Транпорт Боснии и Герцеговины – Путешествия вокруг планеты

Автомобильные дороги в Боснии и Герцеговине

Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования Боснии и Герцеговины составляет 22,926 км, из которых 19,426 км дороги с твёрдым покрытием и 3,500 км с грунтовым покрытием. Протяжённость автомагистралей составляет 205 км.

Платные автодороги

В Боснии и Герцеговине предусмотрена плата за использование отдельных участков автомагистралей в зависимости от категории транспортного средства.

Категория транспортных средств

Категория транспортного средства определяется исходя из их высоты и количества осей.

Карта платных участков

Стоимость проезда по автомагистралям в Боснии и Герцеговине

На данный момент имеется пять участков автомагистралей, которые подлежат оплате : Сараево — Зеница, Сараево — Тарчин, Меджугорье — Любушки, Баня-Лука — Градишка и Баня-Лука — Добой. Тариф на проезд зависит от категории транспортного средства.

Тарифы на 2021 год (KM ) :

Тарифы на проезд по автомагистралям на 2021 год в Боснии и Герцеговине

УчастокI категорияII категория
Sarajevo – Zenica
(64 км)
6.00 (€ 3.10)12.00 (€ 6.10)
Sarajevo – Tarčin
(25 км)
2.50 (€ 1.30)5.00 (€ 2.60)
Međugorje – Ljubuški
(10 км)
1.20 (€ 0.60)2.50 (€ 1.30)
Banja Luka – Gradiška
(34 км)
2.50 (€ 1.30)5.00 (€ 2.60)
Banja Luka – Doboj
(72 км)
3.00 (€ 1.50)6.00 (€ 3.10)

Способы оплаты

Оплата за проезд по автомагистрали возможна двумя способами – в ручном режиме и автоматическом. В случае автоматической оплаты необходимо заранее приобрести устройство ACC TAG и оборудовать им свой автомобиль.

Оплата в ручном режиме

Оплата проезда в БиГ - въезд

1. Въезд на автомагистраль необходимо осуществлять через ворота, которые помечены соответствующим знаком.

2. При проезде через станцию оплаты автоматически определяется категория автомобиля и фиксируется регистрационный номер.

Оплата проезда в БиГ - магнитная карта

3. Далее необходимо нажать на кнопку и взять магнитную карту, которую необходимо будет предъявить при выезде с автомагистрали.

4. После того, как вы возьмёте магнитную карту шлагбаум автоматически поднимается и можно въезжать на автомагистраль.

5. При выезде с автомагистрали нужно выбирать те же ворота, через которые осуществлялся въезд на автомагистраль.

Оплата проезда в БиГ - будка оплаты

Оплата в автоматическом режиме

Оплата проезда в БиГ - ворота

1. Въезд и выезд с автомагистрали необходимо осуществлять через ворота, которые помечены соответствующим знаком.

2. Шлагбаум будет автоматически подниматься и опускаться, когда будет обнаруживать устройство ACC TAG.

Карта автомобильных дорог Боснии и Герцеговины

Карта автомобильных дорог Боснии и Герцеговины

Купить в интернет магазине Amazon с доставкой карту автомобильных дорог Боснии и Герцеговины

Основные ПДД Боснии и Герцеговины

Ограничение скорости

Ограничения скорости в Боснии и Герцеговине

Стандартные ограничения скорости в Боснии и Герцеговине (если иное не указано на знаках).

  • в населенном пункте – 50 км/ч
  • вне населенного пункта – 80 км/ч
  • на автомобильной дороге – 100 км/ч
  • на автомагистрали – 130 км/ч
  • в населенном пункте – 50 км/ч
  • вне населенного пункта – 80 км/ч
  • на автомобильной дороге – 80 км/ч
  • на автомагистрали – 80 км/ч

Запрещается движение по автомагистралям транспортным средствам, скорость которых по техническим характеристикам не превышает 40 км/ч.

Действующие ограничения максимальной скорости на дорогах европейских стран для легковых автомобилей.

Алкоголь

Максимально допустимый уровень алкоголя в крови 0.3 ‰.

Отказ водителя транспортного средства от законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения – штраф от KM 400 до 1,000 (€ 204-510).

Для водителей, чей стаж насчитывает меньше 3 лет или чей возраст не превышает 21 года, допустимый уровень алкоголя в крови 0.00 ‰.

Если уровень алкоголя в крови таких водителей составляет от 0.0 ‰ до 0.3 ‰, то водитель будет оштрафован на KM 50 (€ 26).

Допустимое содержание алкоголя в крови во время вождения автомобиля в странах Европы.

Ближний свет

Ближний свет обязателен 24 часа в сутки круглый год. Штраф – KM 30 (€ 15).

Противотуманные фары могут использоваться только в тумане или в условиях ограниченной видимости. Штраф – KM 50 (€ 26).

В каких странах Европы использование фар ближнего света в дневное время является обязательным?

Перевозка детей

Детей до 12 лет запрещено перевозить на передних сиденьях. В случае нарушения — штраф от KM 400 до 1,000 (€ 204-510).

Разрешается перевозить детей в возрасте до 2 лет на переднем сиденье при условии, что удерживающая система установлена против направления движения автомобиля, а подушка безопасности отключена. Удерживающая система должна быть закреплена на сиденье с помощью ремня безопасности в трех точках или с помощью специальных креплений в транспортном средстве.

Разрешается перевозить ребенка в возрасте до 5 лет на заднем сиденье только в том случае, если используются подходящие детские удерживающие системы, соответствующие их весу, которые прикреплены к транспортному средству в соответствии с декларацией изготовителя сиденья безопасности.

Разрешается перевозить ребенка в возрасте от 5 до 12 лет на заднем сиденье только в том случае, если ребенок сидит в специальном бустере, который позволяет использовать штатный ремень безопасности.

За нарушение штраф — KM 40 (€ 20).

Требования к перевозке детей в легковых транспортных средствах на дорогах европейских стран.

Ремни безопасности

Использование ремней безопасности обязательно для передних и задних пассажиров.

Лицо, которое явно находится под воздействием алкоголя или наркотических веществ, не должно перевозиться в автомобиле на переднем сиденье рядом с водителем.

Разговор по телефону

Запрещается пользоваться во время движения транспортного средства аппаратом телефонной связи, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Штрафы за разговор по телефону во время вождения автомобиля в европейских странах.

Тонировка

Разрешается только заводская тонировка.

Штрафы

В случае нарушения ПДД, допущенное иностранным водителем, составляется акт о нарушении и выписывается квитанция. Штраф за незначительное нарушение может быть оплачен на месте. За серьёзные нарушения выносится постановление суда.

Таблица штрафов за нарушения ПДД (KM )

Штрафы за нарушения ПДД в Боснии и Герцеговине

НарушениеШтраф (KM )
Движение задним ходом на ж/д переезде30 (€ 15)
Движение по тротуару30 (€ 15)
Нарушение правил парковки40 (€ 20)
Несоблюдение дистанции до движущегося впереди транспортного средства40 (€ 20)
Несоблюдение дистанции до движущегося впереди транспортного средства50 (€ 26)
Внезапное снижение скорости без причины50 (€ 26)
Въезд на пешеходный переход50 – 250 (€ 26-128)
Отсутствие страховки “Зеленая карта”50 – 250 (€ 26-128)
Нарушение правил обгона100 – 300 (€ 51-153)
Проезд на красный сигнал светофора100 – 300 (€ 51-153)
Нарушение правил проезда перекрестков100 – 300 (€ 51-153)
Выезд на полосу встречного движения в нарушение правил ПДД100 – 300 (€ 51-153)
Штрафы за превышение скорости в Боснии и Герцеговине

Превышение скоростиШтраф (KM )
10 – 20 км/ч50 (€ 20)
20 – 30 км/ч100 – 300 (€ 51-153)
свыше 30 км/ч400 – 1,000 (€ 204-510)

Если при этом произошло ДТП, то сумма штрафа может увеличиться в несколько раз.

Полезная информация

Бензин

В Боснии и Герцеговине доступен неэтилированный бензин (95 и 98), этилированный бензин (98) и дизельное топливо. Имеется достаточное количество газовых заправок.

Средние цены на все виды топлива по состоянию на 31.01.2022 :

  • Premium benzin (95) — KM 2.37 (€ 1.212)
  • Super plus benzin (100) — KM 2.51 (€ 1.283)
  • Dizel — KM 2.34 (€ 1.196)
  • Autoplin — KM 1.45 (€ 0.740)

На территории страны разрешается провозить бензин в канистрах.

Список и карты газовых заправок (1.9 Mб) на территории республик бывшей Югославии.

Показаны изменения по сравнению с предыдущим периодом. Обновление один раз в две недели.

Экстренные номера

  • Европейский экстренный номер – 112
  • Полиция – 122
  • Пожарная служба – 123
  • Скорая помощь – 124
  • Дорожная помощь – 1282

Обязательное оборудование

Оборудование, которое необходимо иметь в автомобиле :

  • Запасные лампы
  • Запасное колесо
  • Аптечка первой помощи
  • Светоотражающий жилет
  • Буксировочный трос
  • Знак аварийной остановки – при буксировке прицепа необходимо 2 знака.

Требования к оборудованию, которое обязательно должно находиться в автомобиле в разных странах Европы.

Зимнее оборудование

Зимние шины

Использование зимних шин в Боснии и Герцеговине обязательно с 15 ноября по 15 апреля (глубина протектора 4 мм).

Сотрудник полиции может запретить движение без зимнего оборудования на участке дороги в то время, когда зимнее оборудование на нем является обязательным.

Шипованные шины

Использование шипованных шин запрещено.

Цепи противоскольжения

Цепи противоскольжения должны использоваться, если установлен соответствующий дорожный знак или, если снег больше 5 см глубиной. Поэтому настоятельно рекомендуется в период с 1 ноября по 15 апреля иметь в автомобиле цепи противоскольжения.

Требования к использованию зимних и ошипованных шин в разных странах Европы.

Рекомендуемое оборудование и другие правила

Функция, указывающая расположение стационарных камер контроля скорости, в навигационном программном обеспечении, основанном на GPS, должна быть деактивирована.

Использование радар-детекторов запрещено. Штраф – от KM 50 до 250 (€ 26-128).

Использование анти-радаров запрещено.Штраф – от KM 100 до 300 (€ 51-153).

Как выбрать транспорт для путешествия по городам Боснии и Герцеговины?

Отправляюсь на отдых в Боснию и Герцеговину, хотел бы внимательно ознакомиться с этой страной. Подскажите, какой вид транспорта стоит выбрать для передвижения между городами, насколько доступна аренда авто?

оценить

В Боснии и Герцеговине очень развито автобусное сообщение( железнодорожного практически нет), и вы без труда сможете путешествовать в комфортабельных автобусах по городам страны. Цены невысокие , автобусы фирмы Евролайнс ходят четко по расписанию. Приведу несколько примеров: автобусы Сараево- Мостар ходят 12 раз в день с 6.00 до 20.00, цена- 6 евро, Сараево-Бени-Лука- 5 раз в день с 09.15 до 18.30, цена – 15 евро, Сараево- Тузла – 16 раз в день с 05.00 до 18.50, цена – 10 евро и так далее. Билеты можно не только на автовокзале купить, но и у стюарда автобуса. Кроме этого, в Боснии и Герцеговине есть несколько ж-д магистралей- Плоче — Мостар — Сараево — Зеница — Добой — Бошански Замак — Винковци и далее на Центральную и Восточную Европу. а также Бихач — Приедор — Босански-Нови — Баня-Лука — Добой — Тузла — Зворник, но я Вам все-таки советую путешествовать на автобусе.

Что касается аренды машин, то с этим в Боснии проблем нет, можете это сделать сразу в аэропорту, можете забронировать по интернету итд. Взять в аренду автомобиль можно, если Ваш стаж вождения превышает 2 года, и международное водительское удостоверение обязательно. Лучше всего взять в аренду автомобиль у всемирно известных фирм, но можете воспользоваться и услугами местных компаний. В любом случае, это будет дороже, чем путешествия на автобусах.

оценить

Наверное, удобнее всего передвигаться по Боснии и Герцеговине на арендованном автомобиле. В таком случае у вас не возникнет проблем с поисками нужного транспорта для того, чтобы добраться в то или иное место. При аренде автомобиля обязательно берите навигатор, с которым ориентироваться в стране будет гораздо проще, хотя при поездках в отдаленные районы лучше спрашивать советы у местных жителей.

На протяжении последнего десятилетия местные власти вкладывают большие деньги в транспортную инфрастуктуру, благодаря чему с каждым годом качество дорожного полотна становится лучше. Сейчас на автомобиле можно добраться практически в любую точку страны.

Стоимость аренды автомобиля бюджетного класса находится в диапазоне от 25 до 30 евро. Минимальный возраст водителя должен быть 21 год, но он может быть увеличен в зависимости от категории автомобиля. Для водителей в возрасте до 25 лет может быть установлена дополнительная плата. Водительский стаж должен составлять не менее двух лет. Наличие водительского удостоверения международного образца не обязательно, но приветствуется.

Движение в стране правостороннее, правила дорожного движения практически ничем не отличаются от наших. В населенных пунктах скорость движения не должна превышать 60 километров в час, за их пределами – 100, а на автомагистралях – не более 130 километров в час.

Из общественного транспорта первое место по популярности занимают автобусы, которые после автомобилей являются основным средством передвижения по стране. Междугородние автобусы современные и отвечают всем европейским стандартам. Внутренние перевозки внутри страны осуществляют не местные компании, а европейские, чем и обусловлено высокое качество обслуживания. На автобусе вы можете добраться практически в любой населенный пункт страны, только нужно учитывать, что в некоторые места автобусы ездят не каждый день, а всего несколько раз в неделю.

Есть в Боснии и железнодорожный транспорт, но с учетом горного рельефа страны развит он не очень хорошо. Пассажирские перевозки осуществляются только по ограниченному количеству маршрутов. При этом в отличии от автобусов поезда имеют приличный срок эксплуатации, уровень комфорта у них далек от идеального, также как и скорость передвижения (задержки и опоздания это нормальное явление). Если в большинстве европейских стран поезда являются самыми популярными средствами передвижения, то о Боснии это сказать невозможно, здесь удобнее всего путешествовать на автобусах.

Некоторые туристы отдают предпочтение передвижению по стране не наземным, а воздушным транспортом. На территории Боснии есть четыре международных аэропорта. Также как и в случае с автобусами, собственного авиапарка в стране нет, поэтому большую часть авиаперевозок осуществляют турецкие и германские авиакомпании.

оценить

Раньше Босния и Герцеговина не пользовались особой популярностью у наших туристов. Этому мешал конфликт на Балканах и необходимость приобретения визы. Теперь все обстоит иначе, на 30 дней виза не нужна и последствия конфликта меньше беспокоят страну.

Из транспорта в стране есть поезда, автобусы и такси, а в Сараево есть еще троллейбусы и трамваи. Железнодорожный транспорт за время военного конфликта сильно пострадал и еще не полностью восстановлен. Поездов не хватает и в летний сезон они переполнены. Но если Вы не особо требовательны к комфорту, то воспользоваться услугами железной дороги можно. Виды из поездов очень живописные, особенно по дороге из Сараево в Мостар.

Самым популярным видом транспорта в Боснии и Герцеговине являются автобусы. На них Вы без труда попадете в любую точку страны. Автобусный парк в стране новый, цены демократичные и ездят автобусы строго по расписанию.

Услугами такси туристы смогут воспользоваться только в больших городах. Так же нужно учитывать, что парк машин здесь старый и не все такси имеют счетчики. Если будете пользоваться услугами такси, то обязательно оговаривайте оплату заранее.

Неплохой вариант путешествовать по стране на арендованном автомобиле, но здесь тоже есть свои сложности. Взять машину на прокат можно только в крупных городах, таких как Сараево, Баня-Луке и Мостаре. В других городах с арендой машин будут сложности. Так же учтите, что местность здесь гористая и дороги проложены по склонам год, что требует от водителя особого умения и внимания. Если по гористой местности Вы никогда не ездили, то брать машину на прокат не нужно. Ну а если Вы опытный водитель со стажем, то правила дорожного движения здесь такие же, как в Европе и Вы сможете наслаждаться красивой природы Боснии и Герцеговины из окна машины. Для аренды автомобиля нужны международные водительские права, которым не менее 1 года и водительский стаж. Стоимость проката машины от 40 евро в день, а если оформлять на неделю, то будет дешевле. При оформлении аренды обязательно обращайте внимание на техническое состояние автомобиле, здесь нередки случаи аренды старых технически неисправных машин.

Читайте также:  Заполнение анкеты для оформления загранпаспорта пенсионеру

Босния и Герцеговина

Босния и Герцеговина

Расположенная на Балканах страна Босния и Герцеговина порадует туристов красивыми горными пейзажами, уникальным колоритом, возможностью отдохнуть на море или покататься на горных лыжах.

Кстати, именно курортный отдых в Боснии и Герцеговине привлекает все больше туристов со всех уголков Европы. В последнее время это направление становится востребованным и среди наших соотечественников.

Хотя первоначально отдых в Боснии и Герцеговине на море наши сограждане выбирали не слишком охотно, теперь все изменилось в лучшую сторону:

  1. Во-первых, Босния и Герцеговина активно развивается в сфере туризма, что сказывается на качестве обслуживания.
  2. Во-вторых, стали организовывать чартерные рейсы в эту страну.
  3. В-третьих, если вы отправляетесь сюда не более чем на 30 дней, визу можно не оформлять.

Поэтому настало время познакомиться с этой удивительной страной поближе, дабы понять, что же она собой представляет и почему отдых в Боснии и Герцеговине должен стать идеальным вариантом.

Пейзажи Боснии и Герцеговины

Общая информация

Находится это государство на Балканском полуострове, рядом с Адриатическим морем. Что примечательно, Босния и Герцеговина на карте выглядит, как символическое сердце.

Босния и Герцеговина на карте Европы

История Боснии и Герцеговины непростая. В давнее время на ее территории было довольно развитое Боснийское Королевство, но в 1463 году его завоевали турки, насадившие здесь ислам. Позже территория входила в состав Австро-Венгерской Империи, а затем Югославии. Лишь в 1992 году Босния и Герцеговина получила независимость, но после этого в стране вспыхнула война, вызванная этническими противоречиями, ведь здесь сформировались три этнических группы: боснийцы, сербы и хорваты. К тому же, стали сильны и религиозные противоречия – в стране исповедуют ислам, христианство и католицизм. Как видите, в государстве Босния и Герцеговина религия разнообразна – доминирует ислам, но христианство не сильно отстает.

В стране Босния и Герцеговина официальный язык не один, а сразу три – таким образом здесь уравняли права всех трех основных этнических групп. Официальными считаются такие языки как боснийский, сербский и хорватский.

В 1995 году завершились военные действия. Естественно, население Боснии и Герцеговины за период ведения активных боев сократилось. Сегодня здесь проживает около 3 млн. 800 тыс. человек.

Флаг государства – синее полотно, в центре которого расположен желтый треугольник, а вдоль него белые звезды. Герб Боснии и Герцеговины схож с флагом – это синий щит, с желтой частью и белыми звездами.

Флаг

Несмотря на то, что в данный момент страна довольно бедная, зафиксирован высочайший уровень безработицы, туризм стараются развивать, понимая, что он поможет принести солидную прибыль в будущем.

Что касается морских курортов Боснии и Герцеговины, то он здесь всего один. Ведь у страны есть лишь небольшой выход к Адриатическому морю. Это почти 25-ти километровая береговая линия, на которой разместился город Неум и прибрежные отели, галечные пляжи.

Морские курорты. Неум

И хотя курорты Боснии и Герцеговины на море не такие многочисленные, как у соседних стран, все-таки они заслуживают внимания туристов. Зато здесь есть и варианты зимнего отдыха – четыре горнолыжные трассы неподалеку от столицы страны Сараево.

Вид на Сараево

Как уже говорилось выше, если вас привлекает Босния и Герцеговина, виза для ее посещения с недавних пор не нужна. Естественно, если вы едите на срок, не превышающий 30-ти дней. Кстати, виза в Боснию и Герцеговину для украинцев также не потребуется, если поездка не более чем на 30-ть дней.

Финансовые вопросы

Валюта Боснии и Герцеговины называется конвертируемая марка. Разменные монеты – пфеннигамы. Курс марки по отношению к евро составляет: 1,9 марки за 1 евро (по состоянию на август 2016 года). Проводить обмен валют рекомендуется только в профильных заведениях и учреждениях:

  • банках;
  • пунктах обмена;
  • на ресепшене в отелях.

Конечно, совершить обмен на улице привлекательно, поскольку это более выгодно, но «менялы» часто пользуются доверчивостью наивных туристов, чтобы обмануть их.

Валюта Босниии Герцеговины

Совершив обмен валют, квитанцию следует аккуратно положить в бумажник – она понадобится при выезде со страны, когда будете проводить обратную обменную операцию.

Кредитные карты не слишком распространены, а потому расплатиться посредством карточки будет довольно сложно. Лучше все же иметь на всякий случай запас наличных. Хотя, конечно, в самом Сараево, как и в некоторых крупных городах, рассчитаться картой (если это Visa и Mastercard), как и снять с нее деньги, можно во многих местах.

Примечательно, что обмен, если вы везете с собой евро, можно и не проводить. Поскольку тут с радостью принимают валюту Евросоюза – будь-то отели или обычные магазины. А вот доллары США, скорее всего, придется менять – их принимают не так радостно и далеко не везде.

Достопримечательности и развлечения

В такой стране, как Босния и Герцеговина достопримечательности есть на любой вкус. Начиная от природных и заканчивая архитектурными, историческими.

Если говорить о последних, то обязательно стоит выделить:

  • узкие улицы Сараево; в Сараево;
  • караван-сарай Морича-Хан в Сараево; , внесенный в список мирового наследия ЮНЕСКО;
  • многочисленные храмы и мечети;
  • церковь Херцеговачка-Грачаница, что в Требине; ;
  • и многие другие.

Заслуживают внимания замки Боснии и Герцеговины. В первую очередь это крепость Благай, крепость Врандук и замок Баня-Лука.

Если интересует, что посмотреть в Боснии и Герцеговине, рекомендуем побывать в деревушке Междугорье, куда ежегодно приезжает около одного миллиона паломников со всех уголков Европы и не только. Именно здесь в 1981 году шестерым местным детишкам явилась Дева Мария и несколько раз общалась с ними.

Обязательны к посещению, если будет возможность, такие города Боснии и Герцеговины, как:

Главные достопримечательности Боснии и Герцеговины мы перечислили, но есть в стране и масса других привлекательных мест. В частности, речь идет о природных достопримечательностях.

Босния и Герцеговина страна горная, а потому флора и фауна соответствующая. Примерно 40% все площади страны укрыты лесами. Они разнятся в зависимости от части государства:

  • в центральной зоне – это преимущественно буковые леса;
  • на севере – первенствуют дубы и грабы;
  • в горах – пихты;
  • на юго-западе, где климат приближен к субтропическому, произрастают вечнозеленые деревья.

Порадует своим разнообразием и фауна – здесь в изобилии водятся:

  • кабаны;
  • олени;
  • серны;
  • ящерицы;
  • беркуты;
  • цапли;
  • выдры;
  • черепахи;
  • и многие другие.

Естественно, нельзя не сказать несколько слов о ландшафте этой страны. Горы сами по себе смотрятся красиво, но здесь они еще и перемежевываются множеством рек. Водопады в Боснии и Герцеговине встречаются довольно часто, но наиболее красивый и масштабный из них – это Кравице, выливающийся в чистейшее озеро.

Кулинарные традиции

Довольно необычна кухня Боснии и Герцеговины, ведь она сформировалась под влиянием нескольких течений и кулинарных культур. Особо здесь ценят мясо и овощи. Существует множество блюд, приготовленных из:

  • свинины;
  • говядины;
  • баранины.

Овощи же добавляются практически во все блюда – они могут идти и как гарнир, и как просто небольшое украшение, и как салат.

Любят жители страны разнообразные молочные продукты. В почете и рыба, но в большинстве своем речная, поскольку узкий выход к морю не позволяет полноценно наладить морской рыболовный промысел. В изобилии на столах представлены хлебобулочные изделия различного типа.

Кухня

Среди напитков первенство за черным кофе. Алкоголь – ракья, настойка из проса либо местное вино, весьма вкусное и необычное, с особым букетом.

Сладости, в основном, турецкого происхождения – халва, пахлава, печенья из слоеного теста и т.д. Как видите, еда в Боснии и Герцеговине разнообразна и оригинальна, поэтому обязательно рекомендуется вкусить местную кухню, чтобы окончательно прочувствовать колорит страны.

Если вас привлекает Босния и Герцеговина, помните, что погода здесь формируется под влиянием умеренного, континентального климата. Летом держится нежаркая, приятная температура:

  • в среднем около +27 градусов в низменных районах;
  • в пределах от 10 до 20 градусов тепла в горах.

Зимой градусник показывает около +5…+10 градусов, но в горах значительно холоднее, выпадают обильные снега. Что способствует полноценному горнолыжному сезону.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что идеальным временем для посещения страны станет:

  • май, летние месяцы и начало сентября, если вы желаете насладиться природой и морем;
  • зимние месяцы, если вы отправляетесь на горнолыжные курорты.

Те, кто впервые отправляется в страну, интересуются, что купить в Боснии и Герцеговине. Рекомендуем приобрести керамические изделия, не обязательно функциональные – спросом пользуются и красивейшие, декоративные тарелки, способные стать настоящим украшением любой кухни, независимо от того, в каком стиле она оформлена.

Если не знаете, что привезти из Боснии и Герцеговины в качестве сувениров родным и близким, советуем купить:

  • домашние текстильные изделия, полотенца;
  • небольшие ковры;
  • медные изделия, украшения, покрываемые настоящим серебром;
  • кожаную одежду.

Все это считается народным промыслом и многие вещи – произведения искусства. Также можно закупить на сувениры:

Но будьте внимательными на рынках – торговцы быстро определяют туристы перед ними или нет. Для путешественников стоимость товара зачастую бывает беспредельно завышенной.

Приобрести сувениры можно и в обычных магазинах. Таковых на улицах городов немало и работают они с утра и фактически до ночи. Обычные, «стандартные» магазины открывают свои двери в 9 утра и закрывают в 8 часов вечера.

Прочие особенности Боснии и Герцеговины

В отдельной статьей мы кратко расскажем интересные факты о Боснии и Герцеговине, а в этом разделе предоставим еще немного полезной информации.

Несмотря на то, что война окончилась относительно давно, а в стране воцарился мир, все-таки политические взгляды и симпатии открыто демонстрировать не рекомендуется. Особенно, если говорить о войне – возможны проблемы! Здешние люди любят страну Боснию и Герцеговину, но конфликт все еще живет в их памяти.

Осторожно нужно быть с фото и видеосъемкой. Ни в коем случае нельзя снимать там, где имеется изображение зачеркнутого фотоаппарата. Также запрещено снимать:

  • любые военные сооружения;
  • портовые сооружения;
  • объекты, относящиеся к транспортной, энергетической области.

Внутри страны нет авиасообщения, аэропорты Боснии и Герцеговины ориентированы только на международное рейсы, но государство маленькое, а потому по нему можно легко передвигаться прочими видами транспорта. Например, взяв напрокат автомобиль – для этого необходимо:

  • быть старше 21 года;
  • получить водительское удостоверение не менее года тому.

За прокат автомобиля придется отдать от 40 до 250 евро за неделю пользования транспортным средством – все зависит от его технического состояния.

Не стоит превышать показатель скорости в 50 километров в час в черте города и 80 километров в час за городом. Не рекомендуется пренебрегать ремнями безопасности – за это ждет солидный штраф. Поскольку многие дороги – горные, во время движения нужно постоянно быть сконцентрированным, чтобы избежать серьезных неприятностей.

В путешествии никто не застрахован от форс-мажоров и непредвиденных ситуаций, а потому телефоны экстренных служб помощи лучше всегда иметь под рукой – записать и положить листик с ними в бумажник:

  • Полиция – 122;
  • Пожарная охрана – 123;
  • Медицинская помощь – 124;
  • Общая экстренная помощь – 112.

Как добраться?

В завершение поговорим о том, как добраться до Боснии и Герцеговины. Сделать это не так просто, хотя страна находится относительно недалеко от России. Прямых регулярных рейсов из Москвы нет. Но в сезон, когда курорты Боснии и Герцеговины пользуются популярностью, открываются чартерные рейсы. В другое время года лететь придется с пересадками:

  • в Стамбуле (Турция);
  • в Вене (Австрия);
  • либо в Мюнхене (Германия).

Все зависит от того, самолетами какой именно авиакомпании вы предпочитаете путешествовать.

Также возможен еще один вариант, как попасть в эту страну – совершить перелет в другие Балканские государства, а уже оттуда добираться на поезде или автобусе.

Теперь вы знаете не только, где находится Босния и Герцеговина, но и массу прочей интересной информации об этой стране – какие здесь есть курорты, море, достопримечательности.

Сложным автостопом через боснийские города — отзыв путешественника.

Города Боснии и Герцеговины.

Есть две фразы, которые мне очень нравятся: “Все, что ни делается – к лучшему” и “Все будет так, как должно быть, даже если будет наоборот”. В нашем случае они дополняют друг друга, потому что за время путешествия я понял, что если что-то происходит (плохо или хорошо), значит так должно быть. И если мы не видим всей цепочки событий, почему так происходит, значит надо подождать немного и все прояснится.

Я выбрал именно такое введение сегодня, потому что хочу рассказать о сложном боснийском автостопе и о том, как мы провели самое большое время на дороге, думая что это вселенский заговор против нас. Признаться после этих нескольких дней мы просто мечтали выбраться из Боснии и Герцеговины (если бы это было так просто).

Автостоп в Боснии и Герцеговине вне туристических троп.

От Требинье до Високо я бы назвал дорогу “туристической тропой”, потому что там еще не так сложно поймать машину, простояв на шоссе около часа. Да и туристы там не в новинку, но вот за пределами этой “тропы” начинается полная “глушь”. Не знаю, возможно это мы были такими “счастливчиками”, но факт на лицо. За этой чертой минимальное время, которое можно провести на дороге – от 2 и до бесконечности часов, это еще будет за счастье. А если еще учитывать не слишком гостеприимных местных жителей и местами плохую погоду, то путешествовать становится не комфортно совершенно.

Поэтому хочу дать пару советов тем, кто соберется ехать автостопом по Боснии и Герцеговине:

  • выбирайте максимально удобное место остановки для водителя (!), чтобы снизить шанс “пролета”. Я уже говорил, что Босния – это горная страна, поэтому с обочинами и парковками там туго. Не стоит так же стоять на зигзагообразных поворотах, хоть их там и куча. Да, придется побегать в поисках удобного места, но поверьте, сэкономите уйму времени.
  • активность на дороге. Чем активнее вы будете голосовать, тем лучше, только прошу, соблюдайте меры безопасности на дороге. Лично мы с Милой активно размахивали руками, чтобы привлечь к себе внимание.
  • общий вид. Не советую мужчинам быть при бороде, а девушкам выглядеть слишком вызывающе и открыто, в первом случае вы отпугнете сербов и хорватов, а во втором – мусульман :).
  • если вы таки поймали машину, договаривайтесь “на берегу”, то есть сразу скажите, что хотите ехать без денег, чтобы не было лишних проблем.
  • если вы очень долго простояли на дорогое, пробуйте договариваться с теми, кто стоит рядом. Начать можно с вопроса типа: “а в какую сторону дорога туда-то?”, а дальше уже смотрите на реакцию водителя. Кто не расположен отвечать на “дурацкие” вопросы, и уж тем более везти куда-либо попутчиков, будет видно сразу.
  • если в остановившейся машине пьяный водитель, то не стоит отказываться сразу, потому что других вариантов у вас может и не быть :).
Читайте также:  Транслитерация имён и фамилий в документах

Босния и Герцеговина. Сложный автостоп.

Ладно, теория – это хорошо, но я лучше перейду к практике, точнее к повествованию о дальнейшем нашем путешествии.

В центр Боснии – в Травник!

Мы с Милой перелезли через дыру в заборе, чтобы выйти на автостраду из Високо, следующий пункт назначения, как я упоминал ранее – городок Травник. Говорят, там тоже есть что посмотреть туристам, да сам городок живописен, хоть и мал.

Босния и Герцеговина. Город Травник.

Здесь машину поймать было еще не сложно, буквально через полчаса остановилась красная легковушка с двумя рабочими, которые не сильно тратя на нас свое внимание подкинули до первой развилки.

Еще через значительный промежуток времени нас подобрал грузовик до городка Витяз. И, наконец, оставшийся промежуток мы проехали с местным дальнобойщиком, совершенно не ожидая, что тот остановится. Парень был молодой, активный, и почему-то думал, что мы хорошо его понимаем по-сербски. В общем рот у него не закрывался, а гудок фуры то и дело раздавался вслед местным лавочникам и “ночным бабочкам”.

От Сараево до Травника всего 90 км, по русским меркам это не много, но вот по Боснийским, видимо, иначе, потому что потратили полдня на дорогу.

Что тут можно посмотреть? Конечно же, крепость, которые есть практически в любом городе бывшей Югославии, и от которых начинало подташнивать. Но, раз мы здесь, долг туриста зовет!

Босния и Герцеговина. ГКрепость в Травнике.

Мила правда оказалась другого мнения, и осталась в туристической части города.

Босния и Герцеговина. По городу Травник.

Городок, действительно, очень красив и располагается в большой Лашвинской долине, где с запада на восток протекает одноименная река Лашва.

Босния и Герцеговина. Река Лашва в Травнике.

Центр города с уютными домиками, ресторанчиками, кафе и мостиками через реку. Вот здесь я Милу и оставил, чтобы подняться до крепости.

Кроме этого в городе есть Дом Турецкого Паши, из которого на данный момент сделали административное здание, поэтому любоваться будем только фасадом.

Босния и Герцеговина. Дом Турецкого Паши в Травнике.

Мини-экскурсия закончилась благополучно, и я вернулся к Миле, чтобы идти дальше через город, по пути подумывая о ночлеге.

Частные дома куда-то попрятались, выставив на показ только высотки со все теми же замазанными дырами от пуль и взрывов. Мы все шли и шли, а места подходящего не находилось. Уже конец города был близок, тогда Мила заметила маленькую узкую лестницу, ведущую на стену-насыпь. Я решил забраться по ней, разведать обстановку.

Наверху были частные огороды, где в одном из них копалась местная женщина. Не размышляя долго, чуть повыше я приметил неплохое место для палатки, и попросил хозяйку там остановиться на ночлег. Женщина была не против, предложив даже питьевой воды на случай, если нам понадобиться.

В одной из предыдущих статей я упоминал это место. Это как раз там, где полночи грузили кирпичи через дорогу, отчего мы долго не могли уснуть :).

Тише едешь. будешь в Яйце.

Следующий день выдался совсем неудачный и в плане погоды, и в плане транспорта. По 20-40 км перемещались из Травника, устроив небольшой пикничок на заправке. И то только потому, что замерзли, как цуцики.

Выпросили у хозяйки две кружки горячей воды, а бесплатный интернет образовался сам :). А потом долгий, нудный автостоп и игра в прятки с дождем.

Босния и Герцеговина. Мы идем, идем, идем.

Доехали до Турбе, идем пешком на выход из города. Доехали до Вакуф, снова идем пешком на выход из города. Хорошо, хоть населенные пункты маленькие. И так до тех пор, пока не застряли на выезде из городка под названием Яйце. Неплохое название для сложившейся ситуации :).

Просидев на дороге несколько часов, пока уже солнце не грозилось зайти за горизонт, мы таки решили поставить палатку на местном холме за колючим забором, где по всем параметрам никого не должно было быть.

Местные жители были совсем какие-то не приветливые, стараясь скорее смыться с глаз, чем проявить любопытство к редкому туристу, не говоря уж про помощь. Плюс погода стояла совершенно не жаркая, поэтому холодные горные водоемы, коих здесь и было немеряно, нам приходилось проезжать мимо на очень редко попадающемся транспорте. Так что мы уже просто мечтали выбраться из Боснии и Герцеговины в радушную теплую Сербию, чтобы помыться и постираться.

Но вечер застал нас в Яйце, поэтому идем смотреть очередную крепость в городе, которую заприметили по ходу дела.

Босния и Герцеговина. Крепость на холме в Яйце.

До города пришлось идти около 4 км, так как высадили нас почти на выезде. По узким улочкам с как-будто игрушечными домиками мы оказываемся на холме в центре городка Яйце, где стоит она – очередная крепость!

Босния и Герцеговина. По узким улицам города Яйце.

Кстати, она нам понравилась, очень симпатичное местоположение.

Босния и Герцеговина. Башня крепости в Яйце.

Вход туда оказался не бесплатный – 2 марки, но я сказал охраннику, что денег у меня нет, и он пропустил меня бесплатно. Вот так, иногда даже дыру в заборе искать не нужно, а охраннику огромное спасибо.

Так крепость выглядит изнутри, строго и без излишеств :).

Босния и Герцеговина. Крепость внутри - город Яйце.

Особенно запомнился водопад прямо под ней.

Босния и Герцеговина. Водопад под крепостью в Яйце.

Несколько фотографий, в магазин за провиантом и бегом обратно к месту ночевки.

Баня Лука и пьяный водитель.

Вообще до городка Баня Лука мы хотели доехать еще вчера, но застряли в Яйце, поэтому решено было сегодня во что бы то ни стало достичь назначенной точки.

Автостоп в этот день был еще хуже, чем вчера, хоть погода радовала. С самого утра как нас высадили на площадке перед дорожным старым отелем с полем малины рядом, так мы там и просидели несколько часов.

Представляете целая малиновая плантация рядом, а поесть нельзя, ибо охраняется. Мужики прямо здесь ее собирают и продают.

Газель, которая все же отреагировала на наши активные призывы “остановись!” провезла нас совсем недалеко до какой-то полу вымершей деревни, где мы так же проторчали очень долго. Я уж думал, ночевать там придется, ан нет, остановился мужчина из Словении, и подвез прямо до Баня Лука.

Признаться, мы уже так намучались за эти два дня, что уже и город смотреть не хотелось, хотя там есть что поглядеть. Просто прошли по объездной, чтобы выбраться быстрее на дорогу из Боснии. А по пути в одной из мини пекарен съели огромную пиццу, половину которой взяли с собой, и зарядили всю технику.

Где-то в Боснии и Герцеговине.

Через пару часов, когда солнце уже почти клонилось к закату, а мы потеряли надежду поймать хотя бы еще одну машину, перед нами очень резко затормозила белая потрепанная легковушка. Обрадованные, мы оба подлетели просто к машине.

Внутри сидел совсем не трезвый, но очень добродушный водитель. Я думал, Мила откажется лезть внутрь, ведь до следующего населенного пункта – Добой было около 60 км, а дорога сами понимаете – серпантин. Но Мила была не против, а я постоянно следил за рулем водителя, которого, кстати, зовут Горан.

Не смотря на то, что он был не трезв, ехал он медленно и довольно ровно. Зато благодаря его “состоянию” мы смогли “напроситься” поставить палатку к нему на участок в Тесличе, что в 25 км от Добоя.

Босния и Герцеговина. Наша палатка в Тесличе.

Точнее участок был не его, а деда, который умер 10 дней назад. Сейчас в доме никто не жил, но туда нас не пустила жена Горана, которую он привез чуть позже, чтобы познакомить с “гостями”, а на участке разрешили остаться. Правда было очень сыро после дождя, но ровный газон лучше, чем лесные буреломы.

Нас угостили шоколадкой и соком, оставив потом наедине с собакой, которая по привычке сторожила пустой (теперь уже) дом,

Босния и Герцеговина. Пес-охранник в Тесличе.

и котом, которого выгнали на улицу и судя по всему не кормили, потому что мы ему с легкостью скормили четверть нашего хлеба. Не помню котов, которые едят хлеб без всего :). За нашу доброту кот всю ночь терся у палатки и пел “песни”.

Босния и Герцеговина. Кот-поюн в Тесличе.

После уезда хозяев, пришлось еще разбираться с соседями, которые завидев чужаков, приехали на машине для осуществления допроса. Названное имя Горана и предъявление его номера телефона их немного успокоило, и мы наконец смогли поспать.

Весь следующий день мы снова провели в дороге, послав к черту достопримечательности Боснии, капризную горную погоду и “гостеприимность” боснийцев. Мила уже просто мечтала о теплом солнышке, горячем душе и родных сербах, впрочем, как и я. И только к вечеру снова чудом мы оказались на границе между Боснией и Герцеговиной с Сербией.

Мультипоисковики Aviasales и Skyscanner ищут билеты по всем авиакомпаниям. Оптимально искать на одно и то же направление у обоих, а покупать там, где дешевле. Узнайте также о секретах поиска дешевых авиабилетов.

Это возможно! С поисковиком турпутевок level.travel. Горячие предложения по всем туроператорам, легкий поиск и покупка.

Roomguru — поиск лучших цен на отели во всех главных системах бронирования. Максимальная экономия на жилье. Смотрите также советы — как найти недорогое жилье.

Cherehapa — сравнение и выбор лучших условий страхования своего путешествия. Полисы по действующим тарифам крупнейших страховых компаний и даже дешевле!

Страна мостов и водопадов: маршрут по Боснии и Герцеговине на четыре дня

Если вас всегда вдохновляли фильмы Эмира Кустурицы или вы просто находитесь в поиске небанальных направления для туристической поездки — рассмотрите в качестве варианта на ближайшее путешествие Боснию и Герцеговину.

Фото: nomadFra / shutterstock.com

Многие до сих пор ассоциируют территорию бывшей Югославии с боевыми действиями. Но в Боснии и Герцеговине ничуть не опаснее, чем в любом государстве Западной Европы. И уж точно не менее красиво!

Как добраться до Боснии и Герцеговины

В стране три крупных аэропорта — в Сараево, Бане-Луке и Тузле, но напрямую попасть из России ни в один из них не получится. Лететь можно с пересадкой в Стамбуле, Будапеште или через другие европейские города. Стоимость авиабилета с пересадками из Москвы в Сараево и обратно начинается от 25 000 рублей* на человека.

Автобусное сообщение здесь развито хорошо, но удобнее всего путешествовать по Боснии на машине: аренда авто в Сараево на OneTwoTrip обойдётся в 3000 рублей* в сутки. Кстати, посетить страну также можно, добравшись на авто из Хорватии или Черногории — отличное дополнение к отпуску в этих странах.

Туристам из России для посещения Боснии и Герцеговины виза не нужна. В страну можно въезжать по загранпаспорту и оставаться на срок до 30 дней. Но для того, чтобы подробно изучить местные достопримечательности, достаточно и трёх-четырёх дней.

Что посмотреть в Боснии и Герцеговине

На юго-западе страны, неподалеку от границ с Хорватией и Черногорией, сосредоточены несколько основных туристических точек.

Мостар

В 1990 годы на улицах этого небольшого города шли ожесточённые и разрушительные межэтнические бои. Сегодня уже ничто не напоминает о тех страшных событиях: Мостар ухожен и привёден в благообразный вид. Правда, те, кто хоть раз путешествовал по Балканам, понимают, что в этом регионе своё понятие ухоженности. На мой взгляд, Мостар — один из самых колоритных городов Боснии и Герцеговины. Центральная точка притяжения туристов — Старый мост через быстротечную реку Неретву. Он же, по совместительству, главная достопримечательность, визитная карточка не только региона, но и всей страны. Лучший вид на него открывается с соседнего, Луцкого моста, что расположен чуть ниже по течению, либо с каменистого берега Неретвы.

Центр города — а это всё пространство, что напрямую примыкает к мосту, — обычно до краёв заполнен туристами. Кто-то приезжает на восточный базар, кто-то — посидеть в ресторанах и отведать местное пиво Mostarsko или выпить кофе по боснийским традициям. Узкие мощёные улицы, сувенирные лавки, мосты, мечети, католические церкви — это всё Мостар. Неожиданно было обнаружить здесь памятник Брюсу Ли, что находится в парке Зреньевац. Две главных мечети Мостара — Карагёз-бека, расположенная недалеко от Старого моста, и Коски Мехмед-паши со стройным минаретом на фоне гор. Именно это здание является фоном Старого моста на открытках.

Водопады Кравице

В часе езды от Мостара, на реке Требижат, расположился природный парк с каскадом живописных водопадов. Обильные, даже в сезон засухи, потоки воды, срывающейся с высоты 15-28 метров образуют полукольцо диаметром около 150 метров — не зря эти водопады называют веером над обрывом. У подножия каскады стекаются в прозрачное озеро, на берегах которого любят отдыхать местные и туристы. Здесь оборудованы места для приёма солнечных ванн, несколько кофеен с очень шумным и по-балкански жизнерадостным персоналом, работает прокат небольших лодок и каяков. Несмотря на то, что вода редко прогревается выше 18℃, тут все охотно купаются.

Вход на территорию Водопадов Кравице платный — порядка 10 конвертируемых марок* (боснийская валюта). Парк открыт круглый год, но точное расписание лучше уточнять на сайте.

Благай

Чуть больше получаса займёт переезд от водопадов Кравице до Благая. Это умиротворённое место, где у отвесной скалы над бирюзовой водой снуют сотни птиц, ещё до завоевания Османской империей стало пристанищем дервишей — мусульманских монахов-отшельников. Текие существует здесь с начала XVI века. Гостевой дом и мавзолей, которые белеют на утёсе, построены в середине XVII века и сохранились до наших дней практически в первозданном виде. Сегодня внутри комплекса расположено некое подобие музея, сувенирная лавка и кофейня с причудливыми столиками. Зайти могут все туристы, не только мусульмане, но обувь надо оставлять перед входом.

Читайте также:  Берлинский технический университет: что нужно знать абитуриенту

Водная пещера у подножья текии — не что иное, как карстовый родник Врело Буне, один из самых мощных источников пресной воды во всей Европе. Длина реки Буне, которую образует этот источник, по поверхности земли всего 9 км, после чего она впадает в Неретву. По её берегам расположено много видовых кофеен, где можно выпить турецкий кофе с рахат-лукумом или даже попробовать речную форель на гриле, наслаждаясь разнообразием окружающего пейзажа.

Эти три локации — основные для тех, кто приехал в Боснию и Герцеговину на несколько дней. Если у вас есть возможность задержаться, непременно посетите ещё три боснийских города.

Требинье

Требинье — город солнца и вина — расположен всего в паре десятков километров от хорватского Дубровника и границы с Черногорией в живописной долине между холмов, покрытых стройными платанами. В античные времена он входил в состав Римской империи, а позже был частью Королевства Сербия, Османской империи, Австро-Венгрии и Югославии. Такое богатое историческое многообразие культур обусловили неповторимый колорит этого места.

Река Требишница делит город на две части, а мост Арсланагича родом из XVI века — соединяет. В Требинье сохранился Старый город времён турецкого владычества. Обязательно посетите местный продуктовый рынок и расположенное напротив кинематографичное кафе «Под платанами». Здесь регулярно снимают сцены для европейских и американских фильмов. Местные обожают рассказывать истории о съёмках и обсуждать,в каких фильмах они «засветились». Вообще, весь город выглядит как декорация к хорошему кино. Гулять здесь — особое удовольствие для тех, кто устал от многолюдности и суеты мегаполисов.

Вишеград

Вишеград — небольшой и известный во всём мире древний город. Он занимает скромные 450 кв. км среди поросших лесом гор в междуречье Дрины и Рзава. Прославили это место три человека. Первый — Соколлу Дамат Мехмед-паша, приказавший построить в Вишеграде монументальный, 11-пролётный каменный мост. Второй — Иво Андрич, югославский писатель, чей роман «Мост на Дрине» был удостоен Нобелевской премии по литературе. Третий — Эмир Кустурица, построивший полный литературных, исторических и кинематографических загадок город Андричград как декорацию к своему фильму по книге Андрича.

Если попадёте в город в туристический сезон — прокатитесь по Дрине на лодке и оцените с воды мост, который, к слову, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Яйце

Город с кулинарным названием Яйце на самом деле считается королевским. Здесь был коронован последний монарх Королевства Босния. Тут располагалась его резиденция, здесь же он был и убит. Если вам не интересна история страны, вы точно оцените этот небольшой город в первую очередь за эффектный 25-метровый водопад, который образуется прямо в месте слияния двух рек — Пливы и Врбаса.

Конечно, в Яйце есть всё, что обязательно должно быть в древнем городе: хорошо сохранившаяся крепостная стена, узкие улицы, катакомбы, каменные арки, разрушенные соборы, часовые башни… Но основная достопримечательность — всё же водопад. Мало где в мире реки сливаются воедино и мощным потоком срываются вниз прямо в центре города. Выглядит необычно и впечатляюще. Знали Боснийские короли, где устраивать свои резиденции! Впрочем, вся Босния и Герцеговина чудо как красива и вызывает желание вернуться и познакомиться поближе.

Едем в Боснию и Герцеговину

Встречай новую историю в рубрике «Полуфабрикат»: Оля Талантова, писательница из Самары, вдохновилась кинолентами Кустурицы и отправилась в путешествие по Боснии и Герцеговине. В короткий, но насыщенный маршрут попал старый город Мостар, монастырь в Благае и водопады Кравице.

Мостар

Мостар – исторический центр Герцеговины, город с живописными видами, прекрасными мостами через реку Неретва и добродушными местными жителями (50% из которых – хорваты, 40% – боснийцы и около 4% – сербы). Это пятый по количеству населения город в стране. Здесь много мечетей: большинство жителей мусульмане.

Как добраться до Мостара?

Мостар – крупный транспортный узел страны, и добраться сюда можно несколькими способами. Проще всего попасть сюда из Сараево: автобусы перевозчика Autoprevoz-bus совершают рейсы 7 раз в день, самый ранний – 06:00, самый поздний – 19:55. Доедешь за два с половиной часа, а один билет обойдется примерно в 10 марок (€ 5). Электрички из столицы в Мостар ходят 2 раза в день – время прибытия 9:02 и 18:27. Расписание найдешь у железнодорожной кассы. Можно попасть в город и из Черногории: к примеру, автобусы из Будвы до Мостара ходят 2 раза в день, в 11:30 и в 22:40. За билет отдашь € 24. Из Тивата довезет автобусный перевозчик Globtur Doo за € 23,5.

Наше путешествие начиналось с Черногории, поэтому мы добирались до Мостара из Будвы вечерним автобусом. Если ты планируешь снова вернуться в Черногорию – на автовокзале Будвы есть камеры хранения, где за € 2 можно оставить свои чемоданы на сутки. Дорога займет около 7 часов, а еще тебя может ждать сюрприз – вместо нарисованного на рекламных листовках огромного автобуса в большинстве случаев приезжает обычная маршрутка, в которой вытянуть ноги – настоящая проблема. На границе Черногории и Боснии есть паспортный контроль: водитель собирает паспорта и передает их на пост. В нашем случае весь процесс занял не больше 30 минут. Автовокзал (Autobusni Kolodvor) Мостара совмещен с железнодорожным вокзалом: здесь есть несколько кофеен, один ресторанчик и платный туалет за 1 марку (€ 0,5). В 10 минутах ходьбы отсюда – старый город.

«Тебя может ждать сюрприз – вместо нарисованного на рекламных листовках огромного автобуса в большинстве случаев приезжает обычная маршрутка, в которой вытянуть ноги – настоящая проблема»

Платить в Боснии и Герцеговине можно как марками, так и евро. В основном, принимают только кэш – мы даже называли свой трип «онликэш». Стоит учесть, что расплачиваться можно только бумажными купюрами евро (монет в обороте нет). Если отдашь крупную купюру, то готовься к сдаче в местной валюте. На центральных улицах много обменных пунктов, которые можно узнать по желтым табличкам, но мы ими не пользовались: просто платили в евро и получали марки на сдачу. В старом городе и возле вокзала множество апартаментов, отелей и хостелов. Мы остановились в хостеле Yellow House Hostel (Marsala Tita 60) – он был больше похож на апартаменты без кухни и обошелся в € 22 за сутки в двухместном номере.

Магазины, лавки, кондитерские и кофейни Мостара открываются рано – многие с 7 утра. Одни из самых популярных сетей супермаркетов в Мостаре – «DM» и «Konzum», которые работают с 09:00 до 23:00. А множество пекарен расположились на улицах Majdan и Marsala Tita: мы выбирали Pekara Galeb и Old bridge bakkery. В центре старого города много ресторанов, рассчитанных на туристов, однако и в них общий чек на двоих составит не больше € 15. Большие порции, бесплатный wi-fi, живописные виды на горы, старый город и мосты – что еще нужно для счастья? Из мест, которые понравились нам – ресторан Hindin Han (Jusovina bb) , Sadrvan (Jusovina 11) , National Restaurant Cevabdzinica Tima – Irma, Kriva Cuprija, Ascinica Balkan и множество кафе на улице Majdan.

Главное пиво Мостара – это Mostarsko Pivo и PAN. Не упусти возможности попробовать, оно того стоит – и подают его почти во всех кафе и ресторанах. А если хочешь прочувствовать дух барной жизни Мостара, зайди в местные пабы Duradzik, Black Dog Pub и Mostar Pub Crawl.

Главные достопримечательности каждого города – это, конечно же, люди. А в Мостаре это люди, а еще мосты и мечети, которые они построили. Самый популярный из мостов – Старый мост (Stari Most) . Фотографии на его фоне рвут инстаграм, а сам мост – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Застать его голым (то есть без толпы туристов) возможно ранним утром и после 23:00. В дневное время на нем любят загорать полуобнаженные местные жители, ловко уцепившись за перила. Вечером это очень атмосферное место: мост красиво подсвечивается. Второй по значимости мост – Кривой мост (Kriva Cuprija) . Это арочный мост, который является переправой через реку Радобля (приток Неретвы) и расположен недалеко от Старого моста.

«Старый город – это торговые лавки, мосты, мечети, разрушенные здания и даже памятник Брюсу Ли»

Старый город сам по себе является достопримечательностью. Это узкие мощеные улицы, торговые лавки, мосты, мечети, католические церкви, разрушенные здания и даже памятник Брюсу Ли в парке Зреньевац. Одни из самых главных мечетей Мостара – Караджозбегова мечеть недалеко от Старого моста и мечеть Коски Мешмед-паши с величественным минаретом на фоне балканских гор. Именно она является фоном Старого моста на снимках.

Благай

Город Благай находится в 12 км от Мостара. Сюда едут, чтобы полюбоваться живописным видом на исток реки Буна и текке – монастырем дервишей в скале. Монастырь построили в XIX веке, как можно дальше от домов городка Благай. Однако в настоящее время текке – популярная у туристов достопримечательность, а уединенность нарушают многочисленные кафе на берегу Буны. Вход в текке стоит 4 марки (€ 2), но можешь не тратить деньги, а просто перейти на бесплатную смотровую площадку на другом берегу – оттуда откроется один из самых красивых видов на текке, скалы и небольшой водопад. Обычно туристы ограничиваются посещением только монастыря, но в самобытном Благае тоже есть что посмотреть. А по дороге из текке в город мы встретили маленькую деревеньку, напоминающую деревню хоббитов: не больше 8 домов с маленькими мостиками, печками, тишиной и умиротворением.

Как добраться в Благай?

Каждые 2 часа между Мостаром и Благаем курсируют автобусы, билет купишь у водителя за 2,10 марки. Мы же домчались на такси за € 10: приятный босниец улыбался и рассказывал, откуда на горе

Хум католический крест, какая мечеть справа от нас и какое население в Мостаре и Благае. Учитывай, что пунктуальность транспорта (включая железнодорожный транспорт) – не конек Боснии и Герцеговины. На остановке будет висеть расписание автобусов, однако расхождение между желаемым и действительным может составить полтора часа. По выходным многие маршруты сокращены или вовсе не ходят.

Capljina – Водопады Kravice

На следующий день мы отправились в соседний город Ćapljina, из которого можно добраться до еще одной прекрасной достопримечательности Боснии и Герцеговины – живописных водопадов Kravice.

Самый быстрый и дешевый способ попасть из Мостара в Ćapljina – железная дорога. Поезда Sarajevo-Ćapljina с остановкой в Мостаре ходят 2 раза в день (в Мостар они прибывают в 09:02 и 18:27). Дорога займет полчаса и будет стоить 10 марок (€ 5) за место в вагоне 2 класса. Бонусом – бесплатный wi-fi, розетки, удобные сиденья и чудесный вид из окна. Еще один вариант – автобусы Centrotrans-eurolines. Сразу возле вокзала найдешь стойку информации для туристов (ее легко заметить по желтым обозначениям), несколько кафе, пекарен и супермаркетов – это подходящий момент, чтобы прикупить продуктов и напитков в дорогу до водопадов.

Водопады Кравице расположены между городом Ćapljina и деревней Ljubuški, недалеко от населенного пункта Studenci. Три раза в день из Ćapljina в Ljubuški ходят автобусы. Мы же, проверив расстояние между этими населенными пунктами, решили пройти 12-13 километров пешком, накупив еды для пикника. Путь лежал через удивительные тихие деревни: Ćapljina, Trebižat, Krča, Prćavci, Stubica, Studenci, Glavica, Treseljevina, Mahala Pirići, Pregrađe, Jurjevica, Ljubuški. Первые 4 километра рядом с дорогой и домами проложены пешеходные тропинки, однако с исчезновением домов и появлением садов и огородов тропинки пропадают. Пришлось идти по обочине. Нужно было быть внимательными – в некоторых местах это действительно опасно, потому что боснийцы любят полихачить и посигналить пешеходам от души. Зато по дороге нам помогали отзывчивые местные жители, которые подбадривали «Еще немного, еще 4 километра, потом налево, и еще 4 километра». Боснийцы широко улыбаются, громко приветствуют и вежливо спрашивают, не нужна ли помощь. Через 20 километров мы увидели на дороге долгожданный указатель Waterfall Kravice и попытались максимально быстро пройти оставшиеся 4 километра. И вид водопадов стоил этого пути.

Вход в заповедник стоит 6 марок (€ 3). У входа есть парковки для автобусов, автомобилей, несколько апартаментов для проживания, ресторанчик, продуктовые и сувенирные лавки. Ориентироваться на территории самого заповедника легко: есть множество карт и указателей. Мы прошли к самым большим водопадам. Рядом с ними есть 2 ресторана с довольно кусачими для Боснии ценами. На берегу много туристов, в ресторанах – много туристов. Чтобы перебраться на сторону, что ближе к водопадам, нужно заплатить € 5 с человека, чтобы чувак с усами, в шляпе и лосинах, да еще и с желтым веслом, перевез тебя через ручей длиной чуть больше 10 метров (а € 5 в Боснии – это полноценный ужин). Впрочем, можно найти обходные дорожки через суженное русло реки. Тропинка натоптана, и шум водопадов зовет в нужном направлении. Стоит провести несколько часов у водопадов и никуда не торопиться. Рокот воды успокаивает и вдохновляет.

Через несколько часов мы направились в сторону указателя, чтобы попробовать вернуться в Ćapljina на автобусе, но оказалось, что автобус идет немного другим маршрутом, потому добраться прямиком к водопадам ни на чем, кроме такси, не получилось бы. Мы отправились к деревне Ljubiški (это 8 км), где и заночевали (эта ночевка обошлась нам в € 39). На карте был отмечен автовокзал: на деле оказалось, что это будка метр на метр и 4 пыльных автобуса. В воскресенье транспорт из Ljubuški в Ćapljina не ходит вообще, так что мы снова воспользовались такси – это стоило € 10. После этого мы снова вернулись в Черногорию, а Босния и Герцеговина осталась для нас страной с прекрасным климатом, величественными горами и улыбчивыми людьми.

«Боснийцы широко улыбаются, громко приветствуют и вежливо спрашивают, не нужна ли помощь»

Ссылка на основную публикацию