Бранденбургские ворота – символ силы и величия Германии

Основные моменты

Знаменитые ворота – самое высокое строение на Паризер-платц и заметны издалека. Они возвышаются на 26 м и имеют ширину 65,5 м. До 1961 года через Бранденбургские ворота был разрешен проезд. Сегодня транспорт объезжает этот исторический памятник стороной.

Часть Паризер-платц также превращена в пешеходную зону. Это место очень популярно у туристов, и здесь всегда много развлечений для гостей города. Перед воротами выступают уличные артисты и музыканты, здесь можно увидеть перфомансы «живых скульптур» и рисующих с натуры художников. Туристы, приходящие посмотреть на эту историческую достопримечательность, любят кататься на сегвее и на упряжках лошадей, покупать небольшие сувениры с символикой столицы Германии и, конечно, делать фотографии на фоне исторического памятника.

Табличка с названием площади Фигура богини Ирены на Бранденбургских воротах Зал молчания Бранденбургских ворот

Но не только гости из других стран посещают знаменитые ворота. В северном крыле Бранденбургских ворот расположен Зал молчания, куда приходит немало жителей Берлина. Такие визиты – дань памяти непростой истории Германии и возможность поразмышлять над уроками минувшей войны.

На застекленных стендах, которые установлены рядом с Бранденбургскими воротами, вывешены тексты об истории создания этого архитектурного памятника. Удобно, что информация размещена на нескольких языках, в том числе и на русском.

Примечательно, что две сотни лет назад в Берлин можно было попасть через 18 разных ворот.

Бранденбургские ворота: сложная судьба великого монумента

Бранденбургские ворота – главная достопримечательность и исторический символ Германии, который заслуживает всеобщего внимания. Совсем недавно этот памятник отметил солидную дату – 220 лет с момента официального открытия. Много раз у подножия ворот разворачивались важнейшие исторические события и проливалась кровь. Несколько десятилетий они напоминали о расколе страны на две части, а сегодня стали символом единения нации.

Совсем недавно этот памятник отметил солидную дату 220 лет с момента официального открытия.

Добро пожаловать на сайт Федерального министерства иностранных дел

В Париже – Эйфелева башня, в Риме – Колизей, в Лондоне – Тауэрский мост, а в Берлине – Бранденбургские ворота. Главному символу Германии исполнилось 225 лет.

Это абсолютно в духе Берлина: когда 6 августа 1791 года состоялось торжественное открытие ворот, королевская постройка была еще недоделана. Квадрига была не готова – ее водрузили на место только двумя годами позже. Как уверяют берлинцы, это делает Бранденбургские ворота еще более символичными. Но то, что им суждено было стать одной из главных достопримечательностей города, было известно заранее – именно такими, роскошными, на зависть всем, их задумал кайзер Фридрих Вильгельм II.

По окончании Тридцатилетней войны вокруг Берлина возвели таможенную стену с восемнадцатью въездными воротами. Они служили для того, чтобы упорядочить сбор налогов на ввозимые в столицу Пруссии товары. Главный въезд было решено оформить по-особенному – возвести ворота, которые бы выполняли не только пограничную функцию, но и служили украшением. Строительство ворот, дорога через которые вела в город Бранденбург на реке Хафель, началось в 1781 году. Времена стояли мирные, и новые ворота назывались изначально не Бранденбургскими, а Воротами Мира, а венчавшей их квадригой управляла древнегреческая Богиня мира Ирена.

Фридрих Вильгельм II поручил работы прусскому зодчему Карлу Готтгарду Лангансу. Эскиз было велено разработать “на совесть”, чтобы, в случае, если таможня перебазируется, ворота остались стоять и радовать глаз. Так и получилось: из восемнадцати ворот сохранились только Бранденбургские да еще и стали при этом символом и самой столицы, и всей Германии.

Вдохновленный афинским Акрополем с его Пропилеями, зодчий впервые применил древнегреческий стиль в немецкой архитектуре, положив тем самым начало направлению, позже получившему название берлинский классицизм. Считается, что именно из-за появившихся Ворот мира Берлин окрестили “Афинами на Шпрее”, но это не так. На самом деле название объясняется тем, что к XVIII веку город превратился в культурный центр Европы.

Автором знаменитой квадриги, венчающей ворота, стал главный берлинский скульптор той эпохи Иоганн Готфрид Шадов, хотя справедливости ради надо отметить, что над ней трудилась целая группа мастеров. По окончании работ стали ходить слухи, что фигуру богини лепили с натуры и что “моделью” выступила графиня Вильгемина фон Лихтенау по прозвищу “прусская Помпадур”, любовница Фридриха Вильгельма II.

В пользу этой версии говорил и тот пикантный момент, что изначально статуя была обнаженной, а Вильгемина как раз любила позировать “ню”. Такой “аутфит”, вернее, его отсутствие, горожане сочли неприличным, и богиню пришлось облачить в медное платье. Не совсем прикрытой фигура осталась только сзади. Сам Иоганн Готфрид Шадов, правда, уверял, что прообразом для него послужила совсем другая девушка, дочь кузнеца с площади Хаусфогтайльплац.

Колесница на воротах приглянулась Наполеону, одержавшему в 1806 году победу над Берлином. Не долго думая он приказал распилить квадригу на части и, разложив ее по 13-ти ящикам, увезти в Париж – за что берлинцы тут же прозвали его “конокрадом”. Кстати, во время Второй мировой войны аккурат по “наполеоновскому” распилу отвалилась голова одной из лошадей.

9 июня 1814 года, после победы Пруссии над Наполеоном, скульптурную композицию вернули на место. (А пока везли из Парижа в Берлин, для приличия прикрыли богине непристойно обнаженные места). С тех пор ворота стали символом победы над Францией, а Богиня мира превратилась в древнеримскую Богиню победы Викторию и получила новый элемент – железный прусский крест. В народе квадригу прозвали “Retourkutsche”. Это слово является лингвистической калькой с французского и означает что-то вроде “ответа” или “сдачи”, а если дословно, то retour – это “возврат”, а kutsche – “повозка”.

Транспортировку квадриги обратно в Берлин доверили Симону Кремзеру, солдату Силезской армии Блюхера, имевшему опыт перевозок крупногабаритных грузов. За это служивому было даровано право проживания в Берлине, и он превратился в транспортного предпринимателя, открыв первую в городе ветку конных автобусов.

Читайте также:  Обратите внимание: перед поездкой необходимо будет выяснить не только правила таможни РФ (на вывоз и ввоз), но и требования таможни страны назначения

В 1871 году, в честь победы во Франко-Прусской войне и провозглашения Германской империи, а также принятия Вильгельмом I присяги в качестве германского императора, сквозь Бранденбургские ворота прошел огромный парад победы. На площади напротив ворот массово праздновали объединение государства. Почти 120 лет спустя, в новогоднюю ночь 1990 года, гуляния повторились, и поводом снова было объединение Германии – вот такой поворот истории!

В 1945 году ворота серьезно пострадали от пуль и осколков, а один из снарядов попал прямо в квадригу. Ее восстановили только в 1958 году, а до этого вместо колесницы ворота венчал советский флаг, который со временем сменило знамя ГДР. Во времена холодной войны Ворота оказались на территории Восточной Германии, а после 13 августа 1961 года проход через них перегородила Берлинская стена.

Бранденбургские ворота регулярно попадают в городские сводки. Так, в 2013 году разгоряченный алкоголем автомобилист решил осуществить то, для чего, собственно, ворота когда-то и строились – проехать через них. Итог: поврежденная колонна, третья справа, и разбитый БМВ. Горе-водитель отделался испугом.

А вот веком ранее здесь произошло ДТП посерьезнее. Вплоть до революции центральный проезд предназначался исключительно для особ королевских кровей и иностранных послов. Но в 1918 году им воспользовались восставшие солдаты, пролетев в ворота на такой скорости, что задавили несчастного Лоренца Адлона, основателя знаменитого одноименного отеля, расположенного поблизости. Предприниматель чудом выжил, однако спустя всего три года на этом же самом месте снова угодил под колеса и от полученных травм скончался.

Бранденбургские ворота по понятным причинам являются одним из самых растиражированных мотивов для сувениров. Начиная с привычных принтов на кружках и футболках и заканчивая шоколадной миниатюрой, которую подают в ресторане гостиницы “Адлон” – в Берлине на интересе туристов к Бранденбургским воротам не зарабатывает только ленивый. И, кстати сказать, дельцы додумались до “бизнеса на воротах” еще 200 лет назад. Тогда в продажу поступили фарфоровые пасхальные яйца с позолоченным изображением главной постройки города.

А вот веком ранее здесь произошло ДТП посерьезнее.

Бранденбургские ворота сегодня

На сегодняшний день Бранденбургские ворота в Берлине являются чуть ли не самой популярной местной достопримечательностью. На площади перед ними всегда очень многолюдно, а селфи на фоне главного символа немецкой столицы есть у каждого побывавшего здесь туриста. Мало того, это место очень полюбилось уличным актерам, продавцам сувениров и музыкантам, делающим прогулку по пешеходной зоне Парижской площади еще более приятной. Помимо всего прочего перед триумфальной аркой можно увидеть запряженные лошадьми экипажи, предлагающие окунуться в атмосферу старины.

Если вы внимательно посмотрите на фото Бранденбургских ворот в Берлине, то наверняка заметите небольшую пристройку, расположенную у северного крыла. Раньше в ней располагался караул, ныне же обустроен Зал молчания, в котором царит гробовая тишина. Придя в это помещение, местные жители любят поразмышлять о тех уроках, которые преподнесла им история. Вход в зал свободный.

И еще один совет – обязательно придите к воротам после заката. В вечернее время их освещает современная и хорошо продуманная иллюминация, придающая окружающему пространству совершенно иной вид. Создается впечатление, что колонны и колесница парят в небесах и медленно передвигаются в надвигающихся сумерках. А еще здесь часто проводят лазерные и световые шоу, собирающие огромные толпы зрителей.

Речь идет о парке Тиргартен, Рейхстаге, Музее восковых фигур мадам Тюссо, мемориале жертвам Холокоста, Музейном острове и легендарной Липовой аллее бульвар Унтер Ден Линден , простирающейся до главной королевской резиденции; Парк Тиргартен.

Бранденбургские ворота в Берлине

Бранденбургские ворота в Берлине — это не только узнаваемая туристами достопримечательность и визитная карточка города. Это символ его двухсотлетней истории, в которой остались война с Францией, Холодная война, разделение страны на Западную и Восточную Германию. Сейчас. После этих печальных событий — это национальный символ мира и единства, уникальный архитектурный памятник в стиле берлинского классицизма.

Внешний вид.

Архитектура Бранденбургских ворот

Представляют собой триумфальную арку. Когда-то они были частью крепостной стены, окружавшей столицу Германии. Всего их было четырнадцать. Ворота, которые несколько веков назад были частью крепостной стены и ограждали город, находятся теперь в самом его центре рядом с Рейхстагом. Высота их 26,6, а длина – около 66, а толщина — 11 метров.

Когда-то через Бранденбургские ворота мог проезжать только король и его семья, а также послы из других стран, остальные могли проходить через другие ворота. Они выходят на улицу Унтер-ден-Линден. Она заканчивалась возле дворца короля Пруссии.

Бранденбургские ворота – точная копия Пропилеи, находившейся в Афинах.

Построены они из камня, скрепленного песчаником. Правда, за многие годы своего существования они несколько раз меняли цвет.

Ворота состоят из колонн, стоящих в два ряда, в каждом – по шесть штук. Их объединяет перекрытие. Венчает ворота квадрига, на которой можно увидеть четверку лошадей, которыми управляет богиня Виктория, с оливковой ветвью. Вначале она называлась богиней Мира. Как символ победы в войне с Наполеоном в ее руках появился железный крест. После окончания войны на квадриге был водружен красный флаг СССР, а позже – республики ГДР. После падения Берлинской стены на квадриге никаких флагов не было.

В караульном помещении, которое находится в северной части, сейчас расположен Зал Молчания. Здесь граждане Германии и, конечно, Берлина, могут побыть в тишине, предаваясь раздумьям, и вспомнить о трагических событиях их Родины.

Бранденбургские ворота молчаливые свидетели многих событий в истории Германии.

Как Ворота Мира стали Бранденбургскими

В 1806 году Наполеон Бонапарт вошел с войсками в Берлин. Император был впечатлен красотой Ворот Мира. Он приказал демонтировать колесницу богини Ирены и увезти ее в Париж. Он намеревался выставить ее вместе с другими трофеями как знак своего завоевания Европы. Но после разгрома наполеоновской армии в 1814 году квадрига была найдена. Ее даже не распаковали из ящика. Так и увезли обратно в Берлин. Однако теперь колесница на Бранденбургских воротах символизировала не мир, но возмездие. И берлинцы переименовали Ирену в Викторию, богиню победы. По этому случаю к лавровому венку в руках олимпийского персонажа добавились железный крест и орел (созданные Ф. Шинкелем). Однако воинственная колесница была повернута на восток. И это был недобрый знак.

Читайте также:  Как доехать до Парижа из аэропорта и наоборот?

И берлинцы переименовали Ирену в Викторию, богиню победы.

Как строили мировой шедевр архитектуры

Во время строительства и первых лет существования Бранденбургские ворота имели совсем другое название — Ворота мира. На строительство ушло примерно 2 года, с 1789 по 1791. Главным архитектором и автором сие произведения является немец Карл Готтгард Лангганс, которого в современности признали создателем «берлинского классицизма». Нельзя уверенно говорить, что это является уникальным проектом Карла, ведь Ворота мира очень похожи на афинские пропилеи, но ведь все новое — хорошо забытое старое.

Перед открытием все строение было велено выкрасить в белоснежны цвет, этим решение распоряжался Иоганн Готфрид Шадов — архитектор, который помогал Ланггансу украшать творение. И, если поднять документы того времени, можно узнать, что создание проекта «квадрига Виктория» также было решением Шадова. И до сей поры колесница с 4 лошадями стоит к востоку Берлина.

Колесница на Бранденбургских воротах

Колесница на Бранденбургских воротах.

Андрей Чернодаров: Бранденбургские ворота – символ Германии и русско-прусской дружбы

“Мало кто сегодня знает о том, что Бранденбургские ворота стали ещё в 19 веке символом русско-прусской дружбы.”

Cитауацию комментирует доктор Андрей Чернодаров, доцент Потсдамского университета.

– Решение Берлинского Сената не освещать в цвета российского триколора Бранденбургские Ворота в знак солидарности и траура печально само по себе. Его трудно комментировать, поскольку о том как, с кем и когда сопереживать можно решить только в согласии со своей совестью.

Берлинские чиновники решили ограничиться возложением цветов у посольства России в Берлине. Спасибо.

Для берлинцев освещение Бранденбургских ворот в знак солидарности с пострадавшими тех стран, где случился террористический акт, стало важным ритуалом, символом современного цивилизованного мира, объединяющегося в борьбе против варварства. Бранденбургские ворота сегодня – это символ единой Германии, символ немецкого народа. Семь раз загорались на них национальные цвета пострадавших от террора стран.

Но не цвета России. Политическая конъюнктура победила здравый смысл и человеческие качества берлинских политиков. Такое бывает. Неприятный осадок, конечно, есть.

Тем более хочется сказать спасибо за подобные знаки сострадания с погибшими в Санкт-Петербурге Дрездену, Тель-Авиву, Иерусалиму, Парижу.

Берлин, не осветив Бранденбургские ворота все же скорбит с вами, петербуржцы и все россияне.

И все же жаль, что этот шанс, шанс продемонстрировать единство немцев и русских в этой акции подсветки Ворот, к сожалению ставшей традицией, останется в память о трагедии в Северной столице России только на многочисленных фотомонтажах в социальных сетях. Останется символом пропасти между правящей, репрезентативной элитой Берлина и берлинцами.

Объяснение Сената о том, что решение принято, так как Питер и Берлин не являются городами побратимами, только обнажает чиновничье раболепство перед мнимой политкорректностью. Лучше бы они вообще ничего не объясняли. Кстати, особые партнёрские соглашения заключены между двумя районами обоих городов, в том числе с районом Берлин-Митте.

Мало кто сегодня знает о том, что Бранденбургские ворота стали ещё в 19 веке символом русско-прусской дружбы.

Вот эта история.

27 октября 1806 года Наполеон въехал в побеждённый Берлин через построенные по проекту Карла Лангганса всего за 15 лет до того Бранденбургские ворота.

Кстати, первоначальное название ворот – «Ворота мира». Созданная замечательным мастером Иоганном Готфридом Шадовым (нем. Johann Gottfried Schadow) квадрига, венчающая ворота, отвечала вкусу ценителя искусств Наполеона, приказавшему скульптуру снять и отвести в Париж. Так был не только разрушен, но и украден мир Пруссии.

Именно верховный главнокомандующий союзных русско-прусских войск Александр I повелел вернуть носительницу мира в Берлин и отреставрировать ворота после взятия Парижа в марте 1814 года. Перед водружением бронзовой скульптуры на исходное место, была и она отреставрирована, причём архитектор и скульптор Карл Шинкель внёс при этом некоторые изменения. А именно – он заменил оливковую ветвь в руке мироносицы, управляющей четвёркой лошадей на жезл, увенчанный дубовым венком славы, обрамляющим прусский железный крест и орла.

Таким образом, с этого времени Бранденбургские ворота с квадригой Шадова являются памятником русско-прусской победы над Наполеоном. Правда, первоначальная ориентировка богини осталась прежней – а именно, на восток. Все подобные «аллегории побед» в Пруссии неизменно смотрели в сторону побеждённых стран, то есть преимущественно на Запад.

В то время как по задумке Шадова квадригой должна была управлять не «Победа», а аллегория мира, ведь в руках у неё была оливковая ветвь и направлялась она не на Запад, а на Восток. Ворота, как уже сказано, создавались под названием «Ворота мира».

Изменения, внесённые Карлом Шинкелем, несколько изменили смысл скульптурной композиции – важно было подчеркнуть совместную победу над Наполеоном. Но никому и в голову не пришло разворачивать квадригу. Так и несёт Богиня символы одержанной на Западе победы на восток, в Пруссию.

Так что, солидарность с жертвами в Санкт-Петербурге через подсветку в цвета российского триколора была бы и с точки зрения истории и первоначального значения Ворот более чем уместна.

Читайте также:  Каким должно быть фото на визу в Словакию в 2020 году

Д-р Андрей Чернодаров

Сотрудник europe – direct информационного центра в Потсдаме,
доцент Потсдамского университета

Останется символом пропасти между правящей, репрезентативной элитой Берлина и берлинцами.

Как добраться

Добраться до Бранденбургских ворот можно разными способами, — все дороги ведут к ним.

  • на метро. Линия U-55 до конечной станции, которая так и называется — Brandenburger Tor.
  • на городской электричке S-Bahn S1, S2, S25, S26. Вам нужно будет выйти на остановке все с тем же названием Brandenburger Tor.

Адрес: Pariser Platz, 10117 Berlin, Германия

Где остановиться в Берлине.

Как посетить Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота – любимая туристами достопримечательность, которая выстояла в круговороте истории. Посмотреть на них можно из центральных районов столицы, Митте и Тиргартен. Ворота находятся между городским парком и улицей Унтер ден Линден.

Красивее всего Бранденбургские ворота выглядят после заката. Благодаря современной иллюминации они сияют новыми красками. Кажется, что колонны и квадрига как будто двигаются в сумерках.

Парижская площадь чрезвычайно популярна у уличных артистов, молодежи и путешественников, поэтому там людно. Меньше всего туристов ранним утром.

Раньше над ними возносился немецкий флаг, но сейчас решено обходиться без государственной символики.

В период Второй мировой войны

Бомбардировки сильно повредили триумфальную арку и полностью уничтожили статую богини и квадригу.

С 1956 г. по 1958 г. реставраторам пришлось проделать колоссальную работу по восстановлению архитектурного памятника. А скульптурную композицию, украшающую ворота, отстраивали заново по оригинальным слепкам И.Г. Шадова.

реставраторам пришлось проделать колоссальную работу по восстановлению архитектурного памятника.

Бранденбургские ворота: строительство

Первое, что хотелось бы отметить, говоря о Бранденбургских воротах в Берлине, так это то, что изначально они имели другое название – Ворота Мира. Их строительство заняло чуть более двух лет (1789-го по 1791-й). Автором проекта являлся архитектор Карл Готтгард Ланнганс, которого в настоящий момент специалисты считают основоположником нового направления в архитектуре под названием «берлинский классицизм». Нельзя сказать, что Бранденбургские ворота полностью уникальны и неповторимы, например, величественные колоны, выполненные в дорическом стиле, практически идентичны пропилеям легендарного Акрополя, руины которого находятся в столице Греции Афинах.

Согласно плану Ланнганса, перед торжественным открытием, ворота были выкрашены в ослепительно-белый цвет. Многочисленные историки выдвигают мнение, что выкрасить ворота в белый цвет посоветовал архитектору Иоганн Готфрид Шадов, который занимался украшением одной из главной достопримечательности Берлина. По сохранившимся документам, можно сделать однозначный вывод: проект богини Виктории, которая, как известно, символизирует победу, на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми, также принадлежит Шадову. Квадрига высотой в шесть метров развернута к восточной стороне Берлина.

Вид ворот с востока

Многие отели столицы Германии предлагают экскурсии по Берлину.

Где находятся Бранденбургские ворота и как добраться к ним

Раньше ворота были выходом из города, но сейчас, когда Берлин стал огромным европейским мегаполисом, местоположение ворот превратилось в центр. Бранденбургские ворота находятся на Парижской площади (квартал Mitte). В Парижскую площадь упирается улица Unter den Linden (Липовая аллея). По другую сторону ворот простирается Platz des 18. März.

На городской электричке вы сможете доехать до улицы Unter den Linden.

Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота – это первое, что всплывает в памяти у каждого туриста при упоминании о Берлине. Ведь это не только главный символ, но и гордость города. Находятся они в самом сердце Берлина, на Паризерплац. Причем пройти мимо них уж никак нельзя. Ведь они являются самым высоким и масштабным сооружением на Парижской площади.

Конечно же, главным украшением ворот по праву считается роскошная колесница, в которую запряжены 4 лошади. К слову, эта скульптура изготовлена из бронзы и во время установки имела черный цвет, однако со временем бронза приобрела хорошо заметный зеленоватый оттенок, поэтому издали кажется, что скульптура выкрашена в зеленый цвет. Примечательно, что этот цветовой оттенок можно увидеть на большинстве бронзовых памятниках и скульптурах Германии. Немцы специально не очищают данный зеленоватый налет, так как считают, что именно он придает немецким городам оригинальности и неповторимости. К слову, сами ворота были построены из светлого камня, который также поменял свой оттенок.

Интересно, что античная колесница увенчала ворота лишь спустя 2 года, после их возведения. В свое время она так понравилась Наполеону, что он увез ее с собой в Париж. Однако спустя 8 лет немцам удалось вернуть воротам их главное украшение. Правда, в скульптуре было сделано несколько изменений. Ранее колесницей управляла богиня Ирена, в руках которой была крепко зажата оливковая ветвь. А сейчас лошадьми правит Виктория – богиня победы. В руках богиня держит орден «Железный крест», которым удостаиваются лишь самые отважные и храбрые воины.

Сами ворота выглядят весьма впечатляюще. Это огромное строение, состоящее из 12 мощных колонн, установленных в 2 ряда. Эти колонны образуют 5 проходов. Интересно, что ранее центральных проход был предназначен для королевских особ и почитаемых гостей. А вот боковые проходы были открыты для обычного населения города. По обе стороны от Бранденбургских ворот сделаны небольшие пристройки, в которых возвышаются скульптуры Марса (бога войны) и Минервы (богини мудрости).

За всю историю своего существования ворота не раз подвергались обстрелам. И всяких раз их впоследствии отстраивали и реставрировали. В период Великой Отечественной войны эта берлинская достопримечательность была почти полностью разрушена. Властям города пришлось выложить немало средств, чтобы восстановить ворота. Вот почему их современных внешний вид практически ничем не отличается от первоначального. Единственное, до сих пор на колоннах ворот отчетливо видны следы пуль от обстрелов.

В руках богиня держит орден Железный крест , которым удостаиваются лишь самые отважные и храбрые воины.

Добавить комментарий