Что такое нелегальная миграция: ее причины и последствия

Нелегальная миграция: проблемы и причины

В основном, лицо, решившись на незаконную миграцию, имеет достаточно веские причины для их совершения.

Перечислим основные причины незаконной миграции в РФ:

  1. Возможность получения выгоды, так как в подавляющем количестве развитых стран имеется огромный спрос на неквалифицированную работу, для осуществления которой нет необходимости в получении соответствующего образования и наличия опыта. Поэтому многие жители Африки и Азии покидают свои страны с целью трудоустройства;
  2. Возможность получения безопасности. Очень часто именно эта причина заставляет людей покидать родину, поскольку последствия от некоторых происшествий там, могут быть несоизмеримо большими. Например, люди пытаются защититься от войн, стихийных бедствий, гонений на религиозной почве;
  3. Возможность уклонения от ответственности. Очень часто эмигрантами становятся по причине совершения преступления на родине, поэтому подавляющее число беженцев просто бежит от закона, а остальная часть просит политического убежища.

Проблемы, которые за собой влечёт незаконная миграция, условно принято делить на несколько групп.

Для самих беженцев:

  • отсутствие жилья;
  • отсутствие квалифицированной медицинской помощи;
  • отсутствие работы;
  • невозможность получения социальной поддержки;
  • невозможность отстоять свои законные права;
  • отсутствие предметов первой необходимости, а также возможности их приобретения по причине незнания языка либо неимения местной валюты.

Для жителей принимающей страны:

  • неудобства, которые приходится терпеть по причине поиска эмигрантов, а значит общение с сотрудниками полиции и сотрудниками миграционных служб;
  • увеличение количества незаконного трудоустройства, и, как следствие, наложение больших сумм штрафов на таких работодателей;
  • увеличение количества трудящихся на опасных производствах без наличия на то соответствующих знаний и умений, что в свою очередь может повлечь различные инциденты и даже катастрофы;
  • риск возникновения различных заболеваний и эпидемий;
  • несоразмерное увеличение количества жителей некоторых регионов;
  • увеличение количества недовольства со стороны коренных жителей, поскольку иногда образ и уклад жизни эмигрантов может не соответствовать жизни принимающей стороны;
  • увеличение количества преступности.

Огромная часть мигрантов приезжает на территорию РФ из стран СНГ Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан.

Рефераты Для Тебя

Финансовый менеджмент.

Нелегальная миграция: последствия и методы борьбы

Противоречивое влияние на сферу занятости населения.

Истоки нелегальной миграции

Как нетрудно догадаться, нелегальная иммиграция — это преступление, связанное с пересечением государственных границ или нарушением режима пребывания в той или иной стране. Вообще человек, желающий перебраться жить за границу, должен обратиться в иммиграционную службу, получить разрешение на проживание или сразу ВНЖ.

Несколько лет «санкционированного» проживания — и путешественник может оформлять ПМЖ (постоянное место жительства), а затем получать гражданство.

На данный момент больше всего кочевников направляется в европейские страны и США из Сирии, Ирана, Ирака, Сомали и государств Чёрной Африки. Некоторые из них добираются и до России — и, увы, каждый второй работает здесь неофициально. Если вы хотите тщательнее разобраться, что такое миграция вообще и в современном мире в частности, читайте другие статьи на нашем сайте.

Но далеко не все мигранты готовы тратить время и деньги на получение документов — им гораздо удобнее пойти на риск и оставаться в тени. Бывает и такое, что человек перебирается за рубеж вполне легально, а затем перестаёт продлевать ВНЖ. Обобщая случаи незаконной миграции, можно выделить три типа таких преступлений:

  • по степени продуманности — организованные и стихийные; первый тип актуален в первую очередь для трудовых мигрантов, второй — для беженцев;
  • по количеству человек, перебирающихся за рубеж, — индивидуальные и групповые;
  • по способу пересечения границы — через неохраняемую территорию, через официальный пограничный пункт по поддельным документам или через официальный пограничный пункт по подлинным документам (в последнем случае мигрант становится нелегальным в тот момент, когда его виза или разрешение на проживание заканчивается).

Что касается не самих кочевников, а преступников, организующих поставки дешёвой рабочей силы, то их привлекают в первую очередь лёгкие деньги.

Меры наказания для нелегальных мигрантов

Последняя пятилетка была отмечена не просто ростом потока мигрантов в страны Европы, США, Канаду и другие регионы планеты, которые отличаются более-менее стабильной экономикой и благополучием, а настоящим миграционным кризисом, который чуть было не привел к распаду Шенгенской зоны и существенно отразился на политических отношениях многих стран.

Тем, кто планирует обосноваться на чужбине в обход миграционных норм, неважно, будет он представителем Сирии, Афганистана или одной из республик СНГ, следует помнить, что власти мировых держав проводят активную политику по борьбе с незаконным пересечением границ. Отвечать перед законом придется не только тому, кто прибыл в обход его норм, но и тому, кто оказал в этом содействие, приютил мигранта на своей жилплощади или принял на работу: этим лицам грозит штраф за нелегала в довольно большом объеме.

Какие проблемы влечет нелегальная миграция.

Япония

В стране Восходящего Солнца практически нет нелегалов. В начале 2019 года японское Министерство Юстиции опубликовало официальные данные о нелегалах. Оказалось, что в Японии насчитали всего чуть более 74 тысяч нелегально проживающих граждан из общего количества населения (126 млн человек). При этом показатели ужаснули японцев, так как превысили предыдущие цифры на 11,5 %. Преобладающее большинство нелегалов приехало из Кореи, Вьетнама и Китая (примерно 45-46 % от общего количества), остальные из Таиланда, Филиппин, Индонезии, Сингапура и Малайзии. Примерно 1,5 % нелегалов неазиатской внешности. Мусульман-нелегалов в стране нет. Это связано с тем, что официальная Япония считает мусульманство экстремистской религией. В связи с опубликованными данными в Японии стали чаще проверять паспорта. Нелегалов ждёт незамедлительная депортация и пожизненный запрет на въезд в Японию.

Примерно 1,5 нелегалов неазиатской внешности.

Миграция в России

Миграционные потоки в современном мире и в нашей стране достаточно сильные. В России заметен рост внутренней миграции. Все больше людей переезжают в экономически развитые индустриальные регионы в поисках высокой зарплаты.

Внешняя миграция затронула Россию с двух сторон. С одной стороны, происходит «утечка умов» в страны Европы, Канаду и Америку, обусловленная более выгодными предложениями работы. Также много специалистов уехало в Израиль. Сегодня можно наблюдать, как воздействуют силы миграции на жизнь общества в различных странах. Часто люди не могут полностью адаптироваться к новым условиям и, при улучшении экономической ситуации на родине, стремятся вернуться домой. Поэтому есть надежда, что эмигранты смогут вернуться в Россию, получив за границей новые знания и опыт. Нужно только создать условия, чтобы усилить мотивацию к возвращению.

С другой стороны, Россия оказалась не готова к наплыву вынужденных мигрантов из стран бывшего СНГ. Причины иммиграции в Россию из этих регионов – плохие социально-экономические условия. На Дальнем Востоке государства иностранная рабочая сила составляет больше 6% занятого населения.

Нелегальная миграция.

Процедура миграционного учета для иностранных граждан в РФ

Основанием для процедуры учета мигрантов является уведомление иностранным гражданином ГУВМ МВД о своем прибытии на территорию РФ. Срок уведомления – 7 суток, за исключением граждан ЕАЭС и Таджикистана, которым на это отводится 30 и 15 дней соответственно.

Узнайте подробнее о том, какие нужны документы и как осуществляется процедура миграционного учета.

не получившие статус временно пребывающего, беженца или переселенца;.

Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 18.12.2016 2016-12-18

Статья просмотрена: 5262 раза

Законодательство о миграции плюсы и минусы Закон.

Нелегальная миграция как феномен глобального мира

В статье проанализирован феномен нелегальной миграции, методологические сложности оценки ее масштабов, показана ее структурная непреодолимость в глобальном мире, а также негативные последствия, которые вносят дисбаланс в обеспечение национальной безопасности государств. Автором предложена модель оценки масштабов нелегальной иммиграции, представлены результаты и обоснована перспективность применения методов дискриминантного анализа для оценки масштабов нелегальной иммиграции и разработки на этой основе рекомендаций по совершенствованию государственной политики в области противодействия нелегальной миграции.

Ключевые слова: глобализация, международная миграция, нелегальная миграция, миграционная политика.

The article provides us with the analysis of the phenomenon of illegal immigration, outlines methodological obstacles in assessing the scale of illegal immigration as well as its negative consequences that can put a state’s national security at risk. The author suggests a model for measuring and describing illegal immigration, and a rationale for using discriminant analysis when assessing the scope of illegal immigration and suggests ways to improve state regulations for migration.

Keywords: globalization, international migration, illegal migration, irregular migration, migration policy.

С середины XX в. одной из характерных тенденций развития мировых миграционных процессов является неуклонный рост масштабов нелегальной им-миграции. При этом, несмотря на реализацию многочисленных мер, направленных на предотвращение и противодействие нелегальной иммиграции, за прошедшие десятилетия ее масштабы в мире не только не уменьшились, но наоборот, значительно возросли. Так, в резолюции XIX сессии Международной организации труда (1974) указывалось, что «несмотря на усилия, прилагаемые главными странами, использующими иностранную рабочую силу, число стихийных (нелегальных) мигрантов остается весьма значительным, а если подойти к этому вопросу в плане всего мира, то эта миграция скорее является правилом, а не исключением» [ILO 1974]. В Программе действий Международной конференции ООН по народонаселению и развитию 1994 г. указывается, что «с учетом наблюдающегося в ряде развивающихся стран усиления тенденций к миграции населения, особенно в связи с продолжающимся увеличением численности самодеятельного населения в этих странах, ожидается, что масштабы незарегистрированной или нелегальной миграции будут возрастать» [Программа… 1994]. В свою очередь, в резолюции XCII сессии МОТ (2004) констатировалось, что «численность мигрантов с неурегулированным статусом растет, чему способствует рост неофициальных форм занятости, нехватка рабочих для грязных, непрестижных и опасных работ и отсутствие возможностей для легальной трудовой миграции отсутствие законодательного регулирования миграционных процессов и национальной политики в этой области в ряде стран способствуют росту числа нелегальных мигрантов». В последние годы одной из задач МОТ стало обобщение лучшего опыта в области предупреждения и борьбы с нелегальной трудовой миграцией.

Читайте также:  Работа в Антарктиде в 2020 году: особенности трудоустройства и уровень зарплат

В 2000-е гг. ухудшение макроэкономической ситуации и дальнейшее ужесточение мер миграционного контроля в странах, принимающих мигрантов, изменение геополитической ситуации в мире и другие факторы способствовали незначительному сокращению масштабов нелегальной иммиграции. Однако стимулы к нелегальному въезду и занятости для мигрантов, с одной стороны, и использованию нелегальной рабочей силы работодателями, с другой, сохраняются. При этом в странах с относительно либеральной иммиграционной политикой, в которых существуют легальные возможности для трудовой миграции, нелегальная миграция становится альтернативой для тех мигрантов, которые не удовлетворяют критериям отбора и/или для которых нелегальная иммиграция менее затратна. В странах с рестрикционной иммиграционной политикой, в которых возможности легального въезда или пребывания значительно ограничены, использование каналов нелегальной миграции для большинства потенциальных мигрантов становится практически единственным способом переезда[Ионцев, Алешковский 2008]. Все вышесказанное подтверждает, что нелегальная иммиграция является характерным явлением современной действительности и обусловливает ее структурную непреодолимость.

В настоящее время нелегальная иммиграция стала устойчивым и масштабным явлением, оказывающим значительное влияние на социально-экономические и политические процессы во многих странах современного мира. Как свидетельствуют социологические опросы, нелегальная иммиграция – одна из наиболее острых проблем, которая волнует жителей большинства развитых стран. Расширение масштабов нелегальной составляющей миграционных процессов вносит серьезный дисбаланс в обеспечение национальной безопасности государства. Все это обусловливает возрастающий интерес к проблемам нелегальной иммиграции со стороны государственных и политических деятелей, стимулирует дальнейшее усиление мер в области противодействия нелегальной иммиграции.

Для анализа влияния нелегальной миграции на различные сферы жизни общества, разработки рекомендации по совершенствованию государственной политики в области регулирования миграционных процессов и противодействия нелегальной миграции является необходимой оценка масштабов и структуры нелегальной миграции. Вместе с тем неразвитость понятийного аппарата, недостаточная разработанность методов оценки численности нелегальных мигрантов не позволяют сколько-нибудь точно оценить реальные масштабы нелегальной иммиграции в большинстве стран современного мира.

Неоднозначность понятийного аппарата

Сложность изучения такого социального явления, как нелегальная миграция, обусловливается отсутствием устоявшегося терминологического аппарата. Без систематизации и унификации терминологии в области нелегальной миграции невозможно перейти к формализации данных в мировом масштабе.

В работах разных ученых можно найти не только различное обозначение нелегальной иммиграции, но и разное понимание самой сути этого явления. Так, для обозначения мигрантов, которые въезжают в страну незаконно или нелегально, нарушают установленные сроки пребывания или пребывают в стране без вида на жительствo, нарушают иные установленные для них миграционные правила, и соответствующего вида миграции в современной научной литературе используется целый ряд терминов: «недокументированная», «незаконная», «нелегальная», «неразрешенная», «неурегулированная», «подпольная» (“clandestine”), «полулегальная» миграции и др. При этом одни ученые рассматривают данные термины как синонимы, тогда как другие считают их принципиально различными. В последнее время в зарубежной литературе отдается предпочтение термину “irregular migration” («мигранты с неурегулированным статусом»), использование термина “illegal migration” («нелегальная миграция») ограничивается случаями контрабанды и незаконного провоза мигрантов. Несмотря на такое разнообразие, следует отметить проработанность дефиниций в англоязычной литературе, в то время как в российском научном дискурсе зачастую отсутствуют адекватные аналоги.

Одним из первых международных документов, в котором рассматриваются проблемы нелегальной трудовой миграции, являлась Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства, возможности и обращения» [МОТ 1975]. В этом документе указывается, что нелегальность может быть связана с различными аспектами: въездом, транзитом или пребыванием в стране, способом занятости, что «каждый Член Организации принимает все необходимые и соответствующие меры… против организаторов незаконного или тайного передвижения мигрантов, ищущих работу… а также против тех, кто нанимает трудящихся, иммигрировавших в незаконных условиях» [Там же].

На международной конференции по народонаселению и развитию под эгидой ООН (1994 г.) было предложено использовать по отношению к лицам, которые не удовлетворяют установленным властями принимающей страны требованиям в отношении въезда, пребывания или экономической деятельности, термин «лица без документов». Учитывая, что данный термин также не являлся полным, на Международном симпозиуме по миграции в Бангкоке в 1999 г. было предложено использовать термин «лица с неурегулированным статусом».

В подготовленном в 2011 г. Международной организацией по миграции Справочнике по терминологии в области миграции приводятся следующие определения [МОМ 2011]:

Недокументированные трудящиеся-мигранты (трудящиеся-мигранты, пребывающие с нарушением законодательства; трудящиеся-мигранты без документов) – трудящиеся-мигранты или члены их семей, которым не разрешен въезд, пребывание или работа в стране.

Нерегулярная миграция (незаконная миграция, нелегальная миграция) – передвижение, происходящее вне регулирующих норм страны отправления, транзитной и принимающей стран.

Нерегулярный мигрант – лицо, которое вследствие незаконного въезда или истечения срока действия его (ее) визы не имеет законного статуса в транзитной или принимающей стране.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., «незаконная миграция – перемещения в Российскую Федерацию с нарушением законодательства Российской Федерации, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществления ими трудовой деятельности» [Концепция… 2012].

Обобщая вышеизложенное, укажем, что, на наш взгляд, наиболее полными и точными определениями представляются следующие.

Нелегальная (нерегулярная) миграция – это территориальные (пространственные) перемещения людей через административные границы, сопровождаемые нарушением правил выезда страны выбытия, правил въезда и/или пребывания (проживания) в стране прибытия, правил транзита через третью страну или правил осуществления трудовой деятельности в стране прибытия.

Нелегальные (нерегулярные) мигранты – это мигранты, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию данного государства, а также правила осуществления трудовой деятельности в данном государстве.

Структура нелегальной иммиграции

В свою очередь, нелегальная иммиграция носит в основном возвратный характер и связана прежде всего с нелегальным трудоустройством. При этом пересекать государственную границу страны назначения нелегальные иммигранты могут и легально, и нелегально, и незаконно, соответственно, можно выделить три основные формы нелегальной иммиграции: 1) легальный въезд, последующее нарушение условий пребывания или трудоустройства; 2) незаконный въезд; 3) нелегальный въезд.

Методы оценки нелегальной иммиграции

Методы оценки нелегальной иммиграции аналогичны методам оценки других «неформальных» социально-экономических процессов и имеют такие же методические проблемы. Главная из них заключается в том, что выявить «истинное число» нелегальных мигрантов по определению невозможно. Также невозможно выделить и изучить репрезентативную выборочную совокупность «недокументированных» мигрантов, поскольку структура генеральной совокупности (то есть структура всех нелегальных мигрантов) является неизвестной.

В целом все методы оценки численности и структуры нелегальных мигрантов основываются на использовании имеющихся «жестких» статистических данных (то есть анализе известных и зарегистрированных случаев нелегальной миграции). Основываясь на наблюдаемых и учтенных показателях, в свою очередь, можно сделать выводы о масштабах «ненаблюдаемых» явлений (численности незаконно проживающих мигрантов, нелегально занятых и т. д.).

В зависимости от способа получения данных все методы оценки численности нелегальных иммигрантов можно разделить на две группы.

Прямые методы, которые основаны на непосредственной регистрации каждого миграционного события. К их числу относятся: данные пограничного контроля; данные деклараций капитанов кораблей; число выданных разрешений на трудовую деятельность и вид на жительство; число депортированных иностранцев; число выявленных мигрантов, занятых в неформальном секторе; статистика разрешений на привлечение иностранной рабочей силы в принимающей стране и др.

Косвенные методы, которые в большинстве случаев носят оценочный характер и опираются на материалы переписей населения, выборочных обследований, опросов экспертов и др. К их числу относятся: метод демографического баланса, метод Дельфи, методы оценки численности нелегальной миграции, основанные на анализе денежных переводов трудящихся-мигрантов, и др.

Необходимо отметить, что сочетание использования различных методов позволяет расширить возможности анализа нелегальной миграции населения, более точно оценить ее масштабы и структуру.

Оценка масштабов нелегальной миграции в мире

Для оценки масштабов нелегальной миграции в различных странах мира представляется целесообразным использовать теорию факторов миграции (теорию «притяжения – выталкивания») и методы дискриминантного анализа.

Базируясь на имеющихся исследованиях нелегальной миграции, а также исходя из доступной статистической информации (данные международного проекта Clandestino, Отдела народонаселения ООН, Бюро изучения населения и Всемирного банка), мы разработали экономико-математическую модель оценки масштабов нелегальной иммиграции.

Зависимой переменной в модели выступает численность нелегальных иммигрантов в данной стране. В качестве независимых переменных был сформирован набор из 15 показателей, гипотетически влияющих на уровень нелегальной иммиграции: 1) общий коэффициент рождаемости, ‰; 2) общий коэффициент смертности, ‰; 3) коэффициент миграционного прироста, ‰; 4) коэффициент младенческой смертности, ‰; 5) суммарный коэффициент рождаемости, детей на одну женщину; 6) доля населения в возрасте до 15 лет, %; 7) доля населения в возрасте 65 лет и старше, %; 8) ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины, лет; 9) ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины, лет; 10) доля городского населения, %; 11) ВВП на душу населения по ППС, долларов США; 12) плотность населения, чел. на км 2 ; 13) уровень безработицы по методологии МОТ, %; 14) среднегодовая численность населения, тысяч чел.; 15) уровень грамотности населения, %.

Для проведения дискриминантного анализа была сформирована «обучающая выборка» из большинства европейских стран и США, ряда стран Африки, Южной Америки и Австралии. Оценка численности нелегальных мигрантов в европейских странах была взята из исследовательского проекта Clandestino, оценки по другим странам взяты из официальных источников, выпускаемых правительствами данных стран. В обучающей выборке были заданы следующие оценки интервала масштабов нелегальной иммиграции: 1) 0–10 тысяч человек; 2) 11–50 тысяч человек; 3) 51–200 тысяч человек; 4) 201–500 тысяч человек; 5) 501–1000 тысяч человек; 6) свыше 1000 тысяч человек.

Для каждого интервала были рассмотрены регрессионные модели следующего вида: , где IMi — оценка масштабов нелегальной миграции в стране i, Xi — вектор экономико-демографических показателей страны i, С – константа, – параметры регрессии.

Читайте также:  Достопримечательности Финляндии - фото с названиями и описанием, карта

Методами дискриминантного анализа сформированной совокупности исходных показателей для обучающей выборки были выявлены существующие связи между результирующей переменной и предполагаемыми объясняющими переменными, а также была оценена значимость объясняющих переменных.

Проведенный анализ показал, что одновременное включение всех выбранных 15 показателей приведет к возникновению в модели мультиколлинеарности. Поэтому нами были протестированы различные регрессионные модели, включающие различные некоррелируемые между собой объясняющие переменные. В итоге была выбрана наилучшая модель, в которой все объясняющие переменные были значимыми на 1%-ном уровне. Модель учитывает в качестве детерминант нелегальной иммиграции шесть из ранее отобранных показателей (3, 5, 9, 10, 11, 12).

Распределение стран и территорий мира по оценке масштабов нелегальной миграции, 2013

Сложность изучения такого социального явления, как нелегальная миграция, обусловливается отсутствием устоявшегося терминологического аппарата.

Миф 4: нелегалы из Центральной Азии занимаются наркоторговлей

Согласно этой легенде – большое количество наркотиков в Россию идёт через южные границы и чаще всего в обход таможни или КПП. В большинстве своём данный миф правдив, т. к. значительная часть наркотрафика в РФ (около 85-90%) поступает через границу с Казахстаном, т. е. основными поставщиками являются всё-таки жители стран Центральной Азии. А также по утверждению самих пограничников, удаётся выявить всего около 1-2% наркотрафика и принять меры к контрабандистам.

Но, несмотря на то, что основная масса наркоторговцев всё-таки из стран Центральной Азии – это не означает, что все или большая часть эмигрантов из этих стран занимаются торговлей наркотиков. Из общего потока людей из Центральной Азии (не считая Казахстана) только 5% является наркоторговцами, остальные же обычные эмигранты. А также стоит учитывать, что наркотики перевозят в основном не через КПП и таможню, а в обход неё.

Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда местные и приезжие пытаются разными способами повышать уровень своей квалификации, что тоже хорошо сказывается на эффективности экономики страны и позволяет поднимать уровень жизни населения.

Нелегальная миграция как угроза безопасности общества и личности

Глушенков А.М., кафедра оперативно-боевой подготовки Академии экономической безопасности МВД России.

Миграция населения – это масштабное явление. Миллионы людей выезжают в другие страны в поисках работы и лучшей жизни, спасаясь от геноцида или покидая зоны вооруженных конфликтов. По данным ООН, за последние 20 лет количество мигрантов в мире удвоилось и составляет 175 млн. чел. Доля иностранцев в общей численности населения в основных странах иммиграции – 5 – 15%, а в рабочей силе – 25% . Эксперты Фонда ООН по проблемам народонаселения прогнозируют дальнейшее значительное расширение миграционных процессов в ближайшие 50 лет.

Незаконная миграция и правоохранительная деятельность: Материалы Круглого стола, 11 – 12 сентября 2003 г. Ростов-на-Дону: ООО “Терра”. С. 43.

Трудовая миграция, являясь неотъемлемой частью всей миграции, объективным процессом и элементом глобализации, предполагающей либерализацию движения всех факторов производства – капитала, товаров, информации, труда, а также спутницей рыночных отношений, в то же время представляет серьезный вызов национальной и экономической безопасности с точки зрения интересов и прав человека, принципов социальной справедливости.

Действительно, что есть человеческое измерение безопасности как не защита его жизненных интересов? Именно интересы являются основной движущей силой развития общества и реальной причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшими факторами любых преобразований в обществе.

Второй раздел Концепции национальной безопасности РФ определяет, что интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина .

Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300, в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24) // Российская газета. 2000. 18 января.

Трудовые миграционные потоки, устремившиеся в развитые страны, в силу ряда причин, прежде всего узости легитимных каналов миграции и негибкой миграционной политики, сталкиваются с проблемой занятости в странах-реципиентах и с необходимостью ограничения этих потоков. Таким образом, миграционный поток делится на две части: на тех, кто получил возможность законно жить и трудиться в той или иной стране, и тех, кто такой возможности не получил и вынужден, нарушая установленный порядок въезда и пребывания, идти в теневую сферу экономических отношений. Так возникает нелегальная трудовая миграция, которая, как и законная, осуществляется гражданами чаще всего с экономической целью, но с нарушением миграционного законодательства и является нежелательным для принимающей стороны дополнением к миграции законной.

Нелегальная миграция представляет реальную угрозу безопасности и интересам общества и личности, прежде всего из-за незаконного пересечения границ огромной массой людей и вовлечения их в теневую экономическую, а также криминальную деятельность.

При этом исследователи чаще всего акцентируют внимание на следующих угрозах безопасности для коренных жителей:

  • большой наплыв пришлого населения способствует росту преступности среди нелегальных мигрантов, которые, находясь в России в уязвимом положении, испытывая бытовую и трудовую неустроенность, все активнее включаются в противоправную деятельность. Несмотря на то что процент совершаемых ими правонарушений невысокий по отношению к коренному населению, этническая преступность на территории России обладает тенденцией к росту и большей организованности. По утверждению первого заместителя Министра внутренних дел РФ А.А. Чекалина, “за последние десять лет число преступлений, совершенных иностранными гражданами в России, увеличилось в два с половиной раза. ” . В этой ситуации наряду с угрозами физической безопасности индивида могут возникнуть и дополнительные угрозы его экономической безопасности – из-за вероятной криминализации сферы деловых и трудовых отношений;

Чекалин А.А. Доклад на “правительственном часе” в Государственной Думе 15 марта 2006 г. // Миграционное право. 2006. N 1. С. 3.

  • демпинг на рынке труда и услуг. Нелегальные мигранты как дешевая и абсолютно бесправная рабочая сила очень востребованы работодателями, что приводит к падению спроса и цены на труд, росту безработицы у коренного населения России;
  • формирование национальных диаспор, которые не только осуществляют контроль за членами диаспор, но и создают условия для отстаивания своих интересов, решения национальных, политико-экономических и иных вопросов, а этнические преступные группировки активно вовлекают земляков в противоправную деятельность;
  • нелегальные мигранты уклоняются от уплаты налогов и других социальных платежей в бюджеты всех уровней, но, пользуясь некоторыми социальными и коммунальными услугами, оказывают немалую нагрузку на эти структуры. По мнению директора Федеральной миграционной службы К.О. Ромодановского, “только прямые убытки, ежегодно наносимые нелегальными мигрантами, составляют более 200 миллиардов рублей. ” , что равняется расходам федерального бюджета 2006 г. на образование;

Ромодановский К.О. Доклад на “правительственном часе” в Государственной Думе 15 марта 2006 г. // Миграционное право. 2006. N 1. С. 6.

  • миграционные потоки также представляют угрозу для здоровья россиян, поскольку некоторые из них являются разносчиками многих забытых в РФ инфекционных и эпидемиологических заболеваний. Сложное экономическое положение, отсутствие медицинских полисов, страх перед выдворением лишают мигрантов возможности обращения за квалифицированной медицинской помощью.

Проблема угрозы незаконной миграции безопасности личности может обсуждаться также в связи с существованием международного терроризма и экстремизма. Под маской мигрантов часто могут скрываться люди, планирующие террористические акты, и боевики, готовые за деньги воевать в любой стране. Незаконный въезд на территорию России таких “гостей” представляет серьезную угрозу не только личной, но и национальной безопасности.

Однако, анализируя угрозы незаконной миграции безопасности личности и общества, мы забываем о разного рода негативных тенденциях, которые угрожают безопасности самих мигрантов с точки зрения соблюдения их прав и интересов, о том, какие это может иметь социальные последствия.

Одним из самых негативных проявлений незаконной миграции в России является рабское отношение к иностранным рабочим, что крайне негативно отражается не только на международном авторитете страны, но и на накоплении социальной напряженности как среди мигрантов, так и в обществе.

В 2003 г. Международная организация труда (МОТ) в рамках Специальной программы действий по борьбе с принудительным трудом провела исследование “Принудительный труд, нерегулируемая миграция и торговля людьми в России”, целью которого был сбор данных о формах трудовой эксплуатации в нашей стране. Материал, лежащий в ее основе, собран в трех регионах России: Ставропольском крае, Омской и Московской областях. Объем выборки составил 442 мигранта из стран СНГ .

Тюрюканова Е. Трудовая миграция в России // Отечественные записки. 2004. N 4. С. 32.

Исследователи пришли к выводу, что нарушения трудовых прав и эксплуатация мигрантов в России распространены столь широко, что практически воспринимаются как норма.

Ни один опрошенный в Москве и Ставрополе не указал на отсутствие хотя бы одной из форм эксплуатации и насилия. “Классические” нарушения трудовых прав отметили 40 – 60% опрошенных, а особо тяжелые формы криминальной эксплуатации – 10 – 20%. Причем в столичном регионе значительно шире распространены некоторые тяжелые виды эксплуатации: ограничение свободы, т.е. контроль над перемещениями, содержание взаперти и т.п. Сексуальная эксплуатация женщин встречается в Москве в два раза чаще, чем в Ставрополе, и почти в три раза чаще, чем в Омске: о ней заявили 30% опрошенных женщин, занятых во всех сферах, включая рынок, строительство и т.п., а в сфере развлечений заявили о принуждении к секс-услугам практически все опрошенные женщины.

В рамках изучения этой проблемы в динамике в январе 2007 г. автор провел сплошной анкетный опрос иностранных граждан и лиц без гражданства (всего 220 человек), содержащихся в Центре N 1 ГУВД г. Москвы для последующего выдворения. Опрос показал, что некоторые предприниматели по-прежнему, пользуясь нелегальным положением и правовой незащищенностью этой категории работников, используют почти неограниченные возможности манипулирования как ими самими, так и их доходами.

Читайте также:  Итальянские ВНЖ и гражданство: этапы и способы получения, документы, нюансы

Невыплата честно заработанных денег, несоблюдение условий труда и проживания стали нормой для многих работодателей, эксплуатирующих труд “нелегалов”. Их рабочий день иногда достигает 14 часов. Третья часть респондентов заявили, что проживали в подсобных и неблагоустроенных помещениях, а каждый пятый опрошенный коротал свободное от работы время и свой отдых где придется.

Большинство незаконных работников очень низко оценивают степень своей социальной (около 70%) и правовой (более 90%) защищенности. Это объясняется не только условиями жизни и трудовой деятельности в России, но и способом попадания респондентов в Центр. Дело в том, что многие из них оказались изолированными благодаря произволу работодателей и сотрудников милиции.

В то же время на вопрос: “Как к Вам относятся граждане РФ?” – около 40% заявили, что с уважением, и только чуть больше 20% испытывают на себе враждебность и агрессивность россиян.

Почти половина респондентов (46%) не смогла полностью реализовать свои профессиональные качества и опыт. А это значит, что и трудовой потенциал мигрантов используется крайне неэффективно.

Для осуществления жесткого контроля за работником и пресечения попыток его ухода от работодателя применяются различные способы. Самыми распространенными из них являются изъятие документов под предлогом оформления временной регистрации и так называемая долговая кабала.

Довольно часты случаи, когда после завершения работы работодатель передает мигранта правоохранительным органам, соответственно без документов. Это исключает проблемы расчета за выполненную работу, так как иммигрант сразу задерживается для выяснения его личности и в дальнейшем выдворяется из страны на пять лет. По данным нашего опроса, в среднем в 25% случаев паспорт мигранта хранится у работодателя; около 15% заявили о наличии долга, который надо отработать, т.е. практически признали состояние долговой кабалы. При этом долг, как правило, значителен и часто превышает месячный заработок. Сформировался целый набор вариантов, приводящих к возникновению такого долга: это может быть сфабрикованная недостача у продавца, перерасход материалов на строительстве, отработка платы, которую работодатель заплатил посреднику за работника, и т.п.

По сути, в России создан самый настоящий невольничий рынок труда: нелегальные мигранты лишены правовой и медицинской помощи, не имеют возможности на нормальный труд и отдых.

Для работодателя наем нелегальных работников и их нещадная эксплуатация обеспечивают большую гибкость бизнеса, уменьшение социальных расходов, уход от налогов и т.д. Обманывая фискальные органы, работодатель приучает себя к “льготным” условиям получения прибыли и вовлекается в преступную среду. Он заинтересован в осуществлении незаконной миграции, способствует ей и может являться организатором или связующим звеном в канале поставки незаконных мигрантов в Россию.

Таким образом, интересы “нечистоплотного” и криминального бизнеса, подогреваемые целями легкой наживы, подстегивают современные нелегальные миграционные потоки, искажая саму суть явления миграции, приводя к его иррациональному развитию. В итоге, являясь проявлением идеи свободы передвижения в условиях либеральной модели процессов глобализации, нелегальная миграция в результате неурегулированности миграционных процессов превращается тем самым в квазисвободу.

Вполне очевидно, что в стране происходят теневизация и криминализация трудовых отношений, нарушение основных (базовых) прав человека.

Отчасти это происходит из-за бесправия нелегальных мигрантов в принимающем обществе и их особой уязвимости для эксплуатации, отчасти из-за того, что сами мигранты из-за безысходности своего положения могут быть заинтересованы в подобной гибкости и теневом характере занятости.

Это приводит к накоплению обоснованного негодования обиженных и оскорбленных мигрантов. Объединенные общими проблемами, они могут аккумулировать в себе огромную разрушительную силу. Социально-политические последствия такого положения вполне можно спрогнозировать на опыте событий во Франции весной 2006 г. А ведь условия жизни для мигрантов, проживающих на окраинах Парижа, в разы “сытнее” и комфортнее московских.

Бить тревогу по этому поводу, может, еще рано, но давно пора позаботиться о соблюдении элементарных прав пришлого населения, увидеть все стороны миграции через призму правильно понятых национальных интересов, объективно складывающихся угроз и опасностей, реальных социально-экономических последствий.

Решение этих проблем лежит прежде всего на пути совершенствования нормативно-правовой базы, формирования четкой миграционной политики и цивилизованного рынка труда, привлекательного для законной иммиграции.

Третья часть респондентов заявили, что проживали в подсобных и неблагоустроенных помещениях, а каждый пятый опрошенный коротал свободное от работы время и свой отдых где придется.

Понятие нелегальной миграции

Нелегальная миграция – въезд граждан одного государства на территорию другого для неофициального трудоустройства или проживания. Условно данное понятие делится на два типа:

  • В местах, не предназначенных для въезда;
  • По поддельным или не принадлежащим въезжающему лицу документам;
  • С надлежащими документами, но с отличающейся от указанной в них целью.
  • Длительное проживание без оформления регистрации;
  • Пребывание дольше разрешённого по закону срока без попыток продления времени пребывания.

В сельском хозяйстве;.

ДОСЬЕ: Как в разных странах мира борются с нелегальной миграцией

В последние годы в некоторых странах мира был предпринят ряд мер по борьбе с нелегальной миграцией.

Так, в Великобритании в октябре 2011 года власти страны начали выселение цыган из графства Эссекс. Однако в связи с подачей исков в различные судебные инстанции, включая Европейский суд по правам человека, вопрос об их депортации до сих пор не решен. В августе 2013 года в стране началась кампания по борьбе с нелегальной иммиграцией, в ходе которой уже арестовано более 150 человек, в основном граждане Пакистана, Индии, Нигерии и Ганы. В целях борьбы с нелегальной миграцией устанавливаются ежегодные квоты на мигрантов из стран, не входящих в ЕС, а также действует база данных, куда заносятся сведения о всех, кто пересек границу страны и остался в ней на нелегальных основаниях. Все они подлежат высылке, дальнейший въезд в Великобританию им закрыт. В 2011 году из страны депортировали 41 тыс. нелегальных мигрантов.

В Италии в 2011 году усилился поток беженцев из Туниса, перевалочным пунктом для которых стал остров Лампедуза. На острове сложилась критическая ситуация, когда количество беженцев достигло 5,5 тыс. (сравнимо с населением острова). В связи с этим Италия и Тунис подписали соглашение, предусматривающее упрощение механизма депортации мигрантов и усиление контроля на границах Туниса. Кроме того, к патрулированию у берегов Туниса подключилась Франция. Согласно итальянскому законодательству, иммигранты, не имеющие виз, направляются в спеццентры и максимум через 60 дней высылаются из страны без права въезда в течение 10 лет. Владелец предприятия, использующий труд нелегальных иммигрантов, платит за каждого из них штраф в размере 5 тыс. евро. С 2011 года были репатриированы более 16,5 тыс. человек.

Франция в 2010 году провела массовую депортацию румынских цыган. Поводом для ее проведения стали столкновения цыган с полицией в долине Луары. Президент страны Николя Саркози поддержал действия французских миграционных властей. В кратчайшие сроки были ликвидированы многочисленные лагеря румынских цыган, стихийно возникшие по периметру многих французских городов с 2008 года, после того как в страну начали прибывать цыгане из Румынии, вступившей в ЕС. Всего из страны их было выдворено несколько тысяч. Депортированным было предложено денежное вознаграждение (по 400-500 евро на каждого). Для тех, кто имеет гражданство Болгарии и Румынии (члены ЕС) МВД разработало специальный закон, запрещающий возвращаться во Францию. Для этого у них снимают отпечатки пальцев. Общественность Румынии, самой Франции, а также других стран ЕС неоднозначно отнеслась к процессу депортации цыган. Саркози обвинили в расизме, Францию жестко раскритиковали ООН и ЕС. По заявлению Еврокомиссии, Франция нарушила европейские правовые нормы, согласно которым граждане ЕС имеют право свободно перемещаться по территории Евросоюза. Согласно опросам, инициативы правительства, направленные на борьбу с нелегальными иммигрантами, поддержали 70-80 проц. населения Франции.

В Японии действуют строгие законы о пребывании иностранцев и одна из самых совершенных в мире систем их учета. В 2007 году введен биометрический контроль для всех въезжающих в страну иностранцев (снятие отпечатков пальцев и фотографирование). Незаконное пребывание иностранных граждан, как минимум, ведет к депортации из страны, а в случае злостных нарушений влечет уголовную ответственность и тюремное заключение. В 2012 году вступили в силу новые правила регистрации иностранцев, ужесточающие контроль над их проживанием и работой. Введен штраф в 200 тыс. иен (около 2,5 тыс. долларов), если иностранец не сообщит в течение 14 дней о смене адреса; он может быть депортирован, если не сделает это за 90 дней. Предпринимателю, незаконно нанявшему иностранца на работу грозят до 3 лет тюрьмы или штраф до 3 млн иен (37,5 тыс. долл.). Иммиграционная служба вместе с полицией систематически проводит облавы в местах возможного проживания незаконных мигрантов.

В США каждый год при пересечении американо-мексиканской границы задерживается около миллиона нелегалов. Для сдерживания этого потока на границе была возведена стена высотой 4-5 м и протяженностью свыше 1 тыс. км. (строительство началось в 1991 г., закончено в 2009 г.). В 2012 году из США было депортировано около 410 тыс. нелегальных иммигрантов.

Израиль в 2012 году депортировал 4 тыс. мигрантов из Африки. Каждый депортируемый получил тысячу евро.

Общественность Румынии, самой Франции, а также других стран ЕС неоднозначно отнеслась к процессу депортации цыган.

Состав преступления

Очень трудно доказать состав преступления при организации нелегальной миграции. Доказать факт того, что кто-то целенаправленно, а не по доброте душевной, помогает приезжим очень трудно.

Также очень трудно органам досудебного следствия разграничивать состав преступления, который определить административную или уголовную ответственность, и т.д. Именно поэтому всегда очень трудно вести такого рода дела.

Узнайте больше далее.

Добавить комментарий