Какие изменения были внесены в ФЗ о миграционном учете иностранных граждан в 2020 году?

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 182-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (документ не вступил в силу)

Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года

Внести в Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285; 2007, N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3589, 3616; 2009, N 29, ст. 3636; 2010, N 21, ст. 2524; N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 23, ст. 2866; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6696; N 52, ст. 6950; 2014, N 52, ст. 7557; 2015, N 48, ст. 6724; 2018, N 27, ст. 3946; N 31, ст. 4846; N 42, ст. 6380; N 53, ст. 8454; 2019, N 18, ст. 2224) следующие изменения:

1) в пункте 7 части 1 статьи 2 слова “В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации” заменить словами “В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства”;

2) часть 5 статьи 7 признать утратившей силу;

а) пункт 1 части 1 после слов “Российской Федерации” дополнить словами “(далее – федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел)”;

б) дополнить частями 3 – 5 следующего содержания:

“3. Порядок осуществления учета по месту пребывания иностранных граждан, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в место пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, перечень прилагаемых к нему документов, а также сроки хранения указанного уведомления в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Форма уведомления об убытии иностранного гражданина, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, из места пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, порядок его направления в орган миграционного учета, а также сроки хранения указанного уведомления в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.”;

4) часть 1 статьи 16 после слов “своего места жительства,” дополнить словами “непосредственно – лично или в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – электронная форма) либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр)”;

а) в абзаце первом части 1 слова “должностному лицу органа миграционного учета предъявляются” заменить словами “в орган миграционного учета или многофункциональный центр представляются”;

б) в части 2 слово “предъявлять” заменить словом “представлять”, слова “либо органов местного самоуправления” заменить словами “, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций”, слова “органах местного самоуправления” заменить словами “, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях”;

а) в части 1 слова “предъявлении данным иностранным гражданином” заменить словами “представлении иностранным гражданином лично либо через многофункциональный центр”;

б) в части 1.1 слова “либо органов местного самоуправления” заменить словами “, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций”;

в) дополнить частью 1.2 следующего содержания:

“1.2. В случае поступления в орган миграционного учета документов, необходимых для регистрации иностранного гражданина по месту жительства, в электронной форме соответствующая отметка в виде на жительство или разрешении на временное проживание проставляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в орган миграционного учета оригиналов указанных документов и документа (сведений о нем), подтверждающего право пользования жилым помещением.”;

7) пункт 6 части 1 статьи 19 изложить в следующей редакции:

“6) установления органом миграционного учета факта фиктивной регистрации по месту жительства. Форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.”;

а) части 2, 3 и 3.1 изложить в следующей редакции:

“2. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона.

3. Срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, если иностранный гражданин:

1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

3.1. В случаях, предусмотренных пунктами 1 – 4 части 3 настоящей статьи, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Если иностранный гражданин прибыл в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (несколькими нерабочими днями).”;

б) в части 3.2 слова “не позднее” заменить словами “в течение”;

в) дополнить частью 4.2 следующего содержания:

“4.2. Иностранные граждане, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Российскую Федерацию, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по месту пребывания на срок, не превышающий тридцати дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания. После истечения такого срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней.”;

подпункт “а” дополнить словами “(за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации)”;

подпункт “б” после цифр “3, 3.1” дополнить цифрами “, 3.2”;

подпункт “а” изложить в следующей редакции:

“а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно – лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 настоящей статьи;”;

в подпункте “б” слово “пребывания.” заменить словами “пребывания. В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, принимающая сторона после поступления отрывной части данного уведомления в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, изготавливает путем распечатки на бумажном носителе копию отрывной части указанного уведомления и передает ее прибывшему иностранному гражданину.”;

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

“2.1. Перечень документов, которые иностранный гражданин представляет принимающей стороне для постановки его на учет по месту пребывания наряду с документами, указанными в подпункте “а” пункта 1 части 2 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.”;

в) часть 3.1 изложить в следующей редакции:

“3.1. При наличии у иностранного гражданина в собственности жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации, он может в случае фактического проживания в данном помещении заявить его в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания и документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, в орган миграционного учета непосредственно – лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр. Иностранный гражданин вправе не представлять документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, если сведения, содержащиеся в данном документе, находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. В этом случае орган миграционного учета самостоятельно запрашивает данные документы (сведения о содержании данных документов, выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации) в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.”;

г) дополнить частью 3.2 следующего содержания:

“3.2. В случае, если жилое или иное помещение, предоставленное иностранному гражданину для фактического проживания (временного пребывания), принадлежит на праве собственности гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему за пределами Российской Федерации, иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории Российской Федерации, иностранный гражданин обязан лично уведомить орган миграционного учета о своем прибытии в место пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин к уведомлению о своем прибытии в место пребывания дополнительно прилагает нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина.”;

д) в части 4 слова “соответствующий орган миграционного учета непосредственно” заменить словами “орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр”;

е) в части 6 слова “учета и” заменить словами “учета, многофункциональным центром или”;

Читайте также:  Получение эстонского шенгена

ж) часть 7 после слова “гостиницей” дополнить словами “, многофункциональным центром”, дополнить предложением следующего содержания: “В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, является копия отрывной части указанного уведомления, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета.”;

з) часть 8 изложить в следующей редакции:

“8. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, форма выражения принимающей стороной согласия на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина, перечень прилагаемых к нему документов, а также сроки хранения указанного уведомления в органе миграционного учета, организации федеральной почтовой связи или многофункциональном центре устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона.”;

пункт 1 дополнить словами “, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи”;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

“4) установления органом миграционного учета факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Форма заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;”;

пункт 5 дополнить словами “, частью 1.1 настоящей статьи”;

б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

“1.1. Снятие иностранного гражданина с учета по прежнему месту пребывания не осуществляется при постановке его на учет по новому месту пребывания по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, детского оздоровительного лагеря, за исключением случая, если прежняя постановка данного иностранного гражданина на учет по месту пребывания осуществлена по адресу другой организации из числа указанных в настоящей части.”;

в) в части 2.2 слова “непосредственно или через” заменить словами “непосредственно – лично или в электронной форме либо через”;

г) часть 2.3 изложить в следующей редакции:

“2.3. Форма уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, а также сроки хранения копии указанного уведомления в многофункциональном центре или организации федеральной почтовой связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 13 настоящего Федерального закона.”;

д) часть 3 после слов “двенадцати часов” дополнить словом “рабочего”;

11) часть 2 статьи 24 признать утратившей силу.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

8 июня 2020 года

Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, форма выражения принимающей стороной согласия на фактическое проживание нахождение у нее иностранного гражданина, перечень прилагаемых к нему документов, а также сроки хранения указанного уведомления в органе миграционного учета, организации федеральной почтовой связи или многофункциональном центре устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона.

Изменения в миграционном учете. Сентябрь 2020.

В сентябре вступают в силу изменения в закон о миграционном учете иностранных граждан. Что изменилось?

  • В действующей редакции закона устранено противоречие, где в одном положении указывалось, что в роли принимающей стороны из числа иностранных граждан может выступать только высококвалифицированный специалист, а в другом, что нерезиденты – владельцы жилых помещений на территории России (включая и иностранных граждан, находящихся за рубежом) выполняют обязанности принимающей стороны в случае, если они предоставляют такие помещения другим иностранным гражданам для временного пребывания. В новой редакции закона в качестве принимающей стороны может быть любой иностранный гражданин, имеющий в собственности жильё в Российской Федерации, а абзац об иностранных владельцах исключен.
  • Министерством иностранных дел, как одним из органов, уполномоченным на осуществление миграционного учета, будут разработаны собственные формы и порядок уведомлений об убытии и прибытии иностранных граждан в место пребывания.
  • Предполагается, что заявление о регистрации по месту жительства иностранным гражданином может быть подано не только в личном порядке, но и в электронном виде через Госуслуги, а также через МФЦ.
  • В число льготных категорий, для которых предусмотрен 30-дневный (вместо 7-дневного) срок постановки на учет по месту пребывания, включены участники программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников и членов их семей.
  • Утратил императивность перечень документов, представляемых иностранным гражданином принимающей стороне для постановки на учет по месту пребывания. В частности, учтено, что гражданам Белоруссии не выдается миграционная карта при въезде в Россию, и, следовательно, предъявлять её не надо. С другой стороны, Правительству Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать перечень документов для постановки на учет.
  • Добавлен четвертый вариант способа уведомления миграционных органов о прибытии (убытии) иностранного гражданина в место пребывания:
    – лично;
    – через МФЦ;
    – через Почту России;
    – в электронном виде.

  • При использовании электронного способа иностранный гражданин получает распечатанную принимающей стороной копию отрывной части уведомления о прибытии после её подписания усиленной квалифицированной электронной подписью должностным лицом органа миграционного учета.
  • Установлено, что для постановки на учет по месту пребывания в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении, иностранный гражданин самостоятельно представляет в миграционный орган уведомление о прибытии и документ, подтверждающий право собственности на данное помещение.
  • В случае, если собственник помещения не находится на территории России, для постановки на учет в таком помещении иностранный гражданин обязан представить нотариальное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина.
  • В новой редакции закона иностранный гражданин не будет сниматься с учета по прежнему месту пребывания в случае его постановки на учет по новому месту пребывания, если новым местом пребывания окажется гостиница, санаторий, дом отдыха и т.д. Эта норма означает, что больше не будет необходимости вставать на учет по месту пребывания после возвращения из отпуска, если отпуск был проведен в учреждении, оказывающем гостиничные или рекреационные услуги на территории России.
  • Также из текста закона исключается следующая норма:

Иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом возложена на соответствующего иностранного гражданина.

Указанная норма не с самого начала присутствовала в законе о миграционном учете иностранных граждан. Она была добавлена в текст закона в марте 2011 года одновременно с серьезными послаблениями в области миграционного учета. В частности, тем же законом была внесена революционная поправка, позволявшая ставить иностранных граждан на учет по месту пребывания не только по адресу фактического проживания, но и по адресу работы. Два года назад возможность постановки иностранцев на учет по месту работы стала практически исключена, а в сентябре будет ликвидирована и эта норма. Таким образом от попытки ослабления миграционного контроля, осуществленной десять лет назад, ничего не осталось.

Ну и вишенка на торте – с завтрашнего дня вводятся новые формы бланков уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и заявления о регистрации по месту жительства.

В новой форме два отличия от старой:

1. В связи с тем, что ВНЖ стал бессрочным, добавлено примечание, что заполнять срок окончания документа (ВНЖ) следует только в случае имеющегося ограничения срока его действия.

2. Уточнено, какие данные следует указывать в поле – “Сведения о законных представителях”.

Что изменилось.

Что мигрантам делать с документами в России в ближайшие 3 месяца: новый указ президента о правовом положении иностранных граждан в РФ до 15 сентября 2020 года

15 июня президент подписал Указ N392 от 15.06.2020 г. о внесении изменений в Указ Президента от 18 апреля 2020 г. № 274 “О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Указ N392 вступил в силу 16 июня 2020 года.

Согласно новому указу президента, до 15 сентября будет приостановлено течение сроков действия следующих документов:

  • визы;
  • разрешения на временное проживание(РВП);
  • вида на жительство в РФ (ВНЖ);
  • миграционной карты с отметками о сроках действия;
  • удостоверения беженца;
  • свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем в РФ;
  • свидетельства о предоставлении временного убежища в РФ;
  • свидетельства участника Государственной программы;

Это значит, что если срок действия любого из вышеуказанных документов истекает в период с 15 марта по 15 сентября, то документ автоматически будет действовать до 15 сентября.

Важно! Обратите внимание, что приостановка течения сроков действия больше не распространяется на разрешения на работу, патенты на работу, разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Это означает, что с 16 июня патент и разрешения больше не будут автоматически продлеваться, то есть их нужно продлевать самостоятельно в обычном порядке, а значит с 16.06.2020 снова нужно будет вносить авансовый платеж за патент на работу.

Важно! С 16 июня по 15 сентября иностранные граждане, прибывшие в Россию в безвизовом порядке, могут обращаться с заявлениями о выдаче, продлении или переоформлении патента на работу без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из РФ.

Помимо сроков действия документов до 15 сентября для иностранных граждан будет приостановлено течение сроков:

  • временного пребывания в РФ;
  • временного или постоянного проживания в РФ;
  • постановки на миграционный учет или регистрации;
  • сроков нахождения за пределами РФ участников программы переселения соотечественников и членов их семей, лиц, получивших РВП или ВНЖ, в случае если они не могут въехать на территорию РФ до истечения 6-месячного срока;
  • сроков добровольного выезда из России иностранцев, в отношении которых было принято решение об административном выдворении за пределы РФ, о депортации или реадмиссии.
Читайте также:  Как выбрать и купить автомобиль в Италии в 2020 году

Это означает, что если эти сроки истекают в период с 15 марта по 15 сентября, то они автоматически будет приостановлены до 15 сентября.

Другими словами, в указанный период иностранным гражданам не нужно продлевать документы о временном пребывании на территории России, в том числе продлевать визы, а также сроки постановки на учет по месту пребывания, сроки временного и постоянного проживания по РВП и ВНЖ.

Помимо этого, с 16 марта по 15 сентября в отношении иностранных граждан не будут приниматься решения:

  • о нежелательности их пребывания или проживания в стране;
  • об административном выдворении за пределы РФ;
  • о депортации или реадмиссии;
  • о лишении статуса беженца или временного убежища;
  • об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, РВП, ВНЖ, свидетельств участника Государственной программы.

Что касается работодателей мигрантов, получивших в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, то с 16 июня по 15 сентября работодатели, выполняющие установленные ограничения и санитарно-эпидемиологические меры, вправе обратиться с заявлением о выдаче или продлении разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшим в Россию по визе.

Разрешения на работу будут выдаваться без учета требований к заявленной цели визита иностранного гражданина на любой срок до 15 сентября 2020 г.

Важно! Обратите внимание, что с 16.06.2020 работодатели больше не имеют права привлекать к труду иностранных граждан без патентов или разрешений на работу.

С полным текстом указа президента N392 от 15 июня 2020 г. вы можете ознакомиться по этой ссылке.

Пожалуйста, поставьте лайк, если вам была полезна наша статья об изменениях в правовом положении иностранных граждан в период с 16 июня по 15 сентября или поделитесь информацией о новом законе в соц. сетях:

С полным текстом указа президента N392 от 15 июня 2020 г.

Поправки в закон о миграционном учете приняты

Александра Викторовна Докучаева

Заместитель руководителя Института стран СНГ, заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ

2 июня Совет Федерации одобрил принятый Госдумой закон о поправках в ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». Осталось дождаться подписи Президента. Будем надеяться, что это произойдет без задержек. После официального опубликования через 90 дней поправки вступят в силу.

Главная новация нового закона, которую дано ждали – это то, что принимающей стороной (имеющим право регистрировать в собственном жилье иностранцев и лиц без гражданства) может выступать любой собственник жилья в России, в том числе и иностранный гражданин. Тем самым снимается абсурдное положение действующего закона, когда, например, соотечественник, приехавший с семьей по Государственной программе оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, (далее – Госпрограмма) купивший квартиру не мог прописать (поставить на миграционный учет, зарегистрировать по месту проживания) даже членов своей семьи. Они вынуждены были регистрироваться по другим адресам, хотя жили, естественно, в своем семейном доме, становясь нарушителями закона «о резиновых квартирах».

Очень важным улучшением действующего закона является и то, что для участников Госпрограммы дается срок 30 +7 дней на оформление миграционного учета (а не 7 дней, как в действующем законе). Приводится к разумному решению вопрос о миграционном учете при краткосрочном выезде в командировки, в санатории и пр., когда основное место пребывания, где уже есть миграционный учет не изменяется. В этом случае миграционный учет по основному месту пребывания не будет аннулироваться. Также учитывается, что не все приезжающие в РФ заполняют на границе и имеют миграционную карту (граждане стран ЕАЭС, например), от них не будут ее требовать при постановке на миграционный учет.

Напомню, что законопроект №818933-7 был внесен в Госдуму Правительством 22 октября 2019 года. Ответственным за прохождение в Госдуме данного законопроекта являлся Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. 12 декабря 2019 года законопроект был принят в первом чтении. 27 мая 2020 года принят сразу во втором и третьем чтениях.

Надо сказать, что предложение, которое по согласованию с МВД и Государственно-правовым управлением сделал первый заместитель председателя ответственного Комитета К.Ф.Затулин, о принятии законопроекта во втором и третьем чтении в один день вызвало в Думе дискуссию. Возражения были высказаны депутатом от фракции «Справедливая Россия» О.А.Ниловым, который высказался против того, что принимающей стороной может выступать любой иностранец, имеющий в собственности жилое помещение, и ему показалось, что данное положение внесено поправкой ко второму чтению. Но депутат Нилов совершенно напрасно обвинял К.Ф.Затулина за то, что принимающей стороной сможет стать любой иностранный гражданин, имеющий в собственности жилое помещение в России.

Господин Нилов возмутился, что якобы этим он (Затулин) открывает «не только двери, но и все форточки» для въезда в Россию всякому иностранцу и его многочисленной семье, превращая страну в проходной двор. Это не Затулин и не другие депутаты, внесшие свои поправки ко второму чтению, а Правительство в своем законопроекте предложило (и надо сказать, на основе анализа многолетней практики) любому собственнику жилья стать принимающей стороной. Депутат О.А.Нилов проголосовал при первом чтении за правительственный законопроект, и, видимо, никаких опасностей не заметил, поскольку не внес никаких своих поправок ко второму чтению. Его возражения во время второго чтения законопроекта показали, как депутаты бывают невнимательны при принятии законов.

Все поправки, предложенные к принятию во втором чтении, носили либо технический характер, уточняя требования к принимающей стороне, либо ограничивали возможности для владельца, проживающего за рубежом, предоставлять свое жилье, по сравнению с внесенным законопроектом. Так, собственник, проживающий за рубежом, должен будет давать доверенность на регистрацию в своем жилье в России тому, кого он намерен зарегистрировать, а не передоверять это третьему лицу, как было первоначально предложено Правительством.

Как верно заметил депутат С.В.Иванов (ЛДПР), возражая депутату О.А.Нилову, законопроект позволяет поставить под контроль пребывание гораздо большего числа иностранцев, чем действующий закон, уменьшить армию нелегалов. Не это ли важно для безопасности нашей страны?

А для соотечественников, которые получают больше возможностей для миграционного учета, закон расширяет площадку, с которой начинается их легальный путь к интеграции в России, вплоть до гражданства. Это и двигало К.Ф.Затулиным, который предложил не тянуть с принятием закона.

Конечно, еще много чего нужно поменять в нашем законодательстве, чтобы соотечественники, прибывающие на постоянное жительство, не становились изгоями на Родине. Но, по крайней мере, еще один шажок на этом пути сделан с принятием поправок в закон о миграционном учете.

Затулиным, который предложил не тянуть с принятием закона.

Как изменились законы о миграционном учете?

Сейчас миграционная политика властей направлена на возвращение соотечественников, которые живут за рубежом, и на привлечение иностранных специалистов к работе в России. Как это происходит?

Демографические проблемы продолжаются, и страна нуждается в привлечении в экономику иностранных специалистов. Но для этого нужно снять административные барьеры и свести к минимуму бюрократизм в отношении иностранцев.

Одним из новых законов в сфере миграционной политики — Федеральный закон от 08.06.2020 N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Основной эффект правок, которые содержатся в этом законе, заключается в расширении прав иностранных граждан на территории России.

В старой редакции закона о миграционном учёте иностранцы не обладали правом постановки других иностранных граждан на учёт по месту пребывания по адресу своего жилого помещения. Исключением из этого правила были высококвалифицированные специалисты, которые могли поставить на учёт по месту жительства членов своих семей.

Чаще всего воспользоваться правом встать на учёт по адресу жилого помещения могли только собственники помещений. Таким образом, миграционное законодательство ограничивало их права полноценно распоряжаться своим имуществом.

По данным Росреестра, в 2017 году количество зарегистрированных вещных прав иностранных граждан на жилые помещения (жилой дом, квартира, комната в квартире) составило 22423 единицы, в 2018 году — 24071 единица, в январе-июне 2019 года — 14034 единицы. Эту статистику приняло во внимание и правительство, которое предложило убрать такое ограничение.

В обновлённой редакции закона о миграционном учёте большее количество иностранцев получило право выступать в качестве принимающей стороны: теперь это может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие его в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства.

Принимающая сторона имеет право предоставлять уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с помощью нескольких способов: передать его лично в орган миграционного учета, через МФЦ, по почте, а также направить его в форме электронного документа. Наличие такого множества способов подачи уведомления предоставляет заявителям бóльшую вариативность в плане подачи уведомления о прибытии.

Новый федеральный закон устанавливает срок подачи уведомления о прибытии в орган миграционного учёта — в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

В прежней редакции Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» срок уведомления четко не определен, указано лишь, что оно подается по истечении семи рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания.

В соответствии с новой редакцией закона, для участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, которые переселяются совместно с ними в Россию, срок выполнения действий, необходимых для постановки переселенцев на учет по месту пребывания на срок, увеличился на семь рабочих дней.

Ранее требовалось встать на учёт в течение тридцати дней.

Для реализации всех положений обновлённого закона о миграционном учёте понадобится введение в действие новых подзаконных актов, поэтому статьей 2 закона предусмотрено его вступление в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

В итоге следует сказать, что закон о миграционном учёте в новой редакции упрощает некоторые важные моменты, связанные с пребыванием иностранных граждан в России, а также совершенствует механизмы миграционного учёта иностранцев. Новые решения в сфере миграционной политики устраняют некоторые ограничения, которые затрагивают множество иностранных собственников недвижимости в России, что будет положительно воспринято иностранными специалистами и послужит улучшению условий пребывания иностранцев в России. Дальнейшие изменения в этой сфере будут способствовать достижению целей, заявленных Правительством РФ.

Новые решения в сфере миграционной политики устраняют некоторые ограничения, которые затрагивают множество иностранных собственников недвижимости в России, что будет положительно воспринято иностранными специалистами и послужит улучшению условий пребывания иностранцев в России.

Сократили стаж работы в РФ для подачи на гражданство по профессии из перечня

Речь идет об основании, предусмотренном пунктом «и» части 2 статьи 14 ФЗ-62 «О гражданстве». Согласно данной норме закона, иностранцы, которые трудятся в России по профессии, включенной в специальный перечень, имеют право подать на гражданство РФ.

Читайте также:  Перечень необходимых документов для прописки по месту жительства в 2020 году

Раньше закон требовал, чтобы стаж работы на момент подачи документов составлял не менее трех лет. В 2019 году этот срок сократили до года.

В 2019 году этот срок сократили до года.

Патент для иностранных граждан в 2020 году

Планируя купить готовый патент на работу в 2020 году без прохождения тестирования и медкомиссии на патент, будьте готовы расплатиться запретом на въезд в Россию, т.к. миграционный патент без названных документов не выдаётся.

Патент на работу требуется гражданам Абхазии, Азербайджана, Узбекистана, Республики Молдова, Украины и лицам без гражданства из стран Прибалтики (Латвия, Эстония).

2002 115-ФЗ далее закон 115-ФЗ расширяет перечень обязанностей приглашающей стороны по отношению к приглашенному ею в РФ иностранному гражданину лицу без гражданства.

Новые законы для мигрантов в 2020 году

Были ведены новые основания оформления РВП и ВНЖ, изменены сроки подачи уведомления о проживании и многое другое.

Что нового в 2020 году

Требования к пребывающим в РФ лицам постоянно меняются. В рамках упомянутой выше Концепции, последние изменения и некоторые дополнения в законодательной сфере касаются таких вопросов, как:

  • совершенствование миграционного учёта;
  • ежегодное обновление медицинских полисов;
  • повышение цен на патенты;
  • использование дактилоскопии;
  • изменение квот;
  • использование системы Tax free (читается как такс-фри; это компенсации НДС иностранцам).

27.06.18 президентом РФ В.В. Путиным был подписан новый закон для мигрантов № 163-ФЗ, вносящий изменения в ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации». Изменения состоят в следующем.

  1. Часть 1 ст. 2, пункт 4. В данном разделе, посвящённом миграционному учёту и расселению, конкретизируется значение понятия «место пребывания». Имеется в виду адрес фактического проживания с регулярным использованием его иммигрантом для отдыха и сна. Чтобы зарегистрировать иностранного рабочего, фирма обязана предоставить спальное место и обеспечить другие, законодательно предписанные условия. Предусмотренные меры способствуют снижению доли теневого сектора, борьбе со случаями регистрации по месту офисов.
  2. Пункт 7 статьи 2. Пригласить в Россию родственников могут теперь иностранные граждане, если они признаны специалистами высокого класса и имеют в России собственное жильё. Это способствует удержанию необходимых узкоспециализированных кадров.
  3. Статья 21. Изменились основания учёта. Он должен производиться по месту:
  • фактического нахождения гражданина;
  • организаций соцобслуживания, медицинской помощи;
  • учреждений по исполнению наказаний.

В любом из этих мест иностранец обязан быть поставлен на учёт. Особое внимание в 2020 году уделяется категории иностранных специалистов высокого класса. Ограничения по найму рабочих в определённые трудовые сферы сохраняются в объёме 2020 года.

С 1.07.2019 вступили в силу изменения по дактилоскопической регистрации согласно № 498-ФЗ. Также в текущем году произошло снижение квот на проживание по сравнению с прошлым (примерно на 20 тыс.) Сохраняется право субъектов устанавливать собственные региональные квоты. В 2020 году граждане многих государств получили право возвращения НДС по совершённым в РФ покупкам.

Постановление правительства РФ о миграционной карте от 2004 г. остаётся актуальным до сих пор. На территории нашей страны установлен определённый порядок её использования. Получить миграционную карту следует при въезде в РФ на пункте погранконтроля. Заполняется бланк прибывающими в Россию иностранцами. В карте делаются отметки о въезде. Документ предъявляется для регистрации и остаётся у иностранца на всё время пребывания. При выезде из РФ миграционная карта сдаётся в пограничном пункте.

учреждений по исполнению наказаний.

Документ

Постановлением Конституционного Суда положения части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года 109-ФЗ О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации далее Федеральный закон 109-ФЗ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой во взаимосвязи с другими положениями Федерального закона 109-ФЗ они содержат неопределённость как в вопросе о том, допустима ли и в каком случае в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства далее иностранный гражданин , временно пребывающего в России, постановка его на учёт по месту пребывания по месту нахождения адресу принимающей стороны, так и в вопросе о том, каким образом соотносятся обязанности в сфере миграционного учёта временно пребывающего в России иностранного гражданина и принимающей стороны в части обеспечения постановки его на учёт именно по адресу, по которому он должен быть в соответствии с установленным порядком поставлен на учёт по месту пребывания, притом что нарушение установленного порядка может повлечь привлечение иностранного гражданина к юридической ответственности.

Основные моменты ФЗ 109 о миграционном учете с изменениями

В нынешнее время в РФ миграционный учет репатриантов и апатридов выступает в качестве формы госрегулирования процессов в сфере миграции, который направляется на исполнение гарантий прав лиц, законно находящихся на российской земле.

Безусловно, в нашем государстве является действительным закон, регулирующий данные отношения, и в его качестве выступает ФЗ 109 о миграционном учете с изменениями 2020 года. Рассмотрим этот нормативный документ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту.

Дополнительные документы для работодателя (заказчика услуг)

  1. Копия паспорта иностранного гражданина – всех страниц с отметками;
  2. Копия документа, подтверждающего право организации пользоваться помещением, в котором она регистрирует иностранца (например, свидетельство о собственности, выписка из ЕГРН, договор аренды).
    Этот документ компания может не предоставлять:
    • Если она является собственником помещения, и когда информация о праве собственности есть в соответствующем государственном органе или органе местного самоуправления;
    • Если регистрация иностранца происходит по адресу работодателя.
      Также информация о документе, подтверждающем право собственности, должна быть указана и в самом уведомлении о регистрации иностранца. Но текущая форма уведомления этого не предусматривает. По информации МВД, в ближайшем будущем появится новая форма.

Больницы и иные медицинские организации, в которых иностранный гражданин проходит лечение стационарно, должны в указанный срок поставить его на учет. При этом обязательно выполнение условия: мигрант должен фактически находиться по адресу этого медицинского или социального учреждения.

По информации МВД, в ближайшем будущем появится новая форма.

Основные понятия

В тексте данного закона применяется определенная терминология:

  • Место постоянного проживания — жилое помещение, в котором иммигрант прописан в порядке, установленным соответствующим законодательством;
  • Миграционный учет — регистрация лиц без гражданства в реестре, в котором указывается вся информация об иммигранте;
  • Регистрация иммигранта — закрепление данных об адресе проживания миграционными органами;
  • Органы власти по учету иммигрантов — это органы государственного управления, которые выполняют функцию по оказанию услуг в помощи получения документов, осуществляющие контроль, надзор и учет за лицами, зарегистрированными в реестре;
  • Место пребывания на территории Российской Федерации — здание, которое не является помещением, предназначенным для проживания, может быть адресом организации;
  • Сторона, принимающая иммигранта в России — любое юридическое лицо или муниципальные органы власти, которые принимают лиц без гражданство на работу;
  • Высокопрофессиональный специалист — иммигрант, получивший разрешение на работу на территории РФ;
  • Члены семьи высокопрофессионального специалиста — состав семьи устанавливается в соответствии со статьей 13.2 пунктом 1.1 данного федерального закона;
  • Неверная постановка на учет иммигранта — постановка на учет гражданина по заведомо ложной информации;
  • Неверная регистрация по месту жительства — может быть как предоставление ложной информации, так и регистрация без последующего проживания по адресу прописки.

Сбор и фиксация данных предполагает внесения следующих сведений:

  • Реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • Дата рождения;
  • Пол;
  • Место рождения;
  • Цель пересечения границы;
  • Гражданство;
  • Наличие специализации;
  • Предполагаемый период пребывания;
  • Информация о регистрации по последнему месту жительства;
  • Факт о наличии депортации;
  • Информация о наличии судимости или привлечения к административной ответственности;
  • Сведения из налоговых органов о наличии задолженности;
  • Информация об уходе из жизни иммигранта.

Сведения, которые фиксируются в базе данных относятся к информации ограниченного доступа. Ее предоставление производится другим органам исполнительной власти на основании официального запроса при соблюдения порядка передачи информации, предусмотренного на законодательном уровне.

Реквизиты документа, удостоверяющего личность;.

163-ФЗ: миграционный учет

Напомним, до сих пор при найме иностранной рабочей силы организация указывала при постановке на мигрантский учет свой адрес, хотя в большинстве случаев работники там только трудились, а проживали в других местах.

Таким образом, в числе возможных последствий окажется сокращение иностранных рабочих у компаний, не предоставляющих проживание, а также повышение спроса на дешевые общежития, оказывающие услуги по постановке на миграционный учет.

Учет иностранных граждан по месту пребывания помимо органов миграционного учета осуществляют 1 федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, в отношении иностранных граждан 2 иные органы, перечень и полномочия которых в области миграционного учета устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Глобальные изменения института миграционного учета иностранных граждан

Итак, резюмируя вышеизложенное. Постановка иностранного гражданина на учет по адресу организации (в соответствии со статьей 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации под местом нахождения юридического лица понимается место его государственной регистрации на территории РФ), в которой он осуществляет трудовую деятельность, будет возможна лишь при условии, что мигрант фактически проживает по ее адресу (то есть регулярно использует помещения организации для сна и отдыха). Также постановка иностранных граждан по адресу организации, в которой они работают, возможна в случае, если организация владеет помещением, строением, сооружением, в том числе временном (на праве собственности или праве пользования), которое не имеет адресных данных, но предоставляется организацией для фактического проживания своим работникам (видимо, речь идет о «бытовках»).

Исчезает сама возможность совершения работодателем административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ. Исчезает извечный вопрос — обязательно ли при заключении договора с иностранным гражданином осуществлять его постановку на учет по месту пребывания от лица работодателя. В органах миграционного учета исчезнут очереди представителей юридических лиц по вопросу постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания по адресу организации — работодателя.

7000; 2013, N 48, ст.

Добавить комментарий