Электронные полисы ОСАГО обяжут продавать с 2022 года Как С Добром Добраться!

Что изменилось в расчётах ОСАГО в 2022 году

С января 2022 года вступило в силу указание Центробанка о новых тарифах и коэффициентах ОСАГО. Рассказываем, что изменилось и сколько теперь стоит полис для личного легкового автомобиля.

Краткий обзор изменений в ОСАГО:

  1. Тарифный коридор для легкового транспорта расширился на 10% вверх и вниз и составляет теперь от 2224 ₽ до 5980 ₽.
  2. ОСАГО можно будет оформить дешевле, например жителям Москвы и Казани. Сэкономят, как обычно, также аккуратные водители, не попадавшие в ДТП. Максимальная экономия может достигать 56%.
  3. Коэффициент для лихачей, регулярно нарушающих ПДД, повысится сразу почти на 1,5 балла — с 2,45 до 3,92.

От чего зависит цена ОСАГО

Стоимость полиса зависит от базового тарифа и нескольких коэффициентов, которые регулярно обновляются. Данные, актуальные на 2022 год, закреплены в Указании Центробанка.

В 2022 году страховые компании назначают индивидуально для каждого водителя базовую сумму в диапазоне от 2224 ₽ до 5980 ₽.

Базовый тариф умножается на коэффициенты:

  • бонус-малус (КБМ), зависящий от аккуратности езды водителя;
  • территориального использования транспорта (КТ);
  • количества допущенных к управлению водителей (КО);
  • их возраста и стажа вождения (КВС);
  • мощности двигателя машины (КМ).

Значения первых четырёх коэффициентов в 2022 году меняются, и только коэффициент мощности остаётся прежним.

В статье мы говорим о стоимости полиса для личного легкового автомобиля. Для другого транспорта, в том числе такси, грузовиков, авто юридических лиц, тарифы выше. Найти их можно в Указании Центробанка.

Сколько в 2022 году составит коэффициент бонус-малус (КБМ)

До 1 апреля 2022 года КБМ не изменится, и его базовое значение по-прежнему составит 1. Базовый КБМ присваивают начинающим водителям. Далее это значение корректируют в большую или меньшую сторону в зависимости от того, происходили по вине водителя аварии или нет.

Минимальное значение для самых аккуратных водителей, которые ни разу не попадали в ДТП за 10 лет, — 0,5, максимальное для злостных нарушителей — 2,45.

С 1 апреля 2022 года базовый КБМ составит 1,17.

Минимальное значение для самых аккуратных водителей уменьшится с 0,5 до 0,46. То есть для водителей, по вине которых в последние 10 лет не произошло ни одного ДТП, максимальная скидка на полис составит 56% вместо прежних 50%.

Чем больше аварий происходит по вине водителя, тем больше для него КБМ. Максимальный коэффициент с 1 апреля 2022 года увеличится с 2,45 сразу до 3,92.

Быстро рассчитать стоимость полиса можно на Сравни.ру. Для этого достаточно ввести номер автомобиля в разделе ОСАГО, а затем указать сведения о водителе.

Сколько в 2022 году составит территориальный коэффициент (КТ)

С 9 января 2022 года меняется таблица территориальных коэффициентов. Найти нужный регион можно в Указании ЦБ на страницах с 6 по 13. Во многих регионах тарифы снизились примерно на 1–5%.

Территория использования автомобиля для физических лиц определяется исходя из места жительства собственника машины, указанного в документах на авто.

Сколько в 2022 году составит коэффициент количества допущенных к управлению водителей (КО)

Если ограничений допущенных к управлению водителей нет — такой полис ОСАГО называется «мультидрайв», — коэффициент с 9 января 2022 года поднимается с 1,94 до 2,32. Таким образом, страховка без ограничений водителей теперь стоит почти в 2,5 раза дороже, чем со вписанными водителями.

Если круг водителей в полисе ограничен, коэффициент составляет 1.

Для кого новый закон отменил обязательный техосмотр

Сколько в 2022 году составит коэффициент возраста и стажа вождения (КВС)

КВС снизился для более возрастных и опытных водителей. Например, для автолюбителей от 59 лет со стажем вождения 14 лет он составит 0,83, хотя ранее значение было 0,9.

При этом для водителей до 24 лет со стажем вождения менее двух лет КВС незначительно повысился. Например, если ранее для автолюбителя возрастом до 21 года и стажем в один год он составлял 1,9, то с 9 января 2022 года — уже 1,92.

Что изменится после уравнивания бумажного и электронного полисов ОСАГО?

Различия между ними позволит стереть присвоение уникальных номеров. С их помощью сотрудники ГИБДД смогут убедиться в достоверности полиса даже без его предъявления. Но неточность в законе не дает понять, в каком виде водителя попросят показать документ при проверке

Что изменится после уравнивания бумажного и электронного полисов ОСАГО?

Электронные полисы ОСАГО становятся все популярнее у автовладельцев. В течение первого квартала 2019 г. было выдано 4,25 млн таких полисов. По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, это число составляет около половины всех договоров ОСАГО, заключенных с января по март текущего года.

Стремясь укрепить тенденцию к росту количества выданных электронных полисов, обе палаты Федерального Собрания РФ в середине апреля одобрили поправки к Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». По задумке парламентариев с принятием поправок жизнь автовладельцев станет проще. Так, будут стерты различия между страховыми полисами ОСАГО, получаемыми на бумажном носителе, и электронными полисами.

Начнут действовать эти поправки в ноябре текущего года.

Как будет выдаваться электронный полис?

С 2017 г. все страховые компании обязаны предоставлять автовладельцам возможность заключить договор ОСАГО онлайн. Для этого необходимо зайти в личный кабинет на сайте страховщика и заполнить заявление на заключение договора.

В течение одного рабочего дня после его заключения страховая компания вносит сведения о договоре в автоматизированную информационную систему (АИС). После выплаты владельцем транспортного средства страховой премии страховщик направит ему электронный полис.

Сейчас, если договор заключен онлайн, полис обязательно оформляется на бланке и либо выдается автовладельцу в офисе страховой компании, либо направляется ему за его же счет по почте. После вступления в силу поправок полис по желанию автовладельца можно будет напечатать на бланке страховщика или на обычной бумаге.

В каком виде нужно будет предъявлять полис сотрудникам ГИБДД?

Каждому договору ОСАГО страховщики станут присваивать уникальный номер, который будет фиксироваться в АИС. Таким образом, этот номер позволит сотруднику ГИБДД при проверке полиса идентифицировать страховую компанию и убедиться в достоверности документа. После вступления в силу поправок водитель сможет предъявить сотруднику ГИБДД полис в следующем виде:

1) на бланке строгой отчетности (если полис был получен традиционным способом);

2) с помощью мобильного устройства или в виде распечатки электронного полиса (если полис был получен онлайн). В новом законе указано, что «страховой полис может быть представлен для проверки по требованию… сотрудников… в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе». Получается, что автовладелец должен быть готов предъявить электронный полис двумя указанными способами. Но учитывая, что уникальный номер полиса будет отображаться в АИС, возможно, на практике сотрудники ГИБДД будут интересоваться только номером полиса и не будут просить показать документ на мобильном устройстве или предъявить его распечатанную копию. При этом требование сотрудника правопорядка предоставить электронный полис на бланке строгой отчетности после вступления в силу поправок будет незаконным.

Электронный полис защитит от «липовых» страховщиков?

В настоящее время мошенники находят действующий полис через АИС, а потом, используя его реквизиты, делают поддельный документ и продают его ничего не подозревающему автовладельцу. При проверке поддельного полиса по его номеру в АИС сервис подтверждает существование такого документа. Также продавцы поддельных полисов похищают бланки из страховых компаний или вступают в сговор с их сотрудниками. Страховые агенты списывают бланки как утраченные и продают их номера. Уравнивание бумажного и электронного полисов должно способствовать увеличению доли выданных электронных полисов.

Читайте также:  Бизнес зал Priority pass адлерского аэропорта Сочи

Однако «липовым» может оказаться и полис, купленный онлайн. Это случается при приобретении полиса на созданном мошенниками сайте-клоне. Он может быть один в один схож с сайтом крупной страховых компаний.

Помните: покупать электронный полис нужно на официальном сайте лицензированной страховой организации. Причем переходить на него лучше по ссылке с сайта Российского союза автостраховщиков.

Кроме того, чтобы не купить фальшивый полис, необходимо убедиться в том, что страховая компания имеет лицензию на его выдачу. Для этого следует воспользоваться сайтом Центрального банка: можно открыть реестр субъектов страхового дела либо найти компанию в справочнике участников финансового рынка.

Пандемия не разогнала электронное ОСАГО

Локдаун подогрел спрос на цифровые услуги, но не в ОСАГО. Как следует из статистики Российского союза автостраховщиков (РСА), по итогам 2020 года доля электронных продаж осталась на уровне «докоронавирусных» времен — 50% полисов ОСАГО все так же продаются онлайн. Отсутствие вполне резонного во время пандемии роста цифровых продаж на рынке объясняют удовлетворением спроса. Равновесие может сдвинуть в пользу дальнейшей цифровизации только введение дистанционного урегулирования убытков — законопроект о нем уже принят депутатами в первом чтении.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ / купить фото

Как сообщил во вторник РСА, по итогам 2020 года в России было продано 17,8 млн полисов электронного ОСАГО. Таким образом, доля е-ОСАГО составляет около 50% всех проданных за этот период полисов обязательной «автогражданки», число проданных электронных полисов также осталось практически на уровне 2019 года. В топ-5 регионов—лидеров по продажам полисов е-ОСАГО вошли Москва (1,6 млн полисов, 9,1% от всех продаж электронного ОСАГО в России), Московская (950 тыс., 5,3%) и Свердловская области (721 тыс., 4,1%), Санкт-Петербург (520 тыс., 2,9%) и Самарская область (510 тыс. е-ОСАГО, 2,9%). В топ-15 есть и пара «токсичных» с точки зрения страховщиков регионов (где выплаты существенно опережают сборы) — Приморский край (412 тыс. е-ОСАГО, 2,3%) и Дагестан (338 тыс., 1,9%).

Президент ВСС Игорь Юргенс настаивает на том, что «год, ознаменовавшийся пандемией и ограничениями на свободное перемещение людей, показал, что е-ОСАГО — удобный и востребованный автовладельцами продукт». «Неслучайно мы видим среди регионов—лидеров по продажам ОСАГО и те, в которых ситуация с коронавирусом стала особенно острой»,— говорит он.

Глава же группы рейтингов финансовых институтов агентства АКРА Алексей Бредихин обращает внимание на то, что данные РСА о 50-процентном проникновении электронного ОСАГО не соответствуют статистике Банка России.

По данным регулятора, за девять месяцев 2020 года в бумажной форме было продано 18,6 млн полисов, или 62% — и расхождение слишком велико, чтобы исчезнуть за один квартал. «В то же время статистика ЦБ, так же как и данные РСА, не показывает роста проникновения электронного ОСАГО, которого можно было ожидать в условиях карантинных ограничений. По данным ЦБ, за девять месяцев 2019 года доля бумажных полисов ОСАГО составляла 58%,— говорит он.— Локдаун, по логике, должен был подстегнуть электронные продажи, но этого не произошло. Предположительно, это указывает на исчерпание потенциала быстрого роста е-ОСАГО в ближайшем будущем».

Какие нововведения ожидают водителей в 2021 году

В РСА расхождение статистики с ЦБ объясняют разницей учета данных. По данным союза, еще в 2018 году количество проданных полисов е-ОСАГО выросло по сравнению с 2017 годом в 2,45 раза и впервые составило около 50% продаж (тогда ЦБ ввел обязательные электронные продажи ОСАГО для страховщиков). Игорь Юргенс говорит, что на этом уровне доля цифровых продаж и держится последние два года, «это и есть реальная потребность в них».

По словам президента РСА, доля автовладельцев, покупающих полисы онлайн, может несколько вырасти, после того как в онлайн перейдет урегулирование убытков.

Соответствующий законопроект Госдума приняла в первом чтении 16 декабря. Впрочем, и тогда останутся юрлица, которые предпочитают заключать договоры очно. Тем не менее страховщики главной задачей 2021 года видят развитие мобильных приложений для полного спектра сервисов — от продажи полисов до урегулирования убытков. РСА, в свою очередь, уже создал так называемый SDK-модуль для бесшовной связки с сервисом госуслуг. Страховщики с его помощью смогут интегрировать фотофиксацию и извещение о ДТП в свои мобильные приложения.

ОСАГО нужен «гарант»: оформить заветный полис удается не всем

Таксисты, мотоциклисты, молодые водители всё чаще сталкиваются с проблемами при оформлении электронного полиса ОСАГО. Почему страховые компании ставят палки в колеса некоторым категориям граждан и как можно отстоять свое право оформить полиc, разбирались «Известия».

Статистика против статистики

Несмотря на рост популярности е-ОСАГО, приобрести полис онлайн может далеко не каждый. Об этом говорит статистика оформления договоров через систему «Е-Гарант», которую приводит агрегатор «Сравни.ру». Система помогает автовладельцу приобрести полис ОСАГО, если он не смог сделать это на сайте выбранного страховщика. За шесть месяцев 2021 года было продано 8,8 млн электронных полисов ОСАГО, около 1 млн — через «Е-Гарант». По сравнению с прошлым годом популярность «Е-Гаранта» выросла на 47%. И с каждым месяцем через систему оформляют всё больше договоров. Причин, по мнению аналитиков «Сравни.ру», две. Во-первых, рост случаев «временной неработоспособности систем» страховых компаний в отдельных регионах. Во-вторых, всё больше страховых агентов занимаются оформлением ОСАГО для проблемных клиентов.

Оформление полисов ОСАГО в одном из офисов страховой компании

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) посоветовали относиться к приведенной статистике с осторожностью.

«Количество оформленных за первое полугодие 2021 года полисов ОСАГО составило 20,1 млн штук, а за первое полугодие 2020 года — 19,2 млн, то есть число оформленных полисов ОСАГО в первом полугодии 2021 года выросло на 4,7%, что свидетельствует как об увеличении автопарка в РФ, так и об отсутствии проблем с доступностью обязательной «автогражданки». В системе «Е-Гарант» представлены полисы ОСАГО 39 компаний. Это технический сервис, поэтому статистику по оформлению договоров через «Е-Гарант» РСА не предоставляет», — сообщили в пресс-службе союза. И предупредили: данные из неофициальных источников могут быть неверными и использоваться в целях манипуляции.

Постоянно возникают технические сбои

Между тем проблемные категории все-таки существуют. Руководитель движения «МотоМосква» Андрей «Проректор» Иванов отмечает, что сложности с оформлением ОСАГО традиционны для всех без исключения байкеров независимо от возраста, модели мотоцикла и региона.

Мотоциклист на дороге в Москве

«Самостоятельно оформить полис на сайте РСА невозможно, равно как и на сайтах самих страховых, там постоянно возникают технические сбои. У меня самостоятельное оформление так и не получилось. Сайты уверенно отказывались то запоминать напечатанное, заставляя по десятку раз вбивать одно и то же, то теряли данные полиса или диагностической карты. В итоге все вынуждены обращаться к знакомым агентам, которые берутся за оформление, постоянно подчеркивая, что испытывают сложности с оформлением и передачей полиса в компанию. Также говорят, что их ругают за большое число полисов по двухколесным», — констатирует мотоциклист.

Иванов отмечает, что, даже когда его коллеги пытаются оформить страховку офлайн, то есть приезжают в офис страховой компании, им дают направление на осмотр в другом конце города, а то и в Новую Москву, если речь идет о столице.

У таксистов тоже сложности

С такими же проблемами сталкиваются и таксисты. Например, пользователь Facebook Алла Зефирова просит помощи у интернет-сообщества:

«…Неделя ушла на оформление ОСАГО для такси. Безуспешно. Всё заточено на то, чтобы не оформить полис. Поделитесь контактами, кто страхует такси. Две страховые проводят осмотр в Зеленограде и Троицке».

Читайте также:  Карта Заповедника Гобустан, где находится Заповедник Гобустан на карте мира

Автомобили такси на стоянке

В подобных ситуациях эксперты советуют сразу писать жалобу в Центральный Банк России, осуществляющий надзор в том числе за страховым рынком.

Регистрация армянская, владелец российский

Еще одна проблемная категория автовладельцев — это российские владельцы машин с армянскими номерами. Некоторое время назад российский гражданин мог приобрести автомобиль в Армении по очень выгодной цене, заплатить пошлины по армянским ставкам, которые были намного ниже российских, и преспокойно пересечь границу, не декларируя машину и не оформляя временный ввоз. Некоторым нравилось и то, что армянский регистрационный знак давал иммунитет против дорожных камер. Кроме того, не нужно было платить российский транспортный налог. В какой-то момент таких автомобилей стало очень много, и в 2020 году начались массовые претензии ГИБДД и таможенных органов к их владельцам.

Остановка сотрудником ДПС автомобиля

«В большинстве случаев машины с армянскими номерами принадлежат гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в РФ. Электронные полисы, насколько я знаю, на такие машины не оформляют. Ограниченный круг страховых оформляет в бумажном виде. Но поскольку тут есть момент, что автомобиль зарегистрирован в другом государстве, а принадлежит российскому гражданину, то страховщики используют повышенные коэффициенты», — комментирует эксперт по международному праву, юрист Юрий Демин.

Внутренний приказ или программный запрет

При оформлении через «Е-Гарант» 95% страхователей получают ОСАГО. Оставшиеся 5% — это отказы из-за некорректного ввода данных или недействительных документов, рассказал «Известиям» источник в страховом брокерском бизнесе.

Алгоритмы сайтов страховых компаний, по данным источника, настроены таким образом, чтобы отсеять убыточные категории граждан. Из десяти заявок от «несегмента» одобряется только три, а семь перенаправляются в «Е-гарант», чтобы передать заявку другой страховой компании. Таким образом, общее число убыточных пользователей равномерно распределяется по всем страховым компаниям.

знак «Начинающий водитель»

К «несегменту» относятся молодые водители в возрасте до 23 лет и с общим стажем менее трех лет, а также такси, мотоциклы, спецтехника и грузовики, принадлежащие физическим лицам. У данных категорий водителей также будут проблемы и с офлайн-оформлением полиса. У многих страховых агентов запрет на оформление «несегмента» — это может быть внутренний приказ или программный запрет. Если брокер или страховой агент продолжает работу с такими клиентами, его могут оштрафовать, лишить премии или вовсе расторгнуть договорные отношения, рассказал источник.

«Приезжайте завтра»

В офисах тоже существует негласное правило не выдавать полисы убыточным категориям. Под любым предлогом менеджеры будут стараться проводить такого водителя на выход.

«Способов может быть много: «приезжайте завтра», «у нас закончились полисы», «не работает база» и т.д. Если человек умен, он попросит письменный отказ. Скорее всего, в этот момент менеджер поймет, что лучше выдать полис и не вступать в конфликтную ситуацию, так как отказать человеку он не имел права. Если же представитель страховой стоит до последнего, автовладелец просит аргументировать, почему ему отказали, в письменной форме. Если снова отказ, то он пишет претензию с содержанием: «Прошу разобраться. Я, имярек, пришел в офис с целью получить полис ОСАГО», — и они обязаны поставить входящий номер. Далее ему отвечают с исходящим номером, и с ним можно уже идти в суд или, что чаще всего, за своим полисом ОСАГО, так как в ответе придет вежливое приглашение в офис для оформления», — заключает источник в страховом брокерском бизнесе.

Оформили электронный полис ОСАГО – что показывать и как предъявлять инспектору ГИБДД?

Что предъявить инспектору, если полис электронный?

Вопросы многих автолюбителей в 2022 году возникают, потому что действующая редакция ПДД обязывает водителя передать сотруднику ДПС, помимо СТС и водительских прав, страховой полис. Но как быть, если вы оформили электронное ОСАГО, как его правильно предъявлять инспектору ГИБДД? Можно ли показать файл с телефона? Нужно ли распечатать? Или же в таком случае ничего не нужно передавать для проверки? Всё это давайте выясним!

Как сотрудники ГИБДД проверяют полис в 2022 году?

Всё очень просто. Действующий пункт 2.1.1 обязывает вас передать для проверки (именно передать – в руки, а не просто показать):

  • водительское удостоверение,
  • свидетельство о регистрации,
  • полис ОСАГО.

Если с первыми 2 пунктами всё предельно понятно – хотя, по новым законам вот-вот уже грядут электронные права, а вслед за ними IT формат может приобрести и СТС, то с электронной страховкой – не очень.

Многие водители предполагают различные варианты законного выполнения этого пункта Правил:

  • показать инспектору ДПС фотографию электронного ОСАГО,
  • предъявить распечатанный файл,
  • ничего не показывать, ведь полис электронный!

Но не все автолюбители из указанных пунктов правы. Более того, нередко на разного рода форумах вы найдёте неверную информацию о том, что можно вообще ничего не показывать, и инспектор сам обязан проверить по базе наличие у вас страховки.

К слову, в 2022 году практически у любого сотрудника ГИБДД на дороге есть доступ к электронной базе данных страховых договоров РСА (Российского союза автостраховщиков). И он (сотрудник) может проверить наличие страховки по этой базе.

Как предъявить электронный ОСАГО?

Значит ли выделенное выше, что и правда в случае электронного полиса инспектору ДПС ничего показывать не нужно?

Нет. Вот мы добрались до самого главного! Несмотря на возможность сотрудника проверить наличие страховки онлайн прямо на дороге, это не отменяет обязанности водителя выполнить пункт 2.1.1 ПДД, который чётко предписывает иметь при себе и по требованию полицейского передать для проверки документ.

Предъявление ГИБДД страховки с телефона

На самом деле, никаких недоработок в законодательстве в 2022 году нет. Данный пункт в угоду электронных полисов ОСАГО изменился в конце 2018 года, а потом ещё раз. И на сегодняшний день эту обязанность вовсе вывели в отдельный пункт ПДД 2.1.1(1), который официально звучит следующим образом:

Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

И вот теперь становится понятно, что показывать инспектору при покупке ОСАГО в электронном виде нужно распечатку полиса на бумаге либо электронный документ.

При этом, что такое электронный документ, в действующей редакции ПДД не уточнили. Однако, на практике 2022 года сотрудникам ГИБДД достаточно показать файл PDF, который вам прислали в ответ на заявление на заключение договора ОСАГО. Именно файл PDF, а не его фотографию или скриншот в виде картинки – хотя, последнее также не запрещается.

Какой именно файл предъявлять?

Обратите внимание, что следует различать электронный полис, который пришёл вам на почту, от просто данных о заключении договора. Некоторые страховые компании при оформлении е-ОСАГО присылают несколько писем на электронную почту, и только в одном из них тот файл, который необходимо распечатать.

Настоящий электронный договор ОСАГО прописан на официальном бланке, в самом верху прописана его серия, которая должна начинаться с букв “XXX”. А в самом низу его должна быть информация об электронной подписи страховщика, которой обязательно заверяются все такие страховки, купленные онлайн.

Как правильно распечатать и показывать электронный ОСАГО сотруднику ГИБДД

Распечатывать цветной или чёрно-белый?

Вообще, вам на почту придёт чёрно-белый формат электронной страховки, поэтому вопрос должен отпасть сам собой. Но формально вы можете распечатать в любом цвете – главное, чтобы полис был читабельным для сотрудника полиции.

В каком размере?

Обязательно ли распечатывать полис в электронном виде в формате A4, как бумажный бланк? Вовсе нет. Законодательство 2022 года прямо не требует соблюдения размерности файла.

Читайте также:  Подтверждение дохода для ВНЖ 2022

Но опять же, если полис будет не читаемым для инспектора ДПС, то он может посчитать, что фактически вы ему ничего не предъявили для проверки, так как идентифицировать, что это электронная страховка, что она принадлежит именно вам и оформлена на ваш автомобиль, будет невозможно.

На практике же формат A6 (размерами как свидетельство о регистрации) может быть приемлемым для разборчивости надписей на страховке, но это зависит от того, как чётко будут пропечатаны символы и в целом насколько чёткий файл вам прислала страховая компания.

Формат водительских прав будет очень мелким и неразборчивым и такой размер показывать инспектору нежелательно.

Какой штраф, если ничего не дать?

Многие инспекторы ДПС ранее выписывали штраф за неисполнение пункта 2.1.1 Правил дорожного движения по статье 12.3, части 2 КоАП в размере 500 рублей за отсутствие с собой страховки у водителя.

Данная санкция предусматривает также предупреждение, но оно выносится очень редко.

Но с таким положением дел не согласился Верховный суд России, который в июне 2019 года вынес Постановление Пленума, в котором указал, что отсутствие с собой распечатки полиса не влечёт за собой состав для штрафа.

Если страховой полис был оформлен в виде электронного документа, непредъявление его водителем уполномоченному должностному лицу не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ.

Таким образом, хотя, обязанность возить с собой и предъявлять сотруднику ГИБДД для проверки электорнный ОСАГО есть, штрафа за это по закону нет.

Что за база, в которой проверяют ГИБДД?

Как мы уже указали выше, это единая база данных страховых договоров РСА. У вас тоже есть к ней доступ по серии и номеру полиса. И один раз в год желательно проверять его на действительность на фоне размножающихся в последние годы мошенников в сфере страхования, продающих “липовые” страховки, в том числе электронные.

  1. Для проверки перейдите на официальный сайт РСА в сервис просмотра договоров страхования.
  2. Выберите серию вашего полиса (все электронные ОСАГО имеют серию “XXX”).
  3. Введите номер полиса (он прописан сразу после серии).
  4. Пройдите проверку на роботов и кликните по кнопке “Поиск”.

Проверка электронного ОСАГО

В результате вы получите таблицу с одной строкой с данными о вашем договоре страхования. В строке “Статус” должно быть прописано “находится у страхователя”.

Правильный действительный полис по данным РСА

Если же статус страховки значится как “находится у страховщика” или данных вовсе не найдено, то возможны 3 варианта:

​Мифы и правда об электронном ОСАГО

«ФинСуп» Банки.ру,

Рынок ОСАГО все больше уходит в онлайн – за три месяца нынешнего года полисов e-ОСАГО продано почти в 5 раз больше, чем за весь прошлый год. Чем больше популярность продукта, тем больше вокруг него мифов.

1. Электронный полис не признают сотрудники ГИБДД

ЭТО МИФ В прошлом году, действительно, далеко не все гаишники были в курсе того, что распечатка электронного полиса приравнивается к бумажному, и пытались даже выписывать штрафы за отсутствие страховки. Однако сейчас, спустя почти полтора года после того, как страховщиков обязали продавать электронные полисы и их число выросло в несколько раз, такой проблемы больше не существует. Более того, даже если вы забыли сделать распечатку электронного договора, можно зайти на сайт РСА и продемонстрировать сотруднику полиции, что полис есть в базе.

2. Полис e-ОСАГО купить не проще, чем бумажный

ЭТО МИФ До недавнего времени процесс оформления на сайте страховщика давал сбои — в «Народном рейтинге» Банки.ру было огромное количество жалоб на то, что оформление е-ОСАГО может продолжаться часами, а то и днями и из-за разного вида технических сбоев (нечитаемая капча, не приходит СМС) может закончиться ничем. Однако весной 2018 года полноценно заработала система гарантирования заключения договора ОСАГО в электронном виде. Если у страховой, к которой вы обратились, есть технические проблемы или закончились «бланки» (номера) электронных полисов, договор заключается со случайным образом выбранным страховщиком через сайт РСА.

Если вы хотите избежать подобного «перебрасывания», оформляйте договор ОСАГО через финансовый маркетплейс, например через Банки.ру, который запрашивает данные одновременно в нескольких компаниях и предлагает только гарантированно «проходные» варианты. Когда вы выберете из предложенных вариантов, вы попадете на сайт страховщика и платить будете уже непосредственно ему.

Удобство покупки через агрегатор еще и в том, что по окончании срока купленного на маркетплейсе полиса вам напомнят, что пора заключать новый договор. Оформить его можно будет буквально в один клик, так как система хранит все ваши данные.

3. Бумажный полис более надежный, чем электронный

ЭТО МИФ Наличие защищенного бланка не дает гарантии, что вы не купите поддельный полис: мошенники наладили промышленное производство поддельных бланков. Российский союз страховщиков постоянно работает над совершенствованием защиты бланков, но преступники очень быстро подстраиваются под нововведения. Страховщики признаются, что сами не могут на глаз отличить фейковые полисы от настоящих.

Мошенничество при покупке электронных полисов тоже имеет место, но в данном случае защитить себя от мошенников — дело рук самих страхователей. Если оформлять полис в электронном виде самостоятельно, не привлекая посредников (всяческих «консультантов» и «помощников»), и проверять сайт, на котором покупаешь полис (список официальных сайтов страховщиков есть на сайте РСА), попасться мошенникам просто невозможно.

4. Е-ОСАГО дешевле бумажного полиса

ЭТО МИФ Электронный полис будет стоить столько же, сколько и бумажный. В настоящее время стоимость полиса ОСАГО варьируется в узких пределах. Разница в стоимости зависит от того, какую ставку базового тарифа выбрал страховщик для данного региона. Сейчас разница в базовом тарифе между минимальной и максимальной величиной (от 3 432 до 4 118) составляет всего 686 рублей. Правда, помноженная на поправочные коэффициенты, она возрастает в разы, но все равно отклоняться от установленных значений, давать скидки или увеличивать цену продавец не имеет права. Уже нынешним летом Банк России планирует расширить тарифный коридор на 40% (по 20% вверх и вниз), а в середине следующего года — разрешить страховщикам устанавливать более персонифицированные тарифы.

Но и тогда разницы в цене между электронным полисом и полисом на бланке не будет. Цену ОСАГО на ваш автомобиль можно рассчитать здесь.

5. Купить электронный полис у посредника невозможно

ЭТО ПРАВДА Сегодня посредникам законодательно запрещено продавать полисы e-ОСАГО, то есть заключать договор от своего лица и принимать оплату. Финансовые супермаркеты фактически предлагают сервис по сбору данных автовладельца и передачу их в страховую компанию, подбору предложений, по которым человек гарантированно сможет заключить договор ОСАГО, что экономит его время и силы. После получения подтверждения от сервиса страховщика (страховщик сам проверяет данные в базе Российского союза автостраховщиков) сервис агрегатора предлагает пользователю сформировать договор с выбранной компанией. После получения согласия клиента на определенное предложение Банки.ру формирует для него на сайте выбранного им страховщика личный кабинет (используются введенные в сервисе Банки.ру данные — e-mail и телефон, который, по закону об ОСАГО, является простой электронной подписью). Оплата происходит на сайте страховщика.

В отделенном будущем Банк России планирует разрешить посредникам продавать ОСАГО в электронном виде, но для этого должен быть создан соответствующий реестр агентов. Кроме того, ЦБ РФ начал разработку собственного маркетплейса, где в перспективе, после внесения соответствующих изменений в законодательство, можно будет купить и полис e-ОСАГО. Банки.ру является партнером Центробанка в данном проекте.

Ссылка на основную публикацию