О лицах без гражданства: как получить паспорт России, какие имеют права

Алгоритм и особенности процедуры приобретения подданства России: как получить гражданство РФ лицам без гражданства?

Лица, которые не имеют принадлежности к определенному государству (то есть не являются ее официальными гражданами) называются апатридами. Согласно законодательству РФ любой человек, который соответствует законодательным требованиям, может стать гражданином РФ.

Со стороны может показаться, что это довольно сложная процедура, однако при правильном подходе к делу, решить вопрос можно относительно быстро и без существенных временных и денежных затрат.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Как получить: основания и способы

Согласно текущему законодательству получить гражданство может любое лицо, которое проживает на территории РФ. Однако в процессе получения данного юридического статуса есть несколько нюансов.

Справка! Есть лица, которые могут получить статус по упрощенной процедуре. Таким особам достаточно подать анкету-заявление в подданство и другие документы (этот вопрос мы рассмотрим далее) без соблюдения требования относительно срока нахождения на территории государства.

Основанием для получения данного юридического статуса на территории России является наличие следующих факторов:

  • по рождению;
  • в результате восстановления;
  • в результате выбора подданства по определенным показателям;
  • посредством вступления на основании общих принципов.

Согласно статье 14 ФЗ №62, по упрощенной схеме получить данный юридический статус могут следующие лица:

  1. Проработавшие на территории РФ больше трех лет. больше трех лет. Более детально об основных нюансах получения гражданства РФ по браку можете прочитать здесь, а в этой статье можно ознакомиться с перечнем документов для этой процедуры.
  2. Если лицо является недееспособным и имеет совершеннолетнего ребенка, который является гражданином РФ.
  3. Ветераны ВОВ.
  4. Лица, которые окончили ВУЗы во время СССР.
  5. Высококвалифицированные специалисты.

Само собой разумеется, что по одним только утверждениям заявителя не будет принято решение об упрощенной схеме прохождения процедуры. Решение о принятие в гражданство по упрощенной процедуре принимается в Управлении по вопросам миграции. Следует отметить, что если в упрощенной процедуре претенденту будет отказано, это не значит, что он не может получить гражданство по общей схеме.

Что касается вступления в статус гражданина РФ по общим принципам, то основанием для положительного решения будут выступать следующие факторы:

  • Проживает на территории государства в течение пяти лет беспрерывно. Допускается небольшой перерыв длительностью не более 3-ех месяцев в год.
  • Имеет официальный источник доходов – для этого нужно будет предоставить справку или выписку из банка, другое документальное подтверждение своих доходов.
  • Владеет русским (то есть государственным) языком. В подтверждение этого лицо должно иметь соответствующий сертификат о прохождении экзамена.
  • Обязуется соблюдать Конституцию РФ и другие законодательные нормы.

Кроме этого, следует отметить, что в некоторых случаях, которые не попадают под общие прописанные пункты, ситуация о вопросе принятия гражданства может рассматриваться специальной комиссией.

Также существуют другие способы получения гражданства РФ. При этом получить гражданство можно в упрощенном порядке:

    (подробнее об условиях получения российского гражданства для родившихся в СССР можно узнать тут). .

Алгоритм действий

Получение гражданства в РФ определяется прохождением нескольких этапов, которые должны выполняться последовательно. В первую очередь претенденту нужно определиться с регионом проживания и получить временное разрешение на жительство.

В целом алгоритм получения российского гражданства можно представить, как следующие этапы:

  1. Регистрация лица.
  2. Получение разрешения на временное проживание на территории РФ.
  3. Оформление вида на постоянное жительство.
  4. Получение гражданства – заключительный этап.

Сбор документов

Это пожалуй, самый сложный и длительный этап в данной юридической процедуре.

ВАЖНО! Точный перечень документов нужно уточнять непосредственно в ГУВМ МВД, так как для конкретного случая могут понадобиться дополнительные справки.

По прибытию на место жительства в течение трех дней следует обратиться в ГУВМ МВД и оформить миграционное уведомление. Далее можно начинать процесс оформления гражданства. Подавать документы на получение гражданства и в целом решать этот вопрос следует в ГУВМ МВД, которое пришло на смену ФМС. На данном этапе нужно обязательно иметь при себе паспорт или документ, который удостоверяет личность претендента.

Претенденту нужно собрать пакет документов, в который входит следующее:

  1. документ, подтверждающий личность заявителя;
  2. два экземпляра анкеты-заявления;
  3. копия свидетельства о рождении, которое должно быть переведено на русский;
  4. справка из ЗАГСа, если была смена фамилии;
  5. копии документов, которые свидетельствуют о наличии образования;
  6. по требованию ГУВМ МВД справка о составе семьи и другие документы относительно родственных отношений;
  7. 4 фотоснимка установленного образца.
  • Скачать бланк анкеты-заявления на гражданство РФ
  • Скачать образец анкеты-заявления на гражданство РФ

Некоторые документы должны быть заверены нотариально, а именно:

  • копия свидетельства о рождении с переводом на русский язык;
  • документы об образовании. Но этот момент нужно уточнять, так как нотариальный перевод требуется не всегда.

В любом случае, точный перечень необходимых документов нужно уточнять непосредственно в самом ведомстве.

Получение статуса

После получения разрешения на временное жительство следует в течение пяти рабочих дней оформить временную регистрацию. В обратном случае возникнет административное правонарушение. Что касается получения статуса, то это рассматривает непосредственно ведомственный орган.

Следует отметить и то, что по упрощенной схеме получения статуса гражданина РФ это делает управление по вопросам миграции, а что касается граждан, которые получают статус в общем порядке, то это лежит в компетенции Президента РФ. В том случае, если в получении гражданства будет отказано, претендент получает письменное уведомление об этом с четкой аргументацией причины такого решения.

  • Скачать бланк заключения об отказе в гражданстве РФ (при общем порядке)
  • Скачать бланк решения об отказе в гражданстве РФ (при упрощенном порядке)

Лицу в таком случае нужно будет устранить факторы, которые послужили причиной такого ответа от ведомства.

Госпошлина: сколько и куда платить?

Для оформления статуса гражданина РФ претенденту следует уплатить государственную пошлину в размере 3500 рублей. Оплатить сбор можно в любом отделении Сбербанка России, квитанцию и реквизиты можно самостоятельно скачать в сети или получить в самом отделе ГУВМ МВД.

Порядок и сроки рассмотрения

После сбора всех необходимых документов и подачи их в службу регистратор проверяет весь пакет и регистрирует заявление. В том случае, если в перечне не достает каких-либо документов или неправильно составлено заявление, регистратор вправе отказать в приеме бумаг. Со дня регистрации заявления при общей схеме получения гражданства срок рассмотрения составляет до одного года.

При условии, что процедура получения статуса будет проходить по упрощенной схеме, срок принятия решения составляет до шести месяцев. Однако здесь есть исключение. Срок рассмотрения сокращается до трех месяцев в таких случаях:

  1. Если лицо является участником Госпрограммы по переселению.
  2. Является носителем русского языка, что имеет документальное подтверждение.

Подробнее о том, в каких случаях можно быстро получить гражданство, мы рассказывали здесь.

Внимание! Узнать о продвижении процесса рассмотрения заявления можно лично в ГУВМ МВД, куда и подавались документы. О решении заявитель будет уведомлен по почте, письмо направляется по адресу, который будет указан как временная регистрация.

Заключение

Процесс получения статуса гражданина РФ нельзя назвать простым, так как есть много нюансов и сама процедура довольно длительна. Есть фирмы, которые предоставляют такого рода услуги, однако тут нужно быть очень внимательным, дабы не попасть на мошенников. В любом случае при грамотном подходе к делу все можно оформить без лишних временных и материальных затрат.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Жизнь без гражданства

Отношение многонационального народа России ко всякого рода справкам, удостоверениям и прочим документам точнее всего выразил Владимир Маяковский сто лет назад: «Я волком бы выгрыз бюрократизм // К мандатам почтения нету. // К любым чертям с матерями катись любая бумажка. » Затем он, правда, парадоксально гордится своей «пурпурной книжицей», советским паспортом.

Гражданство сродни воздуху: никто не думает о нем, когда он в избытке, но стоит ему пропасть, мгновенно встает гамлетовский вопрос о бытии – небытии. Оседлому, крепко стоящему на ногах обывателю невдомек, каким желанным может быть российский паспорт. Для трудовых мигрантов, беженцев из стран СНГ и просто бывших граждан Советского Союза это заветная и труднодостижимая цель.

Жизнь после ЕСПЧ: как защитить права человека в России при измененной Конституции

В районных судах при входе уже несколько лет можно наблюдать специально оборудованные небольшие залы для содержания ожидающих депортации мигрантов. На лицах охраняющих их полицейских и приставов лежит печать рутины: несмотря на страшные штрафы для работодателей, угрозы на полный запрет въезда для работников, нелегальный труд процветает. По долгу юридической службы мне часто приходилось бывать в районных судах, и никогда я не видел эти залы пустующими.

Быть иностранцем на чужбине – тяжелый путь. Кроме трудовой копейки и семейной фотографии, карман греет и паспорт далекой, но все же своей страны. Однако бывает, что и этой опоры лишен человек. Речь об апатридах, или лицах без гражданства.

Чужой среди своих

Эмиль Алимурадов родился в 1992 г. в Баку и на себе ощутил все прелести переходного периода от Советского Союза к России и СНГ. До 2003 г. он жил на родине, затем перебрался в Санкт-Петербург: его семья решила вложиться в местный бизнес. Для этого была продана семейная квартира, т. е. дома в Азербайджане не осталось.

Переехав в Россию, Эмиль закончил школу. Аттестат об окончании средней школы присоединился к свидетельству о рождении – вот и все документы. Как ни удивительно, первое время их хватало, власти к нему не придирались.

Но в какой-то момент миграционные законы заработали на всю катушку. Эмиль работал на стройке и делил съемную квартиру с другими рабочими. Однажды утром в ней произошла облава, и сотрудники Федеральной миграционной службы задержали Эмиля и доставили в полицию вместе с незаконными трудовыми мигрантами. 7 февраля 2014 г. Кировский районный суд Санкт-Петербурга признал Эмиля виновным по п. 3 ст. 18.8 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение иностранцем или лицом без гражданства правил проживания в России). Суд, как и всегда в таких случаях, наложил на него штраф и приговорил к выдворению за пределы страны. Вместе с товарищами по несчастью (вернее, по административной статье) он был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), предназначенный для содержания лиц, ожидающих выдворения. Важное отличие его от незаконно приехавших иностранцев заключалось в том, что он был апатридом – лицом без гражданства.

Далее сотрудникам Федеральной миграционной службы, в чьей власти находился Алимурадов, надлежало понять, куда именно его следует депортировать. На запрос в консульство Азербайджана пришел ответ, что гражданином этой страны Эмиль не является. Примечательно, что обмен корреспонденцией внутри Санкт-Петербурга занял 2 месяца и 2 дня. Алимурадов, разумеется, все это время находился в ЦВСИГе.

Эмиль понимал, что по российским законам его выдворение невозможно. Выслать нарушителя миграционных законов можно лишь на его родину, а точнее, в страну, гражданство которой он имеет. Что делать в этой ситуации с апатридами, из закона явно не следует. И хуже того: по процедуре человека сначала признают подлежащим выдворению и только потом выясняют, возможно ли оно.

Отдельно стоит сказать о ЦВСИГе. Он расположен в Красном Селе, на границе Петербурга и Ленобласти. По сути, это тюрьма для иностранцев. Однако у обычной российской колонии общего режима можно обнаружить ряд преимуществ перед этим заведением. В колониях действуют правила внутреннего распорядка, Уголовно-исполнительный кодекс и другие акты. Российский заключенный имеет право на определенное количество прогулок в день, свиданий с близкими в год, наконец, 72 руб. в сутки на питание. Пусть эти права часто попираемы, но все же они декларируются, и существует правовой механизм защиты. А в изоляторах для ожидающих выдворения ничего этого нет: прогулки, пища, свидания целиком зависят от администрации (и умения с ней «договариваться»).

Читайте также:  Казанский ЖД вокзал, Москва. Расписание Как С Добром Добраться!

В первые дни заключения Эмиль делил 17-метровую камеру с 10 другими мужчинами. Нар не было, матрасы расстилали прямо на полу. Гигиенические удобства были явно неадекватными количеству содержавшихся лиц. Впоследствии население камеры увеличивалось до 17 человек! Ожидающие выдворения жили на этаже, покидать который было запрещено. Главным событием недели становилась 15-минутная прогулка. Такую частоту администрация объясняла отсутствием персонала. Ни радио, ни библиотеки, ни мастерской, ни иных развлечений в центре не имелось.

На свободу он вышел только 27 ноября – после вступления в законную силу решения городского суда Петербурга, аннулировавшего решение нижестоящего суда о выдворении.

Проведя в ЦВСИГе немногим менее восьми месяцев, Эмиль решил обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В жалобе он потребовал считать условия его содержания в центре нарушающими Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Вторым основанием для жалобы была процессуальная невозможность добиться судебного пересмотра решения о лишении свободы даже несмотря на фактическую невозможность выдворения.

Власти России в своем меморандуме в ЕСПЧ признали, что условия не были достойными. Однако указали, что заявитель, зная о нахождении в России без правовых оснований, не представил доказательств своих попыток получить гражданство за весь период, начиная с возраста совершеннолетия.

Европейский суд указал, что заключение под стражу в случае Эмиля Алимурадова нельзя признать допустимым, так как отсутствовала законодательная – и реальная – возможность выдворения лица без гражданства в какое-либо иное государство. Сходной позиции суд придерживается и по аналогичным делам апатридов в России (см., например, дело Ким против России).

ЕСПЧ указывает, что неразвитость условий содержания в центре обусловлена его предназначением – для кратковременного содержания под стражей. Заявитель же провел там восемь месяцев, чрезвычайно долгий для данной категории дел срок, и его права на достойные условия содержания заключенных были нарушены, признал суд.

В Европе существует орган, который следит за исполнением решений Европейского суда по правам человека. Это Комитет министров совета Европы (КМСЕ). Он неоднократно выказывал обеспокоенность тем, что решения ЕСПЧ в России не выполняются, подчас и в случаях, когда Россия признает свою вину. В вопросе прав апатридов КМСЕ отметил ряд позитивных шагов, которые предприняли российские власти. В частности, 23 мая 2017 г. Конституционный суд (КС) вынес постановление о необходимости внесения поправок в законодательство. КС отметил, что должен быть судебный контроль за сроками пребывания людей в специальных учреждениях для лиц, ожидающих выдворения. КС также отметил, что необходим специальный статус для апатридов, которых невозможно депортировать вследствие того, что другое государство отказывается их принимать. КМСЕ призвал российские власти продолжить реформы в этой области, включая создание специального миграционного статуса для лиц без гражданства, которых не готовы принять другие страны.

Вероятно, положительная динамика стала возможна в том числе благодаря деятельности НКО. Так правозащитный центр (ПЦ) «Мемориал» и антидискриминационный центр «Мемориал» направляли в КМСЕ свои рекомендации для российских властей. В них, в частности, говорилось о том, что судам следует учитывать реалистичность выдворения человека и не лишать свободы тех, кого объективно невозможно депортировать. В рекомендациях также говорилось о необходимости легализации пребывания таких людей в России.

Однако в этой области по-прежнему остается много проблем. Хотя ряд заявителей, выигравших дела в ЕСПЧ, вышли на свободу, они так и не смогли получить легальный статус в России. Это означает, что в будущем не исключены претензии к ним со стороны правоохранительных органов. КоАП по-прежнему позволяет лишать свободы лиц без гражданства, выдворить которых по тем или иным причинам невозможно. В нынешних реалиях ситуация еще усугубляется пандемией: рейсов в иностранные государства нет, а лишать свободы людей для цели выдворения по-прежнему возможно. В связи с этим правозащитники, включая сотрудников ПЦ «Мемориал», обратились 29 марта 2020 г. к властям России с призывом освободить людей, выдворение которых в условиях пандемии невозможно осуществить.

Сейчас идет обсуждение проекта нового КоАПа. Хотелось бы, чтобы в новом документе полностью учитывались выводы ЕСПЧ, чтобы ситуации с долгим ожиданием депортации «в никуда» в неволе стали бы невозможны, а лица без гражданства смогли бы приобрести в России легальный статус.

Об авторе: Марк Перельцвайг – независимый юрист

Материал подготовлен совместно с правозащитным центром «Мемориал»

Получение гражданства РФ лицу без гражданства

Как получить гражданство РФ лицу без гражданства,апатриду, ЛБГ?

К лицам без гражданства (ЛБГ, апатридам) относят людей, не имеющих подданства ни одного из государств. В России такие лица чаще всего являются выходцами из СССР, не оформившие после распада страны гражданство ни одного из образовавшихся государств, а также их дети. Другие категории, в частности, соотечественники и иностранцы, лишенные гражданства принудительно за серьезные правонарушения, а также еще до въезда в РФ отказавшиеся от предыдущего подданства, встречаются намного реже.

Юридическое агентство «Мигрон» https://migron.ru/ — специализированное миграционное агентство для граждан Украины в России. Мы можем вам сделать переводы документов, сдать экзамены, пройти медицинскую комиссию, а также оформить РВП, ВНЖ, НРЯ и гражданство РФ «под ключ» с самого начала и до получения паспорта РФ.
За 7 лет работы мы помогли получить гражданство РФ более 3500 иностранным гражданам.
г. Москва, метро Курская, ул. Земляной вал, дом 7, офис 219.
Телефон: +7 495 118-33-71.
Узнайте, как оформить гражданство РФ на сайте https://migron.ru/.

Правовое положение лиц без гражданства в РФ

Правовое положение лиц без гражданства в РФ

Всех апатридов с точки зрения законодательства РФ можно разделить на две группы. Первые, имеющие документ, подтверждающий их личность (например, удостоверение личности лица без гражданства, РВП или ВНЖ), приравниваются с законодательной точки зрения к иностранцам. Вторые, такого документа не имеющие, считаются нелегалами со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, правовое положение лиц без гражданства в РФ зависит исключительно от наличия у них удостоверения личности.

Что ожидает нелегала в России?

Такие люди лишены абсолютно всех прав: они не могут устроиться на работу, обратиться за медицинской помощью, устроить детей в сад или школу, оформить пенсию или пособие, купить квартиру и так далее.

Более того, при проверке документов любой полицейский вправе забрать ЛГБ, не имеющее документа, в отделение до установления личности, а затем передать документы на него в суд.

Суд может как выписать штраф, так и направить апатрида в специальное заведение, в котором находятся нарушители миграционных правил в ожидании депортации. Однако депортировать лицо без гражданства по факту некуда. Поэтому такие личности могут находиться в данном заведении до 2 лет. Затем их выпускают в прямом смысле слова на улицу и все начинается сначала – до тех пор, пока апатриду все же не удастся оформить гражданство.

Получение гражданства РФ лицом без гражданства и удостоверения личности

Получение гражданства РФ лицом без гражданства и удостоверения личности

Это возможно в ряде случаев.

Лицо, не способное удостоверить свою личность, может получить гражданство РФ, если оно подходит под несколько условий, в частности:

  • является дееспособным;
  • имело гражданство СССР по состоянию на 05.09.1991 года;
  • прибыло в РФ до 01.11.2002 года;
  • не имеет подданства или вида на жительство в другой стране.

Также под эту процедуру подпадают как несовершеннолетние, так и взрослые дети претендента, соответствующего перечисленным требованиям, и лица, лишенные дееспособности, – если они находятся под опекой такого негражданина. Данные категории апатридов не могут быть привлечены к ответственности за нарушение миграционных правил, то есть, за нелегальные въезд и проживание и даже за осуществление трудовой деятельности без документов. Этот нюанс особо оговорен в статье 41.1 Федерального Закона 62 «О гражданстве Российской Федерации».

Установление личности апатрида

Чтобы претендовать на подданство РФ, ЛГБ должно пройти через процедуру установления личности. Для этого нужно предоставить в МВД по месту нахождения документы, которые содержат личные данные, а также написать заявление.

Сотрудники МВД проведут проверку, сделают необходимые запросы, опросят свидетелей, при необходимости – назначат экспертизу по отпечаткам пальцев, а затем выдадут апатриду копию Заключения об установлении личности. При этом оригинал этого документа остается у инспектора.

Проверка личности не может длиться более 3 месяцев.

При наличии на руках данной копии выдача гражданства РФ лицам без гражданства, перечисленным ранее, становится возможной. Вместе с процедурой установления личности процесс занимает от 6 до 9 месяцев.

Обратите внимание: получения РВП, ВНЖ и подтверждения доходов в этом случае не понадобится, ЛБГ может сразу же претендовать на натурализацию с выдачей гражданского внутреннего паспорта РФ.

Стоит отметить, что Заключение об установлении личности может быть использовано исключительно для получения лицом без гражданства подданства РФ. Никаких иных прав этот документ не дает: если апатрид не обратился с данной бумагой в соответствующий орган и не подал документы на натурализацию, он так и останется пораженным в правах нелегалом.

Как стать получить гражданство РФ лицу без гражданства с удостоверением личности?

Как стать получить гражданство РФ лицу без гражданства с удостоверением личности?

В этом случае процесс проще и вариантов больше. Можно оформить гражданство:

  • на территории России – в общем порядке: встать на миграционный учет, получить разрешение на временное проживание, через определенное время оформить вид на жительство и прожить по ВНЖ на территории РФ не менее 5 лет. Покидать пределы страны в этот период можно не более, чем на 90 суток в год;
  • также на территории России – по упрощенной процедуре, сразу же после получения вида на жительство. В таком формате стать подданными могут выходцы из СССР и некоторые их родственники, родители, дети и супруги граждан России, лица, получившие профессиональное образование в РФ, предприниматели, ведущие бизнес в этой стране, инвесторы, носители русского языка, ветераны ВОВ и некоторые другие категории соискателей;
  • через консульство или дипломатическое представительство в другой стране. Такая процедура доступна для взрослых дееспособных бывших граждан СССР, на сегодняшний день подпадающих под статус лица без гражданства РФ или иного государства, но при этом находящихся за пределами страны, на территории любой из бывших республик Советского Союза.

Важно: лицам, не имеющим гражданства, которые оформляют подданство России с территории другого государства, получать РВП и оформлять ВНЖ нет необходимости.

Таким образом, получить лицу без гражданства гражданство РФ, хоть и непросто, но вполне возможно. Скорее всего, придется воспользоваться помощью высококвалифицированных юристов. Зато после получения внутреннего паспорта бывший апатрид получит все те же права и возможности, которыми пользуются граждане РФ по рождению. При этом ему необходимо будет выполнять обязанности, которые государство возлагает на своих граждан, например, платить налоги и сборы, проходить службу в армии, подчиняться нормам закона.

За помощью и юридической консультацией можете обратиться в Юридическое агентство https://migron.ru/.
Телефон: +7 495 118-33-74.

Получите бесплатную консультацию миграционного юриста. Напишите свой вопрос в форме, и вам перезвонит специалист по миграционному праву и проконсультирует.

Порядок получения российского гражданства

Российский паспорт. Архив

Прием иностранных граждан и лиц без гражданства в российское гражданство может быть осуществлен в общем (статья 13) или упрощенном (статья 14) порядке.

Президент России Владимир Путин подписал указ о приеме в гражданство России французского актера Жерара Депардье.

Согласно действующей редакции федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” от 31 мая 2002 года гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в российское гражданство; в результате восстановления в российском гражданстве; по другим основаниям, предусмотренным федеральным законом или международными договорами России.

Прием иностранных граждан и лиц без гражданства в российское гражданство может быть осуществлен в общем (статья 13) или упрощенном (статья 14) порядке.

Общий порядок

Дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке, если они:

Читайте также:  Карта Перми с улицами и домами проложить маршрут с расчетом времени, адреса показать Как С Добром Добраться!

а) пять лет подряд проживают в России со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в российское гражданство. Срок проживания считается непрерывным, если человек выезжало из России не более чем на три месяца в течение года. Срок проживания в России для лиц, прибывших в страну до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства.

б) обязуются соблюдать российские конституцию и законы;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них другого гражданства. Отказ от другого гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом либо если отказ от другого гражданства невозможен по объективным причинам;

д) владеют русским языком (порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).

Срок проживания сокращается до одного года или это условие снимается вообще для отдельных категорий иностранцев: людей, имеющих высокие достижения в науке, технике и культуре или особые заслуги перед Российской Федерацией; людей с профессией или квалификацией, представляющими интерес для России; в случае предоставления человеку политического убежища в России; для людей со статусом беженца; для граждан бывших республик СССР, проходящих не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных силах России, других войсках или воинских формированиях.

Упрощенный порядок

При приеме в российское гражданство в упрощенном порядке снимается требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением ряда случаев).

В упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство люди:

1. имеющие хотя бы одного родителя с российским гражданством и проживающего в России;

2. проживавшие и проживающие в бывших республиках СССР, не получившие гражданства этих стран лица без гражданства, бывшие граждане СССР;

3. получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование после 1 июля 2002 года в российских образовательных учреждениях граждане бывших республик СССР;

4. родившиеся в РСФСР и имевшие гражданство бывшего СССР;

5. проживающие в России и состоящие в браке с российским гражданином не менее трех лет;

6. нетрудоспособные и имеющие совершеннолетних дееспособных детей — граждан России;

7. нетрудоспособные люди, прибывшие в Россию из бывших республик СССР и зарегистрированные по месту жительства в России на 1 июля 2002 года;

8. бывшие граждане СССР, прибывшие в Россию из других бывших республик СССР и зарегистрированные в России по месту жительства на 1 июля 2002 года, либо получившие разрешение на временное проживание в России или вид на жительство, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем намерении приобрести российское гражданство;

9. ветераны Великой Отечественной войны;

10. некоторые категории детей и недееспособных лиц.

Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут приобретать российское гражданство также в упрощенном порядке в соответствии с двусторонними договорами.

Порядок

Общий и упрощенный порядок получения российского гражданства отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения материалов (в общем порядке — в течение года, а в упрощенном — до полугода со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения. В общем порядке решение принимает президент России, в упрощенном — руководители территориальных органов ФМС России по регионам.

Квот на приобретение российского гражданства нет. Преимущественного права приобретения гражданства России по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности также не установлено.

30 июня 2009 года президент Дмитрий Медведев подписал закон, упрощающий получение российского гражданства иностранцами, у которых дети — россияне. Иностранец может получить гражданство России в упрощенном порядке, если имеет несовершеннолетнего ребенка — гражданина РФ или если его ребенок (независимо от возраста), обладающий российским гражданством, признан недееспособным.

С 1 июля 2009 года перестала действовать норма части 4 статьи 14 закона “О гражданстве”. На основании ее положений, граждане были вправе приобретать российское гражданство по упрощенной схеме — без соблюдения условий о сроке проживания, требований об обязательном наличии законного источника средств существования и владения русским языком.

13 ноября 2012 года президент Владимир Путин подписал закон, направленный на урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, длительное время проживающих в России. К числу таких лиц, в частности, относятся:

— граждане бывшего СССР, не приобретшие российского гражданства в установленном порядке, и их совершеннолетние и несовершеннолетние дети, если эти люди не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

— граждане бывшего СССР, получившие паспорт российского гражданина до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом не было определено наличие гражданства России, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Эти люди могут урегулировать свой правовой статус на основании волеизъявления о приобретении гражданства России или выдачи им вида на жительство. При этом граждане бывшего СССР, получившие паспорт гражданина России, но у которых впоследствии не было определено наличие российского гражданства, могут приобрести его в порядке признания их гражданами Российской Федерации.

Является ли наличие российского паспорта подтверждением гражданства РФ?

Чуднова Елена

Права человека и гражданина всегда занимали особое место в системе прав. Впервые они были закреплены во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 15): «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» и нашли продолжение в ст. 6 Конституции РФ: «1. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. … 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» устанавливал автоматическое получение гражданства лицами, имевшими прописку на территории России и внутренний паспорт гражданина СССР по состоянию на 6 февраля 1991 г. Остальные граждане бывших союзных республик, в том числе покинувшие страну по состоянию на 6 февраля 1991 г. и желавшие вступить в гражданство РФ в порядке регистрации, должны были обратиться с заявлениями в российские консульские учреждения до 30 июня 2002 г.

С 1 июля 2002 г. порядок получения российского гражданства был изменен вступившим в силу Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве), установившим два основных способа получения российского гражданства – общий и упрощенный.

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Эти данные, полученные в ходе проверки, стали причиной «сомнений» в наличии у моей доверительницы российского гражданства. Ей было направлено уведомление, из которого следовало, что она не является гражданкой России, ее паспорт подлежит изъятию, но она может приобрести гражданство в упрощенном порядке, подав заявление до 31 декабря 2019 г.

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

Читайте также:  Япония — краткая характеристика и описание страны, материалы о жизни в этом государстве

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

В соответствии с п. 52 Положения лицу, у которого подтверждается наличие российского гражданства, выдается соответствующий документ. Подтвердив фактически наличие гражданства у моей доверительницы, ГУ УМВД России по ХМАО-Югре выдало ей паспорт 21 мая 2020 г., причем из формы № 1-П следовало, что проверка в отношении нее была проведена по учетам АСК и РАИБД. Но 20 июля того же года началась новая проверка на основании указания врио начальника УМВД России по ХМАО-Югре – т.е. административный ответчик начал проверку «задним числом» и 20 августа 2020 г. признал незаконной выдачу нового паспорта, а не предыдущего, на основании которого был произведен обмен паспортов в связи с 45-летием. Это, на мой взгляд, если не произвол, то однозначно выход за пределы толкования и исполнения законодательно предписанных норм.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

В специальном докладе «О практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ» от 6 декабря 2007 г. Уполномоченный по правам человека в РФ со ссылкой на заявление зам. директора Консульского департамента МИД России отметил, что такой подход нельзя признать правильным, так как указанная база не является всеобъемлющей и исчерпывающей и не может служить безоговорочным подтверждением наличия либо отсутствия российского гражданства.

В результате таких «бдительных превентивных» мер моя доверительница почти на год лишилась права на реализацию социально значимых прав, вытекающих из гражданства России, таких как право на свободу передвижения, бесплатную медпомощь, медицинское страхование и ряда других. Думаю, в ближайшем будущем только судебные органы будут способны разрешать подобные дела. В споре с региональным УМВД по вопросам миграции вопрос о том, является наличие у лица российского паспорта подтверждением российского гражданства или, наоборот, свидетельствует ли изъятие этого паспорта о лишении российского гражданства, не стал риторическим: суды двух инстанций решили, что отсутствие подтверждения виновных действий со стороны лица при получении паспорта, а также доказательств незаконности выдачи паспорта или получения гражданства, равно как и отсутствие в базе данных сведений о получении гражданства, свидетельствуют о незаконности изъятия у лица паспорта гражданина РФ. Руководствуясь этими выводами, мы, адвокаты, можем эффективно защищать права граждан, не совершивших противоправных действий, но оказавшихся один на один с системой, в которой «пощады» бывшим гражданам СССР со стороны органов по вопросам миграции в решении вопросов подтверждения получения российского гражданства пока нет.

Как получить гражданство лицу без гражданства

Аватар автора Энелане Александра

Какие возможности получения гражданства РФ есть у лица без гражданства

Наши коллеги писали о том, кто такие – лица без гражданства или апатриды, но мы еще раз остановимся на этой теме и обсудим – как апатридам стать россиянами.

Кто такие апатриды

Апатриды – это люди, которые не имеют гражданства ни одной страны. Так может быть, если их государство перестало существовать, например, как было с Советским Союзом, или с Югославией, или с Чехословакией. Так может быть, если у человека было гражданство, но его этого гражданства лишили по политическим мотивам. Или если человек сам отказался от гражданства своей страны, а гражданство другой страны не получил.

Удостоверение личности лица без гражданства

В миграционном законодательстве РФ апатриды приравниваются к иностранным гражданам. Можно увидеть, как во многих законах и нормативных актах пишут – “иностранные граждане и лица без гражданства”. Несмотря на это, до недавнего времени, у лиц без гражданства, ЛБГ, было гораздо меньше прав, чем у других иностранцев, так как их правовое положение никак не было определено. У них даже не было удостоверения личности. Так что получение гражданства для таких людей было не желанием, а необходимостью. Но 24 февраля был принят Федеральный закон № 22-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранцев в РФ” и отдельные законодательные акты РФ в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства” от 24 февраля 2021 года. Согласно этому закону ЛБГ наконец-то получили свой “паспорт”, он называется “временное удостоверение личности лица без гражданства”. Закон вступит в силу 24 августа 2021 года. Но, несмотря на нововведения, положение этих людей остается неустойчивым и сложным, а получение гражданства может быть решением проблем.

Получение гражданства в обычном порядке

Люди, у которых нет гражданства могут стать россиянами в обычном порядке, то есть пройдя через получение РВП и ВНЖ. Правда в этой схеме тоже можно сократить часть пути и попробовать получить ВНЖ сразу, без получения РВП.

Примечание редакции: О том, как получить гражданство РФ читайте в нашей Базе знаний в разделе “Законы” – “Федеральный закон о гражданстве РФ” № 62-ФЗ от 31.05.2002 г.

Получение ВНЖ по упрощенной схеме, без РВП

Лицо без гражданства на территории РФ

Это возможно, если:

  • иностранец имел в прошлом гражданство Советского Союза, а родился на территории РСФСР;
  • иностранец – ребенок, у которого хотя бы один родитель уже имеет ВНЖ;
  • иностранец – ребенок, получающий ВНЖ вместе с родителями;
  • иностранец имеет родителя или сына, или дочь состоящих в гражданстве РФ;
  • взрослый иностранец признан недееспособным. Он может получить ВНЖ совместно с родителями, или если хотя бы один его родитель уже имеет ВНЖ;
  • иностранец – носитель русского языка;
  • иностранец (сам или его родственник по восходящий линии) был подвергнут депортации из Крыма, а также родственник депортированного лица, представивший справку о реабилитации;
  • иностранец – высококвалифицированный специалист. Вместе с ним на ВНЖ в упрощенном порядке могут претендовать и члены его семьи;
  • иностранец не меньше 6 месяцев работает в России по профессии, которая включена в перечень профессий, утвержденный Приказом Минтруда№734-н от 25.11.2019 г.;
  • закончил очное отделение российского ВУЗа с красным дипломом.

Если хотя бы один из этих пунктов может быть применен к лицу без гражданства, это означает, что он может получить ВНЖ в упрощенном порядке. При этом ВНЖ станет для него основным документом, удостоверяющим личность. Таким людям выдают ВНЖ в виде пластиковой карты с электронным носителем и только на 10 лет. На этом электронном носителе хранится персональная информация, а также биометрические персональные данные человека. Так что для получения ВНЖ ЛБГ нужно пройти процедуру цифрового фотографирования и дактилоскопической регистрации.

Получение гражданства по упрощенной схеме

Апатрид может попробовать получить гражданство РФ сразу по упрощенной схеме, без получения РВП и ВНЖ.

1. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 62-ФЗ “О гражданстве РФ” от 31.05.2002 г., лицо без гражданства старше 18 лет может обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке, если этот человек имел гражданство СССР, живет сейчас на территории бывшей союзной республики и никогда не получал гражданство других государств.

2. Также получение гражданства в упрощенном порядке апатридами описано в ст. 41.1 Федерального закона № 62-ФЗ. Согласно этой статье на получение гражданства по упрощенной схеме могут претендовать следующие лица без гражданства:

  • апатриды, которые до 5 сентября 1991 года были гражданами Советского Союза, и до 1 ноября 2002 года переехали жить в Россию;
  • дети этих апатридов, если у них нет гражданства другого государства.

3. Также гражданство без условий получают ветераны Великой отечественной войны, которые имели гражданство СССР и проживают на территории России.

Получение гражданства по упрощенной схеме после РВП или ВНЖ

Получить гражданство по упрощенной схеме можно также после получения ВНЖ, то есть не проживая в России пять лет до подачи заявления на получение гражданства. А можно получить гражданство сразу после получения РВП. Мы писали об этом в статье “Гражданство после РВП”. В плане получения гражданства по упрощенной схеме после РВП или ВНЖ у лиц без гражданства нет отличий от других иностранцев.

Самому разобраться будет непросто

Для лиц без гражданства получение гражданства РФ – не просто желание, а необходимость. И для того, чтобы стать российским гражданином в максимально короткие сроки, используя для этого все обстоятельства, лучше обратиться к миграционным специалистам. Они подготовят индивидуальный план получения гражданства именно для этого человека.

Особенности и отличия трудоустройства лиц без гражданства от иностранных граждан, разбираем в статье.

Ссылка на основную публикацию