Архивы аэрофобия

Как побороть аэрофобию. Советы пассажирам

Полезная информация в разгар летних отпусков

Для некоторых людей авиаперелет становится настоящей пыткой. ТВЦ.RU и психолог Павел Пономарев вспомнили самые действенные способы по борьбе с аэрофобией.

Аэрофобия – это неконтролируемый и иррациональный страх перед полетом на самолете. По разным данным, этим расстройством страдают от 2,5% до 40% людей на планете. Обычно аэрофобы начинают испытывать волнение и раздражительность за несколько дней до поездки. Они плохо спят, постоянно думают об авиакатастрофах и ищут возможность отменить путешествие. Нередко такие люди отказываются садиться в самолет за считанные минуты до взлета.

“Аэрофобия отличается от тревоги тем, что она вызывается достаточно часто, – рассказал Павел Пономарев. – Человек летает часто и всегда испытывает похожие симптоматики. Тревога проходит, когда появляется опыт перелетов. Аэрофобия остается тогда, когда опыт большой, а результата нет”.

На борту лайнера аэрофобы испытывают тошноту, учащенное сердцебиение, нарушение аппетита, головную боль, дрожь в руках и ногах, частые позывы к мочеиспусканию и другие симптомы. Это сродни панической атаке. В таком состоянии они не могу ясно мыслить и адекватно воспринимать информацию, поэтому на них не действуют никакие рациональные аргументы в пользу безопасности перелетов.

По статистике, шанс умереть от укуса пчелы составляет 1 из 5 миллионов, а шанс разбиться на самолете – 1 из 7 миллионов. На дорогах ежегодно гибнут более миллиона человек, тогда как жертвами авиакатастроф становятся несколько сотен.

Существует несколько способов справиться со страхом перед полетами.

Знание – сила

Зачастую аэрофобия связана со страхом потерять контроль над ситуацией. Чтобы не чувствовать себя беспомощным, человек может досконально изучить устройство самолета, исследовать маршрут полета и вызубрить правила поведения в экстренных ситуациях. Аэрофобу будет легче справиться со страхом, если он будет понимать, что именно происходит на борту. Не стесняйтесь обратиться за помощью к бортпроводникам: пусть они расскажут вам об обстановке на борту, о состоянии лайнера или приближающейся зоне турбулентности.

“Нужно разрешить себе страх, – говорит Пономарев. – Действительно бывают минуты, когда в полете меняется физиологическое состояние. Это связано, например, с воздушными ямами. Нормально бояться, когда трясет. Таким образом мы нормализуем тревогу, которая может возникнуть от того состояния, которое так или иначе возникает в полете”.

Станьте пилотом

Страх перед неизведанным в той или иной форме знаком всем. Если вы боитесь летать, попробуйте посетить занятие на летном симуляторе и представить себя в роли пилота, уверенного в своих силах и в надежности своей стальной птицы. Благодаря авиатренажеру самолет перестанет ужасать вас своей непредсказуемостью. К тому же вы посмотрите своим страхам в лицо. Клин клином, как известно, вышибают.

“Симуляторы, конечно, помогают. Это часть мысленной репетиции, только здесь ты смотришь на ситуацию со стороны пилота, а не пассажира”, – отметил психолог.

Разведка боем

Попытайтесь приезжать в аэропорт заранее, чтобы понаблюдать за взлетом и посадкой самолетов, за работой сотрудников аэрогавани, за поведением счастливых туристов, предвкушающих поездку на курорт. Такая разведка боем поможет вам привыкнуть к обстановке и снять напряжение.

“До полета нужно сделать мысленную репетицию того, как ты будешь лететь: вот ты проходишь контроль, входишь в самолет, двери закрываются, взлет, посадка, ты выходишь из самолета”, – советует Павел Пономарев, обращая внимание на важность позитивной визуализации.

Выбор места

Аэрофобам не рекомендуется сидеть возле иллюминатора, а также в хвосте самолета, где сильнее ощущается турбулентность. Выбирайте места у прохода, желательно в носовой или средней части салона.

Встречают по одежке

Если вы задыхаетесь и потеете в самолете от страха, то озаботьтесь выбором удобной одежды из натуральных материалов. Никаких галстуков, корсетов и других вещей, стесняющих движения и мешающих свободно дышать. Есть смысл снять обувь и надеть любимую домашнюю одежду, от которой веет теплом и уютом.

Отвлекайтесь!

Во время полета старайтесь не думать о плохом. Переключите внимание на интересую книгу, фильм, видеоигру или приятную музыку. Можно вести дневник и отслеживать свои переживания. Если есть возможность, заведите беседу с попутчиком. Идеальный вариант – общение с близким человеком, который знает о ваших страхах и готов шуткой или лаской вас успокоить.

“Надо зафиксировать свое внимание на приятных моментах, которые могут помочь совершить перелет. Нужен какой-то опыт внутри самолета, который позволит вырвать человека из пут аэрофобии”, – заявил эксперт.

Полный релакс

Перед путешествием освойте одну из популярных техник релаксации. Можно глубоко дышать, или считать до 100, или произносить фразу “Я не боюсь летать”. Подобные методики позволят расслабиться, но при этом не потерять концентрацию и ясность ума. Попытайтесь также представить во всех деталях ваше благополучное приземление, комфортную поездку до места назначения и последующий отдых либо деловую встречу. Позитивная визуализация способна творить чудеса.

“Нужно работать с мыслями, которые мешают человеку взлететь. Почему я боюсь? Почему я тревожусь? Надо эти мысли выписать и попытаться применить к ним работу, которая принята в когнитивной психологии. Я боюсь взлета, я боюсь посадки… Нужно попытаться разделить страх на части и работать с каждом из них”, – рекомендует Пономарев.

Лечение

Если вы точно знаете, что страдает аэрофобией, а не обычным предполетным волнением, то обратитесь за помощью к специалистам. Они докопаются до причин вашей аэрофобии и помогут их устранить. Ведь иногда люди не могут летать из-за страха перед замкнутым пространством и высотой, из-за детских травм, а также из-за болезненного опыта, связанного с предыдущими полетами. В некоторых случаях требуется относительно длительная терапия и использование препаратов.

“Можно использовать седативные вещества. Многие пытаются снизить тревогу, например, алкоголем. Но лучше зайти к невропатологу и выписать какие-то средства, которые снижают тревогу. Алкоголь может быть причиной, по которой человеку будет плохо. Кто-то может перебрать и вести себя агрессивно”, – сказал Павел Пономарев.

Это сродни панической атаке.

Журнал “Психология”

Аэрофобия

Представить себе человека, который в наше время никогда не путешествовал на самолёте сложно, но у многих из нас одна мысль о необходимости длительного перелёта вызывает тревогу. Почему так происходит и можно ли этот страх перебороть?

Одну моя знакомая настолько боялась перелетов, что добиралась из Москвы в Лондон поездом, хотя, как мне кажется, дело было не только в аэрофобии. Ведь с помощью своего страха ей удавалось долгие годы быть центром внимания в кругу своих родных и близких. Более того, таким способом она добивалась возможности побыть наедине с мужем, который был вынужден ехать с ней поездом. Так что, как только в ее крепком браке появляются трещины, она просто затевает путешествие в дальние страны.

По данным статистики аэрофобией страдают около 15% населения. Остальные просто испытывают естественные переживания за безопасность своей жизни.

Многие знаменитости тоже бояться перелетов. Например, Дэвид Боуи, во время гастролей в России, ехал из Владивостока в Москву транссибирским экспрессом, не потому что хотел взглянуть на красоты России, а по причине аэрофобии! Аэрофобия может проявляться в осознании невозможности контролировать ситуацию, возникает чувство зависимости от профессионализма других людей и беззащитности в ожидании непредвиденной ситуации. Именно это состояние тревожного ожидания, по мнению специалистов, переживают большинство аэрофобов. Не верьте тому, кто говорит, что при посадке в самолёт он не испытывает волнения. Боязнь перелётов — это инстинкт самосохранения. Аэрофобия как невроз была описана только после второй мировой войны, до этого времени считалось, что бояться летать на аппарате, тяжелее воздуха – вполне естественно. Диапазон страхов, который можно причислить к аэрофобии очень широк – от легкого дискомфорта при взлете и посадке до тяжелых страхов, которые приводят к отказу от полетов. Удивительно, но паника больше свойственна независимым и успешным людям — им трудно доверить свои жизни пилоту, экипажу, инженерам и диспетчерам, так как они привыкли нести ответственность сами за себя. Так же к сильным волнениям и тревогам склонны люди, которые физиологически плохо переносят полет.
Женщины, как правило, бояться полетов больше – риск не входит в их биологическую программу. Если мужчины скрывают свой страх, то женщины, наоборот отдаются эмоциям — начинают плакать, дрожать. Женщины выражают свои страхи активнее, но это не значит, что мужчины боятся меньше! Мужчины страдают глубже, чаще «лечатся» алкоголем, и страх в целом протекает тяжелее. Если женщины чаще боятся конкретных вещей — аварии, падения, захвата самолета террористами, то мужчины — самого процесса полета на большой высоте.

Психотерапевты и психиатры считают, что большое значение имеет интенсивность страха – если страх накладывает ограничения на вашу жизнь – значит, его можно отнести к заболеванию (разряду фобии). Если вы за месяц начинаете думать о полете, испытываете мучительный страх вплоть до отказа от полетов — это крайний вариант аэрофобии, для того чтобы избавиться от такого страха, нужно обратиться за помощью к специалисту. Лечение аэрофобии проходит в два этапа. На первом этапе на специальных тренажерах пациент под контролем психолога переживает большое количество взлётов и посадок, пока его мозг не начнёт ассоциировать полёт с расслаблением, а не с паникой. На втором этапе пациента обучают методам релаксации.

С помощью современных методов, аэрофобия излечивается в 85-96% случаев

Все страхи, которые не ограничивают нашу жизнь и не влияют на выбор путешествия можно отнести к норме. С такими страхами можно справиться самостоятельно, для этого вы можете воспользоваться следующими рекомендациями:

Найдите свой собственный способ отвлечения от страха (книга, кроссворды). Обращайте внимание на других людей – это отвлечет вас от собственных эмоций, кроме того, вы увидите, что многие люди так же как вы достаточно нервно переживают ситуацию полета. Чувство, что вы не одиноки в своих переживаниях, обычно значительно облегчает жизнь.

Участвуйте в ритуале, который происходит в самолете – с демонстрацией правил безопасности, раздачей еды и напитков, магазином duty free – все это структурирует время полета и уменьшает напряжение.

Научно доказано: когда человек ест — в его организме выделяются положительные биологически активные вещества, которые дают успокоение и не позволяют выделяться «гормону страха». Небольшие дозы алкоголя тоже способствуют расслаблению. Внимание – главное не переусердствовать, иначе страх может усилиться.

Британские ученые разработали новое приспособление для туристов, страдающих боязнью полетов: аромобраслет. В браслете находится флакончик, наполненный маслами, которые успокаивают нервную систему — для преодоления аэрофобии достаточно в течение минуты вдыхать древесный аромат. Вы можете захватить с собой в полет ароматическое масло, которое обладает успокоительным действием.

Для преодоления страха переведите работу с напряжением с эмоционального уровня на физический — на физическом уровне справиться с напряжением значительно легче. Постарайтесь максимально снизить отрицательную нагрузку на организм. Активно занимайтесь собой во время полета. Женщинам полезно сосредоточиться на связанных с полетом косметических мероприятиях. Увлажнять лицо, много пить, делать минигимнастику.

Если возникнет панический приступ страха – направьте на себя струю свежего воздуха или просто глубоко подышите. Потрите область висков, переносицу. Внимательно относитесь к себе и не стесняйтесь обратиться за помощью.

Помните, летать на самолетах безопаснее, чем ездить на машине – это статистически неопровержимый факт! По теории вероятности риск погибнуть при полете составляет 1 шанс на 11 миллионов.

Статья впервые опубликована в журнале «АПСНЫ» №5 (05) июнь 2009 года

Обращайте внимание на других людей это отвлечет вас от собственных эмоций, кроме того, вы увидите, что многие люди так же как вы достаточно нервно переживают ситуацию полета.

А в чём тогда проблема?

Аэрофобию это не вылечит, но успокоиться поможет.

Истории аэрофобов

«Аэрофобия дала о себе знать после нескольких неприятных перелетов. В 9-м классе я летел с родителями чартерным рейсом из Турции в Новосибирск. В Сибири была аномально низкая температура. Самолет при подлете не смог выпустить шасси. 40 минут мы летали над аэропортом, никто ничего не объяснял, у стюардесс были бледные и испуганные лица. После этого капитан корабля сообщил, что нас отправляют на запасной аэродром, который находился в Абакане. Над Абаканом мы снова кружили какое-то время. После долгих попыток приземлиться самолет все-таки выпустил шасси. К нам подъехали аварийные службы и стали проверять двигатели. Больше половины рейса не полетело последующим рейсом в Новосибирск, люди поехали поездом. Я запомнил на всю жизнь отчетливую мысль о том, что мы все могли погибнуть. Через несколько дней после полета у меня начали седеть брови. Потом происходили другие подобные истории: то возгорание на борту, то аварийная посадка. Был случай с отваливающейся обшивкой в салоне, иногда приходилось лететь в грозу, когда за окном иллюминатора сверкают молнии. Один раз даже частично разгерметизировался аварийный люк — оттуда дико дуло, и изнутри он покрылся слоем инея.

Я изучал физику полета, читал книги на эту тему. Но сильно боялся турбулентности. Причем это иррациональный страх. Сознание отключается, начинается паническая атака, и я ничего не могу сделать с собой. Учащается дыхание, увеличивается пульс, бросает в пот. Ощущения такие, будто у тебя сердечный приступ.

Я летаю очень часто — около 4–5 раз в месяц. С этим связана моя работа. Из-за частоты всегда что-нибудь случается. Немного усиливает страхи и информация о событиях на Ближнем Востоке. Я физически ощущаю тревогу, когда пролетаю над большими водными пространствами.

Я обращался к психотерапевту, который специализируется на лечении аэрофобии. Некоторые успехи были. Но больше всего мне все равно помогает алкоголь в сочетании с успокоительными. Стюардессы часто относятся с пониманием и не делают замечаний, когда я выпиваю на борту. Мне приходится иногда объяснять, что я аэрофоб «со справкой» и что лучше дать мне выпить, чем видеть меня в неадекватном состоянии во время панической атаки. Еще перед полетом я стараюсь покурить, чтобы снять стресс. Когда я лечу с человеком, который боится полета еще больше меня, я чувствую себя увереннее, могу начать успокаивать встревоженного пассажира. Однажды практически откачивал незнакомую девушку, которая сидела в кресле рядом.

Неплохо помогает дыхательная гимнастика. В стрессовых ситуациях 10 глубоких вдохов и выдохов могут снять напряжение и нервозность. Кстати, любопытно, что аэрофобия немного уменьшилась после рождения сына. Мне кажется, что я оставил потомство, теперь не стоит так бояться смерти: выполнил свой долг, продолжил род».

«Впервые я оказалась на борту уже взрослой — летела на стажировку в Голландию.
Раньше путешествовала только на поезде или на машине. У меня не было представления о том, что происходит во время полета. Когда самолет начал разгоняться, я вцепилась в кресло. Кроме того, мы летели как раз тогда, когда в Исландии было сильное извержение вулкана. Буквально за день до нашего полета аэропорт Амстердама начал принимать рейсы, до этого летать было слишком опасно из-за смога. Было жутковатое предчувствие, что мы попадем в облако пепла и не долетим.

После аэрофобия стала проявляться постоянно. Из-за боязни летать я решила посоветоваться с друзьями, лучше узнать технические стороны и особенности полета. Мне объяснили, что самолет устроен таким образом, что вероятность падения из-за неисправности ничтожно мала. Шутили, что даже разваливающийся самолет все равно как-то долетит. Я перестала бояться неполадок, но оказалось, что никто не исключает возможность нападения террористов или плохой погоды.

Читайте также:  На какие пособия и льготы могут рассчитывать репатрианты в Израиле в 2020 году

До полета я обычно ощущаю небольшую нервозность, но это терпимо. Все самое неприятное начинается во время взлета, еще меня очень пугает турбулентность. Хотя я знаю, что это временная тряска, у меня начинается паника, я бледнею, цепляюсь за кресло. Появляются мысли о том, что все плохо закончится, сомнения, приземлимся ли мы. Напряжение обычно длится в течение всего полета. Мне становится легче, когда самолет начинает выходить на посадку. Я думаю, что раз долетели до аэропорта, то точно уже ничего плохого не случится. Больше всего меня пугает ощущение бесконтрольности, а еще все усиливается за счет моей клаустрофобии.

Я стараюсь справиться со страхом сама. Узнала много информации об особенностях полета, обычно выбираю авиакомпании, в истории которых меньше аварий и падений самолетов. Так у меня возникает чувство некоторой защищенности.

Когда перед вылетом происходит демонстрация правил техники безопасности, я всегда с большим вниманием слежу за показом. Некоторые пассажиры даже посмеиваются, что я придаю такое значение процедуре, которую многие считают формальностью. Также обращаю внимание на поведение стюардесс. Если они ведут себя спокойно, то тряска меня не так сильно беспокоит.

Когда я лечу с друзьями, стараюсь больше с ними общаться, чтобы отвлечься и не думать о плохом. Если я одна, то могу найти себе «жертву», с которой буду болтать во время полета, чтобы снять напряжение. Однажды попробовала выпить чуть больше вина, чтобы расслабиться. Я действительно перестала нервничать, но, когда мама с ребенком на соседних креслах стали поглядывать на меня странно из-за моей излишней болтливости и активной жестикуляции, я поняла, что выпила лишнего. После этого страшно было проходить паспортный контроль: думала, что меня могут не пустить в страну (я летела в Голландию) из-за моего состояния. С тех пор стараюсь снимать стресс другими способами».

«Самый запоминающийся случай произошел со мной в 2013 году. Тогда я поехала домой к маме в Кировскую область, а потом собиралась вернуться к мужу в Финляндию и отметить с ним Новый год. И проспала поезд, который бы довез меня до Финляндии с пересадкой. Я нашла нужный самолет, но сразу начала искать причину, чтобы не лететь. Меня ждало у дома такси, но я просто не смогла в него сесть. Мне казалось, что со мной точно на борту случится что-то ужасное. В итоге я не села в такси и пропустила самолет. Долго плакала, когда пыталась объяснить мужу, что мне помешало улететь.

Таких историй с тех пор накопилось много. Чем ближе дата полета, тем больше я начинаю переживать. Могу сдвигать даты, за что приходится доплачивать. Из-за аэрофобии я страдала и морально, и финансово. Совсем недавно мне хотелось прилететь на концерт Земфиры в Москве. Эта поездка для меня была связана с позитивными эмоциями, ожиданием встречи с близкими друзьями и выступлением любимой певицы. Но меня снова мучило желание отменить путешествие. В итоге билет на концерт пропал.

Моя аэрофобия проявляется странно. Все неприятные ощущения предшествуют полету. Когда я сажусь в самолет, то страх уходит. Понимаю, что уже некуда отступать. Как будто вытянула лотерейный билет, просто надо дождаться, что будет в конце.

Перед полетом, чтобы себя успокоить, я начинаю больше общаться с окружающими незнакомыми людьми. Во мне просыпается разговорчивость, которая мне обычно не свойственна. Могу начать болтать с пассажирами еще в очереди на регистрацию. Замечала, что если лечу с человеком, который вовсе не боится полетов, то мне становится намного легче. Я смотрю в эти глаза, полные уверенности, и не так сильно переживаю. Звоню близким, говорю, что скоро полечу на самолете, а они буднично отвечают, не пугаются, как будто это что-то опасное. Их реакция меня успокаивает.

До сих пор обращаю внимание, что в день до отлета пытаюсь жить по полной, так, как будто это последний день в моей жизни».

Мне становится легче, когда самолет начинает выходить на посадку.

Молния, птицы, воздушные ямы…

– Алексей, и все-таки давайте развеем несколько распространенных мифов об авиакатастрофах.

– Турбулентность – это очень опасно, недаром командир корабля приказывает пристегнуть ремни. Во время сильной тряски самолет может развалиться прямо в воздухе!

– Турбулентность – это естественное явление, неестественно воспринимаемое некоторыми людьми. Она не представляет собой никакой опасности для самолета, не оказывает разрушающего действия. Даже автомобили, движущиеся по трассе, или поезда, идущие по рельсам, подвергаются более высоким нагрузкам.

За всю многолетнюю историю гражданской авиации ни один пассажирский самолёт не разбился из-за турбулентности. Что касается команды «пристегнуть ремни», то экипаж просто беспокоится о том, чтобы во время сильной «болтанки» вы не ушиблись, например, о стоящее впереди кресло.

– Если во время грозы в самолет попадет молния, он сгорит.

– Самолет рассчитан таким образом, что при попадании разряда в корпус электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая реальных повреждений. Известно несколько авиакатастроф, произошедших в результате удара молнии, но все они случились очень давно, в 50-60-х годах, с тех пор конструкции самолетов были значительно скорректированы, чтобы избежать подобных случаев.

– Самолет может провалиться в воздушную яму и не выбраться из нее.

– Воздушных ям не существует в природе. Это элементарная физика! Воздух заполняет весь предоставленный ему объем, поэтому в принципе в небе не может быть пустого места, куда самолет способен провалиться. Все дело в том, что полет – это несколько неестественное состояние для нашего организма, поэтому вестибулярный аппарат создает множество различных иллюзий. Воздушные ямы – одна из них. На курсах мы подробно этот момент прорабатываем.

– Птицы могут стать причиной авиакатастрофы – если они попадут в двигатель, он откажет, и самолет упадет.

– Начнем с того, что самолет не упадет, даже если у него откажут оба двигателя. Вообще, падающий камнем вниз самолет – тоже миф. Потому что его конструкция такова, что он будет планировать даже с отключенными двигателями.

Что касается птиц, то мелкие пернатые при попадании в двигатель просто перемалываются в муку. Чтобы птицы стали реальной проблемой, это должна быть целая стая крупных особей. Например, гусей, как это случилось в 2009 году в Америке с лайнером А320. Однако и тогда самолет благополучно приземлился, а точнее – приводнился на реку Гудзон. Повторение подобного инцидента равно практически нулю.

Что касается птиц, то мелкие пернатые при попадании в двигатель просто перемалываются в муку.

Аэрофобия — как бороться самостоятельно?

Паника — реакция физиологическая. Сердце ускоряет ритм, в кровь поступает адреналин. Тело напрягается, мышцы готовы быстро отреагировать на команды мозга. На земле разрядка происходит через мышечную активность. В салоне самолета это, увы, невозможно. Мозг продолжает выбрасывать адреналин, реагируя на мнимую опасность, паника нарастает. Это аэрофобия. Как от нее избавиться?

Единственный выход — обратить процесс вспять. Начать с дыхания. Закрыть глаза, откинуться в кресле, медленно выдохнуть носом, проговаривая про себя в такт дыханию: «Я спо-ко-ен», или «рас-слаб-ля-юсь».

Главное, успокоить дыхание, расслабить живот и шею. Дышать нужно неглубоко и медленно. Повторять упражнение, пока паника не отступит. Важно верить, что избавиться от аэрофобии самостоятельно возможно.

Еще статистика.

Интервью, Ликбез, Обзоры, Советы

Все было именно так, как в реальности мы переговаривались на английском, сверяли чек-листы, разыгрывали всевозможные сценарии полета крены, полет в условиях турбулентности, посадка в жестких условиях, без двигателей и пр.

Как побороть аэрофобию: 5 советов и 4 «звездных» приема

Британец Дэвид Боуи ради своих гастролей по Японии и России совершил подвиг, на который способен даже не каждый русский: он пересек нашу необъятную родину по Транссибирской магистрали. Правда, не все звезды обрекают себя на подобные мытарства, поскольку научились справляться со своим страхом полета.

Актриса покупает с мужем билеты на разные самолеты. Кейт считает, что оба самолета вряд ли потерпят катастрофу, а если случится что-нибудь с одним из них, дети не останутся сиротами.

Меган обманывает судьбу, слушая в самолете музыку Бритни Спирс (которая, кстати, тоже известный аэрофоб): «Я точно знаю, что умереть, слушая альбом Бритни Спирс — не моя судьба», — утверждает актриса.

А вот Энрике Иглесиас не столь изобретателен: перед полетом он просто напивается и, добравшись до кресла, засыпает.

Актера пугает в перелете сама ситуация, когда от него самого ничего не зависит. Этот страх заставляет Колина во время полета он все время прислушивается к шуму двигателя и переговорам членов команды. В одном из интервью актер заявил: «Это большой поезд, летающий в небе, и я ненавижу его! Я считаю, что это самая неестественная вещь в мире!». Для того, чтобы все-таки заставить себя сесть в самолет, актеру нужно хорошенько разозлиться.

Впрочем, позволить себе личный вагон или неспешное путешествие по всему континенту, на конце которого терпеливо ждут фанаты, могут лишь избранные аэрофобы. Аэрофоб обыкновенный не имеет таких возможностей, поэтому вынужден отказываться от командировок, коротать отпуска на российских югах или трястись, поджав ноги, в душном автобусе, собирая ямы по всем европам. И если на аэрофоба идейного, которому претит сама концепция летать там, где даже ползать нельзя, еще действует алкоголь и сон во время полета, то с аэрофобом закоренелым, с аэрофобом до мозга костей такие штучки не пройдут. «Мой рейс был вечером, но я уже с утра начал планомерно к нему готовиться, — рассказывает некий Алексей на тематическом форуме. — Алкоголя было выпито такое количество, что в аэропорт меня везли, а на паспортный контроль тащили под руки. Но стоило мне оказаться у ворот и увидеть свой самолет в окно, как все опьянение как ветром сдуло. Я моментально протрезвел и на посадку еле тащил ноги уже не от опьянения, а от страха». Мораль сей басни такова: аэрофобии, а вместе с ней и пьянству — бой!

Пора принимать меры и не быть пешеходным рабом своего страха.

1. Сперва определите масштабы катастрофы. Вдруг окажется, что у вас вовсе не фобия, а просто волнение. Оно, кстати, вполне естественно: даже пилоты нервничают перед полетом, поскольку небо – неестественная для человека среда обитания.

2. Попробуйте заглушить беспокойство голосом разума: «Мой друг-десантник помог мне справиться со страхом полетов, – рассказывает Екатерина. – Он просто сказал, что самолеты на самом деле падают очень редко, и именно поэтому каждая катастрофа становится целым событием. Если бы авиакатастроф было бы столько же, сколько аварий с участием машин, о них бы никто и не сообщал лишний раз. А ведь самолетов в небе очень много, примерно как автомобилей в одном городе».

3. Другой действенный способ – вышибать клин клином. «Года два назад я очень боялась летать: вжималась в кресло, терзая ручку весь полет, прислушивалась к звукам двигателей, всматривалась в лица стюардесс, – вспоминает Маргарита. – Но потом я стала больше путешествовать: в прошлом году, например, я совершила примерно 14 рейсов в разные концы планеты. Когда посадка в самолет стала для меня обыденным ритуалом, вроде путешествия на поезде, страх перестал мучить. Да, я все еще нервничаю перед взлетом, но на протяжении всего рейса чувствую себя почти как на земле».

4. Но это все легкие случаи, не отягощенные неприятными ситуациями, вроде тех, когда из панели над головой выпадает маска, а на лице доселе хладнокровной стюардессы читается паника. Истинную фобию увещеваниями не успокоишь, ее нужно лечить.

Говорят, что аэрофобия неизлечима, но в центре «Летаем без страха», основанном пилотом Алексеем Гервашем, утверждают, что это не так: просто к каждой причине фобии нужно подобрать свой «ключик». Такими решениями могут быть подробные лекции об устройстве самолета и механизме полета как такового, занятия на симуляторе, сеансы релаксации и навыки работы со своими мыслями.

5. Наиболее впечатляющими, конечно, кажутся занятия по ликвидации безграмотности. Наверное, потому, что пассажирам просто не рассказывают всего того, что знают пилоты (знают, и потому не боятся). Например, рядовой пассажир не знает, что ни один самолет за всю историю авиации еще не упал из-за турбулентности; не знает, что крыло отвалиться не может, потому что оно у самолета вообще одно; ни один пассажир не понимает до конца, что самолет изобретался как машина для нестандартной ситуации и в нем все устроено так, чтобы сохранять безопасность полета. Наконец, он не знает, что риск попасть в авиакатастрофу – один к десяти миллионам, и в мегаполисе у человека гораздо больше шансов погибнуть. Если бы рядовой пассажир все это знал, возможно, он больше боялся бы ездить на автобусе, чем летать на самолете.

Например, рядовой пассажир не знает, что ни один самолет за всю историю авиации еще не упал из-за турбулентности; не знает, что крыло отвалиться не может, потому что оно у самолета вообще одно; ни один пассажир не понимает до конца, что самолет изобретался как машина для нестандартной ситуации и в нем все устроено так, чтобы сохранять безопасность полета.

Как победить аэрофобию после крушения A321? Советы специалиста

  • аэрофобия
  • полеты
  • страхи

Во вторник, 17 ноября, ФСБ официально подтвердила, что причиной крушения Airbus A321 на Синайском полуострове стал теракт. К сожалению, эта трагедия имела и такой эффект, что те, кто и до нее боялся летать, стали бояться еще больше, а те, кто, казалось бы, поборол страх перед полетами, вновь столкнулся с проблемой. О том, как сохранить внутреннюю свободу и справиться с аэрофобией, рассказал автор тренинга “Летаем без страха”, основатель одноименного центра, коммерческий пилот и специалист по аэрофобии Алексей Герваш.


Фото: Shutterstock

Тем, кто уже поборол аэрофобию, но кому после теракта кажется, что она вернулась, Алексей Герваш дал такие советы.

1. Летать как можно чаще. Каждый следующий полет приближает к моменту окончательного ухода фобии. Разумеется, в моменты катастроф (вроде ситуации с A321) фобия может вернуться, но всего на несколько дней, и потом вы продолжите летать нормально.

2. Взять мышление под контроль. Когда приходят мысли вроде “Я всегда знал, что летать опасно”, вспоминайте, что за 2 года в России было перевезено 200 млн пассажиров, и никто не поцарапался. Это не соответствует слову “опасно”. На миллиарды рейсов происходят единицы катастроф, и эта статистика тоже не соответствует слову “опасно”.

3. Решить поведенческие вопросы. Навязчивый интерес к авиакатастрофам – часть поведенческой проблемы, от которой необходимо уйти. Не стоит излишне интересоваться тем, что случается крайне редко. Помните, что СМИ – не источник достоверной профессиональной информации об этом, потому что они вряд ли предоставят мнения действующих авиаторов.

Читайте также:  Подтверждение проживания по РВП в 2020 году

4. Побороть перфекционизм. Люди требуют от себя абсолютно спокойной реакции, абсолютного бесстрашия перед полетом, абсолютно безопасной авиации. От этого следует избавиться. Если вы мыслите категориями “черное – белое”, вам будет сложно (и это касается не только аэрофобии).

“Многих беспокоят фантазии на тему того, как ужасно себя чувствовали люди, когда они понимали, что они падают с высоты 10000 км и ничего не могут сделать. Это очень распространенная для аэрофобов мысль. Но надо четко понимать, что в этой ситуации люди ничего не чувствуют, потому что самолет с неба не падает. В реальности (в случае с Синаем) самолет разгерметизировался из-за взрывной волны, давление в самолете упало гораздо быстрее, чем давление в легких человека, легкие разорвались – человек ничего не успел почувствовать, это моментальная, секундная смерть. Как бы ни было печально, но это так. Многие говорят, что не боятся умереть, но боятся этих мифических 10 минут ожидания смерти, в течение которых они будут лететь к земле, не в состоянии что-либо сделать. Но это неправда. Если бы самолеты действительно падали, как осиновые листы, 5 или 10 минут, наверное, это было бы страшно. Хотя, разумеется, все относительно – все страшно только в рамках фобии. Вам же не приходит в голову накручивать себя на тему “каждый пятый человек не доживет до старости и умрет от рака, в хосписах миллионы человек, они там умирают и понимают, что ничего нельзя сделать”. Все мы надеемся, что нас эта участь минет, что мы не окажемся в числе этих людей. Почему же мы делаем то же самое с самолетами? И как вы можете чувствовать себя на борту, если вы так накручиваете себя?” – рассуждает Алексей Герваш.

Алексей Герваш отметил, что многие из тех, кто еще не стал на путь борьбы с аэрофобией, находятся на этапе отрицания (практически любая проблема начинается с этого – так, например, курильщик утверждает, что у него нет зависимости от сигарет, и он может бросить курить в любую минуту). Аэрофобы утверждают, что это не страх, а здравый смысл, что летать опасно, что нет шансов выжить, что нет шансов покинуть самолет в опасный момент и так далее. И хотя эти мысли некорректны, на этапе отрицания они кажутся адекватными – каждый аэрофоб выстраивает ложную цепочку аргументов, которые на первый взгляд кажутся логичными. Важно помнить, что абсолютной безопасности не существует – ни на земле, ни в воздухе, никогда и нигде нет абсолютных гарантий чего бы то ни было. Статистически быть пешеходом в Калужской области в 1000 раз опаснее, чем летать самолетом, вероятность для девушки забеременеть шестерней, не прибегая к помощи ЭКО, равна вероятности, что она погибнет в авиакатастрофе, шанс любого ребенка в аэропорту США стать президентом идентичен его шансу погибнуть в авиакатастрофе. Это очень маленькие цифры, которые здоровая психика воспринимает адекватно: вероятность есть, но она настолько мала, что из-за нее не стоит волноваться. Аэрофобу же все равно: ему достаточно понимать, что это может быть он.

Что можно посоветовать тем, кто боится летать, но не знает, что с этим делать? Советы похожи на рекомендации для тех, кто уже пытался решить вопрос страха перед полетами, но, по словам Алексея Герваша, новичкам требуется более масштабная, объемная и комплексная, более глубокая работа.

1. Признать, что есть проблема. Необходимо признать, что у вас есть проблема, что проблема – в беспочвенной фобии и в страхе, а не в самолете и не в авиации. Это вопрос внутренней свободы. Надо осознать, что фобия, какой бы она ни была, не должна ограничивать внутреннюю свободу. Смелость – не отсутствие страха, а понимание того, что многое в жизни важнее страха.

2. Начать решать проблему. Для этого потребуется работа и – в той или иной степени – помощь специалиста. Советы в интернете, которые в большинстве своем сводятся к “думай о хорошем, не думай о плохом” не сработают. Аэрофоб не может не думать о плохом. Не сработают попытки отвлечься, почитать, сосредоточиться на дыхании и т. д. Лечение аэрофобии – серьезный паззл: работа с ложными убеждениями и логическими ошибками, авиационное обучение и т. д. Сейчас обыватель может почерпнуть информацию об авиации из СМИ, а там она зачастую ошибочна. Нужно стать “мини-экспертом” в области авиации, аэродинамики, авиационной метеорологии, чтобы иметь возможность фильтровать ложную информацию.

3. Сменить поведение. Отказаться от связанных с полетом ритуалов, которые обычно есть у каждого аэрофоба (выключение телефона, тугое застегивание ремня и т. д.), потому что они транслируют мозгу опасность. Отказаться от избирательного накопления информации – выискивания в интернете неадекватных источников, которые подтверждают страхи.

4. Обучиться навыкам самоконтроля (вместо попыток контролировать самолет). Аэрофоб пытается контролировать самолет – это его любимое развлечение (выражение лиц стюардесс, звуки и т. д.). Необходимо понять, как работает механизм страха и паники, понять, какие упражнения и методы помогают вам контролировать уровень адреналина в крови. Должна быть проделана большая работа с эмоциями: как показывает практика, 60% аэрофобов – перфекционисты, живущие в мире, где они всем должны. Есть такой мастер-класс “Турбулентность и перфекционизм”, который поможет разобраться в проблеме и решить вопросы самоконтроля и контроля над эмоциями.

5. Летать. Когда собрался “теоретический паззл” (из знаний об авиации, психологии, собственных эмоций и т. д.), нужно отработать его на практике. Аэрофобу проще следовать своей привычке никуда не летать, но от этой привычки надо обязательно избавляться, перестать избегать самолетов.

“Авиация прекрасна и безопасна. Вероятность погибнуть в авиакатастрофе крайне низка. Если сложить население Москвы и Санкт-Петербурга, то вероятность такова, что за год только один человек из “общей суммы” может погибнуть в авиакатастрофе. Да, случиться может многое и в любой момент, но то, что нам отпущено, мы хотим прожить полноценно, а не в плену своих страхов. Путешествия, впечатления, страны, вкусы, командировки, бизнес-развитие – это удовольствие. Попадая в ловушку страха, мы лишаем себя этого удовольствия. К сожалению, это не ограничивается только аэрофобией – это имеет тенденцию развиваться. Поэтому решая проблему аэрофобии, вы решаете комплекс проблем: запрета на эмоции, панических атак, клаустрофобии, потому что эти вещи взаимосвязаны. Вы начинаете лучше понимать себя, понимать, откуда берутся страхи, какую роль играют родители, воспитание и перфекционизм в этой картине, начинаете любить авиацию. Я не знаю больше ни одного процесса, который делал бы больше для сохранения безопасности человека. Необходимо найти в себе силы и действовать сейчас, потому что “потом” у аэрофобов не наступает очень долго. Средний период с момента, когда аэрофоб понимает, что у него проблемы, до момента, когда он обращается за терапией, – шесть лет. За эти шесть лет фобия сильно прогрессирует, и терапия становится сложнее, чем если бы он обратился за помощью шесть лет назад”, – говорит Алексей Герваш. Если бы то, что испытывают аэрофобы, было бы разумно, оно называлось бы “аэрологика” или “аэро – здравый смысл”. Само название проблемы выдает то, что это – патология. К счастью, все поправимо.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Если бы то, что испытывают аэрофобы, было бы разумно, оно называлось бы аэрологика или аэро – здравый смысл.

Симптомы аэрофобии

Обычно люди с аэрофобией начинают испытывать тревогу за несколько дней до намеченного перелёта. Это может проявляться в нарушении у них сна и появлении кошмарных сновидений. Некоторые люди употребляют седативные препараты, что позволяет снизить тягостные внутренние ощущения только на короткий промежуток времени. [3]

Считается, что симптомы аэрофобии обусловлены не реальной действительностью, а страхом перед возможным будущим, так как человек представляет себе отрицательные последствия полёта. При этом женщины больше всего боятся самой ситуации авиакатастрофы, а мужчины боятся высоты и невозможности собственного контроля над происходящей ситуацией. Пожилые люди испытывают панику, которая обусловлена страхом полёта и смерти. Многие из этих людей никогда не совершали перелёты и, тем более, не попадали в авиакатастрофы. Следовательно, данный страх является необоснованным.

Все симптомы аэрофобии можно разделить на вегетативные и психические. [4]

К вегетативным симптомам относятся:

  • тахикардия;
  • боли в предсердечной области, напоминающие стенокардию;
  • избыточная потливость ладоней и стоп;
  • увеличение частоты дыхательных движений;
  • приступы бронхоспазма;
  • непроизвольное сокращение мышц, рефлекторная дрожь;
  • полакиурия (учащённое мочеиспускание);
  • боли в животе, тошнота;
  • гиперемия или бледность кожных покровов;
  • головные боли, преимущественно в височной области.

К психическим симптомам относятся:

  • беспокойство;
  • раздражительность;
  • снижение концентрации внимания;
  • снижение качества сна, ночные кошмары;
  • утомляемость, сниженная трудоспособность.

полакиурия учащённое мочеиспускание ;.

Летать без страха: 8 приложений для аэрофобов

На днях в App Store появилось приложение под названием Am I Going Down? (стоимость — 59 руб.), способное, по утверждению его создателей, прогнозировать возможность авиакатастрофы. Например, путешествуя рейсом авиакомпании Cathay Pacific на «Боинге-777» из Гонконга в Лос-Анджелес, вероятность разбиться равна 1 к более чем 4 миллионам. Эта информация должна успокоить мнительного путешественника перед посадкой на борт. Приложение анализирует статистику полетов на основе данных женевского Бюро учета авиакатастроф, Национального совета по безопасности транспорта США и Международной организации гражданской авиации ООН. По словам разработчика приложения Ника Джонса, даже если пассажир будет летать ежедневно на протяжении следующих 11 000 лет, шанс того, что он хотя бы однажды попадет в авиакатастрофу, очень мал.

Если статистика Am I Going Down? выглядит недостаточно убедительно, можно опробовать другие «успокаивающие» приложения. Еще семь из них — в нашей подборке.

App Store — 219 руб.
Google Play — недоступно

Российская разработка для аэрофобов — приложение «Полет нормальный?». Оно было создано центром по лечению аэрофобии «Летаем без страха» специально для тех, кто хочет понимать, как устроен процесс полета. Приложение сообщит пользователю реальные параметры полета, такие как угол крена самолета, скорость и высоту (функция доступна только возле иллюминатора), перегрузку при турбулентности и положение носа относительно горизонта.

App Store — бесплатно
Google Play — недоступно

Еще одна российская разработка — приложение «Страх полета», созданное центром по лечению аэрофобии «Летаем без страха» совместно с авиакомпанией «Трансаэро». Программа — кладезь полезной информации для тех, кто не знает, как устроен самолет и из-за этого боится летать. Что держит машину в воздухе? Что будет, если откажет двигатель? Как влияет погода на безопасность полетов? Ответы на все эти вопросы приложение даст всего за пару минут. В качестве дополнительной функции — датчик турбулентности, который работает в режиме реального времени, и 20 познавательных мифов об авиации.

App Store — бесплатно
Google Play — недоступно

В декабре 2014 года японская авиакомпания All Nippon Airways (ANA) представила расслабляющее приложение для аэрофобов. Выпустить его было решено после того, как по заказу компании провели исследование и выяснили, что 72% американских авиапассажиров чувствуют беспокойство во время полета. ANA Takeoff — игра-головоломка, в ходе которой нужно управлять шариком, наводя его на объекты и избегая препятствий. Главная цель приложения — поглотить внимание пассажира. Особая роль отводится музыке, звучащей на заднем плане. Специальная расслабляющая мелодия подстраивается под шум в кабине самолета, повышая громкость в тот момент, когда двигатели переходят во взлетный режим.

Valk было разработано учеными из Лейденского университета совместно с голландской авиакомпанией KLM. Смартфон, на который установлена программа, способен фиксировать вибрации и шумы в салоне. Если пассажир почувствует, что начинает паниковать, он может нажать тревожную кнопку приложения, а оно в ответ объяснит ему, что означают эти звуки. Кроме того, программа содержит описание специальной гимнастики, которая направлена на снижение уровня стресса.

Еще одно расслабляющее приложение, в котором собраны красивые звуки природы. Журчание горной реки или чириканье скворца успокоит нервы и поможет отвлечься.

No Stress Altitude

App Store — 219 руб.
Google Play — недоступно

No Stress Altitude обеспечит аэрофоба личным терапевтом на время полета. Достаточно кликнуть на кнопку Panique, и программа активизирует аудио-курс специалиста, который проведет расслабляющий тренинг и расскажет о специальных упражнениях, помогающих снизить уровень стресса пассажира.

Изначально Flightradar 24 Pro разрабатывалось не для борьбы с аэрофобией, а для вполне утилитарных целей — отслеживать почти любой рейс в мире в режиме реального времени. Это может быть полезно для путешественников, которые летят со стыковкой, а нужный рейс задерживается. Flightradar 24 Pro поможет узнать, когда самолет доберется до аэропорта назначения и сколько по времени составит задержка. Но для тех, кто категорически боится летать, приложение может иметь особый терапевтический эффект. Осознание того, сколько самолетов одновременно находятся в небе и сколько пассажиров сейчас летят, может успокоить и настроить на перелет.

Алексей Герваш
авиационный психолог,
пилот,
руководитель центра «Летаем без страха»

Какой процент пассажиров страдает аэрофобией?

Аэрофобии подвержены 30% населения Земли.

Есть ли эффект от приложений по борьбе с аэрофобией? Каков принцип их работы?

Судя по нашему опыту, есть. Но необходимо отметить важную деталь — аэрофобия не поддается рациональному лечению. То есть какова бы ни была статистика (а она действительно потрясающая: шанс погибнуть в авиакатастрофе сегодня равен 1 к 15 млн), аэрофоб все равно будет уверен, что авиаперелет — очень небезопасный процесс. Поэтому принцип интерактивных программ: работать не только с рациональным мышлением, но и с иррациональным.

Не опасно ли пользоваться мобильными устройствами на борту?

Нет, не опасно, тем более в авиарежиме. Специально для беспокойных пассажиров мы создаем приложения, которыми они могут воспользоваться именно на борту.

Что лучше всего успокаивает пассажира, страдающего аэрофобией?

Лучше всего пройти очные курсы в специализированном центре или изучить интерактивные. Это такое же логичное решение, как при боли в зубе идти к стоматологу, а не смотреть ролики на YouTube о том, как много крови потерял человек, который долго не хотел лечить зуб, а потом решил удалить его самостоятельно. Но, к сожалению, аэрофобия — это психическое расстройство, которым страдают люди с определенной генетикой, воспитанием, тревожно-мнительным психотипом, подозрительностью, дефицитом доверия. У многих из них случаются панические атаки и вне самолета. Они не доверяют пилотам, не доверяют авиации и не доверяют никаким курсам. 98% из числа обратившихся в профессиональные центры аэрофобов становятся свободными от страхов людьми, хотя 100% из них были уверены, что им ничего не поможет. По сути, эти слова — главное препятствие на пути к спокойному полету.

Еще семь из них в нашей подборке.

Аэрофобия: что это такое и как с ней справиться

Пора отпусков в разгаре, аэропорты трещат по швам от множества туристов. Но не всем перелеты, пусть даже отпускные, в радость. Почти все из нас испытывают беспокойство в полете. Но как отличить здоровый страх за свою жизнь от панических атак?

Читайте также:  Жителям ДНР/ЛНР дадут гражданство РФ в упрощёном порядке?

ИЗБЕГАНИЕ

— Аэрофобия – это психическое расстройство, которое характеризуется навязчивым страхом летать в самолетах, — поясняет Алексей Герваш, психолог центра «Летаем без страха». Здоровый страх за свою жизнь при тряске самолета – это нормально, так работает инстинкт самосохранения.

При психическом расстройстве у человека случаются панические атаки. Аэрофоб всячески избегает полетов, он может категорически отказывается летать или садится в самолет через силу, получая огромный стресс и покрываясь каплями холодного пота.

Наличие избегания автоматически переводит обычный страх в психическое расстройство. Избеганием также считается принятие на грудь большого количества алкоголя перед полетом.

Для того, чтобы сесть в самолет, мне нужно крепко выпить, — делится ощущениями Лида Огородникова, аэрофоб. – Два года назад я консультировалась с психологом, и беседы помогли мне. После этого я летала спокойно, а сейчас снова боюсь и пью перед посадкой в самолет. Связываю это с большим количеством стрессов, которые я пережила в последнее время.

Аэрофобия – это не социально навязанный страх. Боязнь может передаться генетически, это также результат определенного склада ума, некорректного воспитания, накопленных стрессов.

Страх перед полетами может быть результатом других психических проблем, которые есть у человека. Известно, что порядка 40% аэрофобов имеют те или иные психические отклонения.

ПОМОЩЬ

Наука психология полагает, что человек боится летать, потому что он мыслит неправильными категориями, неправильно себя ведет и не умеет контролировать свою физиологию — вот три главные составляющие аэрофобии, добавляет Алексей Герваш.

Дело в том, что самолет самый безопасный транспорт в мире по статистике. Кстати, многие об этом не знают, впрочем, как и об устройстве самолета, как крылатая машина летает, что такое турбулентность. Обычное незнание часто рождает страх.

В центре помощи аэрофоб может посмотреть поясняющий видеоматериал по типу его страха: кого-то беспокоит турбулентность, какого-то взлеты и посадки. Ролик может быть коротким, если вы прибыли в аэропорт незадолго до полета и длинным — более 6 часов. У психологов центра можно также получить индивидуальную консультацию.

Завершающий этап лечения — это погружение в виртуальную реальность. Для этого человека помещают на подвижную вибрирующую платформу со звуками турбин и двигателя, а в иллюминаторе видны взлеты и посадки. Здесь аэрофоб учится контролировать свои переживания, свой страх.

Последние два этапа помощи платные — 100 евро в час.

— Пока в Шереметьево немногие обращаются в центр помощи, т.к. он открылся только 11 июня, — говорит Герваш. – Но из своей практики могу поделиться цифрами: аэрофобов среди женщин чуточку больше – 55 процентов, мужчин, соответственно, 45 процентов.

Порядка 20 часов нужно для того, чтобы вылечить аэрофобию.

Интересно, что пару лет назад случаев, когда ребенок боялся лететь, практически не было. Сейчас они участились, а мировая тенденция показывает, что аэрофобы молодеют. Возможно, дети перенимают модель поведения родителей.

Что такое турбулентность, воздушные ямы и можно ли угодить в грозу?

Александр Швыдкин, частный пилот и шеф-редактор канала «Пилот TV», разъясняет воздушные термины и как все работает в полете.

Турбулентность в атмосфере вызвана мощным столкновением восходящих и нисходящих потоков воздуха. В аэрологии есть образное сравнении: представьте влажный потолок в ванной комнате, на котором есть что-то, что нарушает гладкость поверхности, например, прилипшая соринка. Она сразу образует каплю, стягивая на себя окружающий слой воды, отрывается и падает. За первой каплей падает вторая. Вот так формируются восходящие потоки воздуха.

Т.е. теплый воздух липнет к земле ровным слоем, ему трудно оторваться. А в том месте, где этот слой что-то нарушает, возникают условия для отрыва большой массы теплого влажного воздуха, который поднимается вверх. Соответственно, если одна масса улетела вверх, то чтобы сохранить равновесие, холодный воздух должен опуститься. И чем больше таких потоков, тем сильнее трясет самолет — это и есть турбулентность.

Природный процесс, в который может влететь самолет, визуально не видно, поэтому пилоты не могут его заметить.

Турбулентность нестрашна для самолета, он ее минует и полетит дальше, как ни в чем не бывало. Гроза/грозовые облака — в том, месте, где поток теплого воздуха сталкивается с сухим холодным, может образоваться облако (туча) – это тоже вид турбулентности.

Если облако грозовое, то полёт категорически запрещают. Вы просто не вылетите из аэропорта. Если самолет уже в небе, то приближение грозы определят специальные метелокаторы. Метеолокаторы фиксируют грозовой очаг по насыщенности ионизированного воздуха в облаке. Пилот просто облетит это место и все.

Воздушные ямы – тоже вид турбулентности. Если самолет попадает в восходящий поток воздуха, то пассажиры ощущают «пинок» снизу. Если в нисходящий, то у людей появляется неприятное ощущение исчезновения опоры – воздушная яма. Все современные самолеты рассчитаны на такую мелочь.

Остановка двигателей/топливо закончилось – у самолета несколько двигателей, от 2 до 4, поэтому, если один откажет, то самолет все равно долетит до безопасного места посадки. Отказ всех двигателей или отсутствие топлива – редчайшие ситуации в истории авиации. В таком случае, самолет будет планировать, потому что самолет – это планер, которому обрезали крылья и вставили двигатель. Он сможет приземлиться на ровную поверхность или на воду безаварийно.

Запомните, самый надежный элемент в системе человек-машина – это машина. И вообще, летать на самолете в 60 раз безопаснее, чем ездить на автомобиле.

Думаю, на аэрофобию влияют две вещи: это неестественное для человека положение в безопорном пространстве — ему непонятно, как эта многотонная птица может держаться в воздухе. Второе, в самолете человек испытывает влияние клаустрофобии, ведь в замкнутом пространстве пассажиру трудно, от него ничего не зависит.

Но необходимо помнить, что современная авиация – это не отдельный самолет в небе, а целый комплекс, летящий в информационном пространстве, система, повышающая безопасность полета.

Как самостоятельно преодолеть беспокойство?

Александр Орлов, психолог, профессор Высшей школы экономики, предлагает читателям несколько рекомендаций:

Во-первых, контролируйте себя, а не самолет. Самолет ведут профессионалы.

Во-вторых, используйте разного рода упражнения, позволяющие взять себя в руки. Такие упражнения нужно до полета научиться делать в любых ситуациях, а затем практиковать в ситуации полета: — упражнения на мышечное расслабление (релаксацию), которые позволяют произвольно сбросить напряжение основных мышечных групп; — упражнение на дыхание, позволяющее человеку произвольно дышать более глубоко и более медленно, нежели обычно.

Дополнительные рекомендации: выберите место в среднем ряду, держите под рукой мягкое успокоительное.

При появлении первых признаков аэрофобии – ущипните себя покрепче, болезненные ощущения помогут вернуться к основным рекомендациям: релаксации и дыханию.

Т урбулентность в атмосфере вызвана мощным столкновением восходящих и нисходящих потоков воздуха.

Приготовься к турбулентности

Турбулентность нередкое явление во время полетов. Она возникает не потому, что в самолете что-то не так: он просто попадает в зону перепада давления от низкого к высокому. Если у человека скачет давление, то его тоже хорошенько трясет. Так что волноваться не стоит.

Ты можешь возразить и заметить, что иногда во время турбулентности люди получают травмы, и будешь права. Но, во-первых, это случается очень редко, а во-вторых, чаще всего это происходит, потому что пассажиры игнорируют просьбы стюардов пристегнуться. Так что не забывай пользоваться ремнем безопасности и помни, что турбулентность — это всего лишь временное явление.

Глубокие вдохи.

Летать без страха: 8 приложений для аэрофобов

На днях в App Store появилось приложение под названием Am I Going Down? (стоимость — 59 руб.), способное, по утверждению его создателей, прогнозировать возможность авиакатастрофы. Например, путешествуя рейсом авиакомпании Cathay Pacific на «Боинге-777» из Гонконга в Лос-Анджелес, вероятность разбиться равна 1 к более чем 4 миллионам. Эта информация должна успокоить мнительного путешественника перед посадкой на борт. Приложение анализирует статистику полетов на основе данных женевского Бюро учета авиакатастроф, Национального совета по безопасности транспорта США и Международной организации гражданской авиации ООН. По словам разработчика приложения Ника Джонса, даже если пассажир будет летать ежедневно на протяжении следующих 11 000 лет, шанс того, что он хотя бы однажды попадет в авиакатастрофу, очень мал.

Если статистика Am I Going Down? выглядит недостаточно убедительно, можно опробовать другие «успокаивающие» приложения. Еще семь из них — в нашей подборке.

App Store — 219 руб.
Google Play — недоступно

Российская разработка для аэрофобов — приложение «Полет нормальный?». Оно было создано центром по лечению аэрофобии «Летаем без страха» специально для тех, кто хочет понимать, как устроен процесс полета. Приложение сообщит пользователю реальные параметры полета, такие как угол крена самолета, скорость и высоту (функция доступна только возле иллюминатора), перегрузку при турбулентности и положение носа относительно горизонта.

App Store — бесплатно
Google Play — недоступно

Еще одна российская разработка — приложение «Страх полета», созданное центром по лечению аэрофобии «Летаем без страха» совместно с авиакомпанией «Трансаэро». Программа — кладезь полезной информации для тех, кто не знает, как устроен самолет и из-за этого боится летать. Что держит машину в воздухе? Что будет, если откажет двигатель? Как влияет погода на безопасность полетов? Ответы на все эти вопросы приложение даст всего за пару минут. В качестве дополнительной функции — датчик турбулентности, который работает в режиме реального времени, и 20 познавательных мифов об авиации.

App Store — бесплатно
Google Play — недоступно

В декабре 2014 года японская авиакомпания All Nippon Airways (ANA) представила расслабляющее приложение для аэрофобов. Выпустить его было решено после того, как по заказу компании провели исследование и выяснили, что 72% американских авиапассажиров чувствуют беспокойство во время полета. ANA Takeoff — игра-головоломка, в ходе которой нужно управлять шариком, наводя его на объекты и избегая препятствий. Главная цель приложения — поглотить внимание пассажира. Особая роль отводится музыке, звучащей на заднем плане. Специальная расслабляющая мелодия подстраивается под шум в кабине самолета, повышая громкость в тот момент, когда двигатели переходят во взлетный режим.

Valk было разработано учеными из Лейденского университета совместно с голландской авиакомпанией KLM. Смартфон, на который установлена программа, способен фиксировать вибрации и шумы в салоне. Если пассажир почувствует, что начинает паниковать, он может нажать тревожную кнопку приложения, а оно в ответ объяснит ему, что означают эти звуки. Кроме того, программа содержит описание специальной гимнастики, которая направлена на снижение уровня стресса.

Еще одно расслабляющее приложение, в котором собраны красивые звуки природы. Журчание горной реки или чириканье скворца успокоит нервы и поможет отвлечься.

No Stress Altitude

App Store — 219 руб.
Google Play — недоступно

No Stress Altitude обеспечит аэрофоба личным терапевтом на время полета. Достаточно кликнуть на кнопку Panique, и программа активизирует аудио-курс специалиста, который проведет расслабляющий тренинг и расскажет о специальных упражнениях, помогающих снизить уровень стресса пассажира.

Изначально Flightradar 24 Pro разрабатывалось не для борьбы с аэрофобией, а для вполне утилитарных целей — отслеживать почти любой рейс в мире в режиме реального времени. Это может быть полезно для путешественников, которые летят со стыковкой, а нужный рейс задерживается. Flightradar 24 Pro поможет узнать, когда самолет доберется до аэропорта назначения и сколько по времени составит задержка. Но для тех, кто категорически боится летать, приложение может иметь особый терапевтический эффект. Осознание того, сколько самолетов одновременно находятся в небе и сколько пассажиров сейчас летят, может успокоить и настроить на перелет.

Алексей Герваш
авиационный психолог,
пилот,
руководитель центра «Летаем без страха»

Какой процент пассажиров страдает аэрофобией?

Аэрофобии подвержены 30% населения Земли.

Есть ли эффект от приложений по борьбе с аэрофобией? Каков принцип их работы?

Судя по нашему опыту, есть. Но необходимо отметить важную деталь — аэрофобия не поддается рациональному лечению. То есть какова бы ни была статистика (а она действительно потрясающая: шанс погибнуть в авиакатастрофе сегодня равен 1 к 15 млн), аэрофоб все равно будет уверен, что авиаперелет — очень небезопасный процесс. Поэтому принцип интерактивных программ: работать не только с рациональным мышлением, но и с иррациональным.

Не опасно ли пользоваться мобильными устройствами на борту?

Нет, не опасно, тем более в авиарежиме. Специально для беспокойных пассажиров мы создаем приложения, которыми они могут воспользоваться именно на борту.

Что лучше всего успокаивает пассажира, страдающего аэрофобией?

Лучше всего пройти очные курсы в специализированном центре или изучить интерактивные. Это такое же логичное решение, как при боли в зубе идти к стоматологу, а не смотреть ролики на YouTube о том, как много крови потерял человек, который долго не хотел лечить зуб, а потом решил удалить его самостоятельно. Но, к сожалению, аэрофобия — это психическое расстройство, которым страдают люди с определенной генетикой, воспитанием, тревожно-мнительным психотипом, подозрительностью, дефицитом доверия. У многих из них случаются панические атаки и вне самолета. Они не доверяют пилотам, не доверяют авиации и не доверяют никаким курсам. 98% из числа обратившихся в профессиональные центры аэрофобов становятся свободными от страхов людьми, хотя 100% из них были уверены, что им ничего не поможет. По сути, эти слова — главное препятствие на пути к спокойному полету.

No Stress Altitude обеспечит аэрофоба личным терапевтом на время полета.

Лайфхаки для полета

Если ты уже купила билет, и деваться тебе некуда, вот несколько советов.

  • Выбери место у окошка. Это более стабильная зона, всякие движения и звуки в ней чувствуется меньше всего (не то что бы прямо дикая разница, но все-таки)
  • Выбери место, на котором ты будешь чувствовать себя спокойней. Может, тебе будет приятней сидеть рядом с запасным выходом? Не стесняйся своих потребностей, главное, чтобы ты чувствовала себя максимально расслабленно во время полета.
  • Выбери самолет побольше. Чем больше самолет, тем плавнее полет. Когда ты будешь выбирать билеты, есть возможность посмотреть, сколько мест в самолете, воспользуйся этим.
  • Ориентируйся на время суток. Боишься, что не сможешь спокойно смотреть сериалы во время полета? Выбери ночной рейс, желательно после полуночи: скорее всего, проспишь весь полет. Если же при свете дня тебе как-то спокойнее, то, соотвественно, выбирай дневной или утренний рейс. Смотри в окошко на проплывающие мимо облака и наслаждайся.
  • Чекни прогноз турбулентности. Да, есть отдельный сайт: Turbulence Forecast. Он американский, но в нем есть информация по всему земному шару.
  • Загляни в аэропорт заранее. Я имею в виду, не за 3-4 часа, а за 3-4 недели. Поброди между терминалами, слови позитивное настроение улетающих, прониклись атмосферой. Словом, встреться лицом к лицу со своим страхом и пойми, что в аэропорту нечего бояться. Может звучать немного безумно, но это правда один из способов настроиться на полет.

Твои любимые звезды тоже страдают аэрофобией.

Добавить комментарий