Парк скульптур Густава Вигеланда в Осло – фото и описание

Отзыв: Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) – вызывает бурю эмоций: от жуткого интереса вплоть до отвращения

Доброе время суток всем, кто читает мой отзыв.
Сегодня я вам проведу виртуальную экскурсию по одному из самых знаменитых парков Норвегии – парку Вигеланда. Парк скульптур в Осло был спроектирован Густавом Вигеландом с вначале 20 века и создавался почти 40 лет. Началась история парка с того, что Вигеланд получил от правительства заказ на изготовление скульптур, изображающих великих личностей Норвегии и власти выделили Густаву часть территории центрального королевского парка Фрогнера с условием, что все будущие работы мастера будут принадлежать городу. Вигеланд работал над парком до самой смерти.
На территории комплекса, площадью в более чем 30 гектаров, находится 277 изваяний, отражающих многообразие состояний человека и отношений между людьми.
Экскурсия по парку начинается с главных ворот, сделанных из гранита и кованого железа. Створки ворот украшены коваными изображениями Змия, который в библейской традиции является символом дьявола. Рядом с воротами стоит монумент, где изображена женщина в объятиях этого же Змия.

Парк Вигеланда

Далее мы проходим по мосту длиною в сто метров, который тянется от главных ворот до фонтана. Вдоль всего моста слева и справа на парапетах расположены 58 бронзовых фигур.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Весь парк посвящен человеку с его эмоциям, чувствами, взаимоотношениями с другими людьми, природой. Иногда скульптура изображает одного человека, иногда – группу людей.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Часть скульптур изображает человека в статике, другие – в движении. Скульптуры изображают людей в разных жизненных ситуациях. Вот папа играет со своим сыном, дальше две девочки подружки что-то обсуждают между собой. Двое мужчин борются, кто-то танцует, кто-то ссорится. Некоторые фигуры представлены в простых жизненных ситуациях, а на некоторые смотришь и приходится только догадываться, что имел ввиду скульптор.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Вот, например, эта скульптура, где изображен мужчина, отбивающийся от младенцев. Автор не давал названия своим творениям, может для того, чтобы человек сам мог увидеть то, что он хочет. Это как “Черный квадрат” Малевича: вроде картина, а вроде – пустота, за которой скрывается всё, что угодно.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Вигеланд, как и греки в античные времена, изображал людей в обнаженном виде, но в отличие от шедевров далекого времени, скульптуры Густавом далеки от античного идеала, они отражают человеческие тела такими как они есть, со всеми их недостатками, поэтому это делает их более натуральными, жизненными так же, как их чувства, эмоции.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Вот в этой скульптуре я вижу человека, попавшего в замкнутый круг. Действительно: работа, дом, семья и так каждый день. Разве Вигеланд не прав? Конечно прав, быт иногда заедает и из этого замкнутого круга порой очень тяжело вырваться.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Фигуры совершенно разные, казалось бы, поставлены здесь в случайном порядке. Мужчины, женщины просто стоят или чем-то заняты. Парочки влюбленных или дерущихся – всё вперемешку.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Эти скульптуры очень натуральны: у некоторых из изображенных здесь людей достаточно крепкое тело, у кого-то, наоборот – отвислый живот и безобразно висящие груди. Другими словами, Вигеланд своими скульптурами хочет показать красоту человеческого тела со всеми его достоинствами и недостатками, пусть не физическую красоту, а скорее духовную. Это как возраст человека: в любом промежутке времени есть свои плюсы и минусы. Его скульптуры – это гимн человеческому телу.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Далее мы подходим к Фонтану. Тоже очень уникальное и своеобразное сооружение. Окружают Фонтан 20 деревьев из бронзы, где каждое дерево символизирует человека в определенный период жизни. Вот в этой скульптурной композиции четко прослеживается основная идея: постоянная смена поколений, виден весь жизненный путь человека от рождения до самой смерти.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Фонтан окантован бронзовым барельефом, на котором художник изобразил вечный цикл жизни человечества. Эти маленькие картинки помогают лучше понять замысел скульптора. Если двигаться по часовой стрелке вокруг этого фонтана, то можно проследить основные периоды в жизни человека: его рождение, годы младенчества, отрочества, юношества. Здесь можно увидеть период первой влюбленности человека, создание семьи, период взросления и мудрости и, наконец, период дряхлости и смерти. И далее, всё повторяется сначала, но уже в следующем поколении.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Погода была дождливой и мы застали время, когда фонтан еще не работал. Поэтому нам удалось хорошо рассмотреть центральную часть фонтана, на которой изображена группа людей, на плечах которых установлена огромная чаша. Я так понимаю, что это люди, на плечах которых держится мир, другими словами мир на Земле зависит от людей. Но это чисто моё восприятие этой скульптурной композиции. Что на самом деле хотел показать автор, для меня остаётся загадкой.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Фигуры людей как бы срослись с ветвями деревьев, они составляют единое целое, отображают неразрывную связь между человеком и природой, цикличность всех ее проявлений от зарождения до смерти

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Юноша, скорее всего, задумался о смысле жизни, его лицо обращено ввысь, в небо. А может быть, он просто мечтает

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Кажется, что это дерево похоже на скелет или очень дряхлого человека

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

На последней фотографии Фонтана вы видите деревья, но уже без людей – это завершение жизненного цикла человека, это его физическая смерть, уход в небытие, прах, тлен.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Очень интересное сооружение, можно его обойти несколько раз и каждый раз будешь воспринимать этих людей-деревьев по-разному. Это как книга: каждый раз читаешь и каждый раз открываешь для себя что-то новое.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Вот так этот фонтан виден издалека, со ступенек Монолита.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

В самой высокой точке парка, на плато располагается центральная композиция под названием Монолит. Эту скульптуру вырезали из одного цельного блока гранита, весящего несколько сотен тонн. Камень был доставлен в парк из каменного карьера в Халдене и перевод фигур с гипсовой модели на гранит занял у троих резчиков по камню около 14 лет, то есть по одному метру за год.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Корпус Монолита поднимается на высоту более 14 м и состоит из 121 скульптуры обнаженных и переплетенных людских тел разного пола и возраста. Основная идея скульптора – это показать желание человека стать ближе к Богу.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Уже после смерти Вигеланда и после окончания Второй мировой войны на ступенях, ведущих к Монолиту, было дополнительно установлено еще 36 скульптур из гранита, символизирующих жизненный цикл, в котором человек изображен в различных жизненных ситуациях и человеческих взаимоотношениях.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Плато Монолита по периметру окружено невысокой гранитной стеной, к которой ведут каменные ступени. Дорога к обелиску проходит через восемь ажурных ворот с контурами человеческих фигур, сделанных из кованного железа, которые изображают человека в разном возрасте.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Скульптурная композиция изображает человеческие тела, переплетающиеся, подталкивающие друг друга, цепляющиеся друг за друга. Лично у меня этот Монолит вызывает неприятное чувство, мне почему-то вспоминается концентрационный лагерь, где мертвые тела также лежали один на другом. А может быть и у Вигеланда такая же ассоциация, ведь он создавал свой парк, когда в стране правили нацисты, в эпоху Третьего Рейха. Жуткое зрелище. Женщины, дети, мужчины, старики, молодые – всё вперемешку.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Не менее удручающее впечатление у меня вызывают и скульптуры вокруг обелиска: такое же нагромождение тел, такое же стремление вырваться вверх, пройтись по чужим головам. Цинизм откровенный.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

А вот здесь совсем дети и такая же борьба за жизнь.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Хотя есть и скульптуры достаточно безобидные, изображающие людей в обычной жизненной ситуации.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Уже на обратном пути к Центральным воротам мы зашли на так называемую Детскую площадку – группу из восьми бронзовых статуй, изображающих детей во время игры ползающих, играющих, то есть делающих всё то, что положено младенцам.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

В центре, на гранитной колонне, изображён зародыш в том виде, как он лежит в утробе матери во время беременности.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Расположение этой Детской площадки выбрано не случайно – она символизирует зарождение жизни на границе миров: ниже река – это путь в мир мертвых, а выше – мост с людьми и их страстями.
Недалеко от Детской площадке на мосту стоит одна из самых знаменитых статуй – “Сердитый малыш”, которая изображает плачущего, чем-то недовольного малыша.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

И чтобы у вас не осталось негативного отношения к этому парк, хочу сказать, что это всё-таки городской парк, куда приходят жители города Осло, чтобы отдохнуть и душой и телом. Помимо скульптур, здесь есть и цветники и обычные фонтаны и довольно-таки красивые, ухоженные клумбы.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Несмотря на то, что утром прошел дождь и небо было затянуто серыми тучами, парк выглядел ярким и солнечным из-за обилия цветущих растений.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Яркие оранжевые бутоны клубневых бегоний

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Великолепные бутоны роз в капельках дождя

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Фонтаны среди зеленых деревьев

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

Кроме этого здесь располагается водоём, где плавают жирные рыбы.

Парк скульптур Вигеланда (Норвегия, Осло) фото

И всё это вызывает массу противоречивых эмоций – у некоторых парк вызывает крайнее раздражение, у кого-то – недоумение, а кто-то просто ходит сюда погулять и совершенно спокойно воспринимает эти скульптуры.
Мне было просто интересно, я с жадностью впитывала для себя новое, необычное и я знала, что такое я уже никогда и нигде не увижу. Ну, а тем, кто был со мной в этой виртуальной экскурсии, я не могу давать советы: ехать вам сюда или нет, каждый должен решить сам.
До новых встреч. Берегите себя и своё здоровье.

Парк скульптур Вигеланда

Парк скульптур Вигеланда

С 1 сентября по 31 мая со вторника по воскресенье 12.00-16.00. В понедельник – выходной. С 1 июня по 31 августа со вторника по воскресенье 10.00-17.00. Понедельник выходной.

Данную достопримечательность можно будет увидеть в рамках экспедиции Туристера «Норвегия 2020», в ходе которой мы собираемся посмотреть всю страну от севера до юга! Присоединяйтесь!

Парк скульптур Вигеланда является одной из главных достопримечательностей столицы Норвегии Осло. Это парк, в котором все 227 скульптур из бронзы и гранита были созданы одним человеком. Парк строился 43 года и был завершен уже после смерти автора. Скульптор спешил воплотить свой замысел, поэтому не отвлекался на участие в общественных мероприятиях и долгое время был малоизвестен за пределами Норвегии.

В этом своеобразном музее под открытым небом размещено множество необычных и динамичных скульптурных композиций, которые поражают воображение и заставляют задуматься.

Парк скульптур Вигеланда

Говорят, что автор скульптур изобразил в парке человека, обуреваемого страстями, показал беспомощность современного человечества перед пороками. Специалисты полагают, что, согласно замыслу творца, его скульптуры должны побуждать зрителя задуматься о смысле жизни и сделать вывод о необходимости борьбы с собственными демонами и стремления к светлым высшим силам. Впрочем, сам Вигеланд не любил рассуждать о смысле его творчества и даже не давал своим произведениям названий.

Парк скульптур Вигеланда

А разглядеть и понять эти аллегории непросто. Например, по словам искусствоведов, знаменитая скульптура разъяренного мужчины, расшвыривающего руками и ногами младенцев, означает не отца, неспособного на любовь к отпрыскам или убегающего от алиментов, а человека, одолеваемого пороками и мужественно пытающегося их победить.

Единственная одетая скульптура в парке — это установленная у центрального входа статуя Густава Вигеланда, автопортрет, выполненный скульптором в последний год жизни. Вигеланд не изображал идеальные пропорции тела, он считал, что в современном искусстве уже нет необходимости воспевать божественные идеалы, ведь сам современный человек отказался от бога и считает себя равным ему.

Парк скульптур Вигеланда

Скульптор с рождения

Сын провинциального столяра и резчика по дереву с детства был направлен на работу подмастерьем к лучшему резчику. Все свободное время Густав использовал для лепки, рисования и резьбы по дереву, а по вечерам посещал Королевское художественное училище.

Много лет спустя Густав написал о себе, что стал скульптором еще до рождения, и его «гнали силы», ему не подвластные, не позволяя ему свернуть с пути.

Деревенскому парню удалось воплотить свой грандиозный замысел благодаря редкому упорству и трудолюбию. Встретив на улице известного скульптора и мистика Бергслейна, юноша показывает ему свои рисунки. Мастер объявил его гением и начал учить всему, что умеет сам.

Благодаря наставничеству маститого ваятеля, начинающий скульптор выиграл художественный конкурс и получил грант на обучение в Копенгагене, а позже добился государственной стипендии на учебу в Париже. Под влиянием Бергслейна, Густав, взявший псевдоним Вигеланд по месту рождения матери, увлекся философией и мистицизмом.

Парк скульптур Вигеланда

История создания Парка скульптур

С 1901 года Вигеланд, помимо заказов на скульптурные портреты и гравюры, дававших ему средства на жизнь, начал работать над воплощением своего основного замысла. Первым был фонтан, огромную чашу которого держали обнаженные немолодые люди, поэтому городская комиссия, осмотрев гипсовый макет, отвергла идею воплощения проекта напротив здания Парламента, как это было заказано. Окончательный отказ Вигеланд не получил, но и новое место для фонтана ему не предоставляли.

Только в 1921 году, когда квартал, в котором был расположен дом и мастерская Вигеланда, шел под снос, вопрос был поставлен ребром. Вигеланд не соглашался переезжать за город, и сумел договориться, чтобы ему выделили мастерскую и место для воплощения сада скульптур. Ему также обеспечили жилье, помощников, материалы и зарплату. Взамен скульптор получал в прижизненное владение огромную поляну парка Фрогнер в качестве выставочной площадки, но после его смерти все его скульптуры должны были перейти во владение города.

Парк скульптур Вигеланда

Скульптор был не слишком доволен этим контрактом и считал, что заключил договор с дьяволом. К тому же у города постоянно не хватало денег на материалы, что тормозило работу. Но дело продвигалось, хотя и медленнее, чем хотел Вигеланд. Из-за задержек с финансированием, он неоднократно переделывал некоторые свои работы, добиваясь идеального соответствия замыслу.

Вигеланд предчувствовал свою смерть, поэтому в последнюю зиму он отложил работу над парком и создавал барельефы для собственной погребальной урны. В марте 1943 года скульптор скончался в возрасте 74 лет, оставив после себя порядка 1600 скульптур, тысячи рисунков и сотни гравюр.

Читайте также:  Цены в Словении на продукты, жилье, товары и услуги, отдых

Парк скульптур Вигеланда

Что посмотреть в парке Скульптур

Удивительный и волшебный мир Вигеланда носит также неофициальное название — Сад людей.

Широкий мост длиной 100 метров, начинающийся неподалеку от центрального входа, был представлен на суд общественности раньше, чем многие другие части парка — летом 1940 года. Мост символически переводит посетителя через реку Стикс, отделяющую мир живых от мира мертвых, и ведет к фонтану, аллегорически указывающему на Эдемский сад.

Вдоль моста установлено 58 бронзовых фигур, каждая из которых выражает яркие эмоции. Одна из самых известных скульптур на мосту — рассерженный младенец, ручку которого многие стараются потереть на счастье, поэтому она блестит. Однако это не просто изображение ребенка, а аллегория гнева.

На мосту также находятся четыре гранитные колонны, увенчанные изображением людей, отбивающихся от ящеров. Эти скульптуры символизирует демонов, поработивших людей.

Парк скульптур Вигеланда

Фонтан

Фонтан, окруженный двадцатью деревьями из бронзы, является аллегорическим изображением мифологического Урда — источника божественной мудрости или святого Грааля. Однако люди в этом саду, пародирующем Эдем, не спешат наслаждаться божественным и сами становятся частью деревьев. Идея композиции — цикл перерождений, новая жизнь после смерти. Вокруг фонтана идет барельефная окантовка, изображающая различные моменты человеческого общения.

Вокруг чаши Фонтана «растут» бронзовые ясени, а в скандинавской мифологии первоосновой вселенной является Всемирный Ясень — дерево Иггдрасиль. Корни этого древа орошают богини судьбы — Норны.

Площадь вокруг фонтана размером 1800 кв. м. покрыта черно-белым гранитом, геометрический рисунок которого формирует лабиринт почти 3 тысячи метров длиной.

Парк скульптур Вигеланда

Монолит

Обелиск Монолит высотой 14 метров был высечен из цельной глыбы, которую сначала доставили из каменоломен морем, а потом транспортировали по суше целый год со скоростью 1 метр в день. Потом еще 14 лет трое каменотесов обрабатывали гранит в специальном павильоне, ориентируясь на установленный рядом гипсовый макет в полную величину, выполненный Вигеландом.

К небу вздымается скульптурное изображение 121 обнаженного и переплетенного тела людей разного пола и возраста. Это зрелище называют завораживающим и отталкивающим, и пытаются разгадать замысел автора — что значит этот штурм небес? Про Монолит сам Вигеланд говорил «Это моя религия».

На возвышении и ступенях вокруг Монолита расположено 36 скульптурных групп, символизирующих жизненный круговорот, в котором человек изображен во множестве типичных человеческих ситуаций и отношений.

Вход на плато Монолит оформлен в виде 8 фигурных ворот из кованого железа.

Парк скульптур Вигеланда

Колесо жизни

Колесо считается символом вечности жизни и бесконечной цепи перерождений. Однако некоторые специалисты по искусству полагают, что и эта скульптура может быть злой пародией на бездуховный мир.

Другие же искусствоведы утверждают, что, несмотря за заметность Монолита, главным смысловым произведением Парка скульптур является все же установленное напротив него Колесо Жизни.

Парк скульптур Вигеланда

Солнечные часы и Знаки зодиака

Небольшая площадь с Солнечными часами, установленными в 1940 году, расположена в глубине парка. Некоторые эксперты предполагают, что скульптор вложил в это творение дьявольский посыл, изобразив нечто вроде алтаря демонизма, цель которого — отвлечь человека от Бога.

Художественный музей

Помимо Музея Осло, в парке есть отдельный музей с картинами, написанными братом скульптора, Эммануэлем Вигеландом, знаменитым своими фресками и витражами. В творчестве известного художника основными были темы рождения, смерти и жизненного пути человека.

Парк скульптур Вигеланда

Экскурсии

Экскурсии проводятся только по музею Вигеланда, а не по территории парка. Тем, кто желает сопровождения экскурсовода при прогулке по парку необходимо найти гида самостоятельно. Для этого можно обратиться в информационные туристические центры Visit Oslo, Oslo Guidebureau или Oslo Guideservice.

Музей расположен в южной части парка, слева от главного входа, в 5 минутах ходьбы.

График работы музея

Музей работает ежедневно кроме понедельника.

  • Со 2 мая по 31 августа 10.00 — 17.00.
  • С 1 сентября по 30 апреля 12.00 — 16.00.

Музей закрыт 31 декабря и 1 января, в День Благодарения, в Пасхальную субботу, 1 и 17 мая, в Сочельник и Рождество.

Парк скульптур Вигеланда

Цена билета в музей

  • Взрослые — 80 крон;
  • Студенты, пенсионеры (+67), дети с 7 лет — 40 крон.
  • Дети до 7 лет — бесплатно.

При групповом посещении (не менее 10 ч-к) каждый посетитель платит 40 крон.

Обладатели карты Oslo Pass посещают музей бесплатно.

Цена экскурсии в рабочее время музея в будни

  • Группы учеников школы или детсадовцев — 500 крон;
  • Студенты, пенсионеры (+67) — 600 крон;
  • Другие группы посетителей — 1000 крон.

Цена экскурсии в рабочее время музея в выходные

Все группы посетителей — 1800 крон + входной билет каждому посетителю 40/80 крон.

Цена экскурсии в нерабочее время музея в выходные

Все группы посетителей — 2000 крон + входной билет каждому посетителю 40/80 крон.

Парк скульптур Вигеланда

Как добраться

Парк скульптур Вигеланда расположен неподалеку от центра норвежской столицы, на западе Осло, между зажиточными районами Майорстюа и Фрогнер, поэтому к нему можно прогуляться после осмотра других достопримечательностей Осло.

К парку Вигеланда можно доехать трамваем № 12, курсирующем по центру норвежской столицы, или автобусом № 20. Нужно ехать в сторону, противоположную фьорду, и выйти на остановке Vigelandsparken.

Любители прогулок могут преодолеть это расстояние пешком, ориентируясь на трамвайные пути, и рассматривая окрестные жилые кварталы. Главный вход в парк расположен на улице Киркевейен.

К парку скульптур Вигеланда удобно добираться на метро. Метро в Осло называется T-bane, все 6 его линий останавливаются на ближайшей к парку станции Майорстюен (Majorstuen). Если ехать в парк из центра, то нужно двигаться в западном направлении.

Любители путешествовать на автомобиле могут доехать до Парка скульптур Вигеланда, придерживаясь трассы Ring 2 и держа направление на район Majorstuen и улицу Kirkeveien.

Возле главного входа в Парк на улице Kirkeveien расположена небольшая платная парковка. Если на ней нет свободных мест, стоит попробовать припарковаться с западной стороны Парка, на платной парковке по улице Monolittveien, или на улице Middelthunsgate, возле бассейна Фрогнербадет.

Ценители комфорта, невзирая на его дороговизну, могут добраться до Парка скульптур Вигеланда на такси, воспользовавшись мобильными приложениями Uber, Norgestaxi или популярной местной службой OsloTaxi, автомобиль которой можно заказать на сайте заранее.

Парк скульптур в Осло – грандиозное творение Густава Вигеланда

Норвегия представляется холодной страной с чарующими видами и скандинавским колоритом. Страна фьордов и троллей, гор и водопадов. Туристы со всего мира приезжают сюда за пейзажами, свежим воздухом и, конечно, впечатлениями. Многие туристы начинают знакомство со столицы – Осло. Именно там и находится одна из самых неоднозначных достопримечательностей всей Скандинавии – парк скульптур Вигеланда.

Парк скульптур в Осло

Редкий турист, приехавший в Осло, обойдет его стороной. Ведь это крупнейший и интереснейший парк Норвегии. У большинства, посетивших это место, остаются неоднозначные впечатления. И неудивительно, ведь скульптурный комплекс, представляющий эпоху Третьего Рейха, видишь не каждый день.

Чем интересен парк Вигеланда?

Вигеланд парк находится в сердце Норвегии, его столице – городе Осло. Расположился он в районе Фрогнер. Место является частью центрального королевского парка Фрогнер. Уникальность этого комплекса под открытым небом в том, что он не является привычным для нас парком, возносящим силы и красоту природы. Парк скульптур Вигеланда в Осло – это музей с сакральным смыслом, объекты, которого отражают сатанинские силы и являются квинтэссенцией грехопадения человека.

Скульпрута в парке Вигеланда

Есть и другое видение: некоторые исследователи считают, что экспонаты тесно связаны не с христианской символикой, а со скандинавской мифологией, отображая круговорот жизни и смерти такой, какой ее видели во времена язычества. С уверенностью можно сказать одно – каждая скульптура пропитана образностью и символичностью разных культур. Это главная причина, по которой он отличается от тысяч других парков скульптур по всему миру.

История создания

Парк был спроектирован и создан Густавом Вигеландом в период с 1907 по 1942 год. Началась история парка с того, что получил от правительства заказ на изготовление скульптур, изображающих великих личностей Норвегии. К тому времени Вигеланд был уже довольно известным и перспективным скульптором со своим стилем работы. Еще в ранние годы в его творчестве начали прослеживаться символы греха и сатанинских сил, которые отображали суть человека.

Парк скульптур Вигеланда

1921 год был переломным в работе мастера. Дом в Осло, в котором он жил и творил, городские власти предназначили под снос. В ходе продолжительного судебного разбирательства власти выделили Густаву другое здание и часть территории Фрогнера, но с условием, что все будущие работы мастера будут принадлежать городу. Так и родился парк Густава Вигеланда.

За следующие 20 лет скульптор основательно переделал Фрогнер и создал совершенно новый музей своих работ под открытым небом. За эти годы парк многократно видоизменялся и переделывался, некоторые скульптуры меняли свое местоположение. Вигеланд работал над ним до самой смерти.

На заметку!
Что еще посмотреть в Осло читайте здесь.

Парк Вигеланда сегодня

Сейчас парк занимает внушительную площадь в 30 Га. Большая часть проекта осталась неизменна со времен Густава. Власти Осло стараются всеми возможными способами сохранить аутентичность места. На территории комплекса находится 277 изваяний, отражающих многообразие состояний человека и отношений между людьми.

Скульптуры на тему человеческих взаимоотношений

Вообще, главной темой парка смело можно назвать состояния человека. Большая часть монументов изображают людей в моменты разных состояний, в динамике, что позволяет раскрыть их истинные эмоции. В плане психологичности своих работ, Вигеланда можно сравнивать с такими исследователями психологии человека, как Юнг и Фрейд. Он не просто с помощью скульптур передавал свое видение человеческих эмоций, а предварительно подвергал их глубокому анализу для максимально точного выражения задуманного.

Психологичность скульптуры – это то, что подвластно только виртуозу и настоящему мастеру своего дела. А если добавить к этому глубину анализа и жуткий демонический символизм всех скульптур – выходит по истине восхитительно ужасная коллаборация.

Обратите внимание! Подборка 10 самых интересных музеев города представлена в этой статье.

Самые знаменательные скульптуры парка

Невозможно передать сложность и многогранность каждой скульптуры словами. Даже фото парка скульптур Вигеланда не смогут отразить и половины грандиозности этой работы. Но рассказать про несколько самых известных и монументальных скульптур мы все-таки попробуем.

Главные ворота – это первый экспонат, с которого начинается знакомство с парком Густава Вигеланда. Выполнены они из гранита и кованного железа. Проект был создан в 1926 году, но окончательный вариант увидел мир только в 1942 и был проспонсирован государством.

Центральные ворота

Вся конструкция включает в себя пять больших ворот и двое маленьких. Кованые створки украшены, такими же, коваными изображениями Змия, который в библейской традиции является символом нечистого и самого дьявола. Этот первый экспонат выступает своеобразным предостережением для посетителей, для того, чтоб они еще «с порога» понимали куда идут.

Экспонат поражает масштабами композиции. Сам мост в длину не превышает 100 м, а в ширину 15 м, но его главной особенностью являются скульптуры, которые установлены на парапетах вдоль него. Построена конструкция была в период с 1925 по 1933 год.

Мост в парке Мост

На гранитных парапетах расположилось 58 бронзовых фигур. Там есть и группы людей, и одиноко стоящие женщины, дети и мужчины. Как у античных мастеров все фигуры обнажены, но если греки воспевали красоту человеческого тела, то у Вигеланда они изображены с ярко выраженными недостатками. Скульптуры на мосту являются отражением страстей и прихотей человека.

Расположение каждого экспоната парке неслучайно, так, на уровень ниже моста находится детская площадка, окруженная фигурами детей. Она символизирует зарождение жизни на границе миров: ниже река и путь в мир мертвых, а выше мост с людьми и их страстями.

Экспонат Фонтан в парке Вигеланда

Экспонат, если следовать миру, построенному Густавом, находится уже на другой стороне – в потустороннем мире. Фонтан – это символизирует источник мудрости Урд из скандинавской мифологии. По легенде, этот источник давал мудрость богам. Поэтому и скульптура выглядит мрачно, величественно и внушительно, как сама Скандинавия.

Окружают Фонтан 20 деревьев из бронзы, которые пародируют Эдемский сад. Но если в христианском писании люди населяют Эдем, то в видении Вигеланда деревья сада и есть люди. Проект фонтана был создан еще в 1924 году, но окончательное местоположение и вид он получил в 1924 году.

На заметку! Об особенностях пользования метро Осло и ценах на проезд читайте здесь.

Скульптура Монолит

Плато Монолита возвышается над территорией парка. Скульптура изображает переплетение человеческих тел, которое поднимается к небу. Каждая фигура монумента проработана с удивительной тщательностью и мастерством. Символическую составляющую этого экспоната можно трактовать множеством способов. Это и новая Вавилонская башня, и штурм небесных врат, осуществляемый человечеством. Очевидным остается то, что в своих самонадеянных попытках человечество потерпело поражение.

Первый проект Монолита был нарисован в 1919 году. Однако его реализация заняла долгих 14 лет, за которые три мастера и выполнили эту потрясающую работу. В 1947 году на ступенях, ведущих к изваянию, было дополнительно установлено еще 36 скульптур из гранита. Монолит, как и многие другие скульптуры парка Вигеланда, отображает цикл человеческой жизни со всем разнообразием ситуаций и эмоций, испытываемых в них.

Скульптура Колесо жизни

Экспонат представляет собой фигуры людей, сплетенных в окружность. Выполнен он из бронзы, а диаметр составляет три метра. Эта гирлянда из тел символизирует жизненный цикл, путь от рождения до могилы и от смерти к новому перерождению. Жестокий цикл перерождений в этом мире без надежды на покой или другой исход.

Скульптура не что иное, как солнечные часы монументальных размеров, с изображенными на них знаками Зодиака. Возведена скульптура была еще в 1940 году, в это время гороскопы, да и знаки Зодиака вообще не были популярны, среди населения. Часы Зодиака являются символом новой религии, которая создана дьяволом, чтоб отвлечь человечество от Бога и его истины.

Читайте также:  На чем можно доехать до Шереметьево от Павелецкого вокзала?

Часы Зодиака

Когда и как добраться до парка Вигеланда

Как правило, Осло первый город, который посещают туристы в Норвегии. Поэтому и осмотр достопримечательностей страны начинается отсюда. Но в незнакомом городе довольно трудно сориентироваться с транспортом и добраться до места назначения, даже если приблизительно знаете где находится нужное место.

Парк Вигеланда в Осло на фото выглядит менее масштабно, чем на самом деле, поэтому проехать его будет сложно

Удобнее всего добраться до парка на трамвае 12. Его маршрут проходит через сердце города Осло, поэтому искать долго не придется. Проще всего сориентироваться от набережной Акер Бриге. В этом районе вы легко сможете найти Нобелевский центр как раз напротив которого проходят трамвайные пути.

Трамвай №12 в Осло

Нужно лишь пройтись до остановки и дождаться трамвая номер 12. Ехать около 15 минут до остановки Vigelandsparken. Как альтернативный вариант, можно пройтись до места назначения пешком. Если следовать по маршруту трамвайных путей – точно не заблудитесь.

Парк скульптур Густава Вигеланда открыт для посетителей круглосуточно и летом и зимой. Вход в него бесплатный. Однако стоит учитывать, что осмотр парка займет много времени и лучше всего направляться туда утром, чтоб к вечеру вернуться в отель.

Парк Вигеланда в Осло – это уникальный пример парковой архитектуры, который вы сможете увидеть только в Норвегии. Нельзя приехать в Осло и оставить без внимания столь масштабную и интересную достопримечательность. Поэтому обязательно сходите в парк скульптур Вигеланда, если будете в Норвегии.

Более наглядная информация о скульптурах парка и их значении представлена в этом видео.

Автор: Татьяна Курбакова

Обновлено: 2 Май, 2020 Музеи в Осло наверняка порадуют любителей истории и…

Обновлено: 9 Авг, 2021 Осло (Норвегия) – самая тихая и уютная скандинавская…

Обновлено: 6 Дек, 2020 Оперный театр (Осло) часто сравнивают с белоснежным ледяным…

Обновлено: 9 Апр, 2021 Метро Осло называется Tunnelbane или Т-Banen, это сеть…

Парк скульптур Вигеланда

Парк скульптур Вигеланда – это одно из чудесных мест, расположенных на западе города Осло, в районе Фрогнер. Сам парк Вигеланда является составляющей частью огромного парка Фрогнер. Он был создан великим скульптором Густавом Вигеландом в 1907—1942 годах. Его площадь составляет 30 гектаров, на которых содержится около 277 скульптурных групп, отображающих всю гамму человеческих отношений.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Темой парка являются «состояния человека». Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий, таких как бег, борьба, танцы, объятия и т.д. Каждая из статуй передаёт определённый набор эмоций, человеческих отношений, нередко — с глубоким философским подтекстом, что делает многие композиции достаточно сложными для восприятия, например, скульптуру взрослого мужчины, который отбивается от орды младенцев.

Местные жители активно используют парк для игр, отдыха на свежем воздухе, пикников. В марте 2007 г. парк подвергся действиям вандалов — неизвестный человек или группа лиц расклеили чёрные бумажные обрезки бумаги на сосках, промежностях, ягодицах всех скульптур парка.

Достопримечательности парка

Главные ворота

Главные ворота (кованое железо и гранит) служат непосредственно входом в парк. Они состоят из пяти больших ворот, двух маленьких для пешеходов и двух крытых медью контрольно-пропускных пунктов, украшенных флюгерами. Главные ворота были установлены в 1942 г. за счёт Норвежского банка.

58 скульптур располагаются вдоль стометрового моста шириной 15 м. от Главных ворот до Фонтана. Все эти бронзовые скульптуры соответствуют основному замыслу парка — «Человеческому темпераменту». Здесь посетители смогут увидеть одну из самых популярных статуй парка – «Сердитый малыш». В 1940 г. Мост стал первой частью парка, открытой для публики. Посетители смогли наслаждаться скульптурами, в то время как большая часть парка все ещё находилась в стадии реконструкции.

Детская площадка

В конце моста находится Детская площадка — группа восьми бронзовых статуй, изображающих детей во время игры. В центре, на гранитной колонне, изображён зародыш. Помимо этого здесь располагается водоём, где плавают утки и гуси.

Фонтан

По первоначальному проекту изготовленный из бронзы и украшенный 60 отдельными бронзовыми скульптурами фонтан должен был стоять перед зданием Парламента. Фонтан, изображающий детей и скелеты на ветвях гигантских деревьев, символизирует, что за смертью следует новая жизнь. Вокруг фонтана лежит мозаика из белого и чёрного гранита площадью 1800 кв. м. Вигеланд работал над этим памятником с 1906 по 1943 гг.

Плато «Монолит»

Плато «Монолит» — каменная платформа, окружённая ступенями, которая служит основанием для центральной фигуры парка «Монолит». 36 групп людей располагаются на возвышении и символизируют собой «круговорот жизни». Доступ к плато проходит через 8 фигуральных ворот, сделанных из кованого железа. Ворота были спроектированы между 1933 и 1937 годах. и установлены вскоре после смерти Вигеланда в 1943 г.

Монолит

На самой высокой точке парка, на плато располагается центральная фигура — Монолит. Возведение массивного памятника началось в 1924 г., когда Густав Вигеланд смоделировал его из глины в своей студии во Фрогнере. Процесс проектирования занял у него 10 месяцев и предположительно Вигеланд воспользовался несколькими эскизами, спроектированными ещё в 1919 г. Впоследствии модель была «заморожена» в виде гипсового макета. Осенью 1927 г. блок гранита, весящего несколько сотен тонн, был доставлен в парк из каменного карьера в Халден и его установили только год спустя. Вокруг него был построен деревянный навес для предохранения составных частей. Гипсовый макет Вигеланда поместили сбоку как упоминание о скульпторах проекта. Перевод фигур с макета начался в 1929 г. и занял у трёх резчиков по камню порядка 14 лет до финального завершения. На Рождество 1944 г. публике было разрешено полюбоваться Монолитом и толпа из 180000 человек переполнила деревянный навес, чтобы поближе рассмотреть творение. Навес был уничтожен вскоре после этого. Башенный корпус Монолита 14,12 метра (46,32 фута) высотой состоит из 121 скульптуры, поднимающейся к небесам. Эта идея подразумевалась как желание человека стать ближе с чем-то духовным и божественным. Ансамбль изображает чувство близости, поскольку человеческие фигуры обнимают друг друга, их ведут навстречу спасению.

Колесо жизни

В конце 850 метров продольных координат парка возведены солнечные часы, выкованные в 1930 г., и, наконец, Колесо жизни, сделанное вручную с 1933-34 гг. Колесо в той или иной степени напоминает венок, изображающий четырёх людей и ребёнка, бесконечно счастливых в своей гармонии. Этот символ вечности заключает в себе основную идею парка: путешествие человека от колыбели до погребения.

Музеи

В южной части парка располагаются два музея — Музей Вигеланда, в котором можно ознакомиться с другими скульптурами, а также с рисунками мастера, и Музей истории города Осло.

Время работы

С 1 сентября по 31 мая со вторника по воскресенье 12.00-16.00. В понедельник – выходной. С 1 июня по 31 августа со вторника по воскресенье 10.00-17.00. Понедельник выходной.

Вход в парк платный. Общий билет 50 крон, льготный и детский (от 7 лет) 25 крон, дети до 7 лет бесплатно.

Как добраться

Парк скульптур Вигеланда находится по адресу Nobels gate 32. Ближайшая к парку станция метро – Majorstuen. Добраться также можно на 20, 112 автобусах или 12 трамвае, нужная остановка Vigelandsparken.

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1

Парк скульптур Густава Вигеланда в Осло создавался в не самое простое для Европы время с 1906 по 1946г — целостный ансамбль из 227 скульптурных групп на площади в более чем 30 гектаров, объединенных глубокой философской идеей.
32 гектара необыкновенно заряженного эмоциями пространства — скульптуры играют, танцуют, борются, любят, печалятся, секретничают, ссорятся, провожают умерших, тревожатся, прощаются, защищают друг друга — и все это создает необыкновенное по силе воздействие на зрителя. Некоторые фигуры представлены в простых жизненных ситуациях, некоторые в сказочных и аллегорических. Обнаженные скульптуры далеки от античного идеала, они отражают все несовершенства человеческих тел, но именно это делает их живыми — они обнажены так же, как их чувства. И это вызывает массу неоднозначных эмоций — в парке можно пережить и восторг, и крайнее раздражение. Но, думаю, никто не уходит отсюда равнодушным.
Немудрено, что разные люди истолковывают идею парка по разному. Кто-то считает, что этот парк — проявление сатанизма, кто-то — язычества, кто-то говорит, что в скульптурах выражено стремление человека к Богу.

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 1

Многие скульптурные группы очень неоднозначны и заставляют нас всматриваться и вчувствоваться в их эмоции, додумывать ситуацию, и у нас перед глазами проходит множество жизненных историй Пожилые женщины, с тревожными лицами, мужчина отбивающийся от кучи младенцев, пожилая мать и сын в момент трудного разговора — каждая как момент выхваченный из какого-то глубокого, а иногда и фантастического сюжета:

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 2

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 3

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 4

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 5

Иногда сюжеты простые, раскрывающие при этом все многообразие проявлений и чувств человека.
Мальчишки борются:

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 6

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 7

Братья и сестры дуются друг на друга:

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 8

Мужчины защищают женщин, стариков и детей:

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 9

Радуются и танцуют:

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 10

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 11

Одна из самых знаменитых фигур парка — Сердитый Малыш.

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 12

В конце моста находится детская площадка — группа из расположеных по кругу восьми бронзовых статуй, изображающих маленьких детей — ползающих, играющих, изучающих свои пальцы. спящих. В центре, на гранитной колонне, как начало начал, изображён зародыш вниз головой.

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 13

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 14

Многие скульптурные группы раскрывают все оттенки отношений детей и родителей в разном возрасте:

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 15

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 16

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 17

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 18

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 19

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 20

Ода Жизни. Парк скульптур Густава Вигеланда. Часть 1, фото № 21

Среди отзывов посетителей о парке Вигеланда есть один забавный, но очень верный — «Это точно сделано для инопланетян, чтобы они посмотрели на эти скульптуры и все про нас поняли». Действительно, скульптуры созданы с огромной любовью к человеку, ко всем его проявлениям, чувствам и поступкам. Автор — самоучка — не говоря ни слова рассказал о человеке, все, что можно рассказать.

О сорокалетней истории создания парка, его отношениях с господствующим в те годы 3-им Рейхом и еще двух фантастических скульптурных группах — Фонтан деревьев и Монолит — во второй части. Продолжение, следует.

dergachev_va

Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни»

Ландшафты жизни

image001.jpg

Валентина Балакирева, Владимир Дергачев

http://pics.livejournal.com/vobche/pic/000hrztz

Самый большой в Европе знаменитый Парк (Сад) скульптур Вигеланда расположен на западе Осло, является частью большого парка Фрогнер. Создан норвежским скульптором Густавом Вигеландом (1969 – 1943), одним из самых плодовитых в мире с эпохи Микеланджело. С помощью символизма и натурализма автор стремился рассказать своими изваяниями о человеческой жизни от рождения до смерти, от созревания до увядания. Доминанта Сада скульптур — 17-метровый 180-тонный Монолит, напоминающий фаллос. Вигеланд не давал названия своим творениям.

Густав родился на ферме, название которой звучит как Вигеланд, в маленьком приморском городке на юге Норвегии, в семье ремесленников и крестьян. В юности он был отправлен в Осло, где обучался грамоте и резке по дереву в художественной школе. Но после внезапной смерти отца вернулся на малую родину, чтобы помогать семье.

Вигеланд вновь приехал в Осло в 1888 году с намерением стать профессиональным скульптором. С 1891 по 1896 годы он путешествовал по Европе, посетив Копенгаген, Париж, Берлин и Флоренцию. Во французской столице он часто посещал мастерскую Родена. Соприкосновение со средневековым итальянским искусством эпохи Возрождения оказало воздействие на последующее его творчество. Вернувшись в Осло, он получил от городских властей для работы заброшенную студию. Первые выставки работ Вигеланда состоялись в Норвегии в 1894—1896 годах. В 1905 году Вигеланд был признан самым талантливым норвежским скульптором и стал получать высокие гонорары за изготовление статуй и бюстов известных соотечественников, таких как драматург Генрик Ибсен.

В 1921 году власти Осло снесли дом со студией архитектора, чтобы возвести городскую библиотеку. После продолжительной тяжбы Вигеланд получил новое здание в обмен на все свои последующие работы, включая скульптуры, рисунки, гравюры и модели. В 1924 году Вигеланд переехал в новую студию, расположенную в окрестностях парка Фрогнер. Самый известный норвежский парк скульптур создан им в 1907—1942 годах на площади в 30 га и содержит 227 скульптурных групп, отражающих гамму человеческих отношений. Вигеланд работал до самой смерти в 1943 году. Его прах до настоящего времени хранится в здании местной колокольни, а студия стала музеем, где представлены различные работы художника, наряду с гипсовыми моделями скульптур парка Вигеланда.

Главной темой парка являются «состояния человека». Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий (бег, борьба, танцы, объятия и т. д.). Каждая из статуй передаёт эмоции человеческих отношений. Часто глубокий философский подтекст затрудняет восприятие его композиций.

image003.jpg

Главный вход в парк

image005.jpg

http://d2me0fuzw8a1c5.cloudfront.net/sites/default/files/styles/large/public/images/20313/vid_v_parke_vigelanda.jpg

image007.jpg

Местные жители активно используют парк для игр, отдыха на свежем воздухе и пикников.

image009.jpg

Плато «Монолит». Каменная платформа служит основанием для центрального сооружения парка — обелиска «Монолит», высеченного скульптором и бригадой камнерезов из огромной цельной глыбы. Тридцать шесть скульптурных групп людей располагаются на возвышении вокруг «Монолит» и символизируют «круговорот жизни».

Возведение массивного памятника началось в 1924 году. Осенью 1927 года блок гранита, весящего несколько сотен тонн, был доставлен в парк из каменного карьера. Перевод фигур с с гипсовой модели начался в 1929 году и занял у троих резчиков по камню около 14 лет. На Рождество 1944 года публике (180 тыс. посетителей) было впервые разрешено полюбоваться «Монолитом», воплощающим идею скульптора — показать желание человека стать ближе к духовному и божественному.

Читайте также:  Цены в Дании на недвижимость, продукты, основные товары и услуги

image011.jpg

Высота Монолита 17,3 метра, из них 14 метров — человеческие тела, карабкающиеся, переплетающиеся, подталкивающие друг друга, цепляющиеся друг за друга. Чем выше, тем больше маленьких детей, которых люди подталкивают наверх (фаллический символ вечной жизни и смены поколений). Вокруг Монолита на возвышении, образованном из ступеней, располагаются 36 скульптурных групп, вырезанных из гранита и изображающих разные человеческие отношения

Фотография Владимира Дергачева

image013.jpg

Еще в 1906 году скульптор представил городской власти эскиз фонтана для установки его в центре Осло — 6 мужских фигур, держащих чашу в окружении 20 бронзовых скульптурных групп с барельефами по периметру. Затем добавил до 60 скульптурных групп, что сделало невозможным установления фонтана в центре города перед зданием норвежского стортинга (парламента).

image015.jpg

Фонтан состоит из фигур людей разных возрастов и скелетов на ветвях гигантских деревьев. Идея композиции — за смертью следует новая жизнь. Дно фонтана выложено мозаикой из белого и чёрного гранита. Вигеланд работал над этим памятником с 1906 по 1943 год.

image017.jpg

image019.jpg

Чаша, поддерживаемая шестью мужчинами, символизирует тяжесть человеческой жизни на земле.

image021.jpg

Фигуры людей среди деревьев, составляющие с ними единое целое, отображают неразрывную связь между человеком и природой, цикличность всех ее проявлений от зарождения до смерти.

image023.jpg

image025.jpg

image027.jpg

image029.jpg

«Дерево», которое обнимает старый, смертельно уставший от жизни человек.

image031.jpg

Розарий

image033.jpg

За Фонтаном и розарием начинается стометровый мост, на котором и находятся 58 бронзовых скульптур Густава Вигеланда, которые передают различные состояния «Человеческого темперамента».

image035.jpg

image036.jpg

image038.jpg

image040.jpg

Самый знаменитый малыш из Сада скульптур. Буйный мальчик стал одной из визитных карточек Осло, как «Крик» Мунка.

Фотография Владимира Дергачева

image042.jpg

image044.jpg

Информация для размышления. Искусство требует женского вдохновения. Скульптор как настоящий художник был любвеобилен, увлекался девушками и имел связи с большинством своих моделей. В конце концов, на одной из них — Лауре Андерсен, женился только после рождения второго ребенка, но с условием последующего развода. С детьми не общался, но платил алименты на их содержание. Второй продолжительной связью Густава была 17-летняя Инга Сюверстен, с которой он прожил 19 лет, постоянно ей изменяя. Затем еще одна семнадцатилетняя девушка. Четвертая длительная связь с 18-летней Ингрид Вильберг, на 32 года моложе Густава, продлилась 15 лет и тоже закончилась новым увлечением. Каждая из женщин терпела его измены, упрямство, вспыльчивость и приступы депрессии.

vanatik05

“Разъятая на части цельность-
лишь символ творческих невзгод.
Художник ищет драгоценность
гармонии — и он найдет.”
Белла Ахмадуллина.

Итак, мы закончили предыдущую часть на том, что Густав Вигеланд создал проект фонтана для Осло, который из-за своей величины не мог быть осуществлен в городе. И тут как раз случилось так, что мэрия решила снести квартал, в котором находилась мастерская Вигеланда, а ему построить новую мастерскую с домом для проживания на окраине Осло, в запущенном к тому времени парке Фрогнер.

Там же решено было разместить и фонтан, и те гранитные статуи, которые были уже в проекте. В 1921 году был подписан удивительный для тех лет контракт с мэрией, по которому Густав Вигеланд получал дом с мастерской в свое пожизненное владение, а после его смерти он должен будет стать музеем. Сам же скульптор в обмен завещает все свои работы городу и может приступить к созданию своей мечты, парку – выставке скульптур на открытом воздухе, объединенных единой идеей – отображением всех главных моментов человеческой жизни и разнообразия человеческих отношений. Осуществлению этой идеи он посвятил последние 20 лет своей жизни.

Некоторые наработки у него уже были, над остальными он трудился, не покладая рук, и в 1931 году представил мэрии, а она утвердила план парка с Фонтаном, Монолитом, Мостом Скульптур, и скульптурным ансамблем вокруг Монолита. Не только мэрия, но и меценаты спонсировали работы, все хотели, чтобы в их столице был необыкновенный Парк скульптур, единственный в мире.

Все скульптуры в полную величину Густав сам лепил из глины, затем делал гипсовую модель,а большая группа профессионалов под его руководством отливала их в бронзе или вырезала из камня.
Всего Парк скульптур Вигеланда занимает 3,2 гектара, в нем на протяжении 850 метров размещены 214 скульптур, состоящих из отдельных фигур или групп (всего около 600 фигур), 13 кованых ворот, и сам парк с его цветниками аллеями, оградой, спроектирован тоже самим скульптором.
Перед тем, как мы начнем осмотр, хотелось бы сказать, что любые интерпретации увиденного на совести самого интерпретирующего, так как Густав Вигеланд не давал никаких официальных объяснений своим работам, а на вопросы о том, что он хотел сказать той или иной скульптурой, отвечал примерно так: “Смотрите сами и решайте!” Давайте посмотрим.
Мы начали осмотр не так, как обычно, не с Главных ворот, а с Монолита в противоположном конце парка.

Он был задуман скульптором давно, еще в 1919 году, выполнен из глины в полную величину в 1925, затем его отлили в гипсе, а в следующем году кораблем доставили в Осло огромный кусок гранита, в несколько сот тонн весом, в 1927 он был установлен в парке, а через год резчики приступили к выполнению замысла скульптора, начиная высекать фигуры с верха монолита, гипсовая модель в качестве образца была установлена рядом. 14 лет три резчика работали над монолитом, сам Вигеланд так и не успел его увидеть без лесов.

В готовом виде высота Монолита 17,3 метра, из них 14 метров – человеческие тела, карабкающиеся, переплетающиеся, подталкивающие друг друга, цепляющиеся друг за друга. Чем выше, тем больше маленьких детей, которых люди подталкивают наверх. Мы не будем придерживаться какой-то определенной версии в поисках символического смысла, но их существует несколько: стремление к духовному и божественному, изображение жизненного цикла и борьбы за существование или фаллический символ вечной жизни и смены поколений. Оставим затею разгадать замысел художника, я предпочитаю дать возможность додумывать самим.
Вокруг Монолита на возвышении, образованном из ступеней, располагаются 36 скульптурных групп, вырезанных из гранита и изображающих разные человеческие отношения

в разные периоды жизни: начиная с раннего детства (мать, обремененная детьми),

до сложного отрочества, и шалостей, доходящих до драк (мы помним, что у Вигеланда было нескрываемое плохое отношение к детям),

через любовь между мужчиной и женщиной,

через родительскую любовь и ласку,

через сложности во взаимоотношениях и ссоры между мужчинами и женщинами,

до зрелости и глубокой старости.

Здесь же есть, как считают, и некоторый отклик на взаимоотношения с братом Эмануэлем (помните, в первой части мы говорили об этом), посмотрите на этих двух мужчин, сидящих вроде бы и рядом, но не смотрящих друг на друга.

Потом даже в старости уже и поздно о чем-либо говорить, а потом – вообще ничего уже не исправить, ведь братья так и не помирились. Так ли это, вкладывал ли Вигеланд такой смысл в эти работы мы не знаем.

Обходя Монолит вокруг, проходишь весь путь человека от младенчества до смерти и понимаешь, что эта же мысль звучит постоянным рефреном во всех композициях парка.

Он же повторяется и в “деревьях с людьми” огромного фонтана,

обойти который и рассмотреть все скульптуры и барельефы занимает много времени, но зрелище это поражает и захватывает. Перед самим фонтаном и вокруг него выложена мозаика из гранита, представляющая собой лабиринт, общей длиной в три километра.

Работа над этим фонтаном началась еще в середине десятых годов. Чаша, поддерживаемая шестью мужчинами, символизирует тяжесть человеческой жизни на земле, а фигуры людей среди деревьев, составляющие с ними единое целое, должны, очевидно, отображать неразрывную связь между человеком и природой, цикличность всех ее проявлений от зарождения до смерти. Так считала наш экскурсовод, сам скульптор никаких разъяснений не давал.

Посмотрите на это “дерево “, которое обнимает старый, смертельно уставший от жизни человек.

А недалеко от него другое “дерево” буквально “усыпано” веселыми малышами,

или переплетает свои ветви с руками влюбленных, повторяя все тот же жизненный цикл.

Всего 20 таких бронзовых двухметровых скульптур “деревьев”, переплетенных с человеческими телами, установлено по квадратному периметру фонтана.
Все ту же идею о цикличности жизни всего живого на Земле мы видим и на 60 барельефах, украшающих парапет фонтана, а постамент для него изготовлен для контраста из белого гранита.

За Фонтаном и розарием начинается стометровый мост

через пруд , с пристанью для лодок и “детской площадкой” со скульптурами детей,

на котором и находятся 58 бронзовых скульптур Густава Вигеланда,

которые он задумал и изготовил в глине и гипсе за 8 лет, с 1925 по 1933 год, и благодаря которым этот парк и был назван Парком скульптур.

Мы опять можем проследить все ту же тему – человеческие взаимоотношения, их переживания и пороки, любовь и материнство,

ненависть, доходящая до драки,

и опять – сложные взаимоотношения между отцами и детьми, выраженные в этой неоднозначной скульптуре. Что мужчина делает с этими четырьмя малышами, кто они ему? Вигеланд однажды на вопрос об этой скульптуре ответил: “Мало ли что привидится во сне. ” , а мы можем лишь предполагать, что так он выразил нежелание и неготовность к отцовству или “отбрасывание” от себя детства и превращение во взрослого мужчину, или наоборот – игра любящего отца со своими детьми, что не кажется мне правдоподобным.

По углам одной из площадок моста установлены были еще в самом начале 4 гранитных колонны, с фигурами наверху, изображающими борьбу человека с драконами, олицетворяющими, по всей вероятности, грехи человеческие, демонов, с которыми он постоянно вынужден бороться в своей душе. Эта тема греховности человека перекликается с его работой в Нидаросском соборе в Тронхейме, о котором мы говорили в первой части, именно тогда она появляется в его творчестве.

На мосту около пруда и под ним установлено несколько бронзовых фигур малышей, один из них, знаменитый “Сердитый. ” или “Капризный мальчик” (встречаются оба названия) является даже символом Осло и пользуется трогательной любовью туристов, они уже натерли своими прикосновениями его кулачок до блеска.

Этого малыша (всего 83 сантиметра) неоднократно пытались украсть, но он всегда возвращался на свое место и продолжал топать в гневе ножкой.
О Парке и его скульптурах можно было бы еще долго рассказывать: об этой скульптуре, например, изображающей опять взаимоотношения между мужчиной и женщиной,

или об этой напряженной сцене,

или даже схватке между ними .

Каждый видит в эти скульптурных группах и отдельных фигурах что-то свое, интерпретирует их в соответствиями со своими представлениями, своим жизненным опытом. Некоторых смущает нагота и они считают эти фигуры излишне эротичными и даже неприличными, хотя я видела много мусульманок в парке, совершенно спокойно взирающих на обнаженных мужчин.

Некоторые, как например. автор статьи “Сатана там правит парк” В.Тихомиров. вообще считают, что Парк – гимн “нового язычества, изобретенного дьяволом, чтобы отвлечь Человека от Бога”. В этой же статье он утверждает также, что “парк Вигеланда остался единственным уцелевшим образцом нацистского искусства”, что скульптор воспевает и пропагандирует (!) идеи Третьего рейха. У таких обвинений нет документальных подтверждений, кроме ответа Вигеланда на просьбу о посещении немцами своей мастерской, в котором он писал, что «с радостью» откроет мастерскую и позволит “дисциплинированным немецким солдатам пройтись” среди своих работ. И еще он согласился стать членом нацистского центрального совета по искусству, в который входил и писатель Кнут Гамсун. Эти факты не красят его и не оправдывают, но он не был фашистом и публично никогда не высказывался положительно о нацистской идеологии. С таким же успехом можно приписывать бесконечным толстоногим “девушкам с веслом” идею панславянского духа через воспевание культа крепкого человеческого тела.

Еще одно обвинение иногда высказывается зрителями Вигеланду в том, что большая часть его скульптур представляют собой кич (нем. Kitsch), псевдоискусство, выдвигая в качестве доказательства то огромное количество работ, которое,якобы, может быть создано только “халтурщиком”. Это утверждение я не буду опровергать фактами я с ними не согласна, но тут хотелось бы узнать мнение искусствоведов, мне не удалось найти такой оценки с их стороны, если она и существует. Как на ваш взгляд, это кич?

В полном и окончательном воплощении Густаву Вигеланду не удалось увидеть все величие и всю мощь своего замысла, он умер в 1943 году от инфекционного заболевания сердца, кремирован по своему завещанию, и урна с его прахом, изготовленная по его же эскизу, стоит в его рабочей комнате Дома-музея. За свою жизнь он создал огромное количество рисунков и эскизов, 420 гравюр, около 1600 скульптур, некоторые скульптуры по эскизам Вигеланда, а работа по ним продолжалась и после его смерти, были установлены не так давно, например, в 1988 году – скульптурная группа “Клан”, а в 2002 – скульптура “Удивленная”, для которой Вигеланду позировала в 1940 году еврейка Рут Майер, норвежская “Анна Франк”.
Многие из нас, посетившие Парк, а мы провели там несколько часов, выходили оттуда притихшими, потрясенными, удивленными, не в состоянии сразу определиться с впечатлением – все это надо было обдумать, много раз еще возвращаясь к фотографиям и записям. Прошло три месяца, теперь я могу с уверенностью посоветовать всем, кто будет в Осло и интересуется искусством, выделить день на посещение Парка Скульптур Густава Вигеланда.
Все фотографии в парке выполнены Натальей и Валерием Николенко 16.07.2016.

Ссылка на основную публикацию