Кафедральный собор Фрауэнкирхе: строительство собора и его восстановление

Фрауэнкирхе, Мюнхен (Frauenkirche) – мюнхенский собор

Фрауэнкирхе или собор Пресвятой Девы Марии / собор Богоматери (Frauenkirche, полное название: Dom zu Unserer Lieben Frau) является мюнхенским готическим собором, а также символом и одной из главных достопримечательностей города.

Это действующий кафедральный собор католической архиепархии Мюнхена и Фрайзинга.

Возведение собора из красного кирпича в стиле поздней готики было начато в 1468 году и длилось до 1488 году. Освящение состоялось в 1494 году.

На двух башнях собора были запланированы высокие открытые шпили, типичные для готического стиля, но с учетом финансовых трудностей того времени, планы не могли быть реализованы. Башни были окончательно возведены во время Ренессанса в 1525 году, с более экономичным дизайном – два купола вместо высоких шпилей. Именно стиль куполов башен собора, не соответствующий общему архитектурному облику святыни, и стали отличительной чертой и сделали Фрауэнкирхе популярной мюнхенской достопримечательностью.

Во время Второй мировой войны собор получил серьезные повреждения, также были утеряны либо уничтожены большинство исторических артефактов церкви, которые находились внутри. Многоэтапное восстановление началось вскоре после войны. Реставрация была завершена в 1994 году.

Сегодня Фрауэнкирхе – это главный собор Мюнхена.

Задание собора спроектировано очень просто, без отличительных и богатых готических черт и орнаментов, что прослеживается как во внешнем виде, так и внутреннем убранстве собора.

Внешне мюнхенский собор выглядит монументально и серьезно. Основная часть здания собора имеет длину 109 метров (358 футов), ширину 40 метров (130 футов) и высоту 37 метров. Две высокие башни собора, расположенные с обеих сторон от главного портала, имеют высоту около 99 метров: высота северной башни составляет 98,57 метров (323,4 фута), а южной – 98,45 метров (323,0 фута).

В соответствии с законом, принятым в 2004 году, никакие здания в пределах границ центра города Мюнхена не могут быть построены выше башен Фрауэнкирхе, то есть – выше 99 метров.

Именно эти башни собора хорошо видны из многих точек исторического центра Мюнхена.

Вид на Фрауэнкирхе со смотровой площадки в башне Новой ратуши на Мариенплац. Подробнее о Новой ратуше и смотровой…

Возле юго-восточной стороны собора, на Фрауэнплац (Frauenplatz) находятся кафе и рестораны со столиками под открытым небом, что делает вид собора с близлежащими кафе ещё более интересным.

Интерьер Фрауэнкирхе

Внутри Фрауэнкирха впечатляет своими размерами и, благодаря неперегруженности и простоте, очаровывает простором.

Церковь имеет три нефа: более широкий центральный и два более узких боковых. Проходы разделены двумя рядами высоких 22-метровых белых колонн. Всего колонн 22 – по 11 с каждой стороны. Потолок церкви украшен сводчатыми ребрами, арочные окна имеют разноцветный витраж.

В соборе находятся: главный алтарь, орган, несколько хоров, боковые часовни, картины, скульптуры и эпитафий, кенотаф Людовика IV, «след дьявола», а также автоматические часы 16-го века и смотровая площадка в башне собора.

Большой главный орган, установленный над центральным входом, является одним из четырех органов в соборе, которые происходят из мастерской Георга Янна (около Регенсбурга).

След дьявола

С собором связывают много легенд, одной из которых является След дьявола или Дьявольская стопа (Teufelstritt).

По одной из версий, архитектор, при возведении собора, заключил сделку с дьяволом, чтобы последний не строил козней и не мешал строительству. Дьяволу было обещано не строить в соборе ни одного окна. Но умный архитектор схитрил, и возвел церковь таким образом, чтобы из фойе святыни, где стоял дьявол, не было видно ни одного окна – их загораживают мощные столбы-колонны.

И действительно, в ракурсах собора, если стоять в фойе (у главного портала) колонны скрывают оконные проемы так, что окон не видно. Окно за главным алтарем в конце собора, которое можно видеть сегодня, в эпоху барокко тоже не было видно, поскольку главный высокий алтарь заслонял данное окно.

Когда дьявол обнаружил, что его обманули, он, к тому времени, не смог войти в святыню и навредить ей, поскольку уже состоялось освящение церкви. Дьявол мог только стоять в фойе и яростно топать ногой, оставляя темную вмятину в полу, которую, в подтверждение легенды, можно видеть и сегодня в фойе собора.

Этот след называют «След дьявола» или «Дьявольская стопа».

Вид церкви со следа дьявола

Кенотаф императора Людовика IV Ганса Крамппера

Ещё одним важным элементом собора является притворная гробница Людвига IV Баварского.

Памятник-кенотаф (надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного – своего рода символическая могила) великому Виттельсбахиру богато украшен бронзовыми фигурами и символами. Верхнюю часть кенотафа украшает большая императорская корона, символизирующая императорское достоинство Людовика Баварского.

Кенотаф можно увидеть в правом боковом проходе, недалеко от главного портала. Он был установлен в 1622 году по инициативе курфюрста Максимилиана I в честь усопшего императора Людвига Баварского.

Под собором расположен Епископский склеп, где похоронены архиепископы Мюнхена и Фрайзинга, и некоторые члены династии Виттельсбахов, в том числе и Людовик IV, император Священной Римской империи.

Смотровая площадка в башне Фрауэнкирхе

В верхней части южной башни мюнхенского собора находится смотровая площадка, дарующая своим гостям панорамные виды на город и окрестности, а при хорошей погоде можно даже разглядеть Альпы.

Вход на смотровую через небольшую дверь в фойе церкви.

Экскурсии во Фрауэнкирхе

Посетить Фрауэнкирхе можно самостоятельно или с одной из экскурсий по Мюнхену

Практическая информация

Фрауэнкирхе расположена в центре Старого города Мюнхена, вблизи центрально площади города Мариенплац, по адресу: Фрауэнплац, 12 (Frauenplatz, 12).

Вход в церковь свободный (бесплатный), пожертвования приветствуются.

Подъем на смотровую за фиксированную плату.

Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет по множеству систем бронирования Отели со скидками →

При организации поездок (путешествий) пользуемся “Планировщиком поездок”, где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.

Мы некоммерческая организация, и у нас нет постоянного дохода. Мы зависим от заказов и пожертвований исключительно от читателей, то есть от Вас. Если у Вас есть желание сказать «Спасибо» и помочь нам, то Вы можете сделать это любым удобным для Вас способом.

Собор Девы Марии в Мюнхене (Фрауенкирхе)

Мюнхен многолик, ярок и непредсказуем. Испытав множество беспощадных войн и несколько раз опустошаемый эпидемиями, пережив во времена Тридцатилетней войны XVII века захват иноземцами и изменив свой облик в годы национал-социализма, город сегодня поражает своей многогранностью и насыщенностью историей. Среди памятников старого Мюнхена одну из центральных ролей в истории города играл и играет по сей день кафедральный собор — Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche «собор Девы Марии»). Будучи самым высоким зданием старого Мюнхена, он первым виден всем прибывающим в столицу Баварии. Именно эту цель и преследовал герцог Сигизмунд Баварский, закладывая в феврале 1468 г. первый камень в основание будущей церкви.

Центральный объем храма

Фрауэнкирхе была построена за рекордно короткие сроки: всего 20 лет потребовалось для возведения сооружения, в котором могло поместиться до 20 тысяч человек (с учетом того, что население Мюнхена на конец XV в. составляло всего лишь 13 тысяч). Церковь можно по праву назвать церковью всего народа, так как не было человека в средневековом Мюнхене, который бы не принял участие в строительстве храма. Помощь в постройке церкви оказал и Папа Римский Сикст IV, который пообещал отпущение грехов всем, кто направится в Мюнхен и пожертвует на постройку собора свой недельный заработок. В честь папы назван один из порталов собора.

Алтарь в капелле северной башни. Снизу слева изображен епископ Тульбег, в честь которого и была устроена эта капелла

В 20-е годы XVI века было завершено строительство башен Фрауэнкирхе. После войны 1503 — 1505 гг. между двумя линиями правителей Баварии Виттельсбахов, во время которой на них были установлены служившие защите города пушки, башни получили характерные завершения, форма которых отсылает нас к Храму Скалы в Иерусалиме.

Архитектором собора был Йорг фон Хальсбах, который также спроектировал здание Старой Ратуши на площади Мариенплатц. Городской совет выбрал именно этого архитектора, так как он предложил построить церковь полностью из кирпича. Это было выгодно, так как вблизи Мюнхена не было каменоломен. С Йоргом фон Хальсбахом связано одно из самых популярных среди мюнхенцев преданий. Оно гласит, что архитектор, отчаявшись от масштабности строительства, заключил договор с чертом: последний согласился помочь в строительстве церкви, но с условием, что в ней не будет ни одного окна. Архитектор, однако, обманул черта. Он спроектировал постановку двадцати двух пилонов таким образом, что при входе в собор многочисленных окон не было видно. Черт, пришедший принимать работу, увидел, что архитектор его одурачил. В ярости он топнул по каменной плите при входе в собор и исчез. На этом месте до сих пор виден его след.

след дьявола

Однако могущество собора определяется не только участием в его строительстве черта, но и самими его размерами: в длину церковь достигает 109 м., в ширину — 40 м., высота башен — около 100 м. При этом внутреннее оформление поражает готическим аскетизмом, строгостью и простотой. Но все же настоящие ценности далеко не очевидны и, приглядевшись внимательнее, можно убедиться, что Фрауэнкирхе скрывает в себе настоящие сокровища. Чего стоит, например, самое большое в Германии собрание деревянных фигур апостолов и ветхозаветных пророков мюнхенского мастера Эразмуса Грассера. Или же созданные в Вене механические часы XV века, которые являются одними из старейших из до сих пор функционирующих часов в Германии. Помимо их внушительных размеров удивляют фигуры Бога-Отца, Иисуса и Марии: каждый день ровно в 12.10 после того, как петух три раза взмахнул крыльями, Бог-Отец достает меч и застывает, начав диалог с людьми. В это время Иисус и Мария стоят перед ним на коленях, вымаливая человеческие грехи.

Обратите внимание на изображение бога с карающим мечом, кающихся граждан, Девы Марии и Исуса

Без сомнения взор посетителей собора приковывает к себе также кенотаф (надгробное сооружение над пустой могилой) Людвига Баварца — герцога Баварии и императора Священной Римской империи. Он был воздвигнут первым курфюрстом государства Максимилианом I в. память о славном предке, являвшемся образцом мудрого, справедливого и успешного правителя для всех Виттельсбахов.

Собор Девы Марии в Мюнхене (Фрауенкирхе)

По бокам собора расположены многочисленные капеллы — места погребений членов богатых и привилегированных мюнхенских семей. Право на устройство личной капеллы получали те, кто мог заказать себе «вечную мессу», то есть регулярное упоминание своего имени при совершении богослужений. Пожертвования за эти мессы были источником средств существования каноников собора вплоть до реформ Наполеона. Среди наиболее достопримечательных капелл можно отметить капеллу св. Себастиана, алтарную картину которой написал, предположительно, Антонис Ван Дейк, капеллу св. Екатерины Александрийской, в которой хранится сосуд с реликвией — частицей руки папы Пия X, подаренный Фрауэнкирхе во время Евхаристического собора 1960 г. Обращает на себя внимание также капелла Анны, Марии и младенца Иисуса (нем. AnnaSelbdritt), устроенная правителями Баварии. Помимо фигур святых Георгия (покровителя Киева и Москвы) и баварского рыцаря Рассо мы видим здесь выполненную из дерева статую св. Христофора (греч. Χριστοφορος — «носящий Христа») — великана, несущего на своих плечах младенца Иисуса и держащего в руках ветку дерева. По преданию, один из отшельников направил Христофора — римлянина огромного роста — переправлять через опасный брод людей. Однажды маленький мальчик попросил перенести его через реку.

Читайте также:  Достопримечательности Киото с описанием и фото - куда сходить и что посмотреть самостоятельно, советы по пребыванию, туристическая карта

Святой Христофор - несущий Христа

Изображение Иисуса Христа. Обратите внимание на раны на руках. Автор изобразил их в виде цветов.

Капелла рыцарей семьи Виттельсбахов. В центре уникальное изображение - бабушка Исуса Христа Анна, держит его на руках и к ней прислонилась дева Мария.

Самые старые деревянные часы в Мюнхене, 16 век

Христофор взял его, но на середине реки почувствовал неимоверную тяжесть: мальчик объяснил ему, что он — Христос и несет с собой все тяжести мира. Затем мальчик предложил Христофору воткнуть в землю безжизненную ветку дерева, которая превратилась вскоре в плодородное дерево. Это чудо многих обратило в христианскую веру. Легенда о святом Христофоре является одной из наиболее любимых баварцами, поэтому фигура занимает свое достойное место в алтарной части собора.

Обращает на себя внимание также эпитафия одному из пасторов собора Йоханнесу Нойхаузеру, находящаяся у входа в ризницу. На ней изображен изъеденный червями скелет — частый мотив стиля Ванитас (лат. vanitas — «суета»). Подобные изображения были призваны напоминать о быстротечности жизни и неизбежности смерти. Идеологически данный стиль в искусстве эпохи барокко основывается на известном стихе из книги ветхозаветного пророка Екклезиаста «суета сует — все суета».

Как для собора, так и для всех мюнхенцев важной фигурой является святой Бенно — епископ XI в. Его останки также хранятся в одной из капелл собора, будучи перенесены сюда в XVI в., в разгар противостояния католиков и протестантов. «Спасение» мощей святого было воспринято баварцами как знак истинности и силы их католической веры. С конца XVI в. св. Бенно считается покровителем Баварии. Над входом в капеллу святого изображена рыба со связкой ключей. Это изображение отсылает нас к еще одной легенде. По ней Бенно однажды в связи с политическими интригами должен был оставить место епископа и удалиться. Когда он вернулся спустя три года, жители его не узнали, и он в качестве простого странника поселился в трактире. Хозяину трактира Бенно принес необычно большую рыбу, пойманную им в реке. При приготовлении в ее жабрах были обнаружены ключи от собора, которые Бенно выбросил в реку перед своим уходом. Весть о возвращении епископа мгновенно распространилась по городу и вызвала ликование народа. Стоит отметить, что рыба в христианстве является символом Христа, а ключи — символом власти, который Христос передал своему ученику апостолу Петру.

Мощи святого Папы Пия 10

Святая святых собора — главная хоровая капелла. Помимо фигуры Марии, выполненной в начале XVI в. из слоновой кости, обращает на себя внимание изображение Богородицы-покровительницы (или Мадонны с мантией, нем. Schutzmantelmadonna). По правую сторону перед Марией на коленях стоят представители духовенства, по левую — светские сословия. Своим плащом Мадонна как бы накрывает мюнхенских горожан, защищая и оберегая их. Собор, безусловно, также оберегаем Марией: несмотря на столь внушающий возраст, многочисленные изменения и перестройки, сильные разрушения в годы войны, Фрауэнкирхе до сих пор сохраняет свою величественность и, находясь в самом сердце Мюнхена, освящает жизнь города. И. несмотря на все жизненные перемены, остается неизменной, давая прочные и ясные ориентиры

Юрий Снегирев, историк, магистрант мюнхенского Университета имени Людвиг-Максимилиана

Дрезден. Церковь, которую собирали по кирпичикам..

Фраункирхе

Фрауэнкирхе – церковь Богоматери – была построена в 1726-1743 годах по проекту архитектора Георга Бэра. Дрезденская Фрауэнкирхе считалась самой большой протестантской церковью в Европе, чем саксонцы очень гордились. Строительство храма обошлось Августу Сильному в 288 тысяч золотых талеров.
Предшественницей Фрауэнкирхе была одноименная церковь, которая была построена на этом месте в 1472-1539 годах. К 1722 году эта церковь настолько обветшала, что для безопасности с нее даже сняли колокола. Новый храм, размером, намного превосходящим прежний, возводил по своему проекту архитектор Георг Бэр. Монументальное 95-метровое сооружение, рассчитанное на 3500 мест и увенчанное громадным и в то же время грациозным куполом, отличалось элегантной внешней простотой и великолепным внутренним убранством.

Отличительной чертой собора был его огромный 12-тонный купол, в высоту достигавший 95 м. Хотя купол не имел дополнительных опор внутри здания, тем не менее вся конструкция оказалась на удивление прочной и устойчивой. По свидетельству очевидцев, в 1760 г., во время Семилетней войны, в купол попало более ста пушечных ядер, выпущенных прусской артиллерией (прусскую армию возглавлял Фридрих II). Ни один из этой сотни снарядов не причинил храму ни малейшего вреда — ядра просто отскакивали от купола. Два столетия колоколообразный купол храма украшал знаменитую панораму саксонской столицы.

Фрауэнкирхе была разрушена во время бомбардировки Дрездена британской авиацией. 13 февраля 1945 стоявший на площади Неймаркт памятник Мартину Лютеру снесло с постамента взрывной волной. Оторванные бронзовые ноги вождя немецкой реформации валялись отдельно. А огромный собор Богоматери каким-то чудом устоял. Но никто не удивлялся, ведь напасти всегда обходили эту церковь стороной. Она уцелела во время семилетней войны, когда столицу Саксонии расстреляла из пушек и сожгла прусская армия Фридриха Великого; убереглась и весной 1849 года, в пору разрушительного Дрезденского восстания, спалившего полгорода. Но на этот раз “каменный колокол” Фрауэнкирхе пережил старый Дрезден всего на два дня. В полдень 15 февраля, к ужасу разбиравших завалы горожан, собор с невероятным грохотом обрушился. Символ Дрездена стал грандиозной кучей строительного мусора с сиротливо торчащими к небу обломками двух галерей.

После окончания Второй мировой войны этот памятник архитектуры эпохи барокко, около полувека простоял в руинах. В официальных туристических справочниках времен ГДР говорилось, что руины храма служат напоминанием об ужасах войны, хотя на самом деле бездействие властей, скорее всего, объяснялось отсутствием средств. Сразу после объединения Германии было создана некоммерческая организация, которая поставила себе целью восстановить этот памятник архитектуры. В январе 1993 году начались работы по разбору руин и археологические работы: архитекторы и реставраторы аккуратно разбирали развалины церкви на камни, фрагменты, осколки… Рядом с развалинами Фрауэнкирхе на длинных стеллажах было размещено более 8 тысяч пронумерованных фрагментов стен и перекрытий и более 90 тысяч камней стеновой кладки.

При разборке развалин применяли тонкую компьютерную технологию, с помощью которой определяли точное местоположение каждого “кирпича” в храмовом здании, сверяясь с детальным фотоописанием собора, составленном в 1942 году при последнем капитальном ремонте Фрауэнкирхе. Все, что очистили и признали годным к повторному употреблению (примерно треть материала) вновь пустили в дело. Фраунэкирхе так и собирали из фрагментов и кусочков, словно гигантский “паззл”, вот собор и получился “рябым”: старые “кирпичи” – темно-серые, цвета пыли; новые – светло-бежевые.

Уже в 1994 году был заложен первый камень в основание церкви, которую дрезденцы решили возродить в первозданном виде “как Феникса из пепла”. Все сохранившиеся камни и фрагменты разбомбленного здания были “тщательно интегрированы в новые стены, так что восстановленная церковь на треть состоит из исторического материала”.

На восстановление храма было собрано 180 млн. евро (218 млн. долларов), из которых две трети составляли честные пожертвования. Часть средств поступила из Великобритании, страны, чьи самолеты сбрасывали на город бомбы. Под патронатом герцога Кентского, кузена английской королевы Елизаветы II, одна из общественных организаций собрала на восстановление Фрауэнкирхе 1,5 млн. евро. А новый крест для головной башни Фрауэнкирхе подарили священники из Ковентри – британского города, который во время войны германская авиация сравняла с землей. У немецких летчиков даже появился термин “coventrieren” – разбомбить, стереть с лица земли. Ударом на удар – две трагических истории и впрямь похожи, так что не к чему удивляться тому, что новый позолоченный крест для Фрауэнкирхе отливали в Великобритании под руководством сына пилота британских ВВС, бомбившего Дрезден в феврале 45-го.

В октябре 2005 года состоялось торжественное открытие вновь рождённой Фрауэнкирхе. Во время праздничной церемонии на площади перед собором собрались 100 тысяч горожан. Внутрь смогли попасть только полторы тысячи VIP-гостей, среди них президент Германии Хорст Келер, канцлер Герхард Шрёдер, новый глава правительства Ангела Меркель, послы Великобритании, США, Франции, а также герцог Кентский, активно участвовавший в восстановления храма. Многие участники торжеств не только давали средства на восстановление, но и сами участвовали в строительстве и реставрации, поэтому отцы города с согласия церковных властей приняли решение сделать Фрауенкирхе духовно-культурным центром для этих людей: теперь здесь проходят не только богослужения и другие культовые мероприятия, но и концерты церковной и классической музыки.

Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche) — крупнейший кафедральный собор Мюнхена, усыпальница династии Виттельсбахов и современный туристический символ баварской столицы. Необходимо уточнить, что название «Фрауэнкирхе» является простонародным, тогда как официально именуется Собор Пресвятой Девы Марии (Dom zu Unserer Lieben Frau).

Содержание

содержание:
История и описание
Фрауэнкирхе — символ Виттельсбахов
Кенотаф Людвига IV
След дьявола
Механические часы
Крипта
фотогалерея
график работы
входные билеты
полезные ссылки
адрес
на карте Мюнхена

Фрауэнкирхе представляет собой классический образец бескомпромиссной и холодной готики. Фрауэнкирхе — это величие пространства, строгость линий и суровый аскетизм. Удивительным является тот факт, что изначально собор был рассчитан на 20 000 прихожан, хотя в период постройки население города составляло всего лишь 10-15 тысяч человек. В наше время внутри установлены сидячие места для 4 000 верующих, хотя на воскресные службы собирается не более 200-300 посетителей.

Началом строительства Фрауэнкирхе является 1468 год. Основная часть сооружения была готова уже через 20 лет, что для того времени являлось рекордно быстрым сроком. Однако затем работы были приостановлены из-за нехватки финансирования. Недостроенными оставались две башни-колокольни. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы собрать необходимые денежные средства. Окончательное строительство Фрауэнкирхе завершили в 1525. Длительное время столб северной башни являлся ориентиром и точкой отсчёта для всех территориальных замеров Баварии (например, при определении земельных участков).

Читайте также:  Получение гражданства Люксембурга для россиян в 2022 году — изменения, новости

Несмотря на внушительные размеры собора, которые составляют 109×40 метров, внутреннее пространство достопримечательности не производит ошеломляющего впечатления. Визуально помещение уменьшается за счёт двух рядов восьмиугольных колонн, удерживающих соборную крышу. Для готических сооружений подобных размеров такое архитектурное решение абсолютно не свойственно, ведь опорные колонны всегда находились снаружи. Также не свойственным является и строительный материал — кирпич, а не камень. Последний факт объясняется отсутствием поблизости Мюнхена каменоломни, способной удовлетворить столь масштабное строительство.

От других готических построек Фрауэнкирхе отличают и купола. Согласно первоначальному проекту, венчать две 99-метровые башни-колокольни должны были заостренные шпили, схожие с теми, что украшают Кёльнский собор, однако под влиянием зарождающегося стиля Возрождения от готических архитектурных идей отказались. За основу взяли купола Храма Гроба Господня в Иерусалиме, которые, в свою очередь, были скопированы с византийских храмов. Купола Фрауэнкирхе стали ярким контрастом общей архитектурной стилистики, и до сих пор неоднозначно воспринимаются жителями Мюнхена. В наше время в городе запрещено строить здания и сооружения превышающие по высоте выше башни Фрауэнкирхе.

Фрауэнкирхе — символ Виттельсбахов

Собор никогда не был народной церковью, так как являлся символом политической власти и духовным оплотом правящей династии Виттельсбахов. Эта роль перешла по наследству от романской церкви Мариенкирхе, которая в течении двух веков являлась семейным храмом герцогов Баварии. Фрауэнкирхе построили вокруг Мариенкирхе, и только затем разобрали последнюю. Исключительное положение обоих сооружений во многом определялось тем, что их настоятелей назначал сам герцог, выбирая его только из дворянских семей.

Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане и простые баварцы никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу. Они предпочитали молиться в Церкви св. Петра (самый старый храм города) и до сих пор не могут смириться с тем, что их «Старина Пётр» остаётся в тени привилегированного собора Фрауенкирхе.

Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Богоматери с алтаря на центральную площадь Мариенплац. Величественную фигуру Девы Марии Максимилиан I объявил святой заступницей Баварии и превратил в политическое оружие дома Виттельсбахов.

Кенотаф Людвига IV

Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV — самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».

След дьявола

Согласно старой легенде, сам дьявол оставил отпечаток своей ноги у входа в Собор Пресвятой Девы Марии. Поговаривают, главный архитектор заключил с ним сделку: Люцифер обещал помочь в сложном строительстве взамен на душу первого человека, который войдёт в собор. Однако когда дьявол явился за обещанной платой, архитектор пожаловался, что сооружение выстроено с недочётами и прогнал его. Сатана в бешенстве топнул ногой у дверей храма, отпечатав свой след, и убрался восвояси, но «должника» не простил. Последний умер в течение года и был похоронен под северной башней.

Механические часы

Появились в конце XVI века, так как настоятели Фрауэнкирхе особо ревностно относились к богослужениям и утверждали, что последние всегда должны начинаться строго в положенное время. Кроме точного времени часы показывают планеты Солнечной системы, знаки Зодиака, лунные фазы и движение Солнца. В 1749 в рамках реставрационных работ в часовой механизм был добавлен кукарекающий петух. Несколько раз корпус часового механизма видоизменяли в зависимости от новых художественных веяний своего времени, поэтому первоначальный облик уникальной достопримечательности не сохранился. Мелодия часов воплощает заступничество Христа и Марии перед Богом Отцом.

Крипта

Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованными в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.

Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви св. Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.

Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.

Собор Фрауэнкирхе в Мюнхене

Фрауэнкирхе в Мюнхене

Фото: Michael Siebert / Pixabay.com

Фрауэнкирхе (Frauenkirche) или Собор Пресвятой Девы Марии (Der Dom zu Unserer Lieben Frau) является кафедральным собором Мюнхена c 1821 года, построен же был гораздо раньше.

Гуляя по городу, вы ни за что не пропустите эту важную достопримечательность: храм видно издалека благодаря высоким башням.

История возникновения Фрауэнкирхе

Собор в готическом стиле начали строить в 1468 году при правлении династии Виттельсбахов (Wittelsbach), которые задумали устроить в нем грандиозный склеп для представителей своего рода.

Кроме того, существовавшей на тот момент церкви Петерскирхе (Petrikirche) оказалось уже недостаточно для растущего населения Мюнхена. Новая церковь, строительство которой полностью завершили в 1525 году, смогла одновременно вмещать приблизительно 20 000 горожан.

На сегодняшний день вместительность храма составляет около 4 000 человек, по количеству сидячих мест на скамьях.

Строительство церкви

Место для нового собора выбрали в северной части Мюнхена – недалеко от крепостной стены, окружавшей город в то время. Первый камень заложили герцог Сигизмунд (Siegmund) и епископ Йоханнесом Тульбеком.

Архитектором был назначен Йорг фон Хальспах (Jörg von Halspach), который стремился выстроить церковь, похожую на Храм Господа в Иерусалиме.

В ходе бомбардировок в период Второй мировой войны храм получил значительные повреждения, в том числе оказался разрушенным первоначальный свод.

Реставрация и восстановление

С 1990 по 1994 гг. в соборе провели серьезные реставрационные работы, в том числе обновили элементы свода, перекрасили стены, пол и потолок.

Кроме того, перенесли обратно картины и иконы, которые временно находились в Епархиальном музее в Фрайзинге (Freisinger Diözesanmuseum). Среди них были 12 картин с изображением бытия Богоматери, созданных Игнацем Гюнтером (Ignaz Günther) в 1774 году.

На сегодняшний день собор открыт для всех желающих, причем вход абсолютно бесплатный.

Архитектура собора Фрауэнкирхе

При взгляде на храм обращают на себя внимание две симметричные башни, именуемые Welschen Hauben. Благодаря им Фрауэнкирхе считается самым высоким собором города: строение возвышается на 99 метров.

Кстати, в Мюнхене нельзя возводить здания, которые превышают в высоту Собор Пресвятой Девы Марии. Это решение было принято в рамках референдума 2004 года.

Фрауэнкирхе в Мюнхене

Фото: Dirk Schiff / Pixabay.com

Длина церкви составляет около 109 метров, а ширина – примерно 40 метров. При этом внешне храм кажется более громоздким, чем внутри. Такую иллюзию меньшего пространства создают 22 колонны, на которые опирается крыша.

Подняться можно только на южную башню, открытую для посетителей. В ней находится семь колоколов (остальные три колокола располагаются во второй башне).

Будьте внимательны: по состоянию на 2020 год вход в башню полностью закрыт в связи с проведением строительных работ, уточняйте информацию на официальном сайте.

В северной башне до сих пор хранится педальное колесо, которое использовалось в период Средневековья для подъема строительных материалов.

Что посмотреть внутри

Внутреннее оформление выполнено в позднеготическом стиле. При входе создается иллюзия бесчисленного количества белых колонн, которые расположены в два ряда. Если посмотреть наверх, то взгляду открывается высокий звездчатый свод.

В ясный день через оконные витражи проступает солнечный цвет, причудливо переливающийся разноцветными оттенками.

Особого внимания заслуживает главный алтарь, украшенный картиной «Вознесение Марии». Полотно, выполненное в середине 17 века, принадлежит творчеству Петера Кандиды (Peter Candid). Алтарь перенесли в собор в 1860 году.

В числе других важных работы, хранящихся в соборе, — картины Маттиаса Кагера (Johann Kager), Ганса Роттенхаммера (Hans Rottenhammer), Иоганна Деглера и других.

Кенотаф

Другая достопримечательность собора – надгробный памятник или кенотаф кайзера Людвига IV Баварского (Ludwig der Bayer), созданный в 1622 году Гансом Крумпером (Hans Krumper). Он находится по правую сторону от центрального входа.

Богато декорированный кенотаф изобилует бронзовыми скульптурами кайзеров и герцогов рода Виттельсбахов. На самом верху размещена большая корона, которая подчеркивает статус императора.

Фигурные часы

Примечательны механические часы, появившиеся в церкви примерно в 16 веке. Они считаются одними из самых старинных в Германии.

Часы оснащены театром с деревянными фигурами Бога-отца, Иисуса и Марии – они начинают двигаться в 12.10 каждый день. Интересно, что циферблат показывает планетарное время, знаки зодиака и фазы Луны.

Часовни

В Таинственной часовне (Sakramentskapelle) особым образом переливается свет, проступающий внутрь через разноцветные стекла. Часовня использовалась как ризница до 1602 года.

В другой капелле — Altöttinger Kapelle – хранится старинный чудотворный образ Богоматери (Schutzmantelmadonna). Там же находится фигура Марии, выполненная в начале 16 века. Ее отделяет от зрителей изумительная кованая решетка, украшенная фигурными розами.

Кроме того, в соборе размещаются другие часовни (в том числе Святого Себастиана, Святой Екатерины Александрийской, Анны, Марии и младенца Иисуса) – искусно декорированные, с изумительными витражами, скульптурами и картинами.

Склеп

Склеп находится позади алтаря. В нем располагаются могилы представителей династии Виттельсбахов, включая кайзера Людвига Баварского и Максимилиана I (Maximilian I). Кроме того, здесь похоронены архиепископы и другие важные представители города.

До реконструкции склеп имел более значительные размеры, современное помещение возникло в 1971 году.

Читайте также:  Одиноким женщинам будет сложнее получить визу в Сингапур

Органы

В соборе насчитывается несколько органов, в том числе:

  • главный (Hauptorgel), перестроенный во время реставрации храма в 1994 году и имеющий 95 регистров;
  • орган Андреа или хоровой (Andreasorgel), созданный в 1993 году и расположенный в боковом нефе с южной стороны;
  • деревянный орган (Holzorgel) 1985 года, находящийся в часовне таинства.

Легенды

Интересно, что колонны в соборе установлены особым образом: при некотором ракурсе окон вовсе не видно.

Согласно одной из легенд, такую особенность связывают со сделкой, которую архитектор якобы заключил с дьяволом, чтобы последний не мешал возведению храма. По условиям этой сделки в соборе не должно было быть оконных проемов.

В церкви даже можно увидеть так называемый «след дьявола» в виде отпечатка мужского ботинка со шпорой – в народе его считают подтверждением сделки. Именно с этого места не видны боковые окна.

Как добраться до Фрауэнкирхе

Собор располагается на площади Frauenplatz 12, что неподалеку от Мариенплац в центре города. Доехать можно на метро или S-bahn — выходить на станции Marienplatz.

Часы работы

Церковь открыта с 8.00 до 17.00 ежедневно.

Стоимость билета

По состоянию на 2020 год вход в Собор Пресвятой Девы Марии бесплатный.

График работы может меняться – уточняйте информацию на официальном сайте Фрауэнкирхе www.muenchner-dom.de/home/.

Экскурсии в Мюнхене

Если вы хотите провести время в Мюнхене интересно и не упустить ни одной важной достопримечательности, то возьмите подготовленную экскурсию. Знающий гид покажет важные места в городе, чтобы вы могли не отвлекаться на карту. Вам останется только наслаждаться городом!

Посмотреть экскурсии и выбрать самую увлекательную можно на сайте Tripster.

Кафедральный собор Фрауэнкирхе (Собор Пресвятой Девы Марии) в Мюнхене – тесная связь власти земной и небесной

Совсем недалеко от мюнхенской площади Мариенплац расположен главный кафедральный собор столицы Баварии – Фрауэнкирхе. Официальное название самого высокого собора в Мюнхене – собор Пресвятой Девы Марии.

Удивительно, но в 2004-м году на собрании городскими властями был принят довольно спорный законопроект, согласно которому в ультрасовременном городе, славящемся на весь своими научно исследовательскими институтами и музеями, запрещено возводить здания, которые были бы выше Фрауэнкирхе.

Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене

Собор с высоты птичьего полёта

Высота собора, построенного в готическом стиле, составляет «всего» 99 метров. Естественно, эту цифру нельзя назвать маленькой, но она ограничивает строительство в городе огромных небоскребов и офисных зданий. С чем же связано такое отношение властей к Фрауэнкирхе, что в этом кафедральном соборе такого необычного? Не секрет, что многие туристические агентства называют Фрауэнкирхе символом Мюнхена и рекомендуют всем гостям города в обязательном порядке посетить эту достопримечательность. Естественно, заинтересовать историков, ценителей памятников архитектуры и культуры Фрауэнкирхе, безусловно, может. Его длинная история и тесная связь с легендарной династией Витттельсбахов, некогда правящей Баварией на протяжении 700 лет, конечно же, заслуживает внимания.

Многие гиды, живущие в Мюнхене, рассказывая своим экскурсионным группам о Фрауэнкирхе, довольно часто отзываются о соборе с некоторой долей скептицизма. Дело все в том, что величественный собор, который является самым высоким зданием в Мюнхене, не вызывает восторга у коренных жителей города. «Виноват» в таком положении вещей род Виттельсбахов, которых, к слову, очень уважают в Баварии, а последний потомок из этой династии до сих пор живет за счет государства в роскошном дворце Нимфенбург.

Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене

Вид на собор с Новой ратуши

Именно родоначальники этой династии сделали из Фрауэнкирхе собор для сильных мира сего, а по большому счету, превратили его в своеобразный фамильный склеп. Правда, это уже история, на которой немного следует остановиться чуть ниже.

Собор Фрауэнкирхе – история

Как уже говорилось выше, династия Виттельсбахов, желала создать собор, в котором бы они могли обращаться к Богу, и где находили бы вечное упокоение. Первый камень в строительство собора, который было решено возводить в готическом стиле, был заложен в 1468-м году. Проект здания разрабатывал известный в те времена архитектор Йорг фон Хальспах, которому и принадлежат слова о том, что здание в столице Баварии «построено в стиле бескомпромиссной готики, где нет ничего лишнего».

Собор Фрауэнкирхе был построен из кирпича уже к 1494-му году. Во время торжественной церемонии открытия произошло и освящение храма. Справедливости ради, стоит отметить, что в 1494-м году собор не был до конца закончен: главные его архитектурные детали – купола на башнях, были достроены в 1525-м году. Собор Фрауэнкирхе еще с середины 16-го века можно было называть светским собором, простые мюнхенцы редко заглядывали в него. Как известно, церковь не должна подчиняться политикам и правительству страны, а Фрауэнкирхе стал своеобразным символом, известным в Баварии под названием: «союз трона и алтаря».

Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене

Вид на башни собора

После первого освящения в соборе могли разместиться более 20 тысяч человек. Когда были возведены башни, вместимость собора Фрауэнкирхе снизилась до 12 тысячи человек. Уже после Второй Мировой войны в храме может слушать проповеди не более 4 тысяч человек. Все места, как во многих католически храмах, сидячие. Стоит отметить, что во время наступления союзных войск на Мюнхен, собор Фрауэнкирхе был поврежден. Значительным назвать нанесенный урон, все же, нельзя. Все предметы внутреннего убранства, гробницы и ценные реликвии не пострадали. Реставрация собора Фрауэнкирхе после Второй Мировой войны прошла в рекордно короткие сроки. А как же может быть иначе в случае с храмом, который называют «союзом трона и алтаря»? Таким он остался и по наши дни.

Собор Фрауэнкирхе – архитектура

Не один современный архитектор не сможет сказать, что фасады собора не вызывают восхищения готическим стилем. Величественность, строгие линии и, даже можно сказать, какая-то леденящая душу красота, просматривается в каждой детали здания. Несмотря на фасад здания, внутренний интерьер храма разочаровывает многочисленных туристов. «Этот храм какой-то убогий», «Здесь не уютно и холодно», «Наверное, мы оказались не в католическом храме», – такие слова довольно часто произносят многие гости Мюнхена, которые впервые переступили порог символа столицы Баварии, собора Фрауэнкирхе.

Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене

Как уже говорилось выше, даже коренные жители города не жалуют своим вниманием эту главную достопримечательность. Аскетичность внутреннего убранства, надменное отношение к верующим священнослужителей, не может привлекать паству в стены собора. Во время воскресных богослужений на скамьях, рассчитанных на 4 тысячи человек, с трудом удастся сосчитать 80 прихожан. Во время вечерних богослужений Фрауэнкирхе практически пуст: лишь 10-15 престарелых женщин слушают возносящиеся к богу молитвы. Они приходят сюда лишь потому, что живут в находящемся неподалеку от собора приюте.

Несмотря на все вышеперечисленное, именно из этого собора ведутся многочисленные трансляции богослужений, посвященных самым значимым католическим праздникам. Церемониария собора Фрауэнкирхе можно назвать бухгалтером, режиссером, сценаристом и постановщиком. Кроме этого, он надменно утверждает, что именно собор Фрауэнкирхе должен быть примером для подражания всех католических храмов. «Внутреннее убранство храма – это не цирковая площадка, где все должно быть разукрашено яркими красками. Месса, не клоунада, ее нельзя сокращать, во время нее нужно сидеть и слушать в полной тишине», – сказал, как-то в своем интервью церемониарий Антон Хеклер. Именно он стал первым служителем католической церкви, который со скрупулезностью подсчитывал на персональном компьютере сумму, необходимую для причащения прихожан. К слову, официально зарегистрированный приход Фрауэнкирхе насчитывает менее 400 человек.

Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене

Главный вход в собор

Тесная связь собора Фрауэнкирхе с властью, которая длится уже более 400 лет, отталкивает молодежь. Из всего прихода насчитывается менее 30 прихожан, не достигших возраста 18-ти лет. Иначе и быть не может в соборе, где перед главным престолом находится огромное надгробие короля Людвига Баварского, которое полностью закрывает главное место в храме. Кроме этого над надгробием был установлен флаг Баварии: стяг практически полностью скрывает от паствы престол. В свое время Максимилиан I решил в соборе Фрауэнкирхе возвести странного вида памятник, на котором были изображены черепа и готовые к битве рыцари. Этот монумент должен был символизировать собой усыпальницу Виттельсбахов. Максимилиан I был одним из тех политиков, который понимал, насколько выгодно объединить власть и церковь. Он даже не скрывал своих взглядов, и над устрашающим темным памятником возвел триумфальную арку. Эта арка в храме Фрауэнкирхе должна была показать верующим тесную и неразрывную связь между земной и небесной властью.

Прочитав все вышеизложенное, у многих людей, которых пути-дороги приведут в Мюнхен, может сложиться мнение, что собор Фрауэнкирхе не заслуживает внимания. Однако это совсем не так. После прогулки по Мариенплац и посещения ее многочисленных достопримечательностей и бутиков, следует обязательно зайти во Фрауэнкирхе.

Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене

Вид на южную башню собора с Либфрауэнштрассе

Во-первых, такого резкого контраста не встретишь более нигде в мире, а во-вторых, будет непростительной ошибкой не запечатлеть на фото внешний фасад собора, построенного в стиле «бескомпромиссной готики». Особый интерес вызовет у ценителей музыки и хорового пения акустика этого уникального, в своем роде, архитектурного сооружения. Увы, там не получиться послушать музыку Баха, слишком быстрый темп его произведений, огромное пространство помещения сливает в единый гул. В одном из интервью регента Фрауэнкирхе, опубликованном в мюнхенской газете, говорится о том, что «Бах в соборе сильно бьет по ушам». Оценить всю прелесть хорового пения или музыки можно только по мессе Вольфганга Моцарта или вознесенным к богу хоралам, относящимся еще к грегорианской эпохе.

О соборе Фрауэнкирхе можно встретить много заметок в периодических изданиях, о нем снято множество телевизионных передач. Слишком тесна связь власти «земной и небесной» в этом удивительном, и поистине уникальном соборе, построенном не для народа, а для сильных мира сего. Именно в одном из журналов процитировано изречение старушки, доживающей свои дни в приюте неподалеку от Фрауэнкирхе. Она сказала, что еще ее мать довольно часто повторяла известную и на постсоветском пространстве пословицу: «Будь проще и люди, непременно, потянутся к тебе».

Кафедральный собор Фрауэнкирхе в Мюнхене

96-летняя бабушка, оставшаяся без родственников, уточнила, что эта пословица подходит не только людям, но и близстоящему собору Фрауэнкирхе. Прислушаются ли власти к словам пожилого человека, произнесенным еще в 2006-м году, покажет только время. К слову, запрет на строительство зданий в Мюнхене выше Фрауэнкирхе, временный, и может быть в любой момент отменен.

Ссылка на основную публикацию