Обратите внимание: перед поездкой необходимо будет выяснить не только правила таможни РФ (на вывоз и ввоз), но и требования таможни страны назначения

Памятка туристу: что можно ввозить и вывозить из России

Поездка за границу и возвращение домой требуют от туриста знаний правил провоза товаров и вещей – даже тех, которые находятся в личном пользовании. Чтобы не испытать проблем на таможенном контроле, мы подготовили «шпаргалку» о том, что можно ввозить, а что – вывозить из России.

Денежные инструменты подлежат обязательному декларированию вне зависимости от суммы.

Что можно и нельзя ввозить в Израиль

Что можно и нельзя вывозить из Таиланда.

Еда в самолете и ручной клади международных рейсов

Если вы совершаете перелет между странами, в том числе с пересадками, то перевозимые вами вещи и продукты попадают под таможенные требования для физических лиц.

Обратите внимание: перед поездкой необходимо будет выяснить не только правила таможни РФ (на вывоз и ввоз), но и требования таможни страны назначения, а также каждой страны, где вы совершаете пересадку с прохождением таможенного контроля.

Ряд специальных ограничений вводится для того, чтобы пассажиры не мешали друг другу.

Льготы на ввоз

Некоторым гражданам таможенные правила России в 2020 году предоставляют льготы. На них не распространяются нормативы перемещения товаров за границу.

  1. Беженцы и вынужденные переселенцы вправе привозить неограниченное количество вещей без учета стоимости. Важно, чтобы товары находились в употреблении и были куплены до въезда в РФ. В остальных случаях правила действуют без изменений.
  2. Добровольные переселенцы – участники Государственной программы и члены семей при переезде вправе ввозить неограниченное количество личных вещей, бывших в употреблении до пересечения границы. Льгота действует один раз. Подтверждением служит свидетельство участника Программы.
  3. Гражданам РФ, проживающим длительное время за границей (более полугода) разрешено ввозить товары без ограничений по весу. Остальные таможенные правила действуют без ограничений. Льготу предоставляют один раз по истечении полугода жизни за рубежом.

Материальные объекты, сведения о которых отнесены к государственной тайне.

4. Эфес.

Это знаковое место для античной истории. Также оно тесно связано с событиями новозаветной истории. Город Эфес был знаменит храмом Артемиды, который сжег Герострат (храм вскоре отстроили заново, но в 7 в. нашей эры его разрушило землетрясение). От храма ныне осталась только одна колонна, но сохранилось много других строений, которые дают представление об организации жизни в античную эпоху: список объектов для осмотра состоит из 14 позиций, включая стадион для гладиаторских боев, библиотеку, портовую баню, римский туалет.

Сейчас Эфес превратился в крупнейший в Турции археологический комплекс, открытый для посещения (билет стоит 60 лир). Осмотр займет целый день.

Сейчас Эфес превратился в крупнейший в Турции археологический комплекс, открытый для посещения билет стоит 60 лир.

Продукты

До 5 кг продуктов растительного или животного происхождения в упаковке — не декларируем. Семена, картофель (любой), продукты животного происхождения без заводской упаковки или во вскрытой упаковке, некоторые продукты из стран, где была вспышка заболеваний (например свиного гриппа), — возможна конфискация.

О временных продуктовых ограничениях можно узнать на сайте Россельхознадзора. Выберите в списке интересующую вас страну. Если временные ограничения существуют, вы увидите соответствующую вкладку.

МожноНельзя
Сыр из магазина в запечатанной заводской упаковкеСыр с фермерского хозяйства, завернутый в бумагу
Инжирное варенье в запечатанной заводской упаковкеСемена чиа
3 кг манго (в багаже)Молодой французский картофель

До 5 кг продуктов растительного или животного происхождения в упаковке не декларируем.

Посылка из Китая застряла в Толмачево

В Новосибирской области расположен крупнейший за Уралом центр по обработке международной почты — Место международного почтового обмена «Толмачёво», на площадях которого расположен Новосибирский почтовый таможенный пост.

Сколько посылка может лежать или хранится на таможне.

Вывоз из Швейцарии:

Ограничений на вывоз из Швейцарии нет, но необходимо декларировать антиквариат и произведения искусства, золото, часы, а также сыр в количестве, превышающем 15 кг.

Имейте ввиду, что особо ароматный сыр в ручную кладь вам не дадут взять.

В отличие от большинства стран Швейцария позволяет провозить в ручной клади швейцарский армейский нож, но только если длина самого большого лезвия не превышает 5 см.

Помните, что вывоз из Швейцарии по сути регулируется не только правилами Швейцарии, но и страны, куда вы будете из нее въезжать!

Помните, что вывоз из Швейцарии по сути регулируется не только правилами Швейцарии, но и страны, куда вы будете из нее въезжать.

Как перевезти вещи и подарки через границу без рисков и лишних трат

По данным Ассоциации туроператоров (АТОР), в январе – сентябре 2019 года россияне совершили более 37,2 млн поездок за рубеж. Это почти на 7% больше, чем за тот же период годом ранее. Популярностью у соотечественников в минувшем году пользовались Турция, Абхазия, Финляндия и Казахстан.

И традиционно перед отправкой в путешествие многие задумываются о том, какие вещи можно привезти с собой, а от каких придется отказаться. Мы напоминаем, какие проблемы возникают у пассажиров чаще всего и что нужно сделать, чтобы их избежать.

Это почти на 7 больше, чем за тот же период годом ранее.

Транспортные средства: особенности временного ввоза и вывоза

Заместитель начальника Главного управления по организации таможенного контроля ФТС России Людмила Карамзина рассказывает об особенностях применения таможенных режимов временного ввоза и временного вывоза в отношении транспортных средств.
Людмила Валентиновна, для начала хотелось бы выяснить, что включает в себя понятие “транспортные средства” и почему их перемещение через государственную границу РФ в действующем Таможенном кодексе выделено в специальную таможенную процедуру?

— Понятие “транспортное средство”, которое используется в таможенном деле, достаточно широкое и отличается от общепринятого. Думаю, не имеет смысла здесь воспроизводить в деталях, что к нему относится. Определение данного понятия содержится в 11 -й статье ныне действующего Таможенного кодекса. В ней перечислены средства транспорта различных видов, а также сопутствующие им товары, которые мы, при определенных условиях, в таможенных целях тоже рассматриваем как транспортные средства.

В предыдущем кодексе также содержалось определение понятия “транспортное средство”, но несколько иное. Оно, в частности, включало в себя и контейнеры, теперь эти товары к транспортным средствам не относят.

Применение таможенных режимов временного ввоза и временного вывоза по отношению к транспортным средствам имеет свои существенные особенности, поэтому этой теме посвящена отдельная, 22-я глава Таможенного кодекса. Однако мы сегодня руководствуемся положениями не только данной главы, но и положениями международных правовых документов. Учитываем, например, положения приложения С к Конвенции о временном ввозе, подписанной в Стамбуле в 1990 году. Это приложение целиком посвящено временному ввозу транспортных средств. Россия, правда, к этому приложению еще не присоединилась, но вопрос о присоединении к нему обсуждается.

— В прошлый раз мы говорили, что таможенный режим временного ввоза товаров интересенпрежде всего с точки зрения на логовых льгот.

— То же относится и к временному ввозу транспортных средств. Статья 271 уже упомянутой главы 22 Таможенного кодекса допускает полное освобождение от таможенных пошлин и налогов при соблюдении следующих условий: если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства, если оно ввозится в Россию и эксплуатируется иностранным лицом, если транспортное средство на территории России не используется для внутренних перевозок и не передается в аренду.

Если ввозимое транспортное средство не отвечает этим требованиям или если эти условия не выполняются, то применяется частичное освобождение от уплаты пошлин и налогов. В отношении транспортного средства применяются те же положения, что и в отношении временно ввозимых товаров, в том числе положения статьи 212 Таможенного кодекса.

В 22-й главе оговорено также право федерального правительства устанавливать случаи временного ввоза транспортных средств в Россию с полным освобождением от уплаты пошлин и налогов, если данные транспортные средства используются российским лицом либо зарегистрированы за российским лицом, а также если не соблюдаются какие-либо другие из перечисленных условий, но при одном ограничении — в течение срока временного ввоза право собственности на транспортное средство не переходит к российскому лицу.

Пока таких постановлений правительством принято не было.

— А ранее принятые постановления, например, за номером 147?

— Действительно, еще до ввода в действие нового Таможенного кодекса российское правительство приняло ряд постановлений о временном ввозе средств транспорта, используемых в международных перевозках. Речь идет прежде всего об отвечающих определенным требованиям большегрузных автомобилях и об отдельных видах судов, зафрахтованных российскими лицами по договору бербоут-чартера.

В правительственных постановлениях такие транспортные средства рассматриваются в качестве товаров, предмета сделки. Статьей 212 Таможенного кодекса предусмотрена возможность для правительства устанавливать перечень товаров, которые при временном ввозе полностью освобождаются от пошлин и налогов, при условии, если временный ввоз таких товаров не наносит существенного вреда экономике страны и осуществляется в целях развития внешнеторговых отношений. Но необходимо помнить, что использовать такие транспортные средства, в соответствии с постановлением правительства, можно только для международных перевозок.

Сейчас от заинтересованных организаций поступают предложения по освобождению от уплаты пошлин и налогов некоторых других средств транспорта, осуществляющих международные перевозки и не вошедших в постановление правительства №147. Иногда, например, встает вопрос об освобождении круизных судов, когда их маршрут пролегает частично через зарубежные европейские города, а частично — через российские.

В каждом таком случае приходится разбираться отдельно, чтобы понять, в каком качестве выступает судно — в качестве товара или транспортного средства. Соответственно меняются условия помещения его под таможенный режим временного ввоза.

Эта проблема старая. Она существовала еще до вступления в силу нового таможенного законодательства. Но сейчас стала более актуальна, потому что появились нормы, регулирующие помещение транспортного средства под таможенный режим временного ввоза. А это значит, что таможенные органы должны осуществлять контроль за целевым использованием транспортных средств и не допускать их эксплуатации на внутренних перевозках. Как только такие перевозки начинают осуществляться, таможенные органы сразу же должны взыскивать пошлины и налоги в отношении временно ввезенного транспортного средства.

— Насколько реально сегодня отследить внутренние перевозки, осуществляемые, скажем, авто перевозчиками?

— Пока нет практики действенно го контроля за использованием большегрузных автомобилей — опыта, который можно было бы довести до всех таможенных органов. Мы де лаем только первые шаги в этом направлении. Но это касается не только автоперевозок. Проблема контроля целевого использования возникает и при эксплуатации гражданских воздушных судов малой авиации. Не меньше проблем и с железнодорожным подвижным составом. Думаю, взаимодействие с другими контролирующими службами поможет справиться с этой проблемой.

По новому таможенному законодательству транспортные средства в таможенном отношении оформляются в месте прибытия их на территорию России или в месте убытия с нее. Таможенный кодекс не обязывает лиц, эксплуатирующих транспортные средства, производить какие-либо таможенные операции внутри страны. Он требует от них только соблюдения условий режима временного ввоза. Однако, если есть информация о нарушениях, то в рамках таможенного контроля таможня может проверить целевое использование товаров. Перевозчики часто возмущаются, когда уже внутри страны, на маршруте или за определенный период использования транспортных средств таможня требует с них оформленные на границе въездные или выездные декларации. И напрасно, действия таможенников обоснованны и не противоречат законодательству, хотя, конечно, бывают и перегибы.

— В действующем таможенном законодательстве есть четкое определение внутренней перевозки?

— Нет, в российском- законодательстве нет. Зато есть в уже упоминавшемся приложении С к Конвенции о временном ввозе. Это, кстати, еще один довод в пользу присоединения России к данному приложению.

— Чем же тогда руководствуются таможенные органы при контроле целевого использования транспортных средств?

Положениями других международных конвенций, к которым Россия и в свое время СССР присоединились, а также законодательством в области транспорта. Но сложность состоит в том, что приведенные в этих документах определения отличаются друг от друга — в зависимости от видов транспорта и используемых понятий.

Например, если взять воздушный транспорт, то перевозка считается международной не только, когда пункт отправления и пункт назначения находятся в разных странах, но и даже в тех случаях, когда пункты назначения и отправления расположены в одном государстве, а промежуточный — в другом. Для таможенных целей удобнее использовать единое для всех видов транспорта определение международной перевозки, которое содержится в приложении С Стамбульской конвенции.

—Очевидно, большая часть спорных ситуаций как раз связана с существующей неопределенностью в понятиях?

— Пока трудно делать какие-то обобщающие выводы: практика оформления транспортных средств по новым таможенным правилам у нас все еще не очень велика. В процессе обсуждений мы пришли с Правовым управлением ФТС России к единым позициям. Но есть еще и заинтересованные лица, споры с ними решаются, как правило, в суде. Еще больше может возникнуть вопросов, когда будут проводиться работы по внесению дополнений и изменений в действующий Таможенный кодекс, в том числе в его главу 22.

Сейчас существует проблема, например, с возвратом транспортных средств после ремонта за рубежом. Операции по их техобслуживанию и ремонту как при временном вывозе, так и при временном ввозе с освобождением от уплаты таможенных платежей в принципе допускаются. Но эти операции, по закону, не должны улучшать состояние транспортного средства по сравнению с тем, в каком оно находилось в момент ввоза или вывоза из страны. В противном случае, придется платить пошлины и налоги. Это предмет бесконечных споров таможни с транспортниками.

В частности, мы считаем, если за рубежом произведен существенный ремонт или модернизация судна, которые улучшили его внешний вид, технические и иные характеристики, то при возврате в Россию за такой ремонт надо взимать пошлины и налоги как за продукты переработки в соответствии со статьей 207 Таможенного кодекса. Мы исходим из того, что вопрос этот чисто экономический. В процессе капитального ремонта или модернизации судна создается довольно большая добавленная стоимость, то есть фактически вместо того, чтобы поддерживать наши судоремонтные предприятия, мы загружаем иностранные мощности. Союз российских судовладельцев с нами не согласен. Его представители утверждают, что в мировой практике не принято оформлять суда после ремонта с взиманием таможенных платежей. Я о такой практике не слышала.

На мой взгляд, спорные ситуации часто возникают из-за того, что в России сегодня не существует таких документов, где были бы приведены четкие определения, что считать техническим обслуживанием, что “мелким” ремонтом, что капитальным ремонтом, а что модернизацией, и которыми должны были бы руководствоваться все заинтересованные лица.

Мы убедились в этом, когда подняли соответствующие ГОСТы — четких определений в них нет, зато есть сноски, в которых говорится, что эти понятия могут перекликаться. Поэтому разделить на практике упомянутые виды работ бывает сложно.

Федеральная таможенная служба выпустила разъяснение по взиманию пошлин и налогов в отношении транспортных средств, возвращающихся в Россию после произведенного за рубежом ремонта. Транспортники отнеслись к этому документу негативно. Некоторые их организации даже потребовали его регистрации в Минюсте. При решении вопроса об уплате таможенных платежей после произведенного за рубежом ремонта они основываются на положениях правительственного постановления за номером 517. Однако именно в этой части данное постановление противоречит новому законодательству и, следовательно, применять его нельзя. Во избежании путаницы, мы обратились в Правовое управление ФТС России с просьбой инициировать отмену ряда устаревших документов.

Много проблем связано и с железнодорожным подвижным составом. Часто направления для таможенного контроля подсказывают запросы, присылаемые нам другими правоохранительными органами. В этом году, в том числе по таким запросам, выявлено значительное количество цистерн и вагонов, которые были ввезены на российскую территорию как транспортные средства для осуществления международной перевозки, а затем “затерялись” на просторах нашей родины и стали использоваться на внутреннем железнодорожном сообщении. Отслеживать такой подвижной состав труднее всего. Из транспортных документов, которые оформляются для осуществления международной перевозки по железной дороге, очень сложно понять истинную принадлежность перемещаемых цистерн и вагонов. К кому они на самом деле относятся — к казахстанской, российской, литовской или какой-нибудь другой железной дороге постсоветского пространства. Ведь значительная часть железнодорожного подвижного состава родом еще из СССР. Определить, когда те или иные вагоны и цистерны, используемые для внутренних перевозок, были законно ввезены на территорию России — непростая задача. При этом у нас есть опасения, что если таможня начнет скрупулезно контролировать подвижной состав.

—. то железная дорога просто встанет.

— Проблем во всяком случае может возникнуть много.

— Как регулируются сроки временного ввоза и временного вывоза транспортных средств?

— При помещении транспортного средства под таможенный режим временного ввоза сроки специально не устанавливаются. Но есть требование закона — при завершении операции по перевозке транспортное средство должно быть незамедлительно вывезено с территории России.

В редких случаях, когда есть мотивированные причины (например, потребовался экстренный ремонт), допускается продление сроков пребывания транспортных средств на российской территории. Правила применения режима временного вывоза в отношении транспортных средств очень либеральные. Таможенные платежи не уплачиваются. Законом не предусматриваются ограничения ни по срокам пребывания, ни по использованию транспортных средств за рубежом. То есть фактически поддерживается возможность их эксплуатации в иностранных государствах. Такая практика распространена во всем мире.

— А как быть с запасными частями?

— Статьей 278 Таможенного кодекса предусмотрено полное условное освобождение оборудования и запасных частей от уплаты таможенных платежей при их временном ввозе и временном вывозе с территории России. Если они ввозятся вместе с транспортным средством, то по от ношению к ним применяется упрощенное оформление на границе, в остальных случаях оформление про изводится с подачей ГТД.

— Какие проблемы могут воз никнуть при таможенном оформлении транспортных средств, помещенных под режимы временного ввоза и временного вывоза?

— Здесь хотелось бы обратить внимание на положения статьи 279 Таможенного кодекса. Транспортное средство при перемещении через границу проходит упрощенное оформление, то есть с подачей въездной или выездной декларации, только в случаях, указанных в пункте 3 данной статьи. А в остальных случаях декларирование транспортного средства должно осуществляться как товара, со всеми вытекающими последствиями.

То есть следует отличать декларирование при прибытии в Россию и убытии с ее территории транспортного средства от декларирования товаров. Это совершенно разные виды декларирования и проводятся они в разных формах.

При таможенном оформлении транспортного средства достаточно представить в таможенный орган сопроводительные транспортные документы (стандартные документы перевозчика), если они содержат все сведения, перечисленные в пункте 2 статьи 279. Если сведения не полные, тогда заполняется соответственно въездная или выездная декларация по форме, установленной приказом ГТК России за номером 916 (при этом транспортные документы являются неотъемлемой частью данных деклараций).

Многие автоперевозчики отказываются подавать въездную или выездную декларацию по установленной приказом ГТК форме, когда в транспортных документах отсутствуют необходимые сведения, мотивируя это тем, что водителю на пункте пропуска такие декларации заполнять очень сложно. Наша рекомендация следующая. Несмотря на установленную форму, данные декларации не имеют никаких видов защиты. Их форма опубликована как приложение к приказу, существует также ее электронная версия. То есть в любой момент с нее можно сделать ксерокопию, распечатать на компьютере, допускается заполнение этих деклараций от руки.

Словом, предусмотрены все возможности, чтобы заполнить эти декларации заранее, когда транспортное средство еще только отправляется в рейс. Соответственно, при прибытии в пункт пропуска водитель сможет их сразу же предъявить вместе с остальными документами.

И еще важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. Если транспортное средство не заявлено к какому-либо режиму в качестве товара, то для таможенных целей с момента его оформления, то есть с момента совершения операций при прибытии в Россию или при убытии с ее территории, оно считается помещенным под режим временного ввоза или временного вывоза. Соответственно, к такому транспортному средству, согласно пункту 5 статьи 279 Таможенного кодекса, применяются все условия и требования, предусмотренные законодательством в отношении этих режимов.

Если лицо, перемещающее транспортное средство, данные требования не выполняет, то оно может быть привлечено к административной и даже, в отдельных случаях, к уголовной ответственности.

Отдельно хотелось бы сказать о статье 280 Таможенного кодекса. Она целиком посвящена временному вывозу и обратному ввозу судов – морских, речных и воздушных, которые по своему статусу к транспортным средствам не относятся (не используются для международных перевозок), но их деятельность важна для развития внешнеторгового оборота и перевозки пассажиров. Такие суда приравниваются к транспортным средствам, и при их временном вывозе и обратном ввозе применяются правила и льготы, установленные 22-й главой Таможенного кодекса. Подчеркиваю, только при временном вывозе. На временный ввоз эти послабления не распространяются.

Беседовала Елена Гончарова
Журнал «Таможня» № 21 от 25.11.05

В действующем таможенном законодательстве есть четкое определение внутренней перевозки.

Вывоз из России

Выезжая за пределы РФ, россияне не заполняют декларацию, если провозят:

  • Наличные в размере до 10 000 долларов (рубли и валюта, эквивалентная этой сумме). Деньги на банковской карте декларировать не нужно, их количество не ограничивается. Вывоз большего количества наличных возможно с разрешения ЦБ;
  • Дорожные чеки на сумму до 10 000 долларов;
  • Личные ювелирные украшения и ценные вещи, которые вывозятся временно. Однако рекомендуется дорогостоящие предметы (золотые украшения, меховые изделия, часы) внести в декларацию. В противном случае при возвращении обратно придется доказывать, что их покупка производилась не за рубежом;
  • До 5 кг рыбы или морепродуктов и до 250 г осетровой икры.

Стоит иметь в виду, что багаж всегда могут проверить, в том числе и для уточнения количества провозимых наличных. Если выяснится, что вывозится хотя на несколько долларов больше, чем разрешено, валюту могут изъять, составить протокол и открыть дело о нарушении таможенных правил России. Поэтому суммы свыше 3000 долларов следует обязательно вносить в декларацию. Такое ограничение легко обойти: достаточно провозить не наличные, а банковскую карту. Суммы денежных безналичных средств никто проверять не будет.

Вывоз алкоголя из РФ не ограничен, но строго регламентирован его ввоз в другие страны, об этом нужно не забывать. Вывести из РФ можно сколько угодно спиртного, а ввести его в другое государство вряд ли получится. Кроме того, большой объем алкогольной продукции заинтересует таможенных сотрудников, которые могут в качестве аргумента привести выдержку из правил. В ней говорится о том, что вывозить можно только товар для личного использования, а не для коммерческих целей.

Так, в страны ЕС алкоголя можно ввезти – 4 литра вина, 16 литров пива. Дополнительно – 1 литр крепких напитков, либо напитков средней крепости (напр. ликеров) до 22% – 2 литра на человека.

Кроме того, большой объем алкогольной продукции заинтересует таможенных сотрудников, которые могут в качестве аргумента привести выдержку из правил.

Красный коридор, или Что надо декларировать при поездке за рубеж

Последние годы в Интернете активно обсуждают, сколько раз можно беспошлинно провозить через границу свой чемодан. Знатоки утверждают, что при втором за месяц выезде декларировать нужно даже одежду. За разъяснениями мы обратились к чиновникам. И заодно выяснили, сколько икры и алкоголя можно везти в подарок.

По российскому таможенному законодательству граждане могут беспошлинно провозить в страну строго определенное количество вещей. Причем ограничения касаются как ручной клади, так и чемоданов и сумок, сдаваемых в багаж. Но все эти нормы не распространяются на личные вещи, временно вывозимые и обратно ввозимые физическими лицами (ст. 282 Таможенного кодекса РФ). И вот это уточнение снимает большинство вопросов.

Итак, вот какие таможенные правила существуют.

1. Предметы стоимостью до 65 000 руб. при общем весе не более 35 кг физические лица могут ввозить в нашу страну беспошлинно, если это первый въезд на территорию России в текущем месяце.

2. Когда ввозимые товары стоят 65 000—650 000 руб., а их вес не превышает 200 кг или когда гражданин въезжает в Российскую Федерацию не первый раз в месяц, нужно платить пошлину. Это 30 процентов от таможенной стоимости вещей, но не менее 4 евро за килограмм.

3. Если стоимость товаров превышает 650 000 руб., а их вес свыше 200 кг, то с хозяина такого багажа взимаются таможенные пошлины и налоги, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности. Но туристов или командированных сотрудников это чаще всего не касается — трудно представить себе человека, который, возвращаясь из командировки, вез бы 200 с лишним килограммов вещей.

Рассмотрим подробно дорожные тяготы представителей второй категории. Таможенные правила подразумевают, что действовать человек должен следующим образом.

В чемодане вещей более чем на 65 000 руб. С заграничных покупок придется уплатить 30-процентную пошлину в части превышения таможенных норм. А поскольку правило не распространяется на вещи, которые вы берете в путешествие из дома, нужно перед выездом из России все ценные предметы, помещенные в багаж, перечислить в декларации, заполнив графу «временный ввоз/вывоз».

Общий вес сумок превышает 35 кг. За то, что человек въезжает на территорию Российской Федерации с такими «тяжестями», тоже полагается пошлина. Ее рассчитывают по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (классификатору продукции ТНВЭД). А если именно вашей модели фотокамеры нет в списке, ее могут отправить на экспертизу, которая определит стоимость.

Между двумя поездками не прошло месяца. Пошлиной облагается незадекларированный багаж туриста, столь часто пересекающего границу, — даже стоящий дешевле 65 000 руб. и весящий меньше 35 кг. Выход: оформлять ввоз/вывоз собственных дорогих вещей, чтобы к их стоимости не добавлялась цена купленных сувениров. Собственно, именно это ограничение — связанное с частотой поездок за границу — и приносит путешественникам неудобства, о которых мы расскажем в следующем разделе.

Поездки чаще одного раза в месяц

Считается, что таможенники стали относиться к туристам более придирчиво. Повод для этого им дает Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. № 718. Полностью его название звучит так: «О применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования».

В течение нескольких лет этот документ претерпевал доработки, все более ужесточающие порядок, в соответствии с которым граждане провозят вещи через границу. В итоге постановление, изначально направленное на борьбу с «челночным» бизнесом (ранее можно было провозить до 50 кг один раз в неделю), обернулось и против часто путешествующих граждан. А кто это, если не специалисты, летающие в служебные командировки?

И человеку, возможно, придется доказывать, что его собственный ноутбук летал с ним туда и обратно, а не был приобретен за рубежом для продажи в России. Более того, и итальянские деловые костюмы или швейцарские часы тоже могут стать предметом живого интереса государства.

Рассмотрим нюансы законодательства, связанные с ограничениями на вывоз и ввоз вещей.

С одним чемоданом туда и обратно

Особенно горячо интернет-общественность обсуждает, насколько несправедливо платить пошлину за свои же вещи, которые были куплены еще в России и после поездки возвращаются домой. На что ФТС возражает — ограничения не касаются временно вывезенных предметов. Но все же подробно ответим на вопросы, которые могут возникнуть у человека, который часто выезжает из России за рубеж.

Откуда таможенник узнает, что в чемоданах дорогие или тяжелые вещи? Разумеется, багаж каждого прибывшего в Россию человека на таможне не досматривают. Однако у чиновников есть право проверить содержимое сумок и чемоданов при выборочной проверке. В общем, для туриста это вопрос везения. Но есть некоторые направления, которые входят в «группу риска». Так, любители миланских распродаж скорее всего окажутся под особым контролем. Что же касается веса, то при регистрации рейса багаж обязательно взвешивают. Результат наносят на липкую этикетку и прикрепляют ее к чемодану.

Как определяют стоимость вещей? По таможенной стоимости (по коду ТНВЭД). Таможня вправе отправить незадекларированные вещи на экспертизу, которая установит, когда они изготовлены, где куплены и сколько стоят (примерно, конечно). Понятно, что экспертизе подвергаются вещи единичных пассажиров, прибывших в нашу страну. Только тех, кого сотрудник таможни подозревает во ввозе партии товара для коммерческих целей. Это делается, чтобы выявить участников внешнеэкономической деятельности, которые уходят от налогообложения, пользуясь льготами физлиц. Экспертиза может длиться несколько недель. То есть вызвавший подозрения человек может довольно долго ждать возврата своих собственных вещей. Если, конечно, он их предварительно не задекларирует.

Нужно ли декларировать предметы личного пользования? Как правило, не надо. Декларировать содержимое багажа нужно только в случае, если в нем есть вещи, ввоз в Россию которых ограничен, или их количество превышает таможенные нормы (ст. 286 Таможенного кодекса РФ). Декларацию в этом случае заполнять надо, но пошлины и налоги не уплачиваются. Перечень имущества, подлежащего письменному декларированию, приведен в письме ФТС России от 3 мая 2006 г. № 01-06/15085.

Какой срок таможня считает месяцем? Это интервал в 30 или 31 день, месяц календарный или месяц с последней поездки? Ответ дает статья 192 Гражданского кодекса РФ. Из нее следует, что один месяц — это период между двумя одинаковыми числами соседних месяцев. Допустим, дата последней командировки сотрудника 15 сентября, а следующая запланированана 14—15 октября. В таком случае он должен будет заплатить пошлину. Если же поездка состоится 16 октября, то нет.

Как подсчитывается число поездок за месяц? Сколько раз человек приезжал в Российскую Федерацию, чиновники узнают по отметкам в заграничном паспорте. Причем учитываются все без исключения въезды — как из стран дальнего, так и ближнего зарубежья.

Что будет, если не задекларировать вещи в первую поездку? Если вы не везли ничего запрещенного, то ничего не будет. Поскольку таможенник не имеет возможности узнать, сколько стоил и весил ваш багаж в прошлой командировке. А потому совет простой: во вторую поездку не выбивайтесь из норм по весу и цене, и тогда вам не придется платить пошлину.

Можно ли разделить предельный вес багажа между двумя поездками за месяц? Нет, вес не дробится. При первом пересечении границы можно беспошлинно ввозить в Россию до 35 кг. А вот во второй раз пошлину придется заплатить за любой багаж — даже если в последнюю командировку человек поехал лишь с ручной кладью. Основанием послужит наличие штампа в паспорте о повторном пересечении границы за месяц. Но, повторимся, данное положение не относится к временно вывозимым и обратно ввозимым товарам. А потому нужно декларировать все ценные вывозимые вещи. Отсюда совет: если в ближайших планах несколько поездок, то лучше делать большие покупки во время своего первого путешествия.

Что если человек за границей купил вещи, которые увеличили стоимость и вес багажа? Если они перекрывают нормы по весу и стоимости, то вещи надо задекларировать в зарубежном аэропорту и заплатить 30-процентную пошлину по прилете в Россию.

Какова ответственность за то, что турист не стал декларировать багаж, хотя по закону должен был сделать это? Если турист везет товары, подлежащие обязательному декларированию, ему не следует проходить через «зеленый коридор». За нарушение этого порядка полагается штраф — 50—300 процентов от стоимости товаров или суммы неуплаченных таможенных пошлин с возможной конфискацией товаров (ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). В отдельных случаях граждане, сообщающие на таможне недостоверные сведения о перевозимом багаже, могут быть привлечены даже к уголовной ответственности. В пункте 1 статьи 194 Уголовного кодекса РФ предусмотрены следующие наказания:
— штраф в размере 100 000—300 000 руб. или заработная плата гражданина за один-два года;
— 180—240 часов обязательных работ;
— лишение свободы на срок до двух лет.

Предметы особого внимания

Вне зависимости от ценности, веса общего багажа и частоты поездок чиновники проявляют особый интерес к конкретным предметам, вывоз и ввоз которых строго ограничен, а то и вовсе запрещен. Рассмотрим, какие здесь действуют правила для физических лиц.

Валюта. Ввоз наличных (любых — рублей, евро и т. д.) и дорожных чеков, сумма которых в пересчете на американскую валюту составляет не более 10 000 долл. США, декларировать не нужно. А при вывозе можно не декларировать наличные в сумме до 3000 долл. США и дорожные чеки на сумму менее 10 000 долл. США.

Табак и алкоголь. Лицам, закупающим товары не для производственной или коммерческой деятельности, разрешен беспошлинный ввоз в Россию до 50 сигар, или 100 сигарилл, или 200 сигарет, или 250 граммов табака.

Граждане могут беспошлинно ввозить до двух литров алкоголя. Причем это ограничение касается даже слабоалкогольных напитков (например, пива). Хотя обычно таможенники закрывают глаза на ввозимый алкоголь, если только турист не везет с собой несколько позвякивающих коробок. Такие туристы рискуют оказаться в числе лиц, проходящих более тщательную проверку.

Драгоценные металлы и камни. Такие драгоценности, как слитки, камни и тому подобное, следует декларировать обязательно. А вот решать, нужно ли декларировать личные украшения (серьги, кольца), а также ювелирные бытовые изделия (очки в золотой оправе, портсигар, ручку с золотым пером) человек может на свое усмотрение.

Лекарства. В декларации необходимо указать радиоактивные, наркотические, психотропные, ядовитые и отравляющие вещества, а также сильнодействующие лекарственные средства. Причем человек обязан предъявить справку от лечащего доктора, заверенную синей печатью и подписью главврача. В справке должно быть указано, какие лекарства и в каком количестве были прописаны, чтобы сотрудник таможни мог сверить провозимое количество медицинских средств.

Больным, прошедшим недавно процедуру облучения, также стоит иметь при себе соответствующую справку. Поскольку аэропортовые установки, улавливающие радиацию, могут среагировать на излучение.

Людям с переломами и вживленными металлическими имплантатами можно избежать лишних вопросов на границе, если взять с собой рентгеновский снимок.

Растения и животные. В Россию нельзя ввозить овощи и плоды без фитосанитарных сертификатов. Эти международные документы выдают государственные инспекции по карантину растений на основании фитосанитарного обследования (в России их выдает Госкарантин РФ).

Растения и животные, находящиеся под угрозой исчезновения, запрещены к ввозу и вывозу. Это же относится и к полученной из них продукции.

Икра. Ограничений на вывоз красной икры (лососевых рыб) не существует. А вот черной икры и всех видов осетровых рыб можно вывезти не более 250 грамм на одного человека и только в заводской упаковке.

Печатная, фото- и видеопродукция. Продукция, содержащая элементы служебной или государственной тайны, пропаганду фашизма, расовой, национальной и религиозной вражды, запрещена к ввозу и вывозу.

Топливо. При пересечении границы на своем автомобиле можно беспошлинно ввезти и вывезти до 20 литров топлива плюс к тому, что содержится в баке.

Произведения искусства ввозить можно беспошлинно. Условия — ввозимые предметы надо задекларировать и оформить специальную регистрацию Министерства культуры (Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»). Этими правилами сейчас активно пользуются артдилеры, ведь раньше с искусства взимали 18-процентную пошлину.

А вот на вывоз памятных монет из драгоценных металлов требуется разрешение Центрального банка РФ. Вывоз находящихся в обращении памятных и сувенирных монет официально не ограничен.

Вывоз же предметов искусства и антиквариата допускается лишь с разрешения Минкультуры. И здесь можно только вспомнить скандальную историю 1996 года с шашкой начала ХХ века, подаренной Майклу Джексону после гастролей в России. Этот клинок экспертиза Исторического музея атрибутировала как уланскую саблю. Подобные давались за победу в конных соревнованиях вкупе с медалью святой Анны. Таможня не пропустила такой раритет.

Порядок заполнения и подачи декларации

1. Дома, во время сборов, составляем список своих вещей. Не стоит слишком увлекаться детализацией, но ценные предметы должны быть перечислены.

2. Заранее приезжаем в аэропорт, на стойке берем бланки пассажирской декларации и аккуратно переписываем туда содержимое своего багажа (заполнять в двух экземплярах).

3. Обязательно заполняем графу «ввоз/вывоз».

4. Далее идем в «красный коридор», предъявляем багаж и отдаем один экземпляр заполненной декларации таможеннику. Второй нужно оставить себе. Его ни в коем случае нельзя потерять! Этот документ не восстанавливается, дубликаты не выдаются.

5. По прилете домой по просьбе сотрудника таможни показываем свой экземпляр декларации. Тогда пошлину за свои собственные вещи платить не придется.

Таможня не придирается к простому туристу

Наталья СЕМИКИНА, заместитель начальника пресс-службы Федеральной таможенной службы:

— Не стоит доводить до абсурда. Если вы за границей купили мужу пару модных рубашек, никто не станет к вам придираться. Но как только количество подарков приблизится к коммерческой партии, это может вызвать вопросы. То есть если при выборочном досмотре рейса у вас в чемодане обнаружатся 25 новых рубашек или 15 мобильных телефонов, это вызовет подозрение у таможенника — с этих предметов придется уплатить соответствующую пошлину. И даже объяснения, что это сувениры для друзей, не отменят этой необходимости.

В других странах туристам еще хуже

Конечно, чужой пример — слабое утешение, но в большинстве стран мира правила, ограничивающие стоимость ввозимых товаров, значительно строже. Скажем, в США ювелирные изделия дороже 300 долл. пропускают беспошлинно, однако они не могут быть проданы в течение трех лет. Подарки на сумму до 100 долл. тоже пошлиной не облагаются, но иностранец должен въезжать в Америку минимум на 72 часа. А в Японию беспошлинно можно ввезти предметы неяпонского производства, если их общая стоимость не превышает 200 000 иен, что равно примерно 77 долл. США.

1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Запрещенные и ограниченные товары

Стоит отметить, что далеко не все вещи, даже при условии соблюдения вышеуказанных пределов, могут свободно перемещаться через государственную границу. В частности, Приложением № 2 к Соглашению определяется перечень веществ, вещей в определенном количестве и иных объектов, ввоз которых запрещен или ограничен.

Далее мы постараемся ответить, сколько спиртного можно провозить через границу и что нужно для перевозки ограниченных в обороте товаров. Начнем с ограничений.

Перед тем как оформлять визу или покупать билеты в другую страну, рекомендуем проверить наличие запрета на выезд из страны.

Запрещенные товары

Запрещен ввоз печатной, кино-, фото- и видеопродукции порнографического характера, а также содержащей элементы служебной или государственной тайны, пропаганду фашизма, расовой, национальной и религиозной вражды; объектов дикой флоры и фауны, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и полученной из них продукции; овощей и плодов без соответствующих фитосанитарных сертификатов; а также образцов вооружения военного образца и боеприпасов к нему (под эту категорию также попадает ряд образцов холодного, пневматического и газового оружия).

Обязательному декларированию подлежат драгоценные металлы и камни в любом виде и состоянии за исключением личных ювелирных и других бытовых изделий ; оружие, боеприпасы, взрывчатые, радиоактивные, наркотические, психотропные, ядовитые и отравляющие вещества, а также сильнодействующие лекарственные средства; художественные и культурные ценности, а также радиопередающие и радиоприемные комплексы с рабочими частотами выше 9 кГц.

Кто осуществляет контроль провоза вещей через границу?

Таможня — это государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через границу вещей, предметов и отвечающий за применения таможенных процедур и взимание таможенных платежей за ввоз и вывоз определенных предметов и товаров. Если мы говорим о России, то Таможня РФ контролирует провоз через границу России личных вещей и предметов, груза, почтовых отправлений. Таможенные пункты располагаются в аэропортах, на определенных ЖД переходах и автомобильных КПП.

Изучите правила ввоза и вывоза определенных товаров.

Читайте также:  Иммиграция в Болгарию в 2020 году: правила, способы, особенности
Добавить комментарий