Статуи Афганистана

Страсть к разрушению: конец гигантских статуй Будды в Афганистане (18+)

Больше 30 гневных писем, отправленных представителями ЮНЕСКО, визиты официальных лиц и робкий протест общества сохранения культурного наследия Афганистана не спасли уникальные статуи в Бамианской долине. На уничтожение гигантских скульптур, простоявших 15 столетий, экстремистам потребовалось всего 2 недели. Чем «провинился» перед талибами главный исторический памятник раннего Афганистана и почему его до сих пор не восстановили? Разбирается Елена Бухтеева.

Плюс в карму

Турист, повидав статуи Будды в разных уголках планеты, волей-неволей задумается о страсти к гигантомании. Памятники, возведенные буддистами в честь духовного учителя, поражают своими размерами. Причин этому несколько. Во-первых, считалось, что гигантский Будда защитит от разгула стихий. Во-вторых, буддисты верили: каждый, кто участвует в таком благом деле как возведение статуи учителя улучшает свою карму. Поэтому желающих помогать в работе было много.

Представьте вырубленную в скале 55-метровую статую Будды. Фигуру расписывали вручную лучшие мастера, она щедро украшена драгоценными камнями. Золото переливается на свету, и кажется, что одеяние Будды колышется вместе с порывами ветра. Именно так выглядели в VI веке два изваяния, расположенные в провинции Бамиан в Афганистане. Величественные статуи (55 и 37 метров) символизировали мудрость и вечность. К буддистским святыням стекались паломники со всей Азии.

Сегодня Бамиан — небольшой городок, ничем не отличающийся от десятков других. А в свое время здесь кипела жизнь — через Бамиан проходил Великий шелковый путь. Долину пересекали нескончаемые караваны верблюдов, которые несли на себе разнообразные богатства: роскошные ткани, ювелирные изделия, военное снаряжение, фарфор и слоновую кость. Бамиан был крупным центром буддизма; за двумя гигантскими статуями — вход в монастыри, расположенные внутри скалы. В них проживало более тысячи человек. Помещения украшали фрески, стены были расписаны в византийском стиле.

До пришествия варваров-талибов оставалось 15 веков.

Бамианская долина

Бамианская долина

Талибы: уничтожить все, что было до ислама

Постепенно на территории Афганистана распространился ислам. Монастыри разграбили, изваяния оказались под угрозой. еках мусульманские правители предпринимали попытки их уничтожить, однако они не увенчались успехом. Разрушить исполинов оказалось не так-то просто. Поэтому «вредительствовали», как могли — так, например, большому Будде отстрелили ногу.

Вообще, мусульманским владыкам было присуще стремление стереть с лица земли памятники чужой культуры, особенно если речь шла о многобожии. Подданные в этом случае убеждались в непоколебимом могуществе ислама. Оправдывать варварство (и легкую наживу) было очень удобно, опираясь на религиозные догмы. Так, мусульманам запрещалось изображать человека или богов, а возведение статуй трактовалось чуть ли не как соперничество с Аллахом: скульптура несет в себе сакральный смысл.

Впрочем, восточное изобразительное искусство наглядно свидетельствует о том, что запрет этот не был строгим. Но он прекрасно работал, когда речь шла о чужих святынях. Высшим пилотажем считалось превратить немусульманскую святыню в мусульманскую, доказав идею своего превосходства. Так случилось с Каабой в Мекке — постройкой кубической формы, которая раньше была языческим святилищем.

Но настоящая страсть к разрушению чужих исторических памятников — у радикального ислама. Он стал официальной идеологией Афганистана в 1996 году, когда к власти пришла группировка «Талибан» (организация запрещена в России). Идейный лидер талибов Мулла Омар поначалу заявил, что не собирается уничтожать бамианские статуи. Это сильно навредило бы его имиджу в глазах мировой общественности. Кроме того, исполины могли привлечь туристов, которые заглядывали в Афганистан редко, но все-таки еще существовали в стране как вид.

Однако командиров «Талибана» (организация запрещена в России) близость буддистских святынь оскорбляла. Один из них подготовил отверстия, чтобы заложить взрывчатку, другой повредил лицо Будды.

Бамианские статуи. Иллюстрация 1885 года

Бамианские статуи. Иллюстрация 1885 года

В начале 2000-х мулла Омар перестал заботиться о своей репутации. После трагедии 11 сентября 2001 года талибы отказались выдать Усаму бен Ладена Америке, а шестью месяцами ранее мулла публично заявил: бамианские скульптуры будут уничтожены. «Идолам», как их называл Омар, не место на земле Аллаха. После того, как лидер дал добро, талибы устроили погромы в музеях. Общество сохранения культурного наследия Афганистана забило тревогу.

Все, что делают исламские радикалы, так или иначе, связано с желанием запугать. Это касается и уничтожения культурных ценностей. Своей цели талибы достигли: после публичного заявления муллы в Афганистан посыпались телеграммы. ЮНЕСКО направила несколько десятков писем в защиту изваяний. С талибами вели переговоры японские дипломаты. Желание приютить уникальные статуи изъявили десятки стран, среди них — Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Тайланд, Индия, причем за выкуп монументов талибам предлагали неплохие деньги. Представители мусульманских государств в один голос заявили о том, что разрушение исторических памятников не имеет ничего общего с исламом.

Омар был непреклонен. В марте 2001 года талибы приступили к своей преступной миссии. В ход пошли автоматы и гранатометы, ракеты и, наконец, взрывчатка… Колоссы были разрушены до основания, их фрагменты талибы продали на черном рынке.

До и после атаки талибов/фото Associated press

До и после атаки талибов / фото Associated Press

После разрушения статуй постройки в Бамианской долине оказались под охраной ЮНЕСКО. Афганские археологи представили план реставрации меньшей из скульптур, однако в 2011 году ЮНЕСКО приняла решение не восстанавливать гигантских Будд.

Специалисты сочли, что «фальшивка» из современных материалов людям не нужна, кроме того, проект был очень затратным. В 2014-м группа немецких археологов предприняла несанкционированную попытку восстановления скульптур. Накануне стало известно, что ЮНЕСКО все же планирует подготовительные работы для восстановления меньшей из бамианских статуй Будды.

Бамианские статуи Будды, которых мир лишился навсегда (11 фото)

В Афганистане прямо в склоне песчаниковой горы, которая видна с маршрута древнего Шелкового пути неподалеку от городка Бамиан (Bamiyan), зияют 2 гигантские ниши. В них когда-то и стояли огромные статуи Будды. В 2001 году скульптуры возрастом почти 1500 лет были взорваны талибами, убежденными, что все языческие идолы в их стране должны быть стерты с лица Земли. Варварское уничтожение религиозных святынь и культурного наследия Афганистана потрясло весь мир и стало самым громким насильственным актом за последние годы, совершенным представителями крупнейшего исламистского движения на Ближнем Востоке.

Долгое время буддизм был одной из ключевых религий Центральной Азии и Индийского субконтинента, и появился он здесь еще во времена зарождения Кушанского царства в первом веке нашей эры. Кроме Великого шелкового пути, который пролегает как раз через Бамиан, здесь также находится сразу несколько буддистских монастырей, часовен и святилищ, обустроенных прямо внутри пещер, вручную вытесанных в горной породе. В нескольких таких пещерах и нишах, часто связанных между собой разветвленной системой галерей, все еще видны старинные росписи и местами красуются уникальные буддистские скульптуры.

Бамианские статуи Будды, которых мир лишился навсегда (11 фото)

53-метровая статуя Будды в Бамиане, уничтоженная в 2001 году.

Фото: Afghanistan Embassy

Две самые известные и самые огромные статуи Бамиана были уничтожены талибами в 2001 году. Самая внушительная из этих скульптур возвышалась на целых 53 метра в высоту. Вдобавок она была самой высокой статуей Будды во всем мире, пока ее не уничтожили экстремисты. Второй Будда тоже был величественным творением, и его высота составляла 36,5 метра. Обе статуи были вырезаны в скале высоко над землей. Основная часть скульптур состоит из песчаниковой породы, а более мелкие детали были изготовлены из дерева, вылеплены из глины с соломой и покрыты штукатуркой.

Краска, которой были покрыты древние статуи, давно стерлась, но несколько веков тому назад с ее помощью скульпторы старательно выделяли выражение лиц, складки одежды и руки изваяний. Обе статуи когда-то были полностью покрыты краской. Самый высокий Будда был карминно-красного цвета, а тот, что пониже, отличался более богатой палитрой. В скале на уровне головы обеих статуй и вокруг стоп самого большого Будды были вырублены специальные площадки для ритуальных шествий.

Больше всего о первоначальном облике монументальных скульптур из Бамиана мы знаем из дорожного дневника китайского монаха Сюань-Цзана (Hsuan-Tsang), побывавшего в здесь в 7 веке нашей эры. Паломник описал этот город как процветающий буддистский центр «с более чем 10 монастырями и целой тысячей монахов». Китаец отметил, что обе статуи Будды были украшены «ослепительной золотой краской и покрыты блестящими драгоценными камнями». Историки полагают, что гигантские скульптуры были вырезаны в скале где-то между 3 и 6 веками нашей эры. В свое время это были, наверное, самые знаменитые достопримечательности и святыни в этом регионе, и привлекали сюда множество пилигримов со всех уголков земли, где только исповедовали буддизм.

Бамианские статуи Будды, которых мир лишился навсегда (11 фото)

Фото: txmx 2/Flickr

После вторжения мусульман в 9 веке, существование в Афганистане гигантских образов буддистского учения очень сильно досаждало новым правителям. Например, в 17 веке Аурангзеб (Aurangzeb), император Великих Маголов, и в 18 веке персидский царь Надир Афшар (Nader Afshar) оба пытались разрушить статуи с помощью мощнейшего оружия тех времен, но им так и не удалось нанести Буддам практически никакого заметного вреда. Затем в 19 веке эмир Афганистана Абдур-Рахман (Abdur Rahman Khan) все же смог уничтожить лицо самой большой статуи Бамиана.

В 2001 году лидер движения Талибан объявил, что все скульптуры и иноверные святыни на территории Исламского Эмирата должны быть полностью уничтожены. В марте того же года талибы заложили взрывчатку у основания статуй и в районе плеч огромных фигур. Гигантские статуи разорвало буквально на куски…

Позже в одном из интервью верховный лидер Талибана Мулла Омар (Mullah Omar) пытался оправдать свои действия, сказав, что изначально он совсем не хотел разрушать Бамианского Будду. «На самом деле ко мне обратились какие-то иностранцы и сказали, что они хотели бы провести реставрационные работы скульптур, пострадавших от дождей. Я был шокирован. Я понял, что эти бессердечные люди совсем не думают о живых жителях Афганистана, умирающих от голода, а больше беспокоятся по поводу бездушных изваяний Будды. Это было ужасно. Вот почему я приказал разрушить эти статуи. Если бы иностранцы пришли оказывать гуманитарную помощь, я бы никогда не приказал уничтожить буддистские скульптуры», – пояснил Омар.

Единственным плюсом в этой прискорбной ситуации стало то, что после серии взрывов были обнаружены еще несколько новых пещер с фресками, включая фрагменты ранее неизвестной лежачей статуи Будды, длина которой составила целых 19 метров.

Бамианские статуи Будды, которых мир лишился навсегда (11 фото)

Женщины на фоне огромной полости, где раньше стоял гигантский памятник Бамианскому Будде.

Фото: DVIDSHUB / Flickr

Бамианские статуи Будды, которых мир лишился навсегда (11 фото)

Фото: carlos Ugarte / Flickr

Бамианские статуи Будды, которых мир лишился навсегда (11 фото)

Самый высокий Будда до подрыва 2001 года (слева) и после самоуправства талибов (справа).

Фото: A Lezine / UNESCO

Бамианские статуи Будды, которых мир лишился навсегда (11 фото)

Фото: Pierre Le Bigot / Flickr

Бамианские статуи Будды, которых мир лишился навсегда (11 фото)

Фотография Бамианского Будды 1975 года.

Фото: Pierre Le Bigot / Flickr

Бамианские статуи Будды, которых мир лишился навсегда (11 фото)

Перед вами некоторые из скальных монастырей, выкопанных прямо в горной породе в районе Бамианской долины.

Фото: Babak Fakhamzadeh / Flickr

Бамианские статуи Будды, которых мир лишился навсегда (11 фото)

Фото: Johannes Zielcke / Flickr

Бамианские статуи Будды, которых мир лишился навсегда (11 фото)

Руины второй по величине скульптуры Будды уже после попыток талибов уничтожить ее.

Фото: Alessandro Balsamo / Wikimedia

Бамианские статуи Будды, которых мир лишился навсегда (11 фото)

Вид на скалы, где были вырезаны знаменитые монастыри и скульптуры Будды.

Фото: UNESCO/G. Gonzales Brigas

» Бамианские статуи: утраченное чудо света

Бамианские статуи: утраченное чудо света

Бамианские статуи Будды входили в комплекс буддийских монастырей, расположенный на территории афганской провинции Бамиан. Возраст комплекса, включённого в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, датируется VI веком нашей эры. До недавнего времени скульптуры высотой 53 и 35 метров являлись самыми большими стоячими изображениями Будды в мире. В 2001 году они были разрушены талибами вопреки протестам общественности и других исламских стран.

История

Бамианская долина, в центре которой в наши дни расположен город Бамиан, является единственным удобным проходом через горную систему Гиндукуш. Через территорию нынешней провинции Бамиан во времена Кушанского царства проходила одна из ветвей Великого шёлкового пути, соединявшего Китай со странами Западного мира.

В этот период времени территория провинции Бамиан была процветающим буддийским культурным центром. Прямо в горном массиве был высечен комплекс монастырей и жилых помещений, насчитывающий до двенадцати тысяч гротов. Стены уникального археологического памятника украшены уникальной росписью. Частью этого комплекса и являлись две гигантских статуи Будды.

Отметим, что ряд историков и религиоведов, обсуждая концепцию Шамбалы, священной Чистой страны из текстов классического индуизма и впоследствии буддизма, помещают её на территории современного Афганистана. Вполне вероятно, что в буддийской традиции описание Шамбалы вдохновлено существовавшими на этой территории городами, подобными комплексу из Бамианской долины, полагает известный современный учёный и лама тибетской ветви буддизма Чогьял Намкай Норбу.

Бамианские статуи будд Вайрочана и Шакьямуни относились к школе Гандхара, для которой характерна реалистичность изображений, обусловленная греко-римским влиянием. Они были вырублены непосредственно в скальном массиве приблизительно в VI веке нашей эры (строительство было начато при царе Ашоке и продолжалось около двухсот лет). Отдельные детали статуй были выполнены поверх монолита из прочной штукатурки. В 630 году н.э. Бамиан посетил китайский паломник Сюяньцзан (Xuan Zang). Он описывал процветающий буддийский культурный центр, в котором действует более десятка монастырей и проживает более тысячи монахов. Гигантские статуи, согласно его свидетельству, были расписаны, украшены золотом и драгоценностями. Интересно, что китайский историк упоминает ещё одну, лежащую статую Будды в паранирване, которая значительно превосходит по размерам стоячие скульптуры (около 300 м). Она до сих пор не была обнаружена археологами. Некоторые исследователи, однако, считают, что Сюяньцзан принял за статую естественное геологическое образование.

Читайте также:  Рижские достопримечательности в зимний сезон

В VII веке нашей эры началось арабское вторжение в Афганистан, после чего ислам на территории Бамиана постепенно вытеснил буддизм. В XI веке долина была присоединена к мусульманскому государству Газневидов, и в Бамианской долине был построен город Гаугале, однако буддийские святыни не были уничтожены. В 1221 году город был разрушен войсками Чингисхана. В средневековье комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине получил название Кафиркала — «город неверных». В этот период статуи получили среди местных жителей имена Сэлсэл («Свет, сияющий сквозь Вселенную») и Шамама («Королева-мать»). В местных легендах они стали страдающими от несчастной любви принцем Бамиана и принцессой другого королевства, которые превратились в камень, когда поняли, что не смогут быть вместе. В средневековом турецком фольклоре большую статую также отождествляли со злым гигантом Сэлсэлом.

Могольский падишах Аурангзеб (1618—1707) и Надир-шах Афшар (1688 —1747), известные своей религиозной нетерпимостью, пытались разрушить статуи при помощи артиллерийских орудий, однако не преуспели. Эмиру Афганистана Абдур-Рахману (1844—1901) удалось уничтожить лицо большей из статуй во время военной кампании против хазарейского восстания. Незадолго до этого, в 1847 году, скульптуры были зарисованы с натуры французским художником Дюро (Dureau).

Уничтожение статуй

В 1996 году на большей части территории Афганистана к власти пришли талибы, представляющие одно из самых консервативных и нетерпимых течений ислама. Командир «Талибана» Абдул Вахид публично объявил о своём намерении разрушить статуи в 1997 году, хотя в это время талибы ещё не контролировали территорию провинции Бамиан. Глава департамента археологии местного правительства немедленно оповестил об этом международное сообщество. На тот момент хазарейцам удалось отразить атаку талибов и удержать территорию Бамиана под своим контролем, однако год спустя войскам Абдул Вахида всё же удалось захватить провинцию. Командир приступил к выполнению своей угрозы — в голове меньшей статуи были просверлены дыры с тем, чтобы заложить в них взрывчатку.

Тем временем лидер движения мулла Омар назначил губернатором провинции Бамиан выходца из соседней провинции Саманган маулави Мохаммад Ислама. Узнав о действиях Абдул Вахида, он сообщил о них мулле Омару, и тот распорядился остановить работы по разрушению монументальных скульптур. Настроенные на уничтожение статуй талибы ограничились тем, что сожгли несколько покрышек на голове одной из статуй, в результате чего её лицо почернело. В 1999 году боевики «Талибана» уничтожили тысячи домов и шиитских святынь, однако изваяния были временно спасены от разрушения. Мулла Омар даже выпустил декрет о сохранении культурного наследия Афганистана, включая объекты доисламского периода, и вокруг статуй была выставлена охрана.

Осенью 2000 года талибы рассматривали буддийские памятники Бамиана как возможность привлечения туристов и даже запросили у ООН помощи в ремонте близлежащей дренажной системы для предотвращения эрозии статуй. Сотрудник ООН Майкл Семпл (Michael Semple), присутствовавший на переговорах по данному вопросу, согласился обсудить этот проект с руководством, хотя уже знал, что средства вряд ли удастся получить.

Несколько позже, однако, группа талибов разбила часть коллекции статуй доисламского периода в Кабульском музее (от 50 до 60). Негосударственная организация «Общество сохранения культурного наследия Афганистана» (SPACH) обратилась к международному сообществу, и в дальнейшем Афганистан посетила делегация послов европейских стран, однако попасть в музей им не удалось, а вскоре после этого мулла Омар подписал указ, оправдывающий уничтожение «идолов».

После этого всем стало очевидно, что талибы намерены разрушить бамианские статуи. В начале 2001 года, однако, в Бамиане вспыхнуло новое восстание во главе с Каримом Халили, которому удалось даже ненадолго отбросить талибов из провинции. «Командиры «Талибана» со смехом рассказывали мне, как утратили контроль над Бамианом на несколько дней, — описывал события начала 2001 года Майкл Семпл. — Если бы это сражение пошло немного по-другому, возможно, нам удалось бы сохранить статуи. Однако военная кампания требовала значительных денежных вложений, которых ООН просто не могла выделить».

Когда международное сообщество убедилось, что талибы собираются взорвать статуи в ближайшее время, многие страны пытались убедить их отказаться от этого решения. Кандагар посетили трое японских парламентариев, чтобы провести переговоры по этому вопросу с муллой Омаром, однако последний был непреклонен и, согласно воспоминаниям Майкла Семпла, только смеялся над своими посетителями. Организация Исламская Конференция (ныне Организация исламского сотрудничества), на тот момент насчитывавшая 55 государств, обратилась к талибам с просьбой сохранить изваяния. С аналогичным обращением выступил Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Правительства Индии и Японии предложили перевезти не устраивающие талибов археологические памятники на свою территорию. Муфтий Египта, власти Ирана и Малайзии, и даже Пакистан, ОАЭ и Саудовская Аравия, которые официально признали правительство «Талибана» в Афганистане, также возражали против уничтожения статуй. Организация ЮНЕСКО направила талибам не менее 36 писем по данному поводу, утверждал бывший посол режима талибов в Исламабаде мулла Абдул Салам Заиф.

Несмотря на протесты международного сообщества, 26 февраля 2001 года мулла Омар издал указ о дальнейшей судьбе бамианских скульптур, в котором было, в частности, сказано: «Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения, что ошибочно. Они должны быть разрушены, чтобы не являться объектом культа ни сейчас, ни в будущем». Министр иностранных дел талибов Вакиль Мутавакиль заявил, что указ муллы Омара не повредит отношениям Афганистана с остальным миром.

Уничтожение началось 2 марта 2001 года и продолжалось несколько недель. Как вспоминал очевидец, статуи, вырубленные из монолитной скалы, выстояли после обстрела из артиллерийских и противотанковых мин. В конце концов талибы просверлили их и заложили в отверстия взрывчатку. После приведения в действие взрывных устройств голова одной из статуй частично уцелела, и её уничтожили ракетным выстрелом.

«Я сожалел об этом, я жалею о своём поступке сейчас и буду жалеть всегда. Но у меня не было никакого выбора, меня просто убили бы. Мы ничем не отличались от заключённых… Я видел, как один из рабочих подвернул ногу и не мог больше устанавливать взрывчатку. Талибы просто застрелили его и приказали другому рабочему избавиться от тела», — рассказывал в интервью информационному агентству «Би-Би-Си» Мирза Хусейн, один из участников работ по минированию статуй.

Позже посол «Талибана» Саид Рахматулла Хашими утверждал, что талибы разрушили будд после того, как эксперт по памятникам из Швеции предложил оплатить реставрацию верхних частей скульптур. «Когда мы попросили денег, чтобы накормить наших детей, они сказали, что могут выделить средства статуям, но не детям», заявил он, однако не стал комментировать предложения иностранных музеев выкупить неугодные статуи, что позволило бы профинансировать в том числе гуманитарную помощь голодающим.

Подтверждение окончательного уничтожения скульптур вызвало широкий резонанс и осуждение международного сообщества. Глава ЮНЕСКО Коитиро Мацуура заявил: «Ужасно видеть хладнокровное и расчетливое уничтожение культурных ценностей, которые являются наследием афганского народа и всего человечества».

Китай вскоре после объявления об уничтожении знаменитых изваяний объявил о начале строительства статуи Будды Весеннего Храма, которая была завершена в 2002 году. Её высота составила 128 метров, включая 20 метров пьедестала. В том же году копия бамианской статуи была воссоздана в Шри Ланке.

В сентябре 2005 маулави Мохаммад Ислам, занимавший в правительстве талибов должность губернатора провинции Бамиан на момент уничтожения изваяний Будды, был избран в афганский парламент. 26 января 2007 года он был убит в Кабуле.

Проекты сохранения и восстановления объектов Бамианской долины

В 2003 году объекты Бамианской долины, включая комплекс буддийских монастырей, разрушенные и уцелевшие статуи, руины Гаугале и двух мусульманских крепостей, были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

После уничтожения статуй были обнаружены входы в более чем 50 пещер, в 12 из которых имеется настенная роспись. В помещениях монастыря проводятся работы по консервации сохранившихся элементов росписи, также пострадавших от рук боевиков. В частности, археологи обнаружили уникальное изображение Будды среди пальмовых листьев, написанное масляными красками. Ранее изобретение масляных красок приписывалось фламандскому живописцу Яну ван Эйку, однако изображения из Бамиана старше по меньшей мере на шестьсот лет. Кроме того, в одной из пещер была обнаружена запись сутры на санскрите, приблизительно соответствующая статуям по возрасту. В сутре утверждается один из основных постулатов буддизма — непостоянство материального мира.

С 2008 года археологи из разных стран ведут в Бамианской долине раскопки в поисках гигантской статуи лежащего Будды. Пока им удалось обнаружить лишь фрагменты другого лежащего изваяния Будды, размер которого, по оценкам сохранившихся частей, составлял около 19 метров.

В 2006 году афганское правительство приняло решение восстановить статуи. В связи с этим был осуществлён проект ЮНЕСКО стоимостью 1,3 млн. долларов по поиску и сохранению уцелевших фрагментов изваяний.

В 2011 году экспертная группа ЮНЕСКО обсудила возможную реставрацию разрушенных скульптур. Предлагались различные проекты, в том числе объединение сохранившихся фрагментов с современными кремниевыми материалами, однако в итоге было принято решение не восстанавливать их. Как заявил Франческо Бандарин, помощник генерального директора ЮНЕСКО по вопросам культуры, «…публике не нужна подделка: ей нужен подлинник. А подлинные статуи разрушены». К тому же реставрация потребовала бы от 8 до 12 млн. долларов, что лежит за пределами финансовых возможностей организации.

В 2013 году в Бамиане отметили 12-ю годовщину уничтожения статуй. В ходе театрализованного представления участники мероприятия — художники, певцы, киноактёры, — выразили свой гнев по поводу варварского поступка «Талибана». Несмотря на решение ЮНЕСКО, многие из них выразили надежду, что статуи будут восстановлены.

В 2014 году ЮНЕСКО остановила несанкционированную попытку восстановления меньшей статуи, инициатором которой стал Михаэль Петцет, экс-глава Международного совета архитектурных памятников и достопримечательностей (Icomos) Германии.

В 2005 году японский художник Хиро Ямагата (Hiro Yamagata) предложил необычное решение вопроса — голографическую проекцию, воссоздающую утраченные памятники. Как ни удивительно, проект был выполнен в частном порядке обеспеченной семейной парой из Китая, — правда, лишь на два дня, 6-7 июня 2015 года. С 2014 года супруги путешествуют по миру, посещая в том числе самые опасные места, от Чернобыля до Сомали. Аппаратура обошлась Зангу Синью и Лианг Хонг (Zhang Xinyu, Liang Hong) более чем в 77 тыс. фунтов стерлингов. Шоу было согласовано с ЮНЕСКО и правительством Афганистана. Несмотря на то, что мероприятие не получило широкой огласки, посмотреть на объёмные изображения утраченных статуй пришли около 150 человек. Некоторые из них играли музыку и танцевали.

«Когда я увидела улыбки на лицах этих людей, то поняла, что мы сделали нечто очень важное не только для них, но и для самих себя», — говорила Лианг Хонг в интервью информационному агентству «Синьхуа».

В 2005 году швейцарский режиссёр Кристиан Фрай (Christian Frei) снял 90-минутный документальный фильм об уничтожении бамианских изваяний «Гигантские статуи Будды» (“The Giant Buddhas”). Кинолента завоевала множество международных наград. На официальном сайте фильма цитируется выступление муллы Омара на пресс-конференции в марте 2001 года: «Сначала мы уничтожили меньшую статую. Это была женщина. Затем мы взорвали её мужа», а также известное высказывание иранского кинорежиссёра Мохсена Махмальбафа: «Я пришёл к выводу, что статую Будды никто не уничтожал. Она рассыпалась от стыда. От стыда за пренебрежение мира к Афганистану».

Когда Бамиан был провозглашён культурной столицей Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) на 2015 год, многие деятели культуры надеялись, что это поможет сохранить археологические памятники, однако эти надежды не оправдались. В настоящее время, как недавно сообщали афганские СМИ, в провинции Бамиан крайне сложно найти работу даже при наличии образования. Это привело к тому, что часть уникального исторического комплекса занята тысячами нищих, которые вынуждены выживать при нулевой температуре и просить подаяния, чтобы спасти своих детей от мучительной смерти.

В романе известного афганского писателя Халеда Хоссейни «Тысяча сияющих солнц» несколько раз упоминаются гигантские статуи Будды. Для одной из героинь романа прогулки в Бамианской долине являются счастливым детским воспоминанием, а уничтожение скульптур совпадает с очень сложным периодом в жизни. От её лица писатель осуждает действия талибов и выражает глубокую печаль по поводу невосполнимой утраты части культурного наследия страны.

20 лет назад талибы (организация запрещена в России) показали разрушенные статуи Будды

Статуя Будды в Афганистане до и после уничтожения талибами в 2001 году (коллаж)

26 марта 2001 года представители движения Талибан (запрещено в России) впервые показали журналистам последствия атаки на гигантские статуи Будды в Бамианской долине, высеченные в скале в начале новой эры. Талибы (организация запрещена в России) полностью уничтожили уникальные памятники, спасти которые безуспешно призывал весь цивилизованный мир.

Читайте также:  Нужна ли виза в Иорданию для россиян, украинцев и белорусов в 2022 году — разбираем основательно
Первые описания статуй Будды

Через Афганистан с древних времен проходили важнейшие торговые маршруты. Не имея выхода к морю, он, тем не менее, являлся перекрестком Азии и местом встречи разных цивилизаций. Поэтому Афганистан весьма богат археологическими памятниками. Двигавшиеся по Шелковому пути паломники распространили через его территорию в Китай и Японию одну из мировых религий – буддизм. Около 1800 лет назад в Бамианской долине в центральной части современного Афганистана появились два колоссальных изваяния Будды, вырубленных из песчаника в отвесных скалах. Статуи поражали воображение путешественников и служили объектом поклонения для местных жителей. В пещерах и гротах рядом с ними жили тысячи буддийских монахов.

Первым точное описание долины и ее памятников дал в VII в н. э. китайский путешественник Сюань Цзан, посетивший Бамианское царство.

Исследователи из разных стран пользовались его трудами вплоть до конца XIX века.

«На склоне горы, к северо-востоку от столицы, находится каменная статуя Будды, который представлен стоящим. Статуя вышиной от 140 до 150 футов (от 42,6 до 45,7 метров. – «Газета.Ru»). Она имеет блестяще-золотистый цвет; глаз ослепляется при виде ее драгоценных украшений. К востоку от этого места расположен монастырь, который был построен первым царем этого государства. К востоку от монастыря возвышается латунная статуя Шакьямуни-Будды, изображенного тоже в стоячем положении; высотой она около 100 футов (30,5 м. – «Газета.Ru»). Каждая часть ее была отлита отдельно; по соединении всех частей вместе и образовалась целая стоящая статуя Будды. В 12 или 13 ли (в 6 или 6,5 км. – «Газета.Ru») к востоку от города, в монастыре можно видеть лежащую статую Будды, погружающегося в нирвану; длина статуи около 1000 футов (304 м. – «Газета.Ru»)», — так выглядело описание Сюань Цзана в перессказе более поздних авторов.

Арабский историк и географ IX века аль-Якуби замечал, что «статуи можно видеть с большого расстояния», а посещавшие их индийцы приносили благовония и жертвы.

«Паломники, приближаясь к ним, должны были опустить глаза на землю еще за долго до того, как можно будет увидеть идолы. Если случайно паломник увидит статуи, то они должны вернуться назад и начать хождение снова», — отмечал он.

В 1832 году статуи Будды в Бамиане посетил английский исследователь Александр Бернс, принимавший участие в Большой игре – геополитической борьбе между Британией и Россией за господство в Центральной Азии. Он сделал рисунок изваяний. К тому моменту по причине выветривания и человеческих действий были сильно повреждены лица статуй. Фигуры выполнены в традиционном для Индии стиле, но их тела задрапированы в греческую одежду. Это единственный случай синтеза индийского и среднеазиатского искусства и эллинизма, принесенного армией Александра Македонского. Бернс считал, что одна статуя изображает мужчину, а вторая, меньшая, — женщину.

Воспоминания русского доктора Яворского

После 1841-го европейцев не было в Бамианской долине до 1878 года, когда статуи осмотрело русское посольство. Участник миссии, доктор Иван Яворский подробно описал путешествие по Афганистану в своем дневнике. Сравнивая свои впечатления с записями предшественников, он восхитился работой Сюань Цзана, но вместе с тем нашел у него и у более поздних путешественников ряд несоответствий. Так, если китаец утверждал, что большой колосс имел блестящий золотистый цвет, Яворский не заметил никаких следов позолоты. Он забирался на вторую статую вместе с полковником Разгоновым и пришел к выводу, что она не вылита из латуни, как писал Сюань Цзан, а так же, как и первая, высечена из камня.

«Я ее не только видел, но и осязал», — объяснял свое заключение русский врач.

Кроме того, Яворский опроверг домыслы Бернса о гендерных различиях двух статуй: по его словам, определить их пол по каким-то внешним признакам не представлялось возможным. В своих материалах Яворский уверял, что «обе фигуры сделаны грубо и довольно несимметрично».

«Я думаю, что не я один был при виде гигантского памятника седой старины объят каким-то странным чувством. Много веков пронеслось над головой этого великана, а он также непоколебимо стоит и теперь, как и прежде. И люди, и стихии делали свое разрушительное дело, но ни землетрясения, ни пушечные выстрелы фанатиков-мусульман не уничтожили этого великана; эти соединенные усилия только немного изуродовали его», — писал путешественник.

Согласно его формулировке, знать Бамиана «изменила вере своих предков и исповедовала ислам». При этом на первых порах мусульмане поклонялись статуям, как и буддисты.

«Во времена Сюань Цзана в Бамиане господствовал буддийский религиозный культ, — указывал Яворский. — Из того обстоятельства, что эта религия здесь, в его время, так прочно установилась – что называется также и развитием в огромных размерах монашества – ясно, что она была пропагандирована здесь надолго до его времени. Предполагают, что первые зачатки буддизма проникли сюда еще в III столетии до н. э. По-видимому, жители Бамиана благоденствовали, если были в состоянии содержать десятки монастырей и многие тысячи монахов, и могучие памятники зодчества, которые уцелели и до сих пор, говорят нам также и то, что жителям не чужда была и довольно высокая степень образованности».

При этом Яворскому не была известна лежащая статуя Будды, которую подробно описал Сюань Цзан.

Статуи пережили монгольское нашествие, но не устояли перед исламистским движением Талибан, контролировавшим значительную часть Афганистана в период с 1996 по 2001 год.

Уничтожение культурных ценностей талибами (организация запрещена в России)

После захвата Бамиана в сентябре 1998 года талибы пригрозили взорвать гигантские скульптуры Будды. Уже через пять дней после занятия города, 18 сентября, они попытались взорвать малую статую, довершив разрушение ее лица. Талибы выпустили ракеты в промежность изваяния, повредив складки одежды фигуры и уничтожив фрески в нише, где стояла скульптура.

Новое обострение пришлось на 2001 год. В феврале в Нью-Йорке начался судебный процесс над четырьмя арабами – сообщниками Усамы бен Ладена, которые обвинялись в подрывах двух посольств США в Африке. Американцы предупредили талибов об их ответственности за каждое преступление террориста №1. В результате санкций ООН режим талибов оказался в международной изоляции. Те перешли в наступление в войне с оппозиционным движением Северный альянс, предполагая бросить вызов давлению со стороны Запада. 13 февраля 2001-го отряды Северного альянса захватили Бамиан. Однако талибы достаточно быстро отбили его обратно.

26 февраля лидер Талибана мулла Омар приказал своим войскам разрушить две гигантские статуи Будды.

Свою позицию он объяснял следующим образом: «Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения, что ошибочно. Они должны быть уничтожены, чтобы не быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем».

1 марта 2001 года появилась первая информация о том, что талибы начали разрушение буддистских памятников в стране. Министр культуры в администрации Талибана мулла Кудратулло Джамаль сделал заявление: «Все эти памятники будут уничтожены любыми средствами».

«Пока талибы собирали танки и динамит, это решение вызвало широкий международный протест, — сообщал в своей книге «Талибан: ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии» пакистанский журналист Ахмед Рашид. — Многие страны, в частности Япония, Шри-Ланка и Египет, направили делегации к талибам с просьбой остановить уничтожение статуй. Во многих столицах мира прошли демонстрации буддистов, афганцев и любителей искусства, но Талибан не снизошел, и 10 марта статуи были разрушены огнем танковых орудий и взрывами. Талибы уничтожили также около 40 статуй из Кабульского музея и массивную древнюю статую лежащего Будды в Газни. Талибан обвинил весь мир в том, что их режим находится в изоляции и голодающий народ значит меньше, чем эти статуи, хотя самих талибов участь народа заботила меньше всего».

Хорошо знавший порядки талибов Рашид констатировал, что «это преступление не может быть оправдано никакими ссылками на ислам».

Известно, что талибы приложили немало усилий для ликвидации изваяний. Первоначальный обстрел статуй из зениток и тяжелой артиллерии нанес им существенный вред, но не разрушил памятники. Через несколько дней талибы продолжили разрушение при помощи противотанковых мин. Затем несколько человек спустились вниз по скале и заложили взрывчатку в отверстия в статуях. Их действия полностью одобрил бен Ладен.

26 марта 2001 года талибы впервые показали журналистам результат своей деструктивной деятельности. Весь цивилизованный мир был шокирован произошедшими актами вандализма. 20 лет назад правительства многих стран впервые осознали опасность, которую представляет режим талибов. Представитель Талибана в Пакистане Абдул Салам Заиф заметил тогда, что все предложения по спасению памятников были переданы мулле Омару, однако он отклонил их. Талибы также сделали резкое заявление о том, что вольны поступать со статуями, как считают нужным.

Резонанс из-за случившегося способствовал укреплению в Афганистане сил Северного альянса, который открыл два новых фронта и рассредоточил силы талибов.

В 2005 году в Бамиане начались раскопки статуи лежащего Будды, которую описал еще Сюань Цзан, и которая на протяжении столетий оставалась надежно спрятанной от почитателей и врагов.

Дельфис

Помочь фонду

warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Статуи в Бамиане. Свидетельства эволюции Рас

Совершилось непоправимое. Мир лишился уникального памятника древней истории человечества. Две огромные статуи, одна высотой 53 метра, другая — 37 метров, расположенные в провинции Бамиан (Афганистан), были варварски взорваны талибами — наиболее бесчеловечными и невежественными из религиозных фанатиков. Взрывчатка была заложена в отверстия, находящиеся в самих статуях. Эти отверстия — не что иное, как правильной формы округлые и квадратные пещерки, которые на протяжении веков служили кельями и жилищами для буддийских монахов и паломников. До взрыва талибы забавлялись тем, что расстреливали статуи из крупнокалиберных пулемётов и гранатомётов, невзирая на мусульманские праздники, во время которых нельзя брать оружие в руки.

Эти статуи называли «шедеврами мировой архитектуры», «одним из чудес света», самым значительным историческим памятником раннего Афганистана. Архитектурный комплекс Бамиана, находящийся на пересечении путей из Азии в Европу, пережил нашествия Чингисхана и Тимура, огромное количество войн и этнических конфликтов. Он находился под охраной ЮНЕСКО. Однако никакие призывы не подействовали на бессердечных исламских варваров, которые вместе со статуями (статуи стали только последней точкой в этом ужасном деянии) уничтожили множество памятников доисламской культуры Афганистана — и это в начале третьего тысячелетия!

«Перекрёсток цивилизаций» — так называют это место. Здесь встретились античная и буддийская культуры. В первые века нашей эры их взаимодействие породило уникальную культуру Гандхары, распространившуюся в древности по территории Афганистана, Пакистана и Средней Азии. Именно гандхарская культура, как полагают современные исследователи, оставила после себя колоссальные изваяния Будд (хотя некоторые невежественные талибы усматривали в этих фигурах неизвестные языческие божества и даже изображения женщин, которых они относят к третьесортным существам). Статуи Будд, как считается, выполнены в греческой скульптурной традиции, они даже были облачены в античные тоги.

Статуи в Бамиане. Свидетельства эволюции Рас

Самая большая бамианская статуя

Помимо произведений мастеров древней Гандхары, здесь были обнаружены самые древние в мире коллекции изделий из слоновой кости, завезённые из Индии, первые изделия из стекла, попавшие сюда из Александрии, уникальная коллекция китайских ваз эпохи династии Хань, предметы парфянского и персидского искусства и многое другое, что нашло своё место в музеях. Богатая коллекция находилась в Кабульском музее древностей, который был разграблен и, видимо, больше не существует. Впрочем, как и музеи и культурные достопримечательности в других афганских городах. Более того, в результате самодеятельных варварских раскопок, а почти весь Афганистан — богатое место для археологических изысканий, было утеряно и стало предметом подпольной торговли, особенно в Пакистане, ещё немалое количество сокровищ древности.

Буддизм на территории Афганистана в своё время достиг высочайшего развития. Колоссальные статуи буддийских божеств, а также замечательные фрески, покрывавшие стены буддийских храмов и монастырей, знаменитая буддийская скульптура были созданы на рубеже новой эры и в её первых веках, ещё задолго до возникновения ислама. В первые века нашей эры наряду с буддизмом на территории Афганистана и Средней Азии мирно сосуществовали различные религиозные движения, секты, философские школы. В IV веке здесь процветали христианские общины несториан. Даже после арабского завоевания этих земель в VII—VIII веках и распространения ислама, буддийские и христианские монастыри продолжали действовать. В Бамиане находили пристанище многие деятели наук, искусства и ремёсел, бежавшие от гнёта средневековых деспотий. Произведения многих философов, мыслителей, поэтов и художников Востока связаны с Бамианом.

Бамианская долина образует естественный проход в неприступных горах Центрального Гиндукуша, открывая путь к Балху, в Среднюю Азию, а также связывая Балх с Кабулом, Индией и Китаем. Здесь пролегал в прошлом главный трансазиатский маршрут Великого шёлкового пути. Это высокогорная долина, через которую проходили торговые караваны, странствующие монахи и богомольцы, орды кочевников и полчища завоевателей. Здесь проходил и один из путей из России в Индию. Контакт великих культур Востока и Запада осуществлялся благодаря взаимообмену идеями, культурными достижениями народов с различными философскими и религиозными идеалами.

Читайте также:  Карта пещеры Аль Хута, где находится Пещера Аль Хута на карте мира

Со стороны одного из ближайших перевалов перед путниками открывалась грандиозная панорама буддийского монастыря с двумя высеченными в толще отвесных скал статуями. Как считали те, кто побывал там, у подножия большой скульптуры ощущалось её особое психологическое воздействие на человека. Впечатление ирреальности и фантастической грандиозности происходило оттого, что древние зодчие выразили идею сверхъестественной мощи и величия духа по сравнению с быстротечной жизнью земного человека не только в колоссальных размерах статуй, но и в умелом использовании особенностей скальной архитектуры, органически сливавшейся с горным ландшафтом.

Хотя известно о традиции возведения статуй Будды огромных размеров и не в столь далёкие времена, всё же правомерны и такие вопросы: а не была ли эта традиция воспринята буддийскими ваятелями от более древней культуры? И раз Бамиан явился своеобразным магнитом и центром взаимодействия различных культур, не был ли он задолго до прихода туда буддийских и греческих поселенцев священной долиной ещё более древней и более значительной культуры? Ответы мы можем найти во втором томе «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской, в котором девять раз упоминается слово «Бамьян».

Эзотерическое учение утверждает, что археологи, которые видят Будд в бамианских статуях, ошибаются. «Что это за статуи и какова местность, в которой они простояли на протяжении бесчисленных веков, противостоя катаклизмам, совершавшимся вокруг них, и даже руке человека, как, например, при нашествии орд Тимура и воинов вандалов Надир-Шаха? Бамьян представляет собою маленький, жалкий, полуразвалившийся городок в Центральной Азии на полдороге между Кабулом и Балом, у подножия Кох-и-баба, огромной горы цепи Паропамиза или Гиндукуша, около 8500 футов 1 над уровнем моря. В древние времена Бамьян был частью древнего города Джулжул, разграбленного и разрушенного до последнего камня Чингис Ханом в XlII столетии. Вся долина окаймлена колоссальными скалами, которые полны частью естественными и частью искусственными пещерами и гротами, однажды обиталищами буддийских монахов, основывавших в них свои Вихары. <. >Перед некоторыми из этих пещер были открыты или, вернее, вновь открыты в наше столетие пять огромных статуй, которые рассматриваются как Изображения Будды» 2 .

Е.П.Блаватская при этом замечает, что самая большая статуя, высотой 173 фута, выше как современной статуи Свободы, так и древнего Колосса Родосского, считавшегося одним из чудес света. Таким образом, ещё до совсем недавнего времени это была и самая огромная статуя в мире. Как говорится в «Тайной Доктрине», вторая большая статуя была высотой 120 футов, третья — 60 футов, две другие ещё меньше, последняя же из них — лишь немного больше среднего высокого человека нашей настоящей Расы.

Придя в Бамианскую долину, буддийские архаты и аскеты обнаружили не только эти пять статуй, но ещё и многие другие, которые были разрушены в более ранний период. Буддисты бережно отнеслись к статуям, включили их в свою традицию, принимая в сферу буддийской веры. Три из них они покрыли глиною и поверх старых изображений вылепили новые, долженствовавшие изображать Владыку Татхагату. Они искусно задрапировали фигуру в одеяния наподобие античной тоги, сделав складки одежды из гипса. Более того, фигура самой большой статуи была позолочена и, как отмечают древние путешественники, «блеск золотых украшений, покрывавших статую, ослеплял взоры» 3 .

Внутренние стены ниш, где находились изваяния, были покрыты фресками и орнаментами, напоминавшими византийский живописный стиль, сделанными монахами-отшельниками, нашедшими здесь прибежище. Свои обиталища они сооружали прямо внутри огромной фигуры, которая сообщалась со скалой, а также рядом с ней, украсив яркой живописью на буддийские темы. Статуя была превращена в огромный храм-монастырь. Почему же буддисты так трепетно и сокровенно относились к этим местам и этим статуям? Вероятно, экзотерический буддизм тогда ещё не утратил связь с эзотерической традицией, говорящей, что «пять фигур принадлежат к созданию рук Посвящённых Четвёртой Расы (здесь и далее выделено автором статьи), которые, после потопления их Материка, нашли прибежище в твердынях и на вершинах Центрально-Азиатской горной цепи. Таким образом, пять фигур являются нерушимым рекордом Эзотерического Учения о постепенной эволюции Рас.

Самая большая изображает Первую Расу человечества, её эфирное тело было запечатлено в твёрдом несокрушимом камне в назидание будущим поколениям, ибо иначе память о ней никогда не пережила бы Атлантического Потопа. Вторая — в 120 футов высоты — изображает “Потом рождённых”; и третья — в 60 футов — увековечивает Расу, падшую и тем зачавшую первую физическую Расу, рождённую от отца и матери, последнее потомство которых изображено в статуях, найденных на острове Пасхи. <. >Четвёртая Раса была ещё меньше размерами, хотя и гигантская по сравнению с нашей настоящей Пятой Расой, и ряд заканчивается последней» 4 .

Таким образом, мир лишился не просто изображений неизвестных божеств или даже Будды, но свидетельств, доказывающих как последовательную эволюция Рас, так и существование Гигантов, или Великанов, о жизни которых говорится и в Библии, и в преданиях многих народов мира. Причём это были изображения «Сынов Бога», в отличие от порождений могучих колдунов, статуи которых находятся на острове Пасхи и которые также являлись первобытными великанами. Бамианские Будды изображали «потомков Богов через Риши», поэтому они имели столь огромную эзотерическую и психологическую значимость как для Сокровенной Доктрины, так и для экзотерических учений. Более того, мы можем предположить существование в древние времена в Бамианской долине сокровенного центра Учителей Человечества, ашрама Великих Риши, Посвящённых, передающих эстафету сокровенных знаний потомкам. Таинственная страна Агартха не имела ли здесь своих поселений? Ведь многие скалы в этом районе Афганистана имели своеобразные гроты, превращённые затем буддийскими монахами в Вихары и кельи?

Статуи в Бамиане. Свидетельства эволюции Рас

Вид Бамианской долины

То, что произошло в Афганистане в наши дни, в самом начале XXI века, не поддаётся разумному объяснению. Люди во всём мире ещё не осознали до конца всей значимости этой утраты. Некоторые даже склонны оправдывать талибов. Дескать, если в этой стране живут только мусульмане, то должны ли находиться в ней памятники доисламского прошлого — внутреннее дело Афганистана. Мол, и в России, и во всём мире всегда уничтожали религиозные памятники; и что оставалось делать талибам, если западный мир проводил по отношению к ним суровую изоляционистскую политику; поэтому и ответственность-де лежит на всём мировом сообществе, не умеющем договариваться и чем-то жертвовать ради диалога.

И это событие, к великому прискорбию, показало, что большинство человечества фактически бессильно против относительно небольшой группы исламских вандалов, добивающихся своего признания разрушением святынь. Все обращения со стороны ООН, ЮНЕСКО, многих других организаций не возымели действия. И даже предложения купить и вывезти статуи, последовавшие от Ирана, Индии, Греции, США, были отклонены.

Признать талибов — это значит признать и оправдать все те действия, которые они совершили и совершают, их невежество, религиозный фанатизм, грубость, бесчеловечность и жестокость. Разрушением огромных статуй, как и многих других святынь и сокровищ древности, находившихся в Афганистане, талибы сами подписали себе приговор. Отрицающим культуру человечества нет места в Новом Мире. Но и мировому сообществу необходимо выучить горький урок о сплочении сил под знаменем Культуры и нахождения адекватных средств для защиты общечеловеческих святынь. В этой связи по-новому выступает в XXI веке Пакт защиты культурных ценностей Н.К.Рериха. Его принятие должно стать необходимым условием для членства в ООН и всех крупных международных организациях. И, наконец, должны быть найдены надёжные гарантии Пакта Культуры в международном праве.

«Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего. Это произойдёт тогда, когда все страны торжественно поклянутся охранять сокровища культуры, которые в сущности принадлежат не одному народу, но Миру. Этим путём мы можем создать ещё одно приближение к расцвету Культуры и Мира» 5 .

2 Блаватская ЕП. Тайная Доктрина. Рига. Угунс, 1937. Репринт М.. 1991. Т 2. С. 423.

4 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Рига, Угунс. 1937. Репринт М.. 1991. Т 2. С. 425-426.

Статуи в Бамиане (Buddha of Bamyan)

JW_SIGP_LABELS_08 0_1c4d1_2d38537_orig.jpg

Долина Бамиан находится около 264 км по дороге к западу от Кабула и заключена в высоких горах Гиндукуша, в центральных горных районах Афганистана. В долине, на высоте 2.500 м, где протекает р.Бамиан.

Представляет собой единственный удобный проход через Гиндукуш, поэтому издревле служила торговым коридором одной из ветвей Великого шёлкового пути. Здесь были живописнейшие места и долина была связана с предыдущими культурными цивилизациями прошлого. Вероятно, здесь находился основной региональный, религиозный и культурный центр. Здесь же находится комплекс монастрырей, с многочисленными сооружениями, храмами, тоннелями и главными достопримечательностями – статуями, высеченными в скалах.

Согласно одной из версий, статуй было 5 и они отражали 5 Рас (или цивилизаций земли). Олицетворяли они видимо пророков своего времени. Поэтому считать их всех Буддами было бы не логично. Будда был среди них, но это были разные персонажи. Все статуи были разного размера, вероятно, соответствовали росту представителей тех цивилизаций. Самая высокая статуя была 52 м., вторая – 36 м., третья – 18 м., четвёртая 7 м. и последняя около 2 м. Получается, что с каждой новой цивилизацией рост людей становился меньше.

Долина Бамиан несёт в себе исключительные свидетельства культурной традиции в Центрально-Азиатском регионе, которая исчезла.

Это место было важным центром паломничества на протяжении многих веков. Из-за своего символического значения, памятники пострадали в разное время своего существования. Войны, которые идут в Афганистане с 1980 г. и вплоть до настоящего времени, нанесли значительный ущерб Бамиану и находящемуся на территории провинции буддийскому монастырю. С октября 1994 г. талибы — исламские фундаменталисты — уничтожили множество скульптур, изображений и других артефактов в Бамиане и музее Кабула. Основанием для этого, как сообщают пешаварское информационное агентство Сахар и еженедельник «Зарб-и-Момин», послужил имеющийся в исламе запрет на изваяние статуй и идолопоклонство. На лицо – в действии метод стирания исторических хроник.

В середине 1990-х гг. территория у основания 55-метрового “Будды” использовалась как склад для во­оружения. Возможно, это было сделано не случайно: афганская оппозиция не желала нанести ущерб мистическому идолу, а для мусульманских группировок Будда все равно был лжепророком. В 1997 г. командующий войсками талибов, штурмовавшими Бамиан, заявил, что уничтожит статуи в тот самый момент, как только территория перейдет под его контроль. Штаб-квартира движения «Талибан» в Кандагаре опровергла его заявления. Со всего мира посыпались протесты, и талибы даже были вынуждены пообещать, что будут охранять статуи, поскольку они яв­ляются частью культурного наследия страны.

Под нажимом Общества охраны культурного наследия Афганистана склад оружия был переведен из долины Будд в другое место. Одновременно руководство талибов организовало Бюро по охране исторических памятников. Между представителями властей и солдатами возникли трения: чиновники обнаружили, что статуям уже был нанесён серьёзный ущерб. Эксперт ЮНЕСКО по Афганистану Майкл Барри заявил, что «всё археологическое наследие страны подвергается систематическому уничтожению».

В 1997 году корреспондент лондонской «Таймс» в Исламабаде Захид Хусейн сообщил: «Руководство движения «Талибан», под предлогом имеющегося в исламской религии запрета на идолопо­клонство, отдало приказ об уничтожении всех статуй, находящихся на территории Афганистана, в том числе и древних статуй Будды».

В начале 2001 г. поступили сообщения о том, что статуи уничтожены. Один свидетель сообщал 5 марта 2001 г.: «Я видел, как солдаты талибов палят по статуям из проти­вовоздушных орудий». Предводитель талибов, мулла Омар, заявил: «Все мусульмане должны испытывать гордость за то, что идолы наконец уничтожены. Благодарение Богу, нам это удалось». 9 марта Мухаммад Ашраф Надим, представитель движения «Талибан», заявил: «Талибы взорвали обе статуи. На их месте ничего не осталось». Несмотря на взрыв негодования мирового сообщества, руководители талибов заявили, что курс на уничтожение всех статуй будет продолжен.

Талибы уничтожили гигантские статуи в Бамиане, а затем, в качестве искупления медлительности в отношении уничтожения этих статуй, принесли в жертву 100 коров – священных для индусов животных.

Немецкие учёные во главе с Эрвином Эммерлингом, проделав огромную работу, в 2011г выступили с заявлением о принципиальной возможности реконструкции по крайней мере одного изваяния. В ходе двухдневной встречи было указано на то, что о реставрации исторического памятника стоит забыть, из-за финансового вопроса и из-за соображений ЮНЕСКО.

Предлагаются различные планы восстановления статуй, включая необычный проект японского художника Хиро Ямагата (Hiro Yamagata) — лазерную проекцию, воссоздающую утраченные памятники. Ведутся работы по консервации сохранившейся живописи 5-11 веков пещерных буддистских монастырях и др. объектов.

Ссылка на основную публикацию