Предельные размеры земельных участков 2022 – минимальные, максимальные, под ИЖС, для садоводства, сельскохозяйственного назначения, правовое регулирование

Предельные размеры земельных участков 2022 – минимальные, максимальные, под ИЖС, для садоводства, сельскохозяйственного назначения, правовое регулирование

Правовые особенности земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый интерес со стороны их землевладельцев и землепользователей. Поэтому подробному рассмотрению подлежат вопросы купли-продажи, аренды, приобретения права собственности, ограниченного использования, прав и обязанностей лиц, использующих данные земли.

Купля-продажа

При продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения преимущественное право имеет высший исполнительный орган- Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (МИЗО), что обязывает продавца уведомить данный орган об осуществлении продажи земельного участка с указанием цены, размера, местоположения и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет (данный срок не должен превышать 90 дней).

В случае отказа МИЗО в покупке земельного участка или отсутствии (в течение 30 дней со дня получения извещения) уведомления о намерении приобрести земельный участок, продавец в течение года имеет право продать данный земельный участок иным лицам по цене, которая не является ниже цены, указанной в извещении МИЗО. При изменении условий продажи земельного участка, продавец обязан направить новое извещение, иначе сделка купли-продажи будет считаться недействительной.

При покупке земельного участка необходимо обратить внимание на соблюдение продавцом обязательного вышеперечисленного действия в отношении высшего исполнительного органа, а также на факт внесения сведений о земельном участке в ЕГРН (то есть на проведение государственного кадастрового учета) и на наличие ограничений или обременений.

Аренда и собственность

Обязательным условием аренды земельного участка является осуществление государственного кадастрового учета.

Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от 3 до 49 лет. Исключение составляют земли для сенокошения и выпаса скота, договор аренды данных участков не может превышать 3 лет. В срок до 5 лет предоставляются в аренду земли крестьянским (фермерским) хозяйствам (К(Ф)Х), сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства без проведения торгов.

Арендатор может получить преимущественное право на повторное заключение договора аренды, если им надлежащим образом исполнялись обязанности по условиям договора. Площадь земельных участков, находящихся в аренде у арендатора не ограничивается. Расторжение договора возможно как по инициативе арендатора, так и арендодателя.

Возможна передача земельного участка в собственность арендатора при условии внесения арендатором всей выкупной цены, установленной в данном договоре. При этом необходимо учесть особенности, заключающиеся в процедуре купли-продажи земельного участка.

На территории Республики Крым определены максимальные и минимальные размеры земельных участков государственной и муниципальной собственности для предоставления гражданам. Так для ведения: садоводства- от 0,06 до 0,12 га, огородничества- от 0,06 до 0,2 га, животноводства- от 0,15 до 2 га, ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) (за границами населенных пунктов)- от 0,06 до 0,5 га, ведения К(Ф)Х – от 0,5 до 200 га.

Максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности одного физического или юридического лица не может превышать 1000 га, а максимальный размер участков, которые могут находиться одновременно в собственности и ином праве не может превышать 10000 га.

Ограниченное использование

Для сохранения плодородия земель сельскохозяйственного назначения установлен особый контроль за их использованием. Запрещается использование сельхозземель на расстоянии 30 километров от границ населенных пунктов для несельскохозяйственных целей (кроме размещения линий электропередач). Без утверждения проекта рекультивации, предусматривающий сохранение сельскохозяйственного назначения земель запрещается на них действия, связанные со строительством, ремонтом и эксплуатацией сооружений.

Сельскохозяйственные земли, кадастровая стоимость которых превышает среднюю кадастровую стоимость по муниципальному образованию, использовать для других целей не допускается. Приоритет в использовании и охране имеют земли (угодья): пашни, пастбища, залежи, сенокосы и земли под многолетними насаждениями.

Сельскохозяйственные угодья не могут быть использованы для строительства на садовых участках и включения в границы территорий ведения садоводства для собственных нужд.

На землях сельхозназначения, расположенных в границах водоохранных зон, запрещено использование сточных вод для повышения плодородия почв, применение авиации для борьбы с вредителями, сброс сточных вод, применение и хранение агрохимикатов и пестицидов. В границах прибрежных защитных полос также запрещается распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных.

Права и обязанности лиц, осуществляющих деятельность на землях сельскохозяйственного назначения

Лица, осуществляющие деятельность на землях сельскохозяйственного назначения, вправе проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель и получать информацию от органов исполнительной власти о состоянии плодородия почв на своих землях и динамике изменения их состояния.

Данные лица обязаны:

– осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель, а также исключающими неблагоприятное воздействие на окружающую среду;

– соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель;

– предоставлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

– содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследования земель;

– информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель и загрязнения почв на землях, находящихся в их владении или пользовании;

– выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Предельные размеры земельных участков 2022 – минимальные, максимальные, под ИЖС, для садоводства, сельскохозяйственного назначения, правовое регулирование

Пресс-центр

Публикации о Росреестре

Для «шести соток» пересмотрели правила

Для «шести соток» пересмотрели правила

Владельцы участков пытаются вникнуть в тонкости переменчивого законодательства. С 1 января 2019 года дачники будут жить и строиться по новым правилам, в силу вступит закон 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд», который называют новой дачно-садоводческой «конституцией». На самые частые вопросы, касающиеся ключевых изменений, отвечает Елена Брензей, заместитель начальника отдела регистрации недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области.

— Говорят, что разговоры о «новой дачной конституции» шли несколько лет, текст неоднократно переписывался. В итоге какие именно ключевые изменения в законодательство вступят в силу? Кого они коснутся?

— Действительно, с 1 января 2019 года садоводов и дачников ждут глобальные перемены. Закон №217-ФЗ вносит существенные изменения в деятельность садовых и огородных объединений граждан, наводит порядок в их организации. К слову, понятие «дача» уйдет в прошлое. Дачные участки будут приравнены к садовым. Также закон устанавливает контроль над руководящими органами садовых и огороднических некоммерческих объединений, определяет правила распоряжения имуществом общего пользования и уплаты взносов, в том числе при расходовании денежных средств товарищества. Согласно закону, имущество общего пользования, приобретенное после 1 января 2019 года, будет находиться в общей долевой собственности граждан — собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства и огородничества. Существенно, по сравнению с действующим 66-м законом, изменены нормы о правах и обязанностях граждан, которые вели хозяйство в индивидуальном порядке, то есть не являясь членами товарищества. Для этих граждан предусматриваются достаточно простые и понятные правила определения размера платы за содержание общего имущества. Закон также предусматривает возможность получения садовых и огородных земельных участков отдельными льготными категориями граждан. Ключевые же изменения касаются возможности строительства на земельных участках определенных объектов недвижимости.

— Как мы понимаем, закон официально разрешает строить капитальные дома на садовых участках, верно? Ранее эта норма не была нигде зафиксирована, хотя, по оценкам экспертов, больше 10% россиян постоянно живут на дачах. Несмотря на то, что прописаться там сложно.

— Закон четко разграничивает объекты, которые будет разрешено возводить на том или ином участке. Для владельцев огородного участка новый закон ничего не изменит. Они по-прежнему смогут возводить на своей земле только хозяйственные постройки. А вот садоводы наконец-то получат возможность строительства на своих участках не только садовых домов и хозяйственных построек, но и жилых домов.

Здесь важно разграничить понятия садовый и жилой дом. Садовый дом предназначен для временного пребывания и отдыха. Для его строительства не требуется оформлять разрешительную документацию. Понятие «садовый дом» вводится на смену «жилого строения». В отличие от садового домика, жилой дом предназначен для постоянного проживания, то есть в нем можно прописаться. Оформление в собственность этих объектов недвижимости будет осуществляться по тем же правилам, по которым сейчас проводится регистрация прав на индивидуальные жилые дома. То есть перед началом строительства собственнику участка необходимо будет направить уведомление в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Регистрация прав на такие дома будет проводиться в упрощенном порядке — по минимальному пакету документов.

Для проведения процедуры в орган регистрации прав достаточно будет предоставить правоустанавливающие документы на земельный участок и технический план. Технический план изготавливается в данном случае на основании декларации об объекте недвижимого имущества, уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства.

— Если до 1 января 2019 года строение было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости с назначением «жилое» или «жилое строение», то оно автоматически признается жилым дом. Но, если назначение дачи было указано как «нежилое», то есть объект сезонного или вспомогательного использования, предназначенный для отдыха и временного пребывания людей, и при этом дача не является хозяйственной постройкой или гаражом, то она автоматически признается садовым домом.

— Много обсуждается тот факт, что «кооперативов больше не будет». Какие документы и в какие сроки придется переоформлять? На что следует обратить внимание?

— Новым законом определены только две возможные юридические формы некоммерческих объединений граждан — для ведения садоводства и для ведения огородничества (в старом законе было предусмотрено 9 форм). Участки с разрешенным использованием «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства», «для дачного строительства» с 1 января 2019 года считаются садовыми земельными участками. Участки с разрешенным использованием «для огородничества», «для ведения огородничества» с 1 января 2019 года считаются огородными земельными участками.

Учредительные документы, а также наименования некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, подлежат приведению в соответствие с положениями закона при первом изменении учредительных документов. То есть специально вносить изменения в правоустанавливающие и иные документы не потребуется. Можно просто дождаться, когда в них поменяются еще какие-либо сведения (например, юридический адрес) и внести необходимые изменения. Переоформление документов также может быть проведено по желанию заинтересованных лиц.

Новый закон о строительстве жилого дома на сельхозземле – с 1 марта 2022 года

Новый закон – старт «эры» возведения фермерских домов на сельхозземле

Дата 1 марта 2022 года, указанная в названии статьи, – срок вступления в силу ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 299-ФЗ от 02.07.2021).

В соответствии с этим законом и обозначенной датой его актуализации в России начнётся «эра» возведения фермерских домов. Завершится она 1 марта 2026 года – в последний день их регистрации в ЕГРН.

Проект долгожданного закона, пребывавший словно в «замороженном состоянии» с 2018 года после первого успешного чтения в Государственной Думе, стремительно финишировал в летом 2021 года:

  • 15 июня 2021 года единогласно принят депутатами Государственной думы, рассмотревшими законопроект сразу в 2 и 3 чтениях
  • 23 июня одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ
  • 2 июля подписан Президентом РФ

Принятый закон имеет высокую социальную значимость – он позволит фермерам построить жилые дома для своих семей на земельных участках, расположенных за пределами населённых пунктов и используемых в сельскохозяйственных целях.

Ранее такая деятельность была запрещена, и фермеры не могли проживать в непосредственной близости к хозяйствам, на которых занимались с/х производством. Столь жёсткая позиция государства обосновывалась объективными задачами:

  • законодательное регулирование вопросов использования и застройки земель с/х назначения
  • сбережение невосполнимого природного ресурса нашей страны
  • обеспечение правовой защиты сельхозземель от распространившихся случаев их эксплуатации не по функциональному назначению
Читайте также:  Где находится Крепость Лалбах. Местоположение крепости Лалбах на карте Дакки и описание

В этих целях, в частности, прежде действовавший Закон РСФСР (№348-1 от 22.11.1990), был признан утратившим силу (пункт 1 статьи 23 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74 от 11.06.2003).

Старый закон предусматривал возможность строить и иметь в имуществе хозяйства жилые и хозяйственные постройки. В период его актуальности появились фермерские дома, сохранившие свой статус и по сей день.

Следствием отмены старого закона стало лишение права рачительных фермеров, планировавших полноценное обустройство своих хозяйств, обзавестись жилыми домами на земельных участках, на которых они занимаются с/х деятельностью. Эта проблема становилась всё более злободневной.

В итоге, уже современный законодатель сумел найти удачный компромисс между интересами государства и фермеров. Изданный федеральный закон № 299-ФЗ от 02.07.2021 сочетает одновременно:

  1. ликвидацию барьера по строительству жилья на фермерской земле
  2. выполнение новых установленных требований, предъявляемых как к региональным властям и муниципалитетам, так и непосредственно к фермерам, направленных на обеспечение сохранности земель с/х назначения от непрофильной застройки

Суть нововведений

1. Условия строительства жилого дома на участках с/х назначения

Одно из главных условий строительства жилого дома на с/х землях – фермерское хозяйствование собственником ЗУ.

Возведение жилых домов на сельхозземлях допускается только в случае, если их владелец в действительности занимается фермерством в выбранной форме (статья 1 ФЗ №74 от 11.06.2003):

  • объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество КФХ
  • единолично

В случае предпринимательской деятельности фермерская деятельность ведётся без образования юридического лица.

Перечень ВРИ земельных участков с/х назначения, на которых разрешается возвести фермерский дом (при условии осуществления фермерства), стал всеобъемлющим. Он включает как старые ВРИ, наименование которых не соответствует тем, что установлены Классификатором видов использования ЗУ, так и ВРИ с наименованиями, установленными по этому классификационному нормативу:

  • для с/х производства
  • для ведения сельского хозяйства
  • для ведения крестьянского хозяйства
  • фермерское хозяйство
  • животноводство
  • свиноводство
  • скотоводство
  • растениеводство
  • пчеловодство
  • т.д.

Вывод

Фермерский дом разрешено строить:

  1. на участках с любым видом разрешённого использования с/х надела
  2. на сельскохозяйственных угодьях, расположенных на участках из состава земель с/х назначения:
    • за исключением ЗУ, относящихся к высокопродуктивным угодьям и особо ценным угодья
  3. без изменения старых наименований ВРИ земельных участков и приведения их в соответствии с наименованиями по Классификатору ВРИ ЗУ
  4. при условии реального ведения фермерства

2. Запрет в отношении массовой застройки с/х земель коттеджными посёлками

Новым законом сформированы ограничительные меры в отношении массовой застройки с/х земель коттеджными посёлками, не имеющими никакого отношения ни к сельскому хозяйству, ни к фермерам:

  • для участков земель с/х назначения, на которых уже расположены фермерские дома, сохраняется действие закона о фермерских хозяйствах (№ 74-ФЗ от 11.06.2003):
    • использование земли допускается только в целях осуществления деятельности КФХ
    • фермерский дом, ранее возведённый на участке, предназначенном для ведения КФХ, остаётся частью имущества такого хозяйства

    3. Регламент застройки ЗУ и параметры фермерского дома

    Определены ограничения в застройке фермерских участков и установлены нормы для жилого дома:

    • на участке можно построить только 1 жилой дом
    • параметры для нового строительства фермерского жилого дома или реконструкции уже существующего:
      • общая площадь дома – не более 500 м 2
      • площадь застройки под домом – не выше 0.25% от площади ЗУ
      • количество этажей – не более 3

      В соответствии с положениями ГрК РФ (пункт 39 статьи 1) установлена равнозначность понятий:

      • «жилой дом»
      • «индивидуальный жилой дом»
      • «объект индивидуального жилищного строительства»

      Соответственно, параметры жилого дома, который можно возвести на фермерской земле, должны также отвечать требованиям, указанным в той же статье 11:

      • количество надземных этажей – не более чем 3
      • высота – не более 20 м
      • здание:
        • должно состоять из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании
        • не подлежит разделу на самостоятельные объекты недвижимости

        Возведённый фермерский дом должен соответствовать:

        • установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства
        • строительным нормам жилого дома:
          • изложены в Своде правил СП 55.13330.2016)
          • права иных лиц
          • требования установленных обременений/ограничений:
            • в случае наличия ЗОУИТ на земельном участке

            Нарушение действующих градостроительных, строительных норм и правил при постройке фермерского дома (объекта ИЖС) может повлечь признание такого объекта самовольной постройкой (статья 222 ГК РФ).

            В целях исключения возможности наступления правовых последствий, связанных с признанием фермерского дома самовольной постройкой, необходимо заблаговременно знакомиться с ПЗЗ муниципального образования, в границах которого расположен земельный участок, на котором планируется осуществить строительство.

            О регистрации фермерского дома

            До 1 марта 2026 года государственный кадастровый учёт и государственная регистрации прав на фермерский жилой дом будет проходить по правилам «дачной амнистии».

            Основания для для проведения регистрационных действий:

            1. технический план строения
            2. правоустанавливающий документ на ЗУ и технический план:
              • для случая, когда право на ЗУ, на котором расположен объект недвижимости (жилой дом) в ЕГРН не зарегистрировано

            При этом не требуется направлять в администрацию:

            • уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства
            • уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства

            Сведения об объекте недвижимости (жилом доме) в техническом плане указываются на основании:

            • проектной документации (при её наличии)
            • декларации

            за исключением сведений:

            • о площади дома
            • местоположении дома на земельном участке

            Дом, построенный на фермерской земле, входит в состав имущества КФХ.

            3. Правовая связь жилого дома с земельным участком с/х назначения

            Фермерский дом «привязан» к земле. В случае, если владелец будет использовать землю неправильно (не для осуществления деятельности КФХ), земельный участок может быть изъят государством или муниципалитетом – по причине его нецелевого использования:

            • нецелевое использование ЗУ признаётся земельным правонарушением
            • ответственность за использование с/х надела не по целевому назначению
              • установлена КоАП РФ (статья 8.8)
              • усилена требованиями нового ФЗ № 299-ФЗ от 02.07.2021

              4. Запрет на раздел участка с возведённым фермерским домом

              В соответствии с ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021 не допускается образование земельного участка (земельных участков) из ЗУ, на котором расположен фермерский дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка. Исключение составляют случаи, связанные с изъятием ЗУ для государственных и муниципальных нужд.

              Иными словами, фермерский участок с расположенным на нём жилым домом запрещено делить на самостоятельные участки меньшей площади. Это требование нового закона полностью соответствует положениям ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№ 74-ФЗ от от 11.06.2003):

                :

                • ЗУ является частью имущества хозяйства
                • имущество хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное
                • доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество устанавливаются соглашением между членами КФХ
                • надел, на котором расположен фермерский дом, можно раздробить только в порядке выдела земельных участков в счёт земельных долей – то есть без выдела участков в натуре и их регистрации в качестве самостоятельных объектов недвижимости
                • при образовании земельных участков в счёт земельных долей сохраняется целостность исходного ЗУ, а в ЕГРН можно зарегистрировать только земельные доли в составе этого ЗУ

                Министерство сельского хозяйства РФ также оценило установленный запрет на раздел земельного участка, на котором уже построен фермерский дом.

                Ведомство ссылается на Доктрину продовольственной безопасности от 21 января 2020 года. В ней прописано, что национальным интересом государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период является, в частности, «предотвращение сокращения площадей земель с/х назначения и рациональное использование таких земель» (подробности здесь).

                5. Дополнительные права региональных властей

                Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.

                Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:

                1. прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
                2. резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю

                По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент:

                • зарегистрировано порядка 170 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих более 43 млн. га с/х земель
                  • это более 20% тех земель, которые в стране есть и которые обрабатываются

                  С учётом того, что фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на с/х землях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:

                  • не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
                  • будут застраиваться фермерскими домами

                  «Радиус влияния» нового закона

                  Несмотря на то, что Закон №299-ФЗ от 02.07.2021 «нацелен» только на статью 77 ЗК РФ, определяющую понятие и состав земель с/х назначения, его главный посыл отразится в ряде федеральных законов. С 01.03.2022 в них появятся корреспондирующие уточнения и дополнения:

                  1. в пункте 2 самой статьи 77 ЗК РФ:
                    • дополнение, касающееся фермерских жилых домов, которые будут строиться, реконструироваться и эксплуатироваться также на землях с/х угодий
                  2. в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№ 101-ФЗ от 24.07.2020):
                    • во 2 абзаце пункта 1 статьи 1 будет говориться о том, что действие этого закона теперь распространяется на земельные участки с/х назначения с расположенными на них жилыми домами, на которых крестьянские(фермерские) хозяйства осуществляют свою деятельность
                  3. в ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№74-ФЗ от 11.06.2003):
                    • в статье 6 – состав имущества фермерского хозяйства, необходимого для осуществления его деятельности будет расширен за счёт капитального объекта жилой недвижимости:
                      • земельный участок
                      • жилой дом
                      • хозяйственные и иные постройки
                      • мелиоративные и другие сооружения
                      • продуктивный и рабочий скот
                      • птица
                      • сельскохозяйственные и иные техника и оборудование
                      • транспортные средства
                      • инвентарь
                      • иное имущество
                    • в статью 11 будут добавлены 2 пункта:
                      • пункт 4 – о том, что на ЗУ из состава земель с/х назначения, а также на ЗУ с расположенными на нём с/х угодьями, которые используются крестьянским (фермерским) хозяйством для своей деятельности, допускается строительство, реконструкция и эксплуатация жилого дома только с теми параметрами, что определены Законом № 299-ФЗ от 02.07.2021 (они описаны выше)
                      • пункт 5 – о том, субъекты РФ через свои законы могут определить те муниципалитеты, на территории которых для ЗУ из состава земель с/х назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для своей деятельности, будут запрещены любые операции строительного характера, связанные с жилыми домами:
                        1. строительство
                        2. реконструкция
                        3. эксплуатация
                        • в статье 70, конкретно в подпункте 12 пункта 1 этой статьи, появится уточнение о том, что до 1 марта 2026 года допускается регистрация жилого дома, созданного на ЗУ, предназначенном для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством

                        Время действия нового закона

                        Уточнение, вносимое в статью 70 ФЗ № 218 от 13.07.2015 в соответствии с новым законом, означает, что срок, отведённый на государственную регистрацию жилых домов, построенных на с/х земле, ограничен 4 годами:

                        • ФЗ № 299-ФЗ от 02.07.2021 вступит в силу 01.03.2022
                        • новое строительство фермерских домов на с/х землях можно начинать в марте 2022 года
                        • возведённые фермерские дома нужно будет поставить на учёт и зарегистрировать:
                          • начиная с 1 марта 2022 года и до 1 марта 2026 года

                          Возможно, что по истечении срока 01.03.2026 года время регистрации жилых домов на с/х земле будет продлено, или будет установлена новая, отдалённая в будущее дата для их строительства. В настоящий период (2021 год) это только предположение.

                          В современной трактовке ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021 и содержания предстоящего дополнения в статью 70 ФЗ №218, которое будет внесено после вступления закона в силу, время, предоставленное государством:

                          • для строительства жилого дома на фермерской земле
                          • для постановки на учёт и регистрации объекта

                          ни большое, ни малое. Его вполне достаточно для того, чтобы успеть решить столь насущную проблему.

                          Старт «не за горами», а потому, следуя народной мудрости, утверждающей, что «готовить сани нужно летом, а телегу зимой», и тратя с пользой образовавшийся тайм-аут, можно заняться подготовкой и разработкой проекта жилого дома.

                          Статья 11.9 Земельного кодекса. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

                          1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

                          2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

                          3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

                          4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

                          5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

                          6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

                          7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

                          Комментарии к ст. 11.9 ЗК РФ

                          1. Градостроительные регламенты, если исходить из положений ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, являются частью правил землепользования и застройки, которые утверждаются органами местного самоуправления. При этом ст. 31 этого Кодекса установлено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов. Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.

                          В отношении содержания градостроительного регламента, касающегося земельных участков, ст. 30 данного Кодекса устанавливает следующее: в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

                          1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

                          2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

                          3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                          2. Правовые требования к определению максимальных (минимальных) размеров земельных участков определены в ст. 33 настоящего Кодекса (см. комментарий к статье). Ряд условий, предъявляемых к размеру земельного участка, установлен Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Статьей 4 указанного Федерального закона определено, в частности, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройстве. Данной статьей установлены и иные нормы, касающиеся размера земельных участков сельскохозяйственного назначения как объектов сделок. Собственно Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” исходит из того, что определение максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, является одним из принципов регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения (ст. 1).

                          3 – 6. Требования п. п. 3 – 6 настоящей статьи адресованы к проведению работ по установлению границ земельных участков, и их назначение можно охарактеризовать таким образом, что те или иные действия по образованию земельных участков не должны осуществляться в ущерб реализации общих требований законодательства, предъявляемых к правовому режиму земельных участков и недвижимости, на ней расположенной.

                          Законы и условия определения размеров садово-огородных участков

                          Фактические размеры земельных участков под садовые и огородные товарищества определяются и формируются местными органами власти на основе положений общих федеральные законов.

                          Как регулируются размеры?

                          Регулирование вопросов, связанных с предельными и наименьшими доступными площадями выделяемых гражданам земель под цели садоводства или огородничества, отражено в Кодексах РФ – Градостроительном и Земельном.

                          Кроме того, в рамках области своей компетенции размеры предоставляемых земель также регулируются законодательными актами и нормативными документами субъектов РФ и муниципальных образований.

                          В зависимости от региона предельные значения могут варьироваться и даже отсутствовать.

                          Используются нормативы для рационализации предоставления отдельным категориям заявителей (физ. лицам, юр. лицам, семьям и т.д.) земельных участков в пользование или под выкуп с определенными целями.

                          Нормативные акты

                          Регулирование площадей земли, пригодных под предоставление для целей садоводства и огородничества осуществляется следующими нормативными актами:

                          Статья № 14 из Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК). Определяет, в частности, следующее:

                          • земля, на безвозмездной основе передаваемая НКО в виде СНТ или другого товарищества, не может по площади превысить сумму площади, определяемую под категорию имущества под общественное пользование и непосредственно сумму территорий, выделенных под садовые/огородные нужды. То есть, в сумме – земля под участки плюс общая территория;
                          • земля, которая выделяется товариществу садовой или огородной категории, рассчитывается по сумме предельно допустимого в рамках законных условий выделения земли на человека (иную учетную единицу) и количества участников целевого НКО, плюс дополнительные границы до 25% от территории участков на общественные нужды. То есть, максимальное значение определяется количеством собственников, установленным пределом земли на одного собственника, плюс общественная земля.

                          Градостроительный Кодекс России также содержит указание на предельные категории значений в рамках земельных участков, он также включает положения, касающиеся границ участков и условий разрешенной застройки.

                          В отношении застройки градостроительные нормативы влияют на предельные (в первую очередь, минимальные) значения площадей, которые можно выделить в качестве отдельного земельного участка с возможностью застройки (включая дачное строительство).

                          Кодекс, регулирующий градостроительные нормы, также определяет функционал ПЗЗ (правил в отношении застройки и пользования земельными площадями). В Кодексе указывается, что вопрос регулирования предельных площадей под различные категории пользования находятся в компетенции местных властей – на уровне регламентов, положений и ПЗЗ, принимаемых субъектами РФ и мун. образованиями.

                          То есть, конкретные значения максимальных и минимальных пределов по возможным, выделяемым в пользование или приобретение гражданами площадям, включая садовые и огородные НКО, определяются местными властями и к их положениям можно обращаться для уточнения.

                          Действие 14-й статьи ЗК РФ продлится до 1 янв. 2019 года, после чего документ утратит силу в связи с положениями ФЗ № 217 от 29-го июня 2017 года.

                          Условия предоставления земель, подпадающих под градостроительные регламенты, регулируются данными регламентами. Условия предоставления земель, которые не относятся к компетенции градостроительных нормативов, регулируются ЗК и иными законами РФ.

                          оплачивается ли больничный во время отпуска

                          Вам будет интересно узнать ответ на вопрос: может ли муж получать декретные?

                          Заболели в отпуске? Хотите оформить больничный? Читайте здесь, как это правильно оформить.

                          Грамотные советы и нужную вам информацию по расчету декретных вы можете узнать в нашей статье.

                          Минимальные размеры

                          Согласно статье № 33 ЗК РФ и письма Минэкономразвития № Д23-1142 от 21.03.2011, минимальные значения доступных для выделения гражданам земель под садово-огородные цели и дачное строительство определяются нормативными документами субъектов РФ, на которые также могут опираться положения конкретных муниципальных образований.

                          Таблица минимальных значений площадей для регионов и территорий РФ

                          Субъект или территорияСадоводческое применениеОгородническое применениеДачное строительствоЕд. измерения
                          Московская область0,060,040,06га
                          Санкт-Петербург200200600м2
                          Ленинградская область0,050,010,05га
                          Новосибирская область0,040,040,04га
                          Свердловская область0,110,310,26га
                          Нижегородская область0,020,020,10га
                          Краснодарский Край400600400м2
                          Каменский район Тульской области0,040,020,05га

                          Максимальные размеры

                          Предельные значения в максимальном измерении относительно вопросов предоставления земли под огородные и садовые цели определяются федеральными законами и региональными нормативами, включая:

                          • для территорий в фед. собственности – посредством федерального законодательства;
                          • для площадей во владении субъектов РФ – законами соответствующих субъектов;
                          • для земель, которыми владеют различные мун. образования – нормативами, изданными этими службами.

                          В отношении регионов, относящихся к Дальневосточному фед. округу, согласно ФЗ № 119 от 1 мая 2016 года, действуют измененные положения по вопросам предоставления в безвозмездное пользование земельных участков.

                          Таблица максимальных значений площадей для регионов и территорий РФ

                          Субъект или территорияСадоводческое применениеОгородническое применениеДачное строительствоЕд. измерения
                          Московская область0,150,100,25га
                          Санкт-Петербург100010001200м2
                          Ленинградская область0,120,100,20га
                          Новосибирская область0,120,120,12га
                          Свердловская область0,2521га
                          Нижегородская область0,150,150,25га
                          Краснодарский край100015001000м2
                          Каменский район Тульской области0,2510,25га

                          Регулирование правил предоставления гражданам территорий под садово-огородные нужды как для некоммерческих объединений осуществляется градостроительным и земельным кодексом России, а также законами и нормативами, сформулированными субъектами РФ и отдельными муниципальными образованиями. Конкретные площади зависят от местных условий, решений администрации и статуса принадлежности территории.

                          Разные статусы участков: правовые последствия

                          Разные статусы участков: правовые последствия

                          Решили обзавестись земельным участком? Для начала ответьте: для каких целей он вам нужен? Хотите небольшой домик с банькой и бассейном, чтобы приезжать на выходные, прополоть пару грядок и вернуться в город на работу? А может, планируете разводить животных или переехать всей семьей за город? Разберемся, на каких участках разрешено построить дом и прописаться в нем, а где можно только заниматься сельским хозяйством.

                          Что можно делать с землей

                          Категория земли зависит от цели ее использования. Нас интересуют два вида: земли населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения. Именно на них чаще всего и приобретаются загородные дома.

                          По общему правилу, земли сельскохозяйственного назначения не предусмотрены для строительства жилья. Возводить там можно ангары или сараи, пригодные для производства и хранения продукции. Но! Сельхозземле может быть присвоен вид разрешенного использования, когда построить дом для жилья разрешено.

                          Виды разрешенного использования земельных участков (то, что можно делать на земле) установлены в классификаторе (приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540). Их больше сотни, но нас интересуют исключительно участки для личного пользования. Землю можно использовать:

                          • для сельского хозяйства;
                          • личного подсобного хозяйства на полевых участках;
                          • индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
                          • личного подсобного хозяйства (ЛПХ);
                          • огородничества/садоводства.

                          Виды разрешенного использования не привязаны к конкретным категориям земель, поэтому могут встречаться и там и там (земли населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения).

                          Дачное хозяйство исключено из классификатора. Так что остались только садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества (СНТ и ОНТ). Но дачные объединения продолжают действовать под старым наименованием. Сроков для их переименования нет. Так что вы можете встретить и ДНТ, и СНТ. Существование их законно (Федеральный закон от 29 июля 2017 года «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 217-ФЗ ).

                          Земли населенных пунктов чаще всего предназначены для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества. А земли сельхозназначения — для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, садоводства и огородничества.

                          Покажем в таблице, где можно строить дом для проживания, а где нет.

                          Вид участкаЧто можно делать на землеЧто можно строить
                          Сельскохозяйственное использованиеВести сельское хозяйство (растениеводство, животноводство, пчеловодство, рыбоводство, питомники, сенокошение, выпас животных и др.)Нельзя — жилые дома. Можно — нежилые помещения и сооружения для хранения и переработки сельхозпродукции
                          Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участкахПроизводить сельхозпродукциюНельзя — жилые дома. Можно — нежилые помещения и сооружения для хранения и переработки сельхозпродукции
                          Для индивидуального жилищного строительстваВыращивать ягоды, овощи, фруктыМожно — жилые дома, гаражи, подсобные сооружения
                          Для ведения личного подсобного хозяйстваПроизводить сельхозпродукцию и содержать животныхМожно – жилые дома, гаражи, подсобные сооружения
                          Ведение огородничестваОтдыхать и (или) выращивать для собственных нужд фрукты/ягодыНельзя — жилые дома. Можно — хозпостройки для хранения инвентаря и урожая
                          Ведение садоводстваОтдыхать и (или) выращивать для собственных нужд фрукты/ягодыМожно — жилые дома, садовые (не для постоянного проживания), гаражи, хозпостройки

                          По данным Циан.Журнала

                          Дома могут быть предназначены для постоянного проживания (жилые) и нет (садовые). Это влияет на вероятность прописки. Если дача пригодна для постоянного проживания, то отказать в прописке нельзя. Кстати, Конституционный Суд РФ озвучил, что регистрация по месту жительства не зависит от целевого назначения участка, на котором возведен дом (постановления Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года № 7-П; от 30 июня 2011 года № 13-П). Поэтому вас зарегистрируют в жилище, построенном как на землях населенного пункта, так и сельхозназначения. Главное условие: чтобы на этой земле было разрешено строить жилой дом (при наличии соответствующего вида разрешенного использования).

                          ИЖС и садоводство: жить можно

                          Наиболее подходящим для постройки собственного дома и не предусматривающим обязательное наличие сада / огорода является участок для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

                          Земельные участки для ИЖС могут находиться только в составе земель населенных пунктов. Земли ИЖС используются для возведения жилых домов с правом присвоения почтового адреса и регистрации по месту жительства.

                          Роман Бедак, юрист, арбитражный управляющий

                          Статус земель населенного пункта обязывает местные власти создавать для владельцев таких участков транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру. «Это означает, что участки ИЖС будут обеспечены в приоритетном порядке дорогами, коммуникациями, школами, детскими садами, больницами и прочими социальными объектами по установленным нормативам», — добавляет Наталья Дубина, заместитель руководителя юридического департамента семейства компаний Kaskad Service.

                          А это в свою очередь приводит к удорожанию таких участков по сравнению с иными. По данным компании «Метриум», разница может составлять 15% и более.

                          Если земельный надел предназначен для садоводства, то помимо выращивания овощей и посадки плодовых деревьев можно отстроить коттедж для постоянного проживания.

                          Обратите внимание: с 4 августа 2018 года не требуется получать согласие на строительство дома. Можно уведомить орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство — например, отдел по градостроительству и архитектуре местной администрации, о начале и окончании строительства. Гараж, подсобку или теплицу можно строить и без уведомлений. С 1 марта 2019 года уведомительный порядок о начале и окончании строительства и реконструкции индивидуальных и садовых жилых домов становится обязательным.

                          Если вы ведете строительство дома без уведомления, то фактически создаете самовольную постройку. Это значит, что суд может обязать вас снести эту самовольную постройку или привести ее в соответствие с градостроительными требованиями. Снос самовольной постройки и приведение ее в соответствие осуществляется за счет собственника земельного участка.

                          Александр Беднягин, генеральный директор Московского областного БТИ

                          Огород и сельхоз: свой угол не построить

                          Если покупаете землю с разрешенным сельскохозяйственным использованием или ведением огородничества, то забудьте про домик на природе. Ограничиться придется нежилыми постройками хозназначения.

                          Огородный участок предполагает постройки для удовлетворения бытовых и иных нужд — сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и пр. А сельхозназначение — только постройки для хранения и переработки аграрной продукции.

                          ЛПХ — всё дело в поле

                          Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться как участки в границах населенных пунктов (их еще называют приусадебными), так и за их пределами (полевые участки). Приусадебный используется для производства сельхозпродукции, он пригоден для возведения жилого дома и хозпостроек. А полевой — только для аграрных работ. Жилье там строить запрещено. В первом случае вид разрешенного использования земли — ЛПХ, а во втором ЛПХ на полевых участках.

                          Участки ЛПХ, расположенные в границах населенных пунктов, могут быть использованы для постоянного проживания и регистрации по месту жительства. Причем цена их будет ниже, чем участков ИЖС, поскольку инфраструктура для них строится по более низким нормативам (допускается размещение школ, садов, больниц, дорог и т. д. в большей удаленности, а коммуникаций в меньшем объеме по сравнению с ИЖС).

                          Наталья Дубина, замруководителя юридического департамента семейства компаний Kaskad Service

                          Обычно участки ИЖС расположены в черте города или в коттеджных поселках, а участки ЛПХ в населенных пунктах меньшего размера. Это влияет на продажную и кадастровую стоимость, от которой рассчитывается размер налога.

                          Размер земельного налога

                          Ставка налога не зависит от категории и разрешенного вида использования земли. Поскольку это местный налог, то он устанавливается муниципальными властями (например, советом депутатов сельского поселения), но не может превышать 0,3% (для земель, предназначенных для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огородничества) и 1,5% (для сельхозземель за пределами населенных пунктов).

                          Конкретный размер можно посмотреть в электронных сервисах на официальном сайте Федеральной налоговой службы (в «Справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам»). Вам необходимо только выбрать интересующий субъект и муниципальное образование.

                          Чем выше кадастровая стоимость земли, тем выше размер налога (который определяется умножением кадастровой стоимости на ставку налога). Поскольку наиболее высокая кадастровая стоимость на земельные участки для ИЖС, то и налог придется платить значительно выше (например, в Дмитровском районе Подмосковья в близлежащих населенных пунктах он будет в 2–2,5 раза выше, чем ЛПХ, и в 3–4 раза выше, чем для садоводства).

                          Будьте внимательны: если в течение 10 лет с даты госрегистрации права на земельный участок ИЖС не будет построен и зарегистрирован дом, то к размеру налога применят повышенный коэффициент (2). Для других наделов, где разрешено строительство загородных фазенд, такое правило не применяется.

                          Категорию земли, форму собственности, кадастровую стоимость участка, его площадь и разрешенное использование вы можете посмотреть в выписке из ЕГРН. Запросите ее у продавца либо получите самостоятельно в бумажном / электронном виде на портале Росреестра. Услуга эта платная и составляет 750 рублей за бумажный документ и 300 рублей за электронный. Эту же информацию можно получить бесплатно на официальном сайте Росрестра, зайдя с главной страницы на Публичную кадастровую карту. В этом случае вам надо либо знать кадастровый номер объекта, либо отыскать его на карте.

                          Ежемесячное обслуживание

                          Тарифы на коммунальные услуги (электричество, газ, вода и пр.) за участок ИЖС в среднем в месяц составляют 10–15 тыс. рублей, а за земли для ЛПХ и садоводства — 2–5 тыс. рублей, отмечают в компании «Метриум». Если участок приобретен в садовом или огородническом некоммерческом товариществе, то владельцам земли придется платить еще и членские и целевые взносы.

                          Ну и в заключение скажем: чтобы определиться с выбором участка, нужно понять, для чего вы планируете его приобрести и какие средства готовы в него вкладывать. Расположение, инфраструктура и прочие факторы значительно влияют на стоимость надела и размер земельного налога, который с каждым годом становится все выше.

                          Что проверить, чтобы не купить кота в мешке

                          Вместе с Марией Архиповой, председателем Ассоциации адвокатов России за права человека, мы составили список подводных камней, которые могут встретиться на пути любого добропорядочного загородного жителя. Вот о чем стоить позаботиться заранее (получить актуальную информацию можно, например, в отделе архитектуры местной администрации):

                          • Если рядом проходит дорога, есть водоем или лесной участок, необходимо уточнить план градостроительства. Так вы избавите себя от покупки участка, где собираются делать прокол для вывода сточных вод, вырубать лес для строительства объектов ЖКХ или прокладывать трассу (это популярное решение на дешевых сельскохозяйственных землях, где часто строится и жилье; из юридической практики можно сделать вывод, что чаще всего спорные участки встречались в Раменском районе).
                          • Можно прояснить риски строительства АЗС, магазинов, гостиниц или, например, кладбища — очень часто вдоль уже существующего шоссе отложены промышленные земли, так что такой вариант тоже возможен (наличие жилых домов со всех сторон не препятствие, если такая деятельность предусмотрена и разрешена на конкретном участке). Промышленные резервные земли могут стать новой полосой существующего шоссе через 5 лет — об этом, скорее всего, кроме как в местной архитектуре вы не узнаете.
                          • Узнайте, какие кабели проходят по вашей земле — связь или газ могут проходить прямо по вашему участку. Если это так, придется заранее подумать о сервитуте и сразу оформить право пользования такой землей (понимая, что низкая цена участка может быть связана с регулярными визитами к вам на участок служб для устранения неполадок).
                          • Встречается интересная практика и с шумовой зоной: два участка могут соседствовать, но на одном будут действовать существенные ограничения на строительство, а на другом — нет.
                          • Важно помнить, что часто землю ИЖС пытаются использовать для промышленных объектов. Это запрещено (нецелевое использование), поэтому при появлении на ИЖС условного шиномонтажа или мебельной фабрики смело обращайтесь в прокуратуру и в судебном порядке требуйте компенсацию.

                          Отдельно Мария Архипова просить насторожиться, если на предложенный участок выставлена низкая цена, но участок и район при этом кажутся идеальными.

                          «Чаще всего или такой участок невозможно оформить, или по его использованию существуют серьезные ограничения. Так, например, в СНТ по Щелковскому направлению продавали участки по привлекательной цене. Позже выяснилось: продавалась земля, принадлежащая водоканалу. Покупать участок в надежде, что именно вам все-таки удастся его оформить, не стоит, если только вы не уверены на 100% в своих аргументах и документах при всех прочих негативных обстоятельствах».

                          Если хотят изъять участок.

                          Напоследок собеседница Циан.Журнала дает совет тем, кто уже купил участок, а теперь его хотят изъять для государственных или муниципальных нужд или подвинуть его ради расширения трассы. Подобные истории уже случались — например, при строительстве трассы М4 «Дон» перед Олимпийскими играми в Сочи в 2014 году, когда на одном из подмосковных участков расширяли трассу для установки пунктов взимания платы. Тогда местные жители выступили против, и планы строительства были изменены: вместо сноса домов ради стоянки грузовиков было построено новое жилье.

                          Схожая история была с владельцами домов в СНТ для строительства ЦКАД. Проблема достигла таких масштабов, что практически никого не выселили, переделав все планы строительства, а всё-таки подлежащие сносу дома получили значительные компенсации.

                          «Против изъятия земельных участков без компенсации говорит и постановление Конституционного суда РФ. Собственники земельных участков, оказавшихся в зонах с особым режимом застройки уже после их приобретения, смогут получить компенсацию за нанесенный своим правам ущерб. К соответствующему выводу пришел Конституционный суд РФ в ходе рассмотрения жалобы жительницы Нижнего Новгорода. Это поворотное решение, так как оно фактически остановило изъятие участков под предлогом расположения их в границах зон памятников истории и природных комплексов».

                          В случае с покупкой участка в СНТ можно подстраховаться, оформив земли общего пользования и поставив их на кадастровый учет. Здесь придется заручиться поддержкой председателя, который не будет препятствовать в оформлении в собственность ЗОП и спокойно воспримет желание членов СНТ увеличить свои участки за счет ЗОП.

                          «Без оформления ЗОП в собственность членам СНТ нужно обращаться в администрацию, чтобы присоединить две бесплатные сотки. Если решили оформлять, то можно пойти напрямую к председателю и общему собранию. В спокойных СНТ присоединение происходит мировым соглашением, обращением в МФЦ, в сложных случаях — со спорами в суде».

Ссылка на основную публикацию