Фотографии Кохтлы-Ярве

Кохтла-Ярве. Шахтёрский край в Прибалтике.

Сколь типично для постсоветских стран это разделение на этнический аграрный Запад и русскоязычный индустриальный Восток! Украина, Молдавия, Казахстан (Юг и Север), отчасти Латвия. попадает в этот ряд и Эстония с уездом Ида-Вирумаа (Восточная Вирландия), где русские составляют около 80% населения и сосредоточена почти вся “грязная” индустрия страны. Его крупнейший город – показанная в прошлых трёх частях Нарва, но как и в Ямбургском уезде Санкт-Петербургской губернии – не центр. Облик Ида-Вирумаа определили горючие сланцы: в Нарве ими топят электростанции, в Силламяэ из них ивзлекают редкоземельные металлы, ну а в Кохтла-Ярве – добывают. Его ещё называли Эстонский Донбасс. когда Донбасс ассоциировался с шахтами, а не с войной.

Кохтла-Ярве (37 тыс. жителей) – на самом деле сложная агломерация, 8 посёлков которой входят в состав города с этим названием, а ещё столько же формально сами по себе, в том числе центр мааконда Йыхви (10 тыс.). На практике всё это существует как единое целое: промышленный собственно Кохтла-Ярве, транспортный узел Йыхви, “спальный район” Ахтме и всякие посёлки, выросшие то у шахты, то у мызы. Мой рассказ будет опять в трёх частях: про собственно Кохтла-Ярве с необычной для Прибалтики архитектурой и индустриальными пейзажами; про шахту-музей в посёлке Кохтла-Нымме и про несуровые достопримечательности этого района: Йыхви, Пюхтицкий монастырь, водопад Валласте.

Выехав из Нарвы в сторону Таллина, оставив позади далёкие трубы её электростанций, миновав по краешку Силламяэ, бывший ЗАТО Нарва-10, примерно через час пути вдруг видишь среди зелёных лугов нечто, в Прибалтике совершенно неожиданное – терриконы:

Конечно, не столь огромные, как в Донбассе, но вполне настоящие. Кое-где среди этих терриконов мелькнёт старая мыза, “пенёк” каменной мельницы, кирха или православная церковь – словом, нормальные элементы эстонского пейзажа, сквозь который сто лет назад промышленный район буквально “пророс”.

А началось всё в 1916-м году как вынужденная мера: Петербург, 4-й по величине город тогдашнего мира, разумеется потреблял немеренное количество угля, который туда везли пароходами из Англии. Первая Мировая, развернувшаяся на Северном и Балтийском морях, перекрыла этот канал, а поставки с Донбасса осложнялись тем, что железная дорога и так была загружена военными эшелонами. Тут-то вспомнили, что совсем недалеко, близ деревни Кукерс Везенбергского уезда Эстляндской губернии в 1902 году геолог Николай Погребов нашёл и описал горючие сланцы, из которых при желании можно получить и газ, и горючее масло, и в 1916 году под Кукерсом заработал первый рудник. Дальнейшая разведка показала, что сланцевый бассейн тянется по обе стороны Наровы слегка наклонным пластом, который у Балтики залегает почти на поверхности, а южнее уходит под Чудское озеро. И после войны развивать сланцедобычу стали и СССР, и Эстония, но последняя, за неименеем других углеводородов – успешнее: одним из важнейших экспортных товаров было сланцевое масло, а башня с заглавного кадра попало даже на банкноту в 100 крон:

Подробно эта история рассказана здесь, Скажу лишь, что к концу 1980-х в Эстонии действовало 7 сланцевых шахт, из которых ныне осталась одна – продукция её частью идёт на топливо Нарвских ГРЭС, а частью – перерабатывается в сланцевое масло. Эстонцы говорят, что больше им и не надо, и я им верю – выжившие части сланцевого комплекса выглядят очень хорошо и активно работают, а вот в Ленобласти дела на сланцевых рудниках, судя по всему, совсем плохи. Может ли Эстония стать производителем сланцевого газа и спасти Европу от “Газпрома” – никто мне внятно объяснить так и не смог. Что же касается первой шахты в Кукрузе (немецкий Кукерс), то она закрылась очень давно, и её террикон превратился в зелёный холм.

Сам же Кукрузе – посёлочек на полтысячи жителей в одну улицу, я неоднократно проезжал. Застроен он примерно такими домами (хотя сам этот кадр, вроде бы, из Кохтла-Нымме) типа коттеджей, характерных “шахтёрских трущоб” я в этих краях не видел.

Всего же в Кохтла-Ярве я провёл полтора дня – под вечер первого приехал из Нарвы, утром третьего дня – уехал в Раквере. Ночевал в “Kohtla-Jarve Apatments”, забронированном через букинг – мне это место показалось самым адекватным в том районе. Сразу после бронирования человек оттуда написал мне на мейл и сообщил телефон, по которому с ними можно будет связаться в день заезда. Дальше я позвонил из Нарвы, трубку взял явный эстонец с лёгким акцентом, а по пребытии меня встретили на автовокзале и отвезли до места: “аппартаменты” оказались однокомнатной квартирой в трёхэтажке, опрятной, но очень холодной, да ванная не предусматривала мыла – его я купил в супермаркете и пригодилось оно мне в следующие два месяца в Эстонии и Крыма ещё не раз. Главным достоинством квартиры же было расположение – в одну сторону начинался центр, в другую – 5 минут ходьбы до автовокзала.

. который, впрочем, выглядел заброшенным, а в пределах Кохтла-Ярвинской агломерации проще было ездить на снующих рядом маршрутках. именно маршрутках, которые мне в Эстонии попадались лишь в очень глухих углах. На въезде в город – “пень” мельницы мызы Тюрпсаль, известной с 1497 года – сначала ей владел род фон Пайкуль, затем – фон Дехн. Теоретически, усадебный парк просматривается за мельницей и там даже сохранились какие-то развалины, но я прогулкой туда пренебрёг.

Чуть дальше – водонапорная башня, судя по виду межвоенная:

Это улица Ярвикюля, фактически “объездная внутреннего пользования” (в отличие от проходящей севернее города трассы Нарва-Таллин), по кратчайшему пути связующая другие посёлки агломерации с промзоной. Парой километров дальше на ней ещё есть столь характерная для таких мест вагонетка на постаменте:

По краям – как водится, микрорайоны. В “собственно” Кохтла-Ярве живёт менее половины населения агломерации, а крупнейший посёлок Ахтме (18 тыс. жителей), формально являясь его частью, примыкает почему-то к Йыхви, вместе с которым и образует центр всей системы. Впрочем, в Ахтме я не был, а это – Северный микрорайон:

Характерные для Ида-Вирумаа пятиэтажки с “вставными” балконами:

А практически от водонапорной башни начинается улицы Койдулы – сталинская часть Кохтла-Ярве имеет форму тризубца, причём ещё и с длинным-длинным древком, тянущимся на запад до самой промзоны, и здесь – конец одного из “зубцов”:

Я жил у оконечности другого “зубца” улицы Рави – сколь знакомый пейзаж рабочего посёлка! Вроде бы мы в Евросоюзе, а с 1960-х годов тут вряд ли изменилось хоть что-то, даже характерные тонкие дымоходы, создающие сланцу достаточную для горения тягу.

“Трезубец” улиц Койдулы, Рави и Мызной сходится к местому кинотеатру, а ныне, кажется, ночному клубу “Вирула”, сливаясь за площадью в Центральную аллею (Кескаллее) – “древко” триузбца:

Фасад “Вирулы” и чудные заграждения проезжей части на площади:

Всё те же сталинки, мрачновато-облезлые, тянутся и вдоль Кескаллее:

Но подстриженный газон, а также куда как более благообразный контингент (люмпены, конечно, есть – но в разы меньше, чем ожидаешь в шахтёрском посёлке) напоминают о том, что это тоже Прибалтика:

Два самых мощных дома слева от бульвара образуют площадь:

Между ними – мэрия (которую я принял было за рудоуправление, коим она вполне могла являться при Советах) и монумент “Слава Труду!”:

На аллее есть несколько фонтанов. а вот людей тут действительно очень мало, на фотографиях это вдвойне ощутимо:

Затем бульвар заканчивается – аллея ведёт прямо через парк, отделяющий промзону от города. Местный дом детского творчества – к слову, действующий:

Огромный Дворец культуры, уж не знаю, Шахтёров или Сланцевиков:

Между тем, сквозь деревья уже доносится гудение завода, к свежести парка добавляется едва уловимый посторонний сладковатый запах, а за прудом (известен как Беляевская лужа или Бассейка) становится видна труба с шлейфом быстрого белого дыма:

Парк, тем не менее, довольно ухожен и гулять в нём даже под вечер не страшно – хотя среди эстонцев Кохтла-Ярве имеет репутацию мрачного места, всё же по нашим меркам тут очень неплохо, без гор пивных бутылок и шелухи да гоготания пьяных молодчиков с абибасе. Только – безлюдно, прогуливающиеся мне попадались вокруг пруда, но стоило отойти на пару сотен метров – и я остался наедине с шумом завода. Дорогу мне, как будто так и надо, перебежал заяц – первый раз такое видел в черте города (но не последний – зайцы и гуси мне ещё встретятся в конце поездки в парках Хельсинки). Ещё в парке есть стадион и ледовый дворец, а у края – коттеджи 1920-х годов, где при Первой республике наверняка жили какие-нибудь специалисты или мелкое начальство:

А вот вблизи заброшки я себя чувствовал неуютно. если нарвусь на наркоманов – не заяц, убежать сумею вряд ли.

Так я вышел на пути грузовой станции Паванду “Сланцевой железной дороги” (название официальное – линии и станции тут по нашей классификации “ведомственные”), с которых открылся впечатляющий вид на завод и его отвалы:

Надо заметить, поезда с небольшими партиями грузовых вагонов тут курсируют довольно активно, ведомые советскими маневровыми теплозами. Вид станции практически от завода – жалею, что не сфотографировал вон тот агрегат в углу кадра, ведь он вполне может быть и американским, как значительная часть магистральных тепловозов Эстонской железной дороги, по крайней мере широкая “автомобильная” кабина сильно напоминает именно американскую технику.

А вот куда эти рельсы ведут – промзона в размерах сравнима с самим городом, трубы её периодически помимо белого дыма выпускают ещё и дымок необычного розоватого оттенка – говорят, так горит сланец, в советское время снег в таких местах был розовым. Ну а башня и два симметричных домик слева – остатки довоенной фабрики со 100-кроновых банкнот:

Завод велик, и что ни говори – фотогеничен, пустое пространство перед ним словно специально сделано так, чтоб было удобнее смотреть и снимать. и кстати, снимать тут никто не мешает. В принципе, более масштабные заводы в Прибалтике есть в Литве (Кедайняй, Йонава, Мажейкяй), в Латвии сопоставим металлургический завод в Лиепае, но здесь ещё и очень необычная специализация: я видел нефтезаводы, газозаводы, коксхохимы. но сланцевый завод нипохож ни на какой из них.

Проходная – скорее всего, уже послевоенная, ну а трубы и цеха ещё моложе:

И производственная площадка за ним. На самом деле такое расположение заводов, чтобы с общедоступных мест можно было чуть ли не в цеха заглядывать – для Эстонии вообще не редкость, свою промышленность здесь уважают. Обратите внимание на логотипв “VKG” (“Химическое объединение Вирумаа”) – это эстонский “Сланцепром”.

Почти напротив проходной – единственное здание на этой улице, Преображенская церковь (1938) весьма необычного облика:

Ещё один образец “православного кубизма”, более известный, но по мне так менее удачный, есть в литовском Тельшяе, и вроде бы ещё подобные церкви строились в Финляндии – в любом случае, архитектура очень редкая.

Ну а приводит дорога к ещё одному заводу “Нитроферт”, судя по названию выпускавшего нитратные удобрения. На викимапии он отмечен как действующий и принадлежащий “Газпрому”, но вблизи выглядит не первый год заброшенным:

Вид с другой стороны:

Зато на сланцевом заводе жизнь кипит. По отвалам лазают экскаваторы:

В прямом смысле – этот, например, ехал наверх, “подгребая” ковшом:

А к югу от Центральной аллеи и железной дороги к заводам примыкает Старый город. самый необычный в Эстонии Старый город, не содержащий ни то что средневековостей, но и даже просто дореволюционки. Более того, в отличие от Старой Нарвы, её здесь никогда и не было – просто первый, ещё довоенный, посёлок для рабочих сланцевого завода, такие “старые города” попадаются в Казахстане и Сибири. И если завод – это Кохтла-Ярвский замок, то административное здание VKG – соответственно, Кохтла-Ярвская ратуша:

Вместо Домского собора – небольшой Дом культуры с воинским памятником:

Читайте также:  Долина Бекаа, Ливан — подробная информация с фото

Вместо узких улочек – уцелевшие с довоенной поры несколько малоэтажек для рабочих. улиц, на которой они стоят, кстати по сей день зовётся Пионерской:

Тут ещё есть район с крайне уместным в шахтёрском краю названием Сидисука с очень интересной архитектурой 1930-х годов, но я каким-то образом умудрился его не найти, хотя честно искал. Где-то здесь я поймал автобус и поехал в Кохтла-Нымме, где находится целая музейная шахта, о которой – в следующей части.

ЭСТОНИЯ-2014
“Что устав от поднятой веком пыли русский глаз отдохнёт на эстонском шпиле”. Обзор и оглавление.
Эстония и её праздники.
Янова ночь в Рокка-аль-Маре.
Дерево и плитняк. Прошлое.
Транспорт Эстонии.
У дверей Северной Европы. Современность.
Певческий праздник. Шествие в Таллине.
Певческий праздник. На Певческом поле.
Праздник танца.
Вирумаа
Нарва. Замок на границе.
Нарва. Осколки Старого города.
Нарва. Йоаорг и Кренгольм.
Кохтла-Ярве. Город.
Кохтла-Ярве. Шахта в Кохтла-Нымме.
Кохтла-Ярве. Йыхви, Пюхтицкий монастырь и водопад Валласте.
Кунда.
Раквере. Замок и город.
Далеко ли до Таллина? Кийу, Ягала, Йыэляхтме.
Таллин.
Западная Эстония.
Южная Эстония.
Острова.
Финляндия, Хельсинки.

Кохтла-Ярве

Кохтла-Ярве

Город Кохтла-Ярве является одним из крупнейших промышленных городов Эстонии, чья экономика формируется за счет добычи и переработки горючего сланца. Он привлекает туристов своими уникальными природными объектами, связанными с особенностями его экономической деятельности.

История Кохтла-Ярве

Несмотря на то, что статус города Кохтла-Ярве получил лишь в 1946 году, на этой территории поселения возникли задолго до этого. Впервые записи о них были сделаны в Датской поземельной книге в 1241 году, но это были лишь села и деревни. В город они превратились благодаря нахождению здесь залежей горючего сланца, представляющего собой «твердую нефть».

После того как в 1916 году партия сланца была отправлена в Петербург на исследования, были выявлены его многочисленные положительные свойства. Ископаемое стали использовать как топливо, а также применять в химической промышленности.

В настоящее время территориально город состоит из восьми отдельно стоящих частей. Определить, где жилой регион, а где промышленный, весьма просто по возведенным домам и зданиям. Национальный состав города – русские, эстонцы и другие национальности.

Погода в Котхла Ярве

Погода Котхла-Ярве – вот что волнует путешественников перед поездкой, поэтому они стараются приезжать летом, когда температура поднимается до максимального уровня. Зимы здесь относительно мягкие, но летнее время является гораздо более привлекательным для туристов.

Климат Кохтла-Ярве характеризуется как холодно умеренный. Здесь выпадает значительное количество осадков даже в самый засушливый месяц, которым считается февраль. Самый дождливый месяц – это август. Среднегодовая температура составляет около 5ºС.

Чем Кохтла-Ярве интересен туристам?

Сердцем Кохтла-Ярве является площадь Вирула, на которой расположен одноименный торговый центр. На Центральной аллее установлен памятник «Слава труду», напротив постамента расположилась мэрия. Из всех построек города выделяется соседнее с мэрией здание, возведенное в конце 40-х-начале 50-х годов, которое отличается монументальностью. Имеется и другой постамент, установленный в советское время, – это памятник погибшим советским воинам.

Посещая Кохтла-Ярве, фото могут выйти не столь впечатляющими как на европейских курортах, но найти хороший фон все же удастся, особенно у центральной аллеи или парка.

Площадь Вирула Памятник «Слава труду»

Кохтла Ярве – достопримечательности

Символов города немного, к тому же некоторые из них находятся в несколько плачевном состоянии, например, водонапорная башня, которую практически возвели на въезде в город, но оставили неокрашенной. Тем, кто абсолютно не знаком с сельской жизнью, стоит посмотреть на руины ветряной мельницы, располагающиеся на противоположной стороне от башни.

К самым интересным достопримечательностям Кохтла-Ярве (Эстония) относятся следующие:

  1. Террикон в Кукрузе, отличающийся значительной высотой, которая составляет 182 м. Ранее здесь была действующая шахта, которая в настоящий момент закрыта, а на ее месте в 1966 году был открыт Музей сланца.
  2. Еще один музей-шахта расположен в 10 км от центра Кохтла-Ярве – в Кохтла-Нымме. Здесь также раньше была шахта, которая функционировала до 90-х годов, пока употребление сланца не уменьшилось.
  3. Глинт в Онтике – природный символ Эстонии. Здесь зафиксирована самая высокая отметка над уровнем моря – 55,6 м. Во время полуторачасовой экскурсии можно совершить спуск в шахту.
  4. Водопад Валасте – считается самым высоким на территории Балтийского региона.
  5. В деревне Куремяэ, которая находится рядом с Кохтла-Ярве, расположилась основная архитектурная достопримечательность – Пюхтицкий Успенский монастырь. Здесь содержится древняя икона Успение Богоматери, ее особенностью является то, что Божья Матерь изображена стоящей на земле.

Где остановиться в Кохтла-Ярве?

Для туристов, посещающих Кохтла-Ярве, отели предлагаются совершенно разной ценовой категории. Наиболее популярными являются:

Глинт в Онтике

  1. Гостевой дом и кемпинг Valaste – расположен в 20 м от водопада Валасте. Здесь имеется сауна, детская площадка, кафе, сад с принадлежностями для барбекю.
  2. Апартаменты Sakala 1 – расположены в 4,3 км от глинта Онтика. Преимуществом является то, что здесь можно остановиться с домашними животными.
  3. Апартаменты Põhja allee 9 – находятся в 4 км от скал Онтика, в распоряжении гостей имеется патио.
  4. Хостел Virumaa – находится в непосредственной близости от автовокзала. К услугам гостей предоставляется бесплатная частная парковка. Номера на первом этаже подходят для людей с ограниченными физическими возможностями.

Как добраться до города?

Желая попасть в промышленный центр Эстонии, нужно знать, где находится Кохтла-Ярве. Город расположен в северо-восточной части страны, практически рядом с шоссе Таллин-Нарва-Петербург. Добраться до города можно от автовокзала на регулярных рейсах или на поезде.

Кохтла-Ярве и Йыхви глазами россиянина

Продолжаем смотреть на наши края глазами жителя России. Напомню, что очень подробные отчеты о Нарве, Усть-Нарве и Силламяэ уже были ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ. Сегодня заберемся еще дальше. Как пишет автор – в эстонский Донбасс и в столицу Ида-Вирумаа.

“Эстонский Донбасс” – Кохтла-Ярве. Автор фото – Матти Кямяря.

На северо-востоке Эстонии благодаря добыче горючего сланца сформировалась полноценная полицентрическая агломерация численностью населения в 50 тысяч человек. Сейчас в нее входят города Йыхви (о нем будет отдельный рассказ) и Кохтла-Ярве, состоящий из восьми частей – поселков при шахтах. Кстати, из-за удаленности поселков друг от друга Кохтла-Ярве, несмотря на численность населения в 38 тысяч человек (из которых 80 процентов составляют русские) – второй по площади город страны.

IMG_2761

По сравнению с советским периодом добыча сланца в Ида-Вирумаа сократилась в десятки раз – сейчас в стране действуют всего две шахты. Соответственно, Кохтла-Ярве, окруженный в основном закрытыми шахтами, стал приходить в упадок и запустение. Это, пожалуй, самый депрессивный город страны
Терриконы, разумеется, остались.

Все началось в 1902 году, когда русский геолог Николай Погребов открыл бассейн горючих сланцев, расположенный на территории Эстляндской и Санкт-Петербургской губерний. В 1916-м петербургский предприниматель немецкого происхождения Павел Бекель, ранее занимавшийся каменным углем и поставками автомобилей, решил вложиться в добычу нового полезного ископаемого близ поселка Кукрузе, будущей части Кохтла-Ярве, – так началась история сланцевой промышленности Эстонии. Кстати, в честь этого поселка Петербургская академия наук официально присвоила местному сланцу название “кукерсит”.

В Первой республике новая отрасль была востребованной – уже с 1924 году Таллиннская тепловая электростанция была переведена на сланец. В советское время добыча еще увеличилась, поэтому во второй половине 1940-х – начале 1950-х годов в Ярве, “главном” поселке Кохтла-Ярве, был построен т.н. Соцгород – комплекс двух- и трехэтажных домов, предназначавшихся для шахтеров. Сейчас эти дома выглядят далеко не так презентабельно, как, например, в Силламяэ, до которого – всего 30 километров на восток. Зелени, впрочем, не меньше. Сейчас Соцгород – это сердце всего Кохтла-Ярве (если, конечно, у такого города может быть сердце).

Самый центр Соцгорода – площадь Вирула.

Главное расположенное на ней здание – торговый центр с одноименным названием. В советское время в нем находился кинотеатр “Победа”. Кстати, дом построен уже не в сталинское время – в 1964 году. Впрочем, не владея информацией, можно подумать, что это – новодел.
Кстати, вывесок на русском в Кохтла-Ярве гораздо меньше, чем в Нарве. Доля русскоязычного населения здесь поменьше – всего-то 80% против более, чем 90 в самом восточном городе Эстонии.

“Шахтерский след” в Ярве, как ни странно, мало просматривается. Впрочем, один артефакт стоит прямо на Keskallee (Центральной аллее) – памятник шахтерам, в народе отчего-то получивший название “Два непьющих”.

Напротив этого момумента, какого-то, согласитесь, слишком уж схематичного, – мэрия.

Соседнее с мэрией здание – явно конца 40-х – начала 50-х, но какое-то уж слишком монументальное по сравнению с теми домами, которые его окружают.

Здесь, на Кескаллее, еще и велодорожки есть.

Среди сталинок в главной части Кохтла-Ярве “заброшки” почти нет. Почти.

Главная городская “страшилка” находится на окраине Ярве. Здание общежития, теперь уже бывшего, когда-то выкупили итальянцы, решив сделать там гостиницу и развлекательный комплекс. Однако на том этапе, когда жильцы были уже выселены, а реновация еще не началась, планы новых хозяев резко изменилось – дом стоит заброшенным уже десять лет и пугает всех, кто въезжает в Кохтла-Ярве со стороны Таллинна. Впрочем, списывать появление такого объекта именно на депрессивность города и желание всех жителей оттуда уехать было бы неверным – повторюсь, в этом здании располагалось общежитие, жильцам которого пришлось уехать не по финансовым причинам.

Но если бы только это здание по улице Калеви, 33. Всего в Кохтла-Ярве насчитывается около 50 заброшенных домов.

На въезде в город со стороны Нарвы установлена водонапорная башня, ставшая одним из символов Кохтла-Ярве. Утверждается, что ее хотели построить в форме шахтерского фонаря. Что-то похожее есть. Еще бы подкрасить.

А с другой стороны улицы – руины ветряной мельницы, стоявшей когда-то на хуторе.

Как и в Силламяэ, в Соцгороде Кохтла-Ярве изначально не нашлось места религии. Лютеранского храма здесь нет до сих пор, а вот православная церковь есть – она находится рядом с бывшей шахтой, чьи терриконы были показаны на первых фотографиях. Церковь довольно необычна по архитектуре (нет вообще никаких украшений и круглых форм, за исключением куполов) – так вот, она была построена в период Первой республики и освещена в 1938 году. В советское время, естественно, не работала (хотя в забое шахты, как известно, атеистов не бывает).

Памятник погибшим за свободу нашей Родины (имеется в виду СССР). Да, это северо-восток Эстонии.

Да, совсем забыл упомянуть транспорт, а в данном случае это важно. Дело в том, что по улицам Кохтла-Ярве колесит уникальный для Эстонии вид транспорта – маршрутка. Она соединяет некоторые поселки города, а также Йыхви. Проезд стоит 64 цента. Автопарк представлен олдскульными “Мерседесами” – конечно, не такими разбитыми, как, например, на Украине или в Закавказье, но уж точно не новыми.

Есть, впрочем, в городе и обычные автобусы.

Маршрутка отвезла меня в Йыхви, где у меня неожиданно состоялась очень интересная и познавательная встреча, ставшая самым ярким впечатлением за всю поездку по северо-востоку Эстонии. Что это было – напишу в следующем посте.

Йыхви. Эстонская столица Ида-Вирумаа

Я мог бы начать рассказ о Йыхви с рассказа о процентном соотношении эстонцев и русских (это, между прочим, самый эстонский город северо-востока страны, здесь представителей титульной национальности аж 33%, а русских всего 53%), но решал вынести во “вне ката” именно эти слова. Те полчаса, что я общался с настоятелем местного храма адвентистов седьмого дня Виктором Ныммиком, мне, наверно, не забыть.
Набрел на этот храм в Йыхви совершенно случайно. Тогда я думал, что если чего-то нет в Викимапии, значит, этого не существует в принципе. Да, эта церковь в самой качественной из интерактивных веб-карт отсутствует. Открыли ее совсем недавно, осенью 2012 года.

Так получилось, что из Силламяэ ждать прямого автобуса до Кохтла-Ярве пришлось бы слишком долго, поэтому я решил ехать до Йыхви, а оттуда уже добираться местным транспортом. До 1990 года он был одним из районов Кохтла-Ярве, да и сейчас входит в агломерацию.
Визуально автовокзал в Йыхви гораздо больше, чем в Нарве. Это объясняется тем, что здесь он попросту “вписан” в здание торгового центра. Кассовый зал по площади не сильно больше, чем в самом восточном городе Эстонии.

Читайте также:  Что привезти из Шри-Ланки – 8 лучших идей

Эстонскую речь в Йыхви можно услышать гораздо чаще, чем в Нарве или Кохтла-Ярве том же. Данные о национальном составе населения города я привел чуть выше. Тем не менее на центральной площади Йыхви располагается именно православная, а не лютеранская церковь. Как и многие другие православные церкви Эстонии, построен храм Богоявления в конце XIX века (освящена в 1895-м), а примечательна тем, что в ней в 1950-1958 гг. (время-то какое!) настоятелем служил Алексей Ридигер, будущий Алексий II. Храм находится под юрисдикцией Эстонской Православной церкви Московского патриархата (а есть еще Эстонская Апостольская православная церковь, находящаяся под юрисдикцией патриархата Константинопольского).

Чем отличается 10-тысячный эстонский городок от 10-тысячного российского городка? Правильно, если в первом будет гипермаркет, то во втором – в лучшем случае “Магнит” или “Пятерочка”. Думаю, что эти торговые центры станут здесь своеобразной чертой эпохи. Но на центральной площади (Keskvaljak) города Йыхви их, страшно сказать, два (и это не считая того, в котором находится автовокзал – он все-таки чуть вдалеке). Один новый.

. другой – перестроенный советский универмаг, который изначально построили еще в 1975-м на месте здания почтовой станции XVIII века. Но фотография ниже примечательна вовсе не им, а машиной Mercedes Sprinter на переднем плане. Дело в том, что в Йыхви и Кохтла-Ярве существует очень редкий для Эстонии вид транспорта – маршрутка. Зздесь она ходит по наиболее населенной части агломерации и соединяет Йыхви с главной частью Кохтла-Ярве, о которой рассказано в предыдущем посте, по пути проезжая поселок Кукрузе. Проезд стоит 80 центов, оплата водителю при входе. Еще в Эстонии маршрутки ходят между Нарвой и Нарвой-Йыэсуу и больше нигде.

Вообще Йыхви показался самым благоустроенным городом Ида-Вирумаа. Но связывать это с меньшей долей русских в численности населения не стал бы. Кстати, городские власти в этих краях очень часто кивают как на пример ухоженности и чистоты на город Кингисепп Ленинградской области.
В целом, конечно, Йыхви – это все-таки еще русский Северо-Восток.

Но вернемся на Центральную площадь. Как вы думаете, сколько этому зданию лет? А оно, между прочим, уже при Хрущеве было построено, в 1954 году. В данный момент тут находится мэрия и администрация волости (это в Эстонии административно-территориальная единица второго порядка, соответствует нашему району).

Здесь же, на Центральной площади, стоит памятник генерал-майору Александеру Тыниссону. Он был одним из крупнейших военных деятелей эпохи т.н. Эстонской войны за независимость 1918-1920 гг., завершившейся подписанием Тартуского договора, по итогам которого Россия стала первой страной, признавшей Эстонию. Говорят, что во время “эпопеи” с Бронзовым солдатом этот памятник хотели снести. Не очень, правда, понятно, почему памятник Тыниссону стоит именно здесь, ведь с Йыхви этого человека ничто не связывает.

Этот дом, судя по всему, был построен как минимум в эпоху Первой Республики, а то и раньше.

А вот в этом здании, также расположенном на Keskvaljak, находится служба занятости. Учитывая, что половина площади перекопана, думается, что косметический ремонт в скором времени доберется и до него.

За мэрией находится небольшой сквер, в нем – кирха предположительно XIII века (Йыхви же впервые упоминается лишь в 1478 г.). Так или иначе, это крупнейшая односводчатая лютеранская церковь Эстонии – но много ли народу, учитывая национальный состав Йыхви (и тем более Кохтла-Ярве) сюда ездит?

Рядом – памятник погибшим в войну за независимость.

Есть здесь и микрорайон сталинок, напоминающий о том, что всего 20 с небольшим лет назад Йыхви был частью Кохтла-Ярве.

И без российских артистов, как и в Нарве и Кохтла-Ярве, тут не обходится.

Но, повторюсь, в целом город выглядит гораздо более “по-европейски” (в обывательском понимании), нежели его соседи. Вот таких улиц в каких-нибудь Нидерландах полным-полно (на фото – шоссе, ведущее в Кохтла-Ярве и на таллиннскую трассу).

Я намеревался дойти по этой улице до ближайшей остановки, чтобы сесть там на автобус до Кохтла-Ярве. И совершенно случайно набрел на уже упомянутую церковь Адвентистов седьмого дня. Разумеется, это направление протестантизма в Эстонии не то чтобы популярно (подавляющее большинство местных верующих протестантов – лютеране), но адвентистская церковь, если верить списку храмов в эстонской Википедии, есть едва ли не в каждом уезде.

Ее пастор, Виктор Ныммик, человек очень интересной судьбы. Родился в Казахстане, наполовину русский, эстонский же родитель оказался в Степи в связи с репрессиями. Потом обосновался в Вильянди, служил в Советской Армии. Свободно и без всякого акцента говорит по-русски. Рассказал, как с нуля создавал этот храм – разумеется, не без спонсорской помощи. Подтрунил над “русскостью” Нарвы – как-то раз пришлось ему покупать стройматериалы, и стоял выбор, ехать за ними в Раквере или Нарву. По словам Ныммика, в Раквере товар был “сделан по европейским стандартам”, ну а в Нарве, мол.
Но это все мелочи. Главное, что при храме действует центр реабилитации для наркоманов и заключенных. Их исправляют и возвращают на путь истинный, разумеется, по-протестантски – трудом. Люди помогают строить храм (отделочные работы еще идут), и в обмен на это получают еду и ночлег. Конечно, не всем удается вернуться к нормальной жизни – кто-то, как парень, слова о котором я привел в предисловии, гибнет “на свободе” в первые же дни.

В отражении в стекле – супруга пастора Элеонора. Тоже абсолютно “мирская” по поведению и манере общения женщина, хотя, разумеется, глубоко верующая. Собственно, когда я подошел к необычному зданию, именно она открыла дверь и позвала меня внутрь, после чего провела по всем этажам и показала, как у них все обустроено. В том числе в этой комнате живут люди, которые проходят здесь реабилитацию.

Вот так выглядит главный зал храма. Заполняется он не до конца – паства по объективным причинам не очень большая. Обратите внимание на белый экран – презентации часто используются во время богослужению, и вообще пастор считает, что все здесь должно быть оснащено по последнему слову техники.

На первом этаже находится кухня, куда может прийти любой человек. Мне еды, но я (несмотря на то, что есть очень хотелось) лишь выпил чая с печеньками – все-таки там живут люди, которым “серьезная” еда гораздо нужнее, чем мне.

До чего же все-таки интересно было слушать пастора. Кстати, каких-то проповедей, попыток “обратить меня в свою веру” я от него не услышал. Так, скорее просто беседа “за жизнь” вышла. Коснулся он и темы РПЦ, но не стал слишком увлекаться ее обличением – просто мимоходом упрекнул за слишком сильный, по его мнению, симбиоз с государством.
Мы общались минут 40. Могли бы и дольше, но ему нужно было ехать в колонию, где он периодически общается с заключенными.

Кохтла-Ярве, Эстония – достопримечательности и развлечения

Кохтла-Ярве, Эстония – достопримечательности и развлечения

Чаще всего, туристы, выбирающие Европу, в качестве следующего объекта путешествий, предпочитают отправляться в столицы стран с многовековой историей. Те, кто выбирают Эстонию, чаще всего едут в Таллин. Однако, в этой прекрасной стране много других городов, которые заслуживают внимания. Взять хотя бы Кохтла-Ярве.

Удивительно то, что этот маленький городок возведен прямо на залежах горючего сланца. Чем же он может заинтересовать туриста? Сегодня мы расскажем вам об этом.

Город Kohtla Jarve на карте Эстонии

Кохтла-Ярве – относительно молодой город, возникший в 1946 году. По величине – он пятый в стране. Население города – 36 тысяч человек. Интересно то, что эстонцев там проживает всего 15 %.

Данный административный округ, скорее, можно назвать агломерацией, нежели городом. В его состав входит несколько промышленных районов:

Кохтла-Ярве, Эстония

Расположение Kohtla Jarve на карте страны:

Что посмотреть в Кохтла-Ярве обязательно – главные достопримечательности города

Данная агломерация – важный промышленный объект страны. Её сланцевые месторождения очень ценные. Благодаря особым природным условиям, в пределах данного округа сосредоточено большое количество уникальных достопримечательностей.

Кукрузский террикон

Кукрузский террикон

Очень красивая природная достопримечательность, представляющая собой искусственную насыпь из пустых пород. Не так давно здесь функционировала шахта. Теперь она закрыта.

На территории террикона находится музей сланца, который может посетить любой желающий. Придя в него, вы сможете узнать много интересного о данном ресурсе, особенно о специфике его формирования.

Местные власти планируют строить горнолыжный курорт на кукрузском терриконе в будущем.

Глинт в Онтике

Глинт в Онтике

Эта природная достопримечательность – один из главных символов Эстонии. Именно здесь была зафиксирована отметка над уровнем моря более, чем в 55 метров.

Сюда ежедневно привозят десятки туристов, желающих узнать, как шахтеры добывают сланец. Они могут спуститься тут в шахты по специальным лестницам и даже совершить прогулку на поезде, которым пользуются настоящие шахтеры.

Водопад Валасте

Водопад Валасте

Данный водопад – самый большой в Балтийском регионе. Кроме того, он очень красивый. Находится он рядом с Глинтом в Онтике. На местной территории есть смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на природу.

Совет! Рекомендуем увидеть водопад Валасте весной, в период таяния воды.

Музей-шахта

Музей-шахта

Основная достопримечательность Кохтла-Ярве. Данная шахта функционирует давно, а точнее с 90-х годов. В тот период здесь добывали огромное количество сланца. К сожалению, сегодня его запасы значительно уменьшились.

После того, как стало ясно, что ресурса в этом месте практически не осталось, власти инициировали затопление шахты, но, благо, план не был приведен в действие. В итоге из нее сделали музей.

Достопримечательности Кохтла-Ярве за 1 день

Кохтла-Ярве – маленький эстонский городок, который можно объехать на автомобиле за несколько часов. Практически все достопримечательности города вы сможете увидеть за пару дней. Однако, если время поджимает, то кроме природных ресурсов и красот, рекомендуем дополнительно ознакомиться с:

  • Водонапорной башней. Визитная карточка города. Архитектор изначально задумывал специфическую постройку, которая напоминала бы по форме обыкновенный шахтерский фонарь. Находится данная достопримечательность на въезде в Нарву.

Водонапорная башня

  • Усадьбой Кукрузе. Интересный исторический объект, созданный в разных архитектурных стилях. Ранее она принадлежала семье фон Толь. Некоторые здания усадьбы одноэтажные, но есть и двухэтажные, с балконом. Отделка стен – белая, а крыши – бежевая или ярко-оранжевая.

Усадьба Кукрузе

  • Мельницей Тюрпсаль. Находится на въезде в город, поэтому ее невозможно пропустить. С 1947 года принадлежала уважаемому эстонскому семейству Пайкуль.

Мельница Тюрпсаль

Что делать в Кохтла-Ярве летом

С наступлением приятной теплоты расцветает природа. Если будете в этом городе летом, обязательно посетите центральный парк. Прогуляйтесь по берегу пруда, послушайте пение птиц, наслаждайтесь видом шикарного фонтана.

Здесь очень красивое озеро. Можно арендовать лодку и совершить прогулку по нему. Также в данном парке есть зоны для игры в футбол или волейбол. А еще летом здесь функционируют аттракционы. В городском парке Кохтла-Ярве вы сможете весело провести время, как в одиночестве, так и с компаний.

Кроме этого, в теплую погоду рекомендуется пройтись вдоль улиц города, чтобы рассмотреть классическую сталинскую архитектуру. Многоэтажные дома здесь практически не реставрировали, а на некоторых из них даже сохранились рисунки, сделанные при жизни Иосифа Сталина.

Чем заняться в Кохтла-Ярве зимой

Кохтла-Ярве зимой

Зима – прекрасное время года, когда можно вдоволь насладиться природными достопримечательностями. Да, они покрыты снегом, однако от этого не лишаются очарования.

Если будете здесь зимой, обязательно отправьтесь к водопаду Валаста, а точнее – на его смотровую площадку. Оттуда открывается очень красивый вид. Также рекомендуем посетить местную шахту-музей.

Кохтла-Ярве – город коричневого золота

Кохтла-Ярве – это город на северо-востоке Эстонии, возникший в 1946 году на залежах горючего сланца. Население на данный момент – 36 тысяч человек, эстонцев среди которых всего 15%. Из всех эстонских городов Кохтла-Ярве имеет наиболее разбросанную структуру, образовавшись в свое время из нескольких рабочих поселков, обслуживавших сланцевые шахты. В советское время его население доходило до 70 тысяч жителей, однако после того, как Эстония получила независимость, некоторые части города были выделены из его состава и стали самостоятельными – это уездный центр Йыхви, а также города Кивиыли и Пюсси. Сделано это было по политическим мотивам – считалось, что слишком большие русскоязычные города с их мощными профсоюзами и “забастовочными комитетами” угрожают новой эстонской власти.

Читайте также:  Выгодное путешествие на круизном лайнере: интервью с путешественницей

Однако даже после всех этих реорганизаций город все равно продолжает состоять из нескольких удаленных друг от друга частей – это, прежде всего, центральный район Ярве, новый спальный район Ахтме, расположенный к югу от отделившегося Йыхви, а также Кукрузе, Ору, Сомпа, Вийвиконд, Сиргала и Кява. Обойти их все за один раз невозможно, а потому я пока ограничусь лишь центральной, Ярвеской частью города. Находится она чуть в стороне от шоссе Нарва-Таллин, ориентиром у въезда будет вот такая водонапорная башня.

Сразу поясню тему насчет “коричневого золота”. Одно время в Эстонии стало модно придумывать девизы для каждого города. Именно тогда Нарва стала “городом хорошей энергии” (рядом расположены две электростанции), а Силламяэ – “городом свежих морских ветров” (расположен на берегу моря). Для Кохтла-Ярве тогда же был придуман несколько противоречивый девиз – “город коричневого золота”. Имелось в виду, конечно, то, что большинство жителей города до сих пор занято в добыче и переработке горючего сланца, цвет которого как раз ближе всего к коричневому. Однако из-за всем понятных нехороших ассоциаций тема развития не получила и заглохла 🙂

Но продолжим прогулку по Ярвеской части города, начав от водонапорной башни. Вот здесь раньше находилась автостанция Кохтла-Ярве, все автобусы, направлявшиеся в Таллин, всегда делали здесь остановку. Но сейчас автовокзал перенесли в другое, более оживленное место.

Дома в этой части города особым изяществом не отличаются. Вот это вообще какой-то экспериментальный дизайн 🙂

Улица здесь называется Оутокумпу, в честь города-побратима Кохтла-Ярве, финского Оутокумпу. Дружбе между городами посвящен вон тот “камень содружества”.

Делаем круг мимо облезлых “хрущевок”

Тут даже не пять этажей, а всего четыре

Вот и центральный перекресток Кохтла-Ярве. Тут в кадр попал трактор, везущий только что убранный снег.

Центральная улица Кохтла-Ярве – Ярвекюла. Влево уходит вторая основная улица – Калеви, ведущая в сторону шоссе Нарва-Таллин. Тут как раз хорошо видно, что дом слева был построен еще до “борьбы с излишествами в архитектуре”, а дом справа – уже после 🙂

Дома с “излишествами” выглядят, конечно, посимпатичнее

Розовый дом напротив – гостиница ALEX. Как мне тут рассказали, ее хозяин в свое время выжил в страшной катастрофе парома “Эстония” и на полученную от судоходной компании компенсацию смог купить это здание, в котором и открыл отель.

А это городская библиотека. Что это там за указатель справа?

Вот такой местный креатив. Все стрелки, как я понял, указывают на библиотеку, где можно найти книги на соответствующую тему. А вот Вестерос – это еще и город в Швеции, которая тоже находится в том же направлении 🙂

А вот и главная площадь Кохтла-Ярве

Это что, у нас такая радиостанция есть – Юмор FM? И правда, в Эстонии она тоже вещает.

“Юмор FM” делает упор на сатирические и юмористические передачи. Филиалы “Юмор FM” работают в 148 городах России, а также Риге и Минске.

От центральной площади начинается пешеходная аллея с лавочками и фонарями

“Знак, у которого все фотографируются”, оказывается и в Эстонии есть такая тема. Правда я не знаю, зачем рядом с ним фотографироваться 🙂

У нас в Нарве есть такой квартал в городе – Коолипыйк (“школьный переулок”), он весь застроен старыми двухэтажными домами и потому является в городе самым непрестижным, чуть ли не трущобами. Здесь же, в Ярвескй части Кохтла-Ярве, такое ощущение, что все дома именно такие. Смотрится, честно говоря, не очень.

Еще один домик послевоенной постройки. Рядом – вездесущая Maxima.

Вообще, конечно, есть в Кохтла-Ярве и более современный район, с обычными пятиэтажками и девятиэтажками – бывший т.н. Соцгород – но он расположен чуть дальше на север, я туда не пошел.

Недостаток красоты компенсируется салоном красоты 🙂

Показывал эти фотографии сотрудникам на работе, одно время жившим в этом городе. Они каждую фотографию сопровождали емким нецензурным словом на букву П 🙂

И тут вдруг посреди этого П появляется вот это. Как говорится, вот вам четыре буквы, Ж, 0, П и А, сложите из них слово “счастье”. В Кохтла-Ярве, как мы видим, сложили 🙂

Впрочем, именно здесь, на площади перед горуправой, Кохтла-Ярве становится отдаленно похож на Санкт-Петербург 🙂

Кохтла-Ярве - город коричневого золота

Монумент “Слава труду”. Судя по ступенькам на трибуне, именно здесь в советские времена проходили демонстрации трудящихся. Я, кстати, хоть и живу в этом регионе очень давно, но в этом месте – в первый раз. До этого видел этот памятник только в фотоальбомах типа “Советская Эстония”.

Панорама площади. В центре памятник, по бокам “сталинский ампир”. Горуправа остается за спиной, не попадая в кадр. Но там здание страшное, совершенно не гармонирующее с окружением.

Над этим “креативным” указателем мы, конечно, долго смеялись 🙂

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан 🙂

Я же направился обратно к машине, которую оставил на улице Ярвекюла у одного из магазинов.

Кстати, насчет магазинов, приведу здесь давний комментарий от одного из моих читателей, Александра из СПб –

Спасибо за информацию о городе. Для нас, ленинградцев, Кохтла-Ярве был КТМ (конечной точкой маршрута) однодневных вылазок в Эстонию, за что нас совершенно справедливо и называли “покупантами”. От водонапорной башни шла улица магазинов, она идет и сейчас, только в этих магазинах для нас уже ничего интересного нет.
А раньше – все было нужно и интересно!
Вначале шла Нарва, а потом – Кохтла-Ярве. Машину ставили около водонапорной башни или на пустыре, где сейчас Сельвер. Потом – разделившись на группы по интересам – мужчины в спорттовары за автозапчастями, а женщины – в одежду. Встречались у продовольственного, где покупали Вана Таллин, пиво (если повезет) ну и молочные продукты.
И помню симпатичное кафе “Трилобит”, кажется, после улицы магазинов – направо.
Удивлял нас отличный асфальт (по сравнению с Ленинградом), обилие дорожных знаков и светофоров, здесь мы впервые увидели светофоры на фермах над дорогой. Ну и аккуратные домики. Теперь все это в прошлом, к сожалению. Вид у города весьма-весьма убогий. На фотографиях он выглядит даже лучше.

В Кохтла-Ярве есть и свои “пять углов”. Вот здесь улица Лидии Койдула уходит от перекрестка под углом 45 градусов в сторону той самой центральной площади, где мы недавно были.

В феврале 2018 года Эстония отмечает 100-летие независимости

Останки ветряной мельницы у въезда в город

На стоянке у торгового центра Prestone. Уличный рынок в стиле 1990-х и водонапорная башня на заднем плане.

Тут появляется зловещего вида социальная реклама. Кому выгодна торговля контрабандными сигаретами? Понятное дело, кому – русской мафии!

Зашел на указанный сайт, где разъясняется схема работы контрабандной торговли. Как видим, женщина с плаката – это конечный продавец 🙂

Эстония не с парадного подъезда. Один из самых бедных городов страны, побратим нашего Солигорска шахтерский Кохтла-Ярве

Эстония не с парадного подъезда. Один из самых бедных городов страны, побратим нашего Солигорска шахтерский Кохтла-Ярве

Многим кажется, как казалось когда-то мне, что добыча полезных ископаемых шахтным методом, шахтерские города и вот это вот все – оно где-то на Донбассе, а еще на Кузбассе и Криворожском железорудном бассейне. На самом деле шахты чрезвычайно распространены по миру и встречаются в большинстве стран. Шахты нужны для добычи самого разного сырья, хотя, понятно, доля угля и металлических руд наибольшая. В Эстонии в последней действующей шахте добывают горючий сланец, специфический минерал, имеющий органические примеси, образовавшиеся в ходе гниения морских водорослей, миллионами лет накапливавшихся на дне водоемов. Сланец можно сжигать на теплоэлектростанциях, можно из него выгонять нефть (но так никто не делает), использовать в производстве пластмасс, битума и строительного клея. Вокруг единственной шахты живет город Кохтла-Ярве, пожалуй, самое унылое место, найденное мной в стране. Реально, это вообще не Эстония, здесь печально и даже жутковато. Прогулочка.

Эстонию я изучал вместе с “Кварталом Depo”: ярким, современным, гармоничным жилым комплексом у площади Победы в Минске. Его возводит компания “А-100 Девелопмент”, а первые жители въедут в свои квартиры уже в 2022-м году. Будьте среди них!

Поездка: Эстония | Оглавление

◉ 01 | “Квартал Depo” как Минск 2.0 — яркий, смелый, в самом центре ← читать!
◉ 02 | Таллинн. Как малюсенькая страна экс-СССР доросла до своих небоскребов в Сити ← читать!
◉ 03 | Таллинн. Реконструкция старого района Каламая (на зависть всем) ← читать!
◉ 04 | Таллинн. Rottermani City, триумф эстонской архитектуры ← читать!
◉ 05 | Тарту. Сплав эпох в новом центре города ← читать!
◉ 06 | Тарту. Переосмыслить советский микрорайон ← читать!
◉ 07 | Тарту. Традиционное многоквартирное деревянное жилье ← читать!
◉ 08 | Нарва. Русский эстонский город. Центр ← читать!
◉ 09 | Нарва. Столетнее жилье Кренгольмской мануфактуры ← читать!
◉ 10 | Нарва-Йыэсуу. Суровый северный курорт ← читать!
◉ 11 | Пярну. Перестройка эстонской провинции ← читать!
◉ 12 | Курресааре. Жизнь и архитектура на Моонзундском архипелаге ← читать!
◉ 13 | Валга-Валка. Города-близнецы по обе стороны эстонско-латвийской границы. Взгляд из Эстонии ← читать!
◉ 14 | Валга-Валка. Города-близнецы по обе стороны эстонско-латвийской границы. Взгляд из Латвии ← читать!
◉ 15 | Силламяэ. Бывший секретный населенный пункт ← читать!
◉ 16 | Кохтла-Ярве. Упадок по-эстонски ← сейчас открыто
◉ 17 | Йыхви. Чем наполнен микрогородок в богатой стране ← читать!
◉ 18 | Вильянди. Три часа на поезде, чтобы посмотреть на глубинку ← читать!
◉ 19 | Маарду. Спутник Таллинна ← читать!
◉ 20 | Сауэ. Спутник Таллинна ← читать!
◉ 21 | Палдиски. На берегу ветреного моря ← читать!

Кохтла-Ярве возник как спутник при шахтах и разрезах чуть более 100 лет назад. Разрозненные поселки, обраставшие как места добычи, так и переработки сырья, за десятилетия слились в целый город с очень своеобразной планировкой. После окончания войны и присоединения Эстонии к СССР здесь было выстроено новое общественное ядро, жилые микрорайоны и социалка. После город еще дважды расширялся, прирастая преимущественно многоэтажным жильем.

Центральная площадь Кохтла-Ярве с башней администрации, похоже, метафорически изображающей шахтный копер (надстройку на поверхности земли, включающую механизмы подъемника):

На площади памятник работникам сланцевой промышленности, крепко, по-братски обнимающим друг друга:

Застройка вокруг торжественная в советском понимании. В новое время все обветшало и требует косметического ремонта. У одного здания почему-то выкрашен угол в розовый.

Центральная площадь прилегает к центральному бульвару, который так и называется – Кескаллея (буквально “центральная аллея”):

На аллею нанизаны кварталы-микрорайоны первых послевоенных лет. Все очень скромно: двухэтажки простейших серий, состояние уставшее.

Этот бульвар приводит к еще одной площади, теперь уже чисто общественного назначения. На ней архитектор Кохтла-Ярве поставил крупный торговый центр, а в наши годы завелся небольшой рынок. Рынок, опять же, такой типично провинциальный с палатками из алюминиевых каркасов и китайским ширпотребом внутри.

Застройка плошади. Обратите внимание – вдалеке башни более высоких домов:

Я решил углубиться в какой-нибудь спальник и выбор пал на тот, что оказался южнее текущего положения. По мере продвижения к окраине дома стали подрастать и чуть меняться внешне:

Впрочем, оставаясь все такими же облезлыми:

Особенно жутким оказалась огроменная пятиэтажка-стена подъездов на 10. Адрес труднопроизносимый: улица Оутокумпу, дом 7.

А вот за ней нашлись, похоже, наиболее свежие многоэтажки Кохтла-Ярве, поставленные, вероятно, к концу СССР:

Собственно, и весь город. На выезде еще кайфовая старая мельница:

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал “Минск и минчанин”. ◀︎

Ссылка на основную публикацию