Федеральный закон N 132-ФЗ от 24.11.1996 – Глава I. Общие положения

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. памятки для туристов, пользующихся услугами туристических компаний

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г.

Статья 14. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 08.06.2020) “Об основах туристской деятельности в РФ”

о национальных и религиозных особенностях страны места временного пребывания;.

Глава I. Общие положения

Федеральный закон N 132-ФЗ от 24.11.1996

  • Статья 1. Основные понятия
  • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности

туризм внутренний туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;.

Глава I. Общие положения

Общие положения.

Последние изменения, внесенные в закон о туризме

По прошествии 20 лет, ФЗ №123 претерпел ряд важнейших изменений. Согласно последней редакции, правки были внесены в статьи №1 и №6. Рассмотрим подробнее.

Согласно статье №1, оказание экстренной помощи туристам дополнено обязанностью по перевозке граждан на территорию РФ из другой страны. Эти и другие услуги предоставляются международными объединениями туроператоров. Помимо этого, последняя редакция статьи дополнилась новыми актуальными понятиями:

  • электронный билет — туристическая путевка, составленная на основании оплаченных услуг по договору с оператором. Документ является официальным и котируется в других странах;
  • детский туризм — предоставление отдыха детям, не достигшим совершеннолетнего возраста. Путешествие представляет собой организованную группу туристов под руководством взрослого, временно исполняющего обязанности попечителя;
  • система указателей по ориентированию туристов в новой местности или стране —
    сведения по:

  • архитектурным зданиям, отелям;
  • навигация по улицам и адресам;
  • техническим приспособлениям, необходимым для туристов в новой стране.

Изменения в статье №6 касаются организации фонда «Турпомощи». Согласно последним данным, операторы обязаны оплачивать страховые взносы в резервный и компенсационный фонды персональной ответственности:

  • 50 000 руб. – для туроператоров, с клиентской базой менее 10 тыс. туристов;
  • 100 000. руб. – к оплате организаций, которые ежегодно отправляют заграницу менее 100 тыс. туристов;
  • 300 000 руб. – к оплате туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного отдыха за год составляет более чем 100 тыс.;
  • 500 тыс. рублей – для организаций, которые предоставляют услуги заграничного отдыха более 500 тысячам граждан РФ.

Федеральный закон 132 Об основах туристской деятельности в Российской Федерации регламентирует основные составляющие туристического труда на рынке, а также возможность реализации услуг за пределами РФ.

Отказ от туров из-за чрезвычайных обстоятельств

Мохов Г. А. , генеральный директор «Юридического Агентства Персона Грата»

Начало 2011 года оказалось богато на чрезвычайные происшествия в странах, традиционно занимающих лидирующие позиции в сфере выездного туризма – в Тунисе и Египте вспыхнули антиправительственные волнения. Срыв поездки зачастую влечет весьма ощутимые для турфирм потери, связанные с возвратом денег клиентам и трудностью получения денежных средств от партнеров.

Информирование туристов об угрозе

Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – закон о туризме), Рос¬туризм обязан информировать турфирмы и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности путешественников в стране (месте) временного пребывания.

Соответственно, турфирма в рамках выполнения требований статьи 10 закона о туризме (о предоставлении полной информации клиенту) также должна сообщить туристу о неспокойных местах для поездки.

Когда возможен отказ от поездки

Если в стране (месте) временного пребывания туриста возникла угроза безопасности его жизни и здоровья, турист или турфирма вправе потребовать в суде расторгнуть договор о реализации туристского продукта или изменить его. Такая норма закреплена в статье 14 закона туризме. В этом случае возможно два варианта. Если договор расторгнут до начала запланированного путешествия, туристу (иному заказчику) возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта. Если расторжение произошло после начала путешествия – часть оплаты в размере, пропорциональном стоимости услуг, не оказанных туристу.

Кто определяет угрозу

Наличие угрозы безопасности туристов подтверждается соответствующими решениями органов государственной власти. Так, на сайте Ростуризма 14 января 2011 года была размещена следующая информация:

«По сообщению Министерства иностранных дел Российской Федерации, в настоящее время в Тунисе сохраняется напряженная обстановка и не исключается ее дальнейшее обострение. В связи с этим Ростуризм рекомендует российским гражданам воздерживаться от поездок в эту страну, а уже находящимся в Тунисе нашим соотечественникам – соблюдать все необходимые меры безопасности и не посещать места проведения массовых акций протеста».

Более категоричны были формулировки государственных органов в связи с ситуацией в Египте.

В заявлении Минспорттуризма России, Ростуризма от 31 января 2011 года говорилось следующее: «В Египте сложились обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите российских граждан и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации.

Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», данные обстоятельства квалифицируются как угроза безопасности туристов. Указанные обстоятельства подтверждены рекомендацией МИД России от 28 января 2011 года о нежелательности въезда в Египет и приказом Ростуризма от 29 января 2011 г. № 13.

Напоминаем, что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении».

Аналогичную позицию выразил Рос¬потребнадзор в письме от 31 января 2011 года.

Правда, в отличие от однозначной формулировки по Египту в сообщении Ростуризма на тему беспорядков в Тунисе от 14 января 2011 года выражение «угроза безопасности» не используется. Говорится лишь о «напряженной обстановке» и ее «дальнейшем обострении», что дает возможность для определенного «маневра» в суде.

Кто возвращает деньги за путевки

Сложность в применении статьи 14 закона о туризме состоит в том, что она не предусматривает, кто конкретно должен возвращать деньги туристу, если, скажем, он приобрел путевку через посредника.

Как показывает практика, в данной ситуации возможно два варианта:

1) турагент возвращает клиенту только сумму, равную своему вознаграждению, оставшиеся деньги выплачивает непосредственно туроператор;

2) всю сумму возвращает турагент, а затем он требует компенсацию у туроператора.

К сожалению, второй вариант достаточно рискован для турагентов.

Так, если всю сумму возвращает турагент, в последующем у него могут возникнуть трудности с получением денег от туроператора. Ведь тот нередко ссылается на штрафные санкции за отказ от тура, установленные договором между турагентом и туроператором (без учета причин такого отказа). Следует отметить, что позиция арбитражных судов относительно правомерности применения таких штрафных санкций до сих пор остается неоднозначной.

В свою очередь действия туроператора по отказу в возврате денежных средств туристам и турагентам зачастую обусловлены тем, что поставщики услуг – отели и авиакомпании – также отказывают в выплате компенсаций за неиспользованные услуги.

Таким образом, в отличие от туристов, чьи интересы защищают как закон, так и прямые указания государственных органов, турфирмы (в особенности турагенты) при возникновении чрезвычайных ситуаций оказываются незащищенными законодательно.

Хотя требования туристов, адресованные турагентам, действующим в рамках полномочий агента (комиссионера), установленных посредническими договорами с туроператором, должны рассматриваться туроператором и мотивированно удовлетворяться либо с предложением о предоставлении альтернативной услуги по договору о реализации туристского продукта, либо с указанием порядка и сроков возврата денежных средств.

Турагент, как лицо, действующее за счет туроператора в сделке по реализации туристского продукта, не обладает достаточной компетенцией в данных правоотношениях, чтобы принимать решение о возврате денежных средств туристу, и обязан следовать указаниям туроператора (принципала).

Если туроператор принимает решение об отмене чартерного рейса и прекращении оказания услуг, но при этом отказывает в возврате денежных средств по неисполненному договору и не предлагает альтернативной возможности изменения договора, то возникает событие, являющееся страховым случаем по договору страхования гражданской ответственности туроператора.

Правда, только если данное событие не будет признано страховщиком исключением из страхования.

Если договор расторгает (изменяет) турфирма

Вместе с тем следует учитывать, что положениями статьи 14 закона о туризме право требовать расторжения или изменения договора при наличии информации об угрозе безопасности предоставлено не только туристу, но также турагенту и туроператору.

Таким образом, турагент и туроператор вправе (в том числе в досудебном порядке при рассмотрении заявления туриста) предложить клиенту изменить даты путешествия или выбранную для поездки страну.

Турист или иной заказчик туристского продукта вправе принять предложение об изменении договора либо отказаться от него и потребовать его расторжения (договор оказания туристских услуг – разновидность договора возмездного оказания услуг).

Читайте также:  Как получить черногорский паспорт в 2020 году

В случае расторжения договора и отказа туроператора от возврата денежных средств решение о возмещении причиненных убытков принимает суд по заявлению путешественника.

Если турист все же оказался за границей

Если же турист уже оказался за границей (и там возникли форс-мажорные обстоятельства), помощь россиянам оказывают дипломатические и консульские учреждения (Положение о предоставлении помощи в возвращении в РФ гражданам РФ, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 мая 2010 г. № 370).

Положение о предоставлении помощи действует с 9 декабря 2010 года.

Однако на помощь можно рассчитывать лишь в исключительных случаях. Это ситуации, при которых нахождение гражданина за границей небезопасно для его жизни. И когда у него нет собственных денег для возвращения в страну.

Чтобы получить помощь, гражданину придется подать в загранучреждение на территории иностранного государства пакет документов (п. 3 Положения). Это:

1) заявление (в отношении себя, супруга (супруги), своих несовершеннолетних детей, а также иных сопровождаемых им соотечественников, законным представителем которых он является) в произвольной форме на имя руководителя загранучреждения РФ с изложением обстоятельств, в результате которых он оказался на территории иностранного государства без средств к существованию;

2) документ, удостоверяющий личность гражданина РФ и подтверждающий принадлежность к гражданству РФ, или иные официальные документы, выданные компетентными органами России (по возможности);

3) официальные документы, выданные компетентными органами и учреждениями иностранного государства и имеющие отношение к обстоятельствам обращения за помощью (по возможности).

Рассматривает заявления граждан специальная комиссия загранучреждения. В ее состав обязательно включается бухгалтер, ведь именно на нем лежит контроль за расходами учреждения. При этом комиссия проводит некоторые предварительные процедуры (п. 6 Положения):

– проверяет достоверность изложенных в заявлении фактов;

– выясняет обстоятельства пребывания гражданина РФ на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания);

– запрашивает при необходимости документы, относящиеся к вопросу (в том числе в электронной и факсимильной формах).

На все эти процедуры комиссии дается срок, не превышающий 72 часов, приходящихся на рабочие дни. По итогам рассмотрения заявления члены комиссии большинством голосов принимают решение о предоставлении помощи, прекращении оказания помощи либо об отказе в ее предоставлении.

Рассматривая иски о последствиях расторжения договора в связи с угрозой безопасности туристов, суды, как правило, оценивают степень опасности применительно к конкретному договору. При этом учитываются место, время и особенности путешествия.

Информация, поступившая от органов исполнительной власти, служит одним из доказательств имеющейся угрозы. В большинстве случаев суды принимают подобные сообщения органов власти как достаточное доказательство угрозы для жизни и здоровья туристов и удовлетворяют требования путешественников о возврате им стоимости тура.

Напоминаем, что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении.

Обзор Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”

Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и партнеры» подготовила обзор Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”.

1. Изменения в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Закон предусматривает наделение Правительства полномочиями по установлению особенностей отмены, замены или переноса проводимых организацией исполнительских искусств или музеем мероприятий в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ или на ее части (ст. 1).

2. Изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

  1. Понятие «чрезвычайная ситуация» включает в себя теперь и случаи распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (ч.1 ст.2);
  2. Правительство РФ наделяется правом при угрозе возникновения отдельных ЧС принять решение об осуществлении им полномочий координационного органа единой гос. системы предупреждения и ликвидации ЧС. В связи с осуществлением названных полномочий Правительство может осуществлять и иные права, указанные в законе(ч.2 ст.2).
  3. Правительству предоставлено право вводить решение о введении режима повышенной готовности или ЧС на территории РФ или её части, устанавливать в таких случаях обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения (ч. 3 ст.2).
  4. Органы государственной власти субъектов РФ наделены аналогичным правом, издаваемые им правила не могут противоречить правилам, установленным Правительством (ч.4 ст. 2).
  5. Избирательным комиссиям предоставлено право при введении режима повышенной готовности или ЧС откладывать проведение выборов и референдумов (ч.5 ст. 2).

3. Изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

  1. Определены обстоятельства, при которых Правительством РФ может быть принято решение о возврате уплаченных за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператора (далее – ФПОТ).
  2. Правительство при возникновении указанных законом оснований может менять сроки перечисления ежегодного взноса туроператора в ФПОТ.
  3. Правительство получило право устанавливать порядок и условия возврата уплаченных за туристский продукт денежных сумм из денежных средств ФПОТ (ч. 2 ст. 3).

4. Изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

  1. Указанный закон дополняется ст. 10.1 о порядке проведения выборов и референдума при введении режима повышенной готовности или ЧС. В соответствии с данной статьей, проведение выборов и референдума в данных обстоятельствах может быть отложено (ч.1 ст. 4).
  2. Закон определяет избирательную комиссию, уполномоченную принимать решение об отложении выборов или референдума на соответствующем уровне (ч. 2 ст. 4);
  3. Соответствующая избирательная комиссия наделяется правом определения сроков и порядка совершения избирательных действий при введении режима повышенной готовности или ЧС (ч.3 ст.4).
  4. До проведения новых выборов ранее избранные органы и депутаты продолжают исполнять полномочия до отмены соответствующего режима и избрания новых органов и депутатов (ч.4 ст.4).

5. Изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

  1. Правительство РФ наделяется правом при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов и устанавливать срок введения моратория, а также продлять его, если обстоятельства-основания введения моратория не отпали (ч. 1 ст.5).
  2. Заявления, поданные в арбитражный суд в период действия моратория, подлежат возвращению. Уведомление кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом, не подлежит размещению в Интернете (ч.2 ст.5).
  3. Закон приостанавливает на период действия моратортия обязанность подачи заявления о признании лица банкротом (ст.9 и п.1 ст.213.4 Закона о банкротстве), возможность обращения взыскания на заложенное имущество и др. (ч. 3 ст.5).
  4. Закон предусматривает особенности рассмотрения дел о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения действия моратория (ч.4 ст. 5).
  5. Введение моратория не исключает возможности проведения по решению арбитражного управляющего проводятся собрания кредиторов, комитета кредиторов, участников строительства и собрания работников, бывших работников любого должника (ч. 5 ст.5).

6. Изменения в статью 26 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

  1. Статья устанавливает особенности проведения проверок не только в отношении субъектов малого предпринимательства, но и среднего предпринимательства, а также распространится на все проверки, а не только на плановые (ч.1 и ч.2 ст.6).
  2. В отношении субъектов МСП не проводятся проверки с 1 апреля по 31 декабря 2020 года, если иное не установлено Правительством, а также за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение ЧС (ч.3 ст.6).

7. Изменения в часть 8 статьи 13 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»

Правительство РФ получило право государственной регистрации лекарственных препаратов, которые предназначены не только для применения в условиях военных действий и чрезвычайных ситуаций, но также и в условиях предупреждения чрезвычайных ситуаций (ст.7).

8. Изменения в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

  1. Высшее должностное лицо субъекта в условиях ЧС и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих вправе установить срок подачи уведомления о включении мед. организации в реестр мед. организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного мед. страхования (ч.1 ст.8).
  2. В составе расходов и доходов бюджетов территориальных фондов выделены соответствующие категории межбюджетных трансфертов в условиях ЧС и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих (ч.2 ст.8).
  3. В указанных ситуациях Правительство РФ наделяется правом устанавливать особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (ч.3 ст.8).
Читайте также:  Можно ли беременным летать на самолете: до какого срока разрешены перелеты

9. Изменения в статью 15 Федерального закона от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Новые нормы устанавливают периодичность осуществления технического осмотра транспортных средств в зависимости от категории транспортного средства (ст. 9).

10. Изменения в статью 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

  1. Правительство получило право устанавливать особенности обращения государственной регистрации медицинских изделий, которые предназначены для применения не только в условиях военных действий, ЧС, но и в условиях предупреждения ЧС (ч.1 ст.10).
  2. Правительству дано право устанавливать на срок до 90 дней ограничения на оптовую и розничную торговлю мед. изделиями в условиях ЧС и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (ч.2 ст.10).

11. Изменения в в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

  1. Пеня может исчисляться не только от цены контракта, но и от цены отдельного этапа исполнения контракта (ч.2 ст.11).
  2. Изменены отдельные условия, при которых закупка может производиться у единственного поставщика: так, она может производиться при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи (ч.4 ст.11).
  3. В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги (ч. 24 ст. 22), если при его исполнении в связи с распространением коронавируса, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли форс-мажорные обстоятельства. Устанавливаются условия, которые должны учитываться при изменении контракта (ч.6 ст.11).

12. Изменения в статью 5 Федерального закона от 6 июня 2019 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  1. Дата вступления в силу этого закона перенесена на 1 марта 2021 г. (ч.1 ст. 12).
  2. Изменены условия прохождения аккредитации операторами технического осмотра (ч.2 и ч.3 ст. 12).

13. Изменения в ст. 2 Федерального закона от 26 июля 2019 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Вступление в силу пунктов 3 – 5 ст. 1 данного закона перенесено на 1 марта 2022 года.

14. Изменения в ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 2019 года № 425-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»

Вступление в силу данного закона перенесено на 1 января 2021 г.

15. Изменения в ст.7 Федерального закона от 27 февраля 2020 года № 27-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Изменен срок действия отдельных положений закона.

16. Статья 16

Наделяет Правительство правом до 31.12.2020 г. устанавливать иные случаи осуществления закупок у единственного поставщика и порядок осуществления данных закупок по сравнению с тем, который предусмотрен Закном от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе…».

17. Статья 17

Наделяет Правительство в 2020 г. определять:

  1. особенности видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ч.1 ст.17).
  2. Особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов и иных разрешительных режимов, предусмотренных в рассматриваемом Законе. Отельные полномочия могут быть делегированы Правительством уполномоченным федеральным органам исполнительной власти (ч.2 ст.17).

18. Статья 18

До 1 января 2021 года Правительство вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством, а также особенности уплаты ряда иных платежей.

19. Статья 19

В отношении договоров аренды недвижимости, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта РФ решения о введении режима повышенной готовности или ЧС на территории субъекта Российской Федерации (в соответствии со ст. 11 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий…»):

  1. арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение к договору аренды недвижимости в течение 30 дней с момента обращения арендатора об отсрочке платы арендной платы, предусмотренной в 2020 году.Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  2. Размер арендной платы в отношении таких договоров может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.
  3. Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества из-за принятия субъектом РФ решения о введении соответствующего режима на территории субъекта РФ.

20. Статья 20

Приостановлено до 1 января 2021 года действие части первой статьи 26 3-1 в части участия субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им.

21. Статья 21

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Источник: Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”.

11 ФЗ от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ О защите населения и территорий.

Статья 1. Законодательство о гражданском судопроизводстве

СТ 1 ГПК РФ

1. Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации”, настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи – также Федеральным законом “О мировых судьях в Российской Федерации”.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора.

3. Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.

4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также – суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

– Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией подписан в г.

Ответственность туроператоров по 132 ФЗ

Согласно ФЗ №132, туроператор несет ответственность за предоставленные услуги, а именно:

  • прибытие граждан РФ в страну или местность, согласно договору оказания возмездных услуг;
  • размещение туристов и предоставление необходимых условий для проживания;
  • качество питания;
  • перевозку туристов в стране временного пребывания (обеспечение трансфером, билетом на авиа перелет);
  • предоставление экскурсий, гида, переводчика;
  • составление маршрута путешествия согласно требованиям;
  • иные услуги по договору.

Согласно статье №17 ФЗ-132, туроператор обеспечивает оказание всех услуг, входящих в турпродукт, и несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору. В случае причинения морального или физического ущерба, гражданам возвращается полная стоимость услуги, а также компенсируется размер нанесенного вреда.

По закону, положения договора о реализации турпродукта, заключаемого с туристом, или договора между турагентом и туроператором, не способны ограничить право туриста на предъявление требований к турфирмам. Таким образом, организаторы путешествия в полном объеме несут ответственность по всем требованиям туристов согласно договору о реализации туристского продукта. Страховая компания и банк не гарантируют исполнение обязательств со стороны оператора.

Рассмотрим подробнее.

Отказ от туров из-за чрезвычайных обстоятельств

Мохов Г. А. , генеральный директор «Юридического Агентства Персона Грата»

Начало 2011 года оказалось богато на чрезвычайные происшествия в странах, традиционно занимающих лидирующие позиции в сфере выездного туризма – в Тунисе и Египте вспыхнули антиправительственные волнения. Срыв поездки зачастую влечет весьма ощутимые для турфирм потери, связанные с возвратом денег клиентам и трудностью получения денежных средств от партнеров.

Информирование туристов об угрозе

Читайте также:  Как получить электронную визу в Индию самостоятельно онлайн

Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – закон о туризме), Рос¬туризм обязан информировать турфирмы и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности путешественников в стране (месте) временного пребывания.

Соответственно, турфирма в рамках выполнения требований статьи 10 закона о туризме (о предоставлении полной информации клиенту) также должна сообщить туристу о неспокойных местах для поездки.

Когда возможен отказ от поездки

Если в стране (месте) временного пребывания туриста возникла угроза безопасности его жизни и здоровья, турист или турфирма вправе потребовать в суде расторгнуть договор о реализации туристского продукта или изменить его. Такая норма закреплена в статье 14 закона туризме. В этом случае возможно два варианта. Если договор расторгнут до начала запланированного путешествия, туристу (иному заказчику) возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта. Если расторжение произошло после начала путешествия – часть оплаты в размере, пропорциональном стоимости услуг, не оказанных туристу.

Кто определяет угрозу

Наличие угрозы безопасности туристов подтверждается соответствующими решениями органов государственной власти. Так, на сайте Ростуризма 14 января 2011 года была размещена следующая информация:

«По сообщению Министерства иностранных дел Российской Федерации, в настоящее время в Тунисе сохраняется напряженная обстановка и не исключается ее дальнейшее обострение. В связи с этим Ростуризм рекомендует российским гражданам воздерживаться от поездок в эту страну, а уже находящимся в Тунисе нашим соотечественникам – соблюдать все необходимые меры безопасности и не посещать места проведения массовых акций протеста».

Более категоричны были формулировки государственных органов в связи с ситуацией в Египте.

В заявлении Минспорттуризма России, Ростуризма от 31 января 2011 года говорилось следующее: «В Египте сложились обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите российских граждан и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации.

Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», данные обстоятельства квалифицируются как угроза безопасности туристов. Указанные обстоятельства подтверждены рекомендацией МИД России от 28 января 2011 года о нежелательности въезда в Египет и приказом Ростуризма от 29 января 2011 г. № 13.

Напоминаем, что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении».

Аналогичную позицию выразил Рос¬потребнадзор в письме от 31 января 2011 года.

Правда, в отличие от однозначной формулировки по Египту в сообщении Ростуризма на тему беспорядков в Тунисе от 14 января 2011 года выражение «угроза безопасности» не используется. Говорится лишь о «напряженной обстановке» и ее «дальнейшем обострении», что дает возможность для определенного «маневра» в суде.

Кто возвращает деньги за путевки

Сложность в применении статьи 14 закона о туризме состоит в том, что она не предусматривает, кто конкретно должен возвращать деньги туристу, если, скажем, он приобрел путевку через посредника.

Как показывает практика, в данной ситуации возможно два варианта:

1) турагент возвращает клиенту только сумму, равную своему вознаграждению, оставшиеся деньги выплачивает непосредственно туроператор;

2) всю сумму возвращает турагент, а затем он требует компенсацию у туроператора.

К сожалению, второй вариант достаточно рискован для турагентов.

Так, если всю сумму возвращает турагент, в последующем у него могут возникнуть трудности с получением денег от туроператора. Ведь тот нередко ссылается на штрафные санкции за отказ от тура, установленные договором между турагентом и туроператором (без учета причин такого отказа). Следует отметить, что позиция арбитражных судов относительно правомерности применения таких штрафных санкций до сих пор остается неоднозначной.

В свою очередь действия туроператора по отказу в возврате денежных средств туристам и турагентам зачастую обусловлены тем, что поставщики услуг – отели и авиакомпании – также отказывают в выплате компенсаций за неиспользованные услуги.

Таким образом, в отличие от туристов, чьи интересы защищают как закон, так и прямые указания государственных органов, турфирмы (в особенности турагенты) при возникновении чрезвычайных ситуаций оказываются незащищенными законодательно.

Хотя требования туристов, адресованные турагентам, действующим в рамках полномочий агента (комиссионера), установленных посредническими договорами с туроператором, должны рассматриваться туроператором и мотивированно удовлетворяться либо с предложением о предоставлении альтернативной услуги по договору о реализации туристского продукта, либо с указанием порядка и сроков возврата денежных средств.

Турагент, как лицо, действующее за счет туроператора в сделке по реализации туристского продукта, не обладает достаточной компетенцией в данных правоотношениях, чтобы принимать решение о возврате денежных средств туристу, и обязан следовать указаниям туроператора (принципала).

Если туроператор принимает решение об отмене чартерного рейса и прекращении оказания услуг, но при этом отказывает в возврате денежных средств по неисполненному договору и не предлагает альтернативной возможности изменения договора, то возникает событие, являющееся страховым случаем по договору страхования гражданской ответственности туроператора.

Правда, только если данное событие не будет признано страховщиком исключением из страхования.

Если договор расторгает (изменяет) турфирма

Вместе с тем следует учитывать, что положениями статьи 14 закона о туризме право требовать расторжения или изменения договора при наличии информации об угрозе безопасности предоставлено не только туристу, но также турагенту и туроператору.

Таким образом, турагент и туроператор вправе (в том числе в досудебном порядке при рассмотрении заявления туриста) предложить клиенту изменить даты путешествия или выбранную для поездки страну.

Турист или иной заказчик туристского продукта вправе принять предложение об изменении договора либо отказаться от него и потребовать его расторжения (договор оказания туристских услуг – разновидность договора возмездного оказания услуг).

В случае расторжения договора и отказа туроператора от возврата денежных средств решение о возмещении причиненных убытков принимает суд по заявлению путешественника.

Если турист все же оказался за границей

Если же турист уже оказался за границей (и там возникли форс-мажорные обстоятельства), помощь россиянам оказывают дипломатические и консульские учреждения (Положение о предоставлении помощи в возвращении в РФ гражданам РФ, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 мая 2010 г. № 370).

Положение о предоставлении помощи действует с 9 декабря 2010 года.

Однако на помощь можно рассчитывать лишь в исключительных случаях. Это ситуации, при которых нахождение гражданина за границей небезопасно для его жизни. И когда у него нет собственных денег для возвращения в страну.

Чтобы получить помощь, гражданину придется подать в загранучреждение на территории иностранного государства пакет документов (п. 3 Положения). Это:

1) заявление (в отношении себя, супруга (супруги), своих несовершеннолетних детей, а также иных сопровождаемых им соотечественников, законным представителем которых он является) в произвольной форме на имя руководителя загранучреждения РФ с изложением обстоятельств, в результате которых он оказался на территории иностранного государства без средств к существованию;

2) документ, удостоверяющий личность гражданина РФ и подтверждающий принадлежность к гражданству РФ, или иные официальные документы, выданные компетентными органами России (по возможности);

3) официальные документы, выданные компетентными органами и учреждениями иностранного государства и имеющие отношение к обстоятельствам обращения за помощью (по возможности).

Рассматривает заявления граждан специальная комиссия загранучреждения. В ее состав обязательно включается бухгалтер, ведь именно на нем лежит контроль за расходами учреждения. При этом комиссия проводит некоторые предварительные процедуры (п. 6 Положения):

– проверяет достоверность изложенных в заявлении фактов;

– выясняет обстоятельства пребывания гражданина РФ на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания);

– запрашивает при необходимости документы, относящиеся к вопросу (в том числе в электронной и факсимильной формах).

На все эти процедуры комиссии дается срок, не превышающий 72 часов, приходящихся на рабочие дни. По итогам рассмотрения заявления члены комиссии большинством голосов принимают решение о предоставлении помощи, прекращении оказания помощи либо об отказе в ее предоставлении.

Рассматривая иски о последствиях расторжения договора в связи с угрозой безопасности туристов, суды, как правило, оценивают степень опасности применительно к конкретному договору. При этом учитываются место, время и особенности путешествия.

Информация, поступившая от органов исполнительной власти, служит одним из доказательств имеющейся угрозы. В большинстве случаев суды принимают подобные сообщения органов власти как достаточное доказательство угрозы для жизни и здоровья туристов и удовлетворяют требования путешественников о возврате им стоимости тура.

Информирование туристов об угрозе.

Добавить комментарий