человека и природы, именно поэтому перед дворцом были разбиты виноградники. Причем они были посажены на разных уровнях и тем самым образовывали многоэтажную плантацию. Полюбоваться на виноградные террасы можно и сегодня.

    Центральная часть состоит из шести широких террас, разбитых на склоне холма, была углублена для того, чтобы максимально использовать солнечное освещение. На шпалерах вилась виноградная лоза, привезённая не только из Португалии, Италии, Франции, но и из Нейруппина, а в 168 застеклённых нишах рос инжир

    Значительную часть нижнего партера занимает большая чаша фонтана, сооруженного в 1745 году.

    Вокруг фонтана установили мраморные статуи античных богов и аллегории огня, воды, воздуха и земли.

    Оранжерейный дворец (нем. Orangerieschloss, также Новая оранжерея) — здание в стиле итальянского ренессанса, построенное в 1851–1864 годах по указанию Фридриха Вильгельма IV в. его резиденции Потсдаме у северной границы парка Сан — Суси. Проект Оранжерейного дворца был подготовлен по эскизам короля архитекторами Фридрихом Августом Штюлером и Людвигом Фердинандом Гессе.

    Читайте также:  Как получить высшее и среднее образование в Швейцарии в 2020 году

    300-метровое здание Оранжереи со смотровой башней предназначалось для размещения южных растений на зиму.

    Вид на парк с терассы Оранжерейного дворца

    Помещения Оранжереи должны были служить временными покоями сестре короля Шарлотте — царице России и ее мужу царю Николаю I во время их посещений Потсдама. В средней части строения с двумя башнями расположены зал Рафаэля с 47 замечательными копиями картин великого итальянского художника эпохи Возрождения.

    Копии выполнены так, что кажутся подлинниками… И, погружаясь в этот мир, чувствуешь себя в пограничном состоянии на грани с реальностью. Рафаэль — один из моих любимых художников и посещение этого зала было для меня большим подарком судьбы.

    В отличие от камерного дворца Сан-Суси Новый дворец задумывался исключительно как представительский дворец, предназначенный для приемов, праздников и размещения гостей.

    Ветряная мельница стоявшая в этой местности на холме ещё до постройки дворца, подчёркивала сельский пейзаж и являлась по мнению Фридриха украшением Сан-Суси.

    Фриденскирхе — красивая лютеранская церковь, возвышающаяся прямо рядом с главным входом в парк Сан-Суси

    Название Фриденскирхе буквально переводится как Церковь Мира

    В 1842 году в Фриденскирхе был установлен роскошный киворий (навес над алтарём), покоящийся на четырёх тёмно-зелёных колоннах из сибирской яшмы. Это был своеобразный подарок Фридриху IV от российского императора Николая I, женатого на его родной сестре

    Здесь с октября 1864 года покоится сам Фридрих IV, а в 1873 году к нему присоединилась и его супруга Елизавета Людовика в таком же каменном саркофаге. Сердце короля было переправлено в Берлин и по сей день хранится в мавзолее дворца Шарлоттенбург

    В 1991 году Фриденскирхе «приютила» скромный саркофаг ещё одного прусского монарха — «короля-солдата» Фридриха Вильгельма I, отца Фридриха Великого

    Внутри «беззаботный» дворец (а именно так переводится с французского «Sanssouci») действительно небольшой — в нем всего 12 помещений. Пять из них занимал сам король, остальные предназначались для очень почетных гостей.

    К слову сказать, Сан-Суси был не только «беззаботным», но еще и исключительно мужским жилищем. Ни супруга короля, ни гостьи женского пола во дворце никогда не жил.

    Мой рассказ не претендует на описание всех объектов и достопримечательностей этого чудесного места. Я хотела поделится с вами теми впечатлениями, которые оставили в моем сердце наиболее яркие впечатления.

    Если вы рассчитываете посетить не только этот дворец, лучше приобрести единый билет, который действует в течение целого дня и позволяет побывать во всех объектах дворцово-паркового ансамбля. Его стоимость — 19 EUR , льготного — 14 EUR . Семейный билет на двух взрослых и четырех детей обойдется в 49 EUR . Он также действует во всех дворцах парка Сан-Суси. Разрешение на фотосъемку без вспышки обойдется в 3 EUR .

    Фотографировать без вспышки и без штатива во всех потсдамских дворцах можно, только для этого надо в кассе купить специальный билет. При этом купленное в любом из дворцов разрешение в течение дня действительно абсолютно во всех дворцово-парковых ансамблях Потсдама

    Вид на парк с терассы Оранжерейного дворца.

    Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия.

    В ходе боев за Потсдам в апреле 1945 года, здание дворца уцелело, но сгорела галерея с ветряной мельницей.

    Ближайшие события

    • Главная
    • Сады и люди
    • Садово-парковый путеводитель
    • 38043

    За основу проекта взята раннецерковная базилика св.

    Сан-Суси в Потсдаме

    Сан-Суси – парк в Потсдаме с одноименным дворцом. Лучшее архитектурное творение Фридриха Великого. Летняя резиденция и излюбленное место «беззаботной» жизни «старого Фрица», за свою красоту прозванное также «прусским Версалем».

    На посту мужа и отца проявил завидное трудолюбие, родив 14 детей.

    Маленький виноградарский дворец Сан-Суси

    Любимый дворец Фридриха Великого Сан-Суси нередко называют прусским Версалем. Название переводится с французского как «без забот», но, вопреки распространенному мнению, оно никак не связано с бесконечными увеселениями, которым якобы предавался во дворце король. Фридрих Великий любил проводить время в прогулках и философских размышлениях, и именно в Сан-Суси он нашел место для уединения.

    Дворец, где нет места заботам

    В 1745 году Фридрих Великий распорядился начать строительство нового загородного дома в Потсдаме. В то время возведение новых дворцов использовалось как доказательство состоятельности и силы. Фридрих, например, сделал пристройку во дворце Шарлоттенбурга, чуть позже перестроил городской дворец Потсдама, а по окончании Семилетней войны выстроил дворец Сан-Суси. Но при создании планов новой резиденции король не гнался за роскошью — он хотел найти место для уединения, где можно было музицировать, предаваться философским размышлениям и наслаждаться гармонией с природой.

    Поэтому, когда архитектор Георг фон Кнобельсдорф предложил пристроить ко дворцу цоколь, император отказался — уютного одноэтажного дома в стиле рококо ему было вполне достаточно. К тому же Фридрих лично контролировал все до мельчайшей детали, особенно волнуясь за расходы.

    Дворец Сан-Суси

    Виноградные террасы и фонтаны

    Дворец расположен в восточной части большого парка Сан-Суси. Фридрих Великий приказал разбить на пустынной до того земле виноградные террасы. Саженцы привезли из солнечной Италии, Португалии и Франции. В парке также растут фруктовые деревья. В 1748 годупосреди декоративного сада возвели Большой фонтан, на который Фридриху так и не удалось полюбоваться: из-за неправильного устройства вода из него не била. Чуть позже фонтан окружили скульптуры с изображениями римских богов и аллегориями четырех стихий.

    Виноградные террасы Сан-Суси

    Сам дворец Сан-Суси находится на небольшом холме. Слева и справа от него — Картинная галерея и Новые палаты. Одноэтажный дом с симметрично расположенными флигелями оканчивается двумя павильонами. Сквозь стеклянные двери внутрь дворца попадает много света.

    Во внешнем облике преобладают солнечные оттенки: в цвете стен, в золотом орнаменте, в бронзовых надписях и даже в оттенке песчаника, из которого созданы атланты и кариатиды на южной стороне дворца. От здания полукругом расходится галерея из коринфских колонн, которые окружают парадный двор. Неподалеку от дворца расположена старая мельница, построенная еще до появления Сан-Суси. Она прекрасно дополняет идиллическую картину.

    Философия и музицирование

    Внутренняя планировка Сан-Суси напоминает второй этаж Берлинского дворца. В центре находятся вестибюль и мраморный зал. На создание последнего Фридриха Великого вдохновил римский Пантеон. Есть здесь и символическое значение — использование в отделке силезского мрамора подчеркивало, что Силезия недавно вошла в состав Пруссии.

    По соседству с мраморным залом расположен зал аудиенций, где чаще всего проводили обеды и ужины. На фоне довольно скромных покоев, например, лаконичными кабинетом и спальней короля, выделяется концертный зал, щедро украшенный орнаментом и живописью. Именно здесь в 1747 году встретились Фридрих Великий и Иоганн Себастьян Бах.

    Адольф фон Менцель «Флейтовый концерт в Сан-Суси», 1852

    Для короля любимым помещением во дворце была библиотека. Она спрятана в глубине здания и связана узким коридором с кабинетом и спальней Фридриха. В библиотеке хранились тома древнегреческой и древнеримской поэзии, литература на французском языке и, конечно, книги Вольтера. Король прекрасно владел французским языком, а вот латынь и даже родной немецкий знал плохо, потому большинство книг в его библиотеке франкоязычные.

    Я жил, как философ, и хочу быть похоронен, как философ

    В 1786-м Фридрих Великий умер. Король завещал, чтобы его похоронили в Сан-Суси. «Я жил, как философ, и хочу быть похоронен, как философ, без пышности, без торжественной помпы, без роскоши». Но родные Фридриха не выполнили его просьбу и похоронили в гарнизонной церкви Потсдама, где покоился Фридрих Вильгельм I. Во время Второй мировой войны гробы королей перевезли в бункер. После долгих мытарств он наконец нашел место упокоения: в 1991 году его останки были опущены в могилу в винограднике Сан-Суси, которую он приготовил еще при жизни.

    Парк Сан-Суси

    Нового расцвета Сан-Суси достиг при Фридрихе Вильгельме IV, который всячески старался указать на сходства между ним и Фридрихом Великим. Так король пытался упрочить свою власть. В 1840-м он вместе с женой поселился в любимом дворце своего предка. Столетнее здание реконструировали, сохраняя его прежний стиль, дополнили обстановку. После смерти Фридриха Вильгельма IV его вдова доживала свои дни в Сан-Суси.

    Позже Сан-Суси стал одним из первых музеев Германии. Но доступ для обычных людей был открыт лишь в 1927-м. Во времена Второй Мировой самые ценные предметы вывезли из дворца на юг Германии. Само здание почти не пострадало. После окончания войны предметы искусства постепенно вернулись домой в Сан-Суси. В 1992-м собрание книг Фридриха Великого перенесли из Шарлоттенбурга обратно в маленький дворец.

    Поэтому, когда архитектор Георг фон Кнобельсдорф предложил пристроить ко дворцу цоколь, император отказался уютного одноэтажного дома в стиле рококо ему было вполне достаточно.

    Дворец Сан-Суси в Потсдаме

    Самого Фридриха Великого не интересовало, что ожидает Сан-Суси после его смерти. Король не хотел уподобляться здесь римлянам, строившим на века. Превратиться когда-то в руины, значит, быть тому. Однако этого не произошло. Сан-Суси стал главным памятником фридерицианское рококо – стиля, возникшего при этом монархе, хранившем верность барокко и рококо, когда по Европе вовсю шествовал классицизм.

    Однако этого не произошло.

    Королевский дворец Сан-Суси в Потсдаме

    Страны: Германия
    18-02-2013, 16:00
    Дворец Сан-Суси – одна из самых известных и самых роскошных достопримечательностей немецкого города Потсдам. За богатое окружение и необычный внешний облик его даже называют «Прусским Версалем». Вытянутый желтый фасад дворца расположился на небольшом холме, вокруг которого растут стройные ряды виноградников. С французского Sans Souci дословно переводится как «Без забот», чего собственно и хотел добиться его создатель – сам дворец и остальной комплекс из красивых сооружений, окружающих его, должны были казаться беззаботными и гармоничными.

    Дворец Сан-Суси по праву можно назвать жемчужиной грациозного одноименного дворцово-паркового ансамбля времен средневековья, достойно венчающей собой пространную территорию, преисполненную прекрасными дворцами и другими сооружениями эпохи Гогенцоллернов.

    Возводился дворец Сан-Суси по проекту короля Фридриха II Великого три года. Строительством занимался близкий друг прусского монарха архитектор Георг фон Кнобельсдорф, один из основных представителей стиля фридерицианское рококо.

    Идея заключалась в том, чтобы не затронуть природную идиллию виноградных холмов крупногабаритным угловатым зданием, для чего было запланировано построить небольшое приземистое и аккуратное здание дворца в стиле рококо. В итоге в 1747 году замысел Фридриха Великого воплотился в жизнь – выросший на этом месте очаровательный летний особняк король стал называть «своим маленьким виноградарским домиком».

    Обстановка в сельском стиле подчеркивалась стоящей недалеко ветряной мельницей, которую король назвал украшением Сан-Суси.

    Дворцу Сан-Суси хотя и предназначено было быть официальным, все же по большей части он был частным зданием, а не парадной резиденцией. Изначально залы и площади его не предполагали размещения гостей, в нем находились лишь помещения для официальных приемов. Все дворцовые помещения были тщательно продуманы, впрочем, как и весь парк Сан-Суси.

    Центром дворцово-паркового ансамбля, конечно же, является летний дворец, в окружении которого располагаются пандан, Новые палаты и Картинная галерея с собранием бесценных картин кисти мастеров средневековья. По левую сторону от королевской резиденции на горе Клаусберг размещается изысканный Оранжерейный дворец. Далее возвышается огромный Новый дворец, в котором могло вместиться колоссальное число приглашенных гостей. В нижней части по центральной оси дворца располагается регулярный парк, а в верхней искусственные руины, из которых вода должна была поступать к королевским виноградникам. Но, к сожалению, бассейн на горе Руиненберг так и не достроили.

    Одноэтажное здание дворца, выполненное в желтом цвете, органично вписывается в пейзаж и занимает практически всю верхнюю террасу. Полукруглые флигели по боковым сторонам соединены, плавно перетекая, с основной постройкой, и без единого «шва».

    Боковые флигели со стороны сада скрывают крытые галереи, увенчивающиеся двумя сетчатыми зелеными павильонами, украшенными золотым орнаментом.

    Анфиладный ряд внутренних помещений дворца сглаживается полуовальным центром фасада. Королевские залы хорошо освещены благодаря многочисленным стеклянным дверям. Над центральным окном красуется надпись «Сан-Суси», выполненная в бронзе.

    Огромное число скульптурных изваяний вакханок и вакхов, изготовленных скульптором Кристианом Глуме, импровизированно поддерживают крышу дворца, которая окружена балюстрадой, украшенной вазами.

    Северный фасад с противоположной стороны, наоборот, выглядит строгим и безмятежным. Вместо полуовальной и вычурной крыши южного фасада в центре северного находится прямоугольный ризалит с простой плоской крышей, а перекрытия вместо вакхов поддерживают изящные коринфские пилястры.

    От главного здания дворца отходят две колоннады, которые полукругом окружают парадный двор и раскрываются на севере перед подъездной рампой. 88 колон, выстроенные в два ряда, образуют крытую галерею, которая также окрашена в тон королевской резиденции, и украшена балюстрадой с вазами из песчаника.

    У Фридриха Великого была еще одна необычная прихоть. Он не хотел, чтобы во дворце был цокольный этаж, хотя фон Кнобельсдорф этому всячески возражал. Но король свое решение аргументировал тем, что его частная резиденция должна символизировать единение природы и человека, поэтому из помещений первого этажа он должен попадать прямо в сад беспрепятственно. По всей вероятности Фридрих позже пожалел о своем решении, поскольку пренебрежение советами друга вышло ему боком – помещения настолько близко находились от земли, что сказалось на самочувствии короля, больного подагрой, и в скором времени его болезнь сильно обострилась.

    Интерьеры дворца оформлялись в стиле рококо под непосредственным руководством Фридриха Великого. Он детально разработал каждую композицию и лично набросал эскизы, по которым впоследствии работали приглашенные королем художники, такие как Иоганн Камбли, Иоганн Наль, Генрих Шпиндлер и братья Хоппенхаупты.

    Читайте также:  Как я брала машину в аренду в Будве

    Со стороны северного фасада при входе в резиденцию расположен вестибюль, который, как и фасад, так же скромно оформлен. Но при слове «скромно», конечно же, имеется в виду, что более строгая северная часть сравнивается с южной, буквально утопающей в роскоши. Поэтому начав осмотр с вестибюля здания, особо скромным он точно не покажется. Его стены на равные части поделены десятью парами коринфских белых колонн, украшенных позолоченными капителями. Над дверью размещены три декоративные композиции, которые напоминают о виноградниках, находящихся рядом. Зал отделан высокосортной штукатуркой – позолоченным искусственным мрамором. Вестибюльным потолком занимался художник Иоганн Харпер, который изобразил на нем богиню Флору и ее гениев, сбрасывающих на головы посетителей цветы с небес.

    Когда оказываешься в овальном Мраморном зале напротив, расположенного у южного входа Сан-Суси, сразу вспоминаешь о «скромности» северного вестибюля. Об оформлении главного парадного зала королевской резиденции говорит уже то, что прообразом для него стал римский Пантеон. Над Овальным залом возвышается купол дворца Сан-Суси, богато украшенный золотом, а полы здесь выложены высококачественным редчайшим силезским и каррарским мрамором, символически подчеркивающим присоединение австрийской провинции к Пруссии. Фридриха II не случайно предпочел прообраз римского Пантеона, поскольку «Храм всех богов» был для него символом толерантности в государстве. Впрочем, это отразилось и на каждой новой фридерицианской постройке, неизменно венчавшейся круглым куполом.

    Помещения по обе стороны от Мраморного зала и вестибюля размещены уже несимметрично. Восточная часть включает в себя королевские апартаменты, такие как Концертный зал, кабинет, спальня и Зал аудиенций. На северной стороне расположены длинная галерея и библиотека, а на западной – пять небольших гостевых комнат. К Мраморному залу примыкает роскошный Зал аудиенций, который по большей части использовался не для великосветских приемов, а в качестве столовой. Стены помещения украшают многочисленные картины выдающихся французских художников и живописцев XVIII века.

    Концертный зал обит резными деревянными панелями, которые дополнены множеством декоративных украшений и деталей, фресками и зеркалами. Его роскошный интерьер выполнен в стиле рококо. Король настолько был предан тематике единения с природой, что даже потолок в музыкальном салоне резиденции имитировал под трельяжную садовую беседку, в центре которой сымпровизирована повисшая паутина с позолоченными паучками.

    О функциональном предназначении помещения недвусмысленно говорят старинный рояль 1746 года работы немецкого органного мастера Готфрида Зильбермана и пюпитр для нот, выполненный в 1767 году декоратором Мельхиором Камбли. Здесь в 1747 году состоялась встреча Фридриха Великого и признанного музыкального гения Иоганна Себастьяна Баха.

    Спальня и кабинет Фридриха II, к сожалению, в изначальном виде до наших времен не сохранились, поскольку их интерьеры в 1786 году были переделаны в стиль классицизма Фридрихом фон Эрдмансдорфом. Позолоченные гипсовые рокайли на потолке и золоченная деревянная резьба на стенах из зеленого шелка уступили место унылой классической обстановке, чуть разбавленной по центру ионическими колоннами, на месте некогда пышно украшенного парапета, и изображением всех знаков зодиака, расположенном на потолке. От прежнего убранства остался один только камин.

    Спальню и кабинет короля с его личной библиотекой соединяет узкий коридор. На сегодняшний день эта библиотека считается одним из самых гармоничных и роскошных помещений в декоративном стиле рококо, что были созданы когда-либо. В небольшой круглой комнате стены обиты массивными панелями из кедра и оборудованы стеллажами из того же материала, а само помещение украшают позолоченные рокайли. Для отделки библиотеки кедр был выбран не случайно – аналогичные панели использовались в отделке иерусалимского Храма Соломона, являющийся краеугольным понятием для вольных каменщиков, членов масонской ложи, к числу которых принадлежал некоторое время и Фридрих Великий.

    В библиотеке Сан-Суси хранилось более двух тысяч томов. Занимательно то, что по королевской прихоти во всех дворцах Фридриха (Сан-Суси, Шарлоттербурге, Новом дворце, в Берлине, Бреслау и Потсдаме) библиотеки были обустроены собраниями с абсолютно идентичными книгами, причем все они были расставлены еще и в том же порядке. Так, король, покидая один дворец, ставил недочитанную книгу на место, а по приезду в другой брал с той же полки ту же книгу и продолжал ее читать, как ни в чем не бывало. Отличались книги лишь в монограммах на их переплетах, которые указывали на принадлежность той или иной королевской библиотеки. Все книги были переплетены немецкими и французскими мастерами коричневой и красной позолоченной козьей кожей.

    Внешнюю сторону парадного двора Сан-Суси с пятью окнами украшают многочисленные зеркала, на внутренней стороне узкая вытянутая галерея, где чередуются в специальных нишах картины со скульптурами древнеримских и древнегреческих богов, которых король особо почитал.

    В противоположном крыле расположено пять гостевых комнат, из которых две именные. Особняком стоит комната Роттенберга. Она не входит в общую анфиладу дворцовых залов, и с библиотекой, расположенной в королевском крыле, является парным помещением. Другие гостевые комнаты образуют «двойные апартаменты» с нишами в округлой стене.

    Комната Вольтера также была предназначена для гостей и известна из-за богатого своего декоративного оформления еще под другим названием «Цветочная комната». В помещении деревянные стены желтого цвета украшены разноцветной резьбой, автором которой стал художник Хоппенхаупт Младший. В облицовке стен угадываются очертания фруктов и цветочных гирлянд, разных животных и птиц.

    В дополнение к роскошному дворцу прилегает дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси, на территории которого находятся террасы виноградников, барочный декоративный сад, цветочные клумбы, газоны и древесные насаждения.

    Вместо полуовальной и вычурной крыши южного фасада в центре северного находится прямоугольный ризалит с простой плоской крышей, а перекрытия вместо вакхов поддерживают изящные коринфские пилястры.

    Дворец Сан-Суси в Постдаме: внешний и внутренний облик этого произведения искусства

    В западном конце главной аллеи находится Новый дворец – последнее, но одновременно и самое внушительное по размерам архитектурное сооружение XVIII столетия в парке Сан-Суси. Как архитектурное выражение прусского абсолютизма он входит в задуманный Кнобельсдорфом и лишь частично осуществленный ансамбль “Форум Фридерицианум” в Берлине (университет, опера, библиотека).

    Если одноэтажный дворец Сан-Суси на виноградной горке служил удовлетворению личных желаний и наклонностей Фридриха II, то это огромное дворцовое сооружение предназначалось для размещения гостей короля во время их пребывания в Потсдаме.

    Строительство его было начато в 1763 году сразу после окончания Семилетней войны. Дорогостоящий проект должен был показать миру, что силы прусского государства не иссякли даже и после трех силезских войн. Но только через семь лет, в 1769 году было завершено сооружение Нового дворца и примыкающих к нему коммун с колонадой. Фридрих II сам назвал строительство дворца “фанфаронадой” (хвастовством).

    Первые проекты этого огромного дворцового сооружения были разработаны еще в 1755 году Иоганом Готфридом Бюрингом (1723 – после 1788) и создателем картинной галереи и китайского чайного домика Генрихом Людвигом Мангером (1728-1790). Они и легли в основу последующего строительства.

    Несмотря на то, что к этому времени уже господствовал стиль классицизм, Фридрих II приказал оформить внутренние покои дворца в стиле рококо, распространенного в XVII столетии. В соответствии с этими пожеланиями заказчика, в определении положения и архитектурного оформления дворцового комплекса руководствовались изданной Паулем Деккером в 1711-1716 годах книгой “Королевские архитекторы” и “Проспектами” дворцов Фридриха I Н.Б. Бребеса (напечатаны в Аугсбурге в 1733 г.). Вплоть до своего ухода в 1764 году руководство строительством осуществлял Бюринг; на его место вступил в 1765 году Карл фон Гонтард (1731-1791), приехавший за год до этого в Потсдам из Байройта вместе со своими художниками и мастерами. К тому времени внешнее строительство продвинулось настолько, что участие Гонтарда ограничивалось в основном планировкой внутренних помещений.

    Простирающееся на 213 метров в длину двухэтажное здание увенчано в середине куполом, на верху которого стоят три грации, несущие корону. Колоссальное строение насчитывает 322 окна, 230 пилонов и 428 статуй.

    К главному зданию, расчлененному высокими, через все три этажа пилястрами, с крыльями, образующими парадный двор, примыкают боковые фронтоны. С куполом над главным корпусом перекликаются малые купола над боковыми пристройками.

    Из двенадцати мастеров по камню, создавших богатые скульптурные украшения перед фасадом и на балюстраде крыши, наряду с произведениями мастерских Бенкерта и Хаймюллера следует особо отметить братьев Ренц и И. К. Волера. Их творению принадлежат рельефы фронтона и статуи резалиты.

    Учитывая, что Новый дворец предназначен служить в качестве королевской гостиницы, он разделен внутри на отдельные аппартаменты, в стиле фридерицианского рококо, попасть в которые можно по четырем лестницам. Кроме того во дворце имеются большие, пышно обставленные торжественные залы, расположенные главным образом в середине строения, а также королевский театр в южном боковом крыле. В то время, как Гонтарда следует рассматривать творцом помещений, отличающихся своей архитектурой, то Иоган Христиан Хоппенхаупт-младший является создателем декоративных орнаментов в аппартаментах, в исполнении которых он частично использовал гравюрные эскизы своего брата Иогана Михаэля Хоппенхаупта-старшего. Ему помогали многочисленные резчики по дереву, лепщики и другие мастера.

    Залы украшают также многочисленные произведения искусства, картины и ценная мебель. О сильном влиянии парковой архитектуры на внутреннее оформление наглядно свидетельствует обращенный к парку своими большими окнами зал-грот, отделанный удивительными по красоте окаменелым деревом и полудрагоценными камнями. О высоком художественном уровне мастеров по дереву того времени свидетельствуют красочные, с богатой мозаикой, отделанные позолоченной бронзой шкафы, комоды, письменные столы и комнатные часы Иогана Мельхиора Камбли и приехавших в 1764 году в Потсдам братьев Иогана Фридриха и Генриха Вильгельма Шпиндлер (старшего и младшего).

    Картины украшают в основном стены вестибюлей и письменных кабинетов отдельных покоев королевской знати; здесь же присутствуют и элементы комнатной обстановки. Данные 1773 года говорят о наличии во дворце значительного числа картин – 259. Как и ныне, это были преимущественно произведения итальянских и голландских художников XVI-XVIII столетий. Кроме того, здесь сегодня находятся полотна дворцового художника Антуана Пена и Берлинской художественной школы XVII-XIX столетий. В некоторых помещениях Нового дворца демонстрируется специальная выставка “Галерея Потсдама”. Картины современных художников и другие произведения искусства XVIII, XIX и XX столетий, вместе с моделями отдельных зданий и сооружений рассказывают об интересной истории строительства города Потсдама от барокко до нынешних дней. Кроме того, в Новом дворце проходят и другие специальные выставки на различные темы, которые прежде всего посвящаются художникам и их произведениям, жившим или творившим в Берлине и Потсдаме.

    В общий комплекс Нового дворца входят и расположенные с западной стороны коммуны (хозяйственные постройки, ныне в них педагогический институт), возведенные в 1766-1769 годах. В основу плана Гонтарда лег выполненный в 1764 году проект французкого архитектора. И. Л. Лежея. Коммуны были предназначены для того, чтобы своими стенами закрыть вид на раскинувшуюся за ними в XVII веке неприглядную заболоченную местность, а также для оборудования необходимых хозяйственных помещений, размещения прислуги и придворных чиновников. Широкая колоннада с триумфальной аркой посредине ее принадлежит к замечательным творениям Гонтарда.

    С двумя подсобными зданиями-коммунами, расположенными напротив парадного двора, дворец имеет почти 400 жилых и парадных помещений. В строительстве дворца участвовали архитекторы. Г. Бюринг, X. Л. Мангер, а с 1765 года – К. Гонтард. Последний и построил по проекту И. Леже подсобные здания с расположенной между ними колоннадой (1766-1769).

    Еще до полного завершения строительства всего комплекса Нового дворца, через два года после его закладки, в 1768 году состоялось торжественное открытие театра в южном крыле здания.

    При оформлении этого праздничного зала за образец был взят театр в Потсдамском городском дворце, оборудованный по проекту Кнобельсдорфа в 1748 году. Ряды кресел полукругом поднимаются от сцены наподобие античного амфитеатра. Театр оформлен по проекту Иогана Христиана Хоппенхаупта, которому принадлежит также и богатая лепная отделка, а также орнаменты резьбы по дереву. Театр в Новом дворце был придворным, представления в нем проходили не регулярно, а только по особым случаям, играл в нем только королевский ансамбль. К знаменательным событиям в 200-летней истории театра относится инсценировка Тиком постановки “Сон в летную ночь” Шекспира с музыкой Феликса Мендельсона Бартольди в 1843 году.

    После реставрации, длившейся почти два года, дворцовый театр, являющийся одним из прекраснейших немецких театральных залов XVIII столетия, был вновь открыт в 1969 году.

    Новый дворец. Парк Сан-Суси. Потсдам.

    Коммуны были предназначены для того, чтобы своими стенами закрыть вид на раскинувшуюся за ними в XVII веке неприглядную заболоченную местность, а также для оборудования необходимых хозяйственных помещений, размещения прислуги и придворных чиновников.

    Дворец Сан-Суси

    Этот летний дворец Фридриха Великого был построен в период между 1745 и 1747 годами для того, чтобы тот мог отдохнуть от строгости этикета Берлинского двора. Сама идея уже читается в названии, ведь «Сан-Суси» примерно переводится как «без забот». Этот элегантный дворец в стиле рококо также удивительно скромен по своим размерам – всего один этаж в высоту (только у вторичных крыльев имеются верхние этажи) и расположен он на вершине террасного виноградника, в котором находится его простенький мавзолей.

    Несмотря на всю виртуозную лепнину, резной мрамор и позолоту периода рококо, главной целью оформления интерьера было удобство и праздничность короля. Самой прекрасной из комнат является церемониальный Мраморный зал, в котором стоят парные колонны из каррарского мрамора с золотыми капителями и статуями в полукруглых нишах.

    Адрес: Sanssouci Palace, Maulbeerallee, 14469 Potsdam, Германия.

    Этот элегантный дворец в стиле рококо также удивительно скромен по своим размерам всего один этаж в высоту только у вторичных крыльев имеются верхние этажи и расположен он на вершине террасного виноградника, в котором находится его простенький мавзолей.

  • Добавить комментарий