Мариацкий костёл в Кракове — подробная информация с фото

Мариацкий костёл в Кракове

Мариацкий костёл в Кракове

Собор: пн-сб – с 11:30 до 18:00; вс и праздники – с 14:00 до 18:00.
Башни – с апреля по октябрь.
Хейналица: вт-сб – с 09:10 до 17:30; вс – с 19:10 до 17:30.
Колокольня: вт-пт – с 10:00 до 14:00.

Собор: 15 PLN — для взрослых, 8 PLN — старше 65 лет, 8 PLN — для детей и студентов.
Башни — 15 PLN, льготный — 10 PLN.

Мариацкий костёл обладает титулом малой базилики, присвоенным папой римским в 1962 г. В 1973-м одна из основных достопримечательностей Кракова была включена в список культурных памятников Малопольского воеводства.

Мариацкий костел на фоне Рыночной площади

Храм расположен в районе Старого города. Его центральный фасад выходит на Главный рынок — крупнейшую средневековую площадь Европы. Именно с нее многие туристы начинают свое знакомство с городом, его историей и ключевыми объектами. Необычный снаружи и богато декорированный внутри, костел мгновенно привлекает внимание, оставляя в памяти незабываемые впечатления. Его включают в список обязательных для посещения мест второго по величине города Польши.

История

В работах польского историка и дипломата Яна Длугоша (1415–80 гг.) упоминается о деревянном храме, на месте которого в первой половине XIII ст. возвели каменный костел. Однако вскоре, при очередном нашествии на Польшу монгольских полчищ, он был разрушен. Следующий христианский храм в раннеготическом стиле начали строить в конце XIII в., частично воспользовавшись прежним фундаментом. Освящение костела состоялось в период 1320–21 гг.

Центральный фасад

В середине XIV в. появился пресвитерий (пространство между нефом и алтарем). В конце того же столетия была выполнена реконструкция, в результате которой зальный храм принял традиционный архитектурный облик базилики. Стены боковых нефов снизили, а в открывшиеся проемы вставили окна. Это позволило значительно улучшить естественное освещение костела.

В XV в. достроили часовни и водрузили на северную башню готический шлем с заостренным шпилем. Одним из событий того столетия стало обретение храмом огромного резного алтаря, ставшего шедевром эпохи поздней готики. Его создал по заказу немецкой общины Кракова скульптор Фейт Штос, которого поляки предпочитали называть Витом Ствошем. В XVI в. ренессансным куполом накрыли южную башню.

Оформление интерьера в позднебарочном стиле Мариацкий костел получил в XVIII веке. Франческо Плачиди, выполнивший проект по заказу архипресвитера собора, сменил внутреннее убранство и украсил стены полихромными изображениями. Неоготический облик базилике придал польский архитектор-реставратор Тадеуш Стрыенский в 1887–91 гг., в сотрудничестве с другими мастерами того времени. Новая полихромия заменила старую, а в пресвитерии появились уникальные витражи.

Полихромные изображения

Масштабные работы по реконструкции Мариацкого костела начались в конце прошлого столетия. Стены очистили от вековых налетов, что позволило восстановить уникальную полихромию. Кроме того, отреставрировали кровлю. В 2010 г. в храме прошла церемония прощания с погибшей в авиакатастрофе президентской четой Качинских.

Мариацкий костел в Праге имеет и другие, более расширенные названия. Это — церковь Успения Пресвятой Девы Марии и Архипресвитериальный костел Взятия на небо Пресвятой Девы Марии.

Архитектура Мариацкого костела

Культовое строение, сохранившее свой облик с конца XIV в., представляет собой трехнефную кирпичную базилику с пристроенными капеллами, двумя разноуровневыми башнями и барочной крухтой у главного входа. Фасад украшен удлиненными стрельчатыми и арочными окнами, а также поддерживающими карнизы консолями, венчающимися символическими фигурами.

Внимание привлекает множество мемориальных табличек и плит на стенах. Одна из них находится на обращенном к Рыночной площади торце левого нефа. Бронзовый барельеф изображает триумф короля Яна III Собеского в битве под Веной с войсками Османской империи в 1683 г. Памятный знак был изготовлен и установлен в честь 200-летнего юбилея сражения. Эпитафии на южном фасаде храма напоминают о снесенном в XVIII в. приходском кладбище, располагавшемся на месте Мариацкой площади. В 1954 г. эту стену украсили солнечными часами.

Южный фасад

Многие туристы обращают внимание на вмонтированные у южного входа в Мариацкий костел железные оковы. В Средневековье в них заключали грешников для всеобщего осуждения. Обруч, надетый на шею, не давал возможности выпрямиться или опуститься на колени. Сегодня оковы находятся практически на уровне земли по причине векового наслоения почвы. Наказание было отменено лишь в конце XVIII в.

Башни

О причине, почему соборные башни имеют разную высоту, ходят легенды. Самая известная из них повествует о двух братьях, взявшихся за строительство. Один возвел башню намного быстрее и надолго выехал из города, а другой решил удивить горожан более высоким и красивым сооружением. Первый, увидев результат, в гневе зарезал своего брата, настолько сильно зависть и злость затуманили его разум. Придя в себя, парень бросился с самой высокой точки вниз, не выдержав угрызений совести. Говорят, что тот злосчастный нож до сих пор висит в Суконных рядах на Рыночной площади, напоминая о мрачных событиях.

Более реальной кажется вторая версия. Одну из башен задумали сделать смотровой, поэтому подняли ее ввысь на несколько метров. На вторую попросту не хватило средств.

Башни

Высокую башню называют Хейналицей. Именно с нее ежечасно доносится традиционный Мариацкий хейнал, ставший одним из символом Кракова. В Средние века трубачи сигналили о приближении опасности, открытии/закрытии городских ворот, пожарах или грозящем нападении врагов. С XVI в. мелодия стала звучать каждый день.

В местной легенде упоминается трубач, погибший в XIII в. от вонзившейся в горло стрелы во время оповещения горожан о появлении вражеской конницы. Оборванная мелодия напоминает о «последней ноте» героя.

Посредством установленных в 1926 г. специальных микрофонов, в полдень хейнал можно услышать во всех уголках Польши.

Хейналица имеет форму четырехугольной призмы, на вершине которой расположена восьмиугольная двухъярусная надстройка, накрытая готическим шлемом. Его окружает оригинальный венец из 8 башенок. Шлем был изготовлен Матиасом Херингканом в 1478 г. Золоченая корона на шпиле установлена в 1666 г.

  • Высота Хейналицы — 82 м.
  • Высота площадки трубача — 54 м.
  • Размеры короны — по высоте 1,2 м, в условном диаметре 3,2 м.

Нижняя башня служит колокольней Мариацкого костела. Четырехугольное в плане строение венчает установленный в 1592 г. ренессансный купол с восьмиугольным барабаном, фонарем и главкой. По углам размещено четыре компактных шлема.

  • Высота колокольни — 69 м.

Крухта

Уникальная пристройка перед главным входом в базилику (со стороны Рыночной площади) выполнена в барочном стиле. Она была возведена в XVIII веке по проекту итальянского архитектора и скульптора Франческо Плачиди, занимавшего в Польше пост королевского архитектора. Основой для создания облика крухты стал образ святыни христианского мира — Гроба Господня.

Витражи над пристройкой созданы в конце XIX в. Оригинальные двери с головами апостолов и польских святых установлены в первой половине XX ст.

Внутреннее убранство

Базилика удивляет каждого вошедшего туриста своим алтарем, полихромией стен и звездного свода, богатым убранством, включающим ценные произведения искусства и уникальные витражи апсиды. Особое внимание стоит уделить пресвитерию, украшенному золочением и рельефными изображениями XVI—XVII вв. Абсида отделена балюстрадой. На навесных дверцах расположены барельефы.

В Мариацком костеле находится несколько часовен, или капелл, имеющих уникальное оформление. В интерьере собора присутствуют мраморные элементы и оригинальная проповедническая кафедра. Здесь есть органы: большой 56-голосый, на хорах — 12-голосый и в южном нефе — малый.

Внутреннее убранство

Алтарь Ствоша

После пожара 1442 г., в результате которого рухнувшим сводом пресвитерия был уничтожен алтарь, городской совет вынес решение о возведении нового алтаря. Выполнение работ поручили Виту Ствошу.

Монументальный резной шедевр, изготовленный в период 1477–89 гг., поражает своей безумной красотой, величием, детализацией и огромными размерами. Его ширина составляет 11 м, а высота достигает 13 м. В общей сложности в сценах присутствует более двухсот деревянных фигур высотой до 2,8 м. Их прообразами послужили реальные жители Кракова.

Над алтарем размещено Слацкеровское распятие, выполненное тем же мастером в 1496 г. Его характерными особенностями являются максимальный натурализм и реалистичность происходящего события — страдания Иисуса и, в то же время, его спокойствие.

Интерьер

Часы работы Мариацкого костела

Для туристов посещение базилики возможно ежедневно с 11:30 до 18:00. В воскресные и праздничные дни — с 14:00 до 18:00.

Подняться на Хейналицу с апреля по октябрь можно ежедневно, кроме понедельника и дат, приходящихся на религиозные праздники. Вход осуществляется группами каждые полчаса. Время допуска:

  • вт.-сб. — с 09:10 до 17:30 (перерыв с 11:30 до 13:10);
  • вс. — с 13:10 до 17:30.

Ноябрь, декабрь и март северная башня открыта только с четверга по субботу. В январе и феврале вход закрыт.

На колокольню можно попасть только с июня по октябрь. Режим работы: вт.-пт. — с 10:00 до 14:00, с перерывом в 12:00. Войти в южную башню можно группами до 6 человек.

Кафедра

Мессы

В будни службы проводятся каждые полчаса с 06:00 до 11:00 и в 18:30. В праздничные и воскресные дни мессы проходят каждый час с 06:00 до 10:00, в 11:15, 12:00 и 13:00, а также в 18:30 и 20:00. Уточнить расписание можно на официальном сайте Мариацкого костела.

Вход на службы и молитву осуществляется через главный портал, со стороны Рыночной площади.

За посещение Мариацкого костела туристы должны заплатить определенную сумму. Она составляет:

  • для взрослых — 15 PLN;
  • для людей старше 65 лет — 8 PLN;
  • для детей и студентов — 8 PLN.

Барельефы

Вход для туристов расположен с южной стороны костела, обращенной к Мариацкой площади. Доступные зоны — передняя часть нефа и часовни. Пытаться пройти бесплатно через центральный портал, предназначенный для паломников, не имеет смысла. Из этой зоны к основным достопримечательностям костела путь закрыт.

Стоимость посещения Хейналицы составляет:

  • для взрослых — 15 PLN;
  • для детей от 7 до 18 лет — 10 PLN.

Цена входа на церковную колокольню — 15 PLN.

Как добраться до Мариацкого костела

Общественный транспорт в Старом городе Кракова не ходит, поэтому до Мариацкого костела придется пройтись пешком. Ближайшие остановки:

  • трамваи — № 1, 2, 3, 4, 8, 13, 14, 18, 24, 44, 52, 62, 64, 69, 70;
  • автобусы — № 124, 152, 424, 502;
  • ночные автобусные маршруты — № 601, 605, 608, 610, 662, 664, 669.

Путь от автостанции до Мариацкого костела (через вокзал)

Для вызова такси в Кракове можно воспользоваться мобильными приложениями Radio Taxi Mega, iTaxi, MPT Radio Taxi и пр.

Польша. Краков. Мариацкий костёл

Одной из главных достопримечательностей Рыночной площади является Мариацкий костёл или Церковь Успения Пресвятой Девы Марии. Огромный, устремленный ввысь, он своей большой северной башней вздымается над городом на высоту более шестидесяти метров.
Он является главным храмом города, в то время, как королевский Кафедральный Собор в Вавеле является главным храмом епархии.

Первый костёл на этом месте был деревянный, и когда отслужил своё — на его месте в 1221-1222 годах был поставлен новый романский, по размерам близкий к сегодняшнему. Но и он был уничтожен во время набега татар.

Позднее фундамент того костёла был частично использован, когда в 1290 году началось строительство нового костёла, уже в готическом стиле. Именно поэтому сегодня он стоит под углом к Рыночной площади — ведь старый костёл строился ещё до введения локационного плана.

Есть забавная легенда «18+», связанная со строительством костёла.
Возведением Мариацкого костёла руководили сразу две семьи — известных в Кракове древних родов, которые находились друг с другом «далеко не в лучших» отношениях. Но строительство продолжалось не один год, а решение возникающих проблем требовало слаженности действий. Тогда главы семей приняли решение о соединении — для этого их дети должны были вступить в брак. Отец, у которого был сын, заранее радовался: ведь муж — это глава семьи, а это значит, что его род получал бы превосходство. Но представитель другой семьи, у которого была дочь, решил заключить хитрый договор: согласно ему дети руководили строительством двух башен отдельно друг от друга, и семья того, чья башня получится выше и лучше, получала бы превосходство в новом союзе.

Семья, отдававшая сына, конечно, согласилась, ведь строительство — не женское дело. Они заранее были уверены в успехе. Не учли они одного обстоятельства.

После свадьбы молодая жена стала столь добросовестно исполнять супружеские обязанности, что под утро у молодого мужа просто не оставалось сил. А жена, наоборот, получив заряд бодрости, была полна энергии. В результате строительство её башни продвигалось значительно успешнее, чем у супруга. Жители Кракова, конечно, знали о договоре, и с любопытством следили за строительством. Отец молодого супруга не раз пытался наставить сына на путь истинный, но как устоять перед женскими чарами?

В результате семья, отдавшая дочь, выиграла спор. Однако, за время семейной жизни супруги так искренне полюбили друг друга, что вопрос о том, кто главный в семье (несмотря на то, что это было всё-таки средневековье) уже не возникал.

Этот костёл разделён на две части — для молящихся и для туристов. Соответственно у костёла два входа: тот, что смотрит на площадь, предназначен для тех, кто пришёл помолиться; через него можно пройти только в заднюю часть костёла. А вот справа находится вход для туристов; здесь за вход берут плату, но зато можно посмотреть главную алтарную часть. За фотосъёмку тоже надо дополнительно платить.

Жемчужиной Мариацкого костёла является трёхстворчатый алтарь, покрытый полихромией (гр. πολύς — многочисленный и χρῶμα — цвет — многоцветная раскраска или многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве).

Для его создания городские власти пригласили знаменитого скульптора Вита Ствоша (Wit Stwosz), который соорудил себе мастерскую на улице Гродской, и в течение 12 лет (с 1477 по 1489 год) вместе с помощниками и учениками работал над заказом. Стоил алтарь столько, сколько составлял тогда годовой бюджет всего Кракова!

Алтарь, который представляет собой триптих, достигает 13 метров в высоту, а размах его боковых створок — 11 метров! Сейчас алтарь закрыт, а туристы вокруг ждут, когда монахиня его откроет.

Монахиня прошла по проходу слева, сказала несколько слов молитвы и под органную музыку открыла алтарь. Центральный сюжет — увенчание Богоматери венцом Владычицы Небесной, а на крыльях изображены двенадцать сцен из жизни Девы Марии.

Фигуры поражают своим реализмом, все детали человеческого тела, пропорции, движение воспроизведены со скрупулезной точностью и вместе с тем одухотворены — они живут… Историки даже используют алтарь как источник для изучения внешнего вида, моды и даже болезней жителей Кракова конца XV века.

Читайте также:  Зеленая карта в Литву - стоимость страховки авто для поездки в Литву

Увидеть костёл во всей красе, безо всяких ограничений и совершенно бесплатно можно во время устраивающихся в нём иногда по вечерам концертов органной музыки. Тогда в костёле включается всё освещение и можно осмотреть его целиком.

Вит Ствош получил за свою работу колоссальные деньги, но краковский гонорар не пошел на пользу мастеру. Вернувшись в Нюрнберг, он отдал все свои деньги одному банкиру, который оказался мошенником. Мастер в одночасье потерял все свои, заработанные в Кракове деньги. В отчаянии он пытался вернуть хоть часть из них и . подделал чек. За что и был сурово наказан.

В колористике алтаря превалируют синий (традиционный марийный цвет), золотой (означает присутствие Господне и является атрибутом Царства Небесного) и красный (символ Божественной энергии).

Роспись костёла — дело рук художника Яна Матейки, которому помогали его ученики во главе с Юзефом Меххофером, Станиславом Выспяньским, Влодимижем Тетмайером. Авторами картин для костёла были знаменитые венецианские художники мастерских Джамбаттисты Питтоне (Giambattista Pittionie), и лучшего художника Венеции Тепола (Tiepol). Именно кисти Питтоне принадлежит образ Благовещения Богоматери.

Старейшие цветные витражи собора были изготовлены в 1370 году, но сохранились они далеко не все. Часть существующих витражей относится к началу ХХ века и принадлежит работе мастеров С. Выспянского и Ю. Мехоффера.

Во время Второй Мировой войны шедевр Ствоша разобрали и вывезли в Германию. А в 1946 году его обнаружил профессор университета Кракова Кароль Эстрайхер. Липовый полиптих реставрировали, дерево обработали особым образом, счистили краску последующих веков.

Следует обратить внимание также на Распятие Христа (Krucyfiks Szlackerowski), находящееся справа от входа (входа для туристов). Полная экспрессии скульптура изображающая мучения Иисуса на кресте — тоже творение Вита Ствоша.

Последняя генеральная реставрация, причём и внешняя, и внутренняя, была закончена в 2000 году. Когда внутренняя роспись костёла была очищена от многолетнего тёмного налёта, многие краковяне с удивлением увидели, что внутренняя роспись костёла оказывается выполнена не в тёмных, а в светлых тонах.

Расходы на реставрацию были нешуточные, и тогда настоятель решился на смелый шаг — во время реставрации на костёле разместить коммерческую рекламу. Не все одобряли этот шаг, но когда увидели результат—- вопросы отпали сами собой.

Солнечные часы. В 1954 году они заменили прежние, установленные здесь в XVII веке. По ним можно определить не только час, но и день года.

Каждый час наверху башни Мариацкого костёла появляется трубач, дудящий хейнал на все стороны света. Вокруг костёла всегда собирается много туристов. Если трубач помашет рукой зрителям, то их ожидает удача.

С башни, называемой хейналица, на протяжении веков городской страж с помощью трубы утром и вечером давал сигнал для открытия и закрытия городских ворот. Также он трубил тревогу, когда видел пожар или приближающегося врага.

Хейнал является одним из символов Польши — его мелодию протрубил польский горнист капрал Эмиль Чех 18 мая 1944 в честь победы над немецкими войсками в битве под Монте-Кассино.

А 11 июня 2000 года хейнал был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как мелодия, которую сыграли одновременно примерно 2000 трубачей, съехавшихся со всего мира.

Поездка организована:

Польской туристической организацией.

Департаментом продвижения и туризма города Краков.

Огромное спасибо:
– директору представительства Польской туристической организации в Москве – Магдалене Круч,
– представителям департамента продвижения и туризма города Кракова – Анджею Чаплиньскому и Магдалене Осух,
– представителям Польской туристической организации в Москве – Юлии Ран и Яне Пфау,
– нашему гиду по Кракову – Юлии Кубала (+48 606 117 717, julia.kubala@poczta.fm).

Мариацкий костел – грандиозное творение истории, окутанное флером легенд

Архитектура Кракова колоритна и неповторима: готические башни и шпили здесь сочетаются с ультрасовременными строениями. В этом европейском городе как-будто застыло время и величие средневековых ансамблей соединилось с современными стилевыми течениями, наделив Краков самобытностью, которая присуща только ему. Такой необычный дух города воссоздается благодаря многочисленным архитектурным формам, сохранившимся в своей первозданной красе и дошедшими к нам сквозь века. Именно таким предстает перед глазами туристов и жителей города величественный Мариацкий костел, история которого такая же необычайно захватывающая, как и самого Кракова.

История создания архитектурного шедевра

Kościół Mariacki 2

Начало своей истории Мариацкий костел берет в первой половине XIII века, когда на его современном месте был построен небольшой деревянный храм. Позже он преобразовался в каменный костел в романском стиле, который не уцелел после татаро-монгольских набегов. Уже в XIV веке, на месте его разрушенного фундамента, началось возведение нового храма, сочетавшего в себе ранние готические мотивы. Храм совершенствовался и достраивался, был сооружен новый пресвитерий , дошедший до наших дней, изменялось освещение, понижались стены и формировались большие окна. После череды изменений костел преобразился в базилику.

Землетрясение 1443 года, принесшее необычайные разрушения и лишения, повредило и свод храма, частично уничтожив уникальную архитектурную конструкцию тех времен. Но это не остановило процесс развития храма – в XV веке было построены боковые часовни и северная башня, которая использовалась как городская сторожевая башня.

Многочисленные изменения и перестройки меняли и совершенствовали вид костела, но главному его украшению не страшны были никакие перемены и разрушения. Великий немецкий скульптор Вит Ствош в течение 12 лет создавал настоящее чудо готической скульптуры, которое не имеет аналогов в мире. Величественный алтарь являет собой 13-ти метровое панно, состоящее из вырезанных с липы фигур святых и различных сцен из жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Все детали фигур, созданных рукой мастера, проработаны с большой точностью и тщательностью, что создает впечатление одухотворенности.

Реставрация и восстановление былой красоты

Будучи типичным готическим архитектурным возведением, Мариацкий костел долгое время имел мрачный и мистический вид. В XIX веке его лик был значительно изменен, когда в рамках благоустройства Кракова было закрыто и ликвидировано кладбище, которое располагалось многие века на месте современной Мариацкой площади. Еще большей эстетики добавила отделка храма внутри полихромией в стиле позднего барокко. А грандиозные работы по чистке стен от многовековых загрязнений и реставрация крыши позволили вернуть костелу первозданную красоту и блеск.

Мариацкий костел – это настоящая визитная карточка Кракова. Во-первых, это сооружение великой значимости, так как является объектом паломничества католиков со всей Польши и мира. Его непревзойденный интерьер и убранство захватывает дух и поражает воображение, что поспособствовало непрерывному потоку туристов и экскурсий, нацеленных на посещение грандиозного храма. Да и значимость для горожан Мариацкого костела чрезвычайно велика, ведь кроме своей святости, красоты и грандиозности костел имеет еще и романтический флер – он окружен множеством красивых и невероятных легенд и сказаний.

Фронтальные башни храма – главный объект домыслов и легенд

Одна из них связана с внешним видом Мариацкого костела. Разглядывая его в живую или на фото, сразу бросается в глаза разная высота фронтальных башен. Горожане по своему объясняют эту особенность архитектурного сооружения и передают ее из уст в уста, а далее – из поколения в поколение. Городская легенда повествует, что строительством храма заведовали две семьи, которые враждовали между собою и постоянно пытались доказать свое могущество. Но строительство такого грандиозного здания велось долгие годы, требовало слаженности и компромисса, поэтому семьи решили заключить союз для воссоединения и женили своих детей.

Kościół Mariacki 3

Соперничество между двумя знатными родами никуда не делось и разгорелось с новой силой, когда началось строительство фронтальных башен. И, решив перещеголять оппонентов высотой башни (тем самым показав свое преимущество и торжество), семья невесты задумала тайный заговор, который должен был лишить жениха необходимых для управления строительством сил. Коварная девушка с отчаянной самоотдачей исполняла супружеский долг по ночам, лишая супруга всех сил, что привело к замедлению строительства башни, находящейся под руководством юноши и она значительно отставала от той, которую строила его супруга. Но, как часто бывает, любовь внесла свои коррективы в планы и замыслы заговорщиков. Страстные ночи не прошли даром для молодоженов – они с невероятной силой полюбили друг друга, что положило конец вражде и соперничеству, а за одно и строительству, которое закончилось разным размером башен.

Другая легенда говорит о том, что строительство осуществляло два брата, один из которых был невероятным мастером и умельцем. Видя, как хорошо у него сооружается башня, второй брат потерял рассудок от зависти и гнева. Не выдержав соперничества брат-неудачник убил брата-умельца и продолжил строительство своей башни, ожидая успеха и почета жителей города. Но, когда строительство было завершено, он осознал какой ужасный поступок содеял и, не выдержав упреков совести, сбросился с высоты своей башни. Недостроенная башня убитого брата так и осталась недостроенной, а символичный нож хранился в костеле, как назидание свершенного братоубийства, не стоящего никакой славы и почета.

Существует и более реалистичная история, повествующая о том, почему же одна из башен выше. Во времена средневековья невероятное значение имели фортификационные характеристики сооружений, даже если это был храм. Это объясняет толщину и массивность стен, наличие дозорных башен, с высоты которых можно было наблюдать за приближением непрошеных гостей. Вот и одна из башен костела была достроена в XV веке и играла роль дозорного городского пункта. А так, как денег в казне все время не хватало, то достройка второй башни, до уровня дозорной, так и не была продолжена.

Легенда о трубаче

Kościół Mariacki 4 (hejnal)

Относительно дозорной башни существует не менее увлекательная история. Местные жители рассказывают, что в средние века на вершине башни несли свою службу трубачи-дозорные, которые и день, и ночь всматривались вдаль и сообщали о наступлении врага звуком трубы. И вот однажды ночью дозорный увидел, как подступает вражеское войско. Он громко протрубил в свою трубу, разбудив горожан, но тут вражеский лучник выстрелил трубачу прямо в сердце, убив спасителя Кракова. Горожане дали отпор завоевателям, а в память о героической смерти трубача каждый час с высоты башни раздается хейнал , который и сегодня можно услышать, находясь на краковском рынке.

На самом же деле, хейнал с башни Мариацкого костела звучит с 1838 года по инициативе астронома Ягеллонского
университета Максимилиана Вайса , который таким образом предложил сообщать точное время. Нововведение было настолько удобным и практичным, что вскоре и вся Польша смогла слышать Краковский хейнал по радио. И только в 1984 году точный сигнал времени начали передавать с Варшавы. Возможно, легенда о трубаче имеет какую-то долю правдивости, ведь Вайс избрал для сигнала символичный звук трубы, но истинная причина выбора астронома остается неизвестной.

Мариацкий костел поистине уникальное архитектурное творение с грандиозной историей и бесчисленным количеством легенд и домыслов, которые его окутывают. Уникальность этого храма заключается в огромной архитектурной ценности, ведь его строительство и усовершенствование длилось многие века, дополняя различными стилями и направлениями. Он развивался с ходом истории, с развитием человечества, соединяя в себе века и эпохи.

Если ссылки нет или она не работает, обязательно прочитайте Как скачать с сайта. Если это не помогло, пожалуйста, выделите название материала и нажмите Ctrl+Enter.

Мариацкий костёл в Кракове — подробная информация с фото

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков. Польша

В Кракове мы очень много чего хотели посмотреть.
Естественно, одной из главных достопримечательностей был костел в честь Успения Девы Марии, который находится на главной городской площади, под называнием Рыночная площадь, что прямо напротив Суконных рядов, о которых я вам расскажу в ближайшее время.

Полное официальное название костела — Архипресвитериальный костёл Взятия на небо Пресвятой Девы Марии.
На польском – Kościół archiprezbiterialny pw. Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny.

Костел является жемчужиной Кракова. Это главный католический храм города, построенный в готическом стиле в конце XIV века.
Современная постройка третья по счету на этом месте.

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Второй костел был разрушен во время монголо-татарского набега 1241 года. Строительство этой трехнефной базилики началось в середине XIV века и закончилось в 1397 году, когда архитектор Миколай Вернер возвел свод среднего нефа. Но понадобилось еще сто лет, чтобы поставить две башни, приделать каплицы и перекрыть своды.
Северную башню венчает высокий готический шпиль, вырастающий из позолоченной короны, южную – низкий ренессансный шлем.
Собор очень красив как снаружи, так и внутри. В нем находятся произведения живописи, скульптуры и витражи разных стилей, от готики и барокко до модерна.
Но особое восхищение вызывает огромный главный алтарь работы Вита Ствоша, сделанный во второй половине XV века из липы.
Этот полиптих стал общепризнанным шедевром поздней готики, с элементами Ренессанса. На него приезжают многие специально полюбоваться ну, и конечно же услышать главную особенность собора. В центре алтаря размещена прекрасная фигура Девы Марии. Для посещения алтаря надо на входе в собор купить билет.

Krakow (Poland)

Четыре раза в день на площади, вокруг Мариацкого собираются гости и жители города, чтобы послушать музыку на самой высокой башне сооружения.
Эта музыка является символом или талисманом города и состоит всего из пяти нот.
Такое количество нот связано со старинной легендой, рассказывающей о сторожевом городских ворот Кракова.
Увидев подходящих к городу татар, трубач успел протрубить всего пять нот и разбудить спящих жителей Кракова.
Он погиб от стрелы врага, но город спас.

Северная башня собора с высоким шпилем составляет 82 метра.
Южная – 69 метров.

Добраться до Мариацкого собора просто: от вокзала Krakow Glowny пройти примерно 300 м пешком по бульвару Планты и свернуть на ул. Вита Ствоша. Ну, а там Рыночная площадь.

Время работы: для туристов костел открыт с понедельника по субботу с 11.30-18.00, в воскресенье и праздничные дни с 14.00 до 18.00. Важно знать, что в соборе проходят службы, можно посетить. Фотографировать нельзя.
Башня открыта для туристов с 1 мая по 31 августа по вторникам, четвергам, субботам с 9.00 до 11.30 и с 13.00 до 17.30. Подъем каждый час группами по 10 человек. Желающих много.

Стоимость билетов для туристов: вход в собор – 10 PLN, для пенсионеров, студентов, детей – 5 PLN, подъем на башню – 5 PLN, для детей до 12 лет – 3 PLN.
В собор не пустят в открытой одежде.

Читайте также:  Транспорт в США. Аренда машины в США. Прокат автомобиля онлайн

Если будете в Кракове, обязательно посетите этот храм. Он потрясающий.

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор или костел в честь Успения Девы Марии. Краков

Мариацкий собор

Не хотите пропустить новые записи? Добавляйте меня в друзья и подписывайтесь на обновления блога!
Добавиться в друзья
Подписаться на обновления.

[ Важные мелочи. ] Вам понравился этот пост? Поддержите меня, поставив лайк этой записи в своих социальных сетях, а можно просто написать комментарий! Мне важно ваше мнение!

Все материалы принадлежат автору блога.
Полная или частичная публикация без моего согласия запрещена!
Разместить мой материал в своем личном блоге или социальных сетях можно без разрешения, но не забывайте ставить активную гиперссылку на оригинал.

Мариацкий костёл

Вид на Мариацкий Костёл с Главного Рынка, Краков

Мариацкий костёл (Kościół Mariacki) — это главный городской собор Кракова и располагается на площади Главного Рынка. Более полное его название — Архипресвитеральный костёл Успения Пресвятой Девы Марии (Kościół archiprezbiterialny pw. Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny). И если собор Святых Станислава и Вацлава в Вавеле служил религиозным нуждам королевских династий Пястов и Ягеллонов, то этот костёл был главным приходом самого города.

Первое здание костёла было деревянным. В 1221-22 его перестроили в камне, но почти сразу же разрушили татары-монголы во время вторжения. Но нет худа без добра, ибо только благодаря татарским разрушениям выстроили современный вариант собора.

Конечно же, это нельзя уже считать чистокровной кирпичной готикой, однако её влияние чувствуется. Поэтому Мариацкий костёл можно считать одним из самых южных образцов кирпичной готикой.

Когда вы будете задирать голову перед храмом, то обязательно заметите, что башни — разные. Северная башня возвышается на 82 метра над землёй. Она также называется Хейналица, потому что с неё каждый день ровно в 11 часов 15 минут издают знаменитый Мариацкий хейнал.

Хейналица не только выше своей южной сестры, но и заметно интереснее. За счёт купола. Шлем — как ещё называют купола в храмовом зодчестве — изготовил Матиас Херингкан в 1478 году.

Южная башня заметно ниже. Её высота составляет 54 метра и служит обыкновенной колокольней для костела. Она так и называется — Колокольня. На ней висит пять колоколов. И один из них, носящий название Ползигмунт (Polzygmunt), в одиночку поднял силач по имени Станислав Циолек.

Названия башен — говорящие! С правой переливается колокольный звон, а с левой по-над крышами Кракова летит хейнал.

Что такое хейнал?

Хейнал происходит от венгерского слова hajnal — утро.

Теперь, что такое хейнал. Происходит от венгерского hajnal — утро. В Кракове это слово означает сигнал, который подаёт трубач с башни в начале каждого часа. Несколькими столетиями раньше с Хейналицы оповещали о пожаре или нападении врагов. Сначала трубач играет на юг, в сторону Вавеля, то есть венценосцам, затем на запад, на ратушу, городским властям. Далее трубили стражникам у городским ворот на север, и, наконец, на восток в сторону пожарной части.

Фасад Мариацкого костёла, Краков

Фасад Мариацкого костёла, Краков

Хейнал настолько важен как для Кракова, так и для всей Польши, что его играли даже во время Второй Мировой войны. То есть даже несмотря на все те ужасы, которые совершались в соседнем Освенциме (Аушвице). Его даже транслируют по радио, как звуковой сигнал.

Легенда о происхождении хейнала относится к 1240 году. Она гласит, что в те времена Краков находился под постоянной угрозой нападения татар. И однажды часовой заметил приближение степной конницы. Он начал трубить, чтобы предупредить краковчан, но тут же был убит меткой туранской стрелой.

Но жертва дозорного не была напрасной! Горожане успели вовремя ополчиться и отбить татарское войско. Трубача похоронили с почестями, и каждый раз, когда над Краковом звучит хейнал — это память о той жертве. И до сих пор это мелодия всё так же внезапно прерывается, как будто каждый час татарская стрела вновь и вновь достигает часового.

Какая связь между Краковом и Самаркандом

Вот ещё одна легенда, показывающая важность хейнала для поляков. Так в XIX веке бытовало поверье, что Польша обретёт независимость только тогда, когда поляк протрубит заветные пять нот хейнала с самого высокого минарета в Самарканде (тогдашней столицы татаро-монголов). В 1918 году один поляк так и поступил, и вскоре его родина обрела независимость.

Более того, в Польше бытует и зеркальная легенда. Якобы в Самарканде всё это время от деда к внуку передавалось сказание, что в стародавние времена один их воин совершил страшный грех — он застрелил в одном из западных городов муэдзина, который трубой призывал горожан на моление. Так возникло поверье, чтобы смыть этот грех, нужно чтобы муэдзин-трубач из того города проиграл с минарета Самарканда прерванную мелодию до конца.

Но вернёмся к разновеликим башням костела!

На самом деле, соборов с асимметричными башнями не так уж и мало. Например, собор в Страсбурге или Фраумюнстер в Цюрихе. Обычные объяснения такому — это рыхлость почвы, которая не выдержала бы вес второй башни или банальная нехватка денег. Но это всё скучные объяснения! Лучше я расскажу вам две красивые легенды.

Первая легенда о башнях — про любовь

Краковские жёнушки с Суконных рядов рассказывают, что Мариацкий костёл строился двумя знаменитыми и древними на всю Малую Польшу семьями, которые решили породниться. Так случилось, что каждый клан возводил свою башню: один через жену, второй через мужа. Конечно, они соревновались между собой, как в той же Болонье.

И, как водится, жена оказалась хитрее супруга — ночами она изматывала мужа брачными утехами из-за чего муж днями не имел сил на строительство, а вот жена, наоборот, была полна сил и энергии. В результате, северная башня жены оказалась выше мужниной.

Вторая легенда о башнях — про братьев

По другой легенде, которые рассказывают старики, удящие рыбу на берегах Вислы, башни Мариацкого костела строили два брата. И старший брат, возводящий северную башню, понимал, что у него меньше таланта, чем у младшего, и тогда просто зарезал его. Свою башню он достроил, и она оказалась более красивой, чем южная, которая так и осталась навечно недостроенной. Но прошло несколько лет, и старшего брата истерзала совесть. Тогда он взобрался на своё творение, и с той высоты, с которой сейчас трубач играет хейнал, бросился вниз. Вот такая грустная история.

Интерьер Мариацкого собора

С Рыночной площади вход через крухту открыт только для паломников. Впрочем, изображать верующего нет смысла, так как в основную часть собора пройти нельзя.

С мая по сентябрь можно за 15 злотых подняться на смотровую площадку.

Поэтому идти придётся за деньги в дверь справа. Отдельно нужно оплатить и фотосъёмку. Вам выдадут стикер, который нужно наклеить куда-нибудь на видное место на одежду или на руку.

Алтарь Вита Ствоша

Алтарь Вита Ствоша, Мариацкий костёл, Краков

Алтарь Вита Ствоша, Мариацкий костёл, Краков

Самым главным сокровищем Кракова является алтарь Вита Ствоша. Его каждый может увидеть в Мариацком костеле. Правда, за бесплатно на него можно посмотреть только издалека – от самой двери костела. Если же хотите изучить его детально и вблизи, то нужно приобрести билет. Снимать, в любом случае нельзя, ибо храм действующий (зато деньги за вход брать можно). В общем, я купил билетик и по-тихому сделал это фото.

Правда, по последним данным сейчас можно свободно снимать внутри, если заплатить за это отдельно.

Вит Ствош, он же Файт Штосс

Интерьер Мариацкого костела, Краков

Интерьер Мариацкого костела, Краков

Вит Ствош (Wit Stwosz) – это искажённое на польский лад имя немца Файта Штосса (Veit Stoss). Что-то достоверное об этом мастере в его докраковский период сейчас сказать невозможно, но краковская летопись от 1502 года отзывается о нём так – «Vittus sculptor de Horb», то есть скульптор Вит из Хорба. Считается, что это швабский Хорб-на-Неккаре, близ Карлсруэ, но некоторые связывают его в швейцарским кантоном Ааргау.

Известно, что Файт Штосс успел много где побывать. В том же Страсбурге, что не удивительно, из-за его близости к Хорбу. Путешествовал по другим городам в верхнем течении Рейна, что тоже неудивительно, если что считать верной ту гипотезу, что он из Ааргау. Добрался аж до самой Вены, а заказ взял из далёкого славянского Кракова! Много лет он провёл во Франконии, работал в Нюрнберге и Бамберге. Например, это он сотворил шедевр «Благовещение» для нюрнбергской церкви Святого Лоренца.

Итак, первое сообщение о скульпторе датируется именно 1477 годом. Тогда – будучи уже зрелым мастером, он прибыл в Краков и взялся за выполнения заказа алтарного складня для Марьяцкого костёла. Над ним он будет трудится аж 12 лет до 1489 и который станет его лучшим творением и оставит его имя в веках.

И тогда же из немца Файта Штосса он превратиться в поляка Вита Ствоша.

Алтарь в Мариацком костеле и краковский период

Кафедра в Мариацком костеле, Краков

Кафедра в Мариацком костеле, Краков

Самый большой деревянный алтарь в мире. Он занимает 13 метров в высоту и 11 — в ширину. Его фигуры — выше человеческого роста. Центральные — настоящие гиганты, их рост составляет 2,5 метра. Всего же на алтаре изображено около 200 фигур. Их реалистичность такова, что в XX веке один краковский профессор по ним изучал средневековые кожные болезни. Автор алтаря Вит Ствош получил 2808 гульденов, что в те времена составляло примерно годовой бюджет всего Кракова.

В русском языке есть такое выражение — липа. Так говорят о чём-то низкокачественном. Так одна женщина из Казани рассказывала мне, откуда пошло это выражение. Оказывается, обычно иконы делали из дуба. Но из липы — дешевле, проще и хуже. И всё-таки их стали делать из липы. Так стали появляться липовые иконы и целые иконостасы. Но Алтарь Вита Ствоша именно, что из липы, что никак не умаляет его ценности.

Самое лучшее, что можно сделать — это зайти в храм, сесть на скамеечку и долго-долго вглядываться в алтарные фигуры. И в какой-то момент они начинают возносится вверх. И тебя вслед за собой возносят вверх. Вся марионеточная неестественность их тел передаётся тебе. Потому что это — Средневековье, потому что — они все пребывают в горнем мире, и тело твоё — это не более чем марионетка, а главное душа.

Нюрнбергский период

Интерьер Мариацкого костела, Краков

Интерьер Мариацкого костела, Краков

В 1496 году, будучи уже знаменитым скульптором и просто состоятельным, Вит Ствош переезжает во франконский Нюрнберг. Сейчас этот город относится к Северной Баварии и считается самым немецким из всех немецких городов.

Со стороны Ствоша это был достаточно самонадеянный шаг, поскольку годом раньше туда вернулся из своей итальянской поездки Альбрехт Дюрер, и первому придется конкурировать со вторым. Впрочем, Нюрнберг большой, и места в ней хватило не то, что на двоих, но и третьим места осталось!

Венец на крухте Мариацкого костёла, Краков

Венец на крухте Мариацкого костёла, Краков

Здесь он продолжал совмещать творчество с торговлей и финансами, которые довели его к 1503 году на грань банкротства. Тогда он решился на подлог. Он подделал подпись на векселе, но преступление вскрылось. Штосса приговорили к публичному клеймению в обе щеки. Бегство в Мюннерштадт не исправило ситуации. В 1505-6 годах ему несколько раз пришлось сидеть в тюрьме. И лишь в 1507 художнику удалось заручиться помилованием от императора Максимилиана I и восстановлением в гражданских правах.

Дальше дела его, по-видимому, наладились. В 1518 году он изготовил Благовещение Пресвятой Богородицы для Церкви Св.Лоренца, а в 1520-23 – Бамбергский алтарь для кармелитской церкви Св.Себальда. Впрочем, его слава была так велика, что он даже получил заказ на изготовление скульптуры св.Роха для флорентийской базилики Сантиссима-Аннунциата.

Файт Штосс прожил до глубокой старости и умер в 1533 году, за несколько лет до этого ослепнув.

Костёлы. Правила поведения

Костелы в Польше – не музеи, а действующие сокральные объекты

Мариацкий костел (Костёл св. Девы Марии) – самый знаменитый костёл Кракова

Фото- и видеосъёмка в костёлах – правила для туристов (и маленькие хитрости)

Воскресные дни в костёлах Кракова – как и что можно посмотреть

Если для большинства из нас костелы – это прежде всего памятники архитектуры, то для поляков, которые практически все являются католиками, это прежде всего места, где возносят молитвы Богу.

Поляки – одна из самых религиозных наций в современной Европе. Ещё бы, ведь римским папой стал поляк! А для краковян сей факт усиливается тем, что мировоззрение нынешнего папы Иоанна Павла Второго, в миру Кароля Войтылы, формировалось именно в Кракове. Именно здесь он начинал свою деятельность, проводил службы, читал проповеди. Поэтому краковяне, по праву считающие его своим, очень почитают Костел.

Вообще, Польша считается очень религиозной страной. Сравниться с ней может, разве что Италия.

Особенно роль костёла усилилась когда в 1979 году римским папой был выбран поляк – Кароль Войтыла из Кракова (стал римским папой Иоанном Павлом Вторым).

Поскольку все костёлы подчиняются Ватикану, то «костёльная» почта считается дипломатической, и её запрещено просматривать. Это означало, что любой поляк в годы социалистической Польши мог принести в костёл письмо адресованное в Ватикан, и польские власти не имели права это письмо читать.

До сих пор ходит легенда о том, что именно через эту почту мир узнавал, что происходит в Польше. А также легенда о том, что именно костёл помог смене политического строя.

И хотя на самом деле уже и сам тогдашний лидер оппозиции Лех Валенса не отрицает, что его «борьбу» финансировало ЦРУ; а право на изменение политического строя в Восточной Европе Горбачёв продал за кредиты Западных банков, но на то и существуют легенды, что бы в них верить.

Вообще, тема религии в Польше – это святое (простите за тавтологию). Сами поляки могут вам рассказывать про абсурд польских священников или исторические анекдоты про Иоанна Павла Второго, но упаси вас Бог непочтительно высказаться о церкви. (Иначе получится как в истории про то, как русский долго доказывал американцу, что все русские – тупые, а когда американец согласился – дал тому по морде за оскорбление.)

Итак, в Кракове множество очень красивых костёлов. Практически все они действующие. В обычные дни молитвы проходят утром, примерно до 9 – 10 часов утра, и вечером, обычно с 19:00.

Читайте также:  Сопроводительное письмо к резюме для работы в Канаде

В остальное время костёлы в центральной части города просто открыты для посещения туристами, а вот менее известные на это время закрываются.

Поэтому если хотите посмотреть какой-то костёл, который днём закрыт (например, костёл св.Бернарда у Вавеля), приходите незадолго до начала молитвы или сразу после её окончания. Осматривать костёлы во время служб вообще-то запрещается, но поскольку в обычные дни на них присутствует немного людей, то можно тихонечко осмотреть костёл даже во время службы. Разумеется, при этом не мешая верующим. Всегда можно воспользоваться боковыми проходами.

В некоторых костёлах, как например в костёле Петра и Павла на ул.Гродской, днём для посещения могут быть открыты склепы, находящиеся в подвалах. Тогда вы можете бесплатно осмотреть заднюю часть костёла, а вот что бы пройти к святыням, придётся заплатить.

Мариацкий костёл

Отдельно следует сказать о работе Мариацкого костёла .

Этот красивейший краковский костёл, благодаря умелому управлению, сумел найти деньги не только на внешнюю реставрацию, но и на внутреннее обновление. Если вы были в нём несколько лет назад, то помните его сумеречные стены с рисунками в тёмных тонах. Такими они представали посетителям в течение десятилетий. И вот теперь, наконец, внутренние росписи были обновлены. То, что теперь предстаёт взору, вызывает удивление и у старожилов. Кто бы мог подумать, что внутреннее убранство так прекрасно!

Деньги на все эти работы удалось собрать благодаря тому, что для туристов вход в костёл сделан платным. Т.е. сам костёл разделён на две части, и верующие могут бесплатно пройти через главные ворота в его заднюю часть, спокойно отправить молитву. А туристы проходят в центральную и главную часть, где и находятся основные достопримечательности, но при этом платят за вход.

Во время реставрационных работ 1999 года, когда костёл был в строительных лесах, на его фасаде даже красовалась реклама. Кто-то может посчитать это недопустимым, но разве не результат является главным?

Впрочем, в Мариацкий костёл можно пройти бесплатно во время церковных служб (хотя я всё же советую осматривать его не во время службы, а до её начала или сразу после окончания).

Кроме того, иногда по воскресеньям вечером (в 19:30) в костёле устраиваются органные концерты. И тогда вы не нарушая никаких моральных и этических норм можете пройти в костёл, полностью осмотреть его во всей красе, да ещё и послушать органный концерт. При чём всё это – совершенно бесплатно.

А вот если вы хотите послушать орган в костёле с лучшей в Кракове акустикой -выбирайте костёл Св.Катаржины (между улицей Краковска и костёлом Паулинов на Скалке). Кстати, в костёле Паулинов на Скалке не забудьте посетить склеп, где находятся гробы с телами знаменитых жителей города.

См. экскурсию по Казимежу.

Фото- и видеосъёмка в костёлах

Различные виды фото- и видеосъемок в костёлах обычно не запрещены (если только это не территория музея, тогда за право на съемку придётся заплатить).

Так что в костёлах, если на входе в костёл нет запрещающего знака, снимать можно. Если на знаке изображён фотоаппарат с перечёркнутой вспышкой, значит снимать можно, но при этом запрещено использовать вспышку, т.е. пользоваться автоматическими аппаратами-«мыльницами».

Однако, если вы видите в костёле служителя (смотрящего за порядком) – обязательно подойдите к нему, и спросите у него разрешения. По моему личному опыту, если обращаться за разрешением – в 75% случаев разрешение будет получено, а вот если вы начали снимать не обратившись за таким разрешением – в 90% случаев служитель сам подойдёт к вам и скажет, что съёмка запрещена.

Кстати, вам не обязательно владеть польским – достаточно просто показать на фотоаппарат или видеокамеру и спросить «Mozna?» [можна]?

Во время службы, по правилам хорошего тона, снимать запрещается. Но если вы умеете делать это тихо и никому не мешая – то проводить съёмку всё-таки можно, не пользуясь при этом техникой издающей шума, и только без вспышки.
Фотографируя в костёле, стоит помнить, что это всё-таки «дом Божий», поэтому не стоит раскладывать на лавках своё оборудование, а тем более устраивать фотосессии типа «я и Иисус», «я молюсь» и т.п. Не стоит также снимать находящихся в костёле людей (если они это видят 🙂 ).

Исключения из общего правила составляют торжества типа свадеб, первого причастия или совершеннолетия, на которые кроме виновников торжества собирается и множество их родственников. Памятные снимки хочется сделать всем, независимо от имеющихся технических средств. И Вы можете под видом приглашённых делать любые снимки кого угодно и чего угодно из любой удобной вам точки. Но в этом случае – играйте роль до конца: окружающие должны поверить, что вы – один из приглашённых, а не просто турист на экскурсии. 🙂

Еще один нюанс

Главной нашей ошибкой является то, что входя в костел вслед за поляками мы не сбавляем скорость, и. налетаем на них. Дело в том, что католики, входя в костел, должны встать на одно колено и перекреститься. А наши туристы войдя внутрь сразу начинают смотреть по сторонам, и не видят того, что делается прямо перед ними.

Воскресные дни

В воскресенья, а так же в дни церковных праздников, поляки обязательно ходят в костелы на службы. Праздным туристам в такие дни в костелах делать нечего.

Но если Вам действительно интересно, а католические службы очень красивы, Вы можете присоединиться. Тогда Вам придется посматривать на тех, кто находится рядом, и делать то же, что и они. Приготовьтесь к тому, что католическая служба включает в себя и стояние на коленях, и множество других атрибутов.

Так что лучше сесть на один из задних рядов, и наблюдать за службой оттуда, благо в костелах всегда прекрасная акустика.

Обряды, достойные быть увиденными

Один из самых красивых обрядов – первое причастие. Проводится он обычно в конце мая, и продолжается шесть дней – с воскресенья по пятницу. В воскресенье проводится две службы – днем и вечером, а в остальные дни торжества только вечером.

Если Вы видите идущих по улице одетых в нарядные костюмы маленьких мальчиков или девочек, скорее всего они идут в костел (или возвращаются из него) именно на это событие. Вы можете присоединиться к ним, и под видом родственника (имея подобающий вид) сделать несколько снимков даже во время службы.

Что посмотреть в Кракове за 1 день: Мариацкий собор

v-krakove-za-1-den-chto-posmotret-blog

Список «маст си» для культурной столицы Польши предельно краток. Если в Кракове у вас есть всего 1 день, то посмотреть стоит 3 места: Рыночную площадь, Мариацкий собор и Вавельский холм. Мы прогуляемся в Старый город, чтобы исполнить давнюю мечту — побывать в Мариацком костеле.

ekskursiya-po-krakovu

Здание на рыночной площади

Почему Краков не такой, как все

chto-posmotret-v-krakove-za-1-den-koni

Прогулки в каретах по Старому городу

В заметках о Кракове все чаще улавливаю нотку разочарования. Мне кажется, я даже знаю, где рождается это разочарование.

Пытаясь уместить в одной короткой поездке Освенцим, Соляные шахты Велички, Энерджиландию и Краков, по последнему проносятся как фурии. Урывками. А делать так — все равно, что писать изложение по оглавлению книги.

Чтобы обойти Вавельский комплекс, вам понадобится минимум один световой день. Там же столько всего интересного и важного. Королевский замок на Вавеле — место, где на полном серьезе, абсолютно официально, прописан польский дракон. Здесь спрятана сокровищница. Здесь давали клятву короли Речи Посполитой. Именно на Вавельском холме, находится захоронение Адама Мицкевича, а также президента Польши Леха Кочинского и его супруги. Вавель отражает половину истории ВКЛ и Речи Посполитой. В суете, спешке, уделяют ему, как правило, не более 2-3 часов.

В итоге, о Кракове снисходительно говорят «обычный европейский город, коих тысячи». Не тысячи. Краков не виноват, что у туриста нет времени узнать его поближе. Можно твердить, как мантру, Краков такой как все. От этого Королевский замок на Вавеле никогда не перестанет быть королевским, а Мариацкий костел не потеряет статус носителя самого большого готического алтаря во всей Европе.

Что посмотреть в Кракове за 1 день: Старый город

krakov-chto-posmotret-za-1-den-samostoyatelno

Узкие улочки Кракова на подступах к Старому городу

У нас, как и у большинства, приоритеты были иными. Из трех Краковских мечт исполнили только две — Мариацкий собор в Старом городе и фабрику Шиндлера (не в Старом). Вавель оставили на другой раз.

Аргументы за Старый город (Stare Miasto w Krakowie):

  • целиком внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО еще в бородатые 80-е,
  • все самые крутые интересности расположены здесь.

Честно? Думаю, очень даже.

Парковка в Кракове

Машину оставили на платной стоянке в 10 минутах ходьбы от Мариацкого костела за 5 злотых в час. На карте отметила точку под номером 1. Прошли пожарную часть, затем городской парк и оказались на центральной площади.

Здание пожарной части в центре Кракова Пожарная машинка

Мариацкий костел (Kościół Mariacki)

krakov-mariackii-kostel

Вот, он! Во всей красе. Мариацкий костел на рыночной площади

Мариацкий костел — одна из самых главных достопримечательностей в Кракове. Координаты на карте 50.061562, 19.939098 . Променять храм можно разве что на Вавельский собор Святых Станислава и Вацлава. Координаты 50.054619, 19.935532 .

Ключевая особенность Мариацкого собора — самый большой готический алтарь в Европе (15 век). Высота алтарной композиции составляет 13 метров, и насчитывает 200 деревянных фигурок, вырезанных в ручную.

mariackii-kostel-v-krakove

Обратите внимание, башни костела разные по высоте

Собор находится на стыке Мариацкой и Рыночной площадей, в сердце Старого города. Дата строительства 1290-1300 годы.

Почему башни Мариацкого собора разные

Башенки костела отличаются по высоте, а верхушки еще и по стилистике. Согласно легенде, собор строили две семьи. Отношения между ними на этапе возведения фундамента не складывались. А строить-то костел нужно. Думали, они думали, как же привести начатое к логическому финалу. И придумали! Решили они поженить детей. При этом, отцы семейств заключили договор: одну башню строит невеста, вторую — жених.

Клан жениха ликовал. Кто в семье голова? Муж! Ха, только бедняги не учли, что невеста смышленая попалась. Да, мы женщины такие! Она настолько усердно исполняла супружеский долг, что утром парень валился со всех ног от усталости. Ну, а пока супруг отсыпался, девчушка во всю строила свою башню.

chto-posmotret-v-krakove-za-1-den

Фотографировали украдкой, поэтому кадр слегка кривой Потолок оформлен в стиле звездного неба

Алтарь имеет два положения: открытое и закрытое. Когда створки открыты, прихожане наблюдают 6 радостей Марии, а когда закрыты — эпизоды жизни Богородицы.

Мариацкий собор в деталях Череп поближе Стены расписывал Ян Матейко с учениками уже в позднем периоде (19 век) Можно зажечь свечу

Снимать алтарь запрещено, с чем я категорически не согласна. Скрывать всю эту красоту от людей нельзя. За нашими плечами несчетное количество костелов, церквей, храмов и мест силы. Самые яркие — Базилика в Святой Липке и Собор Иоанна Предтечи в Орнете. Они очень красивые, правда. Но Мариацкий костел — умопомрачительно шикарен весь целиком и отдельно в деталях.

Формально, вход для туристов платный (10 злотых). И мы ожидали, что на входе чего-то да попросят. Не попросили. Мы зашли перед началом службы, оставили пожертвования и пошли изучать костел. Наверху еще есть смотровая площадка (15 злотых).

Все подробности можно узнать на официальном сайте Мариацкого собора.

Суконные ряды (Sukiennice) и Адам Мицкевич

sukonnye-ryady-krakov-polsha

Суконные ряды в центре Рыночной площади. Слева Башня Ратуши

Напротив Мариацкого костела установлен памятник Адаму Мицкевичу 1955 года. Единожды высказалась по поводу монументов писателю свободы, никогда не жившему в Польше. Больше не буду. Если интересно почитать, вот вам статья о Гнезно. Поляки умницы. Спасибо им за такое трепетное отношение к Мицкевичу. К слову, прах Адама хранится здесь же в Кракове на Вавельском холме. Сюда его перевезли из Парижа, а в Париж из Стамбула. Как видите, кочует Адам и после смерти. Плохо, что исторической элите Беларуси безразлична судьба писателя, который так сильно скучал по дому в Заосье.

Но вернемся к Суконным рядам. Они сразу за монументом. Слева — Башня Ратуши.

krakov-pamyatnik-adamu-mickevichu

Памятник Адаму Мицкевичу на Рыночной площади

В 1257 году в связи с получением Магдебургского права в Кракове появились первые торговые ряды. Торговали сукном, отсюда и название Сукенницы. Изначально Суконные ряды представляли из себя каменные столы с узким проходом, огороженные решеткой. В первозданном виде не сохранились. В 16 веке те самые Суконные ряды сгорели, а на их месте появились аркады. Сейчас это уже павильоны, где можно купить сувениры, побрякушки, парфюм и так далее.

Башня Ратуши (Wieża Ratuszowa) — все, что осталось от городской Ратуши 14 столетия. Наверху смотровая площадка для туристов (9 злотых вход). Башню разобрали сами поляки. Почему, неизвестно. За этой башенкой находится скульптура Связанный Эрос — здоровенная полая голова, в которой любят фотографироваться туристы. Очередь к головешке длиннее, чем в Мариацкий собор.

Костел Святого Войцеха

Костел Святого Войцеха (Kościół św. Wojciecha) находится на противоположном конце Рыночной площади. Дата основания первого храма Войцеха — 10 век, а того, который на фотографии — 12 век.

Костел Святого Войцеха Очередь в собор Святого Войцеха

Фишка собора в том, что он почти весь спрятан под землей. Вход платный 10 злотых. На нижнем уровне находится музей, посвященный Рыночной площади.

Достопримечательности на карте

Далее мы засели в ресторанчике на обед, а после направились на Фабрику Шиндлера, но это уже совсем другая история. На карте я набросала список мест, которые прямо вот обязательны к посещению.

Подведем итоги. Места, которые обязательно нужно посмотреть в Кракове, и не важно за 1 день или за 2 дня, таков:

  • Рыночная площадь — Мариацкий Собор, Суконные ряды, костел Святого Войцеха;
  • Вавельский королевский замок, Собор Святых Станислава и Войцеха, Сокровищница, Пещера Дракона (не менее 5 часов);
  • Бонусом: Фабрика Шиндлера (не менее 2 часов), квартал Казимеж.

Краков — очень колоритный, атмосферный город. И мы обязательно должны сюда вернуться ради Вавеля, ради королей Речи Посполитой, ради неповторимой атмосферы старой Польши.

А на сегодня все. До новой встречи! Всегда ваша, команда KnPAir.ru!

Ссылка на основную публикацию