На чём основано решение собственника об объединении земельных участков в 2022 году

Росреестра от 18.05.2021 N 14-07279/21@

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, учитывая, что в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр не уполномочен разъяснять и толковать законодательство Российской Федерации, сообщает.

В соответствии со статьей 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс, представляющий собой совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые:

1) либо неразрывно связаны физически или технологически, в том числе линейные объекты (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие);

2) либо расположены на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность соответствующих объектов в целом как одну недвижимую вещь;

к единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное (статья 134 ГК).

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ), статей 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в отношении недвижимого имущества, к которому, в частности, относятся здания, сооружения, единые недвижимые комплексы.

Согласно части 1 статьи 46 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на единый недвижимый комплекс осуществляются:

в связи с завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как единого недвижимого комплекса;

в связи с объединением нескольких указанных в статье 133.1 ГК объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) и права на которые зарегистрированы в ЕГРН, по заявлению их собственника.

Таким образом, совокупность нескольких объектов недвижимости – зданий, сооружений, объединенных единым назначением, государственный кадастровый учет которых осуществлен в ЕГРН и права на которые зарегистрированы в ЕГРН, по заявлению их собственника может быть поставлена на государственный кадастровый учет в качестве единого недвижимого комплекса с одновременным осуществлением государственной регистрации права собственности на этот единый недвижимый комплекс. Учитывая пункт 50 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных действующим в настоящее время приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 46 Закона N 218-ФЗ, технический план, необходимый для постановки на государственный кадастровый учет единого недвижимого комплекса, должен содержать в разделе “Заключение кадастрового инженера” сведения, характеризующие единый недвижимый комплекс (при этом сведения о содержании технологической связи объединенных единым назначением зданий, сооружений ввиду ее отсутствия не указываются).

Также отмечаем следующее.

Порядок создания объектов капитального строительства установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК) и предусматривает в том числе подготовку проектной документации (статья 48), выдачу разрешения на строительство (статья 51), а после его завершения – выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55).

Необходимо отметить, принимая также во внимание положения статей 1, 14, 24 Закона N 218-ФЗ, что государственный кадастровый учет подтверждает существование того или иного объекта недвижимости с определенными характеристиками, включая вид объекта недвижимости (сведения о которых содержатся в том числе в проектной, разрешительной документации), и не может подменять собой иные процедуры, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (архитектурно-строительное проектирование, получение разрешения на строительство, создание объекта капитального строительства, ввод (приемка) этого объекта в эксплуатацию).

Также отмечаем, что Законом N 218-ФЗ не предусмотрено такое учетно-регистрационное действие, как “выдел” здания, сооружения, входящего в состав иного объекта недвижимости, например, производственно-технологического комплекса, учтенного в ЕГРН в качестве сооружения. Кроме того, на наш взгляд, учитывая положения статьи 133 ГК, проведение кадастровых работ для целей внесения в ЕГРН сведений об объектах недвижимости, образованных в результате преобразования объекта капитального строительства, допускается только в случае, если такой объект является делимой вещью и его преобразование допустимо в соответствии с федеральным законом.

Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.

Статус «временный» означает, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, но права на него не зарегистрированы. Весной 2022 г. таких участков в ЕГРН не останется: права на них будут зарегистрированы либо их исключат из реестра. Дачники не лишатся прав на участки, но распоряжаться ими будет сложнее, да еще и мошенники смогут на них посягнуть

Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.

Что такое регистрация права на участок?

Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

Для чего регистрация нужна и что будет, если право не зарегистрировать?

В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

Государственный кадастровый учет: что это такое и зачем он нужен?

Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Три статуса участков: «учтенный», «ранее учтенный», «временный»

Внесенный в ЕГРН объект недвижимости может обладать одним из трех статусов: «учтенный», «ранее учтенный», «временный».

  • Статус «учтенный» означает, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет позднее 1 марта 2008 г., права на него зарегистрированы и содержатся в ЕГРН. Собственник такого объекта недвижимости может совершать любые законные действия и сделки с ним.
  • Статус «ранее учтенный» означает, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г. 1 или на данный участок зарегистрированы права в ЕГРН и присвоен условный номер. Как отмечает Росреестр, в таком случае нужно убедиться, что участок прошел процедуру межевания и его границы зафиксированы на Публичной кадастровой карте. Если нет, то необходимо провести кадастровые работы для внесения сведений о границах.
  • Статус «временный» предполагает, что земельный участок был образован и поставлен на государственный кадастровый учет в период с 1 марта 2008 г. по 1 января 2017 г., при этом права на него не были зарегистрированы. Этот статус влечет ограничения, в частности не допускается раздел таких земельных участков, их объединение, перераспределение или выдел из них новых.

Как проверить статус участка?

Определить статус земельного участка можно следующим образом:

  • через сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Это бесплатный и наиболее простой способ. Необходимо только ввести кадастровый номер земельного участка. Информация о статусе участка будет отражена на второй строчке в графе «Статус объекта»;
  • через публичную кадастровую карту. Это тоже бесплатно. Достаточно знать адрес или кадастровый номер земельного участка;
  • получив выписку из ЕГРН в МФЦ, Росреестре, кадастровой палате или в электронном виде. Но за это взимается плата – от 300 руб. для физических лиц.

Данные ресурсы также позволяют узнать, зарегистрированы ли права и обременения на интересующий объект недвижимости.

«Временный» статус участка: что изменится после 1 марта 2022 г.?

Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

Читайте также:  Город Задар, Хорватия: достопримечательности, пляжи, фото

С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.

«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):

  • до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
  • до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  • до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.

С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».

Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.

Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.

Как зарегистрировать участок со статусом «временный»?

Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.

1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Статья 11.6 Земельного кодекса. Объединение земельных участков

1. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

2. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.

3. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.

4. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соответствии с гражданским законодательством.

5. Не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования одному лицу.

6. Допускается объединение земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не обремененным залогом. При этом право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Комментарии к ст. 11.6 ЗК РФ

1 – 2. Комментируемой статьей рассматривается ситуация, обратная разделу или выделу земельных участков. При этом последствия объединения земельных участков являются фактически теми же, что и при их разделе: прежние участки прекращают свое существование, на их месте появляется новый объект отношений. В целом при обращении к данной статье можно высказать те же самые мысли, которые уже прозвучали в комментариях к ст. 11.4 о прекращении существования земельных участков после внесения соответствующих записей в ЕГРП (см. ст. 11.2 настоящего Кодекса), а также о правовом содержании категории “возникновение прав на земельный участок”. Как в прежних комментариях, так и теперь мы придерживаемся той позиции, исходя из которой, если лицу принадлежало право собственности на несколько земельных участков, которые составили в результате их объединения один, право собственности у данного лица на новый земельный участок должно быть сохранено (см. также комментарий к ст. 11.4 Кодекса).

3 – 4. Образование одного земельного участка при объединении участков, принадлежащих разным собственникам, связано с более сложными правовыми последствиями, чем при объединении земельных участков одного собственника. В рассматриваемой ситуации сособственникам соглашением придется решить вопрос о долях в праве общей собственности на землю – они могут соответствовать площадям находившихся в их собственности участков, однако по соглашению сторон доли могут быть и изменены. Помимо этого решение должно быть вынесено относительно прав и обязательств каждого из сособственников, которые возникли у них в отношении земельных участков до их объединения. При решении этих и других вопросов объединения земельных участков следует иметь в виду и общие положения ГК РФ на этот счет. В том числе положения ст. 245 ГК РФ о том, что, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными. Соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества. Вопросы ипотечных обязательств при объединении участков затронуты частью п. 6 настоящей статьи.

5. Запрет объединения земельных участков, используемых на основе перечисленных в п. 5 настоящей статьи правовых титулов, основано, как понимаем, на том, что право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения не может быть закреплено более чем за одним лицом. Это правило вытекает из многолетнего регулирования и практики предоставления земельных участков на основании этих двух видов права. Заметим, что ст. 24 ЗК РФ, регулирующая отношения по поводу права безвозмездного срочного пользования, специально не обращается к вопросу о количестве лиц, которым земельный участок может быть предоставлен на основе этого права.

6. Норма п. 6 данной статьи устанавливает правила реализации одного из обязательств собственников при объединении участков – ипотеки. Установленное правило о распространении ипотеки на весь объединенный участок следует из положений законодательства о залоге и ипотеке о том, что ипотека распространяется на имущество в целом, а не на его части. В то же время указанные нормы п. 6 комментируемой статьи дают основания полагать, что по соглашению сторон залоговые обязательства остаются только за тем из сособственников, земельный участок которого был предметом ипотеки до объединения. Как представляется, в этом случае может возникнуть вопрос о предмете залога: должен ли он трансформироваться из земельного участка в долю в праве общей собственности или предметом залога должна стать та часть нового земельного участка, которая ранее являлась земельным участком – предметом залога. Заметим, что при определении предметов ипотеки Федеральный закон в действующей редакции часть земельного участка в качестве возможного предмета ипотеки не называет.

Что изменится в законодательстве о недвижимости в 2022 году

В конце уходящего года принято подводить итоги, планировать будущее и гадать, что год грядущий нам готовит. Думается, что построить грандиозные планы читатели смогут и сами. А вот о том, какие изменения в законодательство о недвижимости в 2022 году нам подготовило родное государство, расскажу в этой статье.

В ЕГРН появится информация об аварийных домах

Закон № 148-ФЗ от 26 мая 2021 года внес очередные поправки в закон о регистрации недвижимости № 218-ФЗ. С 1 февраля 2022 года Росреестр станет вносить в ЕГРН информацию о том, что квартира (комната) расположена в МКД, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, либо о признании жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, непригодным для проживания. Соответственно, и стандартная выписка из ЕГРН будет содержать сведения о признании МКД подлежащим сносу и (или) реконструкции и (или) о признании жилого помещения (в том числе дома) непригодным для проживания. Эти сведения предупредят покупателей о проблемном доме или помещении.

Власть разрешит строительство жилья на сельскохозяйственных землях

С 1 марта 2022 года государство разрешит строить и регистрировать в ЕГРН жилые дома, возведенные на земельных участках, предназначенных для ведения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами своей деятельности. Иными словами, законодатель позволил строить индивидуальные жилые дома на сельскохозяйственных землях. Данное право введено законом № 299-ФЗ от 02.07.2021 года.

Пройдет всеобщая кадастровая оценка земельных участков

В 2022 году всех собственников земли в России ждет государственная кадастровая оценка земельных участков. Это требование установил Федеральный закон от 31.07.2020 № 269–ФЗ. Понятно, что у владельцев участков эта новость не вызывает ни малейшего воодушевления. Ведь, как это водится в России, государственная кадастровая оценка увеличит кадастровую стоимость наделов и повысит размер налогов. Так что нас ждет вал жалоб по итогам этого мероприятия.

Из ЕГРН исключат сведения об участках, носящих временный характер

В соответствии с пунктом 7 статьи 72 закона № 218-ФЗ 1 марта 2022 года истечет срок действия временного статуса объектов недвижимости. В связи с этим Росреестр исключит из ЕГРН сведения о земельных участках, которые носят временный характер. Напомню, что временными считаются участки, которые образованы и поставлены на кадастровый учет в период с 01.03.2008 года до 01.01.2017 года, но при этом права на такие участки до сих пор не зарегистрированы.

Читайте также:  Бланк госпошлины на замену водительского удостоверения в 2022 году

Граждане, продавшие недорогую недвижимость, не будут подавать декларацию 3 – НДФЛ

С 1 января 2022 года граждане, продавшие недвижимость, находившуюся в собственности менее 3 или 5 лет (то есть меньше минимальных сроков владения, установленных НК РФ), не будут больше отражать в декларации 3 – НДФЛ доходы (или вовсе не будут подавать её), если имущественный вычет полностью перекрывает доход, полученный от продажи объекта.

Исходя из сказанного, стоимость проданной недвижимости не должна превышать 1 миллиона рублей для квартир, комнат, земельных участков и 250 000 рублей для иных объектов (например – гаражей). Если же доход от продажи превысит данные лимиты, то гражданин обязан подать декларацию. Эти новеллы внес в НК РФ закон № 305-ФЗ от 2 июля 2021 года. Кстати, есть версия, что эти поправки государство внесло в НК РФ только для того, чтобы облегчить жизнь гражданам и не заставлять их сдавать «пустые» декларации. Но в это что-то плохо верится. Скорее всего, ФНС проанализировала количество подобных деклараций, ужаснулось «подвигам» чиновников, тратящих время на их проверку, и, учитывая, что декларации не приносят в казну ни копейки, инициировало законопроект. Так, наверное, будет ближе к истине.

Должники не получат субсидий на оплату ЖКХ

С 1 января 2022 года вступят в силу поправки в ЖК РФ, ограничивающие возможность получения субсидии должниками по оплате услуг ЖКХ. В соответствии с частью 5 статьи 159 ЖК РФ власть не даст субсидию гражданам, у которых имеется подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом непогашенная задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, образовавшаяся не более чем за три последних года. По правде говоря, чиновники уже давным-давно ограничивают в получении субсидий лиц, имеющих долги перед коммунальщиками. Но теперь такая практика получает как бы вполне законное основание.

Закон об упрощении регистрации недвижимости для застройщиков

Этот закон явно протолкнуло строительное лобби. Хотя о подобных поправках говорили где-то с начала «нулевых». Но только в январе 2021 года правительство направило в Думу проект закона. Работа закипела, и 1 декабря 2021 года Совет федерации отправил на подпись президенту закон о внесении изменений в закон об инвестиционной деятельности № 39-ФЗ, а также в Земельный и Градостроительный кодексы. Президент подпишет его уже в декабре этого года. Однако некоторые статьи нового нормативно-правового акта вступят в силу только с 1 сентября 2022 года.

В соответствии с поправками, если застройщик возводил/реконструировал недвижимость за свой счет, то в заявлении о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию он будет сразу же давать согласие на регистрацию за ним права собственности на это сооружение и (или) помещения и машино-места в нем.

Если же застройщик привлекал деньги инвесторов, то он также должен указать их в качестве будущих правообладателей собственности. Дополнительно, заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию будет содержать информацию об уплате госпошлины, email застройщика и инвесторов. В свою очередь, орган, выдавший разрешение на ввод сооружения в эксплуатацию, самостоятельно будет направлять заявления в Росреестр о кадастровом учете и регистрации права собственности на объект и землю (если ЕГРН не содержит сведений об участке).

В результате этих новелл девелоперу не придется после получения разрешения на ввод в эксплуатацию снова судорожно собирать документы и направлять бумаги в Росреестр. Все это будет сделано одновременно.

Следует особо отметить, что перечисленные новеллы не применяются к правовым отношениям, связанным с долевым участием в строительстве. Так что дольщикам не стоит хвататься за сердце и искать валидол. Данные нормы к ним не относятся.

Проекты законов, находящиеся на рассмотрении в Думе

На начало декабря 2021 года в Государственной думе находятся несколько законопроектов, в которых так или иначе фигурирует недвижимость. Например, проект № 1246345-7. Его автором является правительство РФ. Законопроект наконец-то устанавливает такие понятия, как «многоквартирный дом» (в ЖК РФ) и «дом блокированной постройки» (в ГрК РФ). Пикантность ситуации заключается в том, что ЖК РФ, ГрК РФ и многие законы давно оперируют данными понятиями, не раскрывая их. Теперь недостаток будет устранен, и студенты юрфаков могут сказать спасибо законодателю. Наряду с этим, проект устраняет правовую неопределенность, возникающую при отнесении здания к МКД или дому блокированной застройки, а также снимает вопрос о включении домов блокированной застройки в региональные программы капитального ремонта.

Автором другого документа, находящегося на рассмотрении в Думе, является «отец» и идеолог «дачной (а по совместительству и «гаражной») амнистии» Павел Крашенинников. Проект № 1243284-7 дает возможность наследникам оформить права на земельные участки, доставшиеся им от наследодателей, которые так и не успели воспользоваться «дачной амнистией». Дополнительно законопроект закрепляет алгоритм предоставления гражданам участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены жилые дома, возведенные до вступления в силу ГрК РФ в границах населенного пункта, а также приводит перечень документов, необходимых для приобретения земельных участков, расположенных под такими домами.

Ну и наконец, законопроект продлевает дачную амнистию до 1 марта 2031 года.

Выводы

Грядущие в 2022 году изменения в законодательстве о недвижимости нельзя назвать из ряда вон выходящими. Время кардинальных перемен в этой области, кажется, уже прошло. Поправки, которые законодатель регулярно вносит в законы в последние два-три года — это скорее ликвидация пробелов и правовой неопределенности, чем глобальные изменения. И 2022 год не будет исключением. Ну, нельзя же на самом деле считать внесение в ЕГРН сведений об аварийных домах или разрешение строить жилье на сельскохозяйственных землях определяющими и экстраординарными реформами? Эпоха формирования новых правоотношений в сфере недвижимости, начавшаяся в 90-х годах прошлого века, завершилась. Поэтому не стоит ждать, что 2022 год принесет какие-то глобальные перемены. Но, может, это и к лучшему.

Порядок объединения смежных земельных участков в один

Земельное законодательство разрешает проводить с участком земли различные операции – отчуждение, перераспределение, а также объединение с другими наделами. В результате последней операции создается новый участок, который должен быть правильно оформлен, зарегистрирован.

Порядок объединения в один участок нескольких регулируется нормами Земельного Кодекса и других нормативных документов. Объединение земельных участков проходит с межеванием и другими кадастровыми работами, необходимыми для получения нового кадастрового паспорта.

Что это такое

Объединение земельных участков

Земельные площади, которые имеют своих собственников, могут разделяться, перераспределяться, объединяться.

При объединении соединяются в один, два или более участков, обязательно смежных. Процедура объединения относится к одному из видов кадастровых работ. Смежные земельные участки, находящиеся в собственности и объединенные в один, утрачивают свое существование как самостоятельные единицы.

Производится объединение земельного участка с учетом норм статьи 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации. В другой статье, 11.6, указывается, какие могут быть объединены участки. Такой процесс возможен только с наделами, которые имеют общие границы.

  • Если территории земли находятся в распоряжении одного собственника и они по соседству расположены, процедура объединения будет максимально простой. Этот собственник становится единственным владельцем образованного участка.
  • Когда собственников несколько, используется такая форма управления, как право совместной собственности.

Но у людей, которые совместно владеют землей, часто возникают конфликты, споры по поводу целей использования земельной территории. И тогда только с помощью юристов можно разрешить сложные ситуации, пример одной из которых приводится в классической задаче *У Кузовлевой на земельном участке…».

У тех, кто ведет хозяйственную деятельность на земле, может возникнуть вопрос, можно ли проводить объединение двух и более участков, которые используются на правах бессрочного или безвозмездного срочного пользования, находящихся в аренде?

ВНИМАНИЕ! Соединение таких территорий в одну можно оформить, если у них один владелец.

Процесс также должен быть осуществлен в рамках законодательства, обязательно нужно будет зарегистрировать новую единицу земельной территории. Можно принять также решение об объединении земель, которые на данный момент находятся в залоге, но и новый участок автоматически становится залоговым имуществом.

Земли с обременением объединяются только при согласии на эту процедуру от землепользователя, залогодержателя, арендатора. Собственник должен учесть этот момент при подготовке к процессу.

Участки можно объединить, так же из одного сделать несколько участков, это разрешено земельным законодательством. Но важно совершать все в рамках этого законодательства и, не нарушая интересов других собственников земли.

Основные требования

Прежде чем узнавать, как объединить 2 участка, стоит получить информацию о том, какие земли допускаются к данному процессу.

  1. Объединить два и более участка можно только тогда, когда они являются смежными, имеют общие границы.
  2. Должен существовать межевой план на участки, их регистрация в Кадастровом Реестре. В случае, когда не установлены точные границы территории, следует сначала вызвать специалиста для межевания.
  3. Возможно соединение двух участков, если они имеют одинаковую категорию. Но возможно провести процедуру для земель с разным разрешенным использованием, ведь у новых объектов недвижимости устанавливаются те виды, которые выбирает собственник.
  4. Земельные территории должны находиться по одному адресу, в одном населенном пункте.

При этом новый участок должен быть создан без нарушения земельного законодательства, он не должен получить изломанные границы. Также следует обратить внимание на то, чтобы новая территория, находящаяся в собственности, не мешала свободному доступу к другим участкам.

Процедура объединения

Как правильно провести процедуру по объединению образец плана можно получить в местной администрации или другом органе, занимающимся землеуправлением. Существуют определенные требования к процедуре, условия, установленные земельным правом.

  • На объединение требуется согласие всех собственников, если участками владеют разные люди.
  • Обязательно проведение профессиональных кадастровых работ, межевания для оформления новой самостоятельной единицы. Такие работы выполняет кадастровый инженер, имеющий соответствующую подготовку. Он выполнит и формирование документации на объект.
  • Новый участок должен получить кадастровый паспорт, пройти регистрацию в Кадастровом реестре и государственной регистрационной палате.

При регистрации новообразованного участка в государственном кадастре объектов недвижимости подаются такие документы, как кадастровый паспорт на новую территорию, постановление об объединении участков, документацию на те участки, которые объединились.

На регистрацию дается большой срок – до пяти лет. Если не пройти процедуру регистрации, с участком нельзя будет проводить никаких действий – продавать его, обменивать, завещать, передавать по дарственной. После регистрации новообразованной территории присваивается индивидуальный номер. Одновременно аннулируются номера тех площадей, которые были объединены.

ВНИМАНИЕ! Если не зарегистрировать в положенные сроки новый участок, можно иметь проблемы с ним.

В кадастровом реестре все сведения о нем будут исключены, сам факт объединения аннулируется. Владелец получит обратно документы, которые он отправил в кадастровый реестр. Можно повторить процедуру регистрации снова, но это опять будет связано с временными затратами.

Разные владельцы

 Объединение земельных участков

Согласно статье 11.2 пункт 5 Земельного Кодекса на соединение участков разных собственников требуется заключенное между ними соглашение в письменном виде.

Читайте также:  Консульство Кореи в Москве, Санкт-Петербурге и Иркутске

Составление и подписание такого соглашения – первый этап на пути к объединению. Владельцам следует подумать, надо ли объединять им земли, какую выгоду они получат от операции.

Составляется документ по установленному образцу, обязательно к нему прикладывается выписка из Росреестра. Понадобятся и копии стандартных страниц паспорт. Каждый из участников процесса должен лично заполнить бланк соглашения.

Если при образуются в один земли нескольких владельцев, в дальнейшем участок будет управляться на праве долевой собственности. Каждый из собственников получает определенный размер доли, она должна быть указана в свидетельстве на землю.

Земли товариществ

Одним из сообществ владельцев земель является СНТ, дачное товарищество, ассоциация. Их членов также интересует, разрешается ли соединение в один нескольких садовых, дачных участков. Такая процедура происходит в том же порядке, что и соединение других земель.

Обязательно учитывается земельное право и его требования к оформлению, регистрации новой территории. При создании нового участка требуется получить кадастровый паспорт на него, провести межевание квалифицированным специалистом. Собственник должен поучить свидетельство о праве собственности на землю.

После получения свидетельства о праве собственности такой документ нужно показать председателю СНТ или другому человеку, возглавляющему товарищество.

Председатель внесет нужные изменения в межевой план территории. Если проводится объединение двух смежных садовых или дачных участков одного владельца, никакого разрешения или согласия от главы или членов товарищества. Но нужно будет уточнить, какую сумму членских взносов потребуется вносить после изменения границ участка.

Вид использования

Такие участки по законодательству не объединяются, даже когда эти территории имеют общие границы, являются смежными. Для того, чтобы провести соединение, сначала следует их привести к одному виду использования. Но при этом должны быть соблюдены следующие условия:

  • новообразованный участок не должен иметь изломанные границы;
  • также объединение не должно стать препятствием разрешенного использования уже возведенных объектов;
  • границы участка не должны пересекаться с границами любого населенного пункта.

Земли, находящиеся во владении муниципалитета, не могут быть объединены в один участок. С ними разрешается проводить только такую операцию, как перераспределение.

Стоимость

Стоимость процедуры объединения участков зависит от особенностей участков, формы управления, от других факторов. Только при рассмотрении конкретной ситуации специалисты смогут провести предварительные подсчеты расходов. Есть несколько основных факторов, определяющих цену.

  1. Площадь участков.
  2. Сложность работ, которые будут связаны с объединением.
  3. Наличие или отсутствие документов для проведения всей сделки.
  4. Дополнительные затраты.

Точно оценить стоимость предстоящих работ сможет кадастровый специалист. Чтобы снизить затраты, следует заблаговременно привести в порядок все документы, которые понадобятся для процедуры.

Аннулирование

До постановки на учет новообразованного участка в государственный кадастровый реестр вносятся временные сведения о территории.

Если в течение пяти лет собственник не проведет регистрацию участка в официальном порядке, из ГКН будут удалена временная информация. И сделка по объединению станет считаться недействительной.

Как объединить земельные участки в один

Как объединить земельные участки в один

Запретить лицу обладать несколькими объектами недвижимости, в том числе и земельными наделами, не может никто. Тем более, если владелец полностью несёт бремя их содержания. Но бывают ситуации, когда два или более участка необходимо соединить. И казалось бы, что может быть проще чем объединение земельных участков в один. Но и здесь есть свои нюансы, и, конечно, всем правят нормы законодательства.

Объединяться границы надела могут согласно ст. 11.6 ЗК РФ. Но это возможно не со всеми участками, а только с расположенными в непосредственной близости друг от друга, то есть смежными. При этом необязательно они должны принадлежать одному лицу.

Общие положения

Общие положения

Каждый земельный надел имеет ряд свойственных ему характеристик. Зафиксированную документами площадь, границы, адрес, назначение и так далее. Данные об участке, внесенные в базу Росреестра, позволяют его идентифицировать и отличить от других.

При этом законодатель разрешает объединение двух и более участков. По сути, под объединением понимается создание единого объекта недвижимого имущества на основе иных, ранее существовавших. Соответственно, новая единица собственности будет обладать своими характеристиками, во многом отличными от характеристик старых наделов.

При соединении стоит учесть ряд нюансов:

  • участки, из которых создаётся новый, прекращают существовать как отдельные объекты и начинают рассматриваться лишь как часть вновь созданного;
  • допускается соединение собственности (земель), как одного лица, так и нескольких. Если действие будет произведено разными владельцами, то новая единица будет находиться в их совместной собственности;
  • категория участка, а также его разрешенное использование останутся прежними.

Отсюда следует вывод: что одним целым могут стать земли, имеющие некоторые общие характеристики.

Нельзя сделать одним целым наделы, имеющие разное целевое назначение (к примеру, участок, предназначенный для размещения промышленных объектов и для ведения личного хозяйства). Однако закон позволяет изменение назначения в некоторых случаях.

Какие земли разрешено объединять

Соединение участков — это прямое право их владельцев. При этом необязательно, чтобы они находились в собственности. Допускается, чтобы земли были в бессрочном пользовании, безвозмездном срочном пользовании, пожизненном владении. Но в таких случаях можно соединить только участки, права на пользования которыми находятся у одного лица.

Наличие залога не лишает граждан права на процедуру, но обременение будет распространяться на вновь созданную территорию.

Однако есть некоторые моменты, которые нужно обязательно учесть перед реализацией процедуры:

  • земли должны находиться в непосредственной близости друг от друга, то есть быть смежными;
  • границы каждого объекта должны быть чётко определены, то есть обязательно межевание;
  • категории участков должны быть одинаковыми;
  • все объекты должны располагаться на территории одного муниципального образования.

Вновь создаваемый объект не должен иметь изломов, нарушать права третьих лиц, мешать в реализации интересов сторонних граждан. Во время реализации процедуры должны соблюдаться нормы Земельного кодекса, а также градостроительные нормы.

Если владелец – одно лицо

Самый распространённый на практике вариант – когда участки, которые нужно соединить, имеются у одного собственника. В таком случае процедура максимально проста. Все действия совершаются единолично, что существенно ускоряет процедуру.

Действие подлежит государственной регистрации и проводится через отделение Росреестра (допускается обращение в МФЦ). После того, как процедура будет реализована, собственник получит новую выписку из ЕГРН, в которой указывается единый надел и его реквизиты.

Если собственники разные

Иногда использовать общий надел более логично и перспективно, чем несколько разных. Например, если планируется какая-либо предпринимательская деятельность, занятие сельским хозяйством или даже крупная жилая застройка для личных целей.

Граждане могут договориться о совместной деятельности или строительстве, когда каждый имеет участок. Если они располагаются рядом, имеют общую границу, то их соединение будет возможно.

После соединения участков каждый будет владельцем доли, соответствующей его праву на участок. Например, если один владел землёй в 5 соток, а второй 10, то доля первого составит 1/3, а второго – 2/3 в общем земельном наделе. Однако соглашением может быть предусмотрен иной порядок раздела.

Соглашение – обязательный документ, который требуется в данном случае. Об этом говорит подпункт 1 пункта 8 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О государственной регистрации недвижимости».

Процедура

Соединение стоит начать с устного согласования условий последующей процедуры, ведь если не договориться сразу, то в дальнейшем процесс будет замедлен или вовсе прерван. В дальнейшем нужно будет выполнить следующие действия:

  1. обратиться к кадастровому инженеру. Нужно будет обозначить общие точки, то есть границу наделов;
  2. согласовать границы нового участка. Проводится также кадастровым инженером;
  3. выполнить согласование новых границ с владельцами участков, которые находятся рядом. Если кто-то отказывается дать согласие, дело может быть передано в суд для рассмотрения;
  4. подготовить межевой план;
  5. заключить соглашение;
  6. подать документы в Росреестр.

После этого нужно дождаться рассмотрения вопроса и получить выписку из ЕГРН.

Возможна ситуация, когда объединяемые наделы не были поставлены на кадастровый учёт. Это не лишает собственников права на объединение, просто учёт будет осуществлён на вновь создаваемый объект.

Документом-основанием, который будет использоваться с целью постановки на кадастровый учёт и объединения, является межевой план. Без него процедура будет невозможна вовсе.

В каких случаях объединение недопустимо

Одного желания для объединения земельных наделов недостаточно. В некоторых случаях процедура невозможна вовсе, если:

  • наделы находятся удалённо друг от друга и не имеют общей границы;
  • установление единого объекта будет существенно нарушать права третьих лиц;
  • границы участков не определены, например, они выданы достаточно давно и соответствующей информации в базе нет;
  • каждый надел имеет разную категорию;
  • после объединения участок имеет большую площадь, чем сумма объединяемых.

Отказ в реализации процедуры может быть вызван и в том случае, когда заявители неправильно реализуют свои права, например, не предоставляют полного пакета документов.

Так, к обязательному перечню относят:

  • документы, которые подтвердят права на землю;
  • межевой план;
  • документы, которые подтвердят личности заявителей, например, их паспорта;
  • заявление установленного образца;
  • документ, подтверждающий факт оплаты пошлины.

Потребуются оригиналы – одних копий будет недостаточно.

Правовые споры, которые могут возникнуть

Правовые споры, которые могут возникнуть

Не всегда процедура проходит строго по установленному алгоритму. Возможно возникновение споров и конфликтов, как между собственниками, так и с другими лицами.

Если противоречия касаются двух собственников, которые желают создать новый объект, то решить их они должны самостоятельно. При недостижении соглашения соединение земель просто не будет реализовано.

В процессе нужно получить согласие владельцев смежных участков, то есть тех, которые имеют границы с вновь образуемым. Не все соседи идут навстречу и соглашаются подписать документ. В таком случае вопрос решается через суд.

Основной вопрос чаще всего касается границ нового надела. Иных причин отказать в согласии у соседей нет. Даже если они откажут в согласии, суд примет сторону заявителя. Так, если между владельцем одного из объединяемых участков и его соседом имелся спор о границе, то он остался бы и после объединения, соответственно, сосед откажет в согласии до решения конфликта.

Ещё пример – несогласие с кадастровой стоимостью участка, который образовался после объединения. Так, по делу № М-51/2014 вынесено решение Верховного Суда республики Башкортостан. Гражданка обратилась с требованием о перерасчёте кадастровой стоимости, которую считала завышенной. Суд согласился с её требованием и посчитал, что кадастровые данные должны быть не просто суммированы, а определены снова.

Заключение

Собственники вправе распоряжаться принадлежащей им землёй так, как посчитают нужным, если это не нарушает прав и интересов третьих лиц, а также действующих правовых норм. Чаще всего объединение земель в общий участок не может помешать иным гражданам, но теоретически такая ситуация возможна. Закон предусматривает практическую возможность такого объединения, но только при условии соблюдения установленной процедуры и всех существующих ограничений.

Ссылка на основную публикацию