Курорты Хорватии давно известны европейцам, но туристы из России сравнительно недавно стали активно посещать эту балканскую страну

Поездка на Балканы: готовый маршрут

Балканы — один из лучших вариантов бюджетного путешествия по Европе, которое будет насыщенно впечатлениями, достопримечательностями, необычной архитектурой, разнообразными природными ландшафтами и историей. Вариантов поездки может быть много, ниже представлен примерный маршрут, охватывающий все страны бывшей Югославии и Албанию: Сербию, Косово, Македонию, Боснию и Герцеговину, Черногорию, Хорватию и Словению. Проехать по этому маршруту можно как самостоятельно на автобусах, так и на машине.

Как добраться до Белграда

Начать путешествие можно из Белграда: сюда летают регулярные рейсы из Москвы. Полёт занимает чуть менее трёх часов, билет стоит 4000-7000 рублей. Текущие и самые дешёвые предложения удобно смотреть в календаре низких цен.

Сербия

Валюта: сербский динар.

Виза: не нужна (россиянам на пребывание до 30 дней).

Также в Белград легко добраться из Будапешта, куда летают дешёвые рейсы Wizzair из Москвы и Петербурга. Из Будапешта в Белград проще всего доехать на автобусе. Дорога займёт примерно 6 часов, стоимость — примерно 1150 руб.

Белград — это удивительный и многогранный город с богатой историей, обязательный к посещению в рамках путешествия по Балканскому полуострову.

Путеводитель по Белграду: главные достопримечательности и необычные места города.

Из Белграда можно отправиться в другие сербские города: южнее — в Ниш или бывшую столицу Крагуевац, севернее — в Нови-Сад. Для этого удобнее воспользоваться рейсовыми автобусами, билеты на которые можно купить на центральном автовокзале (продажа онлайн обычно не предусмотрена). Можно также поехать на поезде, но зачастую на Балканах они идут дольше и намного менее комфортные.

Белград-Приштина

Учитывая непростую историю Сербии и Косово, о тонкостях въезда в Республику Косово нужно знать заранее. Фактически северные регионы не контролируются косовскими властями, поэтому как правило проблем при въезде не возникает, однако будьте готовы к допросу о целях поездки. Билет Белград-Приштина также приобретается на автовокзале, часть дороги идёт по гористой местности, поэтому путь может занять до восьми часов. Сам автобус идёт до Косовско-Митровицы, после чего идёт пересадка на маршрутку (уже с косовскими номерами). Билет стоит около 1000₽.

Республика Косово

Валюта: евро.

Виза: нужна, шенгенская.

Несмотря на возможные трудности и долгий путь, Приштина стоит посещения, как необычная столица молодого государства, образованного лишь в 2008 году. Здесь много странного: например, памятник Биллу Клинтону или главная библиотека, которая попала в список самых уродливых зданий мира.

Необычная и самобытная столица частично признанного государства Косово.

Приштина-Скопье

Из Приштины можно направиться в столицу Македонии Скопье. Билет также нужно купить на автовокзале, автобус идёт около четырёх часов по красивейшей горной местности и стоит около 600₽. На границе Косово-Македония допросов уже нет, и обычно всё проходит без проблем.

Македония

Валюта: македонский денар.

Виза: не нужна (россиянам на срок до 90 дней).

Центр Скопье был разрушен землетрясением и отсроен заново в 00-е годы. Поэтому сейчас его наполняет преимущественно современно-классическая архитектура, для многих кажущаяся лишённой аутентичности, и гигантские статуи. Старые районы тоже сохранились, именно они являются самыми уютными и дают представление о том, каким Скопье был раньше.

История города, разрушенного и отстроенного заново, фотографии из поездки и сравнение с историческими панорамами.

Белград-Скопье

В Скопье можно добраться сразу из Белграда, минуя Косово, на автобусе. Путь займёт 6 часов, билет стоит примерно 1500₽.

Скопье-Охрид

Одно из самых красивых мест Македонии — город Охрид на берегу Охридского озера. Чистейшее озеро, окружённое горами, напоминает Женевское озеро или Комо, а курортный городок вокруг него ещё не наполнен туристами и сохранил историческую аутентичность. Билет Скопье-Охрид можно купить на автобусном вокзале, он стоит примерно 600₽. Дорога идёт по красивейшим местам через горы, включая другой македонский курорт Тетово.

Исторические достопримечательности и панорамные виды.

Охрид-Тирана

Следующей точкой маршрута логично выбрать столицу Албании или прибрежный курорт Дюррес. Билет на автобусы в Тирану удобнее всего купить в центре Охрида накануне поездки. Автобусы ходят не с автобусного воказала, а также из центра, и стоят 1000-1500₽. Дорога занимает около 6 часов, часто идёт по горной местности.

Албания

Валюта: албанский лек.

Виза: обычно не нужна — следует уточнять текущие условия.

Тирана не может похвастаться большим количеством достопримечательностей, но имеет очень интересную историю и оставляет крайне приятное впечатление. Это прогрессивный город, который активно развивается и пытается нагнать упущенное после десятилетий тотальной изоляции. Также интересно увидеть сочетание мусульманской и католической культуры.

Всё, что нужно посмотреть в столице Албании.

Тирана-Котор

Из Албании можно поехать в Черногорию. Автобус OldTownTravel идёт через Подгорицу и Будву в Котор, можно остановиться в любом из этих городов. Практически все дороги этого маршрута красивы, однако эта дорога самая красивая из них с горами и побережьем Адриатики и главными курортами Черногории. Билет можно купить на автовокзале или заранее онлайн по ссылке, стоимость 1600₽.

Котор — жемчужина Черногории, а Боко-Которский залив, окружённый горами, часто называют самым южным фьордом Европы. Небольшой центр прекрасно сохранился вместе со средневековой архитектурой, испытавшей в том числе венецианское влияние. В городе нет пляжа, однако есть красивейший вид с гор.

Черногория

Валюта: евро.

Виза: не нужна (россиянам на срок до 90 дней). В Черногории при заселении нужно обязательно получить регистрацию.

Архитектура Старого города и природные достопримечательности.

Тиват

В Тивате можно закончить путешествие, вернувшись в Россию или Украину на одном из многочисленных дешёвых чартерных рейсов. Часто встречаются билеты по 3500-4000₽, текущие акции удобно проверять здесь: Kiwi.com . В Тиват ходят рейсовые автобусы из любого крупного черногорского города.

В Тивате есть пляжи, магазины, рестораны, но здесь нет исторических достопримечательностей, поэтому это просто хорошее место для тихого отдыха.

Котор-Сараево

Из Котора в Сараево проще всего добраться на машине, ведь автобус идёт около восьми часов по не самому короткому маршруту. До столицы Сараево в целом непросто добраться, а в Боснии и Герцеговины отсутствуют полноценные автомобильные трассы, однако Сараево — один из самых интересных городов маршрута. Мечети и мусульманский центр города сочетаются с европейскими кварталами австро-венгерского периода и новыми стеклянными бизнес-центрами и торговыми комплексами. Кроме того, многие фасады хранят осколы — следы осады 1992-1995 годов, когда город понёс значительные разрушения. Сараево особенно интересен с исторической точки зрения, но подходит и для бесцельных прогулок.

Босния и Герцеговина

Валюта: конвертируемая марка.

Виза: не нужна (россиянам на срок до 30 дней).

Если вы путешествуете на машине, обязательно заезжайте на заброшенный олимпийский бобслейный трек (43.840026, 18.443255), который находится в неподалёку от города.

Многонациональный город с непростой историей, сохранивший следы войны и сочетающий восточную архитектуру с европейской.

Сараево-Сплит

Считается, что Мостар сохранился намного лучше Сараево, и если вы хотите погрузиться в атмосферу древней Боснии, то следует посетить и этот город.

Следующей точкой путешествия будет курортный хорватский город Сплит. Туда намного легче добраться на машине, так как рейсовый автобус идёт через всю страну, а дорога займёт 8 часов. С одной стороны, это хорошая возможность проездом увидеть все главные города страны и посмотреть на природу. С другой, путь на машине занимает всего 4 часа. В любом случае, заранее можно купить лишь билет на автобус, сделать это можно здесь по цене примерно 1500₽. Будьте готовы, что переход боснийско-хорватско границы может занять больше часа. Всех пассажиров допрашивают, а некоторых досматривают.

Сплит очень похож на Котор: это тоже город на берегу Адриатического моря с хорошо сохранившимся средневековым центром и здесь тоже практически вся береговая линия занята портом. Обычно после прогулок по центру, люди отправляются на морские прогулки по островам, и уже там отдыхают на пляжах.

Хорватия

Валюта: хорватская куна.

Виза: нужна национальная виза либо многократный шенген.

Сплит-Загреб

В столицу Хорватии идёт 5-6 часовой автобус, стоит примерно 1000₽. Живописная дорога проходит по побережью и горам.

Загреб — невероятно уютный и красивый город. В нём есть, что посмотреть, и общий архитектурный облик оставляет очень приятное впечатление. По ощущениям Загреб — это смесь Южной, Восточной и Западной Европы: он не пафосный, но чистый и аккуратный, здесь много классических зданий, но нет напыщенности, а ещё довольно низкие цены.

Путеводитель по Загребу со всеми главными достопримечательностями и интересными местами в окрестностях.

Загреб-Любляна

Чтобы дёшево вернуться в России, из Загреба можно поехать в Будапешт, откуда летает лоукостер Wizzair, и билет может стоить 2000-3000₽. Или можно направиться в последнюю страну бывшей Югославии — Словению. В Любляну также ходят автобусы, путь займёт 2,5 часа, стоит примерно 650₽.

Любляна — это зелёный и атмосферный город, также сочетающий что-то от Восточной и Западной Европы и чем-то похожий на Загреб.

Словения

Валюта: евро.

Виза: шенген.

Возможные сложности и решение

Балканские страны имеют некоторые особенности, о которых нужно знать перед поездкой.

1. Практически в каждой стране своя валюта, а карты и евро принимают далеко не везде. Это значит, что постоянно нужно будет менять деньги на местную валюту и держать в уме обменный курс, который разный в разных странах. Например, сербский динар больше российского рубля примерно в два раза, а македонский денар — наоборот чуть меньше рубля. Хорватская куна равна десяти российским рублям, а боснийская конвертируемая марка в два раза меньше евро. Постоянно перемещаясь по странам, начинаешь путаться в валютах и ценах, зато становится примерно понятно, сколько денег понадобится на один день. Кстати, касательно цен: самые дешёвые страны маршрута — это Македония, Сербия, Босния. Самые дорогие — Словения, Черногория и Хорватия.

2. Отсутствие возможности купить билет онлайн или посмотреть расписание. Часто нужно ориентироваться по ситуации и узнавать об автобусах только на автобусном вокзале. Другим минусом является обязанность платить за багажное место (в Сербии, Албании, Македонии и Боснии), даже если у вас небольшой рюкзак. Плата обычно составляет 1-2 евро. Но несмотря на то, что билет редко можно купить заранее, они практически всегда есть в наличии, поэтому на автобусный вокзал можно приходить максимум накануне. Примерное расписание можно посмотреть здесь: https://www.balkanviator.com/ru/

3. Не все говорят по-английски. К счастью, в странах, где меньше всего говорят по-английски, языки очень похожи с русским и другими славянскими языками — это Босния, Македония и Сербия. Если вас не поняли на английском, попробуйте сказать фразу по-русски, возможно, слова будут схожи. К тому же, многие надписи понятные без перевода, а в Черногории и русский уже довольно распространён.

4. В целом всё непредсказуемо и многие вещи не регламентированы — этим балканские страны сильно отличаются от Западной и Северной Европы. Но здесь люди чаще идут на встречу, и легче о чём-то договориться, даже если изначально это не было предусмотрено.

5. Общественный транспорт может ходить нерегулярно, зато почти везде дешёвое такси.

6. Перед поездкой не забудьте оформить страховку.

Жилье

Практически во всех городах можно найти очень дешёвое по европейским меркам жильё. Везде есть современные хостелы, но если вы путешествуете хотя бы вдвоём, то по соотношению цена-качество будет легче забронировать номер или апартаменты. Как всегда лучше всего выбирать по отзывам. Ниже — конкретные понравившиеся варианты, опробованные лично.

Белград. Отдельный номер с собственной ванной в хостеле: Hostel Karavan Inn

Скопье. Апартаменты в доме с бассейном: Aloha Luxury Apartments

Охрид. Номер в отеле Villa Jordan.

Тирана. Номер в отеле: Freddy’s Hotel

Котор. Место в общем номере в хостеле: Hostel Pupa

Сплит. Место в общем номере: En Route Hostel

Другие удачные варианты можно подобрать на Hotellook, где часто можно забронировать хороший отель с большой скидкой.

Другим плюсом Балкан является то, что здесь легко найти как национальную кухню в аутентичных заведениях, так и современные кафе, стрит-фуд и веганские места. Цены встречаются разные, но если это бюджетное кафе, то стоимость блюд будет невероятно низкой. Самые понравившиеся места:

Белград: Mayka (veg)

Приштина: Green & Protein (veg), Sonder.

Охрид: Dr. Falafel (veg)

Тиват:Big Ben

Сараево: Klopa

Карта

Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Читайте также:  Отели Мюнхена: популярные и бюджетные предложения

В Хорватию – за солнцем

О том, чем их привлекает страна, рассказал министр туризма Хорватии Гари Капелли.

Клэр Вуйлстеке: В последние несколько десятилетий Балканы становятся все более популярными. Какое место занимает Хорватия среди туристических предложений региона?

Гари Капелли: Хорватия – одно из ведущих направлений, причем не только в регионе, но и во всем Средиземноморье, ведь сюда приезжают около 19,5 миллиона туристов, более 106 миллионов туристов проводят здесь ночь, а доход отрасли в 2018 году составил 12 миллиардов евро.

Клэр Вуйлстеке: Какие главные преимущества выделяют страну?

Фото: Goran Stanzl / PIXELL

Гари Капелли: Мы планируем наперед и ведем туристическую политику, уделяя особое внимание устойчивому развитию, качественным предложениям, развитию и объединению инфраструктуры на всей территории страны, а не только в прибрежных районах и основных туристических городах. Один из наших приоритетов – сохранение природного и культурного наследия и аутентичности, которые и отличают Хорватию как туристическое направление. Все усилия направляются на развитие таких особых форм туризма, как эногастрономия, спортивный и оздоровительный туризм и т.д., что чрезвычайно важно для дальнейшего позиционирования Хорватии как круглогодичного направления.

Наше предложение отличается максимально выгодным соотношением цены и качества. Наши цены соответствуют уровню качества предлагаемых продуктов и услуг, особенно в категории высококлассных, 5- и 4-звездочных отелей.

Клэр Вуйлстеке: Министерство туризма обеспечивает развитие и рост туристического сектора?

Гари Капелли: Мы активно инвестируем в развитие и улучшение нашей инфраструктуры и транспортной доступности. В 2018 году мы выделили почти 1 миллиард евро на открытие новых отелей, большинство из которых 5- и 4-звездочные. В этом году этот бюджет был увеличен до 1,1 миллиарда евро. Мы также приложили большие усилия для улучшения авиасообщения. Наша программа авиаперевозок вызвала интерес у многих перевозчиков, и в результате Хорватия подключена к более чем ста направлениям по всей Европе и миру даже в зимний сезон.

Гари Капелли, министр туризма Хорватии: Хорватия – это разнообразное направление, которое из года в год бьет туристические рекорды, во всем мире ее признают как страну, где можно получить уникальный и высококачественный туристический опыт. Приезжайте в Хорватию и узнайте, где выросли звезды нашей страны: футболист Лука Модрич, музыканты дуэта 2 Cellos, пианист Максим Мрвица, инженер Матэ Римак и многие другие

Клэр Вуйлстеке: Каково значение российского туризма в Хорватии сегодня?

Гари Капелли: Несмотря на то, что Россия еще не входит в число наших ведущих рынков въездного туризма, мы осознаем важность и потенциал российского рынка и активно работаем над упрощением процесса путешествий между Россией и Хорватией. Недавно мы открыли 19 хорватских визовых центров на всей территории России и аккредитовали более 100 российских туристических агентств. Мы разрабатываем новые маршруты и увеличиваем ротацию существующих авиарейсов. Российские авиакомпании (S7, Аэрофлот) и Croatia Airlines уже выполняют прямые рейсы между Москвой и Пулой, Дубровником, Загребом, Сплитом, а также между Санкт-Петербургом, Загребом и Пулой.

Интерес к Хорватии со стороны России велик. Исследования показывают, что 50% россиян посещают нашу страну ради моря и солнца, а их основная цель – получить новые впечатления и удовольствие от вечеринок и познакомиться с природными красотами. В этих сегментах у нас множество предложений, и мы работаем над индивидуальными продуктами, адаптированными к требованиям российского массового туризма с возможностью отдыха по системе “все включено” и русскоязычным персоналом.

Фото: iStock

Клэр Вуйлстеке: Каковы двусторонние отношения между двумя странами с точки зрения туризма?

Гари Капелли: Официальное сотрудничество началось в 2002 году после подписания двустороннего соглашения между двумя странами. Мы тесно работаем над совместными программами в таких областях, как медицинский туризм (с санаторием в Нафталане), спорт (с возможностью предложить российским спортсменам подготовку в Хорватии), культурный обмен и академический обмен. Один из последних совместных проектов – организация двустороннего туристического мероприятия “Год туризма между Россией и Хорватией”.

Мы каждый год принимаем участие в выставке MITT и считаем ее отличной площадкой для новых контактов, представления нашего туристического предложения.

Три балканские страны

Всё было так, как я люблю: стремительно, насыщенно, на свой страх и риск, с максимальным погружением в местную действительность и совсем за небольшие деньги.

Бешеный ритм и постоянная перемена мест к окончанию двухнедельной поездки привели, если не к физическому, то к эмоциональному переутомлению. Хотя, врать не буду, физическая усталость тоже давала о себе знать, иногда срочно требовалось купить запасные ноги, да, похоже, в тех местах запасные ноги большой дефицит.

Уверен, что подобная периодическая встряска жизненно необходима любому человеческому организму, ибо резкое и радикальное выведение человека из комфортных и привычных условий, из рутины повседневных хлопот, в итоге бодрит кровь, обостряет ум и укрепляет жизненные силы.

Есть же рекомендации, что отработанный годами маршрут, дом-работа-дом, надо время от времени менять хоть немного, чтобы заставить наш мозг работать чуть более эффективно.

А уж, представьте, как в путешествии разгоняются мыслительные процессы нашего персонального суперкомпьютера, когда каждый новый день непохож на предыдущий, когда не знаешь, что там за поворотом, когда решение даже самых простых бытовых проблем, невероятно сложный и интересный квест.

Но, впрочем, кому я это всё рассказываю, тут уж точно домоседов нет.

На этот раз выбор пал на три балканские страны — Сербию, Албанию и Северную Македонию.

Почему? Да, тут ничего мудрёного нет. В условиях пандемийных ограничений, надо ехать туда, куда пускают. Туда пускали, вот мы и поехали. И если для попадания в Сербию с россиян всё же требуют свежий негативный ПЦР-тест, то в Албании и Северной Македонии по этому поводу вообще не заморачиваются, такое впечатление, что для этих двух стран никакого коварного вируса, запугавшего весь мир, просто нет.

При этом балканский регион для меня в настоящее время стоит в приоритете страноведческих интересов, что тоже повлияло на выбор.

Недавний автопробег по Хорватии, эти три страны, ближайшие планы на соседние с ними страны, позволяют погрузиться в балканский мир, надеюсь, достаточно глубоко.

Появившиеся визуальные картинки, личный опыт и впечатления, очень удачно накладываются на поток информации, который я пытаюсь найти в заслуживающих уважения источниках. В качестве таковых, могут выступать аудиоформаты лекций специалистов — балкановедов, статьи экспертов по этому региону, страноведческие, исторические и политические материалы, документальные фильмы, и даже цыганистые фильмы Эмира Кустурицы, весьма подходящие, чтобы создать нужный фон.

Итак, выбор сделан и обоснован, можно в путь. Формат поездки? Тут вообще всё просто, апробировано многократно, такой формат я называю «марш-бросок».

Во-первых, важно перемещаться налегке. Весь мой багаж в этот раз был городской рюкзак весом пять с половиной кг, из которых килограмма два приходилось на фотоаппарат, один килограмм, наверное, весил сам рюкзак, а остальное тянуло то, что находилось в нём. Аскетично, согласен, женщины не поймут. Но фен мне не нужен, джинсовые шорты были на мне, а зубная щетка, сменные футболки и, извиняюсь, трусы по весу тянут немного, ведь жаркое лето на дворе.

Во-вторых, при таком формате передвигаться придётся исключительно на общественном транспорте и достаточно много ходить пешком.

Общественный транспорт не только сильно экономит бюджет, но и позволяет увидеть жизнь страны изнутри. Понять как наиболее оптимально добраться из пункта, А в пункт Б, прийти на вокзал, разобраться с расписанием, купить билет.

Вроде бы звучит слишком просто, что тут такого, но нет. Это всегда уникальный опыт, который никогда не получишь исследуя мир из окна туристического автобуса, когда за всё отвечают специально обученные люди.

Общественный транспорт, как способ перемещения, мне более предпочтителен даже в сравнении с арендованном авто, которое я воспринимаю как лишнюю обузу и источник ненужных забот.

Но вот тут, конечно, есть аргументы как «за», так и «против», и с большинством аргументов за собственное авто я соглашусь.

Самое интересное, что дома, я, наверное, лет 25 не пользуюсь общественным транспортом, вообще не знаю как, и куда он ходит: большей частью использую личный автомобиль, очень люблю ходить пешком, а при особой необходимости беру такси, вот такой вот парадокс.

По поводу ночлега и вообще мест проживания? Комментарии по этому поводу давать не буду, с этим делом всё понятно, инструментов краткосрочного найма жилья сейчас бесконечно много, что облегчает жизнь самостоятельному путешественнику.

Марш-бросок можно делать и в одиночку, такой опыт у меня есть, неоднократный, но, всё-таки, лучше в компании, если эта компания, конечно, есть.

В этот раз моим компаньоном стал давний московский товарищ, с которым за последние несколько лет мы покорили 14 стран и все в формате «марш-броска». Несмотря на полный экспромт, планирование маршрута на ходу, когда ночлег на следующий день мы бронировали вечером предыдущего дня, всё прошло без каких-либо проблем и даже маленьких сбоев. Впрочем, как и всегда, я же говорю, опыт есть.

Бюджет поездки порадовал особо. Путешествовать за малые деньги без потери качества это всегда приятно, не потому что считаю себя скрягой, вовсе нет. Путешествовать экономно, значить путешествовать профессионально, а оставшиеся деньги копить под подушкой не буду, в мире ещё много мест где не был, и я надеюсь там побывать.

Итак, 12 июля 2021 году в Белграде, столице Сербии началось наше двухнедельное путешествие, чтобы ровно через две недели завершиться в этом же городе, замкнув тем самым некий балканский круг.

По Сербии. Первая часть путешествия, она же последняя

В Белграде я оказался ранним июльским утром.

На обычном городском автобусе добрался из аэропорта в центр города и, ожидая часа заселения в отель и своего товарища, который должен был прилететь несколько позже, отправился бродить по белградским улочкам, узнаваемым, а местами даже хорошо знакомым.

Ровно семь лет назад я провёл с семьёй в столице Сербии несколько дней. Тогда мы неплохо погуляли по городу, успев увидеть всё основное, поставив свои условные «галочки» в рекомендательном списке «Что посмотреть в Белграде за энное количество дней».

Не думал, что вернусь в этот город ещё раз, смаковать по нескольку раз одни и те же места слишком расточительное удовольствие. Но вот, довелось. Оказалось, что Белград слишком удобен в логистическом отношении, особенно для жителей моего региона, для которых из Краснодара в Белград есть прямой рейс.

Но, безусловно, столица Сербии достойна не только двукратного, но и многократного посещения. Выпал случай, и я этим случаем воспользовался, проведя в этом городе два полноценных дня, первый и последний дни нашего балканского путешествия.

У меня есть на Туристере из Белграда два рассказа, первые на этом сайте, так сказать, проба пера. Думаю, написать ещё один, добавив для полноты картины впечатления из города Ниш.

Этот сербский город, третий по величине, мы посетили на последнем отрезке пути, возвращаясь наземным транспортом через Албанию и Северную Македонию обратно в Белград. Там мы ночевали, бродяжничали полдня, не скажу, что уж сильно этим городом вдохновились, но что-то там видели и про это, наверное, стоит немного рассказать.

Однако, главными целями нашего балканского вояжа стали менее раскрученные в туристическом плане Албания и Северная Македония. Мы там провели большую часть времени и посему, большую часть своего внимания уделю именно этим двум странам.

Албания. Вторая часть путешествия

На следующий день мы улетели в Тирану на маленьком винтовом самолёте.

Между столицами Сербии и Албании примерно 700 км, которые мы решили преодолеть именно так, чтобы впоследствии возвращаться в Белград исключительно по земле.

Албания, на пару с Северной Македонией, наверное, являются самыми гостеприимными странами в эпоху пандемийных ограничений. Во всяком случае, на пограничном пункте в аэропорту Тираны с нас не потребовали ничего кроме паспорта, да и тот был просмотрен, что называется, в пол глаза, и даже не был удостоен въездного албанского штампа.

В повседневной жизни страны никаких ограничительных мероприятий нами замечено не было, в том числе, требований по ношению маски. Получается, что эта страна какой-то оазис благополучия во всём вдруг заболевшем мире. Один раз мы спросили местного парня, хозяина небольшого отеля, в котором остановились: -а, что, болеют ли у вас в Албании люди ковидом? Парень ответил, что практически нет, не более 10 человек ежедневно. Не знаю, так ли это. Хотел посмотреть официальную статистику, да лень было искать.

Читайте также:  Карта Алании, где находится Алания на карте мира

Вообще Албания недооценённый рай для туристов, в которой для классного отдыха есть практически всё. Есть тёплое море, причём, сразу два — Ионическое и Адриатическое, исторические объекты достойные защиты ЮНЕСКО, очень приличная инфраструктура гостеприимства, как-то отели, рестораны и тому подобное.

«Россия несет колоссальные потери из-за остановки въездного туризма»

Всего за две недели действия программы туристического кешбэка на счета россиян вернулся 1 млрд рублей. Это пятая часть от годового бюджета программы. Поэтому желающим сэкономить на отдыхе стоит поторопиться, сообщила в интервью «Известиям» руководитель Ростуризма Зарина Догузова. По ее оценке, внутренний туризм восстанавливается рекордными темпами: в этом году количество поездок уже превысит показатель 2019 года. А вот без иностранных туристов Россия ежегодно теряет $11 млрд. Ростуризм обсуждает с МИДом возможность ввести электронные визы для граждан тех стран, с которыми РФ возобновила авиасообщение. Также Зарина Догузова рассказала, ждать ли летом роста цен на юге России и банкротств крупных туроператоров.

Турпоток превысит допандемийный уровень

— Удалось ли в 2021 году восстановить внутренний туризм до уровня допандемийного 2019 года?

— Всего по России путешествовало 56,5 млн человек — это примерно на 500 тыс. больше, чем мы прогнозировали изначально (речь идет о туристах, которые хотя бы на одну ночь останавливались в отеле). Это всего лишь на 10% меньше, чем в 2019 году — то есть внутренние путешествия восстановились на 90%. Небольшое падение связано с тем, что еще не возродился бизнес-туризм в крупных городах. При этом турпоток в целый ряд курортных городов — Анапу, Геленджик, Сочи, на южное побережье Крыма, Кавминводы — в 2021 году превысил доковидные показатели на 15–20%. А некоторые регионы, к примеру, Камчатка и Мурманская область, сравнялись в показателях с 2019 годом.

На мой взгляд, еще важнее, что занятость в отрасли туризма в 2021 году восстановилась на 90% по отношению к 2019 году, когда в туризме было задействовано 2,5 млн человек. В 2020 году показатель упал до 1,7 млн, а сейчас составляет 2,3 млн. Дело в том, что на очень многих курортах туризм является якорной отраслью экономики, а значит, напрямую влияет на уровень жизни людей: нет туристов — нет рабочих мест.

Крым

Третий важный для нас показатель — общий оборот туризма и индустрии гостеприимства. По итогам прошлого года он составил 2,5 трлн рублей — это восстановление на 70% к показателям 2019 года. Таким образом, если смотреть в целом, Россия — одна из немногих стран мира, которая восстановила активность туротрасли в среднем на 80% — это один из лучших показателей в мире.

— Какие туристические направления стали самыми популярными по итогам года? Какие могут «выстрелить» в 2022?

— Список самых популярных традиционен, первая пятерка — это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Крым, Краснодарский край и Кавминводы. Но появился устойчивый тренд на диверсификацию направлений — люди хотят пробовать новое, открывать для себя другие регионы. Поэтому у нас очень хорошие цифры по Калининградской и Нижегородской областям, Татарстану, Мурманской области, Камчатке. Среди других субъектов, которые продолжат наращивать турпоток и в 2022 году, — Тюменская область, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия с Архызом, Дагестан и его каспийское побережье.

Глава Ростуризма Зарина Догузова

Глава Ростуризма Зарина Догузова

— Какой прогноз по турпотоку в России можно дать на 2022 год?

— Прошлый год для внутреннего туризма был намного успешнее, чем 2020-й, и мы рассчитываем сохранить темп в 2022 году. Думаю, что произойдет полное восстановление внутреннего туризма — и по числу ночевок путешественников в отелях мы превысим показатели 2019 года. Также рассчитываем полностью вернуть к прежним показателям занятость.

— Мы говорим про восстановление отрасли, но это касается внутреннего туризма. А что происходит с международным?

— Здесь всё сложнее, поскольку есть много факторов — в первую очередь эпидемиологическая ситуация и взаимное признание вакцин. Поэтому падение достаточно большое — около 50% к показателям 2019 года. За девять месяцев 2021 года за границу выехало около 14 млн россиян. Точных данных за весь год еще нет, но предположительно это более 15 млн человек. Однако динамика есть — так, в 2020 году за границу выехало около 10 млн. Четыре абсолютных лидера среди стран — Турция, которую посетили порядка 5 млн человек, а также ОАЭ, Египет и Кипр. В ближнем зарубежье самыми популярными были Абхазия и Армения.

Что будет с ценами

— Этот новогодний сезон в России можно назвать успешным: загрузка отелей на горнолыжных курортах, особенно в Красной Поляне, достигала 100%. Но для большинства туристов это оказалось минусом — образовались очереди на подъемники, а отели подняли цены. Связано ли это с нехваткой качественных курортов в стране?

— Турпоток действительно был большим: в высокие даты с 24 декабря по 16 января с ночевкой в отелях в России остановились 12 млн человек — это на 20% больше, чем в предыдущие новогодние праздники. Я бы не назвала проблему с очередями массовой, такие случаи скорее носили единичный характер. В то же время высококлассных курортов у нас действительно не хватает — это касается не только горнолыжки, но и пляжных направлений. И одна из ключевых проблем здесь — дефицит качественных современных отелей. Исключение — Красная Поляна, поэтому спрос на пике сезона там превышает предложение, что приводит к динамическому росту цен.

— Планируется ли в ближайшие годы построить новые горнолыжные комплексы или расширить существующие?

— Сейчас в активной фазе развития Шерегеш, за пару лет он уже стал курортом федерального уровня. На него большие планы: сюда зашел новый крупный инвестор, который будет комплексно развивать одну из зон Большого Шерегеша. Другие перспективные курорты — «Горный воздух» на Сахалине, «Хибины» в Мурманской области, а также «Архыз» в Карачаево-Черкесии, где в ближайшие годы будут открываться новые подъемники и строиться гостиницы, и «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии. Среди совсем новых проектов — «Мамисон» в Северной Осетии, курорт «Лагонаки» на стыке Адыгеи и Краснодарского края, а также «Манжерок» на Алтае, где ключевым инвестором выступает «Сбербанк». Это будет суперсовременный курорт высокого уровня.

Национальный парк Хибины

Национальный парк «Хибины» в Мурманской области

— И всё же вопрос цен очень чувствителен для российских туристов. Летом прошлого года из-за закрытия Турции стоимость отелей на юге России взлетела. Считаете ли вы ситуацию адекватной, и ждать ли в этом году аналогичного повышения цен?

— Такого роста цен не будет, потому что у нас открыты основные массовые выездные направления — Турция, Египет, Кипр. Поэтому столь явного перегрева рынка, который сложился летом 2020-го и в меньшей степени в 2021 году, уже объективно быть не может.

Но не стоит забывать, что ближе к высокому сезону не только в России, но и во всем мире цены растут из-за роста спроса. Сезонные колебания в диапазоне 10% — это норма.

Как Ростуризм решает проблему нехватки гостиниц и роста цен?

— Проблема нехватки качественных современных гостиниц стоит особенно остро, особенно на курортных территориях. Один из основных инструментов для ее решения в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» — льготное кредитование бизнеса на строительство и реконструкцию отелей. Дешевые кредиты создают привлекательные условия для инвесторов. Такая мера реализуется впервые.

Что касается оперативного реагирования именно на необоснованный рост цен в отелях, то еще прошлым летом мы совместно с Роспотребнадзором и ФАС предупредили бизнес об административно-правовой ответственности за это. Речь, к примеру, о таких случаях, когда отели в одностороннем порядке отменяли бронь и выставляли тот же номер дороже. После жесткого предупреждения подобные эпизоды свелись к минимуму.

— Это была массовая проблема?

— Нет, такое поведение отелей не носило массового характера, но тренд был нехороший. Туристы сообщали нам об этом, писали жалобы в соцсети и на почту.

— Въездной туризм в Россию, к сожалению, с началом пандемии фактически замер. Одна из причин — в том, что иностранцы по-прежнему вынуждены оформлять сложные бумажные визы. Когда же заработают электронные визы, и что тормозит их введение?

— Единая электронная виза для граждан 52 стран должна была заработать 1 января 2021 года, но на данный момент ее запуск приостановлен в связи с пандемией. Дальнейшие решения будут приниматься оперативным штабом, МИДом. Мы же как профильное ведомство видим, какие колоссальные потери в деньгах Россия несет из-за остановки въездного туризма — более $11 млрд в год. Поэтому наше предложение — ввести электронные визы для граждан тех стран из числа 52-х, с которыми Россия возобновила авиасообщение и откуда к нам можно приезжать с целью туризма. Мы обсуждаем это предложение с МИДом.

Это серьезно повлияло бы на восстановление экспорта туристических услуг. От иностранного турпотока очень зависят Санкт-Петербург, Москва, Золотое кольцо и другие. Полностью заместить иностранный турпоток внутренним — сложно.

Вернули кешбэком 1 млрд рублей

— Уже появились первые итоги программы туристического кешбэка, стартовавшей 18 января? Какие они?

— Программа пользуется огромной популярностью, динамика в разы выше, чем на предыдущих этапах — и это несмотря на низкий сезон. За две недели после старта ей уже воспользовались 200 тыс. человек. Они приобрели туров или проживание в отелях на 5 млрд рублей. В виде кешбэка туристам уже вернулся 1 млрд рублей.

Напоминаю, что в поездки с кешбэком можно отправиться до 30 апреля, в круиз — до конца мая. С учетом огромного интереса к программе мы советуем туристам поторопиться и не откладывать покупку на потом. У нас есть лимит денег на этот год (5 млрд рублей. — «Известия»), и сумму мы разделили на два этапа: зимне-весенний и осенне-зимний. Поэтому количество «кешбэков» ограничено.

— В прошлом году туристы вернули кешбэком 6,7 млрд рублей — на 1,7 млрд больше, чем выделено денег сейчас. Хватит ли всем 5 млрд, и что будет, когда деньги закончатся?

— Мы не смотрим на эту ситуацию с точки зрения «хватит — не хватит». Есть предельная сумма, которую мы согласовали с министерством финансов — 5 млрд. Не стоит забывать, что в этом году кешбэк будет впервые работать так, как задумывался изначально, — четко в межсезонье. На предыдущих этапах программы мы захватывали пиковые даты майских и новогодних праздников. Поэтому мы посмотрим, как отработает кешбэк в этом году, и только по итогам года будем принимать решение о корректировках основных параметров, включая финансовые.

самолеты

— В конце прошлого года Ростуризм представил в правительство новый закон «О туризме». Ряд его положений вызвал серьезную критику туристического сообщества — в частности, предельную сумму компенсаций в 40 тыс. рублей за несостоявшийся тур назвали недостаточной. Ростуризм уже внес какие-либо правки в проект закона?

— Все конструктивные предложения мы обязательно учтем, сейчас идет диалог с регионами, федеральными органами исполнительной власти и экспертами. Важнейшая задача — сохранность средств туристов. Рассчитывая сумму компенсаций в 40 тыс. рублей на человека, мы брали среднюю стоимость тура на неделю — она составляет как раз 35–40 тыс. Кто-то говорит, что этого мало, но давайте посмотрим: что происходит сейчас? Сегодня в случае банкротства туроператора клиенты, как правило, не получают практически ничего — менее 5%. Туристам «Музенидиса» (крупный туроператор по Греции, обанкротившийся в 2021 году. — «Известия») сейчас выплачивают по 3–4 тыс. рублей. Так о чем мы говорим?

Есть и критика в адрес того, что взносы в коллективный фонд для компенсаций туристам будут платить не только туроператоры по выезду, но и внутренние — а с ними якобы нет проблем. Но это не так: буквально на днях из реестра за серьезные нарушения мы исключили двух туроператоров по внутреннему туризму. То, что проблема пока не массовая, не означает, что ее нет.

Читайте также:  Арки и ворота Москвы

— Ждать ли нам в 2022 году банкротств крупных туроператоров?

Никаких больше масок. Страны Европы снимают ограничения, несмотря на рекордную заболеваемость COVID-19

На протяжении последних недель в Европе фиксируются рекордные показатели инфицирования коронавирусом: число новых случаев COVID-19, ежедневно выявляемых на континенте, подобралось к отметке в 1,5 миллиона. Виной тому распространение более заразного штамма омикрон, на который приходятся почти все выявляемые случаи COVID-19 во всем мире — эта разновидность вируса распространяется значительно быстрее, чем ее предшественник, дельта-штамм. Ученые предупреждают, что в ряде стран региона нынешняя волна еще даже не достигла своего пика. Невзирая на это, власти некоторых европейских держав решились на, казалось бы, странный шаг — частично или полностью снять коронавирусные ограничения. Как европейцы перестали бояться пандемии и почему отказываются от ношения масок — в галерее «Ленты.ру».

Дни, недели, нет пути назад

Палата с больными COVID-19 в Бухаресте, Румыния

Палата с больными COVID-19 в Бухаресте, Румыния

Фото: Andreea Alexandru / AP

Первые случаи заражения омикроном в Европе были зафиксированы в конце ноября 2021 года. Тогда на континенте выявляли порядка 2,5 миллиона новых заболевших COVID-19 в неделю. Однако с распространением новой и более заразной разновидности коронавируса этот показатель вырос в четыре раза: с 17 по 23 января в регионе было обнаружено уже 10 миллионов новых случаев. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к марту новым штаммом коронавируса заразятся уже 60 процентов населения европейского континента.

На этом фоне ряд стран Европы решили снять ковидные ограничения. Во многом это обусловлено тем, что доля госпитализаций среди заболевших новым штаммом значительно ниже, чем при заражении другими разновидностями коронавируса. Более того, многие страны достигли достаточно высоких показателей вакцинации: у привитых людей с меньшей долей вероятности возникает необходимость в госпитализации, а значит, нагрузка на больницы ниже. Ну и наконец, жесткие санитарные правила сильно били по бизнесу и экономике европейских государств, да и сами европейцы банально устали от ограничений.

Великобритания

Вечеринка в лондонском клубе

Вечеринка в лондонском клубе

Фото: Alberto Pezzali / AP

Пожалуй, наиболее радикальный подход продемонстрировали британские власти — в Англии было решено снять вообще все ограничения. Теперь англичанам необязательно носить маски в помещениях, а при посещении ночных клубов, концертов и футбольных матчей больше не нужно предъявлять паспорта. Власти также разрешили англичанам посещать родных в домах престарелых и отозвали свою рекомендацию компаниям о переводе сотрудников на удаленную работу.

Примечательно, что подобное решение было принято на фоне скандала с премьер-министром Борисом Джонсоном, которого уличили в нарушении карантинных мер: когда по всей стране действовали жесткие ограничения, глава правительства и его подчиненные устраивали вечеринки на Даунинг-стрит.

В других частях Соединенного Королевства решение о снятии или ужесточении ограничений принимается местными властями, но и там наблюдается постепенное смягчение правил.

Дания

Посетители кафе в Копенгагене, Дания

Посетители кафе в Копенгагене, Дания

Фото: Ritzau Scanpix / Emil Helms / Reuters

С 1 февраля последние ограничения сняла Дания — она стала первой страной в Евросоюзе, решившейся на подобный шаг. В стране отменено обязательное ношение масок и сняты ограничения на работу заведений общественного питания. «Сегодня мы можем вновь обрести улыбку», — сказала премьер-министр страны Метте Фредериксен, объявляя о снятии ограничений.

Также Дания смягчила правила въезда в страну — для этого больше не понадобится сдавать тест перед вылетом. Более того, в королевстве теперь признают все вакцины, одобренные ВОЗ, сюда может въехать любой человек, привитый препаратом из перечня. Были сняты и ранее действовавшие ограничения на круизные туры.

Франция

Протесты против введения «вакцинных пропусков» в Париже, Франция

Протесты против введения «вакцинных пропусков» в Париже, Франция

Фото: Rafael Yaghobzadeh / AP

Французские власти также решились на снятие части ограничений. Первый этап начнется 2 февраля: в стране отменят обязательное ношение масок на улице и снимут ограничения на число посетителей концертов, спортивных матчей и других массовых мероприятий. Со 2 февраля в стране также будет отменена обязательная удаленная работа из дома. Еще через две недели, 16 февраля, во Франции вновь откроются ночные клубы, а на стадионах и в кинотеатрах разрешат есть и пить.

При этом французские власти ужесточили давление на непривитых граждан. Раньше жители страны могли посещать бары, рестораны и другие заведения, предъявляя так называемый санитарный пропуск: его выдавали не только после прививки или выздоровления от COVID-19, но и за отрицательный результат теста. С 24 января последнюю опцию отменили — таким образом руководство страны пытается повысить уровень вакцинации населения. При этом ранее президент Франции Эммануэль Макрон обещал «смешать с дерьмом» антипрививочников.

Австрия

Протестующий против коронавирусных ограничений в Вене, Австрия

Протестующий против коронавирусных ограничений в Вене, Австрия

Фото: Lisa Leutner / AP

Австрия также пошла по пути смягчения ограничений: с 31 января в стране был отменен локдаун для непривитых. Раньше им разрешалось покидать дома только по необходимости, например, для похода в магазин или аптеку. Однако противникам вакцинации долго радоваться не пришлось: спустя сутки, 1 февраля, в силу вступил закон об обязательной вакцинации — первый в своем роде в Европе.

Правительство уведомит каждое домохозяйство о введенных мерах и предоставит отсрочку до 15 марта для прохождения вакцинации тем, кто ранее решил от нее воздержаться по неуважительной причине. После в силу вступят штрафы: попавшимся первый раз будет грозить штраф в 600 евро, за неоднократные нарушения сумма может достигать 3,6 тысячи евро в год. Кроме того, противникам вакцинации будут регулярно рассылаться повестки с требованием привиться. Закон будет действовать в отношении всех граждан страны старше 18 лет, исключением станут беременные женщины и люди, которым вакцинация противопоказана по медицинским соображениям.

Одновременно с этим власти планируют смягчить санитарные ограничения. С 5 февраля будут увеличены часы работы магазинов и ресторанов. С 12 февраля не нужно будет предъявлять удостоверение о вакцинации или перенесенной болезни, чтобы зайти в магазины.

Нидерланды

Рестораны, открывшиеся спустя месяц жестких ограничений, Неймеген, Нидерланды

Рестораны, открывшиеся спустя месяц жестких ограничений, Неймеген, Нидерланды

Фото: Piroschka van de Wouw / Reuters

В Нидерландах действовали одни из самых жестоких коронавирусных ограничений в Европе. Но власти королевства решили последовать примеру других стран Европы, хотя и с оговоркой, что «идут на риск». В стране вновь открываются рестораны, бары, театры и музеи, которые были закрыты на протяжении последнего месяца. Однако часы их работы будут ограничены до 22:00, а на входе понадобится предъявить либо отрицательный тест, либо свидетельство о вакцинации или перенесенной болезни. Ночные клубы решено было оставить закрытыми, а число посетителей спортивных и массовых мероприятий ограничить до 1250 человек.

Часть ограничений решили снять также власти Финляндии. Рестораны теперь будут работать до 21:00, максимальная посадка не должна превышать 75 процентов. Барам предписали закрываться в 18:00, а алкоголь переставать подавать за час до закрытия.

Мысли клубят под лучами солнца

Артисты развлекают путешественников в аэропорту Хитроу, Великобритания

Артисты развлекают путешественников в аэропорту Хитроу, Великобритания

Фото: Henry Nicholls / Reuters

Одновременно со смягчением санитарных ограничений в ряде европейских государств Совет Европейского союза решил упростить правила въезда в страны объединения. С 1 февраля при въезде в страны ЕС ключевым становится ковид-статус путешественника, а не эпидемиологическая обстановка в стране, из которой он приехал. Исключением, правда, станут государства с очень высоким темпом распространения коронавируса.

Для въезда в Евросоюз понадобится электронный сертификат ЕС, свидетельствующий о вакцинации, перенесенном заболевании или отрицательном тесте. Тем, у кого подобного документа нет, понадобится сдать тест на коронавирус не позже 24 часов до или после прибытия. Впрочем, каждая страна Евросоюза вправе самостоятельно устанавливать дополнительные ограничения и требования для прибывающих путешественников.

Я боюсь, что завтра не проснемся

Будка для тестирования на коронавирус в Берлине, Германия

Будка для тестирования на коронавирус в Берлине, Германия

Фото: Michael Sohn / AP

Некоторые страны Европы решили не спешить со снятием ограничений. Среди них — Германия, занимающая второе место в регионе по числу новых случаев COVID-19. Немецкий канцлер Олаф Шольц объяснил необходимость эпидемиологических мер высокими темпами распространения вируса. Озабоченность властей вызывает и тот факт, что в стране выше доля непривитых среди пожилого населения, чем в ряде других государств Европы.

В ВОЗ тоже призывают не утешаться заявлениями о том, что распространение омикрона положит конец пандемии. По словам генерального директора организации Тедроса Аданома Гебрейесуса, ситуация ровно противоположная: в мире создается идеальная среда для возникновения новых разновидностей коронавируса. По мнению экспертов ВОЗ, вирус будет становиться все более заразным, при этом новые разновидности могут оказаться еще опаснее и смертельнее предыдущих.

Страны упрощают и ужесточают въезд для туристов из России

Страны упрощают и ужесточают въезд для туристов из России

В Египте завершился пятый конкурс красоты и таланта для представительниц туриндустрии – Tourism Beauty Awards 2021, на котором в номинации «Краса ТурДома» победила Имана Кульга из Санкт-Петербурга. В интервью нашей редакции Имана рассказала о том, как продавать страны, о которых мало что знаешь, как относиться к прогнозам о скорой «смерти турагентств» и что сейчас приносит больше денег – туризм или TikTok.

Израиль. Власти Израиля 28 января решили облегчить процедуру въезда в страну, но только для российских туристов, вакцинированных «Спутником V». Получить «зеленый сертификат» можно еще до вылета в Израиль – это могут сделать путешественники, вакцинированные в течение последних 6 месяцев. Важно: для въезда в страну также нужно получить положительный результат анализа на антитела, но сделать его можно только в «Инвитро», так как именно эта лаборатория признана Минздравом Израиля.

Индонезия. Остров Бали с 4 февраля открыл границы для россиян, получивших обе дозы «Спутника V». При этом путешественникам всё равно придется сидеть на карантине, но уже не неделю, а всего 5 дней. Также надо сдать ПЦР-тест не только до вылета на остров, но и по прибытии на курорт. За день до окончания карантина путешественников попросят сдать еще один ПЦР.

Филиппины. После двухлетнего перерыва власти Филиппин решили возобновить туристическую деятельность в стране и разрешили туристам из России, полностью вакцинированным признанными ВОЗ вакцинами, посещать государство. Однако позднее посольство уточнило, что воспользоваться этим правом россияне пока не могут – мешает отсутствие взаимного признания сертификатов о вакцинации. Но есть надежда, что эту формальность скоро устранят.

Тунис. Сделаны небольшие послабления для российских туристов, которые подразумевают, что пассажиры, садящиеся на рейс до Туниса, могут предъявить не только ПЦР-тест, но и тест на антиген TDR-Ag. Сдать анализы необходимо за сутки до путешествия. Кроме этого, в аэропорту по-прежнему проводится выборочное тестирование прибывших: путешественники с положительным результатом на 5 дней отправляются на карантин.

Марокко. Рабат с 7 февраля возобновляет пассажирское сообщение и принимает вакцинированных путешественников. Важный момент: чтобы попасть в страну, даже туристам с полной вакцинацией необходимо предъявить в аэропорту отрицательный ПЦР-тест, а также сдать еще один экспресс-тест по прибытии в Марокко.

Мадейра. Посольство Португалии в РФ подтвердило, что принимает документы на оформление виз от желающих посетить Мадейру на прямых рейсах, которые начнутся с 20 февраля, введено также небольшое послабление для туристов. Если раньше попасть на остров можно было, показав сертификат о полной вакцинации, справку о перенесенном заболевании или отрицательный анализ ПЦР, то теперь вместо ПЦР допускается иметь тест на антиген, сделанный за 48 часов до вылета. Также анализы можно сдать уже по прибытии на Мадейру. Туристам, привитым не более чем за 14 дней до вылета, а также детям до 12 лет сдавать тесты не нужно.

Страны, ужесточившие правила въезда

Катар. С 3 февраля ужесточено требование к сертификату вакцинации «Спутником». Теперь попасть в Катар смогут россияне, получившие обе дозы «Спутника V», не позднее чем за полгода до путешествия (ранее – год).

Дубай. Власти Дубая решили сократить срок действия ПЦР-теста для путешественников из России с 72 до 48 часов. Кроме этого, по прибытии туристы должны повторно сдать ПЦР-тест и уйти на самоизоляцию до получения результатов.

Италия пока не готова открыть двери для туристов из РФ и оставила в силе действующие правила въезда из третьих стран. Это значит, что россияне по-прежнему не попадут на территорию государства в туристических целях, но могут «попытать счастье» с рабочим визитом или с целью лечения. При этом срок действия ковидного паспорта россиянина не должен превышать полугода. В противном случае придется дополнительно сдать ПЦР-тест на территории Италии.

Ссылка на основную публикацию