Маятниковая миграция населения в России

Преимущества и недостатки маятниковой миграции

Маятниковая миграция имеет неоднозначный характер и несет плюсы и минусы как миграционным донорам, так и реципиентам.

В итоге получается ситуация, когда маятниковые мигранты платят налоги в другом поселении, а пользуются инфраструктурой по месту жительства.

Частые проблемы маятниковой миграции

Маятниковая миграция примеры имеет явные. Такие города, как Москва и Питер, являются яркими представителями такого явления.

Первая важная проблема – это количество потраченных денег на дорогу. Но в сравнении с тем, сколько человек получает, работая в городе, сумма для него не такая уже большая. Зато остальные деньги он может тратить на себя.

Одна из проблем маятниковой миграции – экологическая. Такое огромное количество машин, которое передвигается из города в пригород и обратно, наносит огромный вред природе. Но при всём этом власти говорят о том, что данный процесс вполне контролируем.

Инфраструктура настолько развивается в городах, куда едут работать люди, что количество торговых центров и фирм по оказанию каких-либо услуг с каждым днём становится всё больше. Возможно, для кого-то это не проблема. Но косвенно: у людей практически нет какого-либо выбора в посещении каких-либо более значимых мест вроде музеев и театров. Всё сосредоточено на сфере продаж. Но если не всё, то очень многое. С другой стороны – это хорошо. Количество рабочих мест уж точно не уменьшается.

Маятниковая миграция такое название имеет не случайно. Человек действительно как маятник в течении дня – из одного места перемещается в другое. И если поехать, например, в пригород Москвы, то можно встретить яркого представителя такой категории людей.

Но если не всё, то очень многое.

Проблемы маятниковой миграции

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.05.2014 2014-05-19

Статья просмотрена: 2577 раз

Для примера представлена таблица 1 о средней заработной плате по видам деятельности.

Особенности маятниковых передвижений

Люди тратят большую часть личного времени в дороге не по собственной прихоти, а из экономических соображений. Как правило, в крупном городе, особенно в центре, находится средоточие источников большого заработка, жилье же, напротив, стоит тем дешевле, чем дальше от центра расположено.

Чем крупнее и развитее город, тем интенсивнее будет движение маятниковых мигрантов. В какой-то момент город исчерпает свои ресурсы по образованию новых рабочих мест, а в пригороде, где, напротив, будет не хватать предприятий, магазинов, образующих удобную инфраструктуру, такая возможность появится. И движение, ранее направленное исключительно в центр, развернется в обратном направлении: теперь мы будем наблюдать два встречных потока, один из которых по-прежнему направлен в центр, а другой – из центра в пригород. Таким образом полярность между деловым центром и спальным пригородом несколько уменьшится, и пригород сам станет небольшим центром притяжения рабочей силы.

Преимущества и недостатки.

Миграция в России: проблемы и статистика

Российские маятниковые мигранты ежедневно сталкиваются с рядом проблем:

  • есть развязка общественного транспорта, но не во всех регионах страны хорошие дороги (износ личного автомобиля);
  • затраченное на дорогу время (возможны опоздания на работу и взыскания от руководства);
  • трудно найти хорошую должность (неподходящий график работы и нет возможности приобрести жилье рядом);
  • оплата проезда (около 30% от заработанных средств).

Езда на личном транспортном средстве подразумевает трату денег на бензин. Некоторые организации осуществляют подвоз сотрудников. Это уменьшает траты на проезд, но возникают проблемы увеличения времени на остановки при развозе.

По приблизительным данным, каждый год число маятниковых мигрантов растет на 10% (150–200 тысяч человек).

трудно найти хорошую должность неподходящий график работы и нет возможности приобрести жилье рядом ;.

В чем особенности маятниковой миграции населения и что это значит?

Миграционные процессы движения населения могут носить как внутренний, так и внешний характер. Во втором случае подразумевается пересечение территориальных границ государства и въезд в другую страну, а в первом – о нем пойдет речь в данной статье, действие происходит в пределах отдельно взятого государства. Что это за явление и как оно проявляется в РФ, давайте разбираться.

В некоторых государствах проблема маятниковой миграции стоит настолько остро, что ее размеры сопоставимы с ежегодным переездом населения в другие страны на безвозвратной основе, а в ряде случаев даже превышают эти показатели.

Причины маятниковой миграции

Во время отсутствия у людей автомобилей и других цивилизационных преимуществ, российские граждане старались проживать рядом со своей работой. Другого выхода данных лиц не имелось.

Но при появлении транспорта у людей появилась возможность жить за пределами города и приезжать в него только для того, чтобы работать. Благодаря отсутствию ограничений, количество рабочей силы в городе со стороны местных граждан увеличивалось. Соответственно, город рос и увеличивался.

Появлялись дополнительные места работы, которые потом были заняты жителями пригородов и деревень. Так появлялись спальные районы, где были исключительно жилые постройки и не имелось предприятий и организаций. После этого города разрастались в разные стороны и таким способом появились большие мегаполисы.

Это явление стало более массовым к началу XXI века.

В данный момент любой человек, живущий в большом городе, прекрасно имеет представление о том, что существует маятниковая миграция. Именно так и называют ежедневное перемещение людей от собственного жилья до места учебы или работы.

Такое явление происходит в любом крупном или маленьком городе, имеющим муниципальные районы.

О терминологии

Первоначально необходимо разобраться с некоторыми терминами. В широком смысле сама по себе миграция подразумевает «переселение, перемещение». Сегодня данное явление распространяется на все процессы передвижения граждан как внутри государства, так и за его пределами. В результате таких перемещений происходят количественные и качественные изменения в самой группе мигрирующих лиц и в том обществе, в которое они попадают.

В целом миграцию можно разделить на две большие группы:

  • внутреннюю;
  • внешнюю.

Исходя из названий, очевидно, что в первом случае данный процесс происходит в рамках одной страны, а во втором выходит за них.

Основные особенности миграционного процесса можно выразить так:

  • преимущественно люди перемещаются на короткие расстояния;
  • в поле зрения мигрантов чаще всего попадают крупные города и развитые страны;
  • именно этому процессу обязаны многие населенные пункты своим ростом;
  • чаще всего причины, которые побуждают население сменить место жительства, – экономические.

Особенно заметен этот процесс при рассмотрении крупных мегаполисов, в которые каждый день утром прибывает довольно большое количество жителей пригородной зоны, а вечером, соответственно, покидает их.

Причины происхождения

Раньше, когда не было автомобилей, электричек и прочих благ цивилизации, люди жили рядом со своей работой или работали рядом с домом – кому как больше нравилось. Потому как другого выхода у них просто не было. Но вот появился транспорт, и работник обрел возможность жить не в центре, а в пригороде или вообще в соседнем селе, и приезжать в город лишь на работу, а вечером возвращаться обратно.

Читайте также:  Правила возврата авиабилета на самолет

Благодаря тому, что теперь количество рабочих рук в городе не ограничивалось лишь местными жителями, город имел возможность расти. Появлялись новые рабочие места, которые были заняты жителями пригорода – так появились спальные районы, где практически не было никаких предприятий – только жилые дома. Города разрастались вширь на периферии и ввысь в центре – появились мегаполисы.

К началу XXI века это явление приобрело массовый характер.

Теперь каждый житель большого города знает, что такое маятниковая миграция – это регулярное, чаще всего ежедневное перемещение населения к месту работы или учебы и обратно.

В отличие от обычной миграции, она проходит без смены постоянного места жительства и на общую численность населения в регионе не влияет.

Благодаря тому, что теперь количество рабочих рук в городе не ограничивалось лишь местными жителями, город имел возможность расти.

Росстат назвал лидирующие по оттоку работающего населения регионы

Почти 3 млн россиян (4,1% всего занятого населения) в 2019 году работали за пределами региона проживания, следует из данных Росстата по внутрироссийской трудовой миграции по итогам прошлого года. В абсолютном выражении численность граждан России, трудоустроенных не в родных местах, уменьшилась впервые с 2014 года, когда наблюдалось небольшое снижение: до этого года и после внутрироссийская миграция последовательно росла.

По мнению экспертов, снижение межрегиональной трудовой миграции не станет тенденцией: последствием пандемии COVID-19 может стать ее усиление из экономически слабых регионов в более сильные.

Региональные лидеры по оттоку работающего населения

Маятниковая трудовая миграция по итогам 2019 года обеспечила Московской и Ленинградской областям сохранение лидерства по доле занятого населения, выезжающего на работу за пределы своего региона. 20,2% работающего населения Подмосковья (более 822,1 тыс. человек; то есть каждый пятый занятый) трудились в другом субъекте Федерации, в Ленинградской области — 18,3% (170,5 тыс. человек). Ближайшие к Москве и Санкт-Петербургу, эти регионы являются поставщиками рабочей силы в столицы, отметил проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. За ними следуют Республика Адыгея (анклав внутри Краснодарского края), в которой 16,4% работающего населения выезжали на работу за ее пределы, Чувашия с 13,8% занятых и Калмыкия с 12,9%, следует из данных Росстата.

Численность занятого населения, работающего за пределами Московской области, в 2019 году сократилась на 81,6 тыс. человек по сравнению с 2018 годом (822,1 тыс. против 903,7 тыс.). Регион внес основной вклад в снижение трудовой миграции в целом по стране.

Снижение может объясняться точностью статистического учета трудовой миграции, считает главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич. Представленные Росстатом показатели «идут с очень большой недооценкой», госстатистика не может охватить весь пласт трудовой мобильности, которая в действительности намного выше, уверен эксперт.

Росстат ежегодно публикует сведения о межрегиональной трудовой миграции, которые получает по итогам ежемесячного обследования рабочей силы. Оно проводится на основе выборочного опроса населения старше 15 лет (до 2017 года в возрасте 15–72 лет) по месту постоянного проживания. Обследование охватывает все субъекты, городскую и сельскую местность. За каждое обследование опрашиваются около 77 тыс. человек (0,06% от численности населения обследуемого возраста). В соответствии с методологическими положениями при отсутствии лица на момент опроса сведения о нем могут быть получены со слов родственников.

Влияние пандемии на трудовую миграцию

Пандемический кризис и обвал цен на нефть приведут к ускорению внутрироссийской миграции в ближайшие два года: россияне будут стремиться в крупные экономические центры, из-за чего менее развитые регионы столкнутся с долгосрочным падением доходов и замедлением экономического развития, ожидают аналитики агентства Moody’s. Более чем в 75% регионов, где наблюдался миграционный отток населения в 2014–2017 годах, произошли снижение среднедушевых доходов и рост экономического неравенства, указали эксперты. Потеря трудоспособного населения приведет к замедлению деловой активности и снижению налоговых поступлений (НДФЛ, акцизов, налога на имущество и др.) в региональные бюджеты.

НДФЛ (85% зачисляется в региональный бюджет, 15% — в муниципальный) — важнейший источник доходов регионов, он уплачивается в бюджет по месту нахождения налогового агента, то есть работодателя. «Таким образом, регионы, жители которых выезжают на работу в другие субъекты, теряют часть своих доходов, что сдерживает развитие социальной и транспортной инфраструктуры в этих регионах», — заметил эксперт группы региональных рейтингов АКРА Максим Першин и напомнил, что «тема перечисления НДФЛ в бюджеты по месту жительства работников несколько раз поднималась, однако никакого движения в результате не произошло».

Экономические кризисы всегда провоцируют всплески миграционных волн и отток работающих из слабых регионов, что только усугубит неравенство в социально-экономическом развитии между субъектами Федерации, предупредил Сафонов. Пострадавшие из-за пандемии трудовые мигранты будут согласны на ту зарплату, которая устроит прежде всего работодателя, тем самым произойдет замена более дорогостоящей рабочей силы внутри региона на более дешевую ввозную, предупредил он. После спада на фоне карантинных ограничений снижение доходов населения возобновит внутрироссийскую миграцию и, возможно, даже усилит, полагает Першин.

Маятниковая миграция между Москвой и областью может ускориться, потому что столица будет восстанавливаться быстрее как богатейший город, указала Наталья Зубаревич. В целом усиление трудовой миграции между Москвой, Санкт-Петербургом и областями будет зависеть от темпов восстановления экономики после кризиса, а также от объемов жилищного строительства в прилегающих регионах, заметила она. Роста межрегиональной миграции за счет вахтовиков, по мнению Зубаревич, не произойдет, поскольку из-за соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи нефти затормозится развитие нефтегазодобывающих и инфраструктурных проектов, которые в основном создают такие рабочие места.

Регионы притяжения миграции внутри России

Лидерами по притоку внутрироссийских мигрантов являются Москва (21,6% работающего населения прибыли из других регионов) и Тюменская область с автономными округами (18,8%). Выше среднероссийского уровня (4,1%) доля трудовых мигрантов в Якутии (8,6%), Магаданской области (8,5%), Санкт-Петербурге (7,5%) и Московской области (4,5%).

Внутрироссийская миграция связана с отсутствием рабочих мест, слабым развитием экономики в регионе проживания, что вынуждает граждан искать работу в более развитых субъектах. Москва традиционно является чемпионом по приему рабочей силы, и приток происходит не только за счет маятниковой миграции из ближайших регионов Центрального федерального округа, но и трудовых мигрантов из Поволжья и с Северного Кавказа, пояснил Сафонов. Основной причиной миграции является разница в уровне зарплат, отмечает Першин. «В случае с Москвой и Санкт-Петербургом дополнительным фактором, стимулирующим маятниковую миграцию из соседних регионов, является разница в стоимости жилья между указанными городами и прилегающими к этим городам областями», — заметил он.

Тюменская область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО обеспечила себе второе место среди регионов за счет использования вахтового метода добычи нефти и газа в суровых климатических условиях, указывает аналитик АКРА. В Санкт-Петербург трудовых мигрантов кроме Ленинградской области поставляет Архангельская, Мурманская области и Карелия, сообщил Сафонов. Краснодарский край, где процент уезжающих на работу в другие регионы невелик, но таких людей достаточно много в абсолютном выражении, привлекает работников с северным стажем и бывших военнослужащих, перешедших по выслуге лет на гражданскую службу, отметил Сафонов. Добавочный приток трудовых мигрантов здесь обеспечивает Адыгея, которая расположена внутри Краснодарского края.

Читайте также:  В какие страны нужна шенгенская виза?/ Куда можно поехать в 2020, в Европу?

Из числа внутрироссийских трудовых мигрантов, выезжающих за пределы своего региона, наибольшая часть — 644 тыс. человек (22%) — заняты в строительстве, 383 тыс. (13,1%) — в транспортировке и хранении, 302 тыс. (10,3%) — в торговле, 279 тыс. (9,5%) — в добыче полезных ископаемых, а 261 тыс. человек (8,9%) — в обрабатывающей промышленности.

Среди населения, работающего за пределами своего региона, по сравнению с населением, работающим на территории региона проживания, выше доля граждан со средним образованием, средний возраст выезжающих составил в 2019 году 38,8 года (работающих на своей территории — 41,4 года), следует из данных Росстата. В среднем 46% выезжающих имеют стаж на последнем месте основной работы менее пяти лет, из них 11% — менее одного года.

Росстат ежегодно публикует сведения о межрегиональной трудовой миграции, которые получает по итогам ежемесячного обследования рабочей силы.

Что такое сальдо миграции

Для поддержания баланса общей численности населения внутри страны на международном уровне было введено такое понятие, как сальдо миграции – это количественный показатель отношения между прибытием в страну и выездом иностранцев из неё в связи с активизацией миграционных потоков.

Сальдо миграции вычисляется на основании зарегистрированных документов в процессе оформления приезжих силами миграционных служб, а также периодической общегосударственной переписи населения. В итоге показатель сальдо может быть положительным (как правило, в высокоразвитых странах) или отрицательным (чаще всего в странах третьего мира).

Положительное сальдо имеет следующие хорошие и одновременно плохие показатели для страны:

  • Повышение конкуренции среди трудового населения, за чем следует рост качества и квалификации задействованных в той или иной сфере граждан.
  • Появление большого количества конкурирующих предприятий, рост промышленности, торговли и сфер услуг, что влечёт за собой рост экономики государства в целом.
  • В то же время большое количество мигрантов сильно демпингуют общий уровень доходов населения в стране и создают предпосылки к росту безработицы населения.
  • В случае сезонной миграции приезжие отрабатывают несколько месяцев, платят налоги, а остальные деньги не тратят внутри страны, а вывозят на родину в виде СКВ.

Свободы и права мигранта

Отрицательное сальдо также имеет как положительные, так и негативные качества:

  • Для начала, дефицит рабочей силы создаёт ажиотажный спрос на квалифицированных работников, что приводит к росту их заработной платы.
  • Оборот валюты, как правило, преобладает внутри государства.
  • Но при этом данные факторы влияют на увеличение цены на продукцию, что снижает количество её оборотов на внешних рынках.
  • Снижение качества производимой продукции, товаров или услуг из-за отсутствия развития промышленности и прочих экономических сфер государства в целом. Монополизация и национализация производств.

Важно! В связи со сказанным выше, каждое государство стремится поддерживать миграционное сальдо примерно на нулевом уровне, не допуская отклонения стрелки весов ни вправо, ни влево.

Предоставление квот мигрантам, которые можно отследить на АИК миграционные квоты официальном сайте.

«Мертвые души» можно посчитать

Выделить группу маятниковых мигрантов можно с помощью анализа баланса структуры занятости населения. Авторы материала поясняют: если взять за основу трудоспособное население региона и последовательно вычесть из него все учтенные официальной статистикой группы населения – работников крупных и средних предприятий, людей, занятых в малом бизнесе, безработных, людей, занятых в неформальном секторе, и самозанятых, то в сухом остатке остаются «мертвые души». Большинство из них составляют маятниковые мигранты, предполагают исследователи.

Юлия и Юрий Шитовы подчеркивают: «Доля маятниковых трудовых мигрантов “центр-область” убывает при удалении от центра агломерации» (рис. 1). Причина тому – издержки регулярных поездок.

Рисунок 1. Корреляция между миграционным потоком центр-область и удаленностью района до Москвы для отдельных районов, данные 2001 г.

Возрастные и гендерные профили жителей Московской области МО , а также МТМ в 2001 году.

Видео: Интервью

Такой тип маятниковой миграции несколько отличается от стандартного исключительно временем для работы вахтовый метод подразумевает смену города на две недели, месяц, полгода и т.

Московская агломерация

По данным исследований на тему маятниковой миграции, в начале 2000 года в Москву из области на работу или учёбу ежедневно приезжали 800—850 тысяч человек, при этом и в область из столицы направлялось 200—250 тысяч [2] . Таким образом, общий оборот маятниковой миграции в Московской агломерации превысил 1 млн человек уже в начале 2000—х годов. В 2010 году положительное сальдо трудовой маятниковой миграции Москвы достигло 1,8 млн человек в сутки, причём заметный вклад в него вносили не только жители Московской области, но и другие ближайшие соседние регионы — Тульская, Владимирская и Калужская области [3] .

Встречный поток из города в область развит слабо из-за относительной малолюдности Киевской области.

Маятниковая миграция населения в России

Закономерное ограничение роста крупнейших городских агломераций вызывает привлечение трудовых ресурсов из пригородной зоны через маятниковые миграции, или поездки. В этих поездках участвуют не только жители городов и поселков городского типа, но и жители сельских поселений, расположенных близ транспортных магистралей, надежно связывающих ядро агломерации с периферийными участками. Как правило, удельный вес маятниковых мигрантов в пригородных сельских поселениях ниже, чем в городских поселениях, поскольку часть трудоспособного населения сел продолжает заниматься сельским хозяйством. Тем не менее трудовые поездки достаточно значительны, чтобы заниматься изучением их структуры, взаимодействия с демографической ситуацией и условиями их развития [1].

Цель исследования: выявление особенности демографических аспектов маятниковой миграции населения Нижегородской области. Постоянный приток социально активного населения в пригородную зону Нижнего Новгорода, а также развитие транспортной и инженерной инфраструктур областного центра приводили к тому, что не всегда новые специализированные участки и филиалы промышленного комплекса Нижнего Новгорода строились в тех городах, где это считалось целесообразным. Многие хозяйственные объекты размещаются вблизи городской черты, стимулируя здесь ускоренный рост и агломерацию поселений. Развитие такого процесса стимулирует маятниковую миграцию сельского населения и дополняет ее все возрастающими потоками межгородских маятниковых передвижений. Благодаря развитию маятниковой миграции часть необходимой городам рабочей силы привлекается из окружающих городских и сельских поселений. Особенно велико ее значение для социально-экономического развития такого города, как Нижний Новгород. здесь маятниковая миграция выполняет двойную роль: с одной стороны, она регулирует рост численности населения этого города; с другой – пополняет недостающие трудовые ресурсы.

Материалы и методы исследования

В процессе исследования нами были рассмотрены миграционные процессы Нижегородской области. Методы исследования: анализ литературы; картографический; описательный; геоинформационный; статистический; географического районирования. Наибольшее влияние на интенсивность трудовой маятниковой миграции оказывает величина городских поселений, уровень индустриального развития, их транспортная и временная доступность. Каков же социальный портрет маятникового мигранта? В числе работающих в городах, как отмечено ранее, основную массу представляют женщины (57 %). Это объясняется особыми условиями женского труда в сельском хозяйстве, строительстве и промышленности на селе [2]. Социология установили четкую закономерность, что именно неудовлетворительные условия труда на местах проживания вынуждают женщин работать в городах. По мере роста на селе рабочих мест с удовлетворительными условиями труда удельный вес женщин в числе работающих в городах должен сокращаться. Так оно и происходит фактически. Об этом свидетельствует сокращение удельного веса женщин-мигрантов с 65 % до 57 %. За последние годы произошли прогрессивные изменения в квалифицированно-должностной и профессионально-отраслевой структурах сельских работников, главным образом женщин [3].

Читайте также:  Как и где можно оформить Шенген с биометрией самостоятельно: подробная инструкция

Для маятниковых мигрантов, как мужчин, так и женщин, характерно преобладание молодежи по сравнению с другими работниками (17–30 лет). Следовательно, город притягивает к себе дефицитную на селе квалифицированную рабочую силу, поскольку уровень образования молодежи выше. В самом деле, среди сельских жителей, работающих в городах, каждый десятый имеет высшее или среднее специальное образование, каждый третий окончил курсы повышения квалификации или был подготовлен по новой профессии, каждый пятый закончил техникум или колледж. В числе маятниковых мигрантов лиц с полным средним общим образованием в 2 раза больше, чем среди работающих на селе. Поскольку в городах работают и люди старших возрастов, среди них есть работники с неполным общим средним образованием (почти половина всех мужчин) и даже с начальным (7 % всех работающих в городах). Среди работающих в городах выделяется группа мужчин 40–47 лет и женщин первого пятилетия после пенсионного возраста. Уровень образования маятниковых мигрантов позволяет им работать по самым разнообразным специальностям [4].

Результаты исследования и их обсуждение

В результате выборочного обследования маятниковых мигрантов Нижегородской области были получены следующие результаты. Во-первых, бросается в глаза, что маятниковые мигранты занимают рабочие места всех рангов. Однако в их числе в 2 раза меньше руководителей и специалистов и в 3 раза больше служащих-неспециалистов, чем у работающих на селе. Во-вторых, за пять лет в их социальном статусе, как и в составе всех работающих на селе, произошли существенные сдвиги в сторону сокращения занятых неквалифицированным трудом и увеличения удельного веса служащих-неспециалистов. Небольшой удельный вес высококвалифицированных работников среди мигрантов – результат проводимой работы на селе по дополнительному стимулированию дефицитного труда специалистов непосредственно в сельском хозяйстве (введение ряда льгот и привилегий).

Исследование маятниковых мигрантов по отраслям народного хозяйства Нижнего Новгорода в последние годы показало, что среди приезжающих преобладают мигранты, занятые в отраслях материального производства (79 %). При этом почти половина маятниковых мигрантов (45 %) занята в промышленности. В числе трудовых маятниковых мигрантов преобладают рабочие промышленности, строительства, работники просвещения, здравоохранения, а также работники учетно-плановых профессий. Спектр промышленных и строительных профессий весьма широк. Маятниковые мигранты работают электриками, электромонтерами, станочниками, штамповщиками, кузнецами, слесарями, малярами, штукатурами, столярами, плотниками, т.е. по тем профессиям, которые в перспективе должны занимать прочное место на селе по мере индустриализации сельского хозяйства и развертывания строительства предприятий и учреждений по обслуживанию населения [5]. Особенно велика доля мигрантов в промышленности деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, строительных материалов, химической, машиностроения и металлообработке.

Сельские мигранты имеют и другие социальные характеристики. Поскольку это прежде всего молодежь, то среди них больше одиночек, чем у работающих на селе (18 против 11 %). В семьях, работающих в городах, меньше число детей. Малодетность семей, работающих в городах, может быть фактором, позволяющим мигрантам работать в городах, поскольку у них больше свободного времени, чем у многодетных семей. Частично «погружение» в городской образ жизни, расширение круга потребностей и возможностей их удовлетворения, в том числе и повышенный уровень образования, отодвигают удовлетворение потребности в детях на второй план.

Социологами отмечено, что тесно связаны между собой такие черты индивида, как уровень образования и стремление повышать его: чем выше уровень образования, тем больше желание учиться дальше. Более высокая образовательная подготовка работающих в городах и в этом случае сочетается с большим удельным весом среди мигрантов, совмещающих работу с учебой (удельный вес этой категории работающих в городах выше в 2 раза и более по сравнению с работающими на селе). То обстоятельство, что одна треть учащихся из числа работающих в городах – это студенты заочных и вечерних высших и средних специальных учебных заведений, а еще одна треть из числа учащихся в городах намерена повысить свое образование в этих учебных заведениях, – еще одно свидетельство предпочтения маятниковыми мигрантами того социального блага, которого почти нет на селе. Отсюда социальная обусловленность маятниковой миграции в городах. Удовлетворить запросы сельской молодежи в среднем специальном и высшем образовании можно путем дальнейшего расширения заочного образования в вузах, техникумах и колледжах, организации консультативных и подготовительных курсов на селе, проведения выездных сессий в сельских районных центрах. Необходимо также расширить номенклатуру специальностей в колледжах и техникумах [6]. Дело в том, что в перспективе потребностей сельских предприятий в специалистах несельскохозяйственного профиля, особенно в сфере обслуживания населения, резко возрастут. Частичная подготовка их на селе может способствовать закреплению кадров.

Семьи маятниковых мигрантов, работающих в городах, характеризуются большим удельным весом не имеющих личного подсобного хозяйства: он в 3 раза больше, чем у работающих на селе. Правда, эта черта хозяйства вообще свойственна жителям пригородных поселений, поскольку среди них не так уж много работников, связанных с сельским хозяйством. Семьи маятниковых мигрантов в подавляющей части несельскохозяйственные. По данным выборочного обследования доля занятых в сельском хозяйстве во всем общественном хозяйстве пригородных поселений в области составила немного более одной пятой. Таким образом, для работающих в городах жителей пригородных поселений в целом характерно отсутствие личного подсобного хозяйства. Как оценить это явление? В условиях недостаточного снабжения населения сел продуктами через торговую сеть всем жителям села целесообразно иметь подсобное хозяйство. К сожалению, многие сельские жители, особенно те, кто имеет высокий уровень образования и более широкий набор потребностей, предпочитают его не иметь. Более того, в отдельных случаях необходимость ведения подсобного хозяйства может послужить мотивом маятниковой миграции из села в город, что видно из таблицы, в которой приведена структура мотивов потенциальной маятниковой миграции.

Структура мотивов потенциальной маятниковой миграции сельских жителей ( % к совокупности всех ответов)

Неудовлетворенность сельским образом жизни или населенным пунктам в целом

Наибольшее влияние на интенсивность трудовой маятниковой миграции оказывает величина городских поселений, уровень индустриального развития, их транспортная и временная доступность.

Добавить комментарий