Где находится Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Местоположение мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави на карте Туркестана и описание

Где находится Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Местоположение мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави на карте Туркестана и описание

Всевышнего просторен тихий сад.

Я в нём хочу быть соловьём печальным,

Чтоб видеть лучезарный облик твой,

О, мой Аллах! Но не глазами – сердцем…

Ходжа Ахмед Ясави

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (Яссауи) расположен в городе Туркестан в Южно-Казахстанской области. Его по праву называют восьмым чудом света. Это комплекс дворцов и храмов, шедевр средневековой архитектуры, включенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ходжа Ахмед Ясави (Султан Хазрет) – великий тюркский поэт-суфий и мыслитель XII века. До нашего времени дошла его книга “Диван-и-Хикмет” (“Книга мудрости”), одна из древнейших в мире тюркоязычных книг. Она представляет собой 149 религиозно-философских стихотворений – хикметов. Ясави организовал собственную суфийскую общину, заповедями которой были труд, скромная жизнь, миссионерство, молитвы. В память об умершем в 63 года пророке Мухаммеде Ясави посчитал ненужным видеть дневной свет дольше него, и, отметив свой 63-й день рождения, удалился в подземную келью возле мечети. Умер поэт в 1166 или 1167 году. Его могила сразу же стала местом поклонения мусульман. Говорили, что ее трёхкратное посещение приравнивалось к хаджу в Мекку.Благодаря Ходже Ахмеду город Ясы – Туркестан – стал духовным центром всех тюрков.

Суфизм – предположительно от арабского “суф” (шерсть) –мистическое течение в исламе, одно из основных направлений классической арабо-мусульманской философии. Суфизм – это путь очищения души от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух).

Спустя 233 года на месте захоронения Ясави был возведен невероятной красоты и величия мавзолей. Он был построен всего за десять лет – небывало короткий срок! Мавзолей представляет собой огромное прямоугольное здание с порталами и куполами. Высота арочного портала – 37,5 метров, высота главного купола– 44 метра, диаметр – 22 метра. Толщина внешних стен – 2 м, стен центрального зала – 3 м. Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: “Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом, Амира Темира гурагана – да продлит Аллах его повеления на века!”

В 1398 году Тамерлан (Амир Темир) одержал победу над Золотой Ордой и ее ханом Тохтамышем. В честь этого события он решил построить мемориальный комплекс на месте обветшавшего мавзолея Яссави в Туркестане, духовном и политическом центре степной цивилизации, одном из древнейших городов на Великом Шелковом пути, столице казахских ханов. Говорят, сам Тамерлан принимал участие в составлении проекта будущего мавзолея, в частности, он определил размеры здания, а также давал указания по поводу некоторых декоративных деталей. В 1405 году Тамерлан умер, и работы по строительству мавзолея приостановились. На стенах до сих пор заметны остатки деревянных балок и отверстия от строительных лесов.

Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии, диаметр которого – около 18 м. В мавзолее – более 30 помещений, которые условно разбиты на восемь блоков. Соединяются они между собой переплетенными ходами, коридорами, витиеватыми двухэтажными лестницами. Свет проникает внутрь через забранные деревянными решетками окна, эхо далеко разносит шаги идущих. Полумрак, прохлада, тишина рождают в сердцах паломников чувство глубокого благоговения и гармонии.

Казандык – самый большой зал мавзолея, парадное помещение, укрытое главным куполом. В нем находится древняя святыня, бронзовый котел Тай-Казан емкостью 60 ведер, диаметром 2,2 метра и весом 2 тонны. По преданию, Тай-Казан был отлит из сплава семи редких металлов в селе Карнак. Тай-Казан – символ единения и гостеприимства тюркских племен. Рассказывают, испив воды из него, паломник мог очиститься от скверны.

В 1934 году Тай-Казан был увезен в Ленинград, где в течение нескольких десятилетий экспонировался в одном из залов Эрмитажа. Лишь в 1988 году, по настоянию казахстанского правительства, священный Тай-Казан был возвращен на свое исконное место.

Кабырхана – усыпальница Ходжи Ахмеда Ясави. В нее ведут покрытые тонкой филигранной резьбой двери, инкрустированные ценными породами деревьев. В центре этого квадратного купольного помещения размещается надгробие, облицованное бледно-зеленым орнаментом.

Аксараи, Большой и Малый, в XV-XVI веках использовались как дворцовые покои, здесь находилась ставка казахских ханов. В Большом Аксарае принимали послов из других стран и проводили курултаи, на которых собирались самые знатные и влиятельные люди степи. Здесь восходящие на престол ханы давали клятву верности своему народу, здесь до сих пор хранятся ханское кресло и скипетр, символы ханской власти. Многие из великих людей похоронены в стенах мавзолея, в Малом Аксарае. Самое древнее захоронение датируется 1431 годом, а всего насчитывается 43 могильных камня. В мавзолее покоится прах Абылай-хана, Богенбай батыра и других казахских властителей и полководцев.

Малая мечеть – крестообразное помещение, увенчанное удивительным куполом, будто вырезанным из перламутра и установленным на высоком барабане со световыми проемами.

Кроме того, в мавзолее находятся библиотека (китабхана), подземная келья (хильвет), где провел свои последние годы Ясави, шильдехана – комната освящения новорожденных. В обширный хозяйственный комплекс входят колодезная (кудукхана) – поднятую из этого колодца воду мусульмане считали священной, ею наполняли Тай-Казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников; кухня (асхана), где готовили ритуальную пищу из пшеницы и баранины; жилые помещения (худжры) и даже баня (монша), где можно увидеть старинные медные тазы и кувшины.

Архитектура мавзолея, выстроенного по самым передовым технологиям своего времени, неповторима. При сооружении этого здания персидские зодчие применяли ряд новаторских архитектурных и строительных решений, которые были использованы при возведении Самарканда, столицы империи Тимуридов. Для строительства использовались особый раствор и жженный красный кирпич.

Богатство и разнообразие декоративной отделки стен и куполов, удивительные по своей красоте и мастерству каменные и майоликовые плитки, которыми облицованы здания и купола, мозаика, настенная живопись, представленная вязью, геометрическими и растительными орнаментами, сталактиты, мощные колонны и изящные минареты – всё это дает яркое и полное представление о зодчестве времен Амира Темира, когда сформировались характерные черты архитектурного стиля Центральной Азии. Из всех монументальных зданий той эпохи только Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави сохранился полностью.

Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави скрывает множество тайн. Издавна ученые ломают голову над тем, почему мавзолей не ориентирован на Мекку, как абсолютное большинство культовых зданий той эпохи? Другая загадка связана с фундаментом мавзолея, которого, судя по всему, просто. нет! Роль фундамента выполняли многослойные глиняные заливы толщиной до полутора метров. Тем не менее, мавзолей простоял шесть веков и перенес немало землетрясений и войн. Отсутствие основательного фундамента объясняют тем, что глинобитной основы было вполне достаточно. По преданию, на строительство мавзолея были согнаны тысячи быков, которых водили по кругу, чтобы они “утоптали” платформу под будущее здание. Другие историки, впрочем, отмечают, что и во времена Тамерлана существовали халтура и недобросовестные подрядчики… В начале 2000-х годов под древние стены мавзолея был подведен бетонный фундамент.

Мавзолей был поврежден во время нашествия джунгар в 1723 г., кокандцев в 1846 г., а также во время последнего штурма царской армии в 1856 г. В одиннадцати местах памятника есть следы от пушечных снарядов.

Другая загадка мавзолея – это секрет производства древней глазури и красок, покрывавших облицовочную плитку. Новые технологии не смогли помочь восстановить рецепт мастеров прошлого. При реставрации облицовки купола современной плиткой уже через год покрытие пришлось снимать, так как купол начал набухать водой. Но ведь древние строители как-то смогли обеспечить не только водонепроницаемость, но и естественную вентиляцию купола.

Говорят, дорога паломника, посетившего Туркестан, не может не привести его в мавзолей, возведенный Темиром Амиром над захоронением легендарного Султана Хазрета, духовного наставника тюркских народов, которого поколения благодарных потомков называют “Принесший в степь свет Ислама”.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави – главная святыня Туркестана

В отличие от оседлых народов, казахстанские кочевники вместе со своим имуществом постоянно переезжали с места на место в поисках лучших пастбищ для скота. Кочевой народ передавал традиции из уст в уста на протяжении веков, но не оставил потомкам больших архитектурных памятников.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави с высоты птичьего полёта

Тем ценнее для казахов великолепный мавзолей, построенный в Южном Казахстане среди бескрайних степей города Туркестана. По сей день здесь помнят и почитают религиозного просветителя по имени Ахмед Ясави, который проповедовал ислам среди казахов и призывал тюркоязычные народы к духовному единению. Кочевники заучивали наизусть стихи Ясави из сборника «Дивани Хикмат» и в трудных жизненных ситуациях шли за советом к мудрецу, преодолевая все тяготы караванных путешествий.

Как человек преданный учению ислама, Ахмед Ясави считал, что не может жить дольше пророка Мухаммеда и в возрасте 63 лет заточил себя в подземной келье, вдали от дневного света, где и провёл остаток своих дней. В 1166 году великий суфий умер и был погребён с большими почестями в маленьком мавзолее. В 1385 году Тамерлан приказал построить над могилой Ахмеда Ясави грандиозный мемориальный комплекс. Возводя мавзолей над могилой пророка, Тамерлан возвеличивал свой авторитет в глазах простого народа.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (слева), мавзолей Рабиги Султан Бегим (справа)

Кроме того, новый архитектурный ансамбль был призван демонстрировать могущество державы и внушать благоговейный трепет вражеским ордам, проезжающим мимо пограничного города Яссы (Туркестана). Границы империи Тамерлана простирались от пирамид Гизы до Великой китайской стены, а в 1395 году список побед великого эмира ознаменовался разрушением Золотой орды. Совместно с лучшими зодчими «Владыка мира» разработал проект мавзолея. От кирпичного завода, находящегося в Сауране (40 км от Туркестана), были расставлены цепочкой рабочие, которые из рук в руки передавали кирпич к месту стройки. В 1405 году Тамерлан умер перед походом на Китай , но к тому времени мавзолей предстал во всём блеске перед восхищёнными взорами казахов.

Помещения и реликвии мавзолейного комплекса в Туркестане

Архитектурный ансамбль в честь Ходжи Ахмеда Ясави объединил в своих стенах различные по функциям помещения: гурхану (усыпальницу), мечеть и др.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане

Вид мавзолея с востока

Так, в дворцовом зале «Большой Аксарай» проводились собрания дервишей и переговоры с иностранными послами. Малый Аксарай служил склепом: в 1431 — 1917 годах здесь хоронили уважаемых людей. Кытабхана (библиотека), содержащая большую коллекцию древних рукописей, использовалась и в качестве медресе, где людей обучали канонам ислама. При мавзолее выстроен хозяйственный комплекс: асхана (столовая), в которой готовили ритуальные кушанья для паломников, и кудукхана (колодезная), где находится колодец со священной водой. Все эти помещения сгруппированы вокруг казандыка — самого большого парадного зала, в центре которого установлен древний Тай Казан — огромная чаша (котёл) для воды. По легенде, этот котёл весом в 2 тонны изготовлен из сплава 7 металлов: цинка, свинца, железа, олова, серебра, красной меди и золота. Казан декорирован растительными орнаментами и причудливой арабской вязью, а его 10 ручек выполнены в виде цветков лотоса. Сделанные на чаше надписи свидетельствуют о том, что казан был отлит в 1399 году по приказу Тамерлана иранским мастером Абдульгазизом ибн Шарафутдином.

Читайте также:  Как повлиял коронавирус на мировой и внутренний туризм?

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане

Также в казандыке хранятся и другие подарки Тамерлана — бронзовые подсвечники, инкрустированные серебром и золотом. Просторный зал перекрыт громадным куполом (диаметр 18.5 метра) такого же бирюзового цвета, как небо Казахстана. В глубине здания расположено главное помещение — усыпальница Ахмеда Ясави. В центре крестообразного в плане зала установлено надгробие, облицованное плитами из змеевика. Угловые гульдасты и карниз надгробия украшены рядами призматических фигур («сталактитами»). Помещение перекрыто высоким куполом, облицованным лазурными плитками. В северно-западном углу мавзолейного комплекса расположена мечеть, стены которой расписаны растительными и геометрическими орнаментами в голубых тонах. В стене помещения оборудован михраб (молитвенная ниша), декорированная мозаичным узором. Вокруг мавзолея чудом уцелели подземные жилища, в том числе келья, где 63-летний суфий Ахмед Ясави предавался размышлениям.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане

Вид мавзолея с тыла

У мусульман Казахстана три поездки к священному мавзолею приравниваются к паломничеству в Мекку, да и не набожные люди считают своим долгом хотя бы раз в жизни поклониться праху Ясави, принесшему в степь свет ислама. Ещё при жизни проповедника среди казахов бытовала такая пословица: «В Мекке-Медине — Мухаммед, а в Туркестане — Ходжа Ахмед».

Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи

Туркестан обрел широкую мировую известность благодаря проповеднической деятельности прославленного суфийского шайха и философа Ходжа Ахмета Яссави. В то время (XII в.) город был известен под именем Яссы. Отсюда и нисба (имя-прозвище по месту рождения) в имени известнейшего на Востоке мусульманского святого – Яссави.

В XVI-XVIII вв. Туркестан был столицей Казахского ханства. Казахские ханы осознавали политическую и духовную значимость этого города для сплочения казахского народа. Туркестан и его величественный памятник – мавзолей Ходжа Ахмета Яссави – связываются с идеей казахской государственности. Эта роль подчеркивается еще и тем фактом, что столь значительное и почитаемое место со временем превратилось в пантеон выдающихся государственных деятелей, знаменитых ученых и поэтов. Внутри комплекса были погребены такие известные в истории люди, какАбулхайр-хан, Рабига Султан-Бегим, Жолбарыс-хан, Есим-хан, Ондан-султан, Абылай-хан, Каз дауысты Казыбек-би и многие другие.

Ходжа Ахмет Яссави
Родившийся в Испиджабе (ныне г. Сайрам), Ходжа Ахмет Яссави получил первоначальное образование у своего отца шайха Ибрагима. Есть другая версия о том, что Ходжа Ахмет родился в самом Яссы. Дальнейшее образование ему дал Баха’ ад-дин Испиджаби, известный ученый ханафитского мазхаба. После этого он отправился в Отрар к знаменитому Арыстан Бабу. В начале XVI века в сочинении накшбандийского автора Кашифи “Рашахат айн ал-хайат” появляется предание о том, что после смерти учителя Ахмет Яссави направляется в Бухару, которую мусульмане всего мира называли куполом ислама (куббат ал-ислам). Здесь он обучался у Абу Йусуфа Хамадани (ум. 534/1140 г.), суфийского авторитета из Хорасана.

Существуют различные версии преданий относительно духовного становления Ахмета как личности и его генеалогии. Нужно заметить, что мир идей и символов в таком направлении ислама как суфизм очень своеобразен. Согласно одной из них, пророк Мухаммад перед кончиной, собрав народ, обратился с вопросом: “Кто возьмет на себя символ моей миссии (аманат – чётки) и продолжит мои дела?” Вызвался долгожитель Арыстан Баб. 500 лет спустя где-то в степи встречается Арыстан Бабу 11-летний мальчик и безо всяких предисловий требует: “Аксакал, будьте добры, отдайте мне мой аманат”. Этим мальчиком был Ахмет Яссави.

Путь Ходжа Ахмета Яссави был очень тернистым и трудным, его учение вначале не хотели признавать. В течение 30-ти лет он был гонимым человеком, но несмотря на все трудности, он не сворачивает с выбранного пути.

Ходжа Ахмет Яссави в начале XII века отправляет своих первых учеников в разные концы тюркского мира. Своего внука от дочери – Ахмет Суфи он отправляет в город Кайалык, Хаким Ата Сулаймана Бакыргани – в город Ургенч. Сподвижники и ученики Ахмета Яссави: Хаким Ата (ум. в 582/1183 г.) и Сайид Ата (ум. В 615/1218 г.), распространили духовный метод своего шайха в бассейнах Сырдарьи и Волги, в Хорезме и даже в Восточном Туркестане. Процесс распространения учения Яссави шел рука об руку с исламизацией степных районов Центральной Азии. При жизни Ходжа Ахмеда Яссави среди его учеников было 12 тысяч избранных и 99 тысяч выходцев из простого народа. У него в г. Яссы было 40 ханаках-чилляхана (“обитель”, специальное заведение для прохождения 40 дневных курсов обучения суфийским радениям), в которых учились многие последователи, пришедшие со всех концов тюркского мира.

Согласно легенде, Яссави вынужден был уйти от мирской суеты для служения Всевышнему. Он поселился в подземной келье города Яссы, около мечети, где и провел остаток жизни. Ходжа Ахмет Яссави уходит из жизни в 562/1166-67 году.

Яссави – основатель “тюркского” пути (тарикат) мистического познания Аллаха в исламе. Признавая значимость его идей о единой сущности всего сущего, о близости и даже тождестве процесса познания Бога самосознанием, о необходимости собственного духовного опыта на пути созерцания, общения, соединения с Богом, исследователи отмечают адаптацию этих идей к народному миросозерцанию. Но, помимо всего сказанного, Яссави вошел в историю духовной культуры с точки зрения участия в процессе арабо-персидско-тюркского языкового взаимовлияния как большой мастер художественного слова, понятного и близкого простому люду. Произведение Яссави – общее духовное достояние всех тюркских народов. До сих пор все тюрки могут читать текст “Хикметов” без перевода в оригинале. “Хикметы” стали идеологической основой для сплочения созданной им общины. Отрывки из “Хикметов” распевались во время Яссавийского зикра (суфийских радений), которые часто сопровождались активными телодвижениями и экстатическим поведением (асма) участников. Тема зикра предстает важнейшей и в хикметах-наставлениях Ахмета Яссави.

Зикр
Зикр (в переводе с арабского – «поминание») — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса) и контролировать своё дыхание. Зикр нередко противопоставляют фикру, т. с. «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации.

Различают следующие виды зикра: зикр джахри (джали) — поминание вслух; зикр хафи — мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно было либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины [маджлис аз-зикр]. Некоторые братства (такие, например, как шадилийа, халватийа, даркава и т. д.) подчёркивали преимущества уединенного зикра, который они называли «зикром избранников [Божьих]» (зикр аль-хавасс), то есть тех, кто приблизился к концу мистического «пути». Другие же (например, рахманийа в Алжире и Тунисе) указывали на «опасности» уединённого поминания и советовали сочетать его с коллективным зикром, который мог отправляться как во время больших «собраний» (хадра), так и в небольших «кружках» (халка) подвижников. Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических айатов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом.

Слово зикр взято из Корана, где оно встречается, в частности, в следующих стихах: «Вспомни [узкур] твоего Господа, когда ты забудешь» (18:24) и «О те, которые уверовали! Упоминайте [узкуру] Аллаха частым упоминанием» [зикран касиран] (33:41).

Описывая «ночное восхождение» Мухаммада к Божиему Престолу (мирадж), Халладж говорит, что путь к Богу, который лежит через «сад зикра», в сущности равнозначен «пути размышлений» о своей участи и о Боге (фикр).

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави
В конце XIV в. по велению великого Тимура (1370-1405), почитавшего Ходжа Ахмета Яссави, на месте небольшой усыпальницы был воздвигнут грандиозный мавзолей, именуемый “Хазрет-Султан” – шедевр средневековой архитектуры Казахстана. Поражают параметры этого великолепного сооружения. Дворец имеет в длину 65,5 м при ширине 45,5 м и при высоте арочных порталов в 37,5 м. Во дворце-мавзолее свыше тридцати помещений: церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей и т.д. Купола церемониального зала, мечети и мавзолея украшены глазурованными бирюзовыми кирпичами, а фасады расписаны куфическими надписями из синих, голубых и белых глазурованных кирпичей, соцветия которых ассоциируются с фоном природы и спецификой климата солнечной страны. Облицовка дворца-мавзолея выполнена полихромными глазурованными плитками. Отделка интерьеров вызывает восторженные отзывы известных авторитетов архитектуры.

С постройкой мавзолея Ходжа Ахмета Яссави связана еще одна местная легенда. Когда стали возводить стены мавзолея в честь Ахмета Яссави, разразилась буря и буйволы снесли стены. После вторичного возведения стен история повторилась, что повергло эмира Тимура в раздумье. Во сне ему является старец, который дает совет возвести сначала мавзолей над могилой Арыстан Баба как наставника Ахмета Яссави. С выполнением наказа задуманное строительство пошло своим чередом без происшествий. О значимости мавзолея Арыстан Баба свидетельствует обычай, согласно которому паломники должны были непременно провести ночь в Отраре, возле Арыстан Баба, где имелись караван-сарай, чайхана, постоялые дворы, сад. В дни религиозных праздников на огороженной высоким дувалом (стеной) территории Арыстан Баба происходили большие религиозные бдения.

Захоронения суфийских “святых” (турба) становятся объектами паломничества, у них, как и у живых шайхов, испрашивают “благодать”, ищут заступничества и исцеления. Гробницы Ахмета Яссави и Арыстан Баба связаны в одну сеть (цикл) паломничества (пилгримаж; зийарат).

Зийарат
Важной особенностью суфизма является культ святых (аулийа). Культ предков испокон веков являлись важнейшей составной частью менталитета тюрков. В тюркских мифах могилы предков являются святыней, местом поклонения. Считалось, что такие места укрыты Самим Богом от всех несчастий. Караваны в степи предпочитали устраивать ночевки у старых могил, рядом с ними клялись в верности и в правдивости своих слов. Молитва у мест захоронения относится к разряду важных казахских ритуалов. Выросшее у могилы дерево свидетельствует о святости покойного. Привязывая к веткам этого дерева полоски ткани (алам), молящиеся казахи, упоминая Аллаха, просят об исполнение своих желаний или об избавлении от болезней. Поэтому центры братства Яссавийа обычно располагались вокруг могил знаменитых Яссавийских шайхов, разбросанных по всей Центральной Азии, в частности, в Кипчакской степи, в южных регионах Казахстана: Туркестане и Чимкенте.

После смерти шайха созданный им духовный суфийский центр продолжал активную деятельность, а возникший у могилы мемориальный комплекс стал одним из популярных во всей Центральной Азии мест поклонения. Служители святых мест утверждают, что троекратное (вариант: семикратное) посещение (зийарат) мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави для немощных людей приравнивается к большому паломничеству (хаджж) в Мекку. И как всегда было на мусульманском Востоке, место массового поклонения стало местом активной торговли, ремесленной и духовной жизни.

Где находится Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Местоположение мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави на карте Туркестана и описание

Это грандиозное сооружение было воздвигнуто в честь жившего в XII в. известного на Востоке Ахмета Яссауи – признанного главы тюркской ветви суфизма, мыслителя, поэта. Комплекс мавзолея Ахмеда Ясауи находится в г. Туркестан Южного-Казахстанской области. Построен в период с 1385 по 1405 гг. Является комплексом, в котором объединены мавзолей, мечеть, ханака, помещения административного и хозяйственного назначения. Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи – шедевр архитектуры, выдающийся памятник средневекового зодчества.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясауи – удивительный комплекс дворцов и храмов, шедевр архитектуры, выдающийся памятник средневекового зодчества. Включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Мавзолей Ахмеда Ясауи является архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (помещения для совершения массовых ритуальных обрядов — казандыка), помещений административного и хозяйственного назначения. В плане он имеет размеры 46,5 х 62,5м. Внешне симметричный, компактный план включает до 35 помещений, соединенных переходами, лестницами и коридорами, которые отходят от углов казандыка и членят помещение на восемь отсеков-блоков. Деление здания на блоки свидетельствует о стремлении обеспечить их самостоятельную осадку. Разные по весу части сооружения строители опирали на различные по глубине и строительным материалы конструкции.

Читайте также:  Бенедиктинский монастырь Мелька, Австрия: фото, описание, история

Большим разнообразием отличаются сводчатые конструкции. Здесь применены крестовые своды, тромповые, парусные, балочные и консольно-ячеистые подкупольные конструкции; параллельные арки, соединенные друг с другом полуарочками, конструкции являются зародышем идеи пересекающихся арок, которые получили окончательную разработку в последующие этапы развития архитектуры Средней Азии. Здание сложено из квадратного обожженного кирпича размерами 25х25х5см и 26х26х6см. В качестве вяжущего материала использован алебастровый (ганчевый) раствор.

Точный выбор конструктивной схемы, высокое качество материала и строительных работ обеспечили зданию прочность и устойчивость на века.

Величественна портальная часть памятника с глубокой и широкой арочной нишей и фланкирующими ее пилонами и минаретами. Благодаря значительной высоте (39 м) и большому пролету арки (18 м) она доминирует над основным объемом здания и подчеркивает монументальность его архитектурного облика. Характерный для эпохи Тимура декоративизм в решении парадных частей проявился в оформлении фасадов, которые насыщены геометрической и растительной орнаментацией с широким применением эпиграфики. Особым совершенством пропорций и богатством декора выделяется северный фасад. Трехчетвертные колонны на углах его сравнительно небольшого портала увенчаны лирообразными капителями, облицованными бирюзовой майоликой с растительным орнаментом. Стволы колонн отделаны шестигранными майоликовыми плитами. Их узор, сливаясь, образует непрерывающийся рисунок. Над порталом на высоком барабане возвышается купол кабырханы – усыпальницы Ахмеда Ясауи. Памятник состоит из восьми помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комплекс зала – Казандыка. Это мавзолей Ходжа Ахмеда Ясауи, мечеть, дворцовые залы – большой и малый аксараи, библиотека (китабхана) и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (кудукхана), кухня (асхана), жилые помещения (худжры) и другие.

Мавзолей Ахмеда Ясауи — мерило нравственности. Преувеличенные размеры, совершенство пропорций, новизна некоторых конструктивных приемов, богатство и разнообразие архитектурного декора мавзолея Ахмеда Ясауи дают полное представление о монументальном стиле архитектуры эпохи Тимура, сложившемся в конце XIV-начале XV вв. Вместе с тем истоки архитектурно-строительных приемов и мотивы декоративных средств тесно связаны с архитектурой предшествующего караханидского периода, когда сформировались характерные черты архитектуры народов Средней Азии. На протяжении веков этот памятник служил не только нравственным мерилом, но и мерилом высокой строительной культуры.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави – Mausoleum of Khoja Ahmed Yasawi

Мавзолей Хаваджи Ахмеда Ясави (Казахский: Қожа Ахмет Яссауи кесенесі , Коджа Ахмет Яссайы Кесенеси) это мавзолей в городе Туркестан, на юге Казахстан. Строение было сдано в эксплуатацию в 1389 г. Тимур, который правил этой территорией как часть обширного Империя Тимуридов, [1] заменить мавзолей меньшего размера XII века знаменитого Тюркский поэт и Суфий мистика, [2] Ходжа Ахмед Ясави (1093–1166). Однако строительство было остановлено со смертью Тимура в 1405 году. [3]

Несмотря на незавершенное состояние, мавзолей сохранился как один из наиболее хорошо сохранившихся. Тимуридские постройки. Его создание положило начало архитектурному стилю Тимуридов. [4] Экспериментальный пространственное расположение, инновационные архитектурные решения для свод и купол конструкции и украшения с использованием глазурованная плитка сделали структуру прототипом этого самобытного искусства, которое распространилось по империи и за ее пределами. [3]

Религиозная структура продолжает привлекать паломников со всей Центральной Азии и стала олицетворением Казахская национальная идентичность. [3] [5] [6] Он был защищен как Национальный монумент, пока ЮНЕСКО признал его первым местом вотчины страны, объявив его Объект всемирного наследия в 2003 г. [7]

Содержание

Место расположения

Мавзолей Хаваджи Ахмеда Ясави расположен в северо-восточной части современного города Туркестан (ранее известного как Хазрат-е Туркестан). [3] [5] древний центр караван торговля, известная ранее как Хазрет, а затем как Яси, [8] в южной части Казахстана. Здание находится в непосредственной близости от исторического цитадель, [9] который сейчас археологические раскопки. [3]

Остатки средневековых построек, таких как другие мавзолеи, мечети и бани охарактеризовать археологический район. [3] К северу от мавзолея Хаваджи Ахмеда Ясави реконструированная часть стены цитадели 1970-х годов отделяет исторический район от застроек современного города. [3]

История

Вид сзади на мавзолей, где Banna’i техника – узоры глазурованной кирпичной кладки – лучше всего просматриваются.

Хаваджа Ахмед Ясави

Ходжа Ахмед Ясави (Khawaja или Khwaja (персидский: خواجه произносится khâje) соответствует «мастеру», откуда арабский: خواجة khawājah), также записываемый как Khawajah Akhmet Yassawi, был главой региональной школы суфизма, мистического движения в 12 веке. в ислам который начался в 9 веке. [3] Он родился в Испиджабе (совр. Сайрам) в 1093 году и провел большую часть своей жизни в Яси, умер там в 1166 году. [2] Он широко почитается в Центральная Азия и Тюркоязычный мир популяризации суфизма, [10] который поддерживал распространение ислама в этом районе, несмотря на современное нападение монгольского нашествия. [3] Созданная им богословская школа превратила Яссы в важнейший средневековый просветительский центр региона. [11] Он также был выдающимся поэтом, философом и государственным деятелем. [11] Ясави был похоронен в небольшом мавзолее, который стал местом паломничества для Мусульмане. [1] [11]

Новый мавзолей

Город Яси во время Монгольское нашествие на Хорезмию в 13 веке. [12] Со временем потомки монголов поселились в этом районе и приняли ислам. [1] Затем город перешел под контроль Династия Тимуридов в 1360-х гг. [3] Тимур (Тамерлан), основатель династии, расширил царство империи, включив в нее Месопотамия, Иран, и все Transoxiana, со столицей в Самарканд. [3] Чтобы заручиться поддержкой местных жителей, Тимур взял курс на строительство монументальных общественных и культовых зданий. [12] В Яси он обратил внимание на строительство более крупного мавзолея, в котором будут храниться останки Ясави. [13] [14] с намерением прославить ислам, способствовать его дальнейшему распространению и улучшить управление прилегающими территориями. [14]

Строительство нового мавзолея было начато в 1389 году. [3] Тимур привозил строителей из городов, которые он опустошал во время своих походов, в том числе мозаика-работники из Шираз и каменщики и лепнина-работники из Исфахан. [1] Мастерами-строителями руководил Ходжа Хосейн Ширази из Иран. [15] Сообщалось, что Тимур сам участвовал в проектировании конструкции, [1] [14] где он ввел экспериментальные пространственные устройства, типы сводов и куполов. Позднее эти нововведения были реализованы в религиозных постройках других городов. [3] Однако мавзолей остался незавершенным, когда Тимур умер в 1405 году. [3]

Упадок и сохранение

Когда Империя Тимуридов распался, контроль над непосредственной территорией перешел к Казахское ханство, что сделало Яссы, затем переименованный в Туркестан, своей столицей в 16 веке. [6] [16] Ханы (по-тюркски «правитель») стремились укрепить политическое и религиозное значение Туркестана, чтобы объединить кочевые племена в молодом государстве. [16] Таким образом, как политический центр ханства, в Туркестане принимались церемонии возведения ханов на престол и миссии соседних государств. [6] Казахское дворянство также проводило свои важнейшие собрания для решения государственных дел в столице. [16]

Город, расположенный на границе кочевой и оседлой культур, [6] процветал как крупнейший торгово-ремесленный центр ханства. [16] Укрепления были возведены для защиты этой коммерческой роли, [6] в том числе строительство оборонительных стен XIX века вокруг недостроенного мавзолея, [3] который стал важной достопримечательностью и центром паломничества города. В последующие века Туркестан и его исторические памятники стали связаны с идеей казахского государственного устройства. [16] [17] Политическая борьба и сдвиг в наземной торговле в пользу морских путей вскоре привели к упадку города, прежде чем он окончательно перешел в Российская империя в 1864 г. [3]

В конце концов город опустел; к западу от района был построен новый центр города, построенный вокруг нового железнодорожная станция. [3] Территория попала под Советская власть к 20 веку. Новая администрация провела консервационные и реставрационные работы на территории, [3] хотя они считали его скорее архитектурным, чем духовным сооружением. Поэтому мавзолей был закрыт для преданных, пришедших поклониться Ясави. [1] Тем не менее, местная ходжа, базирующаяся в мавзолее, позволяла паломникам тайно проникать в строение ночью. [18] Начиная с 1922 года в техническом обследовании здания принимали участие несколько комиссий. [14] Регулярное техническое обслуживание проводится с 1938 года, а в 1945 году была начата серия реставрационных кампаний, последняя из которых проводилась с 1993 по 2000 год. [3] Среди последних мероприятий по консервации была замена глиняного фундамента сооружения на железобетон, укрепление стен, гидроизоляция крыш и укладка новой черепицы на купола на основе исторических узоров и узоров. [3] Когда Казахстан обрел независимость, велись постоянные консервационные работы. Здание охраняется как национальный памятник и внесено в Список национальных достояний Казахстана. Сайт находится в ведении Государственного историко-культурного музея-заповедника Азрет-Султан, который отвечает за охрану, исследование, сохранение, мониторинг и обслуживание мавзолея. [3]

Архитектура

Незавершенное состояние мавзолея Хаваджи Ахмеда Ясави, особенно у входного портала и частей интерьера, [14] позволяют лучше изучить, как памятник был спроектирован и построен. [3] Структура прямоугольная в плане, размером 45,8 × 62,7 м (150,3 × 205,7 футов) и высотой 38,7 м (127,0 футов). Ориентирован с юго-востока на северо-запад. [3]

Основной материал, используемый для строительства: ганч– обожженный кирпич с примесью ступка, гипс и глина [3] – который был произведен на заводе в Сауране. [14] Слои глины, достигающие глубины 1,5 м (4,9 фута), чтобы предотвратить проникновение воды, были использованы для первоначального фундамента. [14] В ходе современных реставрационных работ они были заменены на железобетон. [3] Главный вход в мавзолей находится с юго-востока, через него посетители попадают в Главный зал 18,2 × 18,2 м (59,7 × 59,7 футов), известный как Казандык («медная комната»). [3] [14] [19] Раздел покрыт самый большой существующий кирпичный купол в Центральной Азиидиаметром 18,2 м (59,7 фута). [19] В центре Казандык это бронза котел, используется в религиозных целях. [14] Гробница Ясави расположена на центральной оси в конце здания на северо-западе, с саркофаг расположен точно в центре секции, которая имеет двояковыпуклую ребристую крышу – внутренний купол имеет высоту 17,0 м (55,8 футов), а внешний купол – 28,0 м (91,9 фута). [14] Снаружи купол покрыт гексагональной зеленой глазурованной плиткой с золотым узором. [14] Интерьер украшен сталактитами из алебастра, известными как Мукарнас. [3] Дополнительные помещения в структуре, всего более 35, [19] включают конференц-залы, трапезную, библиотеку и мечеть, стены которой украшены голубыми геометрическими и цветочными орнаментами. [14] Наружные стены мавзолея покрыты глазурованной плиткой с геометрическими узорами. Куфический и эпиграфические орнаменты Suls, полученные из Коран. [3] Первоначальные планы также предусматривали добавление двух минареты, но этого не произошло, когда строительство было остановлено в 1405 году. [3] [14]

Читайте также:  Карта горы Рейнир, где находится Гора Рейнир на карте мира

Наследие

Рождение тимуридской архитектуры

Строительство мавзолея обеспечило важные достижения в области строительных технологий, демонстрируя непревзойденные рекорды всех видов с точки зрения его сводчатых конструкций и художественных новшеств. [3] Достижения, связанные с возведением мавзолея, вместе с покровительством Тимуридов музыке, каллиграфия, Персидский миниатюрная живопись, литература, и различные научные занятия, [1] породили особый исламский художественный стиль, получивший название Тимуридов. [4]

Просторная конструкция использовала радиально-симметричный план для пространственного расположения. Визуальный баланс, созданный точной конструкцией, стал характерной эстетической чертой зданий Тимуридов, которая, как известно, была принята Могольская архитектура Индии, особенно в садах и строениях Могила Хумаюна и Тадж-Махал, оба по заказу потомков Тимура.

Техника двойного купола, выполненная в мавзолее, сделала возможным создание огромных куполов эпохи Тимуридов. [20] Купол создается с помощью скрещивания или углового брекетинга, который позволяет переходить от квадратного, восьмиугольного или 16-стороннего основания к вершине купола. [20] Действительно, главный купол мавзолея остается самым большим из существующих кирпичных куполов в Центральной Азии.

Также большое влияние оказали глазурованные плитки, мозаика, узорчатая кирпичная кладка и исламская каллиграфия. [20] Достижения в керамика Технологии позволили массовое производство глазурованной плитки, используемой для различных декоративных функций. [1] Среди техник, разработанных для декорирования плитки: [21]

  • Banna’i техника: «строительная техника», состоит из облицовки глазурованных кирпичей, вставленных внутрь неглазурованных для образования геометрических узоров.
  • Хафтранги: техника, которая позволяет создавать разноцветные узоры на одной плитке перед обжигом, не позволяя цветам смешиваться
  • Фаянс: узорчатая композиция из плотно подогнанных небольших кусочков плитки, поверхность которых покрыта глазурью разных цветов.

Использование плитки и Мукарнас несут сильное влияние Ирана, откуда родом многие архитекторы Тимура. [1] Покрытые поверхности создают визуальные эффекты, основанные на том, как наблюдатель будет рассматривать здание и «читать» каллиграфические сообщения. [20]

Тимуридская черепица не просто украшала здание как «прикладное» украшение. Скорее, в руках архитектора он рассматривался как неотъемлемый элемент его концепции, как совершенный объект. Большинство узоров плитки основывались на сложной системе пропорций и размеров или гирих. Квалифицированные ремесленники заменили гирих система и произвела очень сложные и фрактальные «квазикристаллические» узоры стен. Историки также рассказывают, как обстановка здания сочетается с театральным реквизитом, таким как шелковые шторы, навесы, вертикальные ширмы и лампы, отражающиеся в гигантских зеркалах, чтобы создавать незабываемые пространства.

— Д-р Ману П. Собти, Школа архитектуры и городского планирования, Университет Висконсина – Милуоки [20]

Плитка также использовалась, чтобы скрыть структурные стыки здания. [20] Использование бирюзовый и лазурно-синий, как основной цвет для многих построек, должен был контрастировать с ярким солнечным светом среднеазиатской пустыни. [20]

Выдающиеся образцы тимуридских куполов: из Туркестанского мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, оставили, и из самаркандского Гур-и Амира, верно.

Строительство мавзолея в то время, когда многие другие поселения в Центральной Азии переживали период застройки под политической идеологией Тимура. [3] позволил обмениваться идеями и методами по всей империи. Мастера-строители и рабочие из завоеванных городов собирались, чтобы строить проекты. Использование персидских архитекторов в ведении основных строительных работ привело к введению персидских элементов в стиль Тимуридов. Это, а также всеобщее покровительство Тимуридов искусству сделали их величайшими покровителями иранской культуры. [22]

Знаковые архитектурные и художественные решения, реализованные при возведении мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, были немедленно использованы в других строительных начинаниях, таких как современные работы в Самарканде, Герат, Сетка, Харгирд, Тайабад, Баку и Тебриз. [4] Считается, что вершина тимуридской архитектуры находится в зданиях Самарканда. [1] Тимур заполнил свою столицу как светскими, так и религиозными памятниками, а также множеством садов с каменными стенами и полами с замысловатыми узорами и дворцами, оборудованными золото, шелк и ковры. [1] [23] Среди них: [21]

    : самая большая мечеть в мире, когда она была построена в 1404 году; [24] он отображает заботу Тимура о монументальности и театральной аранжировке : могила Тимура; он содержит купол с двойной оболочкой для достижения вертикального эффекта : погребальный комплекс, представляющий собой вершину всех техник плитки, известных Тимуридам. : считается вершиной тимуридской архитектуры; [24] широкая площадь, окруженная высокими зданиями трех медресе (Исламские школы), даже если ни одна из них не была заказана самим Тимуром и была построена в более поздний период Улугбеком и губернатором Ялангтушем.

Таким образом, мавзолей рассматривается как прототип, [3] знаменуя начало нового архитектурного стиля, [4] кульминацией которого стали памятники Самарканда, [1] но также непрерывно развивалась, как и в случае с архитектурой Великих Моголов в Индии. Действительно, выдающиеся достижения Тимуридов в архитектуре заключены в арабской пословице из одного из зданий Тимура: «Если хочешь знать о нас, наблюдай за нашими зданиями». [1] [23] Именно по этой причине в 2003 году ЮНЕСКО признала мавзолей объектом Всемирного наследия. [7] после того же международного признания для сайтов Самарканда, Могилы Хумаюна и Тадж-Махала.

Религиозное и культурное значение

Более крупный мавзолей, заказанный Тимуридом, еще больше повысил религиозное значение святыни. Во времена Казахского ханства выдающиеся личности предпочитали хоронить в непосредственной близости от памятника. [3] [14] Среди них Абулхаир, Рабии Султан-Бегим, Жолбарыс-хан, Есим-хан, Ондан-султан (сын Шыгай-хана), Аблай Хан, Каз дауысты Казбек-би. [6] Святая слава мавзолея достигла и зарубежных земель. В начале 16 века Убайдулла-хан, преемник Мухаммад Шайбани Кан соседних Узбекское ханство, остановился у мавзолея перед битвой против Бабур, который позже стал основателем Империя Великих Моголов. Он поклялся, что если он выйдет победителем, его правление будет полностью следовать шариат закон. [25] Несмотря на публичное закрытие памятника в советское время, мавзолей продолжал привлекать паломников после отмены ордена. До наших дней мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави оставался объектом паломничества казахских мусульман. [5] [23] [26] Таким образом, город Туркестан стал второй Меккой для мусульман Средней Азии. [5] [6] Действительно, важность мавзолея для города подтверждается прежним названием Туркестана, Хазрат-е Туркестан, что буквально означает «Святой Туркестанский», что является прямым отсылкой к Ясави.

Как столица предыдущего Казахского ханства, в котором возникла особая казахская национальность, [6] [16] Туркестан остается культурным центром современного Казахстана. Будучи местом захоронения суфийского богослова и казахской знати ханства, мавзолей еще больше повысил престиж города. [1] Сохранение казахской нации и исламской веры в Центральной Азии в наше время является свидетельством исторический и культурное значение Туркестана, в центре которого находится Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. [11] Считающийся одним из величайших мавзолеев исламского мира, он сохранился и остается важным памятником как веры, так и архитектурных достижений региона.

Туркестан: Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

1) Первое о чем рассказывают, когда знакомят гостей с мавзолеем, об истории его строительства. Оно велось в период с 1385 по 1405 гг., а сам архитектурный памятник был воздвигнут по велению эмира Тимура (Тамерлана) в честь известного на Востоке суфийского (древнетюркского) поэта и проповедника Ахмета Ясави на месте, где ранее находилось его скромное надгробие. Началом строительства нового мавзолея на месте старого и ветхого Тамерлан отметил свою победу над ханом Тохтамышем, правителем Золотой Орды.

2) Нужно рассказать и о самом Ходжи Ахмеде Ясави. До нашего времени дошла его книга “Диван-и-Хикмет” (“Книга мудрости”), одна из древнейших в мире тюркоязычных книг. Она представляет собой 149 религиозно-философских стихотворений – хикметов. Еще он в народе был известен под именем Хазрет Султан. Достоверных фактов его биографии не так много, больше легенд. Родился в 1103 году в Сайраме на территории современного Казахстана. В память об умершем в 63 года пророке Мухаммеде Ясави посчитал ненужным видеть дневной свет дольше него, и, отметив свой 63-й день рождения, удалился в подземную келью возле мечети. Ясави похоронен как святой. Он считается национальным святым всех тюркских народов, населяющих Центральную Азию. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. 223 года спустя после его смерти над могилой воздвигнут мавзолей «Хазрет султан». При сооружении этого здания зодчие применяли ряд новаторских архитектурных и строительных решений, которые были использованы при возведении Самарканда, столицы империи Тимуридов.

3) В 1405 году Тамерлан умер, и работы по строительству мавзолея приостановились. На стенах до сих пор заметны остатки деревянных балок и отверстия от строительных лесов. Во времена Казахского ханства здание мавзолея Ходжи Ахмета Ясави и окрестные строения были резиденцией казахских ханов. Если власти Российской Империи не трогали тут ничего, то во времена СССР всё изменилось. Решением ЦК Компартии Казахской ССР в мавзолее был размещен республиканский антирелигиозный музей.

4) Мемориальный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави представляет собой гигантское здание в форме прямоугольника, размеры у него такие – 46,5 x 65,5 м. Оно украшенно порталами и куполами, один из которых — крупнейший кирпичный купол во всей Центральной Азии, его высота 44 м, диаметр 22 м.

5) Казандык – самый большой зал мавзолея, парадное помещение, укрытое главным куполом. В нем находится древняя святыня, бронзовый котел Тай-Казан емкостью 60 ведер.

6) Малая мечеть — основное место молитвы; библиотека, а также вспомогательные пристройки — баня с парильными комнатами, колодезная и столовая, где сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда, из которой ели паломники и другие древние предметы быта.

7) Помещение называется “Малый дворец” — тут на протяжении шестисот лет хоронили самых уважаемых людей. Всего здесь 43 надгробных камня. Самое старое захоронение 1431 года, самое последнее — 1917 года.

8) Вот вам одна из легенд, согласно которой по распоряжению Тамерлана над могилой Ходжа Ахмеда Ясави началось строительство мечети. Все попытки возвести стены терпели неудачу, сильная буря сносила их, по другой версии появление зелёного быка, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-Баба, а затем над могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Тимур так и сделал. Поэтому паломники первым посещают мавзолей Арыстан-Баба, а потом мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.

Есть и другое предание, говорят, что на строительство мавзолея были согнаны тысячи быков, которых водили по кругу, чтобы они “утоптали” платформу под будущее здание. Оно сложено из квадратного обожженного кирпича размерами 25х25х5см и 26х26х6см. В качестве вяжущего материала использован алебастровый (ганчевый) раствор.

9) Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — первый памятник Казахстана, включённый 5.07.2003 года в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

10) Последний факт, которым поделюсь с вами – внутри холодно. Несмотря на то, что находился в движении, я замерз. Может быть это из-за толщины стен и потому что было не лето? Внешние стены мавзолея почти 2 м толщиной, стены центрального зала — 3 м. Вот такой рассказ у меня получился. Здание очень впечатляет снаружи, даже не вериться, что оно возникло в степи. Хотя, учитывая, что тут рядом проходил Великий Шелковый Путь – ничего удивительного.

Ссылка на основную публикацию